Вопросы и задачи

Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.

(Конфуций)

Л. С. Клейн в статье «Генераторы народов»[19] выдвигает очень интересную и весьма здравую гипотезу. Он пишет о возможном наличии трех «генераторов народов» — монгольском, семитском и индоевропейском, которые выбрасывали на просторы Евразии целые волны переселенцев-колонизаторов. «Самый ранний из таких крупных генераторов (индоевропейский. — К. П.) выбросил в короткий срок огромное количество племен с культурами „североевропейского“ облика — воронковидные кубки и многогранные топоры, шаровидные амфоры, шнуровую керамику и боевой топор — фасетированный, ладьевидный и пр.»

Где размещался данный генератор — вопрос сложный и спорный. Во-первых, мы не имеем по этому вопросу каких-либо показаний письменных источников. Во-вторых, в данный вопрос активно вмешивается политика.

Монгольский и семитский генераторы Л. С. Клейн описывает следующим образом: «Монгольский степной генератор был накрепко вмурован в каменное кольцо безжизненных пустынь и прикрыт, как крышкой, густыми таежными лесами Сибири, непригодными для пастбищ. С востока вся эта конструкция упиралась в недалекий берег Тихого океана.

Вначале Великая Китайская стена, поддерживаемая мощью огромного и опытного государства, а после ее обветшания пограничные гарнизоны почти всегда закрывали щели из котла на юг. Оставался узкий выход — на запад. Семитский генератор был опущен в знойный Аравийский полуостров, как в мешок с песком. Крышкой здесь служило побережье Средиземного моря. Эта крышка была чуть приоткрыта, оставляя две щели — на юг и на север. Но с юга у щели стояли настороже грозные армии фараона, и семитская экспансия вырывалась сквозь северную щель…»

Слова Л. С. Клейна не лишены образности и выглядят достаточно убедительно, между тем существуют некоторые претензии к схеме, описанной автором статьи. О локализации индоевропейского «генератора» я уже писал[20] и пока не стану возвращаться к этой теме. В данном случае меня интересует мысль о «монгольском степном генераторе», которая вызывает серьезнейшие сомнения. Данный постулат лежит в русле извечных умопостроений о «татаро-монгольском нашествии», расписанном нашими патриотическими кругами до фантасмагорического состояния и имеет все признаки сфабрикованной политико-идеологической конструкции. Дело в том, что «монгольский генератор» оказывается какой-то уж слишком малой, можно сказать микроскопической, мощности. Так, к концу XX века численность говорящих на монгольских языках составляла всего только 6,8 (!) млн. человек.[21] Для лучшей убедительности следует привести некоторую информацию об основных, сколько-нибудь значимых, наречиях данной лингвистической общности.

Монгольский язык. Обычно этот лингвоним применяется к языку монголов-халхинцев Монгольской Народной Республики.[22] Этот язык также называется халха-монгольским или просто халха по основному диалекту. Он имеет статус государственного языка МНР, а число его носителей составляло на 1995 г. около 2,3 млн. В более широком смысле термин «монгольский язык» включает в себя также язык монголов Внутренней Монголии, автономного района Китая, и соседних провинций Хэйлунцзян, Ляонин и Гирин. Число говорящих на этом языке (данные 1982 г.) составляло 2,713 млн. человек.

Бурятский язык (до 1958 г. официально называвшийся в СССР бурят-монгольским). Распространен на территории Республики Бурятия в составе Российской Федерации, в некоторых районах Читинской и Иркутской областей. Число этнических бурят в СССР по переписи 1989 составляло 421 тыс. человек, из них около 364 тыс. назвали бурятский язык родным; в Монголии проживает около 65 тыс. бурят (1995) и еще примерно столько же в КНР (по данным 1982 г.).

Дагурский (он же даурский) язык представлен носителями, проживающими в двух удаленных друг от друга регионах КНР: в провинции Хэйлунцзян (одна из провинций исторической Маньчжурии), в Хулунбуирском аймаке автономного района Внутренняя Монголия и в уезде Чугучак Синьцзян-Уйгурского автономного района, у самой границы с Казахстаном. Этнических дагуров (1990 г.) насчитывается около 121 тыс. человек, из них около 85 тыс. двуязычны т. е. владеют дагурским и китайским языками.

Дунсянский язык распространен на юго-западе провинции Ганьсу в КНР, в Баоаньско-Дунсянском автономном уезде автономной префектуры Линься. Число говорящих (1990 г.) составляет около 374 тыс.

Монгорский язык распространен на востоке провинции Цинхай и в провинции Ганьсу в КНР. Число носителей (1982 г.) — 90 тыс.

Калмыцкий язык (он же ойратско-калмыцкий), или западно-монгольский. Распространен в европейской части России, в Калмыцкой Республике — Хальмг Тангч, а также на территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей. Число калмыков в СССР на 1989 г. составляло 173 тыс. человек, из них 156 тыс. назвали родным языком калмыцкий. Здесь следует дать короткую историческую справку.

Калмыки пришли на территорию современной Калмыкии в конце XVI — начале XVII веков, и здесь следует отметить, что калмыки, строго говоря, не те, кто пришли, а те, кто остались. Те, кто пришли, назывались ойраты. Калмыки, иначе «хельмг», т. е. «остаток» (тюрк.) — этноним, обозначающий ойратов, не принявших ислам. Некоторое время в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство, но в 1771 году его ликвидировали, и недовольная политикой русского правительства группа знати во главе с наместником Убаши увела подвластных себе людей (две трети от проживавших в России) обратно в Джунгарию. Переселение оказалось плохо подготовленным, и больше половины ушедших калмыков погибли в результате голода и болезней. На сегодняшний день в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает около 150 тыс. их потомков.

Итак, как лично может убедиться читатель, число говорящих на монгольских языках крайне незначительно, чтобы говорить о каком-то «степном генераторе».

Между тем только на славянских языках общаются, по данным Лингвистического энциклопедического словаря (М., 1990), свыше 290 млн. человек, а на германских около 550 млн. Причем прошу читателя учесть, что в группу германских языков входит еще и английский. Всего же к концу XX века на языках индоевропейской семьи общалось около 2,5 млрд. человек. Следует отметить, что арабский (семитский) мир, так же как и индоевропейский, представляет собой весьма многочисленную общность, но в данном случае я не стану подвергать его рассмотрению.

Таким образом, «монгольский генератор» не тянет даже на батарейку от ручных часов. Нельзя сказать, что идея Л. С. Клейна о генераторах народов лишена смысла, наоборот, она крайне интересна, но только в том случае, если она будет очищена от политической конъюктуры. Но если реально ни о каком «степном монгольском генераторе» говорить не приходится, то значит ли это, что Л. С. Клейн кругом неправ? Вовсе нет. Речь идет о генераторе народов монголоидной расы, но это вовсе не Монгольская республика, а хорошо известный нам Китай.

И здесь необходимо вспомнить следующее. Хорошо известный русской публике Хэлфорд Джон Маккиндер (1861–1947 гг.), создатель теории «хартленда», утверждал в 1943 году следующее: «Замена, контроля русских над глубинными районами континента на какой-либо иной не изменит географического значения осевой позиции (the pivot position). Если, к примеру, Китай, используя японскую организацию, развалит Российскую империю и завоюет ее территорию, на этом месте возникнет желтая угроза всемирной свободе, так как в таком случае Китай соединит преимущество широкого выхода в океан с ресурсами великого континента».[23]

Следует отметить, что Маккиндер являлся не только ученым, но и практическим политиком, он избирался членом палаты общин от либеральной партии и принимал, в частности, участие в подготовке Версальского договора, положения которого в немалой степени явились детонатором Второй мировой войны. Еще один крупнейший политик современности, Збигнев Бжезинский, без сомнения является продолжателем маккиндеровских идей, хотя и далеко не всегда ссылается на своего предшественника. «Чугунного Збигнева» русский читатель должен знать по его самой знаменитой книге «Великая шахматная доска», в которой автор. обнаруживает большую склонность манипулировать фигурами глобальной геостратегической игры. Понятно, что подобную склонность нельзя запретить законодательно, тем более, что мы имеем дело с большим начальством, а ему подобные вещи положены по штату. Единственное, в чем бы хотелось убедиться, так это в том, понимают ли данные господа правила игры или просто теоретизируют на тему «что будет, если Китай завоюет Россию»? А если Россия завоюет США? А если США завоюют Россию и т. д. «Если», «если» и еще раз «если»…

Каким образом Китай может использовать японскую организацию? В 1943 году он никак не мог ее использовать, поскольку это она использовала Китай. Т. е. сочетание китайской массы и японских методов управления возможно только в случае завоевания Китая Японией. Между тем в 1945, т. е. через два года после очередной публикации Маккиндером своих выводов, Советская Россия в кратчайший срок разбивает миллионную Квантунскую армию и тем самым освобождает Китай от японской организации. И что же? Конец истории?

Интересно следующее. Почему в тот момент (1945 г.) русская коммунистическая власть не воспользовалась благоприятной ситуацией и не присоединила Китай к России, соединив тем самым «преимущество широкого выхода в океан с ресурсами великого континента»? Недалекие русские коммунисты не удосужились прочитать труды гениального английского либерала? Понятно, что И. В. Сталин немало поспособствовал приходу к власти единоверного с ним Мао Цзедуна, но будущий Великий Кормчий, хотя и являлся убежденным коммунистом, все-таки, при этом, ни в коей мере не являлся марионеткой Кремля. Следовательно, жизнь, в том числе и политическая, куда сложнее размышлений довольно легкомысленного характера — «а что будет, если X завоюет У? А кто сильнее, тигр или медведь?».

Таким образом, перед нами встает ряд вопросов.

Вопрос 1. Как я уже писал в книге «Арии древней Руси», понятие «хартленда» («сердца земли») не есть только и исключительно географическое (Восточная Европа). Вопрос о «сердце земли» имеет расовый смысл, и география здесь будет совокупным фактором. А именно: хартленд — это территория зарождения, становления и начала возвышения индоевропейцев и, возможно, не только индоевропейцев, а еще и тюрков, и финно-угров, т. е. тех групп народов, языки которых современная лингвистика причисляет к ностратической языковой семье.

Китайский генератор народов (здесь применим термин «чайнахарт») также имеет вполне определенные географические координаты. Собственно китайская, ханьская, цивилизация зародилась в междуречье Хуанхэ и Янцзы и с одной стороны граничит с Тихим океаном (Желтое море), так же как хартленд граничит с Северным Ледовитым океаном.

Возникает следующая гипотеза. Между генераторами народов, в частности между хартлендом и чайнахартом, должно быть определенное территориальное разграничение. Данное разграничение, во-первых, каким-то образом связано с климатом (поскольку расы вообще связаны с климатом), во вторых, — с геополитической организацией генераторов, т. е. возможно предположить их строение как сердцевину, окруженную территориями «прямого протектората» на первом уровне и неустойчивыми окраинами-лимитрофами на втором. Т. е. нам необходимо определить «естественную» линию границы между хартлендом и чайнахартом, выход за которую опасен как для той, так и для другой стороны. Стремление соблюсти баланс — это стремление к устойчивости.

Вопрос 2. В какой связи находятся хартленд и чайнахарт? Если говорить прямо, следует дать ответ, кто опаснее — Россия для Китая или же Китай для России и почему? Безусловно, лучше всего, в этом случае, обратиться к истории, т. е. к опыту соседствования.

Очевидно, что необходимым условием для любого генератора народов является высокая продовольственная продуктивность его территории. Каким образом распределяются сельскохозяйственные земли Китая? Как ни странно, Но в современном его виде Китай — это страна с преимущественно горным ландшафтом. Области, находящиеся на Высоте выше 1000 м, составляют 65 % территории, при этом

71 % населения — это сельское население (По данным Интернет-энциклопедии «Кругосвет», данные от других источников могут несколько отличаться от приведенной цифры.), соответственно дефицит пахотной земли в Китае несомненен. В среднем на душу населения здесь приходится 1,6 му (15 му = 1 га) пахотных земель, и только 1,8 му на одного сельского жителя (в США эти цифры составляют 12 му и 350 му соответственно). Между тем в экваториальных районах, и на тропических равнинах в особенности, период роста растений длится круглый год, и там можно собирать до трех урожаев риса в год. 90 % пахотных земель сконцентрировано в восточном муссонном районе, на который приходится 45 % общей площади страны. Здесь следует особо отметить, что сочетание дождливого и сухого сезонов при муссонном климате способствует равномерному распределению температурного режима и влажности в большинстве областей, предоставляя благоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Регион в среднем и нижнем течении Хуанхэ, известный как Центральная равнина, занимает 30 % пахотных земель страны. Регион в среднем и нижнем течении Янцзы также относится к регионам с высокой концентрацией пахотных земель — 21 %, Вот эти два региона (по совокупности 51 % пахотных земель) очевидно и составляют продовольственную основу Срединного государства, или в нашей терминологии — чайнахарта.

Северо-восточный регион (Маньчжурия) с умеренно-влажным климатом является новым районом сельскохозяйственного освоения. Ему принадлежит 18,5 % пахотных площадей страны. В Северо-западном аридном регионе (Синьцзян) находится 10 % пахотных земель. Южный регион с влажным- и жарким климатом, включает многочисленные горные цепи, и на него приходится 7 % пахотных земель страны, на влажный и жаркий северо-западный регион — 11 % и на регион Цинхай-Тибетского нагорья — 0,8 % пахотных земель.

Климат Китая и его продовольственные возможности соотносятся следующим образом.

Тропический климатический пояс. Широта 15°—23° с.ш. Средняя температура самого холодного месяца выше 16 °C. Растительность тропических муссонных лесов. До трех урожаев риса в год. Территория китайских земель, расположенных ниже 23 градуса, незначительна по величине.

Субтропический климатический пояс. Широта 23°—34° с.ш. Средняя температура самого холодного месяца 0°—16 °C. Растительность вечнозеленых широколиственных лесов. Два урожая риса в год.

Умеренно-теплый климатический пояс. Широта 34°— 43°. Средняя температура самого холодного месяца от -8° до 0 °C. Растительность листопадных широколиственных лесов. Один-два урожая риса в год.

Умеренный климатический пояс. Широта 43°—52° с.ш. Средняя температура самого холодного месяца около -24 °C. Растительность хвойных и смешанных хвойно-широколиственных лесов. Один урожай риса в год.

Выше 52 градуса территория Китая не распространяется, и здесь начинается умеренно-холодный климатический пояс. Средняя температура самого холодного месяца ниже -24 °C. Присутствует растительность таежных лесов, а на равнинных землях возможно выращивание яровых сортов. пшеницы и картофеля, хотя условия здесь недостаточно благоприятны. Условия для выращивания риса здесь, увы, отсутствуют.

Таким образом, зоной продовольственного обеспечения чайнахарта могут являться климатические пояса, расположенные от 23° до 43° с.ш., дающие в среднем два урожая риса в год (территория Тибета сюда, естественно, не входит). По сообщению газеты «Женьминь жибао он-лайн» от 08.09.2006 в Китае, в деревне Таоюань уезда Юншэн провинции Юньнань был достигнут рекордный урожай риса на один му равный 1287 кг. По сообщению агенства Синьхуа от 24.07.06, средняя урожайность риса, к примеру, в северо-восточных районах Китая достигала в последние пять лет 65 центнеров с га, а общая площадь посевов риса в этом регионе составляет около 3 млн. га.

В книге «Арии древней Руси» автор рассматривал Восточную Европу в качестве предполагаемой прародины индоевропейцев и увязывал понятие «хартленда» (как имеющее не только географический, но и расовый смысл) с территорией сегодняшних Центрального, Северо-Западного, Южного и Приволжского ФО. Как я уже упомянул выше, территории, претендующей на наименование «генератора народов», должна быть свойственна высокая продуктивность земледелия. В отношении междуречья Хуанхэ и Янцзы данное обстоятельство очевидно. В отношении же лесной зоны Восточной Европы — не вполне. Особенно в новое и новейшее время. Дабы читатель не стал подозревать автора в определенных натяжках, здесь следует привести в обоснование некоторые выкладки для системы подсечно-огневого земледелия, бытовавшей на Руси в древние времена.

Д.и.н. Р. Доманский утверждает: «До изобретения плужного земледелия — а это довольно позднее событие в истории человечества — люди были слишком слабы, чтобы бороться с буйной сорной растительностью Юга. А в лесах Севера у древнего человека была могучая помощь в виде огня, способного глубоко прожигать почву, уничтожая сорняки, их корни и вместе с тем удобряя ее золой. На пережженных лесных землях первые три года получают небывалый для любой другой системы урожай с прибавкой до 150 раз против посеянного зерна — „сам 150“».[24]

У современного читателя может вызвать удивление столь высокая цифра урожайности подсечно-огневого земледелия, однако ничего удивительного в данном случае нет. В. П. Петров писал,[25] что при ведении подсечного хозяйствования «почти всегда можно получить 100 пудов при посеве 3 пуда на десятину, с плодородных лесопаров… можно снять до 150 пудов ржи с десятины, посеяв пуда 2–3». Это означает получение урожая «сам 30–75» (а иногда и «сам 100»), в принципе, совершенно невероятного в условиях пахотного земледелия. Безусловно, в современных условиях подсека невозможна, т. к. она требует больших площадей для ведения хозяйства, что при высокой сегодняшней плотности населения сложно себе представить. Между тем где-нибудь в районе I тысячелетия до н. э. и вплоть до XV века подсека являлась более чем работоспособной схемой. И что же получалось в результате? Высокая урожайность приводила к быстрому приросту населения, которое, в силу ограниченности площадей, достаточно скоро достигало своеобразного порога насыщения, вследствие чего избыточная его часть время от времени предпочитала мигрировать во все стороны света в поисках неосвоенных территорий. Кроме того, высокая урожайность и обилие хлеба позволяют народу выделить большое количество людей в ремесленное производство, и в первую очередь на изготовление вооружения.

Одним из самых практических вопросов в антропологии, на мой взгляд, является связь между расой, географией и климатом. При этом следует сразу оговориться, что под расой мы понимаем систему исключительно биологических параметров человека. Этнос, хотя он и создается большей частью на основе схожих расовых признаков, может и не включать в себя людей с одинаковыми антропологическими признаками. Самая простая форма этнической организации — это племя, более высоким уровнем этнической организации является народность, а затем и нация. Между тем основой организации этносов являются не только соответствующие расовые признаки, но и язык, культура, традиции, религия, тип хозяйственной деятельности.

Несомненно, что расовые признаки изначально возникли как способ адаптации к климатическим и иным природным условиям. Здесь нельзя со всей определенностью утверждать, произошло ли человечество от одного стада обезьян и затем по мере расселения получило дифференцированные расовые признаки или от разных обезьяньих сообществ, проживавших в разных климатических зонах, поскольку сама теория происхождения человека от обезьяны не доказана еще со всей научной строгостью. Однако даже если мы примем теорию креационизма, то и в этом случае должны будем указать, что Бог не сотворил людей одинаковыми в биологическом смысле, а снабдил их теми приспособлениями, которые помогли им выжить в совершенно различных природных условиях, от тундры до экваториальных лесов.

Даже при самом поверхностном знакомстве с особенностями человеческих рас легко заметить, что в странах с жарким климатом цвет кожи людей заметно темнее, чем в странах с холодным. С чем это связано?

Связано это с тем, что темный пигмент кожи поглощает значительно большее количество ультрафиолетовых лучей, которые, как известно в настоящее время, достаточно опасны, поскольку приводят к появлению раковых заболеваний. Однако темная кожа сильнее нагревается от солнечных лучей, поскольку читателю должно быть известно из школьного курса физики, что теплопоглощение темных предметов выше. Этот недостаток скомпенсирован у негроидов более эффективной работой кожных желез, которые спасают организм от перегрева. Поэтому, несмотря на темный цвет, температура кожи негроида при тех же температурных условиях меньше, чем у европейца или азиата.

Светлая кожа европеоидов более подвержена ультрафиолетовому излучению, что способствует появлению раковых заболеваний. Однако в высоких широтах степень инсоляции будет меньше, чем на экваторе, по причине значительного времени пребывания в помещении и постоянного ношения одежды. В условиях сравнительно малой солнечной освещенности возникает проблема рахита, поскольку рахит возникает из-за недостатка в организме витамина О, который вырабатывается в коже под воздействием солнечных лучей. Таким образом, чувствительность кожи к ультрафиолету в северных широтах является уже не недостатком, а условием для выживания.

Курчавые волосы негроидов создают на голове своеобразную воздушную подушку, а поскольку воздух есть один из лучших теплоизоляторов, то такое устройство волосяного покрова дополнительно способствует лучшей теплоизоляции. Ближе к экватору увеличивается ширина носа, толщина губ, выступание лица вперед. Наличие данных признаков может объясняться следующим образом. Большая ширина рта и значительная ширина слизистой губ негроидов полезны в жарком климате, поскольку увеличивают поверхность испарения влаги, охлаждая организм. Уплощенный широкий нос также имеет свое значение. Небольшие размеры носовой полости не позволяют воздуху дополнительно нагреваться при вдохе.

Одним из характернейших признаков европеоидной расы является высокий и длинный нос. Воздух, проходящий через длинный носовой ход, успевает нагреться и попадает в легкие теплым, а укороченность лица у северных рас увеличивает изгиб носового хода и предохраняет носоглотку от переохлаждения. Узкий разрез глаз, свойственный не только монголоидам, но и бушменам и туарегам, предохраняет глазное яблоко от пыли, ветра и яркого солнца.

Итак, расовые признаки служили и, вероятно, служат по настоящее время для приспособления к условиям окружающей среды. Вопрос состоит в следующем: какова их роль в современных условиях? Имеет ли адаптивная ценность расовых признаков решающее значение в расселении той или иной расы на определенной территории в настоящее время?

Это очень серьезный вопрос.

Почему он так важен? Дело в том, что многие современные ученые и исследователи утверждают, что в настоящее время роль расовых признаков в расселении человечества по тем или иным территориям минимальна или вообще отсутствует. Как же обычно обосновываются данные утверждения? Если говорить прямо, то основной упор при этом делается на вредности расизма как такового. Согласен, расизм есть довольно гадкая политическая конструкция и является причиной многих бед. Так, на основании расистских постулатов, были фактически истреблены и загнаны в резервации коренные жители Северной Америки.

Однако чем же отличается нынешнее время, т. е. начало XXI века, от времен прежних, омраченных расовым невежеством, расовой нетерпимостью и тяжелыми условиями материального существования? В конце XIX — начале XX вв. в мире произошло качественное изменение производственной базы человечества. Возникла и продолжает развиваться индустриальная промышленность, потребности которой привели к резкому росту городов. Так, в России 73 % населения относится к городскому и 27 % — к сельскому (2002), занимающемуся в основном крестьянским трудом. В Китае, как уже было показано выше, численность сельского населения на начало нынешнего века составляла 71 %.

Между тем, прежде чем перейти к рассуждениям о том, что может случиться с монголоидной расой (генератором которой представляется Китай) в современных условиях и чего не случится с ней никогда, следует, по меньшей мере, посмотреть на то, что мы имеем. Для начала стоит вообще-то познакомиться с тем, что из себя данная раса представляет в принципе. Ее типичными признаками являются: уплощенное лицо, выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и наличие эпикантуса (так называется складка верхнего века во внутреннем углу глаза, закрывающая слезный бугорок). Цвет волос и глаз практически всегда черный, волосы обычно прямые, а рост бороды, усов и волос на теле очень слабый. Цвет кожи у северных монголоидов светлее, чем у южных. Нос выступает слабо, переносье обычно вогнутое, толщина губ малая и средняя. Рост монголоидов невысокий, у северян пропорции коренастые, а ноги несколько укорочены.

К южноазиатской (малайская или индонезийская) малой расе относятся самые южные популяции монголоидов Индокитая, Индонезии и Меланезии. Ее представители отличаются низким ростом, смуглостью кожи, небольшим лицом и небольшой его уплощенностью, высокой и узкой формой черепа, иногда волнистыми волосами, большой шириной плоского носа и толстыми губами.

Зоной распространения дальневосточной (китайской) малой расы являются территории Китая, Кореи и Японии. Представители этого расового раздела отличаются высоким и узким лицом, высоким и узким черепом, большой частотой наличия эпикантуса, прямыми жесткими волосами иссиня-черного цвета.

Представители североазиатской малой расы проживают на просторах степей, тайги и тундры Сибири и Центральной Азии. От южных монголоидов они отличаются низким широким черепом, крайней уплощенностью большого, высокого и широкого лица, светлой пигментацией и тонкими губами и значительным развитием подкожного жира. Североазиатская раса имеет достаточно много разделов, в частности в ее составе присутствуют — туранская раса (смешение монголоидного и европеоидного комплексов) и уральская, в состав которой входят лопари, образующие лапоноидный (субарктический) тип.

В Северо-Восточной Сибири, на Алеутских островах, на Аляске, в тундре Северной Канады проживают популяции арктической (эскимосской) малой расы. Ее люди отличаются от сибирских монголоидов меньшей уплощенностью лица, большим выступанием узкого носа с высоким переносьем, широкой нижней челюстью, меньшей частотой эпикантуса и более толстыми губами. Характерными признаками данной малой расы являются смуглая кожа, значительный процент волнистых волос, очень массивное коренастое телосложение, слабое развитие подкожного жира и мощная мускулатура. Ряд вышеуказанных признаков свидетельствует, как ни странно, о ее южном происхождении.

Итак, монголоидная раса проживает практически во всех климатических поясах планеты, и любопытно, что монголоидные расовые признаки имеют тенденцию нарастать по мере продвижения с юга на север, что, кажется, может указывать именно на ее северное происхождение. Другое дело, что количество представителей той же североазиатской малой расы по сравнению с количеством представителей дальневосточной (китайской) малой расы ничтожно. Территорией распространения монголоидной расы является не только Евразия, но и Америка, но в нашем случае она находится за рамками исследования.

На огромных территориях Дальнего Востока и Сибири проживают следующие народы, представляющие собой североазиатскую малую расу. Это якуты, эвены, эвенки, буряты, сойоты, тоджинцы, тофалары, хакасы, шорцы, тувинцы, алтайцы и др. Что представляют из себя данные народы? Все они весьма и весьма немногочисленны.

Согласно данным последней переписи населения России, взятым с сайта «Всероссийская перепись населения 2002», численность тех же тувинцев составляет 243,5 тыс. человек, численность эвенков — 35,5 тыс., эвенов — 19 тыс., якутов — 444 тыс., хакасов — 75,6 тыс., шорцев — 14 тыс., сойотов — 2,7 тыс., тофаларов — 1 тыс., тоджинцев — 4,5 тыс., бурятов — 445 тыс., алтайцев — 67 тыс. человек. Т. е. речь не идет о каких-то миллионах и тем более десятках миллионов человек. Однако почему вышеперечисленные народы, расселяясь на столь обширных территориях, не достигли величин подобных ханьским? Может быть, репродуктивные способности бурятов несколько ограничены? Вряд ли. Все дело заключается в емкости природной среды, в климатических условиях вообще и продовольственных возможностях занимаемых территорий в частности. Увы, они сильно отличаются от условий междуречья Хуанхэ и Янцзы.

Сейчас вернемся к вопросу, поднятому выше. Что позволяет сегодняшним ученым и исследователям говорить о резком уменьшении роли расовых признаков в расселении человечества по тем или иным территориям в настоящее время? Какое у них есть основание для подобных заявлений? Может, изменился климат?

Климат не изменился и расовые признаки по прежнему служат для лучшей адаптации к тем или иным условиям среды. Изменилось общее содержание жизни. Индустриализация коренным образом изменила жизнь многих народов, большинство населения развитых стран переехало в города. Чем же отличается городское существование от сельского? В современном городе связь человека и климата значительно меньше, чем в деревне, поскольку основную часть времени человек работает в помещениях с искусственной средой. Расовые признаки, в этом случае, действительно не имеют какого-то особого значения. Но… есть очень большое «но».

Городское население, как показывает современная практика, не способно к расширенному и даже простому воспроизводству. Источником народонаселения является деревня с ее крестьянским трудом и особенным жизнеустройством, когда каждый родившийся ребенок рассматривается большей частью не как потенциальная обуза, а как потенциальный работник, с малых лет помогающий по хозяйству и укрепляющий семью, а не приносящий (при городском образе жизни) дополнительные проблемы.

Сломайте крестьянство, и вы сломаете нацию.


Примечания:



1

А. А. Бурыкин. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык».



2

РГИА. Ф. 394. Оп. 1. Д. 7. Л. 301



19

См.: Клейн Л. С. Генераторы народов // Бронзовый и железный век Сибири: Материалы по истории Сибири. Древняя Сибирь. Вып. 4. — Новосибирск, 1974. С. 126–134.



20

Пензев К. Арии древней Руси. — М.: Алгоритм, 2007.



21

См.: Тодаева Б. Х. Монгольские языки; http://krugosvet.ru



22

Халха — это их самоназвание, альтернативные этнонимы — халх, халхчууд, халх монголчууд, халхасцы.



23

Цит. по: В. И. Максименко. Россия и Азия, или анти-Бжезинский (очерк геополитики 2000 года) // Восток, № 1, 2000.



24

Доманский Р. Горнило народов; http://kladina.narod.ru



25

См.: Петров В. П. Подсечное земледелие. Киев, 1968.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх