Глава 33

Фугас взорвался

Итак, в 1991 г. вновь сдетонировал прибалтийский фугас, заложенный Петром I и тщательно хранимый династией Гольштейн-Готторпов – Романовых. И если в 1918–1920 гг. Россия находилась в беспомощном состоянии, ей угрожали превосходящей военной силой вначале Германия, а затем Антанта, то в 1990–1991 гг. наша армия оставалась полностью боеспособной и сильнейшей в мире. Две сотни омоновцев в Вильнюсе и Риге доказали трусость националистов. Достаточно было нескольких дивизий, чтобы навести порядок в Прибалтике.

Наконец, был и другой путь «цивилизованного развода». Ведь и сепаратисты, и московские власти были едины во мнении, что советские республики не являлись суверенными государствами и границы между ними были чисто административными. Это вроде бы очевидный факт, но наши либералы по-прежнему делают вид, что не понимают разницы между государственной границей и административной. Придется пояснить. У меня есть дачка – шесть соток – на границе с Владимирской областью. Но чтобы на нее попасть по железной дороге, надо сойти на станции на территории Владимирской области, а затем пешком вернуться в Московскую. Если Владимирская область станет «незалежной», то мне по дороге туда придется четыре раза пересекать государственную границу, четыре раза терпеть шмон таможенников и т. д. Понятно, что мне придется продать дачу задешево. И теперь все идет к тому, что Калининградская область достанется тому, кто больше заплатит.

При разделе наше правительство должно было оговорить права миллионов русскоязычных граждан в Прибалтике. Уверен, что если бы русское большинство городов Нарва, Даугавпилс (Двинск) и других знало бы, что они станут «негражданами», чем-то вроде илотов в Спарте, то вряд ли бы они пожелали отделяться.

В 1990–1991 гг. не было никакого раздела собственности между прибалтийскими республиками и Центром. Просто националисты захватили все, что могли. Замечу, что, по оценкам ЦБР и Внешэкономбанка РФ, совокупная задолженность стран Балтии в валютных обязательствах СССР достигает почти 3,1 миллиарда долларов.

Не был оговорен и нейтральный статус новопровозглашенных республик. Вспомним, что в 1962 г. США были готовы начать ядерную войну из-за размещения на Кубе советских военных баз. А вот сейчас на бывших советских аэродромах в Прибалтике базируются сверхзвуковые истребители. Время полета их от эстонской границы до Петербурга и Кронштадта составляет менее 4 минут. Нет никакой гарантии, что следующим после Польши местом размещения американских ракет не станут Латвия и Эстония.

Все вышесказанное общеизвестно и неоспоримо. Об этом знают и в правительстве, и в Генпрокуратуре. Знают пофамильно и конкретных виновников происшедшего – Ельцин, Горбачев, Яковлев, Козырев, Бакатин и прочие. Двое из них умерли и удостоились торжественных похорон, а остальные живут припеваючи, купаясь в роскоши и богатстве.

Наши же историки и писатели уже полвека пережевывают события 1930-х гг. и обличают культ личности, «депортации народов» в 1944 г. и т. п. Малограмотные образованцы даже не знают, что «депортация» означает переселение людей из одного государства в другое. Так что переселение крымских татар, чеченцев и калмыков в 1944 г. никак не подходит под термин «депортация». А вот Ельцин в 1991 г. действительно депортировал 25 миллионов русских людей, в одночасье сделавшихся бесправными мигрантами в «незалежных» республиках. Но это нашей творческой интеллигенции неинтересно, она предпочитает засорять телеэфир байками о детях Арбата или приключениями семейства Градовых.

Самая бедная, но гордая своей историей страна уважаема соседями. Но ни одно государство, пусть даже до зубов вооруженное и богатое полезными ископаемыми, не будут уважать, если его лидеры и послушные СМИ заняты обличениями своей истории. Такая страна не достойна ничего, кроме насмешек и презрения. Стыдно смотреть наши школьные учебники. Возьмем исторический атлас, выпущенный нашими «демократами» в конце 1990-х гг. Там на всей территории Российской империи приведены названия того времени. Там нет Краснодара, Волгограда или Кирова, а есть Екатеринодар, Царицын и Вятка. Зато все города Прибалтики именуются названиями конца XX века: Таллинн, Вильнюс, Даугавпилс, Елгава и т. д. Да не было в XIX веке таких городов. Были Ревель, Вильна (Вильно), Двинск (Динабург), Митава и т. д.

Не пора ли школьникам посылать куда следует таких русофобствующих педагогов, а родителям – подавать на них в суд?!

А если у нас в Министерстве образования сидят недоумки, не способные издать атлас с названиями, соответствующими своему времени, то пусть переиздадут исторические атласы, изданные в 1950–1956 гг. Вот передо мной «Атлас истории СССР» (Часть 2. М. 1955 г.). На карте «Рост Российской империи с 1801 г. по 1900 г.» все находится на своих местах – Ревель, Юрьев (Дерпт), Митава, Либава, Ковно и Вильно.

Уважение прошлого вовсе не означает желание вернуть его. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. И в XXI веке райкомы партии, управляющие промышленностью и сельским хозяйством, являются такими же анахронизмами, как и предводители дворянства, и дворянские собрания.

Но знать историю надо. И русское государство, и нас самих создали Иван III, Иван IV, Петр I, Екатерина II и Сталин. И другой истории у нас нет и не будет. А тем, у кого слова «Империя» и «Союз» вызывают лишь злобу и ненависть, стоит поискать иное государство с иной историей. И видимо, надо не затягивать отъезд, пока это можно сделать с чемоданами и без хорошего пинка.

Сейчас наши правители хотят вновь оставить Россию без истории. С 1991 г. по 2007 г. в РФ ни у кого не нашлось ни времени, ни средств, чтобы составить подробный отчет о событиях 1988–1991 гг. Умирают люди, уничтожаются документы. Как не вспомнить правление Мишки Романова, который сделал все, чтобы скрыть все обстоятельства Смутного времени. В руках московских властей были Марина Мнишек, Иван Заруцкий, десятки знатных польских панов, монахи – спутники Отрепьева по путешествию в Литву, наконец, вся родня Отрепьевых, все тушинское боярство и… ничего. Никаких расследований, обо всем было велено забыть. Сейчас наши власти наступают на те же грабли. Но сейчас не XVII век – всем рот не заткнешь. О единении народа можно болтать сколько угодно, но пока правительство не скажет всей правды о событиях 1988–1991 гг. и не даст им четкой оценки, ни о каком всенародном единении говорить не приходится. Забвение прошлого – это еще более сильный фугас, чем прибалтийский.

Но мы отвлеклись и вернемся к Прибалтике XXI века. Наибольшее раздражение правительства и СМИ Российской Федерации вызывает культ прибалтийских эсэсовцев. Как мы уже знаем, в 1941–1944 гг. никаких национальных прибалтийских формирований при немцах не существовало, кроме войск СС и полицейских частей, выполнявших карательные функции.

Так, 15 июня 1998 г. сейм Латвии провозгласил день 16 марта государственным праздником – Днем латвийских воинов. Именно в этот день в 1944 г. 15-я и 19-я дивизии СС, укомплектованные латышами, получили боевое крещение в районе города Волхова. Теперь по всей Прибалтике ветераны СС стали национальными героями, а партизаны и бойцы Красной армии – предателями и преступниками. Перечисление актов прославления гитлеровцев займет не одну страницу и хорошо известно читателю из газет и теленовостей. Я напомню лишь один факт. В конце апреля 2007 г. эстонские власти снесли надгробный памятник советским солдатам в центре Таллина и перенесли его на военное кладбище, лишив постамента. Эта акция вызвала бурю протеста российских властей и депутатов Думы, но, увы, никаких санкций против Эстонии не последовало. Активисты движения «Наши» устроили многодневную бузу у эстонского посольства. Возможно, часть населения одобрила эти акции, мол, ребята протестовали, как могли. Увы, это всего лишь глупый и пошлый фарс. Похулиганив у посольства, эти молодцы и красны девицы затем отправились в студенческие аудитории внимать профессорам, грудью защищавших прибалтийских националистов в 1990 г., на спектакли Марка Захарова и т. д.

Вот если бы «Наши» от посольства вышли бы в центр Москвы с требованием начать следствие в отношение Ельцина, Горбачева и Ко, то это вызвало бы серьезный резонанс и в Таллине, и в Вашингтоне.

Говоря о правах человека в странах Балтии, нужно отметить два момента. Там граждане имеют достаточно много прав, а вот неграждане лишены всех прав вопреки всем документам Евросоюза, куда Прибалтика была принята в 2003 г.

Гражданами новых республик стали лишь те, кто проживал там к началу 1940 г., и их прямые потомки. Таким образом, человек, приехавший в Прибалтику 50 лет назад и безвыездно проживавший там все эти годы, становится «негражданином», то есть бесправным лицом. Мало того, таковыми становятся его дети, внуки, правнуки и т. д., которые родились и выросли в Прибалтике. Получается, что ребенок, родители и деды которого родились, скажем, в Эстонии, не может автоматически получить эстонское гражданство. Теоретически он может получить гражданство по достижении определенного возраста, при соответствующем поведении, сдав на «отлично» экзамен по эстонскому языку и т. п.

Формально в Прибалтике есть полная свобода вероисповедания. Так, например, в Эстонии теперь граждане могут совершать религиозный брак, который официально приравнен к государственному. Замечу, что церковный брак был отменен эстонскими властями в 1925 г.

И в целом свобода вероисповедания в Эстонии соблюдается, за исключением мелких эпизодов. Так, например, на острове Хийумаа власть фактически сосредоточена в руках баптистов, которые преследуют язычников, то есть сторонников «Эстонской традиционной религии». Кстати, последних в Эстонии по переписи 2000 года было 1058 человек, а по социологическим исследованиям 2002 года – около 11 % от общего количества населения.

Но на русских свобода вероисповедания не распространяется. Сразу после получения независимости эстонские власти начали захват православных храмов, традиционно с XI века относящихся к Русской православной церкви,[264] и стали передавать их своим ставленникам, образовавшим «Православную эстонскую церковь».

К 1 октября 2005 г. сложилась любопытная картина – по эстонским же данным, «эстонская православная церковь» владела 60 приходами и имела 25 тысяч прихожан, а РПЦ соответственно 31 приходом и 170 тысячами прихожан. Таким образом, на одно церковное здание приходится 417 раскольников и 5484 православных верующих. Наше же правительство никак не реагировало на грабеж Русской православной церкви в Эстонии.

Прогноз развития русскоязычного меньшинства в странах Балтии более чем неутешителен. Правительство РФ может сколько угодно стенать в Евросоюзе о правах русских граждан. Но увы, и США, и Евросоюз давно придерживаются политики двойных стандартов в отношении России. Вспомним, что ни одно европейское государство не поддержало РФ в споре с Эстонией по поводу сноса памятника советским воинам в Таллине.

Максимум, что могут сделать наши политики из кампании по защите прав русскоязычных в Прибалтике, это предъявить Евросоюзу и США ультиматум: или навести порядок в Прибалтике, или Россия прекращает с ними любые переговоры или даже контакты в области прав человека. Благо, права русских людей наших супостатов никогда не интересовали, а «права человека» использовались в качестве повода для вмешательства во внутренние дела России.

Впрочем, эта тема в недалеком будущем отпадет сама собой. Русские в Прибалтике, которым в 1990 г. было двадцать и более лет, умрут русскими людьми. А вот их дети будут полурусскими, а внуки – эстонцами, латышами или литовцами.

За примером далеко ходить не надо. Из десятков тысяч русских князей и дворян, живших в начале XVI века в Великом княжестве Литовском, через полтора века не оказалось ни одного, для которого русский язык остался бы родным, и ни одного, не перешедшего в католичество.

Сейчас наши СМИ выдают внуков и правнуков русских эмигрантов первой волны (1917–1922) за русских людей. Увы, они все европейцы или американцы, и не в первом поколении. Подавляющее большинство из них не говорят по-русски, но, самое главное, у них иная система мышления, нежели у нас.

То же неизбежно произойдет и с нашими соотечественниками в Прибалтике. Разумеется, если ситуация будет развиваться в мире так же, как в 1991–2007 гг. В ином же случае, как говорится, возможны варианты…

В 1991 г. страны Балтии освободились от оккупации и… стали жить за счет своей бывшей метрополии. Как уже говорилось, они захватили все предприятия, транспортные инфраструктуры, принадлежавшие Центру и построенные за счет России.

Так, Латвия «прихватизировала» 87 торговых судов, Литва – 70, Эстония – 75. России же остались 178 судов. Таким образом, на Балтийском море, где шли главные грузообороты Союза, русским и остальным народам бывшего СССР досталось лишь 43 % торгового флота.

Правда, распорядиться чужим торговым флотом прибалты толком не сумели. Латвия быстро распродала свои суда в розницу. Среди покупателей были и российские компании. В частности, в октябре 2003 г. было куплено 7 рефрижераторов типа «Курск». А эстонское правительство оптом продало суда норвежской фирме «Nehdi Eitzen Group».

Предприятия, доставшиеся прибалтам от СССР, в большинстве своем не смогли конкурировать с западноевропейскими. Поэтому такая же судьба постигла и большинство крупных предприятий. Вспомним, что продукция знаменитого латышского завода «ВЭФ» славилась по всему Союзу. У меня у самого был приемник «ВЭФ», которым я ловил Би-би-си и «Голос Америки». К 1990 г. на «ВЭФе» работало 20 тысяч человек. К 1999 г. оборудование завода было распродано, а четыре огромных корпуса общей площадью 75 тысяч кв. м за полтора миллиона долларов купила итальянская фирма под торговый центр.

В поставках сельхозпродукции Евросоюз тоже не особенно нуждается. Спору нет, экономику Прибалтики существенно пополнили финансовые вливания Финляндии, Швеции и США. Но тут главную роль сыграла политика, а не экономические выгоды.

В основном же Прибалтику кормит Россия. Российские фирмы по-прежнему покупают прибалтийские товары, хотя они по качеству в основном хуже западноевропейских. Почему это происходит? Это – коммерческая тайна, но, я думаю, здесь речь идет не об инерции установившихся торговых связей, а о нажиме российских властей.

Россия в течение 1000 лет никогда не пыталась использовать Прибалтику в качестве своей колонии, то есть объекта экономической эксплуатации. Действия удельных князей, московских государей, императоров и генсеков сводились исключительно к обеспечению безопасности северо-западных границ России и нормальному функционированию «окна в Европу».

Теперь же прибалтийские государства вступили в НАТО и начали взимать с России большие деньги за пользование пресловутым «окном». По данным В. Иванова, доля доходов именно от российского грузотранзита в наполнении госбюджетов Латвии, Литвы и Эстонии с 1991 г. достигала соответственно 22–25, 18–20 и 15–17 процентов.[265]

По неведомым причинам в 1991–2005 гг. российские власти дотировали экономику Прибалтики за счет сверхнизких цен на нефть, газ и электроэнергию.

До 1998 г. включительно на железных дорогах РФ действовали пониженные на 10–15 процентов тарифы на перевозку транзитных и российских экспортноимпортных грузов именно через порты стран Балтии. Низкими были и расценки на перекачку туда же российских нефти и газа. По данным прибалтийских ведомств, за 1991–1998 гг. прибалтийские железные дороги, порты, нефте– и газопроводные объекты благодаря упомянутым преференциям заработали в целом до 750 миллионов долларов (в текущих ценах).[266]


Таблица 3

Цены поставок российского газа в страны Балтии (в среднем за 2002–2005 гг.)


Я уж не буду говорить о 1990-х гг., когда Эстония стала одним из крупнейших экспортеров цветных металлов. Увы, в самой Эстонии их не добывали, все это было украдено из России, когда власти Ленинграда смотрели сквозь пальцы на этот гешефт.

Самое же страшное, что у Российской Федерации нет даже договора с Литвой о надежном и гарантированном сухопутном коридоре в Калининградскую область. Хватит лукавить, надо нашему правительству признать очевидный факт – само существование Калининградской области напрямую зависит от капризов правительства Литвы: перекроет транспортные и энергетические артерии – и конец области. Особенно если это произойдет зимой, когда замерзает Финский залив. Тогда в Калининград можно будет добраться только по воздуху, да и то дальним окольным маршрутом.

Каковы же перспективы российско-балтийских отношений? Все зависит от того, кто встанет у руля в Москве с 2008 г. Если нам и по-прежнему будут навязывать лозунг: «Вначале – экономика, а потом – политика», Российская федерация развалится в течение нескольких лет. С точки зрения рыночной экономики гораздо выгоднее продать Курилы японцам, Приморский край – китайцам, Калининградскую область – немцам, Карелию – финнам, и так далее вплоть до границ Московского удельного княжества времен Ивана Калиты. Увы, я нисколько не утрирую. Я читал в многочисленных серьезных изданиях о том, что наши власти и бизнесмены неэффективно используют богатства Курильских островов, и поэтому их надо продать японцам.

На самом же деле за 1000-летнюю историю русского народа у нас во главе угла была политика, а не экономика. И Дальний Восток в конце XIX – начале ХХ века не стал ни китайским, ни японским только потому, что в Петербурге не считали барыши от эксплуатации Транссибирской магистрали и Добровольного флота. Формально обе конторы в основном работали в убыток, но фактически приносили огромную государственную пользу. И замечу, Транссиб был казенной железной дорогой и построен на государственные деньги, а пароходы Доброфлота покупались на рубли и копейки, собранные патриотами по всей России.

Государство Российское может существовать лишь при правителях, ставящих политику во главе угла. Такое правительство… оставит Прибалтику в покое. Да, да, сделает то, что просят националисты – «оставьте Эстонию в покое». Нам все равно ничего не удастся сделать для предотвращения насильственной ассимиляции местных русских. Но вот усиливать лимитрофы нам ни к чему. Хотят получать российские энергоносители – пожалуйста! Но по мировой цене.

Зависимость в коммуникациях должна быть сведена к минимуму. Тарифы и пошлины на перевозки в республики Прибалтики следует поднимать ежегодно. Нужны большие государственные капиталовложения в строительство портов в районе Петербурга и нефте– и газопроводов по дну Финского залива и Балтийского моря.

Как уже говорилось, Ельцин и его окружение даже не попытались оговорить в 1991 г. условия транзита в Калининградскую область через Литву. С 1 января 2005 г. гражданин России, чтобы проехать в Калининград, должен иметь заграничный паспорт и литовскую визу. К настоящему времени стоимость визы составляет 35 евро, то есть около 1200 рублей.

На июнь 2007 г. из Москвы в Калининградскую область ежедневно отправляются два пассажирских поезда и 8 пассажирских самолетов. Причем поезда идут по маршруту Минск – Вильнюс – Кибартай – Нестеров, то есть фактически через всю Литву. При взаимном желании можно было бы пустить поезда через Гродно, сам был там в 1991 г. и видел хорошую железную дорогу, отличный вокзал и т. п., а дальше можно проложить 100-километровое железнодорожное полотно через Литовскую территорию вдоль ее границы с Польшей до Калининградской области.

Таким образом, будет разгружена сеть железных дорог центральной Литвы и исключена возможность контрабанды со стороны граждан РФ. Кстати, правительство Литвы постоянно жалуется на россиян, торгующих на остановках и даже выбрасывающих из окна на ходу контрабанду для своих литовских сообщников.

Так ведь именно литовские власти устроили в маленькой Литве даже для фирменного скорого поезда «Янтарь» остановки, где поезд стоит в общей сложности около двух часов. Так тут и законопослушный гражданин от скуки займется мелкой спекуляцией.

Скоростные же поезда с запломбированными дверями и закрытыми окнами смогут пересекать 100-километровый отрезок по литовской территории буквально за полчаса. Российской стороне это сэкономит 5 часов времени и большие средства. Казалось бы, строительство скоростной железной дороги и автомагистрали вдоль границы с Польшей сулит обеим сторонам только выгоды.

Однако Литва против строительства таких магистралей, а Москва не особенно настаивает. Неужели в Москве не понимают, что транзит в Калининград – это поводок, на котором Литва держит Россию? Почему бы нашим СМИ не довести сложившуюся ситуацию до каждого европейского обывателя?

Литва постоянно повышает тарифы на транзит и по любому поводу угрожает «начать ремонт на железной дороге» и тем ограничить или вообще прекратить транзит в Калининградскую область. Западный обыватель должен понять, что в Калининградской области живет больше народу, чем в Западном Берлине в 1948 г., и снабжать край по воздуху российской военно-транспортной авиации будет сложно, и понятно, что делать это они будут через литовское воздушное пространство. С другой стороны, наши сухопутные силы даже при нынешнем их состоянии за несколько часов с двух сторон легко пробьют себе коридор через Литву. А дальше Европа будет решать – промолчать ей или затеять ядерную войну с Россией. Так не пора ли довести до сведения западного обывателя, что его благополучие и даже жизнь зависят от настроения не дюже грамотного в политике литовского чиновника.

И Литва, и Евросоюз должны быть строго предупреждены, что, согласно международному праву, блокада территории суверенного государства является актом войны. Вспомним, что в 1967 г. Израиль начал шестидневную войну, в качестве повода использовав блокаду египтянами Акабского залива, где, кстати, израильские суда вообще никогда не ходили.

Достаточно сложная ситуация сложилась и в Финском заливе. Спросить бы у господ Горбачева и Козырева, ну, допустим, эстонцы требовали независимости и им ее дали. Но зачем нужно было отдавать десятки пустынных островов Финского залива, где вообще не было туземцев, а использовались эти острова лишь Балтийским флотом? Или наши моряки тоже попросили «незалежности?»

В 1990-х гг. литовское правительство разрешало пролеты российской военно-транспортной авиации в Калининградскую область, но с предварительным уведомлением. Затем год от года Литва начала выдвигать все новые и новые мелочные и унизительные требования. Так, срок уведомления был доведен чуть ли не до месяца. Россия обязана была предоставлять подробный список всех грузов, находящихся на борту самолета. А наше военное командование вместо того, чтобы послать лимитрофов к известной матери и спокойно летать, отказалось вообще от сквозных полетов через Литву. Теперь наши военно-транспортные самолеты летают через Санкт-Петербург, Финский залив и Балтийское море, делая огромный крюк.

Но и это не спасает летчиков от претензий лимитрофов. Эстония постоянно жалуется на нарушения ее воздушного пространства российскими самолетами. Не подумайте, что наши истребители носятся над Таллином. Речь идет исключительно о пролетах в нескольких сотнях метров от так называемой «внешней границы территориального моря Эстонии». И каждый раз эстонские политики и СМИ выдают душещипательные комментарии – «Провокация!», «Полчаса страха!» и т. д.

18 октября 1996 г. Финляндия и Эстония разделили между собой всю центральную и западную части Финского залива. России же они выделили для прохода судов и пролета самолетов узенький коридор длиной около 150 км и шириной от 4 до 10 км.

Финский залив мелководен, но очень опасен для судоходства из-за сильных штормов, мелей, подводных скал и сложной ледовой обстановки с декабря по апрель. И вот сейчас отклонится самолет или корабль на несколько десятков метров от этого коридора, и уже летят грозные ноты. А войдут лимитрофы в силу, ведь и стрелять начнут.

Самое любопытное, что проход российских судов и пролет самолетов в Финском заливе не определен никакими международными соглашениями. То есть пока хотят, нас пускают, а дальше…

Ельцин вроде бы приказал вывезти ядерное оружие из Калининградской области и изъял его с кораблей и из арсеналов Балтийского флота. Таким образом, наш флот оказался разоружен, в то время как флоты США и Англии не только не собираются отказываться от атомного оружия, а наоборот, непрерывно совершенствуют как ядерные боевые части, так и средства их доставки.

И опять же, безъядерный статус Калининградской области и Балтийского флота не закреплен ни одним международным договором. С другой стороны, нет никаких гарантий, что американское ядерное оружие не будет доставлено в Польшу или страны Прибалтики. Кстати, Соединенные Штаты уже полвека принципиально не сообщают о наличии или отсутствии ядерного оружия на борту своих кораблей или самолетов, находящихся за рубежом. Предположим, что правительство РФ решит снова вооружить Балтийский флот спецбоеприпасами и доставить их в Калининград. Тогда возникает естественный вопрос – разрешит ли это сделать НАТО?

В 2006–2007 гг. страны Прибалтики и Польша вместе с определенными кругами Швеции и Финляндии предпринимают отчаянные усилия, чтобы помешать строительству газопровода «Nord Stream» («Северный поток») из России в Германию, Францию, Венгрию и Калининградскую область по дну Балтийского моря. Как известно, акционерами этого проекта стали «Газпром» (51 %) и его западные партнеры.


Разграничение морских пространств в Финском заливе и в северной части Балтийского моря (К соглашению от 18 октября 1996 г.)

Статус дна Финского залива сейчас не определен. В принципе финны и эстонцы могут заявить, что они не допустят строительства газопровода по дну Финского залива, хотя это может быть оспорено с учетом других международных соглашений. Кроме того, финны и эстонцы утверждают, что трасса газопровода пройдет в «зоне их военных учений».

Публикуются многочисленные дикие сценарии загрязнения Финского залива и Балтийского моря в случае строительства газопровода. Газ – не нефть, воду не загрязняет. Но тут в ход идут старые страшилки о затопленных в 1947–1948 гг. двенадцати тысячах тонн германских химических боеприпасов. США и Англия затопили сами или заставили затопить германских моряков химические снаряды и бомбы, а также бочки с отравляющими веществами к востоку от острова Борнхольм и к западу от острова Готланд. Однако вероятность прохождения трубы через это захоронение минимальна. И вообще, что, теперь получается, что из-за преступлений правительств США и Англии нельзя вообще использовать ресурсы дна Балтийского моря? Риск здесь минимален, а в случае любого загрязнения моря должны отвечать те, кто сбрасывал туда химбоеприпасы.

Неужели российский МИД не может объяснить Финляндии и Эстонии, что западная часть Финского залива – район особый, и здесь нужна особая договоренность, поскольку дело идет о выходе к морю великой страны, за что в течение 1000 лет отдали свои жизни миллионы русских людей, и что шутить с этим весьма опасно, и при обстреле любого воздушного или морского судна немедленно будут приняты решительные ответные меры. Не следует забывать, что российские зенитные ракеты С—300 способны сбить на своей территории любой воздушный объект над любой точкой Прибалтики. Кстати, случайный пуск более старой ракеты С—200 с украинской пусковой установки около Феодосии, сбившей российский Ту—154 на расстоянии 225 км, реально подтвердил такую возможность.

А береговой ракетный комплекс «Прогресс» может поразить морскую цель во всей акватории Финского залива.

Понятно, что любая угроза России к странам-лимитрофам вызовет истерику западных СМИ – вот русский медведь опять угрожает маленьким независимым прибалтийским государствам. Но есть и иные, куда более эффективные пути воздействия на лимитрофы – наказать их хозяина, то есть США.

Сейчас янки считают себя единственной супердержавой в мире, которой должны подчиняться все другие государства. Американцы разместили свои войска по всей планете и дали гарантии безопасности десяткам стран мира. Таким образом, США поставили себя в крайне уязвимое положение. Поставки современного оружия и массивов разведывательной информации со спутника в режиме реального времени может помочь даже слабому противнику нанести серьезный удар американскому колоссу. Да, вооруженные силы США имеют суперсовременное оружие, но и у России есть таковое. Зато у янки нет смекалки русского мужика, который может если не уничтожить, то обхитрить любое «интеллектуальное» оружие, и нет презрения к смерти, как у восточных парней.

Янки должны понять, что любое тявканье лимитрофов неизбежно будет оборачиваться для США большими неприятностями.

Развал Союза привел к резкому всплеску территориальных претензий почти во всех республиках СССР. Не обошло это явление и Прибалтику. Так, националистам Литвы мало того, что на территории республики проживает свыше 20 % нелитовцев, и они строят планы захвата новых земель. В Литве постоянно печатаются карты, где часть республики Беларусь вплоть до Молодечно указана как литовская территория. «В конце 1999 г. там был выпущен „Календарь литовца на 2000 год“. В нем напечатана карта, на которой часть территории Польши, Белоруссии и России (Калининградская область) обозначены как… „временно оккупированные этнические литовские земли“. Российское посольство в Литве расценило календарь как провокацию, белорусское выразило недоумение, а министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек заявил, что его страна потребует запретить распространение календаря. МИД Литвы тоже открестился от него, заявив, что выпуск в частном издательстве не согласовывался с государственными институтами и не финансировался за казенный счет».[267]

Литовские политики и видные общественные деятели периодически в своих выступлениях требуют присоединения Калининградской области к Литовскому государству в качестве компенсации «за вред, принесенный в годы советской власти». Ряд польских политиков также заявляют о необходимости произвести польско-литовский раздел нашей территории. В конце 1997 г. несколько политических партий Литвы обратились в ООН и к литовскому сейму с предложением передать Калининградскую область под временное управление ООН.

Не отстает от Литвы и Эстония, в которой этнических эстонцев не более 60 %. Им, видите ли, мало неграждан для эксплуатации и срочно требуются новые земли.

Уже в 1991 г. эстонское правительство потребовало от России «пересмотреть» границы на основе Юрьевского договора 1920 года, сославшись на то, что эти переговоры не были денонсированы. Территориальные претензии Эстонии распространялись на земли, находящиеся на правом берегу реки Нарвы в Ленинградской области и район Печоры в Псковской области. Эстонцы даже изобразили на эстонских пятикроновых купюрах абрис русской Ивангородской крепости, а министр иностранных дел Эстонии Т. Велисте велел всем эстонским посольствам разыскать эстонские карты 1939 г., на которых Печоры входят в состав Эстонии, чтобы было проще обосновывать «правомочность» эстонских территориальных претензий.

В начале 1990-х гг. группы эстонцев неоднократно пытались захватить силой территории Печорского района. Так, известны попытки силового захвата здания Печрского военкомата, установка эстонских пограничных знаков на расстоянии нескольких десятков километров от границы бывшей Эстонской ССР.

«В Печорском районе сотрудниками службы безопасности Эстонии проводилась активная работа по созданию „пятой колонны“ из эстонофилов. Агенты развернули среди русского населения агитацию за переход в эстонское гражданство, чтобы иметь возможность обосновать свои территориальные претензии тем, что на этих землях живут не российские, а эстонские граждане. В Эстонии была даже разработана специальная инструкция по ведению психологической войны в Печорском районе. В ней, в частности, говорилось: „Печеряне психологически относятся к сенсорному типу людей, которые в большей степени воспринимают информацию на слух, чем в напечатанном виде, поэтому секретным спецпропагандистам Эстонской Республики легче действовать через беседы с печерянами, которые этой осенью в большом количестве посещают с нужными документами Таллин для получения „синих паспортов“ эстонского гражданина. Надо учитывать, что МВД России, погранвойска, органы ФСБ не контролируют ситуацию с „синими паспортами“, которые могут дать гражданам Эстонии преимущество в референдуме. Возвращающиеся с „синими паспортами“ из Таллина граждане Эстонии русской национальности должны разлагать печорские земли Псковщины“».[268]

К сожалению, только к 7 ноября 1994 г. на российско-эстонской границе был установлен последний 682-й столб. Понятно, что до 1990 г. никаких пограничных столбов и контроля не было, и даже многие местные жители не знали, где проходила административная граница между РСФСР и Эстонской ССР.

Наконец 18 мая 2005 г. в Москве были подписаны договоры о российско-эстонской границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. Эстония официально отказалась от своих прежних притязаний на Печорский район Псковской области, включая и сам Псков (эстонцы его называют Пихква), и район к востоку от Нарвы – за рекой Наровой, включая Ивангород в Ленинградской области. Граница прошла по бывшей административной границе РСФСР и Эстонской ССР. В соответствии с договором стороны уступили друг другу по 128,6 гектаров суши и по 11,4 кв. км поверхности озер.

В июне 2005 г. договоры были ратифицированы эстонским парламентом. Но, принимая закон о ратификации, эстонский парламент 15 июня включил в его преамбулу ссылки на Тартуский мирный договор между Эстонской Республикой и Советской Россией от 1920 г. и на оккупацию страны Советским Союзом в 1940 г.

В ответ МИД и правительство РФ фактически дезавуировали пограничные договоры, на что эстонские власти «промолчали в тряпочку». А что им было сказать? В итоге вопрос о границах остался нерешенным.

Увы, прибалтийские националисты не ограничиваются территориальными претензиями, а выдвигают еще и финансовые. Им недостаточно, что они и так сидят на шее России, выкачивая из нее энергоносители по смешным ценам. Прибалты требуют огромные деньги за пользование шоссейными и железными дорогами, портами и судами, построенными русскими же людьми и на русские деньги.

Летом 2005 г. Латвия, Литва и Эстония официально подтвердили свои финансовые претензии к России в сумме около 100 миллиардов долларов, обусловленные пресловутым «ущербом за период советской оккупации».

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Увы, в Москве могут найтись чиновники высокого ранга, которые будут платить прибалтам. Платили же мы царские долги Франции, позабыв о том, что в 1917 г. она прекратила поставки военной техники в Россию, присвоив миллиарды франков за уже оплаченные заказы. Французы причастны к расхищению золотого запаса России, вывезенного чехословаками из Казани в 1918 г. Французские оккупанты нанесли огромный ущерб России в ходе Гражданской войны. Так, к примеру, из 131 судна, угнанного из Крыма Врангелем в ноябре 1920 г., подавляющее большинство было захвачено французами. Наконец, именно Красная армия, разгромив вермахт, позволила освободить Францию от гитлеровцев. Ну а нашей кремлевской мафии на это на все плевать, они платят с удовольствием. Думается, что и прибалтам они тоже станут платить.

В истории России было много неприятных нам событий. Русь платила дань владыкам Востока Батыю и Тамерлану. В 1618 г. было подписано позорное Деулинское перемирие, но тогда Россия воевала одновременно с двумя сильнейшими государствами Европы – Речью Посполитой и Швецией. В 1918 г. был подписан «похабнейший» Брестский мир. Но за тысячелетнюю историю России это первый случай, когда наша страна платит дань и унижается перед такими ничтожествами, как прибалтийские националисты, дети легионеров СС.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх