2

Когда я еще только ехал, напитавшись, как божьей росой, рассказами об ауре, благости и великолепии Соловецких островов, то думал что вот, дескать я приеду, и на меня что-то этакое снизойдет и что-то там откроется. Что некое наитие заставит меня всё понять. Что душа моя обретет что-то сокровенное и этим сокровенным удовлетвориться.

Но сойдя с катера я ничего подобного не ощутил. Вот, Соловки, — подумал я, — Что дальше? Я, казалось забыл, для чего сюда ехал и о чем хотел узнать. Вместо снисходящего на меня откровения я ощутил состояние, про которое в народе говорят: «Ходит, как мешком хлопнутый». Но состояние мне неожиданно понравилось и я решил с удовольствием в нём пребывать. Побуду, дескать, пока не надоест, да и обратно. Кстати, как ходят поезда по Кемскому вокзалу?

Сняв у одного хмыря по сносной цене квартиру, я принялся, как и любой турист, предаваться обильному безделию. Я бродил по Соловкам вдоль, исхаживал их поперек. Я бывал в Реболде и на Муксалме, был на Секирной горе и в ботаническом саду. Катался в одиночестве на лодке по озерно-канальной системе не обращая внимание на вздувшиеся на ладонях пузыри. Разгуливал по мысу Печак, ползал по Филипповским садкам, ездил на Заяцкие острова. Осматривал лабиринты. Гулял по монастырю. Бродил вокруг Святого озера. Блуждал по шхероватым берегам Долгой губы. Видел в лесу остатки землянок. Был практически везде и дофига где еще. Наплевав на недовольство экскурсоводов совал свой нос куда не следует. И мне не надоедало.

* * *

Соловецкие экскурсоводы любят рассказывать ужасы. У них какое-то маниакальное стремление всех запугать. Всех и всем. Злодеяниями ли, чудесами — неважно. Там ангелы секут рыбачку, здесь воду голыми руками из проруби в прорубь носят. Нет, я понимаю, история, но все же. Так, будучи на Заяцких островах я осмотрел тамошние доисторические сооружения — лабиринты и насыпи. Добросовестно осмотрел все два лабиринта, что показал экскурсовод, и кучку унылых россыпей, про которые экскурсовод промычал нечто нечленораздельно-пугающее. А вернувшись на Большой Соловецкий остров купил книгу Олега Кодолы «Путь лабиринта», из которой узнал, что лабиринтов на острове не 2, а много больше. С ближайшим судном я опять отправился на Заяцкий остров. Там я подступил к экскурсоводу с требованием предъявить к осмотру недостающие лабиринты. Экскурсовод отнекивалась, отговаривалась, потом перешла к запугиваниям. Дело доходило до «духов мертвых» и их мести всем вторгающимся в пределы «сумеречной страны». Проводились параллели с археологами-первооткрывателями египетских гробниц и постигшей их каре. Мои намерения расценивались как гробокопательство. Духи ада сгущались над моей головой.

И я решил что уж на островке площадью 1.2 кв. км. разберусь как нибудь сам. И поскакал по мокрым валунам, минуя тропки, на поиски новых лабиринтов. Все описанные в книге я конечно не нашел, но кое-какие обнаружил. Несмотря на ужасы и проклятья.

Или другой момент. Было у меня несколько часов свободного времени. Я пришел в Соловецкое турбюро и попросил какую-нибудь короткую экскурсию.

— По лагерным местам не хотите? — спросили меня в турбюро.

— Нет, не хочу — ответил я.

— Отчего же?

— Вы знаете, я приехал к вам из края, в котором до сих пор огромное количество лагерей. Я достаточно осведомлен о теме.

— У нас сталинские.

— А у нас и сталинские и действующие.

— А у нас Соловецкие (как будто это аргумент), Флоренский и т. д.

— А у нас Вишера, Шаламов и Берзин.

Служительница из турбюро помолчала и, поджав губки гузкой, привела последний, убийственный с её точки зрения аргумент: У нас лагеря гораздо кровавее были, чем у вас. Я не стал спорить и ушел. Я вообще не люблю меряться масштабами трагедий. Но я отвлекся. О чем я, об ужасах? После спровоцированного Никоновскими реформами Соловецкого восстания на Соловках пролилась кровь. И место, физически оставшееся таким же, незримо изменилось. Могли ли Соловчане не восстать? Могли ли смириться, принять исправленные книги и служить, множа и без того свои обширные льготы? Если бы дело было только в деньгах, они бы так и поступили. Но то были люди с особым духом. Были. Вот главное слово в окончании очередной исторической вехи Соловков.

После подавления восстания сюда ехали не усмирять мятеж души, и не черпать силы для преображения мира. Теперь здесь усмиряли мятежные души. Сюда по — прежнему ехали авантюристы, но теперь они ехали умирать.

Разбойники и самозванцы, дипломаты и заговорщики, государственные деятели и расколоучители, мыслители и художники. Лучшие люди, искавшие применение своей натуры в самых различных областях, жаждавшие познать широкие объятья мира. А вместо этого их ждали тяжело давящие клещи Соловецких каменных мешков полтора на два метра.

Теперь Соловки не подпитывали кипучую натуру попавших сюда, а высасывали из них жизненные силы. Смиряли и усмиряли. Потребовалось двести пятьдесят лет чтобы Соловки начали укрощать дух, чтобы начали исполняться несбывшиеся мечты первых Соловецких страстотерпцев — Германа, Савватия и Зосимы.

Удивительно, но для этого потребовалось залить Соловецкую землю кровью и устроить из неё тюрьму. Узников в Соловки заточали и раньше. Но это был скорее вид ссылки, со всевозможными послаблениями в надзоре. Так еще в 1651 году Никон, тогда митрополит Новгородский писал Соловецкому настоятелю: «…Да к вам же в монастырь по Государеву указу присылают под начало старцев и всяких чинов людей, и вы их держите не по государеву указу, не крепко, во всём им свободу даёте, и против государева указу под крепкий начал не отдаваете и от тех ссыльных бесчинников бывает смута многая».

Нет, настоящая тюрьма, не по атрибутам, а по духу, на Соловках устроилась только тогда, когда пролилась кровь. Когда на Соловки пришли люди люди военные, оружейные, пришли с войной. Пришли не с миром, а усмирять. В этом природа тюрьмы, в этом природа застенков. История еще закольцует этот сюжет, но об этом позже.

Да, за все время существования монастыря его узниками было не более пяти-шести сотен человек. Что это по сравнению с десятками тысяч УСЛОНа? Но я, как уже говорил, не люблю измерять что либо масштабами трагедий. Любая трагедия печалит сердце неизбывной печалью. Любая трагедия такова, что её некуда девать. Её невозможно вместить ни в какие рамки, никуда пристроить, никак к ней приспособиться. Её можно только изжить.

А на Соловках изживали страшно. Приверженный расколу Семён Шубин пробыл в заточении 63 года, скопец Дмитриев — 60 лет. Последний гетман Украины Кальнышевский был брошен в Соловецкий застенок в возрасте 83 года и провел в холодной камере метр на два 26 лет!

А многих, таких как Афанасий Белокопытов, содержали в застенках «неисходно», «… во все дни живота… в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным».

И все же Соловки, даже пускай и не по своей воле, но по прежнему влекли к себе сорвиголов и авантюристов. Соловецкие застенки не знали уголовников. Даже Стенькины разбойники окопались на Соловках вольной стаей. А соловецкие казематы заключали людей имеющих помыслы и замыслы. Декабрист Шаховской, участники тайного общества Попов и Критский, вольнодумец Андрузский. Соловки, совершая над людьми насилие, не вмещали в себя зла. Но и добром, после подавления мятежа здесь не пахло.

Одними из последних заключенных Соловецкой тюрьмы были народовольцы Потапов и Григорьев. В 1883 году тюрьма закрыта, а в 1886 году убран караул. В монастырь продолжали ссылать провинившихся клириков, но это уже не было заключением.

Соловки стали монастырем. Монастырем как он есть, без дополнительных, несвойственных ему функций. Технический прогресс привел к этому времени к тому, что Соловки утратили и оборонительные функции и крепостные стены монастыря стояли теперь вековечным памятником беспримерному трудовому подвигу их воздвигших. Радость бытия просияла, как торжество духа над скорбью. Соловки, казалось бы опять готовы были принять мятущиеся души. Принять добровольно, принять, чтобы взбаламутить их еще больше и послать обратно, в мир. Но не принимали. Кровь легко состирывается, но почти никогда не смывается. Надругательство, бывает, забывается, но никогда не прощается. Смысл места и смысл действия был искажен.

На Соловки потянулись богомольцы. В их потоке не было недостатка и ранее, но вот, настал период, когда только они одни и ехали на Соловки. Могла ли эта земля долго существовать в таком покое? Не слишком ли мал для нее лишь один, монастырский смысл?

Монастырь слишком громоздкая хозяйственная единица, слишком большое предприятие, слишком сложная в управлении посудина. Такую организуют для нескольких целей. Если монашество это способ самодисциплины и самопознания основанный на религиозных началах и имеющий собственную систему, то монастырь — это уже организация монашествующих. И, как любая организация, он стремиться расширить область своих действий. Помимо организации общежительства монахов и связанной с этим хозяйственной деятельности монастырь, и уж русский монастырь точно, нес еще несколько дополнительных функций. Как правило в числе этих функций были образовательная (миссионерская) и оборонительная, когда монастырь выступал как крепость, как неприступный рубеж на пути неприятеля. Соловецкий монастырь на протяжении истории немало потрудился как оборонительный рубеж. Два самых известных эпизода — уже упоминаемое соловецкое сидение 1668–1676 годов, и бомбардировка Соловков английскими судами в рамках Северной кампании Крымской войны в 1854 году. Менее известных эпизодов десятки.

С миссионерской деятельностью хуже. Нести веру Христову в необозримых просторах Белого моря было просто некому. Немногочисленных жителей побережья проще было окормлять с материка. А Соловки изначально — это пустынь. Место, где отшельники, в уединении и покое общаются с вечным. И все же на Соловках, вопреки всему, создается громадный монастырь и ширит свою деятельность. В другом бы месте он давно уже зачах, а здесь процветает. И тянет к себе людей. Опять время и место соединяются здесь и задают вопрос — зачем? Зачем не уединенная пустынь, зачем не военная база или крепость? А просто наверное место такое, притягивающее…

* * *

А я перехожу дорогу от монастыря и взгляд мой упирается в вывеску «почта».

Телеграф. Телеграмму мне давать некому, в начале 21 века этот вид связи окончательно вытеснил мобильный телефон. Теперь телеграф служит лишь узконаправленным целям различных ведомств. Ну и еще туристам при подтверждении категорийного маршрута. А вот в начале века прошлого…

В 1904 году посредством телеграфной связи мир обежала новость, имевшая резонанс, впрочем, только в России. Несколько десятков нижних чинов из эскадры адмирала Рожественского, что шла через полземного шара к японским берегам приняли обет стать после войны монахами Соловецкого монастыря.

В войне с Японией к тому времени Россия увязла глубоко. И буксовала, и газовала на месте, разбрызгивая в стороны комья неудач и грязь сопровождавших их склок. В надсадно ревущем движке все глубже увязающей России не чувствовалось никаких героических ноток, а лишь характерное поскуливание изношенного механизма. Внутри страны утлую лодку политики во всю качала тогдашняя «молодая шпана» желавшая стереть с лица земли не только Россию, а вообще всё. До основанья! А затем…

В общем, России требовались герои, но героев не было. Те что были, вроде адмирала Макарова или художника Верещагина были конечно героями, но они были героями мертвыми. А требовались живые. И вот, таковые объявились в отправленной на заклание эскадре Рожественского. Правда о том, что они герои эти морячки не знали.

Шустрые матросики, пропилив полмира, вдоволь нагулявшись по портовым притонам и назубатившись с офицерами, авантюристы, но совсем не раннесоловецкого пошиба, а так — шпана и шантрапа, как отражение эпохи и нравов, они решили заранее забронировать себе царствие небесное на земле, а заодно и индульгенцию от трибуналов и судов. При любом исходе, при заранее гнилой ставке, хватаясь за соломинку, они хотели взять банк. И взяли его.

Они выжили. Отбыли положенное в японских лагерях и вернулись на родину, ничего хорошего не ожидая. Ибо проходимцев и провокаторов обычно не ждет ничего хорошего. Они уже и забыли о том своем, в горячке данном в присутствии вечно пьяненького корабельного попика, обете. А родина не забыла. Родина встретила их как героев. Практически единственных живых героев позорно проигранной войны.

Отгремели фанфары. Высохли слезы на румяных личиках воспитанниц Смольного. И под ногами цусимских «героев» вновь закачалась палуба. Цусимская братва отчалила навстречу Соловецкой братии.

Когда нетвердой походкой матросики сошли на соловецкую землю она заходила ходуном уже под ногами у встречающих.

В Соловецкий монастырь прибыли не несколько десятков послушников, овеянных ореолом героизма и исстрадавшихся в ратном подвиге и странничестве по дальним морям. И даже не несколько десятков монахов. В монастырь прибыло несколько десятков ИЕРОМОНАХОВ. То есть монахов, могущих совершать таинства.

Так, политическою волею на морячков ни с того ни с сего снизошла благодать Божия и они смогли вдруг крестить, отпевать, причащать. В общем совершать те действия, когда их посредством вершит свою волю Святой Дух.

Безграмотная шушера, прошланговавшая службу военную вдруг оказалась вовлечена в службу церковную. Естественно, кроме как косить и шланговать они ничего не умели, не желали уметь и не стремились. И они занялись тем, что умели. Они стали качать права.

Монастырь погряз в склоках. Жалобами оказались завалены все надзорные и исполнительные органы — как церковные, так и гражданские. Монашество пыталось бороться — но десятки луженых глоток, приученных молодецки орать в голос «здражлабла» вчистую перекрывали голоса привыкшие к исполнению торжественный церковных песнопений. «Героев забижают» звучало неизменно громче чем «Спаси Боже». И героев «забижать» не давали.

Письма, распоряжения, телеграммы. Зачастившие комиссии. В результате блатная нахрапистость взяла верх над тонкой интеллигентностью. Был смещен архимандрит Иоанникий. Братва одолела братию. Но, в отличие от 17-го века, когда государевой волею посланная братва в лице стрельцов взяла монастырь штурмом, в 20 веке государевою волею братва, превращенная в братию взяла монастырь подлостью.

Подлость была и в 17 веке, но она была лишь эпизодом, открывшим осаждавшим ворота твердыни. В 20 веке подлость стала системой, образом мысли и образцом поведения. Зло, которому Соловки ожесточенно сопротивлялись почти пятьсот лет новой истории захватило обитель без боя. И символично, что это зло приобрело вид опереточных жуликов — мелких, гадких, подлых, целиком ущербных.

И еще более символично то, что примерно в это же историческое время, плоть от плоти «монахов-матросиков», такой же карикатурный жулик, дезертир, бродяга и шваль Анатолий Железняков, более известный как «Матрос Железняк» произнес в Таврическом дворце свою знаменитую фразу.

«Караул устал и хочет спать. Прошу прекратить заседание». Именно этой фразой было низвергнуто в пропасть гражданской войны Государство Российское и прекратило существовать.

Из пучины хаоса вырастало, как проклятый остров, новое время. В нем не было места ни монастырской святости, ни сиятельной государственности. То было время вырожденцев, маньяков и хапуг. То было время кровавой пены и бесчисленных ужасов. Время предательств и неоплаченных счетов.

Авантюристам всех мастей ни к чему была таинственная земля. Она ни на что не могла вдохновить. Растерзанная, развращенная предательством, она уже никого не манила.

Подлость, открывшая ворота монастыря в 17 веке, полностью завладела им в веке 20-м. А отсюда уже и всей землей. Святые Герман, Зосима и Савватий, Митрополит Филипп, Патриарх Никон — все эти авантюрные и величайшие мужи мечтали, должно быть, как и все романтики глядя в Соловецкие дали, о покорении, улучшении и преображении мира. Уж точно они не желали ему зла. И уж точно не думали о том, что зло, предательство и подлость первой обрушит эту святыню. Отсюда начнет по миру свое победное шествие. Что сиятельная и блистательная романтичность основателей и их последователей, вечных скитальцев в поисках лучшей участи не для себя, а для мира, обернется пришествием по проторенной дорожке, бродяг, подлецов и рвачей.

И, как выражение этой подлости матрос Железняк предаст большевиков, выступит за роспуск Совнаркома и взорвет поезд Подвойского. А после, как ни в чем не бывало отречется от своих слов, опять признает Советскую власть и возглавит Культпросвет в Елани. А царской милостию ставшие иеромонахами матросики с восторгом примут Советскую власть, отрекутся от сана и станут первыми надзирателями нарождавшегося на Соловках ГУЛАГа.

* * *

— Так вы не пойдете на экскурсию по лагерным местам, — спрашивает меня женщина из Соловецкого турбюро. Но я уже иду к причалу Хета в надежде на нечаянный катер на большую землю. Там, на изувеченном Беломорканалом Выге, в невидимом отсюда краю полосует грозовыми молниями небо, зачем-то, как и пятьсот лет назад к себе маня и гоня прочь с Соловков. Зачем?

Затем чтобы потом, спустя время, где бы ты я ни был, и что бы не делал, подобно этим Выговским молниям нет-нет да и полосовало сердце грусть и тоска раздирала бы душу, как исподнюю рубаху вопросом — зачем вы маните меня Соловки?

2010









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх