Загрузка...



Компьютер в школе: панацея или плацебо?

Сергей Вильянов

Странно, всё же, устроен капитализм. С одной стороны, он довольно щедр по отношению к тем, кто представляет из себя относительно редкий и востребованный потребителями продукт. С другой, откровенно обделяет крайне востребованные специальности. В данном случае я говорю о специальности учителя. Не будем говорить о нашей стране, где начинающие наставники детей и юношества работают даже не за еду, а за недорогие напитки. Но и на Западе, в развитых и небедных государствах, «молодой учитель» всегда является синонимом определения "мягко говоря, небогатый человек". Да, с голоду не помрешь, но, если не получишь какой-нибудь из многочисленных грантов, концы с концами будешь сводить с трудом довольно долго. Потом, годам к 35–40, когда обрастёшь заслугами и знакомствами, жить станет полегче. Но все равно сосед, устроившийся после университета в банк (клинику, рекламное агентство, нефтяную компанию…), будет к тому времени зарабатывать гораздо больше.

Возможно, именно поэтому школы и вузы недосчитываются ярких креативных личностей, каковыми и должны быть хорошие учителя. Нет, разумеется — таковые есть. Но вспомните сами, уважаемые читатели постарше, сколько выпуклых личностей было среди молодых преподавателей раньше, и сколько их сейчас среди педагогов ваших детей? Вот то-то и оно.

Правда, недавно у меня появилось слегка успокаивающее душу ощущение, что в мире всё ровно так же, как у нас, если не хуже.

Сделайте это технично

Learning and Technology World Forum, прошедший в Лондоне во второй раз, — мероприятие для индустрии образования крайне важное. По крайней мере, в приветствии, с которым к собравшимся обратился премьер-министр Великобритании Гордон Браун, говорилось, что это крупнейший во всём мире сбор министров образования и ведущих экспертов в данной сфере. Представители шестидесяти стран собрались, чтобы обсудить — как при помощи информационных технологий модернизировать мировую систему образования, сделать её лучше, экономнее, эффективнее и просто интереснее для учащихся. Организацией Форума занималась добрая половина британского кабинета министров, а среди участников были люди, от которых реально зависят перемены в образовании. Наша страна тоже не оставила мероприятие без внимания, и на открытии форума присутствовал министр образования Фурсенко. Приехал он не один. Так, во время одного из перерывов я прочитал на бейджике солидного мужчины слово Russia, и, подойдя познакомиться, с удивлением узнал, что мой собеседник — член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук и ректор Московского института открытого образования Алексей Львович Семёнов. Планируем в ближайшее время организовать с ним интерактивное интервью.

Главной «звездой» из Соединенных Штатов стал Энтони Молен (Anthony J Mullen), получивший на родине звание "Учитель года 2009". Я очень удачно заглянул на сессию с его участием, и стал свидетелем, как немолодая аудитория, для большей части которой английский не являлся родным, перестала шушукаться уже на второй минуте выступления. Шумные арабские мужчины, присутствовавшие на Форуме в изобилии, бросили бодро общаться по мобильникам, и в тишине внимали рассказу о том, как при помощи высоких технологий можно перевоспитывать трудных подростков. Между нами говоря, ничего нового Энтони не сказал. Да, каждый ребёнок — личность, и к нему надо найти индивидуальный подход. Да, нужно много-много терпения. Да, нездоровая среда (родители-наркоманы, друзья-воришки) может сильно подпортить жизнь учителю, однако если ребёнок почувствует, что у него получаются шаги в правильном направлении, его с пути бульдозером не свернешь. А поможет встать на верный путь чудесная «умная доска» (Smart Board), которую Энтони подарило государство, как учителю года. С помощью такой доски (по сути, большого экрана с поддержкой обратной связи) можно гораздо интереснее рассказывать о сложных вещах и учитывать нюансы развития интеллекта учеников. С последним у подопечных учителя Молена всё очень нехорошо: они не могут сосредоточиться на чём-то одном дольше двух минут, а это вообще-то норма для двухлетнего ребёнка. Но постепенно, используя индивидуальный подход, можно сделать людьми и таких ребят.

Энтони Молен. Я знаю, что по правилам фамилия Mullen читается иначе, но коллеги называли его именно так

В том, что Энтони на такое способен, лично у меня сомнений нет. Почитал его биографию и ахнул: ДВАДЦАТЬ лет человек отработал в нью-йоркской полиции, где занимался трудными подростками, попавшимися на прегрешениях разного масштаба. А потом уволился, снял форму и пошел в школу учителем, всё к тем же трудным подросткам. Только уже не карать за проступки, а предотвращать их правильным воспитанием сызмальства.

Действительно, человек с таким жизненным опытом, страстью к своей профессии и харизмой может многое. Только есть один нюанс: звание учителя года Энтони заработал безо всяких умных досок. В то же время, ни одна доска сама по себе такого звания ещё не получала. И я очень сомневаюсь что получит, даже если рядом с ней поставить десяток "просто учителей". Ну да, наверное первые несколько минут (помним про максимальное время концентрации американских подростков) детишки действительно будут на неё смотреть. А потом отвернутся и продолжат заниматься своими делами. Ведь умная доска — не больше, чем добротный музыкальный инструмент. Есть он, есть ноты, но нужен ещё и музыкант, чтобы всё заиграло. И я готов поспорить, что Эрик Клэптон сможет дать неплохой концерт и на гитаре производства владикавказского завода музыкальных инструментов, а Тимати не помогут даже барабаны Страдивари…

Услышав, что "умными досками" планируется оснастить все школы США, я поинтересовался у Энтони — а как бы проапгрейдить и учителей, дабы они смогли эффективно использовать дорогие обновки? Он только руками развел. Если с техникой всё более-менее понятно (сюда кладём деньги — оттуда вылезают доски), то что делать с людьми — не знает никто. Есть понимание на самом верху: надо менять систему подготовки новых преподавателей и переучивать старых. А вот как это делать — совершенно непонятно. Грубо говоря, задачи стоит — научить «делать интересно», потому что ситуация в американском образовании аховая. Энтони привел впечатляющую цифру — ежегодно миллион американских детей бросает школу. В двух тысячах школ по итогам года недосчитываются половины учащихся. Далее из уст учителя года прозвучала самая мощная фраза: "Если мы хотим в ближайшем будущем оставаться единым и самостоятельным государством, надо что-то делать". Правда, отличная формулировочка? Даже советские пропагандисты так загибать не осмеливались. Кстати, интересно, а сколько детей бросает школу в России? Надо будет поговорить с кем-то из наших учителей года…

Учитель — есть учитель

Весь день 12 января на Форуме почти непрерывно шли сессии, причём иногда на один час их выпадало штук по двадцать разных. Разумеется, посетить все мне не удалось, но это и не требовалось, благо хватало и тем-двойников, и откровенных нелепиц. Так, тему "Ударим высокими технологиями в образовании по мировому финансовому кризису" обсудили раза четыре, а "Как заставить учителя полюбить технологии" — добрый десяток раз. Название одной сессии меня очень зацепило — на ней планировалось обсудить, как убедиться в том, что применение ИКТ действительно эффективно? Пришёл, слушаю. Сначала очень сексуальная девушка Саманта Питер (Samantha Peter) рассказала о том, какая хорошая компания Google, и как эта компания разрешает учебным заведениям бесплатно использовать Google Apps. Саманта оказалась ещё и честной девушкой, потому что на вопрос — а что это Google такая щедрая, ответила без PR-ухищрений. Мол, мы в Google надеемся и верим, что дети полюбят Google Apps и, когда подрастут и устроятся на работу, убедят руководство перевести предприятие на это облачное чудо. Разумеется, уже далеко не бесплатно.

Саманта Питер: "Представьте, будто вы проснулись утром, а вокруг один сплошной Google…"

Потом минут тридцать вещал некто Пол Хопкинс, директор компании HE Shared Services LTD. Вроде, и мужчина на вид приятный, и английский у него понятный, но что он говорил — хоть убейте не могу вспомнить. Словно водичка лилась по мельничному жернову, мило журча и переливаясь на зимнем лондонском солнышке. На наводящие вопросы Пол тоже отвечал долгим убедительным журчанием. Уверен, и в деловой, и в личной жизни у него всё в порядке, потому что такому мужчине проще уступить, чем объяснить причины отказа.

Наконец, Ширли Хакет (Shirley Hackett), самый главный руководитель по внедрению информационных технологий в образование округа Дадли (Dudley), действительно интересно рассказала о том, как детям нравятся личные нетбуки (их в округ, самый крупный город которого, насчитывает менее 200000 жителей, закуплено 4000 штук), как развивается сетевая инфрастуктура, как создана единая база учащихся в округе, и дети, переходя из школы в школу (насколько я понял, это явление очень распространенное), приносят на новое место полное «портфолио» со своими успехами и неудачами. Меня очень заинтересовало — а кто занимается разработкой образовательного контента, и Ширли ответила, что у них на то есть команда увлеченных молодых людей во главе с одним молодым гением. Кстати, мы все привыкли, что IT занимаются люди нестарые. Так вот Ширли — далеко не девочка, однако это не мешает ей действительно недурно владеть предметом. Как ни печально, но ее российскую сверстницу в роли специалиста по развитию информационных технологий представить трудно. Времени было мало, и мы договорились развить данную тему по переписке — как говорится, следите за публикациями.

Ширли Хакет, единственная в мире бабушка с лексикой молодого сисадмина

Повторюсь, было интересно. Только вот главный вопрос — оценка эффективности применения ИКТ в образовании — вообще не прозвучал. Всё в очередной раз побеседовали о том, что высокие технологии — это очень здорово. Но только у Google понимание «здорово» одно, у Ширли — второе, а у журчащего Пола, видимо, третье. И как приводить всё к общему знаменателю — непонятно.

Что же до нелепиц — извольте. Порадовала тема: "Навыки, необходимые в 21-м веке: что они из себя представляют, как их привить и применить для безупречной производительности". Это очень по-нашему: в комнате горит диван, но мы побежим на кухню и будем тушить обеденный стол, а то в комнате жарко очень. Может ли кто-то представить возможности и сферу применения информационных технологий хотя бы лет через пятьдесят? Точно можете? Тогда добро пожаловать в ReaDitorial, пока туда не набежали фантазеры с этой дивной сессии, практическая польза которой в ситуации, когда непонятно что делать с уже существующими технологиями, стремится к отрицательным значениям. Из той же серии тема "Будущие социально-технологические изменения и их отражение в образовании". Тушите, тушите стол, а то диван уже догорает…

Ну и название одной темы просто порадовало. В оригинале оно звучит Turning kids on, а перевести можно очень по-разному. Наверное, организаторы имели в виду значение "Как стимулировать интерес ребенка к учёбе". Но в разговорной речи turn on имеет значение «зажечь», причем с мощным наркотическим подтекстом. Помнится, The Beatles имели немалые неприятности, когда в гениальной, не побоюсь этого слова, песне A Day In Life Джон Леннон спел “I’d like to turn you on". Песню не хотели ставить на радио, а в некоторых странах альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band выпустили вообще без этой песни. А тут — Turning kids on в программе серьёзного мероприятия, поддержанного правительством. Это к вопросу предугадывания изменений: Леннона за turn on травили всего-то сорок пять лет назад. На сессию, между тем, не пошел. По программе она должна была продлиться всего 20 минут, и за это время научить "делать интересно" попросту невозможно.

Итого

Неоднозначные впечатления остались от Learning and Technology World Forum. С одной стороны, собирались серьёзные люди, и большинство из них искренне хочет при помощи современных технологий сделать систему образования лучше и эффективнее. С другой, у пытающихся что-то сделать опускаются руки: сами по себе технологии ничего изменить не могут, а "настоящих буйных мало". Крупные корпорации, на которых возлагают большие надежды (замечу, главными спонсорами мероприятия стали Cisco, Intel и Microsoft), могут помочь деньгами, но не «буйными», потому что люди там немного под другое заточены. И всё опять упирается в «нищую» репутацию профессии учителя, нехватку молодых талантливых кадров и т. д. и т. п.

Умная доска в действии. Найдите хоть что-то, чего нельзя нарисовать за пару минут мелком

Наверное, надо словом и делом ломать первопричину. А компьютеры и программы, в отличие от таланта педагога, можно купить оптом.

P.S. Тринадцатого января началась выставка BETT, где как раз и показывали многочисленные аппаратно-программные решения для образования. О ней — в следующем репортаже.


К оглавлению









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх