• …и по-американски
  • Удача для братьев
  • Фастфуд по-древнеримски…

    Согласно энциклопедии, фастфуд (англ. быстрое питание или быстрая еда) – класс блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями. Фастфудом называют пищу, которую можно быстро приготовить и предоставить клиенту. Данный термин впервые появился в британском словаре Merriam – Webster в 1951 году.

    Впрочем, в отличие от термина, фастфуд – изобретение давнее, и яркое тому подтверждение получила археолог из университета британского города Лестер Пенелопа Аллисон с коллегами во время недавних раскопок квартала в городе Помпеи. В ходе работ на раскопе они отметили, что в простых домах нет даже намека на столовые украшения или блюда, которые обычно встречаются на пирах у знатных господ. То есть, по мнению ученых, пока римская элита закатывала пиры с тремя переменами блюд и десертом с вином, которые длились до 12 часов, среднестатистические граждане Римской империи обходились куда более скромными кушаньями и часто вообще не выделяли особого времени для приема пищи. Более того, во многих домах помпейских обывателей не было обнаружено отдельных кухонных или столовых помещений. Вместо этого исследователи нашли специальные коробки, напоминающие современные боксы для еды (так называемые ланч боксы), которые могли находиться в любом помещении дома, но чаще всего их обнаруживали в спальных половинах.

    Как предполагают исследователи, фастфуд стал популярен в Риме в том числе и из-за нехватки места в частных домах граждан. Большинство римлян жили в достаточно ограниченных по площади помещениях, где просто негде было установить печи или другое оборудование.

    «Фастфуд по-древнеримски» – это масса мелких базаров, где предприимчивые торговцы продавали различные закуски, причем они состояли из еды преимущественно недорогой и популярной. Это были в первую очередь горячий хлеб, мясо, горошек, различные виды выпечки. Кроме того, в Древнем Риме делали даже блюдо, очень похожее на современный гамбургер. Это была лепешка из говядины, смешанной с орехами, которую ели обязательно с хлебом. Немалой популярностью пользовались лепешки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом. Подчас их использовали наподобие тарелок, на которые накладывались другие яства. Вам ничего не напоминает подобное блюдо? А ведь именно из таких вот незамысловатых лепешек много столетий спустя появилась всем известная и многими любимая итальянская пицца. Кстати, именно римляне ввели в обиход и такой вид услуг, как доставка еды на дом.

    Прототип фастфуда был известен и другим народам. Например, в Китае на базарах торговали горячей лапшой быстрого приготовления. А в Индии, Европе и России были популярны различные лепешки или пирожки (особенно в России).

    …и по-американски

    История же американского фастфуда началась в 1912 году, когда компания Horn & Hardart открыла первую закусочную под названием «Автомат». И хотя первый ресторан быстрого питания начал работать в Филадельфии более чем десятью годами ранее, именно в Нью-Йорке подобный способ питания приобрел бешеную популярность и произвел революцию в сфере питания. Более того, ресторанчик фастфуда в Нью-Йорке быстро превратился в одну из главных достопримечательностей города.

    В 1921 году в Канзасе открылись закусочные компании White Castle, фирменным блюдом которой были диковинные в то время гамбургеры. Устойчивая цена (5 центов вплоть до 1946 года) и необычность данного блюда привлекала множество покупателей. Кстати, возникшие было сомнения в безопасности продукта были развеяны в результате хитрого хода владельца компании Билли Инграма – когда специально нанятые люди в белых халатах создавали впечатление, что даже врачи покупают гамбургеры. Но в конце 1940-х у компании White Castle стали появляться конкуренты, из которых самым серьезным стал «Макдоналдс».

    Удача для братьев

    К концу 1940-х годов братья Дик и Мак Макдоналды имели хороший опыт в бизнесе. После долгих поисков они изобрели новую технологию работы ресторана, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме продаж. Братья отказались от меню из двадцати пяти блюд, использовавшегося раньше в их закусочных, в пользу ограниченного меню всего из девяти наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым позже прибавились картофель фри и молочные коктейли. Они ввели самообслуживание клиентов и переделали кухню, установив оборудование из нержавеющей стали, позволяющее достичь такой же высокой скорости производства, как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов.

    Когда новый ресторан братьев Макдоналд открылся в декабре 1948 года в Сан-Бернардино, потребовалось некоторое время на раскрутку бизнеса. Но вскоре стало очевидно, что они верно ухватили дух послевоенной Америки. К середине 1950-х годов их небольшая фабрика по производству гамбургеров уже приносила ежегодный доход в 350 тысяч долларов. Объем продаж по сравнению с их предыдущим рестораном возрос почти вдвое. В часы пик возле крохотной стойки, где продавались гамбургеры, собиралось до 150 посетителей.

    Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году они стали получать со всех уголков страны по триста писем в месяц с просьбой разрешить работать по их технологии. Первым, кому братья продали лицензию, стал Нейл Фокс, владелец ресторана для автолюбителей в Фонексе, штате Аризона. Макдоналды решили, что он будет опытным образцом для сети, которую они задумали создать. Здание, облицованное красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой волны ресторанов «Макдоналдс», появившихся в стране, и бессменным символом их индустрии.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх