Загрузка...



Nexus One — андроидный провал

Фадеев Михаил

Начало 2010 года ознаменовалось знаковым для рынка коммуникаторов событием — сначала был официально представлен, а затем появился в продаже в США коммуникатор Nexus One компании Google. Так сказать, "собственный гуглофон Гугла". Прошло уже больше недели, а результаты продаж новинки пока более чем скромные: продано всего 20000 аппаратов. Для сравнения за первую неделю продаж iPhone 3G нашёл более полутора миллионов счастливых обладателей. Даже куда более скромный старт Motorola Droid (та же платформа Android, что и Nexus One) осчастливил потреби… пардон… компанию-производителя на двести тысяч аппаратов. Аналитики наперебой спорят, с чем же связан такой «провал» Google. В свете выпуска Nexus One появились вопросы и о будущем самой платформы Android, которая из непроприетарной плавненько так переезжает в сегмент «карманных» платформ одного из производителей коммуникаторов.

Но обо всём по порядку. По поводу провала первой недели продаж мне вспомнилась одна очень мудрая фраза моего бывшего начальника — Саши Зудина, одного из совладельцев и топов Paragon Software: "Есть 1024 причины, почему не получилось и не смогли и только одна реально сильная причина, почему получилось — просто ЗАХОТЕЛИ и СДЕЛАЛИ". Это напоминает как раз историю появления и начала продаж Nexus One. Причин, объясняющих более чем скромный старт можно придумать несколько. Хотя скорее всего истинная причина — в сочетании разных факторов. Но реально мы не наблюдаем ошеломляющего успеха "а-ля iPhone" лишь потому, что компания скорее всего не захотела этого успеха и не сделала всего того, на чём этот успех мог бы базироваться.

Начнём с того, что к моменту появления Nexus One платформа Android уже не может считаться «свежачком». Гики во всем мире уже в некоторой степени "наигрались в Android", а по настоящему массовым продуктом устройства на этой платформе пока, увы, не стали. Android находится на рынке уже около 1,5 лет. К моменту появления Nexus One свои андроидфоны уже либо представили, либо анонсировали порядка десятка компаний — от лидеров рынка HTC и Samsung до локальных игроков. В России к последним можно отнести RoverComputers, который представил, но до сих пор не выпустил свой двухсимовый андроидфон RoverTwin, и официального дистрибутора HTC — компанию Вобис, которая ещё летом даже раньше HTC начала поставки в Россию первого официального андроидфона, под своим собственным брендом — Highscreen, а к концу года выпустила второе устройство линейки — первый андроидфон с QWERTY-клавиатурой Highscreen Zeus. Последний, кстати, говоря, предлагается в розничных сетях уже по 12000 рублей, что является своеобразным рекордом для аппаратов на Android.

Таким образом, к началу 2010 года Android уже присутствовал на рынке в достаточно большом числе моделей разного ценового сегмента и формфактора. При всём при этом андроидфоны до последнего времени всё-таки оставались именно устройствами для «гиков». Мотивация к их покупке была разной: от "пламенной любви к Linux" (читай — "плохо скрываемой ненависти к мастдаю") до желания самостоятельно конфигурировать ОС максимально глубоко. Не исключено, что части потребителей Андроида просто льстит тот факт, что они "не как все": не покупают ни ставший уже давно немодным iPhone, ни набивший оскомину Windows Mobile. Android — всё-таки что-то новое и оригинальное.

Показателем того, что андроидфоны не ушли пока за рамки сообщества "сумасшедших гиков", могут служить всё те же результаты продаж. На первый массово появившийся в России гуглофон (андроидфон с сервисами Google — в Highscreen их как не было, так и нет, а потому он остается лишь андроидфоном, а не гуглофоном) HTC Hero ещё есть какой-то спрос, хотя цена в канале на него уже месяца полтора, как упала с рекомендованных 23 с чем-то тысяч аж до 16,5-17, что является очевидным свидетельством «затоваривания» складов, то есть превышения предложения над спросом. На следующую официально продаваемую модель — HTC Tattoo, которая изначально позиционировалась в средне-низком ценовом сегменте, спрос уже весьма вялый, и объемы продаж в несколько раз меньше, чем у Hero. Хотя по идее должно быть наоборот, учитывая разницу цены. Это свидетельствует об одном: Android в исполнении HTC интересен лишь настоящим фанатам, для которых всё должно быть максимально круто — на это никаких денег не жалко. Всякие там бюджетные компромиссы их не интересуют, а более массового потребителя андроидфоны пока не обнаружили.

Цена на андроидфоны Samsung также стремительно снижается — тот же Samsung i5700 в Связном уже стоит 13990 рублей, есть признаки того, что компания начала слив склада ввиду невозможности продать его с нормальной, дефолтной маржой (началось всё с цены около 20000 рублей).

Highscreen благодаря цене и оригинальному формфактору (наличию QWERTY-клавиатуры) продаётся, но это, опять-таки, не массовые продажи.

В ситуации, когда гики уже наигрались в Android, предложение Google становится в достаточной степени средненьким. Да, по техническим показателям у устройства есть свои "вкусные фишечки" — AMOLED-дисплей, новейший процессор Snapdragon с частотой 1 ГГц, но это всё несерьёзно, тем более что гики чуть ранее получили практически всё то же самое, но с привычной Windows Mobile — см. HTC HD2, продажи которого действительно зашкаливают. Кстати, выбор программного обеспечения под WM на порядок более широкий, чем для Android 2.0, которая стоит в Nexus One. Android 2.0, кстати, также не нова — к моменту релиза гуглофона от Google на рынке уже продавался Motorola Droid с такой же операционкой. Камера, память — всё в пределах среднестатистического по рынку. Дизайном и сборкой Nexus One занималась не Google, а HTC. В стиле HTC. В цветах и материалах HTC.

То есть с точки зрения функциональности устройство — да, самое мощное среди андроидфонов и гуглофонов, но вполне себе конкурентное и не более, если брать рынок коммуникаторов вообще.

В Nexus One нет ничего по-настоящему революционного, что привлекло бы к устройству внимание пользователей других мобильных платформ, как это в свое время случилось с iPhone.

К тому же для рядовых пользователей, не гиков все эти мегабайты и мегагерцы уже не имеют такого решающего значения, как это было ещё пару лет назад: большинство современных коммуникаторов (даже устройств с более скромной "начинкой") вполне «переваривают» большинство ежедневных задач большинства среднестатистических пользователей.

Анонс и начало продаж также прошли несколько скомкано. Первая информация о Nexus One, первые фотографии и характеристики появились в Сети лишь за несколько недель до начала рождественской лихорадки, когда людям (даже гикам) было не вполне до новинок. А продажи начались аккурат после окончания рождественских распродаж, когда подарки уже выбраны, а деньги на них уже потрачены. Компания-вендор, то есть Google не смогла (или не захотела?) повторить методику последовательного накручивания публики перед стартом модели на протяжении месяцев, как это умело делает та же Apple.

Наконец, торговая марка, бренд Google вовсе не воспринимается в США (и тем более в остальном мире), не то что как телефонный бренд (как Motorola), но даже как бренд, как-то связанный с портативной электронной техникой (таковым был Apple до выпуска первого iPhone). Никакого модно-гламурного окраса (как у iPhone) у Google Nexus One также быть не может.

Интерфейс Android? Да, он другой по сравнению с iPhone или Windows Mobile. Просто другой. Ни лучше, ни хуже.

То есть и тут устройство явно невыигрышное.

Но самое ужасное, мне лично так и не ясно, ЗАЧЕМ Google выпустила Nexus One, какова её стратегическая цель? Android, как платформа находится в стадии становления на рынке. Да, на первом этапе Андроид привлёк довольно много потенциальных лицензиатов. Прежде всего тем, что платформа легко кастомизируема, но, главное — тем, что в Android производители устройств усматривали реальную альтернативу несколько "навязшей в зубах" монополии Microsoft c её Windows Mobile на рынке непроприетарных (не принадлежащих и не контролируемых каким-то одним производителей телефонов платформ). Выпуском Nexus One, в котором сочетаются бренд Google, платформа Google и полный набор сервисов Google (включая Android Market, с которого Google также "капают денежки"), компания явно продемонстрировала своё стремление «подмять» под себя всё целиком. Google вступила в явную, «лобовую» конкуренцию со своими же партнёрами — теми, кто делал ставку на Android в построении своего бизнеса. Понятно, что держа в своих руках все концы, Google, выпускающая свои собственные коммуникаторы, всегда будет в выигрышном положении против партнеров-вендоров, которые лицензируют и саму платформу, и сервисы, и поддержку. Тем самым Google толкает партнеров обратно в объятия Microsoft, которые они так стремились «разбавить» наличием конкуренции на рынке непроприетарных платформ. Конкуренция получилась какая-то странная. Партнёры помогли создать конкурента им самим.

Не стоит забывать о том, что у нас на носу Mobile World Congress в Барселоне, где Microsoft скорее всего представит свою новую, кардинально переработанную Windows Mobile 7 (в отличие от Windows Mobile 6.5 с чисто косметическими изменениями). То есть компания может очень правильно развернуть рынок обратно к себе, а Google своим Nexus One ей в этом поможет.

Может быть, цель выпуска Nexus One — PR компании? Ну, воля ваша, какой-то странный PR получается. Пилением сука, на котором сидишь…

В общем, для меня коммуникатор Google — пока одна сплошная загадка. Те, кто щупал устройство, также весьма скептично отзываются о его достоинствах. Хорошее — и не более того — вау-фактор близок к нулю. Впрочем, я уже заказал себе экземпляр на eBay. Думаю, что через месяцок смогу отписаться по своим впечатлениям. Посмотрим, что к чему.


К оглавлению









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх