Занятие 19

Словообразование: служебные морфемы

Значение слова складывается из значений всех его частей: корня, приставки, суффикса, окончания, но их роли в слове неодинаковы. Содержание корня всегда особое, «свое», не похожее на то, что несут в себе другие корни. Так, значение слов дом, лес, стол, окно, вода различно, и заключено оно в корне.

Значения приставок и суффиксов – дополнительные, служебные, поэтому одни и те же приставки и суффиксы могут «обслуживать» разные слова. Например, суффикс – ист встречается в большой группе слов, обозначающих лиц мужского пола по их убеждениям, роду занятий, интересам: марксист, журналист, автомобилист, пианист, танкист, футболист, шахматист; приставка без– встречается в большой группе прилагательных и существительных и указывает на отсутствие чего-либо: безводный, безвкусный, безвредный, безграмотный, бездорожье и т. п.

Суффиксы и приставки многое могут рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род: слова, оканчивающиеся суффиксами – тель, – ик, -ник, – чик, – арь, – изм, – всегда существительные мужского рода; слова, имеющие суффиксы – ость (-есть), – изн-, -от-, – существительные женского рода; слова с суффиксами – н-, -ск-, -чив-, -лив-, -еск- – прилагательные, а с суффиксами – о (-е), – и – наречия.

Суффиксы и приставки указывают на значение, общее для всех слов, имеющих эти морфемы. Так, суффиксы – ист, – арь, – чик, – щик, – ник указывают на профессию, занимаемую должность: радист, связист, пекарь, вратарь, летчик, переплетчик, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник; слова с суффиксами – ость (-есть), – от-, -изн– обозначают свойство, качество: нежность, свежесть, красота, прямота, белизна, голубизна; слова с суффиксом – ищ– называют место: пожарище, убежище; суффикс – ств– указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство. Суффикс – ит есть в словах, называющих драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит. Существует суффикс ягод – ик-: черника, голубика, земляника; суффикс мяса – ин-: баранина, свинина, осетрина.

«Говорящими» являются и приставки. Приставка в– указывает на движение внутрь (влететь, войти, вселиться, вбросить), а приставка вы– , наоборот, – на движение изнутри (выбегать, выбрасывать, выйти, выкопать, вылететь, вынести); приставка с- – на движение сверху вниз (сбегать, спрыгнуть, спускаться) и с разных сторон (сбегаться, слетаться, съезжаться, сходиться); приставка на– обозначает направленность действия на что-нибудь (наклеить, нашить, набросить); за– указывает на начало действия (запеть, заплакать, засмеяться); до-, напротив, – на завершение действия, его конец (дочитать, доплыть, доехать) и т. д.

Знание значений суффиксов и приставок облегчает усвоение слов – как старых, так и вновь появляющихся. Это же можно сказать и об общих элементах сложных слов. Такие элементы, как гидро-, аэро-, авто-, астро-, космо– и т. п., – интернациональны (слова, содержащие их, есть во многих языках мира, в том числе в языках народов России).

Если первой частью сложного слова является гидро-, то, значит, что-то связано с водой: гидротехника, гидростанция, гидроэнергия, гидроавиация; аэро– с воздухом: аэрофлот, аэроклуб, аэробус; космо- – с космосом: космография, космонавт, космодром, космовидение.

Элемент авто– имеет несколько значений: указывает на связь с автомобилем (автопромышленность, автогонки, авторалли, автоколонна, автострада); связь с автоматом, автоматическим управлением (автопилот, автосварка, автосцепка); придает значение «самодвижущийся» (автоплуг); обозначает направленность на себя, указывает на что-либо, относящееся к себе (автоирония – ирония по отношению к самому себе, автобиография – своя биография, автопортрет – портрет, выполненный с самого себя).

В этом последнем значении есть и русский вариант – само-:

самовоспитание, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбование. Однако далеко не всегда авто– и само– взаимозаменяемы. Например, можно сказать автоирония и самоирония, автомассаж и самомассаж, но нельзя – [само]портрет, [само]биогра-фия или [авто]воспитание, [авто]любование.

От репетиции до концерта

Слова конгресс, конденсация, конкретный, концентрировать, концерт, контакт (и др.) образованы с помощью латинских словообразовательных элементов. В этих словах кон– приставка, обозначающая сближение, соединение и соответствующая русской приставке с– (со-). Разновидностью этой приставки является ком-, встречающаяся в словах комбинат (объединение промышленных предприятий, в котором продукты одного предприятия служат сырьем для другого), комбинезон (рабочий костюм, сочетание куртки и брюк), коммуна (община, объединение равноправных лиц), комплект (собрание, набор нужных предметов), композиция (составление целого из частей) и пр. Теперь, зная это, вы не напишете в первом слоге указанных слов букву а.

Многие заимствованные или новообразованные слова русского языка содержат латинскую или французскую приставку ре-, имеющую значение «обратно, назад, снова». Например: акция по-латыни – действие; реакция – ответное действие; ревизия – пересмотр, проверка; резонанс – ответный звук, отзвук; реконструкция – перестройка; репетиция – повторение, то есть пробное выступление, подготовка; реставрация – восстановление.

Раскинем умом

Скажите, откуда взят приведенный ниже отрывок. Объясните значение и правописание приставок в выделенных словах.

Вот старшие братья явились на смотр со своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются: «Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал?» Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».

Из сказки «Царевна-лягушка».

Разодетыми, разубранными – приставка раз– обозначает здесь высшую степень (очень, особенно). Пришел, принес, приехала – завершение движения, достижение цели. Выискал – извлечение предмета из числа других. Затрясся – начало действия. Напугались – однократность, внезапность действия. Повскакивали – охват действием многих лиц.

Напишите по 5 прилагательных со следующими приставками:

без– (бес-), сверх-, на-, над-, под-, при-, вне-, за-, до-, пред-, противо-, анти-

без– (бес-) обозначает отсутствие: безвредный

сверх– высшая мера: сверхмощный

на– на поверхности: наземный

над– выше предмета: надземный

под– ниже предмета: подземный

при– вблизи предмета, связь с ним: пригородный

вне– за пределами чего-л.: внешкольный

за– по другую сторону предмета: зарубежный

до– предшествующее время: дошкольный

пред– ближайшее предшествующее время:

предвесенний

противо– назначение для борьбы с чем-л.:

противопожарный

анти– враждебный чему-л., лишенный чего-л.:

антинародный, антихудожественный

В приведенном ниже отрывке К. Г. Паустовский, используя слова одного словообразовательного гнезда призвание, призвать, призывать, зов, призывный, весьма настойчиво проводит мысль о писательском призвании как внутреннем влечении, зове сердца и времени. Эти слова интересны и для анализа. Найдите их корень и отметьте, какое явление для него характерно.

«Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово призвание родилось от слова зов. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что же побуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?

Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

Писателем человек становится только по зову сердца. Голос сердца чаще всего мы слышим в юности… Но приходят годы возмужалости – и мы явственно слышим, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества. По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания».

(К. Г. Паустовский. «Золотая роза».)

Задание на дом. Подберите несколько пословиц и поговорок, включающих слова с различными приставками. Объясните их значение и правописание (например: Вспашешь? срок, посеешь? срок – будет урожай высок. Приставки вс– и по– обозначают законченность действия; кроме того, по– имеет значение распределения по поверхности; перед глухой п пишем приставку вс-). Подготовьте весь материал в виде краткого сообщения на занятии кружка.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх