• Эти странные спартанцы
  • Рождающие героев
  • Спартанцы не убивали младенцев

    Недавно учеными был развенчан один из мифов о Древней Спарте: они пришли к выводу, что кровожадный обычай спартанцев убивать слабых и уродливых детей – выдумка.

    С давних времен Древней Спарте, городу-государству на территории современной Греции, приписывался кровожадный обычай – сбрасывать со скалы слабых или ущербных младенцев. Якобы это делалось ради того, чтобы «сыны отечества» вырастали сильными воинами, способными постоять за родину. Еще Плутарх в I веке н. э. писал, что сразу после появления на свет мальчиков несли на край пропасти, где долго и тщательно осматривали. Если малыш имел болезненный вид или какой-то дефект во внешности, его бросали в пропасть.

    Но современные исследователи решительно опровергли этот постулат. На протяжении пяти лет греческие антропологи изучали фрагменты человеческих костей, датируемые V и VI веками до н. э. и извлеченные из ущелья Апофеты – куда, согласно преданиям, и бросали несчастных новорожденных. Анализ показал: останки принадлежали 46 мужчинам, в возрасте от 18 до 35 лет. По мнению специалистов, они могли принадлежать либо казненным таким образом преступникам, либо герою Мессении Аристомену и его воинам, отряд которых спартанцы разбили в сражении во время 2-й Мессенской войны – все они, согласно древним источникам, были сброшены победителями со скалы.

    Эти странные спартанцы

    Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее – пяти) поселений на правом берегу реки Эврот. Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: такая репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на Спартанское государство с восхищением, другие же считали царившие в нем порядки аморальными. Однако именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем демократических Афин – вечного соперника Спарты.

    Спарта не всегда была «странным государством»: примерно до VI века до н. э. спартанцы, скорее всего, не слишком отличались от остальных греков. Так, в VII и VI веках до н. э. в их обиходе использовались красивые и дорогие вещи, и в целом изделия местного ремесленного производства отличались высоким качеством. Но уже после VI века до н. э. многие ремесла в Спарте исчезают, а уровень материальной культуры стремительно падает. Тяга к красивым вещам с тех пор стала считаться неприличной для спартанца – так гласили законы царя Ликурга. В легендарной фигуре законодателя жители Лаконии видели основателя спартанской государственности, связывая с его именем едва ли не все особенности своей общественной жизни и быта. Законы спартанцев являли собой рациональное, логически выстроенное целое. Законы Ликурга решительно пресекали возможности имущественного расслоения спартанского общества, ведь это могло поколебать его единство. Спартанцам воспрещалось любое другое занятие, кроме военного дела. Они не только не могли заниматься никаким производительным трудом, но даже не имели права сходить на рынок: за них трудились другие.

    Об «экономических рычагах» борьбы Ликурга с неравенством среди спартанцев Плутарх сообщает так: «Прежде всего он изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав употреблять одни железные. При малой стоимости железная монета занимала столько места, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить деньги на телеге. Благодаря такой монете в Спарте исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, если нельзя было даже спрятать свою добычу?! Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние ремесла. Впрочем, если бы даже он не изгонял их, большая часть из них все равно исчезла бы сама собой вместе с введением новой монеты. Ведь железные деньги не имели хождения в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на них нельзя было купить ни заграничных товаров, ни предметов роскоши. По той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых и серебряных дел – там не было денег. Таким образом роскошь исчезла сама собой. Ремесленники, делавшие прежде предметы роскоши, должны были с тех пор употреблять свой талант на изготовление предметов первой необходимости».

    С середины VIII века до н. э. Спарта, подобно другим греческим государствам, была вынуждена решать проблемы, вызванные нехваткой земель. Остальные греки колонизировали территории за морем, но спартанцы пошли другим путем: они взялись за своих ближайших соседей – мессенцев, завоевание которых приостановило земельный кризис в Спарте, но зато принесло другие проблемы. Покоренные мессенцы стали теми самыми илотами – спартанскими рабами. Илот, в отличие от обычного раба, не лишался земли, скота и инвентаря и не являлся «говорящим орудием». Более того, илоты имели семьи и вели самостоятельное хозяйство, отдавая спартанской общине лишь установленную подать. Оставшиеся после выплаты продукты илоты могли использовать по своему усмотрению и даже продавать. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела илотов. Однако при этом и сами илоты, и их земля являлись собственностью всего Спартанского государства.

    Рождающие героев

    Положение спартанских женщин расценивалось в Греции как нечто выходящее за рамки приемлемого, ведь в греческом обществе роль женщины ограничивалась лишь выполнением ее домашних обязанностей и угождением мужу. Греки видели в спартанках распутных, неуправляемых женщин, которые смели командовать своими мужьями. Как говорил Аристотель, великий законодатель Ликург сумел создать законы только для мужской половины Спарты, со своеволием же спартанских женщин он не смог ничего поделать. В действительности спартанцы уважали человека в каждом существе женского пола. Но древние греки не могли этого понять.

    Юные спартанки не сидели взаперти, как гречанки, в ожидании замужества. Наравне с мальчишками они проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска. Пикантность этим атлетическим упражнениям добавляло то, что молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга, причем практически обнаженными. Это и было одним из поводов для негативных отзывов со стороны шокированных греков. Согласно своей философии, они не считали наготу чем-то неприличным, наоборот, она была одним из отличий от варваров, поэтому на спортивных играх античные атлеты всегда выступали обнаженными. Однако в Греции это касалось только мужчин – греческие женщины ходили с головы до ног укутанные в бесформенные одежды.

    Полученное воспитание делало спартанок мужественными и дерзкими на язык, что первыми чувствовали на себе их мужья. Женщины свободно высказывали свое мнение и отличались независимым поведением. И если греки смотрели на подобное с удивлением, то спартанцы считали естественным, чтобы женщины включались в жизнь государства. С гордыми словами «со щитом или на щите» на устах спартанки посылали в битву своих сыновей и с презрением отказывались от них, если сыновья не исполняли воинского долга.

    Что касается распущенности, о которой говорили античные авторы, то общественное мнение Спарты признавало за женщинами немалую свободу в выборе полового партнера и отца своего ребенка. Спартанки рожали будущих воинов, и кто, как не сама женщина, сможет выбрать будущему воину лучшего отца? И вовсе не обязательно, чтобы отцом становился муж.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх