• Чужой портрет
  • Без подделки
  • Истинное лицо ученого
  • Лобачевский, да не тот

     (В соавторстве с Гильмуллиным М.Ф.)

    Считается, что жизнь и творчество создателя неевклидовой геометрии подробно изучены. Но, как и многие другие гениальные личности, Николай Иванович Лобачевский уже при жизни был окружен мифами. Один из таких мифов касается его изображений.

    Чужой портрет

    Работы, посвященные иконографии Лобачевского, известны только специалистам. Поэтому даже в настоящее время нам часто предлагают ложные портреты ученого вместо настоящих. Например, на картине художника В.А. Щеголькова, которая известна как «Портрет молодого Лобачевского», как оказалось, изображен вовсе не этот великий геометр. Этот портрет неоднократно воспроизводился в различных изданиях, в частности в первом томе полного собрания сочинений Лобачевского и в известной монографии профессора В.Ф. Кагана «Лобачевский». Кстати, в монографию вошла статья заслуженного деятеля искусств, профессора П.М. Дульского, в которой он пишет, что В. Щегольков – один из первых живописцев, писавших портрет Лобачевского в годы творческого подъема великого математика, и описывает картину следующим образом: «Общая композиция портрета дает весьма эффектное погрудное изображение ученого в три четверти поворота фигуры со скрещенными на груди руками. Одет Лобачевский в черный сюртук, шею охватывает глухой сплошной галстук в виде шарфа, который освежен игрой драгоценной булавки. Тон лица подчеркнут белоснежными краями накрахмаленного воротничка, углы которого вырисовываются на фоне щек. Обращают на себя внимание руки в новых белых лайковых перчатках». Но позднее длительные изыскания Б.В. Федоренко, одного из исследователей жизни и творчества Николая Лобачевского, завершились абсолютно убедительным выводом: ученый не мог служить оригиналом этого портрета. Портрет был написан В.А. Щегольковым в 1833 году как пробная работа с натуры. Он окончил в 1832 году школу живописи в Арзамасе и добивался места учителя рисования в гимназии Казанского университета, а для этого должен был пройти апробацию через Академию художеств. На портрете изображен юноша, а Н.И. Лобачевскому в это время было сорок лет. Некоторое сходство портрета с обликом ученого, запечатленным на других портретах, и привело впоследствии к недоразумению. Он получил широкую (но ложную!) известность как портрет великого ученого в молодые годы.



    Л.Д. Крюков. Портрет Н.И. Лобачевского. 1-я половина XIX в.


    Однако на этом история псевдопортрета Лобачевского не закончилась. В 1992 году к двухсотлетию Н.И. Лобачевского Банк России выпустил юбилейную монету достоинством в один рубль с изображением ученого. И кто же на реверсе этой монеты? Это снова тот самый лжепортрет Лобачевского!

    Без подделки

    Вообще истинных изображений Николая Лобачевского очень мало. Наиболее известные из них принадлежат кисти казанского мастера Льва Крюкова и написаны приблизительно в 1836—1840 годах. Кстати, вышеупомянутые портреты были взяты художницей Марией Диллон за основу во время работы над бронзовым бюстом Лобачевского. Этот памятник был открыт в 1896 году. Также большое документальное значение имеет «Портрет Лобачевского в старости», исполненный дагеротипом незадолго до смерти ученого в декабре 1855 года.

    Истинное лицо ученого

    К слову, среди специалистов бытует мнение, что портреты Лобачевского существенно отличаются от его реального облика. Лобачевский был высокого роста, худощавый, несколько сутуловатый, с удлиненным лицом, глубоким взором темно-серых глаз и со сдвинутыми бровями. Густые темно-русые волосы слегка курчавились и торчали вихрами во все стороны. По своему характеру в молодости он был жизнерадостным, бодрым и только под конец жизни – несколько потухшим и одряхлевшим, что было связано с горестными событиями его жизни. В книге «Материалы для биографии Н.И. Лобачевского» Л.Б. Модзалевского есть упоминание о том, как сам Лобачевский посмеивался над своим портретом работы Крюкова: «Неужели это я, совсем не похож!»

    Конечно, художественные портреты не являются зеркальными отображениями оригинала, и художники имеют право на некоторый домысел, особенно при изображении такой легендарной личности. Аналогично и последний портрет с дагеротипа тоже мог быть отретуширован, дорисован. Тем более что в то время Николай Иванович был пожилым, больным и слепым.

    Вот и выходит, что внешность Лобачевского точно так же окружена легендами, как его жизнь и научное творчество.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх