Кивино гнездо: Даёшь молодежь!

БЕРД КИВИ

Года два, примерно, тому назад на страницах бумажной «Компьютерры» публиковалась большая аналитическая статья "4исла со смыслом", ныне аукнувшаяся любопытным событием в продолжение истории. В целом тот текст был посвящен проблемам образования в области точных наук — вроде падения престижности профессий учёных и инженеров, регулярных и мощных урезаний госбюджета на нужды развития науки, снижения качества преподавания математики и физики в школах, ну и так далее.

Данный процесс, как известно, характерен ныне для множества ведущих держав планеты, причины его формирования в общем-то понятны, но самое же интересное — как эту нехорошую ситуацию выправлять. Потому что в каждом государстве у кормила власти обычно отыскиваются люди не только влиятельные, но ещё, бывает, и умные. Которые понимают, что равнодушие политиков, в своем невежестве и алчности разваливающих достижения национальной науки и образования, в конечном счёте больно ударит и по государству, и по его властной элите. А потому в конкретной своей части та статья была посвящена занятному примеру — как в США некие влиятельные структуры пытаются поднять в народе авторитет науки и подогреть интерес школьников к изучению математики с помощью криминального сериала Numb3rs.

В лёгком и супер-успешном старте этого неординарного ТВ-проекта, обильно загруженного научными проблемами и при этом стабильно получавшего самое заманчивое время в сетке вещания — вечер пятницы — было что-то похожее на «чудо». И по ряду косвенных признаков можно было предположить, что незримыми волшебниками, это чудо обеспечившими, были военные и спецслужбы США. Ибо в этих структурах уже вполне ощутимо обозначился дефицит в притоке молодых и способных технарей, которых можно было бы допустить к государственным секретам. Никаких документальных подтверждений, впрочем, в то время для данной гипотезы не имелось.

Теперь же такой документ появился.

Дальше всех смотрящий в будущее отряд Пентагона, носящий название DARPA или Агентство перспективных оборонных исследований, официально объявил о запуске конкурса [PDF] на лучшие предложения и инициативы, которые могли бы привлечь подростков к профессиональной карьере в таких областях, как наука, технологии, инжиниринг и математика — с особым упором на компьютинг.

Как поясняется в объявлении далее, согласно цифрам Компьютерной исследовательской ассоциации США, поступление американской молодежи на обучение специальностям, связанным с компьютерной наукой, всего за три года — с 2003 по 2006 — упало на 43 процента. Соответственно, DARPA и Пентагон выражают сильную обеспокоенность, что по этой причине "возможности США к конкуренции на расширяющейся международной арене будут заблокированы без выпускников, способных в грядущие десятилетия понимать и внедрять новейшие технологии… Отыскание нужных людей с особыми талантами становится всё более сложным, а для широкого спектра систем министерства обороны, включающих в себя разработку программного обеспечения, это добавляет существенные риски".

Объявляя конкурс, Агентство умышленно не стало ограничивать диапазон предложений и никак не уточняет, какого именно рода инициативы могут повысить привлекательность компьютерной профессии в глазах подростков. Но при этом в DARPA определенно настаивают, чтобы программы были нацелены на школьников средних и старших классов, и при этом включали в себя методы "для поддержания позитивного долгосрочного присутствия [темы] в образовании учеников". Под "долгосрочным присутствием", чтобы стало понятнее, здесь подразумевается личное время подростков по вечерам, в выходные и каникулы.

Если включить в данный контекст предыдущий эксперимент с ТВ-сериалом, то ныне речь уже идёт не просто о расширенном и углублённом включении компьютерно-образовательных мероприятий в школьные часы (математические темы из каждой серии Numb3rs заранее рассылались учителям в тысячи школ и колледжей США для предварительной проработки с учениками на занятиях). Теперь DARPA хочет, чтобы программы стали и внеучебными: "Возможно, как мероприятия для послешкольных занятий, выходных дней или школьных каникул"…

Иначе говоря, понимать это можно так, что итоги крупномасштабной образовательной инициативы вокруг Numb3rs не дали тех результатов, которые ожидались. Поэтому теперь решено объявить широкий конкурс на новые, ещё более оригинальные идеи.

Понятно, что с той же самой по сути проблемой нехватки молодых и квалифицированных технических кадров сегодня сталкиваются военные и спецслужбы многих других стран. И выкручиваются тут, кто как сможет. Вот, к примеру, сколь неожиданным способом данную трудность пытается разрешить очень секретное разведывательное агентство Великобритании GCHQ. На русский язык это название переводится как Штаб-квартира правительственной связи (ШКПС), а по существу означает перехват и дешифрование иностранных коммуникаций, защиту собственных инфосистем государства и компьютерно-сетевые операции против неприятелей, как реальных так и потенциальных. Можно сказать, что фактически это английский аналог американского АНБ.

Так вот, в конце прошлого года геймеры, играющие на сетевой платформе Xbox Live в такие игры, как Assassin's Creed и чрезвычайно популярную ныне Call of Duty: Modern Warfare 2, стали регулярно наталкиваться на рекламные объявления, абсолютно серьёзно приглашающие их заняться секретной службой в британской разведке.

Массированная рекламная кампания ШКПС в игровом пространстве продолжалась шесть недель и включала в себя текстовые объявления и графические баннеры на инструментальной панели Xbox Live, а также внутри собственно игр — в виде потоковых видео-баннеров. Как пояснили свою инициативу для прессы представители разведслужбы, компьютерные геймеры часто подходят под те критерии, которыми разведка при поиске кадров. Такие, к примеру, как быстрое мышление, наличие склонности к решению проблем, умение работать в команде. Кроме того, в среде сообщества Xbox Live основную демографическую категорию составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет, что тоже очень подходит рекрутёрам из ШКПС.

Рекламная фирма TMP Worldwide, обеспечивавшая разведслужбе "целевое обращение к онлайновому игровому сообществу", расценила результаты своей работы как чрезвычайно позитивные, поскольку средняя доля кликов на рекламу ШКПС составляла 11,5 % от общего числа показов, в то время как средняя доля кликов на всех рекламах в Xbox Live составляет 4–9%. Трафик посетителей на рекрутском сайте разведки (www.gchq-careers.co.uk) в это же время увеличился примерно вдвое.

На этот результат, впрочем, можно посмотреть и несколько иначе. Дело в том, что ШКПС уже не первый раз запускает кампанию по набору новых кадров через возможности видеоигровой индустрии. Дебют здесь был в 2007 году, когда разведслужба устроила подобную нынешней рекламную инициативу в рамках шпионской игры Splinter Cell. Так вот в тот раз количество посетителей на веб-сайте ШКПС возросло более чем на 500 процентов. Иначе говоря, в сравнении с первой попыткой нынешний результат выглядит скорее как провал…

Ну и под конец уместно задать вопрос: а есть ли на карте такие страны, где нет проблем ни с преподаванием, ни с интересом у школьников к математике, инжинирингу и компьютерным наукам?

Похоже, что такие государства по-прежнему есть — вот, к примеру, дети Финляндии все последние годы стабильно лидируют в разного рода тестах, проверяющих уровень образования и развития подростков в соответствующих областях знаний (см. к примеру Wall Street Journal, "What Makes Finnish Kids So Smart?"). И что интересно, на международной арене у этого государства нет абсолютно никаких амбиций ни в военной, ни в шпионской сферах. Так быть может, тут есть какая-то связь?


К оглавлению









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх