Добродетели и пороки

Историю всегда писали мужчины, делать ее предпочитали тоже они. Потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но они есть, и если пришли к нам сквозь толщу тысячелетий, значит, достойны, чтобы мы их знали, изучали и делали для себя выводы.

В истории Рима времен республики женщины почти не упоминаются; исключение составляют разве что весталки — жрицы одного из самых почитаемых культов. Ситуация вполне объяснима. Когда человечеству не требовались сенсации? Вот на страницы произведений античных авторов и попадали не хорошие матери или жены, а весталки, нарушившие обет целомудрия и похороненные за свой грех заживо. Не писать же о женщине, посвятившей свою жизнь домашнему очагу. Иных забот в республике на слабый пол и не возлагалось.

В императорский период писатели также проповедуют традиционные женские добродетели: покорность, благочестие, целомудренность, любовь к мужу, заботу о детях. Однако женщинам становится тесно в придуманных мужчинами рамках, их уже не удовлетворяет роль, отведенная общественным мнением. Если Ливия, жена Августа, и его дочь Юлия, согласно старинному римскому обычаю, прядут шерсть вместе с рабами, то это их не единственное и не главное занятие. Жены, ближайшие родственницы императоров желают пользоваться частью огромной власти их мужа, отца, брата и, в силу своих качеств и положения, наравне с мужчиной вершат судьбами мира.

Умные, образованные, энергичные представительницы слабого пола не только добиваются права на часть власти мужчин, но и ломают стереотипы о месте женщины в обществе. Многие из них пользуются огромным влиянием среди всех слоев населения империи, они становятся настоящими помощницами мужьям в деле управления государством. Эта несвойственная женщинам роль, как ни странно, воспевается античными авторами: наиболее яркий пример — Плотина, жена императора Траяна.

Не все женщины, оказавшись у власти, использовали свое положение на благо общества. Власть — этот монстр, исследуемый лучшими умами человечества и до конца непонятый, — меняет людей, и чаще всего не в лучшую сторону. Но что желать от хрупких существ, если подвиг Луция Корнелия Суллы, отказавшегося от власти на вершине своего могущества, сумели повторить лишь единицы на протяжении всей мировой истории.

Одержимые безумными мечтами, они несли на алтарь самой великой своей страсти все, что было святого в жизни, и собственные жизни. Они, запятнанные кровью близких родственников, поднимались на Олимп человеческих отношений, чтобы спустя недолгое время пасть жертвой, опять же — самых близких людей.

Их звезды вспыхивали ярким светом над миром, которым правили мужчины. Они пробирались сквозь законы и предрассудки, расталкивали локтями представителей противоположного пола, проникали на их сокровенную территорию, чтобы сказать свое властное женское слово на века и тысячелетия. И мужчины, которые считали себя единственными творцами истории, восхищенно или покорно рукоплескали женщинам, занявшим их традиционное место.

Эта книга посвящена самым знаменитым римлянкам, но не только им. Биографии представительниц других народов нисколько не лишние, ибо их имена неразрывно связаны с Вечным городом, они стали неотъемлемой частью римской истории. Эти амазонки боролись своим, женским оружием — умом и красотой — с самым могучим государством мира. Кто-то из них желал победить и уничтожить Рим, кто-то — видеть родину независимой от мирового хищника, кто-то — править Римом, а кому-то доставляло удовольствие просто грабить римлян.

Кто они, эти знаменитые женщины — враги Рима?

Тевта — царица Иллирии, превратившая своих подданных в пиратов и позволившая грубо обойтись с римскими послами.

Софониба — прелестная карфагенянка, которая своим телом завоевывала союзников родному городу. Ее усилия едва не изменили ход 2-й Пунической войны.

Жена Гасдрубала — карфагенянка, история последних минут жизни которой трагична и ужасна. Она оказалась мужественнее мужа-военачальника.

Клеопатра — египетская царица; раскрыть секрет ее успеха у самых знаменитых римлян — Цезаря и Антония — пытаются уже два тысячелетия. А была ли красива женщина, к ногам которой падали мужчины, правившие миром? Чем их соблазняла Клеопатра? Попытаемся разобраться и мы вместе с античными авторами.

Боудикка — британская царица, отплатившая за оскорбление грандиозным восстанием, из-за которого едва не закончилось владычество римлян на острове. В ее биографии излагаются также некоторые интересные моменты из истории самой далекой римской провинции.


Римлянки в книге необычны и такие разные, но все они, так или иначе, обладали властью. Многие из них добились ее своим умом, хитростью, изворотливостью, и даже правили теми, кто правил Римом. Многие были красивы и использовали свою внешность как грозное оружие; некоторых и вовсе трудно назвать красавицами, но и они пользовались успехом у мужчин. Далеко не все отличались целомудренностью, скромностью и прочими чертами, которые хотели видеть в женщинах античные мужчины. Волевые, целеустремленные, обладающие нестандартным мышлением, они не обращали внимания на мужские условности, древние традиции и законы. Итак, кто эти римлянки, попавшие на страницы древних манускриптов и, соответственно, в нашу книгу?

Весталки — непорочные (иногда блудливые) жрицы очень почитаемой римлянами богини. Здесь же — история возникновения культа, множество небольших рассказов о женщинах с самыми большими правами в Риме и всего с двумя главными обязанностями: соблюдать девственность и поддерживать священный огонь.

Туллия Младшая — дочь предпоследнего римского царя. На какие поступки готова пойти женщина, страстно желающая стать царицей? Чье тело топтали копыта лошадей ее колесницы? Рассказывается и о том, как впервые в Риме была учреждена власть двух консулов.

Сервилия — происходила из рода, славного республиканскими традициями, но была самой преданной любовницей Гая Юлия Цезаря, идейного отца римских императоров.

Порция — дочь Катона, одного из главных врагов Цезаря, и племянница Сервилии, любовницы Цезаря. Все — как в обычной гражданской войне, трагичной по определению. Но Порция определила свою судьбу: она должна последовать за мужем, что бы ни случилось.

Фульвия — жена трех самых известных римских авантюристов и первая в истории Рима женщина-политик; стала первой римлянкой, чье изображение появилось на монетах.

Октавия — сестра Октавиана Августа и жена Марка Антония; положительный образ римлянки времен крушения республики.

Ливия — третья жена императора Августа; он был вторым мужем Ливии. В совместном браке прожили 51 год.

Агриппина Старшая — жена Германика, самого популярного представителя императорского дома Юлиев — Клавдиев; мать Калигулы.

Мессалина — третья жена императора Клавдия; самая известная в истории развратница.

Агриппина Младшая — мать Нерона и последняя жена императора Клавдия, большого любителя вступать в брак с женщинами, совершенно негодными для семейной жизни.

Домиция — жена императора Домициана. Одинаковые имена, характеры и привычки — вовсе не залог счастливой супружеской жизни.

Плотина — благочестивая женщина и примерная супруга императора Траяна, как изображено у Плиния Младшего.

Сабина — жена императора Адриана; он был весьма умным и необычайно талантливым человеком, но любил кого угодно, только не собственную жену. В отместку она оставила императора без наследника.

Фаустина Старшая — жена добрейшего римского императора Антонина Пия. А вот за императрицей кое-какие грешки водились.

Фаустина Младшая — жена Марка Аврелия; ей несказанно повезло с мужем. Он терпеливо сносил и прощал многочисленные измены жены.

Луцилла — дочь Марка Аврелия, не унаследовавшая от отца ни одного из положительных качеств.

Марция — римская куртизанка, которая 10 лет пользовалась любовью жестокого непредсказуемого императора Коммода.

Юлия Домна — сирийская девушка, весьма необычным способом занявшая место на троне рядом с грозным императором Септимием Севером.

Юлия Меса — сестра Юлии Домны. Никто не мог даже представить, что эта старушка будет свергать и назначать императоров.

Юлия Мамея — дочь Юлии Месы; оказалась достойна своей матери. Эта женщина подготовила и возвела на трон собственного сына Александра, но непомерное властолюбие сгубило и ее, и сына.

Галла Плацидия — дочь императора Феодосия, сестра императоров Гонория и Аркадия; за свою полную приключений жизнь успела побывать женой варварского короля и римского императора.

Юста Грата Гонория — дочь Галлы Плацидии; была не в восторге от судьбы монашки, навязанной ей насильно. Коварная затворница вознамерилась «купить себе свободу сладострастия ценою зла для всего государства».

Амаласвинта — королева остготов, захвативших Италию; пыталась примирить завоевателей и римлян.


Естественно, античные авторы тоже люди, и они не могли избежать субъективности при описании своих героинь; к тому же речь идет о неординарных личностях, окутанных туманом легенд и тайн еще при жизни.

При написании данной книги я использовал десятки античных источников. Для большей достоверности много цитировал римских и греческих историков, поэтов, являвшихся современниками наших героинь либо живших спустя некоторое время после их смерти.

Через портреты ярких фигур античности мне хотелось дать читателю широкое представление о более чем тысячелетней истории Рима.

Г. Левицкий









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх