Глава 7

А ВОТ ЧТО ГОВОРЯТ ВОЕННЫЕ…

За рубежом в первой четверти XXI века можно ожидать существенных изменений БТВТ. Сегодня основные танки ведущих зарубежных стран имеют боевую массу около 63 т (некоторые источники говорят о ее росте до 70 т) и практически не соответствуют требованиям к авиатранспортабельности, несущей способности мостов и дорог, возможности ведения боевых действий на любой местности. Для выполнения широкого спектра задач, стоящих перед ОБТ, его масса, по мнению зарубежных специалистов, не должна превышать 50 т.

«Для стрельбы из новой пушки могут применяться все существующие, а также разрабатываемые перспективные танковые боеприпасы, в частности многоцелевой ХМ830А1, способный поражать вертолеты, высокоточные самонаводящиеся ракеты и управляемые снаряды на дальности до 8 км с закрытых огневых позиций.»

«Исследуется возможность создания электротермической (ЭТП), электротермохимической (ЭТХП) и электромагнитной (ЭМП) пушек, пушки с жидкими метательными веществами (ЖМВ), а также активно ведется поиск облика будущего танка.»

«Экипаж ОБТ может быть сокращен только при условии применения средств автоматизации и дублирования функций между членами экипажа. Одним из ключевых моментов модернизаций ОБТ считается установка 140-мм гладкоствольной пушки НАТО с автоматическим заряжанием.»

«В качестве наиболее вероятного конкурента дизеля западными специалистами продолжает рассматриваться газотурбинный двигатель. Ряд разработок посвящен выбору „первичного источника энергии“ (дизель, ГТД или их комбинация) и моторно-трансмиссионной установки с электрической трансмиссией.»

«ОБТ будут иметь возможность замены силового блока в течение 20–90 минут, быстросъемную асфальтоходную гусеницу, а необходимое для технического обслуживания время должно быть сокращено до 1,5–2 часов.»

«Для всей системы образцов БТВТ одной из важнейших задач является обеспечение унификации в рамках отдельных семейств машин в первую очередь за счет уменьшения номенклатуры базовых образцов. Основным признаком, характеризующим принадлежность создаваемой машины к той или иной базе, является прогнозируемый боевой вес машины и ее назначение.»

«Расчеты по критерию „стоимость—эффективность“ показывают, что стоимость модернизации, например, танка Т-72Б с одновременным проведением капитального ремонта на предприятиях промышленности и ремонтных заводах МО будет как минимум на 35–40 % ниже стоимости серийно выпускаемых образцов, при достижении примерно аналогичного уровня по основным боевым характеристикам.»

«Оборудование танков комплексом активной защиты (КАЗ) типа „Дрозд“ или „Арена“ позволит кардинально решить проблему защищенности танка от наиболее распространенных массовых противотанковых средств — кумулятивных боеприпасов различных типов, в том числе ПТУР с тандемными боевыми частями.»

«Наиболее радикально проблема обеспечения защищенности при модернизации образцов решается комплексированием динамической, оптико-электронной и активной защиты. В этом случае боевой вес модернизируемого танка не превысит 50 т, то есть при сохранении остальных боевых свойств будет получена высокая защищенность от всех наиболее массовых ПТС.»

«Как правило, обстрел образца БТВТ производится с бортов. Поэтому на танках устанавливаются бортовые экраны против РПГ в виде решеток, деформирующих боевую часть до подрыва (их эффективность по сравнению с обычными экранами в 1,5–2,0 раза выше обычных) и дополнительные бронеплиты на днище, обеспечивающие (вместе с другими конструктивными мерами) сохранение экипажа при подрывах на наиболее массовых противотанковых минах.»

«Выполненные проработки различных компоновок перспективного основного танка показывают, что даже при сокращении экипажа до 2–3 человек и компактного его размещения, масса танка при приемлемой защищенности от перспективных боеприпасов и использовании в сочетании комбинированной брони и динамической защиты не может быть меньше 60–65 т.»

Не танк как таковой в своем развитии зашел в тупик из-за чрезмерного увеличения массы, а всего лишь стали неприемлемыми традиционные компоновочные решения и, особенно, традиционные способы обеспечения его защищенности, возможности которых во многом уже исчерпаны.

«В настоящее время технические решения, обеспечивающие существенное повышение основных боевых свойств существующих образцов БТВТ, имеют ограничения по срокам и технологическому воплощению. Так, реализация мероприятий в соответствии с программой модернизации образцов БТВТ позволит по основным боевым свойствам достичь уровня серийных танков М1А1, „Леопард-2“, „Челленджер“…»

«Реализация данных предложений позволит сохранить паритет с создаваемыми перспективными системами вооружений в ведущих странах НАТО и, прежде всего, в США.»

Инженер и историк на этих страницах высказывались, и, значит, пришло время заговорить и военным. А кто из них компетентен так, как С. А. Маев, генерал-полковник, начальник Главного авто-бронетанкового управления Минобороны РФ? И пишет он обо всем этом буквально следующее…


«По взглядам военных специалистов, бронетанковое вооружение и техника (ВТВТ) сохраняют свое значение на поле боя. Поэтому в ведущих странах мира проводятся и планируются разработки и модернизация ВТВТ. В США программой, разработанной в начале 1992 г. Департаментом вооружения конгресса и рассчитанной на 9 лет, предусматривалась модернизация 3000 танков М1. „Планом модернизации танкового парка сухопутных войск“, разработанным бронетанковым управлением армии США в 1996 г., определены основные направления развития бронетанковой техники до 2020 г. Этим планом предусматриваются проведение глубокой модернизации имеющихся танков М1 „Абрамс“, в целях повышения их боевых возможностей и сохранения производственной базы, а также новые технологические разработки, позволяющие после 2005 г. совершить качественный скачок для создания боевой системы будущего FCS (Future Combat Systems — боевая система будущего).

В ходе первого этапа (1994–1999 гг.) проведена модернизация танков Ml — М1А1 в модификацию М1А2, в результате которой была повышена защищенность корпуса и башни путем установки дополнительных модулей брони второго поколения из обедненного урана. Танк был оснащен усовершенствованным комплексом электронного и приборного оборудования (включающим информационную систему IVIS, которая сопрягается с АСУ тактического звена В2С2 (Brigade and Bellow Command and Control) и позволяет вести обмен боевой и разведывательной информацией в реальном масштабе времени между боевыми машинами и пунктами управления в различных звеньях, в том числе и различных родов войск). Следующие этапы модернизации танков серии Ml „Абрамс“ (1999-2003-2007 гг.) планируется провести в рамках программы SEP, предусматривающей дальнейшее повышение живучести, боевой мощи и подвижности.

План модернизации танка Ml до уровня М1А2 SEP[8] включал в себя следующие основные работы:

— оснащение танка М1А2 межмашинной информационной системой IVIS.[9] По мнению специалистов министерства Армии США, танк М1А2, оснащенный системой IVIS, получает прирост боевой эффективности в обороне в 2 раза, в наступлении — на 50 %;

— установка на танк М1А2 автоматической системы обнаружения и сопровождения цели, автомата заряжания (A3);

— внедрение систем противодействия обнаружению, защиты верхней полусферы и противоминной защиты.

— новая гладкоствольная пушка должна повысить огневую мощь танка на 30 %.

Повышение живучести модернизируемых танков предполагается осуществить путем установки комплекса активной защиты APS (Active Protection Systems), объединяющей средства обнаружения (шесть специальных датчиков, работающих в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра и предназначенных для засечки пуска противотанковых боеприпасов), средства сопровождения (шесть лазерных дальномеров и радиолокационная станция миллиметрового диапазона), средства поражения, средства постановки пассивных (дымовые гранаты) и активных (передатчики помех лазерным и инфракрасным системам наведения противотанковых комплексов) помех. Кроме того, для усиления бронезащиты модернизируемых танков M1 — M1A1 намечается использовать уже готовый вариант брони машины М1А2.

Для повышения точности и увеличения дальности стрельбы основного вооружения планируется установка новой пушки ХМ291. Она, по сравнению с пушкой М256, установленной на всех танках после модификации M1A1, при одинаковой массе имеет удлиненный на 1,5 м ствол с утолщенными стенками. Это позволит увеличить кинетическую энергию подкалиберного снаряда на 16 %. Кроме того, в ее конструкцию заложена возможность замены ствола калибром 140-мм. Для стрельбы из новой пушки могут применяться все существующие, а также разрабатываемые перспективные танковые боеприпасы, в частности многоцелевой ХМ830А1, способный поражать вертолеты, высокоточные самонаводящиеся ракеты и управляемые снаряды на дальности до 8 км с закрытых огневых позиций.

Установка усовершенствованного прицельно-наблюдательного комплекса с использованием тепловизионного прибора второго поколения, системы опознавания „свой-чужой“ и другой аппаратуры обеспечит автоматическое обнаружение, определение государственной принадлежности и сопровождение целей.

Для повышения подвижности танка, улучшения эксплуатационных характеристик предполагается установить новый дизельный двигатель. Рассматриваются варианты установки немецкого двигателя МТ-883 (1500 л. с.) фирмы „MTU“ или перспективного американского двигателя, разрабатываемого в рамках проекта XAY-28.

Всего министерством армии планировалось закупить 1150 танков М1А2 SEP.

Аналогичная ситуация складывается и в других странах — партнерах США по НАТО.

В Германии ведется модернизация танка „Леопард-2“ („Леопард-2А5“). Реализуется программа по новым бронированным платформам (NGP). Предусматривается создание трех категорий унифицированных шасси:

„А“ — основной боевой танк (ОБТ) со 140-мм гладкоствольной пушкой НАТО — после 2015 г. (возможно, совместно с США);

„В“ — боевая бронированная машина (ББМ) пехоты — после 2009 г.;

„С“ — универсальная машина (для ПВО, тылового обеспечения и артиллерийского наблюдения).

В Великобритании проводятся модернизация танка „Челленджер-2“ (в первую очередь по системе управления огнем), совершенствование танков „Челленджер“ до уровня „Челленджер-2“, а также замена танками „Челленджер-2“ танков „Чифтен“. Хотя разработка новых ОБТ не планируется, однако в процессе глубокой модернизации танка „Челленджер-2“ с использованием разработок США и Германии в 2015–2020 гг., возможно, будет создан танк „Челленджср-3“.

Во Франции предполагается создание ОБТ „Леклерк-2“ на базе танка „Леклерк“. Он будет иметь массу 55–60 т, 140-мм гладкоствольную пушку НАТО и ТИУС (танковая информационно-управляющая система, обеспечивающая информационный обмен в сетях командования, снабжения и ремонта) 2-го поколения.

В Израиле будет проводиться модернизация танков „Меркава“ модификаций Мк1, Мк2 и МкЗ, очевидно, в направлении установки единой пушки. На танк „Меркава“ Мк4, возможно, будет поставлена гладкоствольная 140-мм пушка НАТО.

Итальянская армия планирует к разработке перспективный танк „Арьете-2“. В соответствии с ТТТ, он должен иметь экипаж из трех человек, 140-мм гладкоствольную пушку НАТО с автоматом заряжания (АЗ), современное электронное оборудование, повышенную бронезащиту.

Япония после 2005 г. планирует начать производство нового танка (с ГТД и полуактивной подвеской), приближающегося по техническому уровню к танкам США и Германии.

Китай совместно с Пакистаном отрабатывает перспективный танк МВТ-2000 с использованием апробированных западных технологий.

Одновременно в США и других ведущих странах осуществляются разработки систем и устройств с использованием новых технологий. В частности, исследуется возможность создания электротермической (ЭТП), электротермохимической (ЭТХП) и электромагнитной (ЭМП) пушек, пушки с жидкими метательными веществами (ЖМВ), а также активно ведется поиск облика будущего танка. Предполагается, что этот танк будет иметь боевую массу не более 43 т; экипаж — 3 человека; развивать максимальную скорость до 100 км/ч; обладать способностью поражать цели за пределами прямой видимости на дальности до 8 км; иметь активные и пассивные средства защиты, способные противодействовать всем видам современных и перспективных противотанковых средств; обладать повышенной скрытностью на поле боя; быть авиатранспортабельным и эффективно вести боевые действия на любых ТВД в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия.

К 2003 г. предполагается определить состав основного вооружения из двух вариантов пушек (ЭМП, ЭТХП) и ракетного вооружения. Для установки на машину он может быть готов после 2005 г. В США на 2002 г. запланирован показ ЭМП на испытательном стенде.

К 2005 г. в рамках новой программы РС8 предполагается выпустить прототип новой машины (РСУ) и приступить к ее испытаниям. Серийное производство малой партии может быть начато после 2006 г., а полномасштабное — после 2010 г.

С учетом изложенного, за рубежом в первой четверти XXI века можно ожидать существенных изменений БТВТ. Сегодня основные танки ведущих зарубежных стран имеют боевую массу около 63 т (некоторые источники говорят о ее росте до 70 т) и практически не соответствуют требованиям к авиатранспортабельности, несущей способности мостов и дорог, возможности ведения боевых действий на любой местности. Для выполнения широкого спектра задач, стоящих перед ОБТ, его масса, по мнению зарубежных специалистов, не должна превышать 50 т.

Экипаж ОБТ может быть сокращен только при условии применения средств автоматизации и дублирования функций между членами экипажа. Одним из ключевых моментов модернизаций ОБТ считается установка 140-мм гладкоствольной пушки НАТО с автоматическим заряжанием (АЗ). При введении ТИУС, средств автоматизации и дублирования экипаж может быть сокращен до 2-х человек. Для повышения эффективности использования ОБТ на поле боя предполагается иметь резервный экипаж, находящийся во втором эшелоне.

Увеличение калибра пушки до 140-мм приведет к росту общей массы ОБТ и уменьшению боекомплекта. Поэтому следует ожидать форсирования работ по созданию альтернативных систем вооружения. Применение пушек, использующих новые технологии, позволит, по мнению западных специалистов, значительно увеличить начальную скорость снаряда (например, пушка с ЖМВ может придать снаряду массой до 5 кг скорость — 2, 0…3,1 км/с, а ЭМП — до 5,0 км/с).

Одним из важнейших путей модернизации ОБТ является защита от противотанковых средств поражения. Современная многослойная броня обеспечивает защиту, эквивалентную по стойкости примерно 1000 мм гомогенной брони. Ее дальнейшее развитие ограничивается требованиями к предельно допустимой массе машины. По мнению западных конструкторов, перспективным направлением являются создание „электромагнитной брони“, а также комплексирование „модульной брони“ с „взрывной реактивной броней“ (ВРБ) и системами активной защиты.

В области подвижности выдвигаются требования достижения максимальной скорости при движении по шоссе до 100 км/ч, по пересеченной местности — до 80 км/ч. Для этого необходимы достаточная мощность двигателя и высокая энергетика подвески. Для обеспечения решения данной задачи в основных танкопроизводящих странах приняты специальные программы: в США AIPS („Перспективная интегрированная система двигателя“),[10] ХАВ-28 („Силовой блок на базе дизельного двигателя“); в Германии — МТ-883 („Силовая установка на базе дизельного двигателя“); V8V-1500 — Франция; „Кондор“ V-12-1500 — Великобритания; 1OZg — Япония.

В качестве наиболее вероятного конкурента дизеля западными специалистами продолжает рассматриваться газотурбинный двигатель. Ряд разработок посвящен выбору „первичного источника энергии“ (дизель, ГТД или их комбинация) и моторно-трансмиссионной установки с электрической трансмиссией (ЭТ). Несмотря на явные недостатки (повышенные габаритно-массовые показатели при необходимости применения фрикционов и тормозов для осуществления поворотов с малыми радиусами), западные фирмы продолжают работы по исследованию возможностей установки ЭТ на танке.

Большое влияние на подвижность имеет подвеска. Реализация высоких средних скоростей движения по местности и улучшение показателей стрельбы с ходу возможны лишь при повышении плавности хода. Имеющаяся информация позволяет сделать вывод, что на перспективных танках планируется получить динамические ходы катков до 530 мм. В качестве упругих элементов, очевидно, будут использоваться стержневые торсионы, а для гашения колебаний планируется устанавливать гидравлические лопастные или дисковые фрикционные амортизаторы с гидравлическими упорами. Предпочтение отдастся гидропневматической подвеске (ГПП) „в балансире“ (типа 10К ISU фирмы „Кадиллак Гейдж“) с динамическим управлением при помощи бортовой ЭВМ. Причем к такой перспективной подвеске западные специалисты выставляют требования по модульности конструкции и унификации для одного класса машин по массе, оптимальности характеристик подрессоривания и демфирования, возможности управления высотой машины и ее фиксирование, снижение массы по сравнению с торсионной подвеской, расположение вне корпуса машины и улучшенный режим работы катков и траков.

Таким образом, можно ожидать, что в период 2003–2005 гг. ОБТ будет иметь следующие технические характеристики (независимо от марки танка):

— боевой вес — от 54 до 63 т;

— основное вооружение — 120-мм улучшенная гладкоствольная или нарезная пушка под стандартный боеприпас НАТО (для нарезной пушки — стандарт Великобритании) длиной 53–63 калибра с возможным автоматом заряжания;

— защищенность — пассивная броня (возможно с элементами ВДЗ), обеспечивающая защиту от 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда НАТО (до 1350 мм по ходу снаряда);

— подвижность — средняя скорость движения по пересеченной местности 40–50 км/ч, запас хода — 350–500 км, мощность двигателя — 1250–1500 л. с.

— ОБТ будут иметь возможность замены силового блока в течение 20–90 мин, быстросъемную асфальтоходную гусеницу, а необходимое для технического обслуживания время должно быть сокращено до 1,5–2 часов.

Основные усилия стран-разработчиков танков будут направлены на создание и совершенствование ТИУС, навигационных систем, улучшение характеристик пушек и дальнейшее совершенствование защиты. Появление революционных технических решений и технологий в этот период времени маловероятно, но поиск и разработки будут активно продолжаться.

В 2005–2010 гг. продолжатся работы по созданию нового ОБТ в основных танкопроизводящих странах. Остальные страны (Бразилия, Италия, Индия, Пакистан и некоторые др.), возможно, откажутся от разработки собственного танка и будут приобретать ОБТ основных танконроизводящих стран или выпускать их по лицензии. В этот период возможно появление новых машин („боевой системы будущего“ (FCS) в США и (NGS) — в ФРГ).

Машина (танк) после 2010 г. может иметь следующие ТТХ:

— Боевой вес — от 42 до 50 т.

— Вооружение — улучшенная 140-мм пушка высокой баллистики, расположенная в легковесной башне или на выносном лафете с АЗ емкостью 40–60 выстрелов, или машина с ракетным вооружением, для которой будут созданы ракеты с дальностью стрельбы 8-15 км. Они могут наводиться на цель с помощью приборов наведения, как своих машин, так и других средств наведения (пехота, вертолеты и др.) Вероятно создание боеприпасов, способных самостоятельно определять и поражать цель.

— Защита — модульной конструкции от 120—140-мм бронебойно-подкалиберных снарядов (БПС) и активная защита (со 100 % вероятностью защиты от противотанковых средств (ПТС) со скоростью подлета до 1500 м/сск).

— Подвижность — средняя скорость движения по пересеченной местности — 50–60 км/ч при удельной мощности силовой установки порядка 30–40 л. с./т.

Можно предположить, что современные ОБТ зарубежных стран („Леклерк“, „Леопард-2А5“ (А6), „Абрамс“ М1А2 SEP, „Челленджер-2“, „Меркава-3“) при проведении работ по модернизации и заводской „рекапитализации“ (восстановление ресурса с нуля) будут продолжать находиться на вооружении.

После 2015 г., при условии создания накопителей электроэнергии, способных вырабатывать за короткий промежуток времени и создавать мощный импульс для производства выстрела, можно будет приводить в действие систему защиты и обеспечивать движения машины, также возможно появление „полностью электрического танка“».


О перспективах отечественного танкостроения С. А. Маев пишет:

«Представляется целесообразным в составе бронетанкового вооружения иметь два семейства гусеничных машин, в своей совокупности и тесном взаимодействии обеспечивающих приемлемый уровень живучести подразделений и частей на поле боя, а также их высокую мобильность независимо от условий местности:

— машины для ведения огневого боя в непосредственном соприкосновении с противником на танкодоступной местности — танк, машина поддержки танков для эффективного уничтожения незащищенных и слабозащищенных танкоопасных целей, машина для совместных действий пехоты с танками (тяжелая БПМ), а также гамма машин для боевого, технического и тылового обеспечения;

— машины для действий в условиях труднопроходимой и танконедоступной местности, всестороннего обеспечения действий мобильных группировок войск, как правило, эти машины должны быть плавающими и авиатранспортабельными, как на гусеничной, так и на колесной базе.

— Приоритетными для первого семейства гусеничных машин являются огневая мощь и защищенность, а для второго — подвижность.

Для всей системы образцов БТВТ одной из важнейших задач является обеспечение унификации в рамках отдельных семейств машин в первую очередь за счет уменьшения номенклатуры базовых образцов. Основным признаком, характеризующим принадлежность создаваемой машины к той или иной базе, является прогнозируемый боевой вес машины и ее назначение. С этих позиций представляется целесообразным ограничиться двумя категориями гусеничных бронированных базовых шасси по массе — легкой и средней и одной категорией колесных бронированных базовых шасси.

Основными направлениями совершенствования и развития отечественного БТВТ в настоящее время являются модернизация существующего парка образцов БТВТ и создание перспективных образцов, существенно превосходящих серийные по уровню боевых и эксплуатационных свойств.

Модернизация ранее выпущенных образцов, как показала мировая практика, является наиболее эффективным способом обеспечения необходимого уровня боеспособности войск в условиях ограниченного финансирования. Однако модернизация является оправданной, сели правильно определена ее цель. Как представляется, цель модернизации состоит не просто в повышении уровня тех или иных свойств, а в достижении характеристик, позволяющих модернизированному образцу в заданный период сохранять свое функциональное предназначение. Так, например, модернизированные танки должны быть способными эффективно противостоять зарубежным танкам во временном интервале до принятия на вооружение нового поколения боевых машин. Подобный подход имеет место и при определении целесообразности и объема модернизации других бронированных машин.

Выбор приоритетов при проведении модернизации базируется на реализации технических решений, повышающих боевые и технические характеристики наиболее массовых типов БТВТ, состоящих на вооружении. Исходя из этого, основная направленность модернизации — танки типа Т-72, боевые машины пехоты — БМП-1 и БМП-2, бронетранспортеры — БТР-70. Ведущиеся в настоящее время НИОКР, направленные на повышение военно-технического уровня модернизируемых образцов, выполняются с учетом опыта применения объектов БТВТ в локальных конфликтах. Кроме того, в ходе отработки мероприятий по модернизации используется научно-технический задел, полученный при разработке перспективного БТВТ.

Отработка технических решений по повышению огневой мощи танков типа Т-72 предусмотрена за счет:

— установки пушки повышенной точности (до 20 %) 7А46М5;

— повышения эффективности борьбы с живой силой (в 2 раза), достигаемого введением в состав боекомплектов осколочно-шрапнельного снаряда, оснащенного взрывателем с дистанционным подрывом на траектории;

— установки блока поправок баллистических характеристик в СУО, повышающего точность стрельбы на 15 %;

— БПС повышенного могущества, увеличивающих бронспробиваемость на 30 %;

— тепловизионного прицела с дальностью обнаружения и опознавания цели в ночных и сложных условиях до 3000 м и др.

Технические решения, направленные на повышение уровня защищенности при модернизации, реализуются в конструкции за счет установки: усовершенствованной (встроенной) динамической защиты, системы электромагнитной защиты, нового комплекта противопожарного оборудования и комплекса оптико-электронного подавления, а также внедрения мероприятий по снижению заметности, что обеспечит повышение выживаемости экипажа и защищенности танка на поле боя в 1,5 раза.

Технические решения по повышению подвижности танков реализуются за счет установки дизельного двигателя мощностью не менее 1000 л. е., усиленных коробок передач, ночного прибора механика водителя ТВН-5 и гусениц с асфальтоходными башмаками. Это обеспечит повышение удельной мощности и средней скорости движения по грунтовым дорогам до 16 %.

Расчеты по критерию „стоимость—эффективность“ показывают, что стоимость модернизации, например, танка Т-72Б с одновременным проведением капитального ремонта на предприятиях промышленности и ремонтных заводах МО будет как минимум на 35–40 % ниже стоимости серийно выпускаемых образцов, при достижении примерно аналогичного уровня по основным боевым характеристикам. Основные решения по модернизации танков типа Т-72 могут быть использованы и на танках типа Т-80.

К основным направлениям дальнейшей модернизации отечественных танков можно отнести совершенствование вооружения и обеспечение защищенности.

В части вооружения предполагается совершенствование СУО, обеспечивающей автоматическое обнаружение, опознавание и наведение оружия на цель, внедрение информационно-управляющей системы и автомата сопровождения цели, полное дублирование управления огнем с места командира и наводчика. Планируется разработка новых боеприпасов (БПС и УР) для существующих пушек, обеспечивающих надежное поражение современных танков, а также боеприпасов повышенной эффективности (ОФС и ОШС) для поражения других целей. Это направление имеет ограниченные возможности, определенные энергетикой существующей пушки. Поэтому, учитывая, что танки типа Т-72 и Т-80 будут составлять основу танкового парка РФ еще в течение длительного периода, а также большое количество этих образцов в странах СНГ и других государствах, одним из направлений модернизации вооружения рассматривается замена существующей пушки на более мощную. Таким образом, это направление совпадает по своей сути с прорабатываемыми направлениями в странах НАТО. Однако в отличие от других государств мы не планируем отказ от пушечных управляемых ракет, что позволяет вести эффективный огонь по бронированным целям на большие дальности.

Решение задачи сохранения повышения защищенности танков проводится по нескольким направлениям. Первое из них заключается в снижении вероятности применения оружия по танку за счет уменьшения его заметности в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах. Способы решения этой задачи общеизвестны (деформирующее окрашивание, снижение теплового излучения за счет применения изоляционных материалов, организованного обдува нагретых поверхностей наружным воздухом, использование радиопоглощающих материалов и совершенствование архитектуры внешнего контура и т. п.). Вторым направлением является оборудование танков комплексом средств оптико-электронной и активной защиты. Установка на серийные танки комплекса оптико-электронной защиты обеспечит постановку помех средствам наведения и прицеливания противотанковых боеприпасов. Оборудование танков комплексом активной защиты (КАЗ) типа „Дрозд“ или „Арена“ позволит кардинально решить проблему защищенности танка от наиболее распространенных массовых противотанковых средств — кумулятивных боеприпасов различных типов, в том числе наиболее мощных ПТУР с тандемными боевыми частями. При этом в отличие от других типов защитных устройств, эффективных в силу ограничений по массе или специфики конструкции в относительно ограниченном секторе курсовых углов, комплекс активной защиты обеспечивает существенное расширение этого сектора вплоть до кругового. Кроме того, комплекс активной защиты перекрывает по высоте полностью контур танка.

Наиболее радикально проблема обеспечения защищенности при модернизации образцов решается комплексированием динамической, оптико-электронной и активной защиты. В этом случае боевой вес модернизируемого танка не превысит 50 т, то есть при сохранении остальных боевых свойств будет получена высокая защищенность от всех наиболее массовых ПТС.

К другим направлениям модернизации относятся совершенствование средств связи, командной управляемости, улучшение обитаемости, эргономичности и т. п. Эти направления будут реализованы за счет применения многофункционального комплекса средств связи типа „Акведук“, обеспечивающего устойчивые помехозащищенные каналы передачи информации, интеграцию образцов в АСУ подразделениями и т. д., оснащения танков системами кондиционирования, совершенствования рабочих мест членов экипажей…

Модернизации БТВТ легкой категории по массе (БМП-1, 2 и БТР-70, 80) в ходе капитального ремонта направлена на устранение отставания в развитии от зарубежных аналогов за счет улучшения комплексированных свойств: огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационно-технических характеристик. При этом предполагается реализовывать следующие основные решения, дающие наибольший прирост боевой эффективности:

— по комплексу вооружения: установка 30-мм автоматической пушки, стабилизированной в 2-х плоскостях, использование осколочных снарядов с готовыми поражающими элементами, установка гранатомета типа АГС-17, ПТРК типа „Корнет“ и приборно-прицельного комплекса с лазерным дальномером и тепловизионным каналом;

— по повышению защищенности и подвижности: установка броневых и противоосколочных экранов и комплекса оптико-электронного противодействия, использование ППО типа „Иней“, покрытие радиопоглощающими материалами и повышение мощности двигателя.

Выполнение данных мероприятий позволит повысить коэффициент военно-технического уровня (в частности по БМП-2 в 1,45 раза) и в значительной мере компенсировать имеющееся отставание других образцов БТВТ ЛКМ от зарубежных аналогов.

Отдельно следует сказать о модернизации машин наиболее старых марок, но которые составляют значительную часть парка БТВТ как в ВС РФ, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это БМП-1 и БТР-70. Сегодня можно с уверенностью говорить, что технические решения ведущих отечественных разработчиков позволяют добиться такого совокупного приращения военно-технического уровня, который поставит эти модернизированные объекты БТВТ как минимум в один ряд с машинами следующего поколения — БМП-2 и БТР-80. Это достигается за счет установки существенно доработанных боевых отделений с современными приборно-прицельными комплексами, увеличения показателей защищенности за счет дополнительного, локального бронирования и комплекса мероприятий по повышению живучести бронеобъектов и безопасности экипажа и десанта, а также по доработкам по повышению несущей способности шасси при обязательном условии установки новых дизельных двигателей.

Важным направлением совершенствования образцов БТВТ является их адаптация к действиям в специальных условиях. Наиболее ярко это выявляется при использовании БТВТ в ограниченных конфликтах, а также при проведении миротворческих операций. Адаптация ориентируется на наиболее массовые боеприпасы, которые могут быть применены противодействующей стороной, с учетом условий их применения. К этим средствам, по опыту Афганистана, Боснии, Чечни и других регионов, могут быть отнесены РПГ, мины, крупнокалиберные пулеметы.

Как правило, обстрел образца БТВТ производится с бортов. Поэтому на танках устанавливаются бортовые экраны против РПГ в виде решеток, деформирующих боевую часть до подрыва (их эффективность по сравнению с обычными экранами в 1,5–2,0 раза выше обычных) и дополнительные бронеплиты на днище, обеспечивающие (вместе с другими конструктивными мерами) сохранение экипажа при подрывах на наиболее массовых противотанковых минах.

Для БМП и БТР разработаны бортовые экраны, исключающие пробитие основной брони крупнокалиберными пулеметами и проломы брони при попаданиях гранат РПГ, и съемные противоминные экраны в передней части корпуса, обеспечивающие защиту от всех типов противопехотных мин.

При модернизации существующих и создании новых образцов защитные устройства изготавливаются по модульно-секционному типу. Такое решение, как известно, предусматривается и в НАТО.

Кроме того, должны использоваться специальные машины, обладающие высокой противоминной стойкостью. Эти машины используются при передвижении колонн, их конструкции должны обеспечить сохранение жизни членов экипажа при подрывах на минах (фугасах) массой 10 кг и даже более.

Приоритет в обосновании необходимости создания высокобронированных машин, основной задачей которых является борьба с малоразмерной танкоопасной живой силой, вооруженной ручными противотанковыми средствами (РПГ, ПТРК) и крупнокалиберным стрелковым оружием, принадлежит России. Высокая эффективность ручного противотанкового оружия вместе с простотой и низкой стоимостью изготовления способствовали широкому его распространению по всему миру. В результате танки, а тем более легкобронированные машины, стали достаточно уязвимы для пехоты противника и требуют специализированной непосредственной огневой поддержки. Локальные конфликты последних лет подтвердили на практике правильность этих обоснований. С этой целью представляется целесообразным создавать принципиально новый образец БТВТ — боевую машину поддержки танков (БМПТ), не имеющую аналогов в мировом танкостроении.

Вместе с тем, следует сказать, что в период до 2010–2020 гг. решить проблему паритета по техническому уровню с зарубежными образцами БТВТ только путем модернизации, при приемлемом уровне затрат, вряд ли возможно. По обобщенному показателю эффективности военно-технический уровень отечественного БТВТ с учетом проводимой модернизации сможет лишь приблизиться к уровню серийно выпускаемых за рубежом аналогов.

Кардинальное решение проблем создания современного парка БТВТ может быть достигнуто только за счет перевооружения на перспективные образцы. Выполненные проработки различных компоновок перспективного основного танка показывают, что даже при сокращении экипажа до 2–3 человек и компактного его размещения, масса танка при приемлемой защищенности от перспективных боеприпасов и использовании в сочетании комбинированной брони и динамической защиты не может быть меньше 60–65 т. Как известно, подобные результаты получены и в других странах. Однако, как показал опыт испытаний наших танков ИС-4 в 1950-х гг., при такой массе не обеспечивается оперативно-тактическая подвижность, в первую очередь из-за недостаточной грузоподъемности мостов местного значения. Поэтому выбор компоновки перспективного танка все еще остается открытым, и работы в этом направлении будут продолжены.

Очевидно, что при сохранении пушечного вооружения и массы танка не более 45–50 т (что необходимо для обеспечения приемлемой оперативно-тактической подвижности) требуется кроме рационализации компоновочных решений переход на нетрадиционные способы защиты от противотанковых средств. Наиболее перспективным здесь нам представляется широкое использование „электронных“ средств защиты. В этом отношении получены достаточно обнадеживающие результаты. Так, известные комплексы активной защиты „Арена“ и „Дрозд“ при относительно малой массе способны с высокой вероятностью нейтрализовать практически все типы кумулятивных боеприпасов, в том числе тандемные. При этом существенно возрастает курсовой угол безопасного маневрирования танка (в принципе его можно довести до 360°). Просматриваются возможности использования также других способов „электронной“ защиты (путем воздействия на средства управления боеприпасами, системы их самонаведения, электронные взрыватели и т. п.).

Проведенные исследования показали, что применение „электронной“ защиты позволяет в дополнение к традиционным решениям обеспечить даже для наиболее защищенных бронированных машин (танков) приемлемый боевой вес. Отсюда следует, что не танк как таковой в своем развитии зашел в тупик из-за чрезмерного увеличения массы, а всего лишь стали неприемлемыми традиционные компоновочные решения и, особенно, традиционные способы обеспечения его защищенности, возможности которых во многом уже исчерпаны. „Электронные“ способы защиты должны найти применение и на других бронированных машинах в дополнение к традиционной броне с учетом функционального предназначения этих машин и их места в боевом построении войск.

Что касается вооружения танков, то в ближайшее десятилетие его развитие будет продолжаться по традиционным направлениям с более широким внедрением электронных систем управления. То же относится и к системам обеспечения подвижности. Сама же подвижность при условии обеспечения удельной мощности порядка 30–35 л. с./т потребует установки двигателя мощностью 1500–1800 л. с. (в перспективе до 2000 л. с). При этом наряду с традиционными и необходимыми на сегодня решениями, такими как гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей, вполне вероятно применение и „прорывных“ решений, например, создание электромеханической (электрической) трансмиссии.

Лейтмотивом создания нового поколения боевых машин легкой категории по массе (ЛКМ) — БМП, БТР, БМД, должна стать разработка семейства унифицированных базовых шасси для всех видов ВС и родов войск, с уровнем унификации по базовым узлам и агрегатам — не ниже 70 %. Кроме того, целесообразно проработать варианты унифицированных боевых отделений для перспективных БМП, БМД и колесных БТР с системой управления огнем, которая позволит повысить возможности машин по обнаружению, распознаванию и поражению целей за счет использования приборно-прицельного комплекса с лазерным дальномером и тепловизионным каналом, автомата сопровождения цели, усовершенствованного баллистического вычислителя, информационно-управляющей системы.

Боевые машины пехоты (БМП) остаются основным боевым средством мотострелкового, парашютно-десантного отделений и отделения морской пехоты в составе соединений и частей, предназначенных для ведения маневренных наступательных действий, совместно с другими типами БТВТ. Технический облик БМП должен позволять в полной мере реализовать все ее потенциальные боевые и эксплуатационные возможности, в том числе высокую подвижность, водоходность, броневую защиту, огневую мощь и транспортные возможности. Сохраняют актуальность следующие направления развития БМП:

— повышение огневой мощи за счет совершенствования комплекса вооружения, системы управления огнем, создания боеприпасов повышенного могущества;

— оснащение машин информационно-управляющими системами, обеспечивающими более высокий уровень автоматизации управления движением и ведением огня;

— повышение живучести и восстанавливаемости после боевых повреждений;

— улучшение условий обитаемости экипажа (расчета);

— повышение приспособленности к транспортированию различными способами.

В число перспективных типов БТВТ ЛКМ выдвигаются колесные БТР, что обусловлено тенденцией снижения вероятности крупномасштабных боевых действий и, напротив, увеличения угрозы локальных войн и вооруженных конфликтов с учетом высокой оперативной и тактической подвижности БТР, ресурса их работы, надежности и возможности боевого применения БТР в различных географических условиях. Основным предназначением колесных БТР в соответствии с военно-технической концепцией является доставка мотострелков на поле боя и их огневая поддержка. Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне выявил необходимость развития возможностей БТР по огневой поддержке мотострелков.

Развитие колесных БТР в настоящее время рассматривается по следующим основным направлениям:

— создание на базе колесного шасси БТР семейства бронированных колесных машин нового поколения;

— совершенствование комплекса вооружения БТР и системы управления огнем в направлении их унификации с вооружением БМП;

— совершенствование броневой защиты за счет применения новых типов брони на основе керамики, дополнительных навесных модулей и экранов, применения защитных материалов типа „Кевлар“;

— проведение комплекса исследований и разработок по оценке возможности создания БТР с электротрансмиссией и активной электрической подвеской, а также сочлененных вариантов с целью повышения их проходимости и устойчивости при движении;

— внедрение блочно-модульного принципа компоновки и секционирования по основным составным частям.

К „первой ласточке“ нового поколения отечественных БТР следует отнести БТР „Росток“, на базе которого уже сейчас начаты проработки свыше 20 видов машин боевого, технического и тылового обеспечения, а также планируемое его использование для размещения комплексов и систем вооружения практически всех видов и родов войск.



Перспективный российский БТР-90 „Росток“


Основным боевым средством подразделений ВДВ остается боевая машина десанта (БМД), являющаяся высоко подвижным средством вооружения, отвечающая требованиям авиадесантируемости и авиатранспортабсльности. Конструкция БМД должна отвечать блочно-модульному принципу, быть секционирована по составным частям и обеспечивать возможность применения разнообразного дополнительного вооружения и его быструю сменность, установку дополнительных броневых листов и экранов.

В прогнозируемый период БМД должны развиваться по следующим основным направлениям:

— повышение огневой мощи БМД за счет совершенствования системы управления огнем, повышения начальной скорости полета снарядов и создания боеприпасов повышенного могущества;

— совершенствование броневой защиты за счет применения многослойной брони и керамических материалов, а также применения подвесных модулей и экранов;

— улучшение управляемости и диагностируемости БМД за счет применения на ней информационно-управляющей системы;

— повышение коммуникационных возможностей за счет увеличения дальности и улучшения качества радиосвязи на основе использования космических средств.

В перспективе подразделения ВДВ целесообразно оснащать модификациями БМП, приспособленными к парашютному десантированию и обладающими большей защищенностью по сравнению даже с модернизированными БМД-3.

Таким образом, изложенные перспективы развития образцов БТВТ РФ в целом соответствуют направлениям развития мирового танкостроения и нашим возможностям в сложившейся в мире военно-политической обстановке».


Выводы, сделанные С. А. Маевым, предусматривали в течение ближайшего двадцатилетия решение трех основных задач.

«Первая: модернизация парка БТВТ. В настоящее время технические решения, обеспечивающие существенное повышение основных боевых свойств существующих образцов БТВТ, имеют ограничения по срокам и технологическому воплощению. Так, реализация мероприятий в соответствии с программой модернизации образцов БТВТ позволит по основным боевым свойствам достичь уровня серийных танков M1A1, „Леопард-2“, „Челленджер“…

Вторая — разработка и производство перспективных образцов БТВТ для повышения боевого потенциала парка БТВТ и частичного сбалансирования комплектов вооружения войсковых формирований Сухопутных войск в период перехода на новые вооружения в 2005–2015 гг. Создание перспективных образцов бронетанкового вооружения необходимо также для обеспечения непрерывности работ по промышленной реализации в образцах новейших научно-технических достижений, для проведения всесторонних исследований и испытаний перспективных образцов с отработкой новых способов боевого применения разнородных войсковых формирований.

Третья — разработка концепции и программы создания системы БТВТ нового поколения, обеспечивающей устойчивый военно-технический паритет боевых потенциалов на уровне парков при качественном превосходстве комплектов вооружений перспективных войсковых формирований оперативно-тактического звена в период 2015–2025 гг.

К приоритетам развития БТВТ на долгосрочную перспективу можно отнести следующие:

— при модернизации серийных и создании новых образцов БТВТ наряду с повышением основных боевых свойств особое внимание уделить повышению уровня эргономичности образцов и их приспособленности к освоению современным призывным контингентом;

— создание унифицированных базовых шасси для перспективных семейств бронированных машин средней и легкой категории по массе в интересах всех видов и родов войск в составе сухопутных группировок войск на континентальных ТВД:

— добиться одинаковой подвижности и защищенности образцов, действующих в едином боевом порядке и дополняющих друг друга своими огневыми возможностями;

— универсализация, информатизация и интеллектуализация образцов БТВТ, их интегрирование и комплсксирова-ние для придания им многофункциональных боевых свойств как основным субъектам в единой системе вооружения на континентальных ТВД;

— создание новых роботизированных комплексов, дополняющих существующие образцы вооружения (создание роботов-спутников к основным танкам);

— создание малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации, особенно в сферах разведки, боевого управления и боевого применения.

Реализация данных предложений позволит, по нашему мнению, сохранить паритет с создаваемыми перспективными системами вооружений в ведущих странах НАТО и, прежде всего, в США».[11]

Как видите, написано все ясно, четко и очевидно, так что лучше даже и не скажешь. Остается лишь надеяться, что в области реального воплощения все это так и будет, а не окажется «хотели как лучше, а получилось как всегда!»


Примечания:



1

ИФ (if — «если» по-английски.



8

SEP (System Enfacement Program) — программа совершенствования систем связи, управления, командования, навигации и броневой защиты.



9

IVIS — интегрированная информационно-управляющая система межмашинной связи в США.



10

AIPSПерспективная интегрированная система двигателя») — газотурбинный двигатель, преимущества которого становятся особенно заметными в области мощностей порядка 2000 кВт



11

С. А. Маев. Состояние и перспективы развития зарубежного и отечественного бронетанкового вооружения и техники в первой четверти XXI века//Вооружение. Политика. Конверсия. № 3,2001. С. 3–13.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх