• Водоосвяшение
  • Всенощная
  • Ектения
  • Крестины
  • Крестный ход
  • Литургия
  • Молебен
  • Повечерие
  • Погребение
  • Свадьба
  • Суточный круг богослужений
  • Ритуалы И ТАИНСТВА

    Водоосвяшение

    Почитание водоемов и вера в магические свойства воды существовали задолго до появления христианства. Древние ритуалы органично вошли в христианский культ и получили соответствующее символическое истолкование. Совершаемый накануне и во время праздника Крещения Господня обряд называется великим водосвятием.

    Накануне праздника после совершения литургии священник освящает воду в купели, поставленной в храме. Купель украшается цветами и свечами. Хор исполняет особые песнопения, дьякон читает отрывки из Нового Завета. Наконец, священник произносит особую Великую ектению, в которой призывает благодать Святого Духа на воду и на всех, кто ее пьет. Воду освящают трехкратным погружением в купель креста.

    В день праздника освящают иордань. Напомним, что это прорубь в форме креста или прямоугольника, которая заранее делается на водоеме, расположенном поблизости от храма. Если поблизости нет водоема, то освящают воду в колодце. Закончив утреннее богослужение, священник с причтом выходит из храма и вместе с присутствующими направляется к месту совершения обряда. Верующие несут иконы и хоругви. Около иордани священник служит водо-святный молебен. Считается, что освященная вода

    приобретает магические свойства, ее используют в качестве оберега от нечистой силы и для лечения болезней.

    Всенощная

    Всенощным бдением называется богослужение, которое совершается накануне Великих праздников и воскресных дней. Оно состоит из вечерни (великого повечерия), литии, утрени и первого часа, объединенных в одну службу. Название связано с тем, что по уставу богослужение предписывается совершать ночью.

    Богослужение начинается с открытия Царских врат. Через северные двери из алтаря выходит священник со свечой и дьякон с кадилом. Если служит патриарх, то он несет специальный подсвечник — трикирий. Войдя в алтарь, священник останавливается у горнего места.

    Дьякон возглашает: «Премудрость, прости», а хор поет прокимен — песнь на стихи из Псалтири. Затем дьякон читает паремии — избранные места из Ветхого Завета. Потом священник выходит из Царских врат и начинается лития — общее моление.

    После литии происходит благословение хлебов. Священник и дьякон выходят на середину храма и останавливаются перед столом с пятью хлебами, сосудами с пшеницей, вином и елеем (оливковым маслом). Над ними читается молитва «Ныне отпущаеши», хор поет тропарь праздника, дьякон кадит стол.

    Затем в храме зажигается весь свет и начинается пение полиелея (псалмов 134-го, 135-го). Название происходит от греческого «поли» — «много» и «елеос» — «милость». Оно связано с тем, что в этой части богослужения хор, священник и все присутствующие многократно прославляют Господа за его великие милости. Полиелей совершается величанием перед праздничной иконой. Затем все присутствующие прикладываются к иконе, и священник совершает помазание освященным елеем. Хор поет стихиры, посвященные празднику или святому. Церемония завершается пением канона и великого славословия.

    Ектения

    Просительная молитва, входящая во все богослужения.

    Название происходит от греческого слова «эктенейа» — «усердие». По форме ектения представляет собой диалог священника или дьякона и хора. Священник произносит прошение, хор отвечает ему возгласом: «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи». По содержанию прошений различают великую, просительную, сугубую и малую ектений. Великая ектения начинается словами: «Миром (все вместе) Господу помолимся». Затем молящиеся просят о ниспослании благополучия всему миру. Просительная ектения обращена к ангелу-хранителю. В ней молящиеся просят о ниспослании «дня сего свята, мирна и безгрешна» и умоляют ангела-хранителя не оставлять их без поддержки, вплоть до смерти. Сугубая ектения посвящена какому-либо конкретному поводу, например большому празднику, избавлению от стихийного бедствия, войны или эпидемии. Малая ектения содержит конкретные просьбы молящихся. Она начинается словами: «Паки и паки Господу помолимся» и состоит всего из трех возгласов. На панихиде и при погребении произносятся особые ектеньи об умерших, в которых содержится просьба к Господу принять усопшего в Царство Небесное.

    Форма ектений восходит к древнейшим заклина-тельным песнопениям. Подобные тексты сохранились и в русском фольклоре. Они входят и в состав обряда гуканья, когда на просьбу, обращенную к матери-земле, следует ответ в виде возгласа «Гу.».

    Крестины

    Крестинами называется комплекс ритуальных действий, связанных с наречением имени новорожденному и обеспечением его дальнейшего благополучия.

    Как только ребенок появлялся на свет, над ним совершали ряд магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и здоровье. Бабка-повитуха брала ребенка на руки и обходила баню, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор:

    Бабка Соломонида

    На престоле стояла,

    Христа повивала

    И нам, рабам Божьим, приказала

    Роженице помогать,

    Младенца повивать.

    Чтобы мой внучок

    Велик рос, здоров был,

    До церкви Божьей ходил.

    Божье писание читал,

    Отца, мать почитал,

    И всех старших,

    И меня, бабушку.

    Чтоб его князи-бояре любили,

    В высокий терем водили,

    За дубовый стол садили,

    Чаем, кофеем поили,

    Золотым перстнем дарили,

    Красной девицей.

    Во многих местах России известен другой обычай: после рождения ребенка пекли ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного. Хлеба преподносили или рассылали родственникам, живущим в других деревнях.

    Главным обрядом было крещение ребенка. Обряд могли совершать в церкви или дома. Крестили обычно на третий или на сороковой день жизни. Вместо родителей ребенка в обряде участвовали восприемники — крестная мать и крестный отец. Крестная мать дарила крестнику первую рубашку, крестный отец — нательный крестик, символы новой жизни.

    Подмена настоящих родителей восприемниками является древнейшим реликтом, известным по обрядам инициации. Считалось, что подмена предохранит ребенка от нечистой силы, возможные козни которой должны были пасть на подставных, а не на настоящих родителей.

    Христиане заимствовали структуру ритуала крещения из более древних религиозных систем. Похожие обряды встречаются у многих народов. При наречении имени ребенок становится членом общины и соответственно попадает под защиту родовых богов. Отсюда происходит обычай хранить в тайне имя, присвоенное при крещении. Оно служило оберегающим талисманом, в повседневной жизни человек пользовался прозвищем.

    Первоначально крещение производилось над принимаемыми в общину иноверцами, поэтому в нем и появилось оглашение и развернутый диалог принимаемого со священником. Со временем крещение связали с наречением имени и стали проводить над недавно родившимися младенцами.

    Таинство крещения состояло из нескольких ритуалов: оглашения, отречения от дьявола, сочетания с Христом, освящения воды, погружения в освященную воду, миропомазания, хождения вокруг купели, омовения и пострижения.

    Оглашение заключается в чтении предогласитель-ной молитвы, трехкратном дуновении священника на лицо младенца, троекратном благословении и возложении руки на голову младенца. Ритуал также восходит к обрядам инициации. Как и древний жрец, во время совершения таинства священник незримо перевоплощается в христианского Бога.

    Отречение от дьявола происходит следующим образом. Восприемник с младенцем на руках поворачивается лицом на запад, потом следует его диалог со священником. Отвечая на вопрос «Отрицаешься ли от Сатаны?»,— он трижды произносит формулу «Отрицаюся от Сатаны!», дует и плюет на левую сторону — место пребывания незримого дьявола.

    Формула, отражающая христианское представление о дьяволе, появилась в составе ритуала в раннем Средневековье, когда сформировалось персонифицированное представление о дьяволе. В таинстве сохранилось и древнейшее представление о западе как о местоположении дьявола — в отличие от восточной стороны, которая считалась полюсом светлых сил. После отречения от дьявола принимающий крещение поворачивался лицом на восток, в сторону Бога. У древних евреев Бог назывался востоком: «Восток имя Ему».

    Подготовку к принятию крещения завершает еще один диалог со священником: «Сочетаешься ли с Христом?» — «Сочетаюсь». Затем следовало трехкратное повторение формулы инициации: «Сочетался ли с Христом и веруешь ли в Него?» — «Сочетался и верую Ему как Царю и Богу».

    Подготовив крестимого к таинству, священник переходит к приготовлению воды: очищает ее от возможных проявлений враждебных сил. Он осеняет воду крестным знамением, погружает крест, произносит молитву и запретительный приговор: «Да сокрушатся под знамением образа твоего все супротивные силы!» В заключение священник наносит на воду освященным елеем знак креста.

    Таинство крещения состоит в том, что священник трижды погружает малыша в сосуд с водой и вынимает его со словами: «Крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа раб Божий (далее следовало имя). Аминь». Считалось, что после крещения ребенок очищается от греха и входит под покровительство Бога. Если крещение принимает взрослый, то погружение можно заменить трехкратным кроплением освященной водой из купели.

    Ритуал завершается надеванием на окрещенного символов новой жизни — нательного креста и новой одежды белого цвета. В конце обряда священник совершает миропомазание — наносит на лоб ребенка крест освященным ароматическим маслом — миром.

    В древности считалось, что после крещения семь дней нельзя было мыться и менять одежду, чтобы не осквернить священное миро. Крестильную одежду можно было снять только после очистительного омовения. Поскольку на практике это создавало определенные неудобства, символическое омовение стали совершать сразу же после крещения. За ним проводилось символическое пострижение волос. Оно означало, что принявший крещение становится рабом Божьим. Данный ритуал отражает римский обычай наголо стричь головы рабам в знак полной покорности хозяину.

    Священник отстригал несколько волосков с головы, вкладывал их в комочек воска и опускал в купель. Элементы этого ритуала заимствованы из оберегающей магии. Поскольку волосы можно использовать как в охранительных целях, так и для причинения вреда, появился народный обычай закапывать комочек воска в землю или тайно засовывать его в щель стены храма.

    После обряда крещения устраивали крестинный обед, или каши. Обычно на него приглашали всех родственников и знакомых. Главным лицом на обеде становилась крестная мать (кума), которой посвящались основные песни, содержавшие благопожелания ребенку:

    А у кого виноград на дворе? У (имя) виноград на дворе. Собрал не людям — сам себе, Посадил куму сю на куге: — Пек-гуляй, кумуся, у меня. Чтоб мое дитятко росло, Чтоб оно счастливо было, Чтоб ему Бог долюшку дал.

    Крестинный обед завершался особым ритуалом. Бабка-повитуха выносила к столу горшок с кашей. На стол клали ломоть хлеба и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Бабка обращалась к гостям с просьбой выкупать ложки. Кум, кума и остальные гости передавали ей заранее приготовленные подношения и разбирали ложки. Кашу ели, произнося приговор:

    Дай Бог кашу на ложки, а младенцу на ножки.

    Каша — гречневая или пшенная, как правило, варилась круто, так, что в ней стояла ложка. Иногда в нее клали мед. Отдельную сильно посоленную ложку каши давали отцу младенца. Она так и называлась — пересол.

    Всем присутствующим в доме детям давали кашу, остальную делили на части для каждого гостя. Считалось, что с кашей гостей наделяют благополучием. Принесенной с крестинного обеда кашей обычно кормили детей. Завершалось веселье приговором:

    Запрягайте-ка да двенадцать волов,

    Запрягайте-ка да двенадцать волов,

    Волоките-ка куму с кугу долой,

    А кума нейдет, упирается.

    Она назад погребается,

    Напилася да кумусенька

    Зелена вина,

    А не дойти, кумусенька,

    До своего двора.

    Крестный ход

    Торжественное шествие с иконами и хоругвями в дни некоторых церковных праздников и знамена-тельных событий.

    Название происходит от того, что во главе процессии несут запрестольный крест или вырезанное из дерева распятие. Крестный ход вокруг храма совершается на Пасху. В день Крещения совершается крестный ход к месту водосвятного молебна.

    Хоругвь


    В некоторых городах крестным ходом отмечаются и другие праздники. Например, в Москве до ликвидации патриаршества в день Входа Господня в Иерусалим патриарх совершал крестный ход от Успенского собора в Кремле к Казанскому собору.

    В католической церкви во время крестного хода в особом сосуде — монстрации или гестиарии — выносятся из храма Святые Дары.

    Литургия

    Главное христианское богослужение, существующее во всех вероисповеданиях. Название происходит от греческих слов «лейос» — «общественный» и «эр-гон» — «дело». Согласно христианскому догмату, литургию установил сам Иисус Христос во время Тайной вечери. В Библии рассказывается, что Христос взял хлеб, разломил его на части и дал ученикам со словами: «...приимите, яд и те, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор., 11:24). Затем Иисус взял чашу с вином, разбавленным водой, подал ее ученикам и сказал, что это его кровь.

    Во время литургии совершается таинство евхаристии, то есть превращения хлеба и разбавленного вина в плоть и кровь Иисуса Христа. Поскольку на самом деле хлеб и вино не претерпевают никаких внешних изменений, богословы называют евхаристию не превращением, а пресуществлением (от лат. transsub-stantiatio — изменение по сущности). Полагают, что изменяется сущность вина и хлеба, это можно увидеть только «очами духовными».

    Ритуал христианской литургии унаследован из более древних религиозных систем. Принесение в жертву животных было широко распространено у древних греков. На периферии античного мира, например у скифов, существовал ритуал выпивания крови животного. Полагали, что после Жертвоприношения кровь приобретала магическую силу.

    Христиане сохранили общую схему ритуала, но заменили реальную жертву бескровной, то есть символической. Вместо мяса появился специально выпеченный хлеб — просфора, вместо крови — разбавленное водой вино, как это было принято в античном мире. О жертвоприношении говорится в тексте молитвы, которой сопровождается нарезание просфоры: «Раздробляется и разделяется агнец Божий (ягненок)».

    Ритуал христианской литургии складывался постепенно и впервые был зафиксирован решением Карфагенского собора в 397 году н. э. Впоследствии он неоднократно видоизменялся, и к началу VI века в отдельных регионах христианского мира существовало пять разных видов литургии.

    Христианские богословы не могли мириться с подобным разнообразием, и в 604 году Папа Римский Григорий Великий составил «Сакраментарий», где закрепил единый и обязательный для всех христианских конфессий текст литургии. Обязательный для всех православных церквей текст литургии был зафиксирован позже — в постановлении патриарха Фи-лофея в середине XXV века. Текст католической литургии был закреплен в булле Папы Римского Урбана УП1 в середине 1634 года.

    В Русской православной церкви приняты три вида литургии — Василия Великого (середина IV века), Иоанна Златоуста (начало V века) и сокращенный вариант — литургия Григория Двоеслова (начало УП века). Они различаются количеством поучений, песнопений, молитв и тем, что во время последней литургии таинство не совершается.

    Иоанн Златоуст Гравюра из старопечатной книги. XVII в.


    Литургия Василия Великого продолжается дольше других. Она совершается 10 раз в году — накануне Рождества, Нового года и Крещения, в Великий четверг, Великую субботу и во все воскресные дни


    Просфора


    Великого поста. В остальные дни служат литургию Иоанна Златоуста, которая представляет собой укороченный вариант литургии Василия Великого. В дни постов совершают литургию преждеосвящен-ных даров Григория Двоеслова.

    Жертвенник (схема )


    Любая литургия состоит из трех частей — проскомидии, на которой готовится вещество для жертвоприношения; литургии оглашенных, на которой верующие готовятся к совершению таинства; а также литургии верных, то есть самого таинства.

    Проскомидия (схема)


    Во время проскомидии священник вырезает из просфоры и раскладывает на дискосе 10 небольших кусочков хлеба, один из которых— агнец — символизирует Иисуса Христа, остальные — святых и Богородицу. Затем он наливает в чашу разбавленное вино, ставит ее рядом с дискосом, а на него — каркас — звез-дицу — и накрывает ее покрывалом — воздухом.

    Приготовив бескровную жертву, священник переносит ее на жертвенник и начинает служить литургию оглашенных. Название происходит от того, что в древности на ней могли присутствовать как принявшие христианство (верные), так и готовящиеся к крещению (оглашенные).

    Литургия оглашенных начинается с великой ектеньи — просительной молитвы, построенной как диалог священника и молящихся. На каждое прошение, которое произносит священник, хор отвечает «Господи, помилуй». После ектений поются антифоны — псалмы 102-й и 145-й и песни на слова из Нагорной проповеди. Во время пения священник совершает малый вход: он входит в алтарь, берет с престола Евангелие, выносит его из алтаря через северные двери, вместе с дьяконом и свеченосцем входит в алтарь через Царские врата и проходит за престол к горнему месту.

    Рисунок Ф. Г. Солнцева к главе «Литургия оглашенных» в книге Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии»

    Хор поет Трисвятую песнь, в которой трижды повторяются слова «Святый Боже, снятый крепкий, свя-тый бессмертный». Затем священник читает отрывок из Деяний святых Апостолов. После чтения Апостола хор поет «Аллилуйя!», и священник читает отрывок из Евангелия. Литургия оглашенных завершается сугубой ектеньей. В ней содержатся конкретные прошения, касающиеся членов данной общины. Наконец священник восклицает: «Оглашенные, изыдите!» — и приступает к следующей части ритуала.

    Литургия верных начинается с возгласа: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся» и чтения краткой ектеньи.

    Рисунок Ф. Г. Солнцева к главе «Проскомидия» в книге Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии»

    Затем священник совершает великий вход — входит в алтарь через северные двери, берет в руки дискос со святыми дарами, выходит из алтаря и входит туда уже через Царские врата и ставит дискос на престол. Дьякон аналогично несет потир. Накрыв дискос воздухом, священник задергивает завесу и закрывает Царские врата. В это время все присутствующие в храме читают ектению, хор поет «Херувимскую песнь» и «Символ веры». Во время пения «Символа веры» врата открываются.

    Евхаристия (причащение) начинается с возгласа: «Станем добре, станем со страхом, вонмем святое возношение». После него следует совместная молитва присутствующих и священника. Она завершается пением «Серафимской песни». Затем священник произносит слова молитвы и возносит дары — поднимает дискос над головой. Дьякон поднимает над головой дискос. Вознесение даров обозначает, что они невидимо поднимаются в Царство Небесное для превращения. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи». В этот момент и происходит пресуществление — вино и хлеб превращаются в плоть и кровь Христа. В заключение священник ставит Святые Дары на престол и совершает над ними крестное знамение. Звонарь ударяет в колокол, провозглашая, что таинство свершилось.

    Перед причащением дьякон «препоясует чресла» — крестообразно опоясывается орарем. Священник и дьякон причащаются в алтаре, после чего выносят Святые Дары через Царские врата. Совершив краткую молитву, все присутствующие причащаются — принимают из лжицы кусочек просфоры, отпивают вино из чаши и целуют ее край. После причащения раздается антидор — остатки просфоры, из которой на проскомидии вынули агнца. В заключение священник читает заамвонную молитву и благословляет всех на выход из храма.

    Литургия преждеосвященных даров служится во время Великого поста, когда нельзя совершать никаких таинств. Авторство службы церковь приписывает Папе Римскому Григорию Двоеслову (VI в. н. э.). Она состоит из торжественной великопостной вечерни, к которой добавлен обряд перенесения Святых Даров в алтарь.

    Святые Дары освящаются заранее, обычно во время совершения литургии в предыдущее воскресенье. Во время вечерни Дары (освященный хлеб и вино) переносятся с престола, где они хранились, на жертвенник. После окончания вечерни священник в полном молчании снова переносит Дары на престол. После ектений и молитв поется «Отче наш», и верующие причащаются.

    Молебен

    Молебном называется церковная служба, в которой содержится обращение к святым и Господу Богу по какому-либо конкретному поводу.

    Престол с антиминсом (фото автора)


    Принято различать просительные и благодарственные молебны. Обычно просительный молебен служат во время болезни, голода, засухи, эпидемии или стихийного бедствия..

    Композиционно молебен состоит из общей начальной молитвы, пения тропарей и канонов и двух ектений. Вначале служат великую ектению, в которой содержится общая просьба к Богу о милости и ниспослании помощи. В конце молебна произносится сугубая ектения, где просьба молящихся приобретает конкретность.

    Молебен завершается чтением Апостола и Евангелия. Иногда для усиления воздействия молебен соединяют с произнесением акафиста — развернутого прославления святого, состоящего из 25 песен — 12 икосов и 13 кодаков. После избавления от несчастья или прекращения стихийного бедствия служат благодарственный молебен. В него входит только одна ектения, вместо второй поются акафисты, посвященные святому, который оказал помощь.

    На Руси существовал особый ритуал молебнов, совершаемых по определенным поводам. На Красную горку, после которой начиналась пахота, проводили освящение пахаря, того, кто первым распахивал поле. Обходя деревню с иконами, священник кропил соху святой водой и передавал освященный хлеб и просфору. Перед началом работы крестьянин съедал просфору, хлеб скармливал лошади. Иногда хлеб за^ менялся крашеным яйцом.

    Особый молебен служили в деревенских курятниках во время праздника Кузьмы и Демьяна (1 июля). Священник кропил курятник, яйца и кур святой водой и произносил приговор: «Зароди, Господи, чтобы цыплятки водились». В некоторых местах после этого резали двух кур. На другой день кур съедали и кости бросали обратно в курятник. Считалось, что теперь у всех несушек будет много яиц.

    Повечерие

    Церковная служба, которую проводили после вечерни (откуда происходит и ее название).

    В настоящее время в богослужебном обиходе осталось только Великое повечерие. Это богослужение отправляется в дни Великого поста (малое повечерие) и праздники Рождества Христова, Крещения, Благовещения и Воскресения Христова (Великое повечерие). Основное в повечерии — покаяние в грехах. Все молитвы поются только стоя, поэтому на Руси за повечерием закрепилось название Великого стояния. Богослужение состоит из чтения четырех псалмов, «Великого славословия», «Символа веры», канона, молитвы Богородице («Нескверная, Неблазная»). На Великом повечерии читается покаянный канон Андрея Критского. Отсюда происходит наименование Андреево стояние. Чтение канона перемежается пением особых припевов, восхваляющих Господа,— ефимонов, от греческого «эфимейон» — «припев».

    Погребение

    Обрядовый комплекс, в котором воплощены мифологизированные отношения между живыми и мертвыми, потомками и предками, различия между этим и «тем светом».

    Похороны. XIX в. Гравюра с рисунка П. Каверзнева


    С точки зрения древнего человека, смерть была переходом в другой мир, где человек продолжал существовать невидимо для живых. Поэтому к смерти относились как к естественному явлению, особенно если речь шла о старом человеке.

    Задолго до появления христианства над больным и умирающим произносили заклинания и заговоры, сопровождаемые очистительными ритуалами. В них широко использовалась магия чисел. Шаманы, например, накладывали на больного семь амулетов, семь раз обходили вокруг его ложа, семь раз произносили текст заговора, столько же раз ударяли в бубен. Исцелению больного помогали магические действия — обсыпание землей, которая передавала ему свою магическую силу, окуривание дымом священных растений.

    Все эти элементы сохранились и в христианском таинстве, трансформировавшись в таинство елеосвящения (соборования). Совершая обряд, священник не только отпускал грехи, но и отгонял духов, наславших болезнь, чтобы они не смогли унести умершего с собой в царство тьмы. Вместе с тем таинство было последним напутствием Церкви перед переходом в мир иной.

    В таинстве сохранилась вера в магическую силу числа семь — елеосвящение совершают семь священников, во время обряда читается семь отрывков из Евангелия, произносится семь молитв, больного семь раз мажут освященным маслом (елеем). Соборование включает и другие ритуалы, в частности, окуривание, замененное каждением ладаном — дымом от ароматической смолы.

    Перед совершением таинства на столе ставили крест, рядом с ним клали Евангелие, размещали семь свечей, семь кисточек для помазания, блюдо с пшеницей, сосуды с елеем и вином. Появление в ритуале зерен объясняется тем, что именно земля считалась главным источником животворящей силы. Закапывание больного в землю для исцеления зафиксировано этнографами у всех народов земли, в том числе и у славян. Упоминание об этом ритуале вошло в фольклор. Вспомним, что Илья Муромец побеждает врага после того, как, прижавшись к земле, получает от нее неодолимую силу.

    Таинство начинается с пения особого канона «О здравии и прощении грехов больного». Его текст составлен византийскими гимнографами в IX веке на основе древних заклинательных песен. Затем священник служит Великую ектенью, в которой просит Господа Бога исцелить больного. За ней читается молитва и поются тропари, обращенные к Иисусу Христу, Богородице и святому, в честь которого назван больной.

    Произнеся молитву, священник читает семь отрывков из Евангелия. После прочтения каждого отрывка он мажет елеем лоб, щеки, губы, грудь и руки больного и гасит свечу. В конце таинства священник раскрывает Евангелие и кладет его текстом на голову больного, произнося разрешительную молитву.

    Считается, что совершение таинства завершает земной путь человека.

    Хотя по канону таинство должны совершать семь священников, в большинстве случае обряд выполняет только один священнослужитель. Семь священников приглашают только к особо важному больному, тогда таинство называют соборованием (от старославянского собор — собрание). Обычно к соборованию присоединяется принятие схимы — чин пострижения в монахи, обозначающий разрыв всех социальных связей ичуход к Богу. Красочная картина совершения подобного таинства, совершаемого над умирающим царем Борисом, представлена в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

    Считалось, что человек, стоящий на грани жизни и смерти, знает то, что уже недоступно обычным людям. Поэтому у умирающего просили наказ, который следовало обязательно выполнить. Отсюда, в частности, происходит эвфемизм «Он приказал долго жить». Умирающему давали икону, чтобы получить благословение на дальнейшую жизнь. Во время агонии надо было молиться, помогая ангелу, который незримо боролся с чертом за душу умирающего: «Ангел Господень, не дай лукавому демону обладать мной, прикрой меня своими крыльями, чтобы не видел я его бесчестного и смрадного образа».

    Происходивший далее похоронный обряд состоял из нескольких этапов, включавших комплекс разнообразных действий: очищение усопшего, подготовку его к похоронам, сами похороны и поминовение. В могилу (позже в гроб) клали те вещи, которые были необходимы покойному в будущей загробной жизни:

    домашнюю утварь, лук, стрелы, запас пищи и одежды. В древности во время погребения убивали домашних животных и помещали в могилу.

    В христианской традиции эти представления сохранились, но в соответствии с догматом о бессмертии души. Считалось, что в загробный мир отправлялся не сам человек, а его душа, покидавшая тело в момент агонии. С помощью погребальных обрядов стремились облегчить этот переход — удалить покойника из дома и одновременно обеспечить ему безбедную загробную жизнь в образе благодетельного предка. Сам загробный мир представляется местом, где

    Ветрышки не провевывают.

    Лютое зверье не прорыскивает,

    Мала птичка не пролетывает,

    Не прохожиих туда, не проезжиих,

    Хоть не дальня сторонка — безызвестная,

    Не колодист туда путь — бесповоротный.

    Переход в загробный мир рассматривался как длинная и трудная дорога, в конце которой умерший соединялся со своими предками:

    Пойдешь по тем путям-дороженькам,

    По лесам да по дремучиим,

    По болотам по седучим,

    По ручьям по преглубокиим,

    По узеньким тропиночкам,

    По частому вересинничкую.

    Уж как встретишь то, сердечное,

    Моих родных-то родителей.

    Тело стремились очистить от грехов, чтобы умерший предстал перед Богом таким же чистым, как в момент крещения. От этого представления происходит четко просматривающаяся симметрия погребальных и крестильных обрядов.

    Через один-два часа после смерти умершего обмывали. Этот обряд могли исполнять только старые женщины и мужчины. Считалось, что умерший может лишить молодых способности к деторождению. После обмывания умершего обряжали, надевая специально приготовленную «смертную» одежду. Все предметы погребального костюма шились из белой холстины, причем стежки прокладывали от себя, а нитки не закрепляли узлами. Девушек обычно хоронили в свадебном наряде с венком из цветов.

    Иногда вместо «смертной» использовали праздничную одежду или ту, в которой покойник ходил перед смертью. Под одежду обязательно надевали крест, на лоб укладывали венчик — ленту с текстом молитвы, в руку — разрешительную грамоту, подтверждающую, что перед смертью были отпущены грехи.

    Чтобы покойник не причинял зла близким, его старались задобрить, расположить к себе: на окно выставляли миску с водой и вешали чистое полотенце, чтобы душа могла умыться и утереться перед дальней дорогой. А на могиле оставляли поминальные блины, пироги, рюмку с водкой[ 7 ]. Во время поминок, ставших частью обрядового ритуала, на столе выставляли отдельный прибор, на тарелку клали кусочек хлеба или блин, ставили рюмку водки. Когда впервые после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли для него особый веник и чистое белье.

    Многие элементы ритуала были направлены на отведение смерти от живых. В доме, где находится усопший, закрывали зеркала (окна в потусторонний мир). Осуществляя обряд, усопшего выносили из дома вперед ногами, иногда даже не через дверь, а через окно или через хлев, чтобы он не увидел дороги. Использованные при обмывании и обряжании вещи обязательно выбрасывали, посуду разбивали. Считалось, что они пропитались «смертным духом» и могут принести несчастья живым.

    Вынос гроба, путь на кладбище, погребение и возвращение с кладбища сопровождались множеством магических действий, направленных на то, чтобы не позволить умершему вернуться и чтобы защитить живых от влияния смерти. Похоронная процессия двигалась на кладбище по самой длинной и запутанной дороге, чтобы «запутать» умершего. В доме делали уборку — мыли полы, посуду, пол, лавки. Постель умершего на несколько дней переносили в курятник, чтобы ее «опели петухи». По лавке или столу, на котором стоял гроб, трижды ударяли топором, чтобы «отсечь смерть». Приходя с кладбища, все должны были вымыть руки и лицо, а затем перекреститься перед иконами.

    Чтобы покойник не смог вернуться домой, перед возвращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и принести вред живым.

    На похоронах обязательно раздавалась милостыня ради умершего. Тем, кто пришел проститься с покойным, и просто знакомым, нищим на кладбище раздавали деньги, платки, полотенца, принадлежавшие умершему вещи. Первому встреченному погребальной процессией давали кусок холста с завернутой в него краюшкой хлеба. Особенно действенной считалась тайная милостыня — вещи, незаметно оставленные в доме соседа или в бедной семье. Считалось, что получивший такой дар должен был помолиться за упокой души.

    Обязательные элементы похоронного ритуала — причитания, или причеты. В причитаниях не только выражалась реакция на утрату близкого человека, но и содержалась похвала покойному. Каждое обрядовое действие сопровождалось особым причетом. Нередко причет превращался в развернутое повествование о жизни покойного. Одновременно у него спрашивали совета, как жить дальше, что делать. Нередко причет принимал форму диалога между живыми и усопшим. В конце причета содержалось пожелание: покойника просили поскорее вернуться на землю, чтобы он помог живым в их деятельности.

    Причитания исполняли специально приглашенные плакальщицы» Они высоко ценились и считались мастерами своего дела, поскольку должны были помнить огромное число словесных формул, словосочетаний, постоянных образов. Особенно широко в причитаниях использовалась символика, связанная с птицей: вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевшей после смерти хозяина дом — с опустевшим гнездом. Считалось, что именно птица приносит родным весть с того света:

    Вот придет-то лето теплое,

    Закукует в бору кукушечка,

    А я выйду, горька горюшечка,

    На прекрасное крылечко,

    Загорюю я, сироточка,

    Заболит мое сердечушко.

    Наиболее известны причеты таких мастеров, как Н. Богданова, И. Федосова. Вспомним, как писал о Федосовой М. Горький: «Она вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни».

    Похороны проводились на третий день после смерти. Они начинались с выноса тела из дома. Перед этим священник служил литию (от греч. «литэ» — «усердная молитва»). В основе литии — ритуал траурных возлияний, который христиане унаследовали от римлян и греков. Ритуал был направлен на умилостивление домашних богов. Отслужив литию, священник сопровождал покойного до церкви.

    Обычно вынос происходил рано утром, чтобы успеть перенести тело в церковь до обедни. Вынося гроб, произносили охранительный приговор: «Было и нету, было и нету, было и нету, и Бог с тобой». Если тело переносили в храм накануне, то ночью около него оставались родные или специально приглашенный чтец, который читал избранные места из Псалтири.

    Во главе процессии шел человек с иконой, за ним несли крышку гроба, следом сам гроб с телом. Вынос и путь до храма сопровождались причитаниями. В них оплакивалась утрата, рассказывалось о горе живых, потерявших близкого, и содержались обращения и просьбы к умершему. Его просили передать в мир иной «приветы», рассказать предкам о «житье-бытье». Если храм находился за пределами села, то гроб несли на руках до околицы, затем ставили на сани или телегу. В больших населенных пунктах гроб обычно несли до конца улицы.

    В храме по усопшему служили панихиду (от греч. «пано» — «весь», «нокс» —- «ночь»), чтобы облегчить усопшему путь в мир мертвых и помочь его близким преодолеть горечь утраты. Название службы связано с тем, что в первые века христианства погребения происходили по ночам, чтобы власти не могли помешать обряду. Ритуал панихиды также не был изобретением первых христиан. В Древнем Египте панихида строилась как диалог двух персонажей, из которых один символизировал бога смерти, а другой — усопшего. Аналогичный ритуал существовал и в Древнем Риме. Христиане сохранили его общую схему, приспособив ее к нуждам новой религии.

    Согласно христианскому канону, усопшего в гробу переносили в храм и ставили головой к дверям. Считалось, что так усопший лучше услышит панихиду и литию и в то же время не сможет увидеть дорогу на кладбище. По форме панихида представляет собой несколько измененную утреню. Она строится как диалог священника или дьякона и хора. Церемония начинается с чтения псалмов и пения Покаянного канона. Священник выступает от лица умершего, кающегося в своих грехах перед Господом. Он умоляет Бога цринять усопшего в Царство Небесное, и хор отвечает ему. В ходе панихиды священник произносит над усопшим молитву, кадит ладаном и кропит гроб святой водой. Все эти действия заимствованы из римского погребального ритуала, где над гробом пели гимны, совершали траурные возлияния, а в храме возжигали курения.

    Затем следует обряд прощания с умершим, во время которого хор поет стихиры, проникнутые настроением светлой печали. Их суровая красота помогает присутствующим справиться с горечью неизбежной утраты. Затем поются Заповеди блаженства. Они построены как диалог между хором и умершим, от лица которого священник читает молитвы. Наконец, произносится надгробное слово, и все присутствующие отдают усопшему «последнее целование»: по очереди подходят к гробу и прощаются с ним. Хор в это время поет гимн «Вечная память» — моление о том, чтобы усопший вечно жил и пребывал в вечном покое. Церемония завершается отпустом — напутствием живым и усопшему. Из-за большого количества песенных текстов иногда панихиду называют отпеванием.

    После завершения церемонии в храме гроб выносят, хор поет «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас». От троекратного произнесения слова «святой» песнопение получило название «трисвятое».

    После выноса из храма гроб устанавливали на сани или телегу, и процессия отправлялась на кладбище. Если кладбище было рядом с храмом, то гроб несли до могилы на руках. Гроб устанавливали на краю могилы, и священник служил литию, чтобы отогнать нечистую силу от умершего. Этот ритуал также происходит из античного Рима и связан с необходимостью умилостивить богов — охранителей кладбища и умерших, которых беспокоят похороны. По той же причине погребение не совершали в канун таких праздников, как Рождество — до звона колоколов, призывающих на службу; во второй половине дня и особенно вечером — считалось, что в это время нельзя нарушать покой обитателей кладбища.

    Произнеся литию, священник крестообразно бросает на гроб горсть земли, льет часть елея и сыплет пепел из кадила. Ритуал проводится, чтобы отогнать от могилы нечистую силу и помешать усопшему встать из гроба до Страшного суда. Гроб закрывают крышкой и медленно опускают в могилу, располагая тело лицом к востоку, чтобы в день Страшного суда умерший восстал из гроба лицом к Господу.

    После погребения в доме усопшего устраивались поминки. Обычай также сохранился с дохристианских времен, когда на могиле устраивали поминальное угощение — тризну. Языческие представления в народном сознании трансформировались под воздействием христианства.

    Считается, что в течение сорока дней после смерти душа умершего находится на земле и навещает

    места, которые человек посещал при жизни, прилетая на ночь в родной дом. Через сорок дней душа отправляется в загробный мир и летит туда в течение года. В годовщину смерти она приходит на «тот свет» и встречается с душами предков. Поэтому поминки проводились на третий, девятый и сороковой день после смерти. В христианской традиции сроки поминок связаны с библейским рассказом о воскресении Иисуса (на третий день) и его вознесении (в сороковой день). Поминки включали посещение храма и могилы всеми родственниками умершего, поминальный обед и раздачу милостыни.

    В храме обычно заказывали заупокойную обедню, а также поминание — короткую службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве Небесном. Некоторые заказывали сорокоуст — заупокойную литургию и панихиду, совершавшуюся в течение сорока дней после смерти. В конце заупокойной литургии родственники умершего раздавали всем присутствующим просфоры и устраивали угощение для причта «за помин души».

    На могиле вначале молились, затем поминали умершего кутьей — разваренным рисом или пшеницей с изюмом и медом. Затем все отправлялись на поминальный обед в дом умершего.

    Обед также проходил в соответствии с ритуалом. Начинался он с «поисков покойника» — обхода всех жилых и хозяйственных помещений с приговором «Приди, родимый, посиди с нами!». На самое почетное место стола — в переднем углу под божницей — ставили миску, чарку водки, ковш с пивом, хлеб и ложку.

    От каждого кушанья в миску клали кусочек с приговором «Покушай, родимый!». Начиналось угощение с кутьи, заканчивалось ржаным, овсяным или клюквенным киселем.

    В европейской части России представлен и другой элемент поминок — символическое провожание в сороковой день после похорон. Кто-то из родных, а иногда и знакомых семьи (например обмывалыцик) переодевался в одежду умершего и приходил в дом, где заканчивался поминальный обед. Постучав в дверь, он произносил имя покойного, после чего входил в дом. Его угощали, давали котомку с иконой, скатертью, ложкой, миской, чашкой, нитками, иголкой и хлебом. Взяв ее, он выходил на улицу, затем каждый присутствующий подходил к нему с приговором «Прощается с тобой...» Расставшись со всеми, «покойник» выходил из дома.

    В некоторых местах сороковины заканчивались вытряхиванием на улице полотенца, вывешенного на окне в день смерти. Считалось, что на нем отдыхала душа умершего.

    Свадьба

    Сегодня свадьба считается прежде всего семейным событием, происходящим в тесном кругу близких людей. В старину, когда деревни в основном состояли из родственников, участниками торжества становились все жители. Свадьба обычно продолжалась в течение нескольких дней. Недаром тогда говорили не «справлять», а «играть» свадьбу.



    Пряник сговорный


    Свадьбу действительно играли как своеобразное театрализованное зрелище.

    Свадьба состояла из многих эпизодов, в каждом из которых были свои участники, выполнявшие строго определенные роли. Любое действие или событие свадебного ритуала имело строго определенный смысл и повторялось из поколения в поколение. Считалось, что отступление от установившегося порядка навлечет большую беду не только на новобрачных, но и на других участников свадьбы.

    Отличаясь большим разнообразием и множеством региональных особенностей, русская свадьба сохраняла обязательную, общую для всех мест структуру. Основными эпизодами свадебного обряда считались следующие: сватовство, рукобитье, сговор, девичник, мальчишник, баня, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, свадебные столы.

    Свадьба начиналась со сватовства. В дом родителей невесты приходили сваты и договаривались о будущем бракосочетании. Если стороны достигали соглашения, устанавливали день смотрин.

    Пряник сговорный


    Тогда в дом невесты приезжали родители жениха. Их угощали и приветствовали как будущих родствен-

    V

    Родители жениха приносили в дом невесты особый пряник округлой формы (солнце), на котором с помощью вырезанных из дерева досок оттискивали символические узоры — квадраты с точкой посередине, круги, волнистые и прямые линии (древние знаки плодородия).

    Свадебный пирог


    Сговорный пряник представлял собой символическое напутствие невесте — она должна была стать хорошей хозяйкой и плодовитой матерью. Первоначально вместо пряника подносили хлебный каравай, специально испеченный к дню сговора. Постепенно каравай заменили пряником, который дольше сохранял свежесть. Пряником угощали гостей и после свадьбы.

    Венчание. Рис. Л. Н. Барбарина


    Девичник Рисунок Л. Н. Барбарина


    Кроме сговорного пряника, родители жениха также готовили к сговору всевозможные печеные изделия — хлебы, блины, кулебяки. Родители невесты обязательно подавали к столу курник — закрытый пирог с начинкой из куриного мяса. Он символизировал богатство и чистоту невесты, ведь в исполняемых во время сговора песнях девушку сравнивали с курочкой.

    Невеста выходила к гостям несколько раз (обычно от трех до пяти), причем каждый раз меняла наряды. Только после этого она могла сесть со всеми за стол. Смотрины завершались особым ритуалом — рукобитьем. Отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей.

    Иногда во время рукобитья отцы жениха и невесты били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам в знак нерушимости сговора. Затем сваха трижды обносила вокруг рук жениха и невесты хлеб с солью и икону. Она как бы благословляла будущий союз от имени сил неба и земли.

    С этого времени семьи жениха и невесты составляли одну семью, все расходы по подготовке к свадьбе делились пополам. После взаимного угощения свадьбу уже нельзя было отменить. Обычно во время сговора определяли дату венчания в церкви.

    После совершения ритуала рукобитья девушку, становившуюся невестой, называли сговоренкой. Став невестой, девушка переодевалась в особый наряд, так называемую печальную одежду. Она надевала черную или белую рубаху, не украшенную вышивкой, повязывала на голову простой белый или темный платок. Обычно он завязывался «кукушкой» (внахмурочку), так, чтобы закрывалась верхняя часть лица. Невеста должна была носить платок до самого дня венчания, нередко не снимая его даже во время сна.

    До дня свадьбы невеста, как правило, не появлялась на людях. Вместе с подругами она занималась подготовкой приданого. Обычно приданое шили задолго до свадьбы, теперь его готовили к переезду, украшали вышивкой и упаковывали в сундуки. В приданое входили вещи, которые женщина должна была носить в первые годы после замужества. Невестка приносила в дом мужа постельные принадлежности, несколько скатертей, полотенца, покрывала на сундуки. В приданое включали и отрезы материи, из которых впоследствии шилась одежда для детей.

    Во время работы невеста и ее подруги причитали. Хором или сменяя друг друга, они произносили причеты или пели песни. Причеты помогали выразить сложную гамму чувств и справиться с естественным волнением:

    Благослови, Боже Господи,

    Матерь Божья, Богородица,

    Мне запеть, молодешеньке,

    Невеселую песенку,

    Не с веселья, со радости,

    Со печали, со велякия,

    Со причетом, со жалостным,

    Со слезами горючими.

    В первом причитании невеста просила отца не выдавать ее замуж. Она говорила, что родители рано отдают ее в чужую семью, что ей будет плохо на чужой сторонушке. Обычно дом жениха сравнивался с темным лесом, его родные — со зверями.

    Во время причитания невеста садилась около печного столба, на границе мужской и женской частей избы, поскольку поочередно обращалась то к отцу, то к матери:

    Не засвечивай да свечки Божией,

    Ты родимый батюшка,

    Не ходи к дубову столу,

    Не принимай золотой чары,

    Ты не пей зелена вина,

    Не вино ты пьешь зеленое,

    Ты мои-то пьешь горючи слезы,

    Пропиваешь мою буйну головушку

    Со хорошей девьей красотой.

    Или:

    Ну Господь же с тобой, матушка,

    И родимая моя матушка,

    И соколики, братцы желанные.

    И голубушки невестушки!

    Не послушались наказу крепкого —

    Запоручили вы красу-девицу

    За поруки-то за крепкие,

    За письма-то вековечные.

    Отец никогда не отвечал на причитания, а мать произносила ответный причет. В нем она успокаивала дочь, говорила, что никогда не забудет ее и будет помогать после замужества:

    Ты, родимо мое дитятко,

    У нас дело-то все сделано,

    По рукам дело ударено.

    Во субботу-то девичничек,

    В воскресение — разлучный день:

    Разлучат тебя с подруженькам,

    Задушевными голубками.

    Материнское причитание всегда завершалось своеобразным напутствием. Мать подсказывала невесте, как уважать свекровь и свекра, как следует относиться к мужу. В материнских причитаниях свекровь всегда выступала как злодейка, с которой следовало обращаться почтительно и даже осторожно. В последних строках причитания содержался совет невесте быть тихой и смирной.

    Почти каждый день после рукобитья невесту навещали родственники и жених. Невеста принимала их в к уте — небольшом помещении за печкой. Каждого приходящего она встречала причетом, ей отвечали только женщины, произнося ответный причет. Если у нее не было родителей, она обращалась к брату:

    Уж как братец мой, сокол, Уж ты сходи-ка в село Павлово, Уж ты скажи церковному сторожу, Как ударил бы в большой колокол Да раздробил бы мать сыру землю, Разбудил бы родиму маменьку!

    Будущие родственники говорили о том, что примут девушку как родную. Жених сравнивался с соколом, нежно кружащимся вокруг своей голубки. Молодой преподносил невесте разные лакомства. Принимая угощение, невеста отдавала его подругам и в свою очередь передавала будущим родственникам пирог с вензелем жениха.

    Обычно вместе с приданым невеста с подругами готовила дары, которые она должна была поднести всем членам семьи жениха. Работа не прекращалась

    до самой свадьбы. Когда дары и приданое были готовы, в доме невесты устраивали девичник. Он проходил накануне свадьбы. После девичника невесту начинали называть молодухой.

    Кульминационным моментом девичника являлся ритуал потери красоты («воли»). Он начинался после девичника, когда с невестой оставались только самые близкие подруги. Они усаживали невесту посредине избы на пустую квашню, покрытую шубой. Исполняя протяжную песню, девушки снимали с невесты платок, надетый во время сговора, и расплетали девичью косу. Русские девушки традиционно заплетали волосы в одну длинную косу. Замужняя женщина носила более сложную прическу, состоящую из двух кос, уложенных в пучок на затылке.

    Расплетая косу, подруги вынимали из волос «волю» — ленту, которая символизировала девичью красоту и свободу. Чаще всего после завершения обряда лента передавалась младшей сестре невесты. Если же у девушки не было сестры, «воля» переходила к ближайшей незамужней подруге невесты.

    После расплетения косы и снятия «воли» невеста шла вместе с подругами в заранее истопленную баню. Девушку приглашали туда особой песней:

    Ты пойдем, милая подруженька, Ты посмой красу девичью, Что свою-то волю-волюшку.

    Чтобы защитить невесту от нечистой силы, подруги несли перед ней украшенный лентами веник. Иногда веник расплетали, вынутые из него прутья

    втыкали вдоль дорожки, по которой невеста шла в баню. Подходя к бане, невеста обязательно обращалась к ней с особым причетом. Она просила, чтобы баня не смывала с нее красоту.

    Перед тем как войти в баню или сразу же после мытья, невеста гадала, чтобы узнать будущее. Обычно она бросала веник через плечо, иногда закидывала веник на крышу. Если веник падал прутьями к невесте, то считалось, что она удачно выйдет замуж.

    Вышедшую из бани невесту у дверей дома встречали отец с матерью. Отец держал икону, которой благословлял дочь. Одновременно он желал ей удачного замужества. В ответном причете дочь благодарила отца и подруг, в конце причета вновь обращалась к бане, благодаря ее за то, что она не смыла девичью красоту.

    Войдя в дом, невеста вновь садилась на пустую квашню. Девушки начинали расчесывать волосы невесте. Теперь косу уже не заплетали, а только готовили несколько прядей. Согласно обычаю, невеста должна была идти под венец с распущенными волосами. Только приехав в дом жениха, она уходила в комнату, где ей заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор.

    Расчесывание волос сопровождалось своеобразным диалогом. Невеста обращалась к своим подругам, родителям, умершим предкам. Мотивы расставания и страха перед будущим постепенно уступали место другим просьбам. Невеста просила пожелать ей всяческого благополучия, умоляла предков защитить ее и обещала почитать их после свадьбы.

    Подруги отвечали невесте причетами и песнями. Они сожалели о расставании, просили невесту не забывать их. Подруги также напутствовали невесту: они умоляли ее оставаться такой же красивой и доброй, любить будущего мужа.

    Расчесав невесте волосы, подруги усаживали ее за стол, где было приготовлено угощение. Обычно в это время приезжал жених. Он привозил подарки невесте, ее родителям и подругам. В свою очередь невеста передавала заранее приготовленные дары жениху и его родне. Когда жених уезжал, девушки прощались с невестой и пели ей последнюю песню.

    На следующее утро невеста одевалась к свадьбе, но не заплетала волосы, оставляя расчесанные пряди. Настроение невесты отразилось в песне:

    Не поет ли пташечка рано по заре, Не плачет ли девица об русой косе, Вечор ее косыньку девушки плели, Да девушки плели!

    Разделили косыньку на шесть на долей, А на шесть на долей! Клали ее косыньку да поверх головы. Вот тебе, да косынька, да до веку лежать, А тебе, подруженька, в девках не бывать.

    Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-нибудь из родных жениха, обычно его старший брат. Он привозил подарок и уезжал с ответным даром. Только после этого за невестой приезжал жених. Он останавливался перед запертыми воротами.

    Подруги невесты отказывались отпереть ворота и требовали подарки. Жених передавал одной из девушек деньги, и ворота открывались. Иногда вместо жениха разговор с подругами невесты вел дружка.

    Получив шуточный выкуп, невесту показывали жениху, и они садились в свадебный поезд. Он состоял из нескольких повозок, украшенных лентами и колокольчиками. В свадебные повозки никогда не запрягали кобыл. Считалось, что новобрачных могут везти только кони — животные, символизирующие стихийную силу природы.

    Различные аналои


    В первой повозке всегда ехали дружки, во второй — невеста с крестной матерью или свахой. В третьей повозке находился жених, за ним следовали родственники и гости.

    В церкви священник проводил обряд венчания. Обряд не проводили во время постов, Святок, Пасхальной недели, а также во вторник, четверг и субботу.

    В течение долгого времени в христианской церкви вообще не было брачного обряда. Видимо, слишком отчетливая связь брака с плотской стороной человеческой жизни препятствовала тому, чтобы его заключение стало предметом соответствующего таинства. Только когда численность членов христианских общин увеличилась, разработали соответствующую службу. Образцом для нее послужил обряд крещения.

    Русская свадьба Рисунок Е. М. Корнеева


    Традиционно обряд венчания состоит из двух частей — обручения и собственно венчания. Во время обручения священник спрашивает жениха и невесту, готовы ли они вступить в брак. Получив утвердительные ответы, он надевает им заранее освященные кольца, которыми жених с невестой троекратно меняются.

    Аналой (фото автора )


    Обряд венчания начинается с того, что в руки молодых священник вкладывает венчальные свечи. Они должны гореть, пока совершается таинство. Жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат, расстеленный перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие. Священник снова спрашивает о намерениях брачующихся. Получив ответ, что у них твердое намерение вступить в брак, священник с благословением возлагает на головы жениху и невесте венцы.

    Затем венчающиеся пьют из одной чаши вино, под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. Венцы снимаются, и над молодыми читают завершающие молитвы. Как и все таинства, венчание заканчивается совместным принятием Святого причастия.

    После венчания невеста едет в одной карете с женихом. Приехав из церкви в дом жениха, гости занимали места за свадебным столом. Молодых сажают в красном углу, под иконами. Они принимают поздравления и приветствия, но не могут участвовать в общем пиршестве.

    Через некоторое время молодые уходят в горницу или в кут, где для них была приготовлена специальная еда. Чаще всего им подавали два пирога, один из которых пекли в доме невесты, другой — в доме жениха. Молодой кормил жену пирогом, привезенным из своего дома, а она кормила мужа собственным пирогом.

    Поев, невеста уходила в свою комнату и переодевалась в женский наряд. Она надевала рубаху, поверх нее сарафан с широкими лямками, подруги заплетали ей две косы и укладывали их. В заключение невесте надевали кику и накрывали ее платком — головным убором замужней женщины.

    Потом невеста выходила к гостям и вместе с женихом садилась за общий стол. Вначале молодоженам подавали кашу и хлеб, а также стакан с молоком. Они должны были пить из одного стакана, есть одной ложкой из одного блюда, откусывать от одного куска хлеба или пирога. Предполагалось, что общая еда навеки соединит молодых. Затем молодые принимали участие в общем веселье. Центральной фигурой на пире был дружка, он поддерживал произносивших тосты и заполнял паузы собственными шутливыми репликами и прибаутками.

    Родственники рассаживались двумя рядами, причем с одной стороны усаживались мужчины, с другой — женщины. К столу подносили угощение, обычно свадебный пирог, который раздавал дружка. Потом подавали горячие и жареные блюда. Считалось, что только что приготовленная горячая пища передает молодым плодородящую силу огня.

    Подруги невесты и женщины пели величальные песни. Молодых называли князем и княгиней, солнцем

    и голубкой, месяцем и солнышком. Сначала обращались к жениху:

    Князь-то у нас хорошенький,

    Князь-то у нас пригоженький,

    Что Иван-то Васильевич.

    Ты не во саду сидишь,

    Ты не во зеленоем —

    За столом дубовыим,

    За скатертям браныим,

    За рисом сахарныим.

    Все не соловьи поют,

    Тут поют все девицы,

    От тебя даров хотят,

    От тебя великиих.

    Потом пели величание невесте:

    И сколь хороша, и сколь хороша,

    Лицо-то у ей, лицо-то у ей,

    Будто белый снег, будто белый снег,

    Щечки-то у ей, щечки-то у ей,

    Будто алый цвет, будто алый цвет,

    Брови-то у ей, брови-то у ей,

    У черна соболя, у черна соболя,

    Очи-то у ей, очи-то у ей,

    У ясна сокола, у ясна сокола,

    Славна-то была, славна-то была,

    У Никифора дочь, у Никифора дочь,

    У Леонтьевича, у Леонтьевича.

    После молодых величали их родителей и других родственников, в том числе и дружку. Когда пир заканчивался, молодых провожали в спальню с пением подблюдных песен (например, «Эй, Настасья, эй, Настасья, отворяй-ка ворота»).

    Утром молодых будили громкими окриками, ударами в дверь, даже выстрелами из ружья. Иногда перед их дверью разбивали горшки. Так появилось со временем выражение: «Посуда бьется к счастью».

    Основной пир — красный стол — начинался на следующий день. Еду для него готовили только замужние женщины. Им помогала молодая. На третий день она выходила к гостям в обычной будничной одежде. Когда молодая входила в комнату, на пол бросали солому, сор, иногда и деньги. Она должна была мести пол, причем по направлению от двери к печке. В старину верили, что этот обряд предохранит новую семью от враждебных действий домового.

    Во время завтрака устраивался «мягкий стол». Мать жениха выносила горшок с кашей и притворно причитала: «Ой жарко, жарко!» Невеста должна была взять горшок у нее из рук, подуть на него и подарить свекрови платок, чтобы та могла взять горшок в руки. С этого момента невестка считалась полноправным членом семьи и принимала участие во всех домашних хлопотах.

    Обычно на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща выходила встречать зятя с блинами. Он должен был откусить кусочек верхнего блина и подарить теще подарок за проявленную заботу.

    Свадебный ритуал нередко завершался обсидка-ми — ритуальным пиром. Замужние женщины деревни принимали молодуху в свое общество. Они угощали ее вином и студнем.

    Суточный круг богослужений

    В православной церкви сутки начинаются с захода солнца. В это время (обычно в шесть часов вечера) начинается вечерня. Она открывается пением 103-го псалма. За ним следует Великая ектения — начальная просительная молитва всех литургических служб. Затем читается ряд псалмов, меняющихся каждый вечер. Чтение завершается произнесением 140-го псалма и гимнов, посвященных данному дню. В них вспоминается отмечаемое событие из церковной истории или прославляется определенный святой.

    Накануне праздников священник совершает Великий вход — вступает в алтарь через Царские врата. В это время поется вечерняя песнь. Она начинается со слов «Свете тихий». За ней поют прокимен — стих из соответствующего псалма, вечерние молитвы и прошения, завершающиеся молитвой «Ныне отпущаеши». Считается, что автором этой молитвы был Симеон Богоприимец. После нее следуют молитвы «Святый Боже», «Пресвятая Троица» и «Отче наш». Вечерню заключает тропарь, посвященный событию или святому, поминаемому в этот день.

    Утреннее богослужение начинается с шестопсал-мия — чтения шести псалмов и великой ектений. Потом поются стихи из 117-го псалма: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Затем поется тропарь, после которого в монастырях обычно читаются ежедневные группы псалмов (кафизмы). Псалмы сменяют песнопения, посвященные этому дню. На большие праздники поются особые славословия и псалмы, в воскресенье они посвящаются Воскресению Христа из мертвых. По праздникам и воскресеньям читается Евангелие.

    После чтения Евангелия следует длинная просительная молитва, после которой поется канон, составленный из гимнов и стихир. В основу гимнов положены ветхозаветные песни. Они завершаются песнью Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа». После нее поется великое славословие, за ним следуют утренние ектеньи. После них опять повторяется тропарь, и молящиеся получают благословение для начала повседневной деятельности.

    Утренняя служба — утреня — состоит из псалмопения, молитв с размышлением о библейских песнях, прочитанном евангельском отрывке и определенной теме дня, выраженной в предписанных стихах и гимнах. Центральными в утренней службе являются темы Божьего откровения и света. В русской богослужебной традиции утреня и вечерня объединятся в длинное всенощное бдение. Перед большими праздниками к вечерне также добавляется лития — благословение хлеба, пшеницы, вина и елея.

    Кроме вечерни и утрени, в суточный круг богослужений входят часы, повечерие и полунощница. Их регулярно служат только в монастырях, а в приходских церквях — только во время Великого поста, на Страстной неделе и в кануны Рождества и Крещения.

    Службы первого, третьего, шестого и девятого часов соответствуют трем, шести и девяти часам утра и трем часам дня. Название «часы» возникло в глубокой древности, когда по этим службам велся счет времени. Часы состоят из псалмов, посвященных Страстям Христовым, произошедшим в соответствующее время дня. Третий час посвящен сошествию Святого Духа на апостолов во время Пятидесятницы. К часам добавляется тропарь данного дня или праздника.

    В те дни, когда не совершается Божественная литургия, служится обедница, включающая элементы литургии (псалмы, «Заповеди блаженства», «Символ веры» и «Отче наш»), Обедница служится после девятого часа.

    Повечерие (в переводе с церковно-славянского — послеужинная служба). Название связано с тем, что в монастырях эта служба начинается после вечерней трапезы — общего ужина. Накануне Рождества, Крещения и Пасхи повечерие соединяется с утреней, составляя всенощное бдение. В первую неделю Великого поста во время этой службы читается Покаянный канон Андрея Критского.

    За повечерием следует ночное богослужение — полунощница. В монастырях с нее начинается ночное бодрствование монахов. Служба состоит из псалмов и молитв, взятых из других служб: «Приидите, поклонимся», «Трисвятое», «Отче наш» и соответствующего тропаря. В приходских церквях полунощница обычно служится в канун Пасхи и предшествует Пасхальной заутрене.


    Примечания:



    7

    Употребление водки связано с благожелательной семантикой белого цвета. По этой же причине на поминках нельзя было пить красные вина, за исключением кагора, символизирующего кровь Иисуса Христа.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх