• Возрождение идеи империи
  • Восточная Франкия
  • Пролог

    Империя Карла Великого и ее крах

    Созданная Карлом Великим империя была необъятна, а потому вполне понятны и то восхищение, которое она вызывала в душах современников, и та память, которую так долго хранил Запад. Земли, на которые распространялось могущество империи и которыми она с гордостью управляла, занимали большую часть христианской Европы, от Северного до Адриатического моря и от Эльбы до Эбро. И именно по этой причине империя стремилась распространить свое влияние практически на весь христианским миром, а Карла Великого стали называть «правителем Римской империи» и увенчали имперской короной. Ему удавалось не только сохранять за собой этот титул, но и выполнять те функции, которые требовало его положение — обеспечение порядка, справедливости и мира в стране. Взяв за образец, насколько это было возможно, структуру, воплощенную в Риме, он приложил все усилия, чтобы возродить Государство. Отвергнув кочевой образ жизни, который вели его предшественники, он предпочел устроить свою столицу в Ахене, в самом центре империи, и построить там дворец, ставший воплощением государственной мощи. Поскольку он не мог лично присутствовать в подвластных ему странах, он поставил во главе каждой из них графа. Таким образом, возникло около 700 территориальных округов, объединенных в целостную административную структуру. Знаменитые «государевы послы» позволяли приводить в действие этот аппарат там, где это было особенно необходимо. Не отменяя этнических обычаев, присущих данным народам, капитулярии (королевские указы) дополняли их, устанавливая правила управления королевскими владениями или статус только что присоединенного к империи населения. Армия, значительно усиленная тяжелой кавалерией, обеспечивала не только защиту, но и единство государства, так как каждый свободный человек занимал в ней свое место, участвуя в походах, которые случались довольно часто.

    Для того чтобы эта система работала, требовались люди, способные управлять ею. Церковь занимала в системе управления не последнее место, осознавая, что Карл Великий мог с одинаковым успехом обогатить ее или разрушить. Император считал, что его миссия заключается в духовном управлении государством, и, решая эту задачу, он мог прибегать к помощи церкви, которая оставалась под его контролем. Ему были также необходимы и светские помощники. Самые могущественные собирались вокруг него на «майские поля», круг лиц, занимавшихся не только подготовкой военных операций, но и принятием решений по важным вопросам управления империей. Карл Великий делал ставку не только на эту высшую знать, способную управлять войском, но и на личную преданность своих подчиненных, которых он сделал «вассалами короля», доверив им управление королевским имуществом, что позволяло им снаряжаться и упражняться в военном искусстве. Кроме того, влияние императора распространялось и на общественные структуры, которые до этого времени затрагивали лишь частные стороны человеческих взаимоотношений. Он полагал, что подобным образом зарождающееся доверие укрепит политические структуры, в уязвимости которых он отдавал себе отчет.

    А уязвимых мест у империи было много. Ее громадные размеры усложняли управление. Чтобы пересечь страну из конца в конец, гонцу требовался по крайней мере месяц, а армии, направленной на сражение с неприятелем, и того больше. Помимо этого, неприкосновенность границ неоднократно нарушалась — на юге сарацинами, на востоке — славянами, на севере — датчанами. В Саксонии постоянно вспыхивали восстания, для подавления которых требовался не один десяток лет. К угрозе внешних вторжений добавлялись различные внутренние волнения, возникавшие на недавно завоеванных территориях, что, естественно, затрудняло управление государством. Империя объединяла совершенно различные этносы, и представители закона считали вполне правомерным требование судить преступников по законам его народа. Между странами, где оставила свой след латинская культура, и землями, где превалировала германская, различие было довольно ощутимым.

    Взаимное неприятие народов еще более усиливало противоречия: франки, которые славились своим стальным характером, считали уэльсцев слишком легкомысленными, а римлян хитрыми и неискренними. Однако и германские племена не были однородными. Баварцы, к примеру, не ощущали своего родства с аллеманами. Христианство не везде достаточно прочно прижилось; в Саксонии процветало язычество. Практически каждый регион обладал своими особенностями. В Аквитании франки быстро приспособились к обычаям этого благодатного края.

    Связи, установившиеся между императором и vassi dominici, не способствовали их превращению в покорных и верных слуг. Высшая знать имела огромные владения, разбросанные на бескрайних просторах от Рейна до Луары и от Дуная до По. Вассальная система, которую Карл Великий мечтал включить в свою систему государственного управления, зародилась изначально в лоне аристократии, которая использовала подобную иерархическую систему для подчинения подвластных. Кому в случае конфликта некоего вельможи с королем оставались верны его вассалы, своему непосредственному сеньору или его суверену? Кроме того, притязания этих вельмож бывали порой просто безмерны. Император, в ореоле славы, был вынужден постоянно держать их в рамках, но что могло произойти, если бы власть утратила свою жесткость?

    Наконец, необходимо вспомнить главное уязвимое место империи Карла Великого, сразу же поставившее под угрозу ее существование. Обычаи франков не разделяли понятия государства, возглавляемого правителем, и владений, составлявших его собственность. Со смертью правителя и то, и другое должно было перейти к его сыновьям и, быть поделенным как обычное наследство. В 806 г. divisio regnorum (раздел королевств) распределило наследство между тремя сыновьями Карла Великого — Карлом, Пепином и Людовиком. Каждый получил по королевству (regnum); таким образом, старый обычай был соблюден. Все три короля были тесно связаны между собой в целях сохранения статуса империи, несмотря на различие политических систем в их королевствах. Такое положение позволяло обратиться к образу трех ипостасей Троицы — догмату, в котором душа франков искала решение. Тройственность не противоречила единству Бога, однако оказалось гораздо проще соединить противоположности в теологии, нежели сочетать их длительное время в политической реальности. Сохранение единства империи зависело в большей степени от усилий и от обстоятельств, которые сопутствовали правлению наследников Карла Великого. Возможно ли было контролировать ту центробежную силу, стремившуюся разорвать единство, созданное ценой неимоверных усилий? В 814 г., после смерти Карла Великого, преждевременный уход двух его сыновей, Карла и Пепина, намного упростил проблему наследования империи. Людовик Благочестивый унаследовал, таким образом, все состояние своего отца. У него уже был некоторый опыт управления государством, так как с 813 г. он был привлечен к управлению. Он получил серьезное образование, как того требовала его глубоко религиозная натура, направлявшая его на выполнение высокой миссии. Общество, которым он должен был управлять, составляли христиане, «мирская оболочка института церкви», или даже мирская прослойка Церкви.[3] Поэтому у него была четкая цель — сохранить в целостности этот организм. Для этого он предпринял целый ряд мер, самой значительной из которых стало введенное в 817 г. ordinatio imperii (уложение империи), призванное защитить империю от возможного раскола. Того же взгляда придерживался император Лотарь, старший сын Людовика. Один из двух его братьев, Пипин, был королем Аквитании, Людовик считался королем Баварии. Италия же досталась Бернарду, племяннику Людовика Благочестивого. В 806 г. идея государственного единства получила еще большую поддержку. Королевства, отошедшие наследникам, представляли собой не что иное, как автономные области в составе великого государства, что было сделано, с одной стороны, для упрощения административного управления империей, а с другой — для поддержания атавистического стремления к самостоятельности. Принципы Ordinatio были восприняты неоднозначно, однако Людовик Благочестивый сломил сопротивление и постарался укрепить все, что обеспечивало единство res publica.

    Внутреннее недоразумение одним махом изменило ход событий. В 823 г. вторая жена Людовика Юдифь родила сына Карла, и этому позднему ребенку император также назначил свой удел. Такой передел имущества возмутил Лотаря, который очень быстро собрал вокруг себя ожесточенных сторонников единой империи, обладавших безупречной репутацией, — духовенство, представителей крупной знати, жаждущих новых титулов и состояния. Пипин и Людовик Младший, будущий Людовик Немецкий, присоединились к старшему брату, восстав против отцовской воли. Они сломили сопротивление правителя, который не отличался сильным характером (его иногда называют Благодушным) и постоянно балансировал между упорством и беспомощностью. Покинутый всеми на поле Менсонжа в 833 г., он был вынужден отречься от престола и был подвергнут унизительной церемонии. Победители тут же перессорились между собой. Пипин и Людовик перешли на сторону отца, чтобы иметь возможность восстановить свои права. Затянувшиеся переговоры были завершены к 839 г., когда, уже после смерти Пипина, было подписано соглашение, признанное в том числе и Лотарем. Людовику досталась только одна Бавария; остальные владения были разделены на две больших части по течению рек Мёз, Саоны и Роны. Все земли к востоку от этой границы отошли к Лотарю, Карлу же достались западные земли. В следующем году Людовик Благочестивый пал в битве с Людовиком Немецким, который был обижен таким переделом земель. Конечно, сыну Карла Великого нельзя было отказать в добрых намерениях, но судьба оказалась к нему неблагосклонна. Из-за недостатка сил он не смог отменить принятые решения, и единство империи было утрачено.

    Лотарь постарался вернуть ей былую мощь. Он настаивал на соблюдении ordinatio, установленного его отцом в 817 г. Его братья не желали признавать подобный порядок. Объединившись против Лотаря, они разбили его войска при Фонтенуа-ан-Пюизе, а затем в 842 г. в Страсбурге принесли клятву, обязуясь помогать друг другу и не заключать никаких соглашений с противниками. Клятва, естественно, была принесена публично. Чтобы все воины могли понять ее слова, Людовик произнес клятву на романском языке, о чем свидетельствует первый дошедший до нас документ той эпохи, а Карл, сделал свое заявление на одном из германских диалектов, чья письменная традиция является более древней. Лотарь, вновь обретя свои права, решил, что лучше вести переговоры, нежели вновь затевать сражения. Его братья полностью разделяли его точку зрения. Переговоры, которые должны были завершиться подписанием мирного договора, длились долго, посредники собирали всю возможную информацию. Был составлен подробный перечень того, что подлежало разделу, было определено и перечислено все королевское имущество, имущество графств и их отчисления в их казну, а также епископства, аббатства и коллегии. Переговоры велись по четырем пунктам: равноценность трех частей, территориальное единство каждой, сохранение трех существующих королевств — Аквитании, Баварии и Италии, и, наконец, взаимное уважение между различными ветвями потомков Карла Великого ради сохранения крупных родов знати. Следовало также принять во внимание политические договоренности, заключенные тем или иным правителем: графство Шалон-сюр-Сон, правитель которого остался верен Карлу, не должен быть лишен своего надела. Очертания границ также были очень сложны; они не соответствовали течению рек, будь то Шельда, Саона или Рона, которые тем не менее служили главными разделяющими линиями этих земель. Языковые различия, похоже, вовсе не принимались во внимание.

    В августе 843 г. в Вердене договор был подписан всеми тремя участниками переговоров. Карлу отошли земли к западу от рек, упомянутых выше, за исключением нескольких укреплений, доставшихся Лотарю, который получил в свои владения земли, простиравшиеся от Северного до Средиземного моря, включая две столицы, Ахен и Рим, но разделенные на две части Альпами. Людовик получил в придачу к Баварии все земли к востоку от Рейна, за исключением Фрисландии, которая отошла к Лотарю. Таким образом, возникли три франкских государства, восточное, срединное и западное. Однако им было еще далеко до вице-королевств недавнего прошлого. Лотарь, Людовик и Карл получили во владения не только практически одинаковые земельные наделы, но и обладали примерно одинаковой политической властью. Конечно, Лотарь был единственным императором, но этот титул был скорее номинальным и не давал ему особых полномочий.

    Вскоре его престиж стал неумолимо падать. Имперское государство основной своей задачей считало сохранение единства «христианской республики». Передел земель, закончившийся договором 843 г., стал всего лишь очередным этапом в процессе дробления империи, доставшейся в наследство от Карла Великого, на различные земельные наделы, становившиеся частью достаточно неустойчивых государств. По смерти Лотаря, случившейся в 855 г., каждый из его сыновей получил по большому земельному наделу, доставшемуся им по Верденскому договору. Людовику кроме императорского титула досталась Италия; Карлу — Прованс; Лотарю отошли земли, простиравшиеся от Вогез вплоть до Северного моря, названные в честь их правителя Лотарингией. Восточную Франкию ждала примерно та же участь, что, срединное королевство; после смерти Людовика Немецкого его земли, расположенные вдоль долины Рейна, были поделены между тремя его сыновьями; Карломан унаследовал Баварию, Людовик Дитятя — Саксонию, Турингию и Франконию, Карл Толстый — Алеманию. Судьба Западной Франкии была не лучшей; передел владений там обернулся вооруженными конфликтами, наступила анархия, при которой бесконтрольно росла и укреплялась власть отдельных графов, а централизованная власть становилась слабой и ничтожной. Аквитания практически вышла из-под власти Карла Лысого. Мятежи вспыхивали постоянно, вызывая ответные акции их подавления. Конфликты повсюду сеяли разрушение и смерть. Аристократия не считала нужным соблюдать клятвы, данные своим королям. В последующие пятнадцать лет земли Карла Великого еще раз пять претерпевали различного рода переделы, каждый раз со сменой правителя. Высшая знать, почувствовав в 843 г. свою силу, потребовала от короля, чтобы он не принимал никаких решений без учета ее мнения.

    А что уж говорить о тех ужасных напастях, которые несли с собой внешние враги, разрушавшие все, что осталось от былого порядка и процветания. Суверены обладали минимумом возможностей, а непослушание их более могущественных вассалов полностью парализовало их действия. Западным землям с трех сторон не давали покоя опасные грабительские набеги. Норманны, напав сначала на Англию и Ирландию, начиная с 840 г. стали наносить огромный ущерб богатейшей части империи Каролингов. Они захватывали порты и поднимались в глубь стран по течению рек Луары, Сены и Рейна, основывали там свои укрепленные поселения, в конце концов распространив свое влияние в пределах всего герцогства. Эти поселения впоследствии превратились в Нормандию, которую Карл Простой передал в их полное владение. Сарацины были столь же ужасны, как и викинги. Они полностью завоевали Сицилию, вошли в пролив Массины, продвинулись до горы Кассен, сметая все на своем пути, и в 846 г. полностью разграбили Рим. Не избежал той же участи и Прованс; Гард-Френе служил убежищем для кавалерии, которая могла там получить передышку, и плацдармом для последующих набегов на савойские Альпы, вплоть до Вогского массива. Самые ужасные набеги совершались на Востоке, в придунайских лесах, где практически не было защиты от тюркских племен, пришедших из Центральной Азии в Европу. Их вторжения напоминали жестокие набеги гуннов и аваров, разбитых Карлом Великим. Их сменили мадьяры, племя тюрко-монгольского происхождения. Их набеги на империю Каролингов начались примерно с 899 г. и отличались беспрецедентной дерзостью — даже Ним видел под своими крепостными стенами отряды мадьярских всадников, чья жестокость могла сравниться только с их отвагой. Они не удовлетворялись разграблением земель и угоном в плен местного населения. Они с удовольствием разрушали города, убивали и мучили людей.

    Как бы то ни было, им было трудно сопротивляться прежде всего потому, что невозможно было предвидеть, куда или когда они нападут в следующий раз. Военная удача на долгое время переметнулась в чужой лагерь, она оставалась верна завоевателям вплоть до начала X в., как на юге, так и на востоке. Чуть меньше времени для возрождения земель потребовалось на западе. Такой знаменитые военачальник, как Роберт Сильный, родоначальник Капетингов, принес себе в боях невиданную славу, которой пользовались впоследствии все его потомки. Однако возрастающая угроза все больше вынуждала наследников Карла Великого сплотиться. Действительно, было даже два момента, когда обозначилось стремление к воссозданию империи, но эти веяния быстро закончились. Карл Лысый после смерти Лотаря в 870 г. устремил свой взор на Лотарингию, а затем, когда умер Людовик прибрал к рукам и Италию. В 875 г. римский папа, нуждавшийся в поддержке в борьбе с мусульманами, короновал его императором. Бесспорной ошибкой Карла Лысого было стремление полностью захватить Лотарингию, тогда как по Мерсенскому договору с Людовиком Немецким ему полагалась лишь половина земель. Он был наголову разбит, и итальянцы отреклись от своего поверженного императора. Карл умер в 877 г., так и не вернув себе власть. Четыре года спустя Карл Толстый, последний сын Людовика Немецкого, у которого после смерти его братьев была возможность восстановить единую Восточную Франкию, вновь завладел Италией и тоже был коронован папой. Ему предстояло также унаследовать трон Людовика и принять под свое владычество в 885 г. Восточную Франкию. Но эти обязанности были слишком обременительны для не вполне здорового человека. Его попытка возглавить борьбу с норманнами оказалась тщетной. Что же до Италии, то он даже не пытался бороться с сарацинами. Его промахи были столь очевидны, что в 887 г. он сложил с себя полномочия императора.

    С тех пор имперская корона стала не более чем игрушкой, за которою продолжали бороться лишь мелкие царьки, не обладавшие подлинной властью. Ги де Сполето носил ее с 891 по 896 гг.; затем она перешла к племяннику Карла Толстого — Арнульфу; после его смерти в 901 г. ее унаследовал один из его дальних родственников Людовик, король Прованский; и наконец последний из рода Каролингов, внук Людовика Благочестивого, Беренгарий Фриульский, король Италии, получил ее в 915 г. После его кончины в 924 г., больше не нашлось желающих занять императорский престол, который был дискредитирован бездарным правлением своих последних монархов. На сей раз империя Карла Великого действительно погибла.

    Возрождение идеи империи

    Если идея империи как политического образования и изжила себя, то идея империи как таковой продолжала жить. Ее истоки уходят глубоко в историю, историю сложную и насыщенную событиями. Она пережила все кризисы и не исчезла. И хотя испытания порой придавали ей новый облик, ее цели оставались прежними. Она зародилась в Риме и вплоть до начала Нового времени, когда Священная Римская империя рухнула, она сохраняла признаки своего происхождения. Прежде чем стать синонимом государства слово imperium обозначало власть, которой обладал правитель государства при монархической форме правления или же административные структуры в период республиканского правления. Воины победившей армии также провозглашали своего военачальника императором. Начиная с императора Августа, все последующие престолонаследники назывались императорами, поскольку в их обязанности входило руководство Империей. Поскольку влияние Рима распространялось на территории, которые в те времена считались цивилизованным миром, эти обширные земли (так называемый orbis romanus) были названы империей. За ее пределами жили только варвары. Стремление объединить народы, воспитанные в лоне греко-римской цивилизации, в какой-то мере оправдывало завоевания легионеров. Управление столь обширными территориями было тяжелейшей задачей. Институты государства, стремясь к совершенству, не оставляли императору сколько-нибудь эффективного механизма управления. Религия же использовалась для усиления власти. На заре имперской эпохи сакральная сущность правителя все более подчеркивалась. Государь становился предметом поклонения, сопровождаемого некими ритуальными действиями, например «проскинезой» — битием поклонов. Уклониться от этой церемонии означало поставить себя вне закона. Гонения на христиан изначально были вызваны их неподчинением закону, что ставило под угрозу целостность империи. Сопротивление Церкви было настолько сильным, число ее сторонников росло с невероятной быстротой, и в начале IV в. Константин позволил ей развиваться самостоятельно. Все закончилось тем, что он сам принял христианство, а при правлении последующих императоров даже начались гонения на язычников. Бесспорно, религиозные воззрения императоров изменились, однако природа имперской власти по-прежнему осталась религиозной по своей сути. Конечно, император больше не был божественной сущностью, однако он становился наместником Бога на земле. В храмах происходили церемонии, в которых участвовал как сам Господь, так и его наместник. Одежда и атрибуты императора, возгласы приветствия при его появлении, коленопреклонение, обязательное даже для высших государственных чинов, изображения, почитаемые народом, — для сакрализации образа императора использовались все возможные средства. Восточная империя сохраняла все эти ритуалы вплоть до своего падения в 1453 г. А Запад поддерживал с ней достаточно тесные связи, чтобы знать, какое великолепие окружало basileus. Идея империи сохранила все вышеперечисленные черты. Она по-прежнему была идейно связана с Римом, и поскольку все претенденты на место императора не всегда являлись правителями Вечного града, свои столицы они также называли Римом, например Константинополь — Второй Рим, Москва — Третий Рим. Один поэт даже назвал Ахен Roma ventura — Будущим Римом. С другой стороны, императору для поддержания престижа была необходима слава, добытая на поле брани, а чтобы его авторитет был общепризнан, требовались также средства для удержания власти. И наконец, он должен был иметь неприступный вид, подобающий наместнику Бога.

    На Западе образ императора обрастал своими специфическими чертами. Римская церковь более, чем греческая, была озабочена проблемой обретения и сохранения независимости от государства. Вечное духовное требовало отделения от преходящего, временного, и прямые связи между двумя этими сферами просто отвергались. Вслед за Амвросием Августин еще более решительно заявил об опасности слишком тесного контакта между ними. Его «Божий град», влияние которого на средневековое мышление должно было быть сильным, показывал, что интересы империи и церкви могли не пересекаться в социальной плоскости, но каждый их этих институтов играл самостоятельную роль, и развитие каждого из них шло независимым путем. Сфера сакрального, представленная Церковью, по мнению епископа Гиппона, стремилась впитать в себя природную сферу, гарантом которой выступало государство. Превосходство Церкви более четко было выражено при папе Льве Великом, который в середине V века очертил первые контуры доктрины, провозглашавшей главенство римской церкви. В 494 г. папа Геласий, в своем знаменитом трактате, противопоставлял две власти — власть понтификов и императоров; каждой их них были присущи свои атрибуты, но власть понтификов значила больше, поскольку на нее возлагались заботы о спасении душ государей. Эту теорию сложно встроить в рамки империи, осознающей свои права и обладающей достаточной силой, чтобы обеспечить к себе уважение. Григорий Великий через сто лет после Геласия испытал на себе всю тяжесть имперского правления, усилившегося при Юстиниане, но не отрекся от высказанных его предшественниками принципов, которые он выражал хоть и осторожно, но твердо. Однако возрождение Византийской империи было недолгим, а ее влияние на Запад недостаточным. Государства варваров заполонили большую часть Европы. С их точки зрения, почести, оказываемые римлянами императору, были неприемлемы. Папы были обязаны улавливать новые веяния, чувствовать напасти, постигшие цивилизацию, и знать, как вести себя в той или иной ситуации. В сложившихся обстоятельствах размышления о взаимоотношениях Церкви и Государства принимали совсем другой оборот, отодвигая на задний план вопрос о престиже империи. Взгляды, выраженные в «Божьем Граде», были упрощены настолько, что исказили саму суть вопроса. Государство оказалось безусловно подчинено Церкви, которая определяла путь его развития, оставив на его усмотрение решение тех вопросов, которыми не могла заниматься самостоятельно. Это «политическое противостояние» предоставляло государю исполнение неких «министерских» функций. Подобная «министерская» концепция царствования была принята вестготскими королями Испании, пока нашествие арабов в 711 г. не положило конец их государству. Франки же отказывались воспринимать идеи, провозглашаемые Церковью. Они подчинили себе епископаты, без зазрения совести облагали их налогами и другими обязанностями, распространив на них свою тираническую власть, так что к концу эпохи Меровингов, в начале VIII в., епископат находился в столь затруднительном положении, что почти превратился в светскую организацию, оставив свою паству ради амбиций отдельных личностей.

    Союз Церкви и королевства стал еще более тесным, когда династию Меровингов сменила прославившаяся впоследствии династия Каролингов. Чтобы оправдать свершенный им государственный переворот, Пипин сначала был коронован епископами, потом, чтобы соблюсти все формальности, — папой Стефаном II, настойчиво добивавшимся помощи франков в борьбе против лангобардов в 754 г. Папство было более заинтересовано в Каролингах, чем они в нем. Отказавшись от утверждения превосходстве вечного над преходящим, они умерили свои притязания. Франкские короли становились понтификами и получали от пап всевозможные титулы, звания и эпитеты вроде «Нового Моисея» или «Нового Давида». В Laudes regiae, королевскую церковную службу, было введено множество элементов и словесных формул, заимствованных из культа императора, существовавшего в Восточно-Римской империи после принятия там христианства. Правитель там расценивался как живое воплощение Христа. Чрезмерный культ был перенесен на всех франков. «Да здравствует Христос, любящий франков», — восклицал автор пролога к Саллической правде. Следует полагать, что Карл Великий совершенно серьезно принимал эти титулы и знания, а потому стал оказывать на Церковь сильное влияние. Безусловно, он считал себя покровителем церкви, и, по его мнению, ответственность, возлагавшаяся на него при этом, обязывала его осуществлять жесткое руководство духовенством. Он даже считал себя pontifex in praedicatione, у которого должны учиться епископы. «Покровительство в Церкви и порядок в Государстве стремились… соединиться в одном духовном интересе».[4] Адриан I в самом конце VIII в. заметил, что должность короля является низшей по отношению к должности папы и епископов. Сегодня, разумеется, его замечание кажется некоторым преувеличением. Оно относилось лишь к королевской власти, поскольку на Западе империя так и не была возрождена. И даже если простой король особо не прислушивался к советам папы, то что говорить о правителе, возглавлявшем империю? И в Риме, и при дворе франкских королей в последние годы VIII в. возможность восстановления империи рассматривалась все более серьезно.

    Карл Великий, чья власть распространялась на большую часть христианского Запада, обладал возможностями, позволявшими считать его imperatori similis, т. е. подобным императору. В противоположность учениям Запада и Востока, иконоборчество и Filioque предоставляли королю франков возможность стать «рупором» латинской церкви, единство которой только крепло под его руководством. В практике церковных учреждений имитация имперских обычаев становилась все более очевидной. Наконец, придворная часовня в Эксе представляет собой архитектурное воплощение имперской политики. В ней хранился трон — точная копия трона царя Соломона, а ее восьмиугольная форма являлась прообразом нового Иерусалимского храма. «Самый влиятельный из царей правит миром», — этими словами Карл, уже будучи Августом, определял свою империю, которую еще до начала IX в. уже называли христианской. Возможно ли было пойти еще дальше и чисто формально восстановить империю на Западе? Это было возможно сделать только в Риме, городе пап, но идея создания империи во главе с правителем-понтификом противоречила представлениям Карла Великого.

    Институт папства был не безболезненно оторван от императорской власти Восточной империи, тогда как его поддержка, особенно в эпоху великих христианских завоеваний, была очень существенна. Было необходимо закрепить этот разрыв, провозгласив, по возможности однозначно, независимость папы. С этой целью был постепенно разработан документ, последняя редакция которого датируется приблизительно первыми годами IX в., но его изначальные варианты восходят, безусловно, ко временам правления Стефана. Речь идет об одной из самых знаменитых исторических мистификаций, Константиновом даре, Constitution Constantini. Мы часто встречаемся с описанием этого факта, и думаю, что будет полезно кратко осветить этот вопрос в данной книге. Согласно этому документу, император Константин, покидая Рим, чтобы занять Византийский престол (так как он не считал приемлемым находиться в том же городе, что и наместник небесной империи), якобы оставил «западные провинции» папе и в знак уважения к нему передал символы власти, уподоблявшие его императору, imperatori similis, — праздничную одежду, царский венец, phrygium (высокий белый колпак), заменявший папскую корону, пурпурную мантию, державу и скипетр. Таким образом, римский папа, в то же самое время, что и король франков, обладал всеми признаками власти императора. Вместе с тем документ рекомендовал королям Запада вести себя, как «хорошие императоры», то есть относиться с уважением к институту папства, как это делал Константин. Мозаика Латрана, созданная во времена правления Льва III представляет Константина в образе Христа, а короля франков — в образе Святого Петра, его наследника. Иными словами, в римской церкви возобладало политическое начало. Таким образом, Constitutum не только не отрывал церковь от Восточной империи, он и позволял на Западе утверждать, что церковная власть имеет светское происхождение. Константин предоставил церкви эту власть. В свою очередь, церковь могла передать полномочия правителю, которого она сочла бы достойным и способным найти этой власти правильное применение.

    Лев III, чье положение было сложным даже в Риме, остро нуждался в помощи, которую ему мог оказать Карл Великий. Он передал королю франков все титулы и все привилегии, которыми еще в недавнем прошлом обладал византийский император. Воспользовавшись присутствием Карла в Риме, куда он приехал для восстановления правопорядка после одного из восстаний, на собрании высших церковных и светских чинов он изъявил желание видеть короля франков во главе империи и через два дня, 25 декабря 800 г., короновал его в соборе Св. Петра. Жители Рима устроили ему радушный прием и падали ниц при виде его, выражая почтение, достойное басилевса. Благодаря этой церемонии в глазах как папы, так и простых римлян империя вернулась в свою прежнюю столицу. По свидетельству Эйнхарда, которое не вызывает ни малейших сомнений, сам король не был удовлетворен оказанными ему почестями, ведь значимость фигуры папы была неоспорима, и однажды он мог заявить свои права на светскую власть. С другой стороны, вопрос о ритуале коронации скорее касался римлян, чем франков. Но будучи поставленным перед свершившимся фактом, Карл Великий постарался смягчить нежелательные последствия. Сначала он внес поправки, изменявшие имперский титул. Разумеется, он продолжал лелеять мечту о возрождении империи. В изданной им булле сохранилась формулировка, унаследованная со времен античности, Renovatio Romani imperii. Однако намного больше, чем город Рим, короля интересовала империя. Карл стал именовать себя «Август, великий и миролюбивый император», настаивая на том, что коронован самим «Богом» и управляет империей как «король франков и ломбардцев». Он пошел еще дальше и заключил мир с Византией. Демонстрируя, что универсализм басилевсов его не интересует, он отказался от своего римского титула. Таким образом, империя Карла Великого, равно как и ее столица, оказались отделены от Рима. Франки занимали в этой империи главенствующие позиции. Чтобы придать своей идее еще более явную форму, Карл Великий в 813 г. передал корону своему сыну Людовику. Никто из духовенства не принял участия в этой церемонии. Таким образом, недостатки, которые, по мнению Карла Великого, имела церемония 800 г., были исправлены.

    Для сохранения этих изменений необходимо было, чтобы империя оставалась сильной, чтобы она пустила корни на франкской земле, и чтобы Ахен действительно стал ее столицей. Как известно, ничего из перечисленного не было осуществлено, и государственная структура, созданная Карлом Великим, быстро распалась, а последние претенденты на имперскую власть правили на юге Альп.

    Противоречие между церковным и светским взглядом на идею империи усилилось. Папство вновь заявило свои претензии на имперскую власть. Стефан IV уже смог одержать верх над монархией Людовика Благочестивого, коронованного его отцом в 813 г., с помощью новой церемонии: в 816 г. папа прибыл в Реймс, чтобы благословить короля и даже, если верить свидетельству, короновать его в честь св. Петра короной императора Константина. Эту церемонию, принимая во внимание знаменитый Constitutum, невозможно было истолковать иначе, как претензии на приоритет. С тех пор всех императоров непременно короновал и посвящал римский папа. Обычно церемония коронации происходила в соборе Св. Петра в Ватикане. Николай I (858–868) настаивал на том, что роль Церкви должна быть всеобъемлющей, а он, как глава Церкви и блюститель единой христианской морали, обязан контролировать и направлять действия королей. Император — это всего лишь самый авторитетный из правителей, потому что он является наследником Константина. У него было свое церковное предназначение; он должен обеспечивать защиту «матери всех Церквей», т. е. папской власти. Таким образом, стала признаваться лишь империи, берущая начало из Рима, от Св. Петра. Ахен, соответственно, терял всякую значимость по сравнению с Вечным городом. Культурное возрождение, справедливо именуемое каролингским, поскольку Карл Великий стремился придать ему размах и силу, во многом способствовало восстановлению былого величия Вечного города, Roma aurea (Золотого Рима), славу которого воспевали все латинские авторы, как христианские, так и языческие, и упадок которого не воспринимался как необратимый процесс. Таким образом, надежда увидеть его однажды возрожденным, вернувшим себе функции столицы мира, казалась неискоренимой. Именно Карл Великий сделал своим девизом «Возрождение Римской империи». Римские вельможи, считавшие себя потомками тех, кто некогда носил тогу и занимал курульные кресла в Сенате, рассчитывали на то, что чествования, устроенные 25 декабря 800 г., позволят им с назначением императора вернуть себе хотя бы частично свой былой статус. Они верили, что империя, осененная непреходящей славой Рима, не должна исчезнуть и что она не сможет существовать без крепкой связи с Вечным городом. Чаяния знатных римских семей встретились с интересами верховных церковнослужителей. Иногда их стремления совпадали, поскольку, начиная с первых десятилетий X в., римские феодалы оказывали сильное влияние на церковные институты. Романская составляющая имперской идеи вышла, таким образом, на передний план, и Карл Великий предложил от нее отказаться. Однако воспоминания о великом императоре не исчезли с его творением. Ахен не превратился снова в маленький поселок; он остался городом, где Карл достиг своей славы и где в величественном восьмиугольном здании придворной часовни покоится тело почившего суверена. В коллективной памяти эпоха Каролингов отмечена славой, обернувшейся легендой. Имперская идея была неоднозначной, по крайней мере двуполярной, даже если римский полюс в конце IX в. преобладал над франкским. В любом случае, это происходило вовсе не потому, что идею олицетворяло уже исчезнувшее с лица земли государство. В духовном плане эта идея была вполне жизнеспособной, готовой вот-вот возродиться, как только условия позволят это сделать.

    Восточная Франкия

    Идея империи возродилась в 962 г., через тридцать восемь лет после смерти последнего правителя, носившего императорский титул. Оттон I, который возродил в Риме империю, как это некогда сделал Карл Великий, не был ни потомком Каролингов, ни даже чистокровным франком, скорее саксонцем. Однако королевство, которым он правил, еще не достигшее высот империи, именовалось Восточной Франкией и располагалось на землях, доставшихся Людовику Немецкому в 843 г. по Верденскому договору. На западе его границы проходили по Рейну на отрезке между Майнцом и Шпейером; на севере по берегу моря до Эйдера, близ датской Ютландии; далее по Балтике и Эльбе до слияния ее с Саалой, затем вверх по течению этой реки до гор, отделявших государство от Богемии; далее по Дунаю, захватывая Австрию и Каринтию, по южному склону Альп через Доломиты и главный горный хребет к Рейну ниже озера Констанс. Эту территорию называют Германией скорее для удобства, поскольку это не вполне правомерно. В действительности в летописях X в. это название использовалось редко, а чаще употреблялось название regnum Teutonicorum или regnum Teutonicum (Тевтонское королевство), вошедшее в обиход чуть ли не век спустя. Поэтому при первом знакомстве с истоками этого государственного образования будет правильнее называть его Восточная Франкия. С политической точки зрения эту часть Франкии не коснулись постоянные земельные переделы, которые полностью истощили Лотарингию. Правда, в 876 г. сыновья Людовика Немецкого разделили ее на три примерно равные части, чтобы вступить в права наследования земель своего отца, но спустя некоторое время Карл Толстый воспользовался смертью своих братьев, чтобы присвоить себе их земли. И таким образом, этим землям не был причинен значительный ущерб.

    Если политические рамки королевства были довольно жесткими и гарантировали ему некое единство в пределах его границ, то с экономической, социальной и культурной точки зрения до подобного единства было далеко. Население было распределено неравномерно. Цифры, которые можно получить из очень скудных документов, неточны; в среднем плотность населения составляла 23 человека на квадратный километр, но при этом долины Рейна и Дуная были заселены намного плотнее, чем земли близ Эльбы и Заалы. Некоторые территории, например Шпессарт и Оденвальд, на севере и на юге Майна, вплоть до конце IX в. оставались необитаемыми, а «Черный лес» еще дольше. На востоке королевства леса были очень густыми, а на пространстве между Гарцем и Тюрингией и вовсе непроходимыми. Однако начиная с X в. Восточная Франкия, как и весь Запад, испытала великое переселение. Первопроходцы, число которых постоянно росло, захватывали пустынные земли и постепенно основывали все новые поселения. Демографический рост постепенно выравнивал численность населения на востоке и западе королевства, однако так до конца и не сделал его однородным.

    На заселенных территориях, где население практически полностью обеспечивало себя, никаких изменений практически не происходило. Рынков здесь было не многим больше, чем монетных дворов, располагавшихся по большей части на берегах Рейна и Дуная. Ситуация кардинально изменилась с открытием после 950 г. в Гарце, в Саксонии, шахт. Богатые Раммельсбергские месторождения серебра в северной Германии стали настоящим животворным источником, откуда рекой текли металлы, «орошая» прибрежные земли. Хотя местная торговля в начале X в. была скорее вялой, этого нельзя сказать о торговых отношениях с более удаленными регионами. Ситуация, описанная в 960 г. купцом Ибрагимом бен Якубом, мало изменилась за предшествующие десятилетия. Он описывал необычайное оживление на больших дорогах и удивлялся множеству народов и языков, на которых говорили встреченные им люди. Пограничные службы Раффельстеттена на Дунае подтверждали его наблюдения. Пути, связывавшие Запад с Восточной Европой и Востоком, проходили через Восточную Франкию. Самый оживленный участок торгового пути проходил от Праги по течению Майна до Майнца на Рейне; далее на севере параллельный путь соединял Магдебург с Кельном. Причем в обоих случаях самые ценные товары не просто перемещались по этим территориям, а вывозились в другие страны. Это был человеческий товар из славянских стран, «рабы», который торговцы, чаще всего евреи, везли на рынки в мусульманские страны. Восточные продовольственные товары, ткани и специи, поднимались по течению Дуная, а промежуточным пунктом была Регенсбург — город, значение которого постоянно росло вплоть до XII века. Торговые пути пересекались с осью, делившей страну с севера на юг в долине Рейна или чуть дальше, по ту сторону границ с Восточной Франкией, в долине Мааса, в том числе в Вердене и Льеже. Фризы с конца X в. активно использовали это направление для экспорта крашеных тканей, которые они производили в большом количестве, и импорта зерна и вина. Они разбивали свои лагеря у крепостных стен множества городов по берегам Рейна. В X в. эти «пионеры большой торговли» утратили свое значение, но торговый обмен в долине Рейна и Мааса, начало которому они положили, по-прежнему процветал. Еврейские общины также обосновались в Восточной Франкии и в рейнских городах, развивая свои традиционные виды деятельности. В то время, когда крупные торговые пути лишь отчасти затрагивали регионы к востоку от Рейна и к северу от Дуная, не проникая вглубь, они вносили огромное оживление в экономическую жизнь этих территорий. Отсутствие равновесия между восточными и южными рубежами Восточной Франкии и внутренними территориями королевства было также заметно и на уровне управления и обустройства земель.

    Множество поселений, разбросанных вдоль Рейна и Дуная, создавали удивительный контраст с несколькими малоразвитыми городами, затерянными на просторах Центральной Германии. Рим оставил свой след в провинциях, входивших в состав империи. Майнц и Регенсбург со времен своего основания при римском владычестве сохранили в своем облике античные черты. Крупные города, созданные Каролингами для укрепления их власти и влияния, ставшие центрами экономической жизни еще в X в., несли на себе отпечаток бедности и примитивизма. Становится понятным, почему немецкие историки были удивлены различием в уровне развития двух частей Восточной Франкии и почему они стремились подчеркнуть важность этого «преклонения Запада перед Востоком» (West-Ostgefalle). Императоры в своей политике стремились уменьшить этот разрыв, прилагая усилия для развития обеих частей и укрепления единства.

    Задолго до них франки уже задавались подобной целью. За воссоединение этих земель более всего ратовала церковь, и ее поддержка была очень ценной. Она распространяла свое влияние на все территории, объединенные под властью франков некой сетью государственных институтов. Структура этих органов власти, естественно, не была однородной, но связи между отдельными регионами становились все крепче. Внутри епархий территории были поделены на приходские участки, неизменность границ которых строго соблюдалась для облегчения взимания десятины. Монастырские подворья были расположены довольно густо, и они сами поддерживали связи с теми монастырями, которые их основали. Самый известный пример — монастырь Корвей, новая Корбия, показывает, что от Сомма до Везера, от Пикардии до Саксонии монастырское единство сохранялось невзирая на расстояния. В культурном плане West-Ostgefalle также проявлялось в церковной среде, правда, со второй половины IX в. уже значительно в меньшей степени. Ростки, взошедшие в саксонских аббатствах во время царствования императоров из рода Оттона, взросли на богатейшей почве, возделанной монахами и монахинями на протяжении предыдущих столетий. Результаты проделанной ими работы были хрупки, но в то же время чрезвычайно ценны, священники и прелаты, епископы и аббаты прекрасно отдавали себе в этом отчет. Естественно, самые дальновидные из них, стремились укрепить политическое единство на территориях, куда были приписаны те церковные организации, которыми они руководили. Сильная политическая власть, по их мнению, гарантировала единство, без которого никакое Государство не смогло бы чувствовать себя независимым в духовном смысле. В то время как было необходимо взять на себя инициативу, чтобы не допустить раздробления королевства, все, кто был в этом заинтересован, мог практически всегда рассчитывать на поддержку епископата. Исходя из разных мотивов, аристократия, высшая знать, неоднократно упоминавшаяся в ходе нашего повествования, имела схожие с прелатами цели: она не принимала дробления Восточной Франкии. Действительно, такая трактовка их поведения может показаться парадоксальной. В результате они, по-видимому, и создали то разделение (или по крайней мере способствовали ему), которое в течение долгих столетий проявлялось в Германии, — деление на этносы, Stamme, четыре большие территориальные единицы Саксонии, включавшие с начала 908 г. Тюрингию, Швабию, Баварию и Франконию. В немецкой историографии долгое время считалось, что эти народы образовались задолго до завоевания германских земель Меровингами и Каролингами, что их язык и прошлое составляли их национальную самобытность. Такое видение фактов принято разве что в современной исторической школе. Возможно, исконная независимость Баварии и сохранялась еще две или три сотни лет после того, как она вошла в состав государства франков. Саксония, отчаянно сопротивлявшаяся, но без особых усилий покоренная Карлом Великим, по-видимому, не была полностью вовлечена в это борьбу, местная аристократия была готова к сотрудничеству с завоевателями. Изучение каролингских законов, например lex saxonum 802 года, доказывает, что они все-таки способствовали созданию этнического единства, несмотря на сохранение исторической памяти об эпических битвах против франков. Последние осуществили раздел земель, на «regna», термин, который не следует переводить как «королевство». Подчинявшиеся им территориально-административные единицы далеко не всегда управлялись подвластными империи королями. Правители этих территориальных единиц, призванные облегчить работу администрации, именовались marchio (маркграфами) или dux (герцогами). Аллеманния — герцогство, ставшее впоследствии Швабским герцогством, было основано Людовиком Благочестивым, когда он решил возвести на престол своего младшего сына Карла Лысого. Когда имперская власть ослабла и в конечном итоге изжила себя, правители областей, чтобы противостоять продолжавшимся дерзким набегам других племен, восстановили это административное деление, которое в определенной мере соответствовало этническому делению, признанному франками по их законам. Таким образом, regna Каролингов в начале X в. начали превращаться в этнические герцогства, Stammesherzogtumer. Иными словами, не сами этносы создавали герцогства как государственные образования, гарантирующие им безопасность, а высшая знать, стремившаяся возродить административную структуру Каролингов ради укрепления собственной власти и предупреждения анархии, грозившей наступить с момента распада империи. О ком бы ни шла речь, о Люитпольдах в Баварии, о Конрадинах и их противниках Бабенбергах во Франконии, о Гунтфридах в Швабии или Людольфингах в Саксонии, все семьи, правившие в этнических герцогствах, принадлежали к Reichsaristokratie, как ее называют немецкие ученые, к аристократии, которая благодаря служению великим императорам обрела значительные полномочия, позволившие ей заметно увеличить состояние. Титулы и владения высшей знати (лат. potentes или proceres) позволяли ей занимать важные посты практически в любой части империи; а ее влияние распространялось от Бретани до Италии. В конце IX в., не нарушая границ и установленных к этому времени этнических общностей с другими провинциями, аристократия решила обосноваться в восточном регионе Франкии и слиться с местной аристократией, пустить корни в землях с полного согласия местного населения. Владения высших аристократов были обширны и вполне могли считаться их собственностью, поскольку включали в основном земли, не принадлежавшие сеньору, свободные от всяческих пошлин и налогов. В их владениях положение арендатора земель было практически приравнено к положению владельца. Свободное население, обладавшее меньшим имуществом, чем знать, признавало себя вассалами аристократов и получало от них вознаграждение, чаще всего не в виде земельных наделов, а в виде льгот. Таким образом, феодальные отношения начинали влиять на образ жизни аристократии, а сеньоры возлагали свои заботы на крестьян. И то и другое веяние шло с востока; оно захватило сначала юг и центр Восточной Франкии, а позже достигло Саксонии. Во Фризии оно не затронуло всего крестьянства, сохранившего свою свободу на протяжение всего периода Средневековья.

    Этнические границы герцогств не препятствовали движению племен. Их намерения были намного шире. Их меньше интересовали территории, простиравшиеся по ту сторону Эльбы и Заалы, эти земли были мало заселены, экономика не очень развита, а обосновавшиеся здесь славяне яростно сопротивлялись любой попытке христианизации, тогда как сфера влияния «франков» была неотделима от евангелизации. Немецкое завоевание востока началось только после установления владычества саксов. В то же время Италия, славящаяся своим богатством, подогревала аппетиты завоевателей. Швабы, также как и баварцы, мечтали обосноваться на юге Альп. Менее очевиден, однако неопровержим тот факт, что огромные ресурсы Лотарингии, отданной в 911 г. королю Западной Франкии Карлу Простому, не давали покоя аристократам Восточной Франкии, а особенно правителям Франконии. Саксонское семейство Людольфингов Саксонского также было заинтересовано в этих землях, и одна из вельможных дочерей этого дома Ода, сестра будущего короля Генриха, вступила в брак с Звендибольдом, сыном императора Арнульфа, ставшим по велению его отца королем Лотарингии.

    Все возрастающая опасность вынуждала высшую знать Восточной Франкии заниматься делами королевства, а не заботиться исключительно об усилении своего собственного владычества. Последним императорам никак не удавалось положить конец набегам завоевателей. Набеги венгров были наиболее ужасны и опасны. Их целью были земли, расположенные достаточно далеко от их родных лесов, но с той же жестокостью они обходились и с соседями. Нужно было срочно дать им отпор и отрезать путь в Восточную Франкию. Для этого требовался сильный военачальник. О воссоединение двух Франкий в единое государство под руководством Карла Простого не могло быть и речи. Необходим был человек, знающий эти земли и испытавший тяготы постоянных набегов, а потому способный стать достойным противником захватчиков. В 911 г. высшая знать, относившаяся с пренебрежением к потомку Каролингов (пришедшему, естественно, с запада, поскольку восточная ветвь рода уже угасла), избрала на трон короля Конрада, герцога Франконии. Целостность Восточной Франкии вновь была сохранена. Герцоги прекрасно понимали, что не в их интересах было, воспользовавшись отсутствием подходящей кандидатуры из-за угасания династии Каролингов, разделить на части то, что еще оставалось единым королевством. В этом случае они бы потеряли свою силу и были бы по одиночке разбиты венграми. Опасность была настолько велика, что ей могло противостоять только единство.

    Единство это было еще достаточно хрупким. Конечно, чтобы обеспечить защиту своих земель, аристократы готовы были выбрать короля из местной знати, но при этом они, естественно, рассчитывали править вместе с ним. Соглашаясь на эти условия, короли брали на себя тяжелые обязательства. Мы увидим, как имперская корона станет для них символом, подтверждающим их власть, и как они будут вынуждены бороться за нее. Ради получения и сохранения короны им придется отправляться через Альпы в Италию, долго сражаться там, чтобы получить доступ в Рим, где проходили коронации. И в этой эпической борьбе все говорившие на народном языке, «thiudisk», германцы, каково бы ни было их происхождение, в конце концов были вынуждены сплотиться против внешних врагов, именуемых ими, без каких-либо различий, «tedeschi» создав таким образом нацию. Не немецкая нация создала немецкое государство, а именно немецкое государство породило немецкую нацию.


    Примечания:



    3

    R. Folz, Le Couronnement de Charlemagne, Paris, 1964, p. 211.



    4

    R. Folz, Le Couronnement, op. cit., p. 103.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх