• Археология и геология
  • Пути миграции
  • Как жили майя-простолюдины
  • Пирамида Калакмуля
  • Рынок на стенах пирамиды
  • Загадки настенных росписей
  • И снова про майя

    Загадочные майя представляют огромный интерес для ученых, и практически ежегодно в научной среде всплывают все новые необычные факты и находки, имеющие отношение к этому народу.

    Археология и геология

    Майя и не подозревали, что строили свои города на месте падения крупнейшего в истории Земли метеорита. Теперь археологи смогут использовать это совпадение для получения информации о миграции древнего народа.

    В конце 70-х годов прошлого века физик Луис Альварес и его сын геолог Уолтер Альварес нашли иридиевые аномалии в морских отложениях мезозойского и кайнозойского периодов. Тогда ученые решили, что иридий имел внеземное происхождение, то есть попал на планету вместе с метеоритом. Действительно, исследователи выяснили, что 65 млн лет назад огромный метеорит диаметром 95 квадратных километров ворвался в атмосферу Земли и упал в Мексике, на северо-западе полуострова Юкатан. Так образовался ударный кратер, который ученые назвали Чиксулуб. Хотя в наши дни обнаружить кратер было сложно – он скрывался под слоем осадочных пород толщиной более 2 километров.

    Уникальная особенность кратера Чиксулуб – большое количество сенотов (на языке майя «цонот» обозначает нечто глубокое). Сеноты – это карстовые формы рельефа: воронки, углубления или пещеры, образующиеся в известняковых породах. Интересно, что майя проводили в этих сенотах обряды жертвоприношения. Они считали, что глубокие пещеры – это вход в загробный мир.



    Пирамида майя.

    Пути миграции

    Современные ученые, определив соотношение изотопов стронция в разных точках Чиксулуб, пришли к выводу: породы кратера неоднородны по своему составу и возрасту. Вообще по соотношению изотопов стронция можно не только определить возраст пород, но и выяснить, как проходила миграция древних людей. Суть исследования заключается в следующем: из твердых пород стронций попадает в почву и водоемы, что дает ему возможность стать частью в пищевой цепи – через растения попадает в организм животных, а от них «передается» человеку, оседая в костях. Соотношение изотопов стронция в породах, как правило, равно соотношению изотопов в костях людей, живущих на данной территории.

    Как жили майя-простолюдины

    А вот еще один очень интересный факт: в 2009 году, во время исследования пирамиды майя в Мексике, ученые нашли первые настенные росписи, повествующие о повседневной жизни древнего народа. Теперь у археологов есть хоть какое-то представление о том, как жили простые майя примерно 1350 лет тому назад.

    Большинство предметов материальной культуры майя, с которыми имеют дело ученые, чаще всего касаются правящего класса или религиозно-духовной жизни народа. А вещей, связанных с обычным повседневным бытом майя, практически не сохранилось. И только в последнее время у археологов начали появляться данные, связанные с этим вопросом. Несколько лет назад ученые сделали выводы о существовании у майя развитой рыночной экономики. Однако представить себе, как эти рынки выглядели, было невозможно до открытия настенных росписей в городе майя Калакмуле.

    Пирамида Калакмуля

    Изучением фресок занимались Рамон Карраско-Варгас из Национального института антропологии и истории, Вероника Васкес-Лопес из Национального автономного университета Мексики и Саймон Мартин из университета Пенсильванского музея.

    Калакмуль находится на полуострове Юкатан, недалеко от границы Мексики и Гватемалы. Археологам известно о древнем городе майя с 1931 года, однако научное исследование началось лишь пятнадцать лет назад. А за последние пять лет Карасско-Варгас вместе со своими коллегами нашел и изучил здесь 68 строений.

    Самое большое сооружение Калакмуля, которое археологи называют «зданием 1», выглядит как высокий, но осыпавшийся курган. На самом деле это пирамида, частично ушедшая под землю. Длина каждой стороны сооружения достигает 11 метров, а высота – 4,7 метра.

    Рынок на стенах пирамиды

    Исследователи прорыли специальный туннель, чтобы попасть внутрь «здания 1». Они обнаружили, что строение несколько раз обновлялось и перестраивалось в течение 600 лет. А на третьем уровне пирамиды во время одной из таких реконструкций неизвестный художник оставил будущим поколениям удивительные фрески. Ученые тщательно изучили керамику, изображенную на фресках, и, основываясь на общей классификации глиняных изделий, отнесли настенные росписи к 620—700 годам.

    Всего исследователи нашли тридцать фресок. Рисунки создавались на серо-белой оштукатуренной поверхности.

    Каждая композиция была заключена в красную рамку, а для создания самих рисунков древние художники использовали синие, зеленые, желтые, красные и коричневые краски. Росписи создавались в два этапа. И на втором этапе над фресками работал, судя по всему, более искусный мастер.

    На одной из фресок изображен мужчина, на голове которого надета яркая широкополая шляпа, похожая на сомбреро. Он мешает в большом чане жидкую маисовую кашу-похлебку. Рядом с ним сидит другой мужчина, который пьет эту похлебку из чаши. За мужчинами наблюдает женщина-служанка. На другой фреске женщина продает тамале – лепешку из кукурузной муки с начинкой из мясного фарша с перцем чили. Она выложила свой товар на большом блюде перед мужчиной-покупателем, который уже взял и ест лепешку.

    На других фресках изображено, как именно продовольствие попадало на рынок. Мужчина в цветной повязке несет на спине тяжелый горшок. На другом рисунке мужчина с корзиной и подпись – иероглиф, обозначающий соль. Группа людей, собравшаяся вокруг завязанных мешков, где, судя по надписи, находится маис. Женщина в сомбреро, сидящая около корзины с глиняной посудой.

    «На этих фресках люди изображены в разной одежде, от простых набедренных и головных повязок до более изысканных головных уборов и одежды с ткаными или нарисованными узорами. Разная одежда, возможно, отображает определенный социальный статус. И мужчины, и женщины носят украшения – серьги, ожерелья, подвески», – поведали ученые.

    Загадки настенных росписей

    Рисунки впервые помогли исследователям представить себе повседневный быт майя во время расцвета их цивилизации. Однако перед специалистами еще стоит ряд загадок, которые предстоит решить. Например, на некоторых фресках есть иероглифы, обозначающие титул и имя женщины.

    Но кем она была и почему вдруг рисунки, изображающие повседневную жизнь людей, оказались на стенах пирамиды, непонятно. К тому же неизвестно, было ли данное место торговым центром майя. Возможно, у него совсем другие функции, но какие – также предстоит выяснить.

    «У нас практически нет никакой информации о социальной жизни майя: как продовольствие и другие товары перемещались из одного государства майя в другое, какую роль играли праздники, пиры, как происходил товарообмен и многое другое. Эти фрески – пока что единственное свидетельство тех процессов», – говорят ученые.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх