• Чудеса – дело современных технологий
  • Как она выглядела?
  • Немного истории: от Пенхана к Кая
  • Погребальные сооружения
  • Погребенная заживо: возвращение

    Такая изящная и хрупкая фигура и миловидная внешность, несомненно, привлекли бы внимание противоположного пола и в наши дни. Глядя на эту девушку, трудно поверить, что она жила полторы тысячи лет назад. Древней кореянке было всего шестнадцать лет, когда ее похоронили заживо…

    В декабре 2007 года специалисты Национального исследовательского института культурного наследия Южной Кореи в захоронении на территории южнокорейского уезда Чханнен (провинция Кенсан-Намдо) обнаружили полностью сохранившийся скелет девушки. Там лежали также останки еще трех человек, но они сохранились гораздо хуже. Еще до ученых погребение успели «исследовать» грабители.

    Археологи пришли к выводу, что эти четыре человека сопровождали в загробный мир своего господина, останки которого исследователи так и не нашли.

    Чудеса – дело современных технологий

    Было решено попробовать при помощи современных технологий восстановить внешний облик неизвестной, поскольку ее останки оказались в наилучшей сохранности. Эта кропотливая работа заняла два года, и вот в конце ноября 2009 года в Национальном музее Кореи состоялась официальная презентация их работы – посетители смогли увидеть, как выглядела девушка, память о которой уже давно умерла. Ученые создали полноразмерную модель, которая теперь была продемонстрирована публике.

    «Из-за особенности почвы в Корее мы редко находим скелеты людей того времени в таком хорошем состоянии. Раньше специалисты уже пытались проводить реконструкцию древних людей, однако большая часть их работы базировалась на воображении, а не на конкретных данных. В нашем же случае мы опирались на точные медицинские сведения и статистику», – говорит Ли Сонь-чун, один из исследователей Института культурного наследия.

    Для реконструкции внешнего облика они привлекли самых разных специалистов – археологов, судебных медиков, анатомов, генетиков, химиков. Ли добавил, что впервые в Корее в работе археологов принимали участие судебные медики из Национального института научных исследований.

    Как она выглядела?

    Шестнадцатилетняя кореянка жила в начале VI века (то есть во времена племенного союза Кая (42—562) – ее возраст ученые сумели определить по зубам. Она имела длинную шею и довольно короткие руки с длинными пальцами. У нее было широкое лицо с тонкими чертами и небольшим округлым подбородком.

    Талия девушки составляла 55 сантиметров, а рост – 150 сантиметров. Кроме того, антропологи выяснили, что девушка много времени проводила на коленях и должна была что-то постоянно «разрезать» зубами. В ушах у нее были золотые серьги – скорее всего, она была служанкой, а не рабыней. Но это не спасло ее от печальной участи – быть похороненной заживо, чтобы и после смерти прислуживать своим хозяевам.

    Немного истории: от Пенхана к Кая

    Как говорилось выше, скелет девушки был обнаружен в провинции Кенсан-Намдо, на юго-востоке Южной Кореи. В начале прошлого тысячелетия эта территория находилась под властью союза (конфедерации) корейских племен в бассейне реки Нактонган. В разных источниках название данного союза может записываться как Кая, Карак, Кара, Куя или Карян. Об истории древней Кореи известно мало, сведения эти противоречивы, да и представлены в основном старинными китайскими и японскими хрониками.

    Исторически Кая выросла из союза двенадцати племен, известного как Пенхан. Эти племена объединились в шесть государств, сосредоточенных вокруг Кымгван Кая. Согласно археологическим и историческим свидетельствам, переход от Пенхана к Кая произошел в конце III века.

    В ту эпоху южную часть Корейского полуострова населяло около 78 родоплеменных групп и союзов, объединенных в три объединения Махан, Чинхан и Пенхан (Пенчин), которые испытывали влияние Китая. Местная родоплеменная знать уже знала правила китайского этикета, многие получали титулы от китайских правителей. Использовалась китайская одежда и многие предметы быта. Многие местные вожди переходили на службу к китайцам. Но в отдаленных местах и в среде простого народа китайского влияния не наблюдалось.

    Расположенный в нижнем течении реки Нактонган союз Кая являлся равнинным регионом с доступом к морю, что определило его статус как торгового перевала на пути следования товаров с Корейского полуострова в Японию и Китай. Кроме того, жители Кая занимались рыболовством, сельским хозяйством и производством железа, изделия из которого были главным предметом экспорта.

    Различные исторические источники указывают на различное количество составных частей Кая. К примеру, в хронике «Коре Саряк» перечислены пять: Кымгван Кая, Корен Кая, Пихва Кая, Ара Кая и Сонсан Кая.

    Главным городом конфедерации был современный город Кимхэ. К рубежу V—VI веков центр союза перемещается в Тэкая (район современного уезда Корен). Тэкая в 562 году был завоеван набиравшим силу государством Силла.

    Конфедерация поддерживала близкие связи с королями острова Кюсю в Японии. Согласно японской хронике «Нихон секи», союз Кая был колонией или данником японского царства Ва. Однако большинство корейских источников отрицают такой порядок взаимоотношений между двумя регионами, часто отводя Кая (до его распада) роль данника Пэкче – одного из трех древних корейских королевств.

    Погребальные сооружения

    Погребения древних корейцев-простолюдинов были скромными могилами, покрытыми каменной или каменно-земляной насыпью. В отличие от них погребения знати в большинстве своем представляют огромные курганы, под которыми находятся сложенные из тщательно обработанных каменных плит или кирпичей погребальные камеры, оформленные цветными сюжетными фресками на потолке и стенах. Захоронения схожи двумя принципиальными деталями: более или менее роскошной погребальной камерой и монументальным поверхностным сооружением. Под курганной насыпью могла находиться серия небольших каменных камер или одна яма. Сочетание нескольких погребальных помещений должно было символизировать дворцовые интерьеры того времени.

    В ряде курганов настенные фрески неплохо сохранились, дав современным ученым прекрасный материал для реконструкции быта, хозяйства и социального уклада их создателей. Обобщая информацию, полученную на основе изучения погребальной стенописи, историки и этнографы сделали немало выводов о культуре древней Кореи в начале прошлого тысячелетия. Фрески дополняют и иллюстрируют сведения китайских летописей о внешности древних корейцев, их одежде и благосостоянии. Их внешний облик полностью зависел от их общественного статуса. Социальная принадлежность отражалась как на характере одеяния (простолюдин надевал головной платок или грубый колпак, знать носила шляпы), так и на его материале и цвете. Простонародье довольствовалось холщовыми и шерстяными изделиями простых (белого, черного и серого) цветов, аристократия выбирала пестрый, яркий гардероб из шелка с меховыми вставками.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх