Глава 27

Саакашвили планирует блицкриг

«Для Саакашвили же конфронтация с Россией – способ выживания. С экономикой он по-прежнему не в ладах. Ее развитие – трудный, сложный и длительный процесс, а за год с небольшим рейтинг Президента упал в четыре раза. Как и при Шеварднадзе, уже говорят: кто бы ни пришел вместо него – хуже не будет. Подгоняет Саакашвили и реализуемый Западом косовский сценарий. Очевидно, что вскоре Косово будет признано самостоятельным албанским государством. Но тогда придется признать и независимость Южной Осетии, Абхазии. Грузии хочется успеть усмирить свои автономии, чтобы не встал этот вопрос. Вот почему Президенту и его окружению нужно «зачистить» подступы к Цхинвали «от посторонних», создать вакуум, при котором любой «случайный» выстрел обернется массовым кровопролитием. На это и работают постановление парламента и начало дискредитации Дагомысских соглашений» – так еще в 2006 г. заявил член Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Виктор Алкснис.[141]

Тут лишь стоит добавить, что конфронтация с РФ – это способ выживания не только Михо, но и всех националистов Украины, Прибалтийских лимитрофов и т. д. Справиться с нищетой в бывших советских республиках, не имея богатейших запасов углеводородов, националистическим правительствам не под силу. Басням о бескорыстной помощи Запада молодым демократиям верят только придурковатые московские «рафинированные интеллигенты». США 100 лет было плевать на нищету Гондураса, а Франции – 40 лет плевать на нищету Чада. Деньги Запад дает только под конфронтацию с Россией.

Создать же образ врага, чтобы отвлечь внимание населения от нищеты, казнокрадства и беспредела «воров в законе» – это азбучная истина всех правителей на постсоветском пространстве. Ельцин пугал население РФ «красно-коричневыми», а все остальные туземные фюреры пугали своих подданных русским империализмом.

Территория Грузии особенно интересовала госдепартамент США как место для транзита углеводородов из района Каспия, так и как место для размещения военных баз для угрозы РФ, Ирану и другим странам региона.

В марте 1998 г. в Вашингтоне побывал министр обороны Грузии Вардико Надибаидзе. Там он подписал план военного сотрудничества между США и Грузией. Грузины громко объявили на весь мир, что в 1998 г. будут проведены 23 совместных с американцами военных учения.

В 1998 г. США провели в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. С 1999 г. осуществляется программа «Партнерство во имя мира», благодаря которой Грузия приняла участие в 120 мероприятиях (в основном, военных учениях).

Еще до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск. Всего в 1998–2001 гг. на обеспечение охраны грузинских границ США предоставили 72 млн. долларов. Это значительная сумма, если сравнивать ее, например, с военным бюджетом Грузии, который в 1998 г. составил около 41 млн. долларов, а в 1999 г. – 24 млн. долларов.

Грузия получила больше американской помощи на душу населения, чем любая другая страна мира, кроме Израиля. Американская доля в грузинском ввозе товаров из-за рубежа равна примерно 14 % (на 2000 год), США поставляют в Грузию машины и оборудование, мясо, зерно, корма, напитки, фармацевтические и другие товары.

США – главный вкладчик предпринимательского капитала в грузинскую экономику. Между США и Грузией действует двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений. В 1999 г. в Грузию поступило американских частных прямых инвестиций на общую сумму 20 млн. долларов, что составило 24 % всех таких капиталовложений иностранных компаний в этой стране. В 2001 г. приток прямых частных инвестиций увеличился до более чем 20 млн. долларов, что составило 34 % от всех иностранных инвестиций.

Кроме этого США способствовали получению Грузией кредитов международных финансовых организаций: на март 2000 г. эти суммы составили 364,2 млн. долларов – от Всемирного банка и около 325 млн. долларов – от Международного валютного фонда.

В 2002 финансовом году США предоставили Грузии в качестве помощи около 187 млн. долларов, из них 91 млн. долларов на обеспечение «Акта в поддержку свободы» (FSA), 31 млн. долларов на иностранное военное финансирование (FMF), в том числе 20 млн. долларов дополнительных средств в фонд чрезвычайного реагирования; Министерству сельского хозяйства США (USDA) выделили 9 млн. долларов в качестве продовольственной помощи и 12 млн. долларов на другую правительственную помощь, а также оцененные в 45 млн. долларов частные пожертвования и избыточное гуманитарное продовольствие министерства обороны США.

Действуют программы по улучшению грузинских вооруженных сил. Первая программа – «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 год. В 2005 г. Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн. долларов, «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. Скорее всего, все эти меры были нацелены на повышение устойчивости проамериканского грузинского правительства, чем для усовершенствования военных сил.

Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (USAID). Основные цели использования этих средств направлены на формирование такой структуры государства и общества, которая бы отвечала интересам США. При помощи USAID проходит обучение государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, USAID финансирует ряд информационных программ, оказывает различные виды гуманитарной помощи.

Отдельный пункт сотрудничества составляет сближение Грузии с Североатлантическим альянсом. Для этого также проводятся специальные программы, финансируемые Соединенными Штатами: Программа индивидуального партнерства (IPAP в Individual Partnership Action Plan), переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в НАТО (MAP в Membership Action Plan); Обзор стратегической обороны (SDR в Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники.

9 апреля 2007 г. президентом США был подписан закон о поддержке Дальнейшего расширения Североатлантического альянса и помощи в принятии новых членов НАТО, в том числе Грузии.

Однако не все европейские государства поддерживают вступление Грузии в НАТО. Германия в 2007 г. выступила против ее вступления. Министр обороны Франции Эрве Морином 3 октября 2007 г. заявил, что «Париж выступает против членства Грузии в Североатлантическом альянсе, если это приведет к конфронтации с Россией». 3–4 октября 2007 г. в Грузии находился генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. Грузинское правительство надеялось услышать от него о сроках вхождения в НАТО, но генсек не дал никаких определенных обещаний о вовлечении Тбилиси в последний этап (MAP), чего ждала грузинская сторона от саммита стран НАТО в Бухаресте, который прошел 2 в 4 апреля 2008 г. Более того, Схеффер заявил, что у Грузии еще много дел на пути членства в НАТО, особенно в «создании маленькой и эффективной армии» и решении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

5 апреля 2008 г. в Бухаресте прошел саммит, на котором главной темой было принятие Грузии и Украины в НАТО. Однако, к радости России, Грузия и Украина пока не смогут вступить в альянс. Какие именно страны проголосовали против Украины и Грузии, Генеральный секретарь НАТО не называет, 10 голосов из 26 были против, но главное место среди них однозначно занимала Германия с канцлером Ангелой Меркель, которая выступила на саммите на стороне России, и Франция. Также против Грузии и Украины выступали еще до саммита Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Португалия и Люксембург. По словам Генерального секретаря, лидеры стран НАТО не выступают против присвоения Грузии и Украине статуса МАР, но окончательное решение будет принято министрами обороны стран НАТО в декабре 2008 года.

Пользуясь военной, экономический и политической поддержкой Запада, грузинские власти создали на границах с Абхазией и Южной Осетией режим «перманентной провокации». Простой перечень всех провокаций грузинской стороны составил бы фолиант объемом в сотни страниц.

Большинство провокаций происходило по трем схемам.

Во-первых, периодически происходили захваты или аресты российских военных как на территории самой Грузии, так и на территории Южной Осетии. В первом случае речь шла о персоналиях российских военных баз, а во втором – о миротворцах.

Во-вторых, грузинские войска периодически устраивали перестрелки на линии прекращения огня. Грузинские летательные аппараты – боевые самолеты, вертолеты и беспилотные разведчики – по несколько раз в месяц нарушали воздушной пространство над Абхазией и Южной Осетией.

В-третьих, делались попытки развернуть партизанскую войну в Абхазии и Южной Осетии. Ну а чтобы придать легитимность забрасываемым туда грузинским добровольцам, клика Саакашвили попыталась создать опереточные правительства Абхазии и Южной Осетии.

Российские миротворцы в Закавказье выполняли сложную и чрезвычайно опасную миссию. Так, в Абхазии только за первые три года действий было задержано и разоружено 1042 нарушителя, изъято 346 единиц стрелкового оружия и большое количество боеприпасов, обнаружено и выведено за пределы зоны безопасности около 90 единиц тяжелого вооружения и техники, подорвано на месте 11 боевых бронированных машин и 6 артиллерийских орудий, изъято и уничтожено 22 580 взрывоопасных предметов, от мин очищено 4159 кв. км и 154 административных здания, восстановлено более 25 км дорог и 3 моста, один из которых – в Кодорском ущелье – практически построен заново.[142]

Еще в 1996 г. грузинские власти создали специальное террористическое соединение «Белый легион», состоявший из нескольких отрядов, каждый из которых действовал в определенном районе Абхазии. В отряд входило 3–4 группы по 8—12 человек каждая. Общая численность формирования доходила до 300 человек постоянного состава и 200–250 обучающихся в специальных лагерях на территории Грузии. Возраст легионеров – от 17 до 40 лет.

В легион шли не только по «идейным соображениям», но и из-за денег. Каждый выход на «боевое задание» оценивался от 50 до 200 лари при средней зарплате в Грузии от 30 до 50 лари. Хотя основной костяк организации составляли беженцы, были в ее рядах и наемники, в том числе из России.

Основное внимание у учебных центрах уделялось трем дисциплинам: саперному делу, огневой и физической подготовкам. Распорядок дня был примерно следующий: в 6 утра – подъем, пятикилометровый марш-бросок, после завтрака двухчасовые занятия по рукопашному бою, огневой подготовке и саперному делу. Особое внимание при подготовке «бойцов» уделялось так называемым «урокам выживания».

К середине 1998 г. «Белый легион» стал своеобразной третьей силой в грузино-абхазском противостоянии. И считаться с этой силой приходилось всем – от Абхазии и Грузии до России и ООН. И что самое страшное – легионеры очень неохотно выполняли указания официального Тбилиси. Они совершали теракты в ходе грузино-абхазских переговоров, когда на уровне Совета безопасности ООН обсуждались инициативы о прекращении конфликта и т. д. В мае 1998 г., к примеру, когда в Тбилиси и Сухуми осмысляли апрельские решения Совета глав государств СНГ о создании в Галльском районе совместной грузино-абхазской администрации, боевики предприняли попытку самостоятельно захватить Гали и создать там свою администрацию.[143]

В июле 2006 г. грузинские войска разогнали самоуправление сванов в Кодорском ущелье и ввели туда регулярные войска в нарушение соглашения о прекращении огня в Абхазии. Мало того, Кодорское ущелье было переименовано Саакашвили в «Верхнюю Абхазию», и туда из Тбилиси перевезли марионеточное абхазское правительство. Естественно, это вызвало справедливое возмущение в Абхазии, но правительство РФ уговорило Сухум не предпринимать активных контрмер в Кодорском ущелье.

Начиная с 2004 г. Грузия выставила в зоне грузино-осетинского конфликта 18 незаконных постов МВД Грузии. Все они созданы в нарушение Дагомысских соглашений, главных Положений и Протоколов, регламентирующих деятельность Смешанной контрольной комиссии и сторон конфликта, которыми являются Южная Осетия и Грузия.

Каждый раз, выставляя очередной пост, Грузия ссылалась на то, что, дескать, это ее территория, и она вольна делать на ней все что угодно. Помимо того, что Тбилиси де-факто выдавал желаемое за действительное, де-юре он, как заявлял Президент Южной Осетии Э. Кокойты, грубо нарушал статью 27 «Венской конвенцию о праве международных договоров» от 23 мая 1969 г., согласно которой акты международного права имеют безусловный примат над внутренним законодательством страны.

К сожалению, в документах, принятых в Дагомысе, не оговорено количество личного состава МВД Грузии, который имеет право находиться в зоне конфликта. Пользуясь данной лазейкой, грузинская сторона максимально увеличила численность отделов полиции в анклавах «Большая Лиахва» в Курта, «Малая Лихва» в Ередви и «Авневи» в Авневи, построила базу спецназа Департамента по конституционной безопасности МВД Грузии в Каралети, и максимально увеличила численность всех незаконных постов. Кроме этого в зоне конфликта, с полицейскими удостоверениями, постоянно находятся представители различных спецподразделений министерства обороны Грузии.

К началу лета 2008 г. по самым скромным подсчетам в зоне конфликта постоянно находилось около 2–2,5 тысяч грузинских полицейских и сотрудников спецслужб, перед которыми поставлены две главные задачи – всеми силами дестабилизировать ситуацию в Южной Осетии и воспрепятствовать миротворческим силам от РФ выполнять свои непосредственные обязанности.

В 2006 г. грузинский министр обороны И. Окруашвили заявил: «Русские военные в Осетии – угроза для Грузии… 2007 год встретим в Цхинвали, над которым будет грузинский флаг. Я уже включил свой секундомер».

Саакашвили стремительно наращивал свой военный потенциал. По оценкам западных специалистов, при общем бюджете 2,5 млрд. долларов (что составляло 10 % национального валового продукта) Грузия стала тратить на закупки вооружения, содержания и подготовку регулярной армии и резервистов до 1 млрд. долларов. По данным Центра АСТ, всего за 4 года грузинский военный бюджет вырос более чем в 30 раз – с 30 млн. долларов в 2003 г. до 940 млн. долларов в 2007 г.

В итоге к августу 2008 г. по оценочным данным отечественных и зарубежных СМИ Грузия располагала следующими силами:

Личный состав кадровой армии – 22–30 тыс. человек, сведенные в 5 бригад. Все военные служили по контракту. Кроме того, было начато формирование четырех бригад национальной гвардии, создаваемых по территориальному принципу.

Танков – 240 единиц. В том числе: 165–190 – Т-72 и 40–50 – Т-55. Как видим, все танки если не изготовлены, то спроектированы в СССР. Часть из них была поставлено Ельциным режиму Шеварднадзе, часть закуплена в последующие 4 года на Украине, в Чехии и, возможно, в других странах.

Бронетранспортеры и боевые машины пехоты: 270–300 (в том числе около 120 БМП-1 и БМП-2, 55 БТР-70 и БТР-80). Источники поступления те же, что и танков.

Ствольная и реактивная артиллерия – около 300 единиц. Шесть 203-мм САУ 2С7 «Пион», одна 152-мм САУ «Мста-С» 2С19, одиннадцать 152-мм буксируемых гаубиц 2А65 «Мста-Б», три 152-мм буксируемых пушки 2А36 «Гиацинт-Б», двадцать шесть 152-мм САУ «DANA» (чешского производства), тринадцать 152-мм САУ 2С3 «Акация», шестьдесят 122-мм буксируемых гаубиц 2А18 «Д-30», шесть 100-мм буксируемых пушек МТ-12, сорок 85-мм буксируемых пушек «Д-44».

Реактивные системы залпового огня: четыре 262-мм М-87 РСЗО «Оркан» (Югославия), четыре 122-мм—160-мм РСЗО «Лар-160» (Израиль), шесть 122-мм РСЗО RM-70 (система «Град» на чешском колесном шасси), шестнадцать 122-мм РСЗО БМ-21 «Град», двенадцать 128-мм М-91 РСЗО «Пламен».

Минометы: пятнадцать 120-мм минометов 2B11, двадцать пять 120-мм минометов M-38/43, двадцать 120-мм минометов M75, сто двадцать 82-мм минометов 2Б14 «Поднос».

Авиация состояла из 10 штурмовиков Су-25КМ «Мимино», выпущенных Тбилисским авиазаводом. Из них как минимум шесть машин прошли модернизацию в Израиле. Учебно-боевых самолетов чешского производства – шесть L-39 и девять L-29 – тоже могли использоваться в качестве штурмовиков.

Вертолетный парк состоял из одного Ми-35, трех Ми-24П, четырех Ми-24В, двух Ми-14, шестнадцати Ми-8, шести Bell-212, шести UH-1H и одного Ми-2.

Система ПВО Грузии состояла из: центрального командного пункта ПВО в Тбилиси, двх зенитно-ракетных дивизионов (в Тбилиси и Поти), одного отдельный дивизион ПВО (Кутаиси), 5–6 постов РЛС.

На вооружении их состояли зенитно-ракетные комплексы: 8 пусковых установок ЗРК С-125М «Нева-М», два ЗРК 9К33М2 «Оса-АК», один ЗРК 9К33М3 «Оса-АКМ», три ЗРК 9К37М1 «Бук-М1», 15 ПЗРК 9К31 «Стрела-2M», 10 ПЗРК 9К38 «Игла».

Артиллерийские установки: пятнадцать 23-мм ЗСУ-23-4, до пятнадцати 57-мм автоматических установок С-60.

Грузинская армия помимо этого располагала шестью транспортными самолетами Ан-2 и несколькими легкими самолетами.

ВМС Грузии[144] организационно состояли из штаба (в Поти), Потийской (главной) и Батумской военно-морские базы, «эскадры кораблей», бригады морской пехоты и диверсионно-разведывательного отряда боевых пловцов (морской спецназ). По состоянию на начало 2007 г., согласно официальным данным министерства обороны Грузии, личный состав ВМС насчитывал 531 человека, в том числе 181 офицера, 200 унтер-офицеров, 114 матросов срочной службы и 36 гражданских служащих. В береговой охране Грузии (два дивизиона патрульных кораблей – Потийский и Аджарский) служили, предположительно, до 1500 офицеров, унтер-офицеров и матросов.

Подготовка офицерских кадров ВМС и береговой охраны осуществлялась на Украине и в странах НАТО. Срок службы матросов по призыву – 18 месяцев.

Корабельный состав ВМС Грузии к 2007 г. был представлен следующими плавсредствами:

– ракетный катер «Диоскурия» (бортовой № 303) – бывший греческий P17 «Ипоплоиархос Бацис» французской постройки типа «Ла Комбатант II»;

– ракетный катер на подводных крыльях «Тбилиси» проекта 206МР (бортовой № 302) – бывший украинский U150 «Конотоп», ранее бывший Р-15 Черноморского флота СССР;

– сторожевой катер «Батуми» проекта 205П (бортовой № 301) – бывший ПСКР-648 морских частей пограничных войск России;

– артиллерийский катер «Акмета» (бортовой № 102) – бывший торпедолов проекта 368Т Черноморского флота СССР;

– сторожевые катера «Иберия» и «Местиа» (бортовые №№ 201 и 203) – бывшие греческие спасательные катера Р267 «Дилос» и Р269 «Линдос» типа «Дилос»;

– сторожевой катер «Кутаиси» (бортовой № 202) – бывший турецкий АВ-30 типа «Тюрк»;

– сторожевой катер «Цхалтубо» проекта 360 (бортовой № 101) – бывший катер связи Черноморского флота СССР;

– патрульный корабль «Гантиади» (бортовой № 016) – бывший средний рыболовный сейнер, в 1992 или 1993 г. вооруженный двумя армейскими 23-мм спаренными зенитными артиллерийскими установками ЗУ-23-2 и двумя 12,7-мм пулеметами (применяется как вспомогательное судно);

– малый патрульный катер «Гали» (бортовой № 04) – переоборудованный разъездной катер проекта 371У Черноморского флота СССР;

– три малых патрульных катера проекта 1398 (бортовые №№ 10, 12, 14) – предположительно бывшие катера морских частей пограничных войск СССР);

– малые десантные корабли «Гурия» и «Атия» проекта 106К (бортовые №№ 001 и 002) – бывшие болгарские № 608 и № 612;

– десантные катера МDK-01 и МDK-02 проекта 1176 – бывшие Д-237 и Д-293 Черноморского флота СССР.

А также несколько вспомогательных судов.

Самостоятельная военно-морская структура Грузии – береговая охрана – выполняет задачи по защите государственной границы и морской экономической зоны страны.

В состав грузинской береговой охраны (ее корабли и суда имеют буквенно-цифровые бортовые номера, начинающиеся с латинской буквы «Р», и надпись по-английски «Coast Guard») на 2007 г. входили:

– патрульный корабль Р-22 «Аети» – бывший германский базовый тральщик М1085 «Minden» типа «Линдау»;

– патрульный корабль Р-101 «Кодори» – бывший средний рыболовный сейнер, вооруженный 12,7-мм пулеметами;

– сторожевой катер Р-21 «Георгий Торели» проекта 205П – бывший ПСКР-629 морских частей пограничных войск СССР переданный Украиной;

– восемь патрульных катеров проекта 1400М (Р-102, Р-103, Р-104, Р-203, Р-204, Р-205, Р-206, Р-207) – два бывших советских, три переданы Украиной и три – собственной постройки 1997–1999 гг.;

– патрульные катера Р-210 «Цотне Дадиани» и Р-211 «Генерал Мазниашвили» – бывшие катера Береговой охраны США WPB82335 «Point Countess» и WPB82342 «Point Baker» типа «Пойнт»;

– малые патрульных катера Р-106 и Р-209 типа «Даунтлес», полученные от США;

– малый патрульный катер Р-105 – бывший турецкий SG48 американской постройки устаревшего типа МК5;

– девять малых патрульных катеров проекта 1398 из состава морских частей пограничных войск и МВД СССР (P-0111, Р-0112, Р-0113, Р-0114, Р-0115, Р-0116, Р-0212, Р-702, Р-703).

– спасательный буксир «Поти» (бывший «Зорро»), купленный на Украине в 1999 г.

Имеющиеся на 2007 г. в ВВС Грузии два вертолета-амфибии Ми-14ПЛ боевой ценности по основному назначению уже не представляли и противолодочного вооружения не несли.

Бригада морской пехоты ВМС Грузии располагала 10 боевыми машинами пехоты БМП-1 и БМП-2, двумя бронированными разведывательно-дозорными машинами БРДМ-2 и одной 122-мм 40-ствольной реактивной системой залпового огня БМ-21 «Град».

Резервный компонент ВМС Грузии – ее морской торговый флот, в составе которого к 2003 г. имелись 144 судна водоизмещением 1000 брт и более (общее водоизмещение 855 908 брт), включая балкеры, танкеры, сухогрузы, ролкеры и т. д. (данные ЦРУ США). Почти все торговые суда были переданы Грузии правительством Ельцина в начале 1990-х годов. Правда, часть судов бывшего Грузинского морского пароходства была продана «на лево» правительствами Шеварднадзе и Саакашвили.

К 1 августа 2008 г. грузинской армии противостояли несоизмеримо меньшие силы Республики Южная Осетия (РЮО) численностью около 2,5 тысяч человек. Кроме того, в случае мобилизации могло быть привлечено еще 13–13,5 тыс. резервистов.

На вооружении осетин состояло от 15 до 22 устаревших танков Т-55, от 52 до 100 (по разным источникам) единиц бронетехники, включая БТР, БМП и БРДМ.

Артиллерия была представлена 24 установками, в том числе 122-мм буксируемые гаубицы Д-30 и 152-мм САУ «Акация», шесть БМ-21 «Град» и три десятка минометов калибра 82—120 мм.

ВВС РЮО состояли из нескольких вертолетов Ми-8, а самолетов не было вообще. Мало того, в РЮО вообще нет взлетно-посадочных полос для действий самолетов военно-транспортной и штурмовой авиации, что сильно затруднило оказание Южной Осетии помощи со стороны России в первые часы вторжения грузинских войск.

Силы российских миротворцев в Южной Осетии к 7 августа состояли из батальона миротворцев из состава 19-й дивизии 58-й армии Северо-Кавказского военного округа. Всего в зоне конфликта находилось около 600 российских военнослужащих, в том числе около ста бойцов подразделения «Восток». Они имели на вооружении в основном легкое стрелковое оружие, гранатометы и переносные противотанковые комплексы. В их распоряжении находилось также несколько БТР и БМП.

Обладая огромным превосходством в личном составе и огневой мощи, а также с учетом расположения грузинских войск на высотах, господствующих над территорией РЮО, Саакашвили не сомневался в успехе, надеясь на то, что РФ не захочет или не успеет помочь Южной Осетии.

После войны российская пресса в унисон писала о том, что де США дали Саакашвили добро на проведение операции против РЮО. Увы, никаких конкретных фактов никто привести не может. Между тем Саакашвили получал из США призывы к осторожности.

Так, 18 августа 2006 г. президент Фонда Никсона Дмитрий Саймс в своем интервью «Московским новостям» очень кстати вспомнил встречу Ричарда Никсона и первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия: «Вот горькая правда, которую Гамсахурдия выслушал от Никсона: «В Америке всегда найдутся люди, которые поддержат ваш настрой бороться с Россией и оценят вашу позицию как принципиальную и демократичную. Но все это будет работать до тех пор, пока Россия не начнет принимать против вас серьезные меры. Тогда окажется, что Америка не готова войти из-за вас в серьезный конфликт с Россией». На вопрос же Саймса, обращенный к Саакашвили, по поводу взглядов Никсона, нынешний лидер Грузии ответил, что он – не Гамсахурдиа. «То, что говорил Саакашвили, воспринималось как разумное, но выражение его лица в то время было таким, что можно было догадаться: то, что он сказал, для него не было до конца естественным, и сегодня он действует так, как Гамсахурдиа»», – резюмировал Дмитрий Саймс.

Ну а Россия-Россия с 1991 г. представляла собой безответного очкарика («чучело»), на которой издевается весь класс. Ну, про Ельцина и говорить не стоит. Хуже всего, что Путин продолжил ельцинский курс на унижение России.

Запретило правительство Украины в 2002 г. все ракетные стрельбы кораблей Черноморского флота и на российских полигонах в районе Феодосии. Россия утерлась. Запретило заменять вышедшие из строя корабли Черноморского флота на новые, пусть даже того же проекта. Опять Путин утерся. Пусть, мол, Черноморский флот в Севастополе разваливается от старости.

Запретила Грузия даже прогулочным судам ходить из Сочи в Сухум – опять Россия руки по швам!

В августе 2007 г. над Абхазией были замечены грузинские беспилотные разведчики. Речь идет о партии дистанционных самолетов «Гермес-450», изготовленных израильской фирмой «Ellit Systems LTG» и поставленных Грузии. Эти самолеты относятся к средневысоким разведчикам и действуют на высотах 5–8 км. Радиус действия их – до 200 км. Время патрулирования – до 20 часов. Крейсерская скорость – 130 км/ч. Самолет создан по технологии «Стелтс» из композитных материалов и плохо обнаруживается РЛС.

18 марта 2008 г., по заявлению абхазской стороны, ее ПВО сбила «Гермес». Через два дня над поселком Гагида в Абхазии был сбит еще один такой разведчик. На сей раз Тбилиси поднял большой шум в западных СМИ. Была предъявлена видеозапись со сбитого «Гермеса», где видно, что его атаковал истребитель МиГ-29 и выпустил две ракеты «воздух—воздух», одна из которых прошла мимо, а вторая поразила цель.

США даже добились рассмотрения сего вопроса в Совете Безопасности ООН в качестве «агрессии России». Российская и абхазская стороны объявили видеозапись с борта разведчика фальшивой и заявили, что «Гермес» был сбит ракетой «воздух—воздух» с абхазского самолета Л-39. Такие самолеты чешского производства в СССР использовались в качестве учебных. Конкретно же эта машина была передана абхазам якобы еще в 1991 г. Дудаевым из Чечни.

Вызывает большое сомнение возможности использования управляемых ракет «воздух—воздух» с борта Л-39. Да и кроме того, что стоило тем же абхазам предъявить машину и публично наградить летчика?

Короче, весь мир не поверил России. Возникает вопрос, а почему бы РФ не заявить, что российские миротворцы будут сбивать над Абхазией и Южной Осетией любой грузинский летательный аппарат, как создающий опасность для миротворцев.

О какой агрессии может идти речь? Предположим, что в нейтральных водах Средиземного моря над американским авианосцем появился неопознанный беспилотный аппарат? Естественно, что янки в любом случае его собьют. С точки зрения международного права это действо сомнительно, но оно соответствует сложившейся международной практике.

Итак, что не говори, а решающую роль в начале грузинской агрессии в Южную Осетию сыграла трусливая политика российского правительства. Саакашвили был уверен, что в худшем случае побитое в очередной раз «чучело» пойдет плакаться в ООН.

Между тем еще в 2006 г. Виктор Алкснис говорил, что Грузия «рассчитывает на легкую победу, на блицкриг» в войне с Осетией. «Война 1991–1992 годов не повторится.

– А как поведет себя официальная Россия-Грубо говоря, не сдаст, как уже бывало? По большому счету, грузинская армия переобучена и перевооружена не на американские деньги, как нередко говорят, а на российские…

– Очень тяжелый вопрос. Россия в немалой степени ответственна за агрессивность Саакашвили. Мы поощряем радикалов своими уступками. Б. Ельцин по собственной воле, без какого-либо давления подписал Стамбульские соглашения о выводе военных баз. Затем Россия фактически принимала участие в государственном перевороте, помогала Саакашвили прийти к власти – устранить Шеварднадзе и Абашидзе. У Саакашвили есть все основания рассчитывать на очередную «уступчивость» России под влиянием Запада.

– Его расчеты сбудутся?

– Вряд ли. Руководители России не могут позволить себе остаться, как Горбачев, наблюдателями. Около 90 процентов населения Цхинвали – граждане нашей страны. Как их «бросить»-Бурлит после Беслана оскорбленная и униженная Северная Осетия. Она не простит Москве «сдачу» южной республики. Впервые среди осетин зародились сепаратистские настроения – появился комитет «За единую Осетию». Его активисты агитируют за объединение обеих республик в независимое государство, которое само – без Москвы и ОБСЕ – сможет «разобраться» с Грузией… В соответствии с договором Абхазия окажет военную помощь Цхинвали. Автономия уже обратилась за поддержкой к Северной Осетии, к другим кавказским республикам. Так что блицкриг не пройдет. Война взорвет весь Кавказ, превратит прилегающие к нему края и области в прифронтовую зону.

– Что же следует предпринять России?

– Прежде всего твердо заявить о своих приоритетах, от которых она не откажется ни под каким давлением. И сделать это нужно незамедлительно. Все страны используют экономику как «длинную руку» политики. Наша же «длинная рука» работает против нас. Государство, проводящее враждебную кампанию, берет наш газ, электроэнергию по самым низким ценам. Даже после того как мы объявили, что переходим со всеми партнерами на рыночные расчеты, продаем Грузии газ по 110 долларов за 1000 кубометров. В два раза дешевле мировой стоимости. По моей инициативе Государственная Дума обратилась в Министерство экономического развития и торговли с вопросом: почему странам Прибалтики, Грузии и некоторым другим поставляются энергоресурсы по таким низким ценам?

Пришел уклончиво-расплывчатый ответ: повысим их – нам повысят плату за транзит газа. Но в Прибалтике нет транзитных трубопроводов. В Грузии тоже практически нет – поставки газа в Армению незначительны, и их легко компенсировать. Больше всего газа на экспорт идет через Украину, с которой, по уверению Правительства, уже выстроены рыночные отношения. После взрыва газопровода Тбилиси несколько дней покупал газ у Ирана, как заверяло окружение Саакашвили, по приемлемой стоимости. Но сама цена держалась в секрете – ее на днях озвучил иранский замминистра: по 230 долларов за 1000 кубометров. Так что наши дешевые энергоресурсы для Грузии – это политика, диктуемая прогрузинским лобби, в ущерб России. К сожалению, у нас нет своих лоббистов ни в Тбилиси, ни среди двух миллионов грузин, зарабатывающих на жизнь в российских регионах.

Уверен, Президент В. Путин, по крайней мере глава Правительства М. Фрадков должны обратиться к народу Грузии и откровенно предупредить: вы ежегодно зарабатываете в России 1,5 миллиарда долларов, получаете дешевые энергоресурсы. Ваше благополучие, выживание ваших семей полностью зависит от того, как к вам относится Россия. Если грузинские власти будут и дальше враждебно вести себя по отношению к ней и ее гражданам, то это неизбежно ударит и по вам. У нас достаточно жесткие миграционные и экономические законы, к которым мы не прибегаем, учитывая беды и интересы грузинского народа. Но и он должен учитывать интересы России. Дружба может быть только взаимной».[145]

Я уж не говорю, что Москва могла и даже была обязана по Карскому договору сказать «кыш» Саакашвили в 2004 г. сразу после начала его агрессии против Аджарии.

Итак, Москва имела избыточно много рычагов, чтобы остановить зарвавшегося Саакашвили. Почему же это не было сделано? Не знаю. Хочется верить, что об этом узнаю хоть наши внуки. Такие секреты на Руси хранят веками.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх