• История находки
  • Развенчанный эталон
  • Слой за слоем
  • История царицы
  • Истинное лицо Нефертити

    Несомненно, она относится к числу самых известных женщин древности. А для нас, современных людей, ее облик, наряду с древними пирамидами и юным фараоном Тутанхамоном, стал одним из бессмертных символов египетской цивилизации. Она, почитавшаяся подданными как живая богиня, по сей день считается признанным эталоном женской красоты. Ее имя – царица Нефертити.

    История находки

    Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт с коллегами приступили к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре исследователям стало ясно, что они наткнулись на мастерскую скульптора – их глазам предстали незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород. Среди находок внимание ученых привлек фрагмент ларца с надписью «Хвалимый царем начальник работ скульптор Тутмес». Очевидно, так звали начальника мастерской, ведущего скульптора Ахетатона, произведения которого представлялись на одобрение фараона.



    Царица Нефертити. XIV в. до н. э.


    6 декабря Борхардта попросили срочно прийти на место раскопок. В нескольких сантиметрах от стены в кирпичной пыли виднелась часть скульптуры. Инструменты были отложены в сторону и в ход пошли руки. Оказалось – это выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину. Очень трудно найти слова, чтобы передать все великолепие этого портрета царицы Нефертити. Лицо с нежным овалом, прекрасно очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами». На лбу когда-то находился урей – священная змея, считавшаяся в Египте символом царской власти.

    В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесполезно – надо смотреть». Вывезенный в Германию, уникальный бюст царицы ныне хранится в собрании Египетского музея в Берлине.

    Развенчанный эталон

    Бюст Нефертити не раз подвергался изучению со стороны ученых, и вот недавно грянула сенсация: лицо прекрасной царицы Египта было заметно «подретушировано»! Немецкие исследователи во главе с Александром Хапперцом представили миру новый облик Нефертити. Компьютерная томография позволила разглядеть настоящее лицо Нефертити, скрытое под слоем «косметической» штукатурки, нанесенной на ее знаменитый бюст. У настоящей супруги фараона была горбинка на носу, слегка опущенные вниз уголки губ, складки-ямочки на щеках и не такие выпирающие скулы. А глаза были еще выразительнее. По всей вероятности, через некоторое время бюст был переделан в соответствии с более поздними канонами красоты. Мастер «отшлифовал» царице лицо, углубил глаза, увеличил скулы, оставив неизменными лишь уши. «Были произведены изменения, некоторые положительные, некоторые негативные», – резюмировал Александр Хапперц.

    Слой за слоем

    Компьютерную томографию ученые проводили с помощью установки Somatom Sensation 64 компании Siemens – спирального рентгеновского томографа, который позволяет за один оборот «нарезать» 64 слоя толщиной всего 0,6 миллиметра. С ее помощью ученые построили виртуальную трехмерную модель бюста с разрешением около 0,4 миллиметра в продольном и радиальном направлении. По итогам исследования выяснилось, что бюст состоит из трех основных материалов. Штукатурка из извести нанесена на сердцевину из известняка слоем толщиной от 25 миллиметров (в задней части «парика») до всего 2—3 миллиметров на лице. Между известняком и известкой расположен тончайший (меньше миллиметра) внутренний – возможно «крепежный» – слой штукатурки. А в самом известняке встречаются вкрапления из самого твердого материала, известного египтянам XIV века до н. э., – кремня. Сама известняковая сердцевина – никакой не манекен и не заготовка, а настоящий скульптурный портрет, который был бы шедевром и без известковой штукатурки. Как уже говорилось выше, у настоящей Нефертити чуть провисали уголки губ, по краям самих губ и на щеках виднелись заметные складки и ямочки, а на носу был маленький бугорок. Все эти детали художник скрыл. Однако его целью было не сделать лицо Нефертити «идеальным», а скорее придать ему «индивидуальность», уверяют авторы работы. Возможно, речь шла не о красоте, а о соответствии образу, который хотел видеть Эхнатон, наиболее вероятный заказчик этого произведения искусства.

    История царицы

    Нефертити была супругой древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, царствовавшего в 1424—1406 годах до н. э., время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой.

    От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына-наследника царского престола могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой была одним из основных сюжетов для художников Ахетатона – столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов. Так, например, Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами», с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии – поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон – солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.

    Нефертити играла очень важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы Солнца, дарующей жизнь. В больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы. Ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны.

    Стены зала, возведенного Эхнатоном на шестом году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут – дочерью Солнца, в чьей власти было поддержание мировой гармонии и божественного закона.

    На двенадцатом году правления Эхнатона умерла средняя дочь царственной четы – принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно попав в опалу. Ее место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона – Кийа, а позже – старшая дочь Нефертити – Меритатон. К четырнадцатому году правления фараона все упоминания о царице стали исчезать. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье и обута в сандалии. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

    Погребение Нефертити так и не было обнаружено. Возможно, она нашла вечный покой где-то в царской гробнице в скалах, обрамляющих с востока Ахетатон…









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх