• ПРИТЧИ
  • ПРО БОЙЦОВЫХ ПЕТУХОВ
  • ВСТАВАЙ И ИДИ
  • ЗАГОВОРЫ
  • НА КУЛАЧНЫЙ БОЙ
  • ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ
  • РАТНОГО ЧЕЛОВЕКА
  • НА НЕУЯЗВЛЯЕМОСТЬ ВОИНА
  • ОТ ПУЛИ
  • ОТ ПОРУБА
  • ВОИНСКИЙ
  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
  • КАЗАЧЬИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
  • А.В. СУВОРОВ О ДОСТОИНСТВАХ ОФИЦЕРА:
  • ГЕНЕРАЛ ДРАГОМИРОВ О КОДЕКСЕ ОФИЦЕРСКОЙ ЧЕСТИ
  • КРАСНАЯ АРМИЯ: ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИИ РУССКОГО СОЛДАТА
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВОИНСКОМ СЛУЖЕНИИ
  • СУТЬ ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ
  • О СОЛДАТЕ И ЕГО ВОСПИТАНИИ
  • О СТРАТЕГИИ РУКОВОДСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ БОЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    ПРИТЧИ

    ПРО БОЙЦОВЫХ ПЕТУХОВ

    Идут по ярмарке двое друзей-товарищей. А на ярмарке, как водится, шум-тарарам: там торгуют, там воруют, а посреди скоморохи людей веселят.

    Навстречу им прет мужичок с корзиной.

    – Вы, – говорит, – сразу видно, народ бывалый-боевой. Купите бойцовых петухов.

    – А что они у тебя умеют?

    – Умеют драться до смерти!

    Один из друганов, который помладше, говорит:

    – Я возьму!

    Другой, который постарше:

    – Ты бери, а я других поищу, которые до победы бьются!

    ВСТАВАЙ И ИДИ

    Один ученик спросил наставника:

    – Учитель, если бы я потерял желание что-либо делать, что бы вы посоветовали мне?

    – Иди!

    – А если бы я ослаб?

    – Иди!

    – Если бы я упал от слабости?

    – Вставай и иди.

    – Но ведь надо когда-то отдыхать?

    – Отдохнул и иди! Без движения нет жизни. Те, кто отказался от своего пути, те, кто упал и не поднялся, те – мертвы!

    ЗАГОВОРЫ

    НА КУЛАЧНЫЙ БОЙ

    «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окиян-море стоит стар мастер-Муж, и у того святого Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, тако же бы и от меня (имя рек) валился на сыру землю боец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь (трижды). И тем моим словам, ключ в море, замок на небе, от ныне и до века».

    ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Есть море Каменное.

    На том море стоит каменный столп,

    И на том столпе стоит каменный муж.

    Высота его – от земли до небес,

    Широта его – от Востока до Западу,

    А той муж зяблет заповеди божии,

    Воюет своим посухом железным,

    И всякому железу и окладу, булату синему и красному,

    И стрелам простим, и всякому оружию железному

    И стрелам и пищал(ь) ным пулкам

    Свинцовым и оловян(н) им, с(е) ребреним.

    Медным и железным, и каменным,

    И пушечным ядрам железним,

    И всякому пушечному ядру,

    Ни шаблею сечною, ни ножем разит,

    Ни копием колот, никаким оружием не рушить мене,

    Раба Божия (имя рек) и моих товарищов

    Оружие 500 человек,

    Не образить мене никакиам ратным оружием,

    И как сковороднима ушима своима воротит за сковороду,

    Так би воротилось от мене, раба Божия (имя рек)

    И моих товарищев в заговорном оружии 530 человек,

    По той же заповеди всякому железу звезды

    К своей матери земле вернуться,

    А древо вернулась бы в лес,

    А перие в птицу, а птицу в небо.

    От мене, раба Божия (имя рек),

    И моих товарищов в заговорном оружии 530 человек,

    И буде платья мое крипчайше шамина и панцыря,

    И ковчега булатние,

    Всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    РАТНОГО ЧЕЛОВЕКА

    Под морем под Хвалынским стоит медный дом,

    А в том медном доме закован змей огненный,

    А под змеем огненным лежит

    Семипудовый ключ от княжева терема, Володимерова,

    А в княжем тереме Володимеровом

    Сокрыта сбруя богатырская

    Богатырей Ноугордских, соратников молодеческих.

    По Волге широкой, по крутым берегам

    Плывет лебедь княжая со двора Княжева.

    Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю.

    Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому,

    Заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый,

    Что ключ от княжеска(го) терема Володимерова.

    Не моим крыльям долетать до моря Хвалынскаго,

    Не м(е) му мечу расклевать змея огненнаго,

    Не моим ногам дотащить ключ семипудовой.

    Есть на Окияне на острове на Буяне ворон —

    Всем воронам стар(ш) ый брат.

    Он – долетит до мря Хвалынскаго,

    Заклюет змея огненнаго,

    Притащит ключ семипудовой,

    А ворон посажен злою ведьмою Киевской.

    Во лесу стоячем, во сыром бору —

    Стоит избушка, ни шитая, ни крытая,

    А в избушке живет злая ведьма киевская.

    Пойду ли я во лес стоячий, во бор дремучий,

    Взойду ли я в избушку к злой ведьме киевской.

    Ты, злая ведьма киевская:

    Вели своему ворону слетать под море Хвалынское,

    В медной дом, заклевать змея огненнаго,

    Достать семипудовый ключ.

    Заупрямилась, захарачилась злая ведьма киевская

    О своем вороне.

    Не моей старости бродить до моря Окияна,

    До острова до Буяна, до чернаго ворона.

    Прикажи ты моим словам заповедным достать ворону

    Тот семипудовый ключ.

    Разбил ворон медный дом, заклевал змея огненнаго,

    Достал семипудовый ключ.

    Отпираю я тем ключом княжой терем Володимеров,

    Достаю сбрую богатырскую

    Богатырей Новгродских, сратников молодеческих.

    В той сбруе не убьет меня —

    Ни пищаль, ни стрелы, ни бойцы, ни борзы (верховые),

    Ни татарская, ни казанская рать.

    Заговариваю я – раба (такого-то) ратнаго человека,

    Идущего на войну сим моим крепким заговором.

    Чур слову конец, моему делу венец.

    НА НЕУЯЗВЛЯЕМОСТЬ ВОИНА

    Завяжу я, раб (такой-то), по пяти узлов

    Всякому стрельцу не мирному, не верному (вражьему)

    На пищалях, луках и всяком ратном оружии.

    Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги.

    Замкните все пищали, опутайте все луки,

    Положите все ратные оружия.

    И стрельцы бы из пищалей меня не били,

    Стрелы бы их до меня не долетали,

    Все ратные орудия меня не побивали.

    В моих узлах сила могуча змеиная сокрыта,

    От змея двунадесят-главного,

    Того змея страшного, что прилетел с Окиян-моря,

    С острова Буяна, с медного дома, того змея,

    Что убить двунадесятью богатырями

    Под двунадесятью муромскими дубами.

    В моих узлах зашиты злою мачехою змеиные головы.

    Заговариваю я раба (такого-то) ратного человека,

    Идущего на войну моим крепким заговором,

    Крепко-накрепко.

    ОТ ПУЛИ

    В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою,

    Стоит красна девица, стоит-покрашается,

    Добрым людям похваляется, ратным делом красуется.

    В правой руке держит пули свинцовыя,

    В левой медныя, а в ногах каменныя.

    Ты, красна девица, отбери оружия:

    Турецкия, татарския, немецкия, черкасския,

    Сусския, мордовския, всяких языков и сопостатов.

    Заколоти ты своею невидимою силою ружья вражия.

    Будут ли стрелять из ружья или из пули (пушки).

    Были бы (остались бы) в пули (в стволе пушки).

    Пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле.

    А был бы я на войне цел и невредим,

    А была бы моя одежда крепче панциря.

    Замыкаю свои приговорныя словеса замком,

    А ключ кидаю в Окиан-море, под горюч камень Алатырь.

    И как ему не высыхать, камня не видать,

    Ключей не доставать,

    Так меня пулям не убивать,

    Да моего живота (жизни) им по конец века не доставать.

    ОТ ПОРУБА

    Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,

    И лягу в чистое поле, в зеленое.

    Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,

    На чистое поле, во зеленое поморье,

    Погляжу на восточную сторону.

    С правой, восточной стороны летят три в(о) рана,

    Три брательника, несут трои золоты(е) ключи,

    Трои золоты(е) замки.

    Запирали они, замыкали они воды и реки, и синия моря,

    Ключи и рудники, заперли они раны кровавыя,

    Кровь горючую.

    Как из неба синий дождь не канет,

    Так бы у раба Божия (такого-то) кровь не канула. Аминь.

    ВОИНСКИЙ

    Встану я рано, утренней зарей,

    Умоюсь ключевой водой,

    Травой зеленой обвернусь,

    Сырой землею оботрусь.

    Чтоб дала мне силы земля,

    Чтобы враг не увидел меня.

    Ты, мать сыра земля,

    Мать всякому железу,

    А ты, железо боевое, уйди

    В свою мать-землю.

    Как метелица не может

    Прямо лететь, так и вы:

    Пули, снаряды, ножи,

    Мимо меня летите,

    Во врагов моих попадайте.

    Чтоб никто не смог

    Меня поразить, навредить,

    Чтобы раны мои не болели.

    А будь мое тело крепче камня,

    Одежда – крепче железа.

    Пусть будут сбережены

    Друзья мои – соратники,

    Поскольку рать крепка единством,

    И дома будет все в порядке,

    Чтоб порча дом не задевала.

    Кручусь, верчусь от пуль,

    Снарядов и ловушек,

    От людей черных, от бойцов

    И от врагов неведомых.

    Отмахнусь от них по сей век,

    По сей день, по сей час.

    И будет мой заговор

    Крепок и долог, пока

    Текут реки, стоят леса.

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Бревно не плывет против течения. Воин не бежит от сражения. Что воля, что неволя – одна доля.

    * * *

    Привыкшему побеждать, не страшны мелкие поражения. Победивший в мелкой драке рискует проиграть сражение.

    * * *

    Летящая стрела есть выражение силы лука, упорство есть выражение силы воли, стойкость есть выражение силы Духа, соответствие мышц, костей и сухожилий есть выражение физической силы, изреченная мысль есть выражение силы ума.

    * * *

    Крепка рать воеводою.

    * * *

    Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

    * * *

    Один в поле не воин.

    * * *

    Косу острят на траву, а меч на главу.

    * * *

    Идти на рать, так бердыш брать.

    * * *

    Коли у поля встал, так бей наповал.

    * * *

    Своя земля и в горсти мила.

    * * *

    Где кто родится, там и пригодится.

    * * *

    Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    * * *

    В бойцы ставка добра, да лиха выставка.

    * * *

    Солдатская голова – что под дождиком трава.

    * * *

    Не всякая пуля по кости, иная и по кусту.

    * * *

    Бой отвагу любит.

    * * *

    Храбрость города берет.

    * * *

    Сам пропадай, а товарища выручай.

    * * *

    Воин в поле воюет, а жена дома горюет.

    * * *

    На Руси не все караси – есть и ерши.

    * * *

    Всяк своего счастья кузнец.

    * * *

    Бог-то Бог, да и сам не будь плох.

    * * *

    Наступил на землю русскую, да оступился.

    * * *

    Больше не ножа бойся, а злого языка.

    * * *

    Если позволяешь считать себя червяком, не обижайся, когда тебя топчут.

    * * *

    Кулаками сразу начинает работать только тот, кто не умеет работать головой.

    * * *

    Не тот боец, что противника наземь уронит, а тот, что вовремя сумеет увернуться.

    * * *

    Кто гнев одолевает, тот крепок бывает.

    * * *

    В поле воля; кто в поле съезжается, родом не считается.

    * * *

    В поле – две воли, а там – кому Бог поможет.

    * * *

    В поле – ни отца, ни матери: заступиться некому.

    * * *

    Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

    Рать сама кормится, а мир жнет. Мир гинет, а рать кормится.

    * * *

    Воин воюет, а родня горюет.

    * * *

    Война питается деньгами, а увеселяется кровью.

    * * *

    Война кровь любит.

    * * *

    Ни моря без воды, ни войны без крови.

    * * *

    Найти врага, разбить, расчесать в пух и прах.

    * * *

    Пуля – дура, штык – молодец.

    * * *

    Пуля – дура, где ударит – дыра.

    * * *

    Пуля хоть и дура, а виноватого найдет.

    * * *

    Пуля чинов не разбирает.

    * * *

    Турки падают, как чурки; а наши, слава Богу, стоят безголовы.

    * * *

    Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.

    * * *

    На войне побывал, только рыбу напугал.

    * * *

    Войско сухопутное – одна рука; а сухопутное и морское – две.

    * * *

    Что в бою взято, то свято.

    * * *

    Пройти огнем и мечом. Конским хвостом пепел размести.

    * * *

    Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!

    * * *

    Удалой долго не думает.

    * * *

    Смелый приступ не хуже победы.

    * * *

    Отвага мед пьет да кандалы трет (пословица Ваньки Каина).

    * * *

    Смелого ищи в тюрьме, глупого – в монастыре.

    * * *

    Хоть на кол, так сокол.

    * * *

    Никого не бойся, только Бога бойся!

    * * *

    Наши в поле не робеют.

    * * *

    Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.

    * * *

    Сообща и города берут.

    * * *

    Один горюет, а артель воюет.

    * * *

    Брюхо да руки – иной нет поруки.

    * * *

    Напролом идут – голов не жалеют.

    * * *

    Смерть в бою – дело Божие.

    * * *

    Борись – не дерись; станешь драться, будешь запираться.

    * * *

    Головой кончаться – смертью венчаться.

    * * *

    Мужичок не кочеток, а подраться любит.

    * * *

    Брань (битва) славна лучше мира студна.

    * * *

    Бей своих – чужие будут бояться.

    * * *

    Вечный мир – до первой драки.

    * * *

    Мир стоит до рати, а рать до мира.

    * * *

    На брань слово купится.

    * * *

    Не говоря худого слова, да в рожу.

    * * *

    Плуг кормит, а лук (оружие) портит.

    * * *

    За все драться, так и кулаков не хватит.

    * * *

    Смелым Бог владеет, пьяным черт качает.

    * * *

    Смелость города берет.

    * * *

    Отвага – половина спасения.

    * * *

    На латника по ратнику (1812 г.).

    * * *

    Мало штыка, так вот те приклад.

    * * *

    Лучше быть убиту, чем в плен взяту!

    * * *

    Без боя врагу земли не дают!

    * * *

    Если же враг осилил, бросай все, иди в глушь, заводи на новом месте старую жизнь!

    * * *

    Врага слушать – самому себе могилу копать!

    * * *

    За Россию да за друга стерпи жар и вьюгу!

    * * *

    В схватке счастье – великое дело.

    * * *

    Не силой воюют, а умением.

    * * *

    Идти в драку – не жалеть волос.

    * * *

    Идет воевать, а не хочет сабли вынимать.

    * * *

    За волоса да под небеса. За виски да в тиски.

    * * *

    Сбил да поволок – ажно брызги в потолок.

    * * *

    Наши дерутся, так волоса в руках остаются. Задать кому трепу. Задать чесу.

    * * *

    Испекли пирог во весь бок (побили).

    * * *

    Испекли лепешку во всю щечку.

    * * *

    Наткнулся рылом на кулак.

    * * *

    Положить лоском (наповал), поднять прахом.

    * * *

    Одним махом сто душ побивахом.

    КАЗАЧЬИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Будешь, чужа держава, с Россией шершава – казаки тебя мигом выгладят.

    * * *

    Царь только чином наградил, а казаком-то отец породил, мать вынянчила, служба выучила.

    * * *

    Казак воюет, а семья горюет.

    * * *

    Бог не без милости, казак не без счастья.

    * * *

    Горазд казак как ложкой, так и шашкой.

    * * *

    Казак-донец – и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

    * * *

    Не атаман при булаве, а булава при атамане.

    * * *

    Без атамана казак – сирота.

    * * *

    Атаманом артель крепка.

    * * *

    Без атамана дуван не дуванят.

    * * *

    Атаманом быть – порядок держать.

    * * *

    Пташка не без воли, казак не без доли.

    * * *

    Казак в беде не плачет.

    * * *

    Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся.

    * * *

    Слава казачья, да жизнь собачья.

    * * *

    Казак за казака горой стоит.

    * * *

    Кому Дон тих, а кому – лих.

    * * *

    Казан проверяют по звону, а казака – по слову.

    * * *

    Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

    * * *

    Крест на шее да шашка сбоку – не скоро быть смертному сроку.

    * * *

    Славу добыть – или дома не быть.

    * * *

    Пришли казаки с Дону, погнали врагов до дому.

    * * *

    Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

    * * *

    Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают.

    * * *

    В стремя ногой – расстанься с головой.

    * * *

    Кто пули боится, тот в казаки не годится.

    * * *

    Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет.

    * * *

    Казачье око видит далеко.

    * * *

    Донцы не раки – задом не пятятся.

    * * *

    Казак в бою – как орел в небе.

    * * *

    Казак донской – рубака лихой.

    * * *

    Ты еще в бочке кис, а на мне уже мундир вис.

    * * *

    У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись.

    * * *

    Казак и гриву прихватит, чтобы сильнее ударить.

    * * *

    Казак и во сне шашку щупает.

    * * *

    За славой не угонишься – сама придет.

    * * *

    Целым бы остаться да с Доном не расстаться.

    * * *

    Веселы привалы, где казаки-запевалы.

    * * *

    У победы – богатый обоз.

    * * *

    У казака в бою нет спины.

    * * *

    Хороший казак бачет иде атаман скачет.

    * * *

    Кому война, а кому мать родна.

    * * *

    Не пил воды кубанской – не ел каши казацкой.

    * * *

    Казак без коня, что воин без ружья.

    * * *

    Казак с конем и ночью, и днем.

    * * *

    Конь познается в езде, а друг – в беде.

    * * *

    В бою казак себя славит не языком, а конем да клинком.

    * * *

    Казаку Бог помогает и казацкое счастье.

    * * *

    Казак в Запорогах, что пень при дорогах.

    * * *

    У наших казаков (молодцов) обычай таков: поцеловал куму да и губы в суму.

    * * *

    Если казак не зевает, в бою не плошает, то ему и Бог помогает.

    * * *

    Казак казаку – брат, а на войне – во сто крат!

    * * *

    Характер – что казачья лава в атаке.

    * * *

    Ломи напрямик, скачи, пока ноги коня несут!

    * * *

    Хоть рыло в грязи, да наша взяла!

    * * *

    Хоть жизнь собачья, так слава казачья!

    * * *

    Казак на добычу летит, как ангел на небо.

    * * *

    Знай край, да не падай!

    * * *

    От чужого стола не зазорно и повернуть.

    * * *

    Казачьему роду нет переводу!

    А.В. СУВОРОВ О ДОСТОИНСТВАХ ОФИЦЕРА:

    Герой, о котором я говорю, весьма смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без суетности; подчиняется без низости; начальствует без фанфаронства; побеждает без гордыни; ласков без коварства; тверд без упрямства; скромен без притворства; основателен без педантства; приятен без легкомыслия; единонравен без примесей; расторопен без лукавства; проницателен без пронырства; искренен без панибратства; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия; решителен, убегает неизвестности. Основательное рассуждение предпочитает он остроумию; будучи врагом зависти, ненависти и мщения, низлагает своих недругов великодушием и владычествует над друзьями своею верностью. Он утомляет свое тело, дабы укрепить его; стыдливость и воздержание – закон его; он живет, как велит религия, его добродетели суть добродетели великих мужей. Исполненный чистосердечия, гнушается он ложью; прямой душою, рушит замыслы двуличных; знается он только с добрыми людьми; честь и честность составляют его особенные качества; он любезен командиру своему и всему войску, все ему преданы и исполнены к нему доверенности. В день сражения или похода размеряет он все предлежащее, берет все нужные меры и вручает себя совершенно промыслу Вышнего. Он никогда не отдает себя на волю случая, но, напротив, покоряет себе все обстоятельства по причине прозорливости своей; он во всякий миг неутомим.

    (Письмо А.В. Суворова П.Н. Скрипицыну. Октябрь – ноябрь 1793 г.)

    ГЕНЕРАЛ ДРАГОМИРОВ О КОДЕКСЕ ОФИЦЕРСКОЙ ЧЕСТИ

    – Атаману первая чарка и первая палка.

    – Считай учение не с той минуты, когда сам выехал или вышел к части, а с той, когда солдат выходит из дому; не до той, когда сам уходишь домой, а до той, когда он домой приходит.

    – Офицер должен прежде и главнее всего уметь держать своих людей в руках: держать силою воли больше, нежели мерами физического принуждения (они и в мирное время только для негодяев, а в бою на них совсем плохая надежда); держать так, чтобы люди, кроме вашего голоса, не знали другого голоса; кроме вашей воли, не знали другой воли; чтобы во всех трудных случаях их глаза и помыслы инстинктивно обращались к вам за решением – что делать? И тогда вы сольетесь в одно тело и одну душу.

    – Дисциплина – дело взаимное, т.е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз, ибо тот же самый закон, который налагает на солдата известные обязательства, обеспечивает его от неправых посягательств и начальствующих лиц, которые позволяют себе подобные посягательства, суть нарушители закона и дисциплины.

    – В обращении никогда не унижать, а тем более не драться.

    – Недаром сказано, что действительно храбрый презирает дуэль.

    – Делить с солдатом все тяготы службы.

    – Гг. офицеры! Учитесь беречь солдата в бою: солдат, который знает, что его берегут, сам себя не бережет; и когда дойдет до рукопашной, его самоотвержение становится безграничным...

    – То время, когда думали, что через руки и ноги можно действовать на сердце и голову, прошло безвозвратно... Ищите, напротив, прежде всего укоренения долга воинского, т.е. развития головы, творческой постановки сердца, и остальное приложится.

    – Незнание исправляется разъяснением, а не выговором... Во всяком случае должно воздерживаться от выговоров и замечаний начальнику, как бы он мал ни был, в присутствии его подчиненных.

    – Для этого нужно, чтобы солдаты верили вам, как своей голове, как достойному руководителю; а тогда они будут и любить вас и не будет нашему солдату ничего невозможного. Это достигается умственным и нравственным превосходством с вашей стороны над теми людьми, жизнь которых в бою вверяется вам. Если они во всех положениях будут видеть в вас наставника, который знает дело лучше их и больше их; если они будут видеть в вас человека, готового первым сделать то, чего от них требует, то пойдут за вами беззаветно и безусловно, куда вы их поведете; и сами скорее лягут, чем выдадут дело, во имя которого идут за вами.

    – Отдавая честь старшему, мы выражаем свое подчинение ему и исполняем долг вежливости, требуемый всяким вообще, а не одним только воинским общежитием. Но чинопочитание – дело обоюдное, и нехорошо делают те офицеры, которые не отвечают на отданную им нижними чинами честь, ибо тем показывают, что они менее благовоспитанны, чем солдаты, да вдобавок подают этим последним пример неисполнения предписаний устава: нельзя не привить, ни утвердить исполнительности, когда сам таковою не отличаешься.

    – Уметь держать себя по отношению к солдату, т.е. уметь установить свои отношения к солдату так, чтобы эти отношения способствовали делу воспитания и образования солдата, не обращаясь ни в стремление к излишней популярности, ни в излишнюю суетливость, ни в излишнюю суровость, ни в излишнюю доступность и т.п.

    – Не нужно думать, чтобы солдат воспитывался быстрее и лучше при помощи строгих взысканий, вовсе нет: его воспитывают преимущественно одинаковость, неуклонность и постоянство раз поставленных требований. Девизом ротного командира да и всякого начальника должно быть: «Не рви, а тяни».

    – Помнить, что солдат человек и поэтому для него, как и для всякого человека, ни одна обязанность не должна обходиться без соответственного права.

    – В вопросе об исполнении приказания, даже явно преступного, по мнению исполнителя, офицер и солдат должны руководствоваться не статьями общих законоположений, если бы даже таковые были доподлинно известны, а сущностью присяги, памятуя, что в деле исполнения приказания для него преступно только то, что против присяги, а в остальном ответчиком за последствия исполненного приказания всегда является начальник, отдавший приказание. Никакие иные толкования в этом вопросе недопустимы, потому что они нарушили бы святость приказания, способствовали бы увеличению числа случаев неповиновения в армии и в корне подрывали бы основы ее существования.

    – Выработать в себе правильное отношение к приказанию.... Офицер должен следить за самим собою, чтобы его требования и приказания не носили характера каприза: то, что он потребовал известным образом раз, должно требовать таким же образом постоянно. Выработав, таким образом, законность в самом себе, офицер будет чуток к беззаконности и не даст развиться ей в своих подчиненных, т.е. убережет их от того, что составляет основу самых разнообразных и ужасных преступлений.

    – Будьте ему примером во всем и тогда он в плоть и кровь примет ту исполнительность, которая одинакова как на глазах у начальника, так и за глазами; явив себя проникнутым долгом, вы и его поднимете на высоту долга; и тогда ни лишения, ни опасность, ни болезнь не собьют его с этого пути. Чувство долга растет не снизу вверх, а распространяется сверху вниз.

    – Кто выходит из себя, тот служит своей личной потребности раздражаться, а не интересам службы, ибо располагает подчиненных более заботиться об угодливости ему, нежели о служебной исполнительности.

    – Помнить, что люди, которые будут вверены его попечению, не в состоянии применяться к нему, а он к ним должен примениться. В этом смысле от офицера потребуется бесконечная терпимость и снисходительность. Чем больше со стороны офицера будет теплоты, участия, терпения, тем легче он найдет доступ к сердцу и сознанию молодого солдата; в таком случае лучше пойдет его воспитание и образование, ибо солдат уверует в офицера и, уверовавши, во всем послушает.

    – Товарищество серьезное, достойное людей, себя уважающих, не только не исключает служебной требовательности, но предполагает ее: не товарищ тот, кто может и должен научить меня делу, от коего зависит моя будущность, – и не делает этого из ложного понятия деликатности... Товарищество – святыня, которую нужно беречь как зеницу ока, ибо на нем все в бою держится. Нет жертвы, которой нельзя было бы принести для водворения и укрепления честного товарищества в войсковой семье.

    – Смотрите на солдатство как на низшую степень великого воинского товарищества; не забывайте святых слов, что «солдат есть имя общее, знаменитое, что солдатом называется первейший генерал и последний рядовой».

    – Во имя товарищества берегите солдата, но не балуйте его; будьте внимательны к малейшим его нуждам (не напоказ, а в настоящую), но непоколебимою рукою закона карайте за преступления, позорящие военное братство, и крепко держите в руках... Учите делать дело, а не болтать о деле; неприятеля разговорами не победишь.

    – Требования ставить настойчиво и непрерывно наблюдать за их исполнением. Непрерывность наблюдения за исполнением требований положительно необходима, потому что она приучает и начальника, и подчиненного к равномерному напряжению по отношению к службе. У требовательного начальника безропотно исполняется и тяжелая служба; по привычке она даже не кажется тяжелою, а у того, кто бывает требовательным лишь периодически или случайно, даже и невысокие требования вызывают ропот на строгость.

    КРАСНАЯ АРМИЯ: ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИИ РУССКОГО СОЛДАТА

    Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских. Знание русского характера может послужить ключом к пониманию боевых качеств русского солдата, его преимуществ и методов его борьбы на поле боя. Стойкость и душевный склад бойца всегда были первостепенными факторами в войне и нередко по своему значению оказывались важнее, чем численность и вооружение войск. Это давно известное положение было справедливо и для Второй мировой войны; я думаю, что оно будет сохранять свою силу и в будущем. Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую. Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен и тем не менее временами проявляет трусость. Бывали случаи, когда русские части, самоотверженно отразившие все атаки немцев, неожиданно бежали перед небольшими штурмовыми группами. Иногда пехотные батальоны русских приходили в замешательство после первых же выстрелов, а на другой день те же подразделения дрались с фанатичной стойкостью. Русские очень непоследовательны: сегодня они не проявляют никакого беспокойства об обеспечении своих флангов, а завтра мысль о том, что их флангам угрожает опасность, приводит их в ужас. Русский солдат с пренебрежением относится к общепринятым тактическим принципам, но в то же время старается полностью следовать букве своих уставов. Его индивидуальность непрочна, она легко растворяется в массе; иное дело – терпеливость и выносливость, черты характера, складывавшиеся в течение многих веков страданий и лишений. Благодаря природной силе этих качеств русские стоят во многих отношениях выше более сознательного солдата Запада, который может компенсировать свои недостатки лишь более высоким уровнем умственного и духовного развития.

    Русский остается хорошим солдатом всюду и в любых условиях. В век атомного оружия все это может иметь очень большое значение. Одним из главных преимуществ России явится ее способность выдержать огромные разрушения и кровопролитные бои, а также возможность предъявить необыкновенно тяжелые требования к населению и действующей армии.

    До некоторой степени высокие боевые качества русских снижаются их природной леностью. Однако в ходе войны русские постоянно совершенствовались.

    Им удалось создать в русской армии то, чего ей недоставало в Первую мировую войну, – железную дисциплину. Подобная, не знающая жалости военная дисциплина – которую, я уверен, не выдержала бы ни одна другая армия – превратила неорганизованную толпу в необычайно мощное орудие войны. Дисциплина – главный козырь, движущая сила армии. Она также явилась решающим фактором и в достижении огромных политических и военных успехов...

    (Меллентин фон Ф.В. Танковые сражения 1939 – 1945 гг.: Боевое применение танков во Второй мировой войне)

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВОИНСКОМ СЛУЖЕНИИ

    СУТЬ ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ

    Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству (А.В. Суворов).

    * * *

    Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет (А.В. Суворов).

    * * *

    Три воинских искусства: первое – глазомер, второе – быстрота, третье – натиск (А.В. Суворов).

    * * *

    Военные добродетели: для солдата – отважность, для офицера – храбрость, для генерала – мужество, руководствуемое началами порядка и дисциплины, управляемое бдительностью и предусмотрительностью (А.В. Суворов).

    * * *

    Геройство побеждает храбрость, терпение – скорость, рассудок – ум, труд – лень, история – газеты (А.В. Суворов).

    * * *

    Воевать не числом, а умением (А.В. Суворов).

    * * *

    Цель военного сословия в народе заключается в том, чтоб бить врагов его с возможно меньшими усилиями и потерями (М. Драгомиров).

    * * *

    Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его – это война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии он может быть призван для настоящего своего дела, для войны (Д. Трескин).

    * * *

    Говоря об армии, как самостоятельном организме, не следует забывать что победоносная, непобедимая армия – могучее дерево, выросшее на почве своей родной страны, с корнями, глубоко проникшими в ее духовную и физическую толщу. Степень мощности дерева зависит от тех живительных соков, которые оно пьет из страны, из общества и которые, перерабатываясь в школе армии, не теряют все же своей первоначальной сущности. Отсюда – громадная роль писателей, затрагивающих вопросы в области духа, из области повседневной жизни общества и армии в философских и беллетристических произведениях, так как на их поучениях и образцах воспитываются мысли и чувства современников. (А. Куропаткин).

    * * *

    Армия, которая отдает или теряет свое знамя, признает этим, что национальная воля, воплощенная в нем, сломлена в ее слабых руках и отдана в распоряжение врага (П. Изместьев).

    * * *

    Искусство ведения военных действий не является ни строго математическим расчетом, ни делом отдельных случайностей, а своего рода теорией вероятности (П. Изместьев).

    * * *

    Вот четыре нравственных свойства, отличающих русских воинов: ревность к вере, любовь к Отечеству, преданность к государям и высокое чувство народного достоинства (Я. Толмачев).

    * * *

    Стремление бойца к победе есть всецело производная из чувства патриотизма. Вот почему всякой эпохе возвеличения, какого бы мы ни взяли государства, предшествует эпоха огромной внутренней работы, направленной к созиданию национального самосознания (Н. Головин).

    * * *

    Великий мастер военного дела Наполеон полагал, что всякое предприятие только тогда может считаться хорошо соображенным, когда 2/3 его отнесено к расчету и 1/3 оставлена на долю случая (П. Изместьев).

    * * *

    Залог успеха в военном деле определяется не столько степенью материальной потери противника, сколько поселением в нем убеждения в невозможности нам сопротивляться (М. Драгомиров).

    * * *

    В заботах об улучшении своего материального положения офицер должен прибегать лишь к таким средства, законность которых не подлежит ни малейшему сомнению (Э. Свидзинский).

    * * *

    Наша передовая интеллигенция во время минувшей кампании вела себя преступно: она смотрела на войну, как на время, удобное для достижения своей цели – изменения существующего режима (М. Галкин).

    * * *

    Мало надежды можно возлагать и на нашу интеллигенцию... В ожесточении внутренней, политической распри они забыли святой лозунг – «Родина!» (А. Верховский).

    * * *

    Высокое патриотическое чувство должно резко отличать военного человека от обыкновенного гражданина. Присутствие этого чувства в солдате есть единственное условие ясного сознания им долга службы и понимания своего назначения – защитника престола и отечества. Следовательно, воспитание в солдате чувства патриотизма составляет крупную задачу, и весьма естественно, что для решения этой задачи должно быть направлено большое внимание начальников. Дух патриотизма лежит в основании и венчает всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены (Д. Трескин).

    О СОЛДАТЕ И ЕГО ВОСПИТАНИИ

    Имя «солдат» просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышняго генерала даже до последнего мушкетера, конного и пешего (Петр Великий).

    * * *

    Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать (Петр Великий).

    * * *

    Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем-либо недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам иметь, и когда они в наказание впадут, тогда ему об них бить челом вольно (Петр Великий).

    * * *

    Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, поправляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых (Петр Великий).

    * * *

    Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву (А.В. Суворов).

    * * *

    Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата (А.В. Суворов).

    * * *

    Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь – мать своеволия (А.В. Суворов).

    * * *

    Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит (А.В. Суворов).

    * * *

    Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился. Голод – лучшее лекарство (А.В. Суворов).

    * * *

    Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат (А.В. Суворов).

    * * *

    Братцы! Бей штыком, колоти прикладом! Не задерживайся: шибко иди вперед! Ух, махни! Головой тряхни, вперед, братцы! Чудо-богатыри, вперед! Мы русские! (А.В. Суворов).

    * * *

    От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может (А.В. Суворов).

    * * *

    Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови (А.В. Суворов).

    * * *

    Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля – дура, штык – молодец (А.В. Суворов).

    * * *

    Тяжело в учении – легко в походе, легко на учении – тяжело в походе (А.В. Суворов).

    * * *

    Ружье, сухарь и ноги береги пуще глаза! Неутомимость солдат и решимость офицера – вот вожди к славе! (А.В. Суворов).

    * * *

    Солдат и в мирное время на войне (А.В. Суворов).

    * * *

    Русак не трусак (А.В. Суворов).

    * * *

    Зри в части – семью, в начальнике – отца, в товарище – родного брата (А.В. Суворов).

    * * *

    В русской солдатской среде много привлекательного. Здравый смысл в связи с безобидным юмором; мужество и храбрость спокойные, естественные, без поз и театральных эффектов, но с подбоем самого искреннего добродушия; умение безропотно довольствоваться малым, выносить невзгоды и беды так же просто, как обыденные мелочные неудобства (А. Петрушевский).

    * * *

    Одностороннее развитие уничтожает в солдате человека (М. Драгомиров).

    * * *

    Солдат, которого сметливость не только не была притуплена, но развита дельным направлением мирных занятий, сумеет примениться к любому предмету, и не получив на это указаний в мирное время (М. Драгомиров).

    * * *

    Для простолюдина нет лучше науки, как примером, особенно еще если он сразу видит, что его учат делу; не рассказывайте, что нужно делать, а покажите, как сделать, и один подобный показ будет стоить ста объяснений (М. Драгомиров).

    * * *

    Войска должно воспитывать так, чтоб разнообразие форм противника не поражало их неожиданностью (М. Драгомиров).

    * * *

    Уже давно сказано, что войска нужно учить в мирное время только тому, что должны они делать в военное, ибо там они могут делать только то, что знают и что привыкли делать (М. Драгомиров).

    * * *

    Господа, имейте прежде всего в виду здравый смысл; будьте внимательны к приметам; берегите и уважайте солдата, но не балуйте его и постоянно держите в руках; будьте внимательны к малейшим его потребностям, даже предрассудкам, но рукою закона карайте беспощадно за отступления от военных обязанностей; решайтесь быстро, без колебаний; действуйте так, чтобы для вас не было середины между гибелью и победой; не допускайте мысли о возможности поражения в самых отчаянных положениях – и смело можете быть уверены в том, что выйдете с честью из встречи с любой армией (М. Драгомиров).

    * * *

    Уча – учимся. Этот навык мы считаем важнейшим потому, что толковое исполнение чего-либо прежде всего обусловливается пониманием со стороны исполнителя того, чего от него хотят (М. Драгомиров).

    * * *

    Если офицер не сделает, то и никто не сделает. Он не имеет права ожидать от солдата исполнительности, пока сам не воспитает его (М. Драгомиров).

    * * *

    Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково, как на глазах у начальника, так и за глазами (М. Драгомиров).

    * * *

    Поздно учиться говорить с солдатом тогда, когда нужно уметь словом посылать его на смерть. Отдать приказание коротко и ясно, подбодрить словом, взглядом – великое и трудное искусство, которое большинству дается только практикой (М. Драгомиров).

    * * *

    Свойства рекрута нашего то, что длинных объяснений и отвлеченностей он не понимает или весьма трудно понимает; сам длинно не говорит; с показа легче учится, чем с рассказа; запоминает легче, чем усваивает (М. Драгомиров).

    * * *

    Генерал М.И. Драгомиров с предельной ясностью указал солдату, где лежит граница между подчинением приказу и выполнением велений совести: делай, что начальник прикажет, а против государя ничего не делай (Е. Месснер).

    * * *

    Француз Месельер в 1757 году... писал, что «русский солдат любит, чтобы с ним говорили». Результатом общения, а, следовательно, и его подтверждением является знание людей поименно и в лицо. Известна уловка Наполеона, состоявшая в том, что, обходя строй, он обращался к какому-нибудь украшенному орденом солдату, называл его по имени и спрашивал, не в таком ли сражении он получил свой крест. Ответ был всегда утвердительный, так как император заранее подготовлял этот эффект, дававший ему власть над многими сердцами. Суворов, более поглощенный войсками, действительно знал очень многих солдат в лицо, всегда узнавал их и не упускал случая беседовать с ними (А. Зыков).

    * * *

    Солдат, действующий в цепи с уверенностью, что офицер знает его, что он не даст его подвигу затеряться в общем результате действий роты или эскадрона и оценит его поведение в бою, будет вести себя иначе, нежели солдат, полагающий, что офицер не знает его (П. Карцов).

    * * *

    Солдат очень ценит, если офицер, прежде чем искать себе удобства и покоя, позаботится о своем взводе. Если по ограниченности данных младшему офицеру прав и средств он не может помочь солдату делом, пусть поможет словом и примером. Придя на квартиры или на бивак, не спешите уходить от взвода (П. Карцов).

    * * *

    Уверенность в победе составляет великое средство для ее достижения. Солдат только тогда приобретает эту уверенность, когда, вступая в дело, не видит ни суеты, ни унылых и озабоченных лиц своих офицеров. Суета – явный признак неуверенности и волнения; озабоченность наводит на солдата мысль, что офицер предвидит неудачу. Если бы взвод и действительно получил задачу крайне трудную или очутился в опасном положении, то и тогда его командир всеми силами должен стараться поднять дух людей и самую опасность задачи представить как знак особенного к ним доверия и как средство достигнуть отличий. Русский солдат склонен к самопожертвованию, что и самая смерть не страшна ему, если только офицер сумеет задеть те свойства его души, которые возвышают его дух и стремления. Вера, царь, святость присяги, честь знамени и слава своего полка – вот пружины, которые подвигают на подвиги самопожертвования даже тех, которые в обыденной жизни кажутся ко всему равнодушными (П. Карцов).

    * * *

    Роте или эскадрону нужен отец не балующий, не слабый характером, не лишенный энергии, а отец заботящийся, не распускающий, любящий, но и наказующий. Русский солдат своим простым, природным умом очень хорошо понимает это. Он чуток к каждому действию начальника и никаким баловством, никакими поблажками к распущенности вы не привяжете его к себе (П. Карцов).

    * * *

    Чувство личного достоинства – это сила как для простого солдата, так и для офицера, это элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат (А. Апухтин).

    * * *

    Русский солдат представляет собой отличный сырой материал, так как он близок к природе, не знает роскоши и исполняет с удивительной покорностью самые опасные поручения. Несчастья не могут его обескуражить. Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал. Сила русского солдата удваивается, когда он имеет хороших начальников (Клеман де Грандпре).

    * * *

    «Солдат должен быть чист честью, – говаривал он [Я.П. Кульнев], – а чтобы иметь право воздерживать его от похищения чужого добра, надо, чтобы он ни в чем не нуждался; у голодного брюха нет уха» (Д. Давыдов).

    * * *

    Солдаты и офицер – члены одного и того же великого тела – армии, и хотя солдат стоит ниже офицера по своему служебному положению, но, как люди и граждане, они равны, и это должен чувствовать офицер и давать это чувствовать солдату. Тот плохой офицер, кто ставит себя на недосягаемую для солдата высоту и всячески его чуждается. Такого офицера солдаты любить не могут и никогда не будут (Л.Л. Толстой).

    О СТРАТЕГИИ РУКОВОДСТВА

    Полковнику надлежит знатному и искусному благовзрачному мужу быть, чтобы полку своему во всех случаях не гнусен был и имел бы старание о добрых обер– и унтер-офицерах (Петр Великий).

    * * *

    Бдение начальника – лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности (А.В. Суворов).

    * * *

    Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное) (А.В. Суворов).

    * * *

    Тщательно изучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример. Отличай честолюбие от гордости и кичливости. Войска, обученные по моей методе, будут победительными и без меня (А.В. Суворов).

    * * *

    Командиру необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения (А.В. Суворов).

    * * *

    Необходимо, чтобы войска предводителя своего разумели (А.В. Суворов).

    * * *

    Начальник на войне не должен себя ничем связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро (А.В. Суворов).

    * * *

    Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть невозможно. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем (А.В. Суворов).

    * * *

    Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам (А.В. Суворов).

    * * *

    От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка (А.В. Суворов).

    * * *

    Свой пай съедай, а солдатский солдату отдавай (А.В. Суворов).

    * * *

    Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример (А.В. Суворов).

    * * *

    Ночные поражения противников доказывают умение вождя пользоваться победой не для блистания, но для постоянства (А.В. Суворов).

    * * *

    Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени – безначалие. Мудрый не дерется нечаянно (А.В. Суворов).

    * * *

    В кабинете врут, а в поле бьют (А.В. Суворов).

    * * *

    Руководитель должен вооружиться терпением, самоотвержением и уважением к чужим мнениям; он должен радоваться малейшим проблескам оригинальной мысли, уметь поддерживать и развивать их. Без этих качеств он не годится в руководители (М. Драгомиров).

    * * *

    Прежде всего следует надеяться не на какую-либо книжку, а на собственную голову, которой не может заменить никакая книжка в военном деле, не допускающем постоянных правил, ибо на всякий новый случай самому приходится создавать новое правило тут же, на месте, мгновенно (М. Драгомиров).

    * * *

    Субординация только для того и существует, чтобы был порядок; и кто перескакивает ее ступени, как бы ни были они скромны, тот прямо ведет к подрыву порядка, так как этим показывает якобы ненужность начальников, которых обходит, и тем приучает их равнодушно относиться к делу (М. Драгомиров).

    * * *

    Слово офицера в строю должно быть свято; должно быть понимаемо и исполняемо по прямому его смыслу и тону (М. Драгомиров).

    * * *

    Нет зловреднее того, когда выводят солдата на учение задолго до намеченного часа. Ты назначишь в шесть часов, ротный прикажет привести в пять, а если не по разуму усердный, то и в четыре; а фельдфебель поднимет в два. Учение два-три часа, а мучения – четыре, иногда больше. Как поучат так неделю-другую, кто послабее, в госпиталь, а может, и дальше. Человек пропал, труды на выучку его тоже. Нужно учить, а не мучить (М. Драгомиров).

    * * *

    Развиваться воинский дух может только тогда, когда начальники не требуют автоматического исполнения, и наоборот, он гибнет, когда торжествует рутина, убивается энергия, принижается гордость.(П. Изместьев).

    * * *

    В письме к своему брату Фридрих Великий пишет: «На войне нужно рисковать иногда, но в то же время нужно уменьшить этот риск в возможной мере благоразумием». Генерал, по мнению Фридриха, должен осмотрительно взвешивать свои намерения (а это ведь равнозначно расчету), должен спокойно обдумать план действий и решительно приводить его в исполнение; необходимость может иногда заставить прибегнуть к самым отчаянным средствам, но, за исключением этого случая, следует поступать с осторожностью и действовать с осторожностью, так как тот наиболее ловок, кто меньше всего рассчитывает «на авось». Конечно, говорит он, нужно на войне иногда рискнуть, но, во всяком случае, и рисковать следует обдуманно (П. Изместьев).

    * * *

    Злоупотребление правами и властью так же вредно, как и допускать их бездействие. Применять права свои к делу надо так, чтобы они не нарушали прав подчиненного (П. Карцов).

    * * *

    При обращении с солдатом младший офицер должен иметь всегда в виду следующие, так сказать, основные правила: а) справедливость и одинаковую, разумную строгость, не зависящую от расположения духа и от других личных условий; б) последовательность требований, не допускающую порывов и суетливости; в) ровность обращения, не допускающую ни излишней суетливости, ни слабости или доброты, доходящей до фамильярности. Младший офицер, сегодня требующий одно, а завтра требующий другое, сегодня взыскивающий за то, на что вчера не обратил внимания, подрывает веру солдат в свое знание и навлекает на себя справедливый ропот. Всякое требование и указание, если они не всегда одинаковы, будут считаться или произволом, или капризом; г) не злоупотребление своею властью, доходящее до нарушения прав и самолюбия подчиненного. Последнее особенно важно в отношении унтер-офицеров, в которых не только следует уничтожать, а напротив, должно поддерживать самолюбие. Различие между званием офицера и нижним чином, кто бы он ни был, фельдфебель или рядовой, так громадно, что нет надобности поднимать его превышением своих прав или обращением, унижающим личность солдата; наконец, д) участие к положению и быту подчиненных младшему офицеру нижних чинов (П. Карцов).

    * * *

    Остатки кадрового состава сохранили доверие солдат [пример из 1 й мировой войны 1914 – 1918 гг.]. Хуже было с офицерами военного времени. Большая часть «прапорщиков» – случайного элемента в офицерских погонах – не сумели надлежащим образом себя поставить. Одни напускали на себя не принятое в русской армии высокомерие и тем отталкивали солдата. Другие безвозвратно губили себя панибратством, попытками «популярничать». Солдат чуял в них «не настоящих» офицеров (А. Керсновский).

    * * *

    Военные речи должны быть кратки; они должны состоять из одних существенных частей. Иногда одно изречение достаточно для воспламенения воинов (Я. Толмачев).

    * * *

    Свобода – первый фактор человеческого достоинства, и в пределах воинской дисциплины она допустима и в армии. Все мы добровольно порабощаем себя великой идее долга, но придавать добровольному подчинению вид вынужденного, обусловленного властью начальника, значит, нанести жестокий удар почетности воинского звания. Если мы говорим, особенно публично, с нашими офицерами, то пусть тон наш будет тоном человека, дающего указания своим сотрудникам в интересах общего дела. Мы должны помнить, что офицер служит не за страх, а за совесть (П. Изместьев).

    * * *

    Скромность и расчетливость осуждаемы не будут, напротив, заслуживают подражания; но излишняя скупость будет громадным недостатком (П. Карцов).

    * * *

    Офицер не должен легко давать свое честное слово. Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы (Э. Свидзинский).

    * * *

    Справедливость должна стоять во главе всех действий командира части. Это качество может проявляться или нарушаться им беспрерывно, но нигде оно так не осязательно, как в аттестации офицеров и при представлении их к наградам (П. Карцов).

    * * *

    Истинная честь не допускает страстной торопливости в поступках; она взвешивает и обдумывает, прежде чем признать что-либо за оскорбление (Э. Свидзинский).

    * * *

    Берегите офицера. Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на страже русской государственности, сменить его может только смерть (А.И. Деникин).

    ПСИХОЛОГИЯ БОЯ

    Истинное правило военного искусства – прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением (А.В. Суворов).

    * * *

    Где тревога, туда и дорога; где ура – туда и пора; голова хвоста не ждет (А.В. Суворов).

    * * *

    Идя вперед, знай, как воротиться (А.В. Суворов).

    * * *

    Кто удивил, тот победил (А.В. Суворов).

    * * *

    Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет (А.В. Суворов).

    * * *

    Победа – враг войны (А.В. Суворов).

    * * *

    Дисциплина – мать победы.

    * * *

    Ближайшая к действию цель лучше дальней (А.В. Суворов).

    * * *

    Чем больше удобств, тем меньше храбрости (А.В. Суворов).

    * * *

    Нет ничего страшнее отчаянных (А.В. Суворов).

    * * *

    Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

    * * *

    Скорость нужна, а поспешность вредна (А.В. Суворов).

    * * *

    Штык, быстрота, внезапность – это вожди россиян (А.В. Суворов).

    * * *

    Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам (А.В. Суворов).

    * * *

    Кто испуган, тот побежден на половину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется (А.В. Суворов).

    * * *

    Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушений (А.В. Суворов).

    * * *

    Ни одного поста не должно считать крепостью... нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери, уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста (А.В. Суворов).

    * * *

    Штыки, быстрота, внезапность!.. Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, а ты, удвоив шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поет, гуляет, ждет тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из лесов дремучих налети на него, как снег на голову. Рази, стесни, опрокинь, бей, гони, не давай опомниться (А.В. Суворов).

    * * *

    Победа зависит от ног, а руки – только орудие победы (А.В. Суворов).

    * * *

    При всяком случае наивреднее неприятелю страшный наш штык, которым наш солдат исправнее всех на свете работает (А.В. Суворов).

    * * *

    Бегущего неприятеля истребляет одно преследование (А.В. Суворов).

    * * *

    Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай, в чем его сила и в чем слабость врага (А.В. Суворов).

    * * *

    Полк – подвижная крепость, дружно, плечом к плечу, и зубом не возьмешь! (А.В. Суворов.)

    * * *

    Не думай, что сразу дается победа; враг тоже бывает стоек, иногда не удается взять и с двух, и с трех раз, лезь в четвертый и дальше, пока не добьешься своего. В бою бьет тот, кто упорен и смел, а не кто сильнее; претерпевший до конца спасен будет (М. Драгомиров).

    * * *

    Даже и обороняясь, никогда не думай о том, чтобы отбиться, но непременно о том, чтобы побить (М. Драгомиров).

    * * *

    Пока дерешься, выручай здоровых; только побив врага, вспоминай о раненых (М. Драгомиров).

    * * *

    Как бы неожиданно ни появился неприятель, не нужно забывать одного: что его можно бить или штыком, или пулей; из двух выбрать, кажется, нетрудно (М. Драгомиров).

    * * *

    Не путайся в чужие дела, пока видишь, что его толково ведут; в бою и своего довольно будет. Погонишься за чужим делом, свое упустишь (М. Драгомиров).

    * * *

    Каждый военнослужащий должен быть уверен, что закон стоит на страже интересов общего дела, что его судьба, его карьера не зависят ни от протекции, ни от случайностей, ни от умения ладить с окружающими (подлаживаться), а только лишь от его служебных достоинств, что оцениваться будет одна лишь польза, какую он может принести своему делу (В. Доманевский).

    * * *

    Мужество есть способность человека терпеливо переносить невзгоды жизни. Сила этого качества главным образом зависит от силы воли... Немцы говорят об этом очень остроумно: «Потерявший имение – ничего не потерял; потерявший честь – много потерял; потерявший мужество – все потерял» (Н. Бирюков).

    * * *

    Мужество зависит также от национальных свойств бойца – в силу этого наличность его тоже обусловливается социальными факторами. Следовательно, и в этом отношении победа приготовляется народом задолго еще до битвы. Интересным примером служит в Древнем мире Спарта, где все государственное устройство и жизнь были приноровлены к одному – развитию в гражданах мужества. Мужество является очень сложным духовным состоянием и в прямом смысле слова не может быть названо чувством. Главную составную часть так называемого мужества составляет чувство мощи (Н. Головин).

    * * *

    Высокие добродетели мужества и самопожертвования развиваются только в виду угрожающей опасности, но у многих они дремлют и бездействуют в мирное время. Поэтому продолжительный мир опасен для духа армии (Наставление к самодисциплине, 1900).

    * * *

    Бодрость есть свойство человеческого духа никогда не находить свое положение отчаянным, считать, что бывают положения еще хуже, и искать средств и способов выйти победителем из неприятного положения. Бодрость есть энергия. Чем больше препятствий, тем больше энергии должен проявлять воин (Н. Бирюков).

    * * *

    Во всякого рода деятельности самое худшее – ни на что не решаться. Умение же решаться есть самая суть военной деятельности (Н. Головин).

    * * *

    Одно из отличительных свойств твердого духа есть постоянное терпение. Сие качество нужно воину не только во время трудных походов, во время продолжительных осад и в других несчастных случаях, но и в мирное время. Войско, теряющее навык терпения, теряет постепенно и другие воинские доблести (Я. Толмачев).

    * * *

    Преобладание ума над волей приведет только к тому, что далее обдумывания, комбинирования, т.е. расчета, человек не пойдет. Вот почему Клаузевиц говорит, что умнейшие люди зачастую бывают самые нерешительные (П. Изместьев).

    * * *

    Общепринятое средство – это внушать страх, и этот способ противоречит тому, что мы должны добиваться в солдате, требуя от него мужества, практикуется в ежедневном его запугивании. Идеал солдата – солдат, ничего не боящийся, а между тем в этом направлении мы мало работаем. Человек, не боящийся раны, с презрением относится к смерти, боится дисциплинарного взыскания и наоборот. Способ воздействия устрашением не логичен, и солдат, который не совершает проступков из-за страха наказания, – жалок (П. Изместьев).

    * * *

    Храбрость есть способность человека преодолевать свой страх в виду опасности. Хотя это, как сказано, способность, однако храбрость может быть до некоторой степени развита искусственными упражнениями, заразительностью примеров и может совершенствоваться параллельно с развитием воли. Нет человека, который чего-нибудь не боялся бы, но тот, кто этот страх в себе способен преодолеть, тот храбрый. Храбрость воина и солдата развивается вместе с приобретением уверенности, в умении управлять своим оружием и сознанием превосходствасвоего воинского искусства над искусством противника. Кроме того, убеждение в том, что товарищи в критическую минуту окажут поддержку, усугубляет храбрость (Н. Бирюков).

    * * *

    Психика бойцов есть явление сложное; сверх чувства доблести, воли и долга в нем равным образом играют роль чувство осторожности и военной хитрости, а над всем этим господствует высшее начало – разум! (В. Заглухинский.)

    * * *

    Душевное состояние людей имело, имеет и будет иметь первенствующее значение не только в вопросах войны, но и во всех остальных проявлениях жизни вообще. Гении искусства, литературы, великие законодатели и правители лишь тогда являются таковыми, когда им был понятен и близок дух современников (В. Заглухинский).









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх