• Второе наступление союзников на подводные лодки в Бискайском заливе с 20 июня по 20 сентября 1943 года
  • Новые типы подводных лодок
  • Торпеда Zaunkonig
  • Заграждения MAD
  • Новая битва у западных берегов Англии с 19 января по 24 февраля 1944 года

  • Неприятная история с Эком
  • Глава 19

    Битва в Атлантике

    (пятая фаза: с июня 1943 по май 1944 года)

    Второе наступление союзников на подводные лодки в Бискайском заливе с 20 июня по 20 сентября 1943 года

    Англичане не забыли своих успехов в мае 1943 года, которые нужно было относить на счет «Ланкастеров», оснащенных новыми прожекторами. Недостаточное количество и необходимость применения их в других местах задерживали наступление.

    В Лондоне продолжали обсуждать, нужно ли бомбардировками верфей и фабрик предотвращать производство новых подводных лодок, нужно ли в портах нападать на подводные лодки или лучше делать это на переходе. Бискайский залив был их проходной зоной, когда они выходили из французских портов или возвращались туда. Адмиралтейство заявило: «Мы должны там ударить».

    «У меня такое впечатление, что об этом слабом наступлении в Бискайском заливе уже достаточно было сказано, мы стягиваем необходимые самолеты… и должны скоро начать», – заявил первый лорд адмиралтейства маршалу ВВС сэру Джону Слессору.

    Для наступления военная авиация ВМФ располагала большими силами. Пространство Бискайского залива – это большой прямоугольник примерно в 350 милях от немецких баз на Атлантике, между 8-м и 15-м градусами западной долготы и на широте Нориента и Эль-Ферроля. Кроме базирующихся в Англии самолетов командования береговой авиации, которые находились под командой сэра Джона Слессора, в операции принимали участие американские эскадры порта Люатей и Гибралтар, несколько групп поддержки и 2 крейсера. Район восточнее мыса Ортегал был оставлен английским подводным лодкам, которые патрулировали вблизи французского побережья. Никогда там не было более четырех английских подводных лодок; командование находилось в Плимуте. С 20 июня день и ночь здесь вовсю работало командование береговой авиации под прикрытием истребителей «Москито» 10-й группы и «Бьюфайтеров» 248-й эскадрильи.

    В соответствии с новой разработанной Дёницем тактикой подводные лодки, идущие днем в надводном положении, должны были подпускать самолеты противника и внезапно открывать по ним огонь из бортового оружия (двух четырех– ствольных 20-мм пулеметов, полуавтоматической пушки калибра 37 мм), пытаясь их сбить. Ночью подводные лодки оставались под водой.

    «Непосредственным результатом этого было снижение контактов наших самолетов ночью и соответствующее увеличение в течение дня», – пишет Роскилл. Три подводные лодки U-332, U-109 и U-663 вышли из портов Атлантики и были потоплены в ходе дневных атак в течение первой недели мая, а три другие повреждены. Вышедшая в рейд 15-го подводная лодка снабжения U-463 (капитан 3-го ранга Вольфбауер) пала жертвой «Галифакса» 58-й эскадрильи, она была потоплена первой из тех «молочных коров»!

    22 мая 1943 года U-441 (капитан-лейтенант Гёц фон Гартман) вышла из Бреста. 24-го четырехмоторный «Сандерленд» обнаружил подводную лодку в Бискайском заливе и подлетел к ней, фон Гартман начал стрельбу по самолету. Однако его четырехствольная зенитная установка калибра 20 мм отказала, и самолет смог сбросить свои бомбы. U-441 была повреждена и вернулась в Брест.

    8 июня 1943 года U-758 (капитан-лейтенант Maнзек) применила похожую тактику и достигла определенного успеха. Maнзек отмечал в своем докладе:

    «19.18: атака одномоторного самолета палубной авиации «Лизандер» с малой высоты с правого борта. Атака отражалась бортовым оружием, противнику во время пролета нанесено большое количество пробоин. Самолет сделал 4 захода и сбросил примерно 8 100-кг бомб. Они легли на траверзе в 200 метрах по правому борту. Самолет сбросил дымовой буй рядом с лодкой и вернулся на базу.

    Ложусь на юго-западный курс и ухожу с максимальной скоростью, два самолета «Лизандер» и «Мартлет» сопровождают пострадавшую машину. Они вращаются и ходят по кругу на удалении до 5000 метров на высоте 3000 метров вокруг лодки, не атакуя. Время от времени они стреляют из бортового оружия, но не точно.

    19.45: по правому борту новая машина типа «Мартлет» с малой высоты атакует бортовым оружием. Я получаю многочисленные пробоины, самолет заходит с кормы и сбрасывает 4 бомбы. Они ложатся примерно в 25 метрах за кормой. Из самолета вырываются черные клубы дыма, и он врезается в воду. Самолеты-бомбардировщики удается удерживать бортовым оружием на дальности примерно 3000—4000 метров… В 20 часов два истребителя «Мустанг» атакуют бортовым оружием с малой высоты. Обе машины получают несколько пробоин. Пострадавшие возвращаются на базу в сопровождении других истребителей.

    Из-за прямого попадания неисправны два пулемета калибра 20 мм. Оба шпинделя одноствольных пусковых установок блокированы снарядами противника. 11 человек из обслуги орудий зенитной артиллерии и соответственно сигнальщиков легко контужены. Решено погружаться».

    После успехов обеих этих стычек, вопреки постоянным потерям, Дёниц решил придерживаться этой тактики повсеместно начиная с конца мая. До 10 июня четырехмоторные бомбардировщики противника соблюдали дистанцию, и подводные лодки могли беспрепятственно пересекать Бискайский залив. По возможности проход осуществлялся в группах по пять лодок, таким образом они достигали значительной концентрации огневой мощи.

    Англичане отмечали, что достигнутый ими успех в районе Бискайского залива не оправдывал их надежды. 14 июня еще один «Сандерленд» был сбит подводной лодкой U-564. Тем не менее бомбардировщик сумел сбросить бомбы и тяжело повредил U-564, которая вскоре после этого была потоплена самолетом «Уитли» 10-й эскадрильи оперативного учебного подразделения.

    Англичане совершенствовали свою тактику. Один самолет обнаруживал цель и, оставаясь вне зоны досягаемости пулеметов, запрашивал усиление. Атака проводилась прилетевшими самолетами, сориентированными и наведенными по радио, причем между отдельными атаками выдерживалась пауза около полминуты, таким образом никакая машина не могла быть поражена взрывной волной бомб предшествовавшего самолета. U-155 и U-68 стали жертвами этой тактики, вернулись на свою базу с огромным количеством раненых на палубах.

    20 июня знаменитая 2-я группа поддержки под командованием устрашающего капитана Ф.Дж. Уокера в сотрудничестве с патрульными 15-й и 19-й группами начала применять новую тактику, так называемую «creeping attack» («подкрадывающуюся атаку»).

    Ф.Дж. Уокер 24 июня длительным преследованием и глубинными бомбами заставил всплыть минный заградитель U-119, перестроенный в подводную лодку снабжения, и потопил его. На 2 часа позже Wren обнаружила цель, и группа поддержки Ф.Дж. Уокера преследовала подводную лодку, хотя та ушла на большую глубину. 5 часов ее атаковали глубинными бомбами, которые взрывались на глубинах от 150 до 225 метров. Так была уничтожена U-449.

    Крейсер Scylla прибыл для патрулирования в район Ла– Паллис, чтобы предотвратить вмешательство 6 немецких эсминцев, которые там стояли.

    Самой разыскиваемой 4 эсминцами, самолетами и даже английской подводной лодкой была подводная лодка U-180. Эта лодка привезла Чандра Бозе в Индию и возвращалась оттуда с грузом в 2 тонны золота. Ей удалось в конце июня прийти в Бордо.

    11 июля U-441 в Бискайском заливе завязала бой с 3 истребителями противника. Она уничтожала один самолет, однако экипаж получил 10 человек убитыми и 13 тяжелоранеными, хотя мостик был обшит бронированными листами. Командир Гёц фон Гартман был тяжело ранен, тогда корабельный врач Пфаффингер принял на себя командование и благополучно привел лодку в Брест.

    Оба противника проявляли находчивость и мужество как при атаке, так и в обороне.

    Когда немецкие подводные лодки в июне впервые понесли тяжелые потери – 30 процентов лодок в море, – Дёниц снова себя спрашивал, не будет ли правильным прекратить борьбу. Не жертвовал ли он бесполезно немецкой молодежью, продолжая борьбу?

    Предоставим слово ему самому:

    «Если бы мы прекратили подводную войну, то высвобожденные силы противник мог бы использовать против нас в другом месте.

    Например, был один вопрос: могли ли мы допустить, чтобы армады бомбардировщиков противника, которые обеспечивали охрану подводных лодок, летали бы в Германию и наносили нам дополнительные потери среди гражданского населения Германии? Должен ли был фюрер спокойно смотреть на это и объяснять женщинам и детям, что они должны были бы выносить все это? Он больше не хочет принимать решение, которое необходимо, чтобы устранить эти силы. Вопрос «повис в воздухе»… Я пришел к выводу, что мы находились перед горькой необходимостью, продолжать борьбу»1.

    Однако Дёниц не говорит, что было невозможно сообщить такое решение Гитлеру, который сделал его всего за полгода гросс-адмиралом.

    Дёниц пригласил капитана 1-го ранга Рёзинга, командующего подводными лодками на Западе, его командиров флотилий, капитанов 3-го ранга Цаппа (3-я флотилия подлодок), Шульца (6-я флотилия подлодок), Золера (7-я флотилия подлодок), Лемана-Вилленброка (9-я флотилия подлодок) и Кунке (10-я флотилия подлодок) в Берлин и изложил им создавшуюся ситуацию. Командиры подводных лодок были единодушны: нужно было продолжать борьбу.

    Адмирал Дёниц объявил офицерам о своих намерениях и планах на будущее, как он это обычно делал в серьезных ситуациях.

    Прежде всего конкретные задачи: пересечение Бискайского залива в группах в надводном положении под усиленной охраной зенитных орудий. Таким образом, по его словам, было еще возможно пробраться в район охоты; подводные лодки должны были сопровождаться эсминцами так далеко, как это только было возможно.

    Необходимо было выбирать отдаленные районы моря вне радиуса действия авиации противника: морское побережье Бразилии, Мозамбикский канал, все «слабые места», которые можно было использовать. Самое удобное место находилось к северу от Азорских островов, новая «gap» («брешь»), которую пересекали американские конвои, шедшие на Гибралтар и в Средиземное море.

    Нужно было также использовать новые акустические торпеды T-5, как только они прибудут из мастерских. Они должны были быть поставлены подводным лодкам в конце августа.

    В июле потери подводных лодок возросли. С 1-го по 20-е через Бискайский залив удалось провести 75 процентов подводных лодок в группах. Три лодки пропало, в то время как из отдельно идущих лодок было потоплено четыре.

    В конце июля Дёниц приказал двум группам подводных лодок выйти в море. Они сопровождались до 8-го градуса западной долготы несколькими эсминцами, которые он смог выделить. Затем они продолжили свой марш в составе групп. На них беспрерывно нападали, и они несли потери. Ни 9 Ju-88, посланные на помощь, ни 3 эсминца не могли спасти их от гибели…

    Немецкий адмирал подвел итог: за 2 месяца, июнь и июль, 16 подводных лодок было уничтожено в Бискайском заливе. Общие потери на всех театрах военных действий были огромны: 54 лодки! Дёниц думал о лодках, которые уже не изготавливались больше по лицензии в достаточном объеме, но в первую очередь – о своих людях, офицерах и экипажах, которых он хорошо знал и любил.

    2 августа он принял тяжелое решение: запретил выход в море всем подводным лодкам. Лодки, находящиеся на дежурстве в море, должны были немедленно вернуться в подводном положении домой вдоль испанского побережья. Все лодки вернулись на свои базы.

    Дёниц в течение последних дней битвы в Бискайском заливе смог отметить определенную осторожность в действиях атакующих самолетов противника, несмотря на броню днища их фюзеляжей. Из этого он сделал вывод: «Прикрытие зенитной артиллерией может эффективно играть свою роль только тогда, когда она нагоняет страх на самолеты перед нападением или сбивает их перед атакой».

    Сильное противостояние между Герингом и Дёницем, казалось, смягчилось, и сотрудничество между обеими частями вермахта перешло в новую стадию.

    Люфтваффе 11 июня 1943 года ответили на меморандум Дёница в феврале и просили адмирала детально объяснить свои требования.

    Дёниц ответил на следующий день и потребовал, прежде всего, одну эскадрилью дальних бомбардировщиков для защиты подводных лодок в Бискайском заливе, а также вторую для разведки конвоев и наведения на них подводных лодок.

    Результат этого сотрудничества практически равнялся нулю. Военная авиация не имела самолетов, и ее летчики не имели опыта в области такого сотрудничества. Хотя «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-110» сбили несколько самолетов союзников, тем не менее они находились во власти «Бьюфайтеров» и «Москито» и не могли эффективно защитить подводные лодки и топить корабли союзников в этой битве в Бискайском заливе.

    Наступление союзников в этом районе Атлантики продолжалось немногим более трех месяцев. Группы поддержки удалялись, борьба смещалась далее на юг, к Гибралтару и Азорским островам.

    Командование береговой авиации предприняло значительные усилия и совершило огромное количество вылетов. Между 14 июня и 21 сентября общее количество самолетовылетов составило почти 4000, и это только вылеты машин, базировавшихся в Великобритании; они обнаружили 196 подводных лодок и в 78 нападениях потопили 10 лодок.

    В июне, июле и августе в Бискайском заливе немцы потеряли 21 подводную лодку; на других театрах военных действий в это же время было потоплено 79 лодок.

    Союзники в свою очередь были вынуждены констатировать потерю 58 торговых судов тоннажем 327 081 брт.

    С этого момента подводные лодки пересекали Бискайский залив только в подводном положении, и их потери были незначительны. В то же самое время, в начале сентября, англичане отметили, что подводные лодки противника не потопили «за эту неделю впервые на этой войне ни одного торгового судна». Они не знали, что 9 подводных лодок и лодка снабжения, оснащенные новыми приемниками, акустическими торпедами и усиленным зенитным вооружением, находились на марше в Атлантику и что 13 других лодок стояли в готовности к выходу во французских портах и еще 6 – в Германии и Норвегии…

    В сентябре было потоплено только 2 подводные лодки, U-669 и U-221, которые возвращались по приказу Дёница на свои базы, а третья подлодка была повреждена. В то же время подводными лодками в небе Бискайского залива было сбито 13 патрульных самолетов.

    Новые типы подводных лодок

    Теперь Дёниц знал, что война не могла быть победоносно завершена без новых подводных лодок Вальтера. Профессор закончил чертежи своей подводной лодки. Корпус в форме рыбы был оснащен помимо своих дизелей еще и оксиводородной турбиной, ход под которой был беззвучен, – это было революцией в строительстве подводных лодок. Эти лодки должны были в подводном положении развивать скорость 18, возможно даже 20 или 25 узлов! Ее радиус действия должен был быть значителен: она должна была на дизелях достигать мыса Доброй Надежды и даже акватории Индийского океана, оперировать там 3 или 4 недели и возвращаться в Германию без дозаправки топливом.

    Новые приборы, которыми она должна была оснащаться, давали ей возможность в подводном плавании, без поднятия перископа, получать все данные, необходимые для выполнения атаки; пуск торпеды можно было производить вплоть до глубины 50 метров. Лодка управлялась, как самолеты, с помощью «ручки управления».

    Подводная лодка Вальтера должна была вернуть подводным лодкам первоначальные преимущества, которые они утратили, – бесшумность и эффект внезапности, и привести гитлеровскую Германию к победе2.

    Были проведены испытания небольших экспериментальных подводных лодок Вальтера, и U-80 развивала большую скорость в подводном положении.

    Ввод в строй этих подводных лодок был запланирован на 1945 год; между тем Дёниц утвердил у Гитлера планы постройки лодки, которая имела формы этой лодки. Удвоением аккумуляторных батарей планировалось достичь скорости, которая даже если была бы не настолько велика, как у подводных лодок Вальтера, но тем не менее должна была превысить скорость конвоев.

    Электрические подводные лодки XXI и XXIII серий3 могли строиться быстро и большими сериями. Профессор Вальтер использовал старую голландскую идею и в июне 1943 года представил адмиралу Дёницу конструкцию шноркеля, которая должна была обеспечивать подвод воздуха к дизелям и позволяла лодке идти в подводном положении на дизельном приводе; выхлопные газы должны были отводиться таким же способом. Таким образом, подводная лодка могла идти на незначительной глубине, а над водой оставался лишь небольшой шноркель. Дёниц заинтересовался этой идеей. К сожалению немцев, для их изготовления и установки на лодках требовалось много месяцев. Они были введены в эксплуатацию только в феврале 1944 года. Во время высадки союзников в море находилось 8 подводных лодок, оснащенных шноркелями.

    Гитлер отдал производству этих подводных лодок абсолютный приоритет, оно коренным образом изменило его мнение, и он видел теперь в новой подводной лодке и в тайном оружии средство достижения победы, которая, казалось, ускользала от него.

    8 июня 1943 года лодки с санкции Гитлера вышли в серийное производство. По планам министра вооружений Альберта Шпеера лодки строились не на верфи, как до сих пор, а на различных предприятиях восемью отдельными секциями, которые затем собирались на стапеле вместе лишь в конце производства. Этим достигалась такая значительная экономия трудовых затрат, что для производства одной лодки требовалось лишь 260 человеко-часов, вместо 460. На верфи, где происходила сборка, лодка стояла лишь 8 недель, вместо 40 ранее. Министр вооружений взял на себя ответственность за выполнение программы, которая предусматривала производство 40 лодок в месяц. Построенное в Бланкенбурге бюро объединяло до 800 инженеров.

    С осени 1943 года бомбардировки Германии усилились, что привело к разрушению верфей, фабрик и коммуникаций. Происходили неизбежные задержки в производстве.

    Торпеда Zaunkonig

    Во второй половине августа новый поисковый радиолокационный приемник Hagenuk был установлен на базировавшихся во французских портах подводных лодках. Из немецких фабрик прибывали также первые акустические торпеды T-5, названные Zaunkonig. Торпеда направлялась своей головкой самонаведения на шум винтов кораблей противника и взрывалась под кормой судна. Каждая подводная лодка получала перед выходом в море 4 такие торпеды, которыми она должна была атаковать прежде всего корабли эскорта. Обстоятельство, которое было доведено до сведения Дёница радиоразведывательной службой ВМС, вынудило его позволить группе Zaunkonig досрочно выйти в море: ее лодки первыми были оснащены такими торпедами!

    Во время последней бомбардировки Гамбурга в июле большинство британских четырехмоторных бомбардировщиков 15-й и 19-й групп относились к командованию береговой авиации. Эти машины освободились в связи с отсутствием подводных лодок в Атлантике, как следствие приказа, отданного командующим 24 мая. Было особенно необходимо как можно быстрее связать эти самолеты, чтобы отвлечь их от бомбардировок немецких городов. В конце августа примерно 20 подводных лодок вышли из французских баз на Атлантике; они имели приказ идти в подводном положении в течение дня и даже ночью, за исключением времени, которое требовалось для зарядки аккумуляторных батарей. Люфтваффе, несмотря на ходатайство адмирала, не выделили ни одного самолета для их охраны в первый день перехода. «С самым большим напряжением в конце августа мы наблюдали за выходом лодок в Северную Атлантику через Бискайский залив, – пишет Дёниц. – Способен ли новый поисковый радиолокационный приемник защитить их от внезапных нападений самолетов лучше, чем прежний?»4

    Теперь, однако, число нападений союзников во время перехода было незначительным.

    «Это показывало, что, по-видимому, показатели значительно улучшилась, – решил Дёниц, – и это можно было приписать только применению нового приемника Hagenuk. И действительно, группа Zaunkonig в ходе своего рейда не потеряла ни одной лодки. До мая 1944 года в этом районе моря потери составляли в среднем лишь от одной до двух подводных лодок в месяц. Чувство облегчения, с которым мы наблюдали за этой ситуацией, было огромным».

    В первую неделю сентября союзники, в свою очередь, с удовлетворением отмечали, что подводные лодки в последнее время не потопили ни одного торгового судна. Однако успокаиваться было рано. 16 сентября 20 подводных лодок группы Zaunkonig после дозаправки от U-460 посреди Атлантики блокировали и связали боем медленный конвой ONS-18 (27 судов). 20-го группа подлодок в квадрате AJ 9522, к югу от Гренландии, провела свое подводное нападение и уничтожила сразу 2 судна, сильная контратака с воздуха отогнала ее от конвоя.

    Другой быстрый конвой 0N-202 находился вблизи района боевых действий и был обнаружен одной из подводных лодок. Лодки атаковали его, и конвой потерял 2 торговых судна, фрегат Lagan был поврежден акустической торпедой. Затем он был отбуксирован в порт.

    Для усиления прибывали корабли сопровождения и самолеты; 20 сентября 1943 года «Либерейтор» 120-й эскадрильи потопил U-3385 новой, впервые использованной англичанами американской воздушной акустической торпедой! Противники вводили в эксплуатацию аналогичное оружие. Тем же самым вечером командующий районом «западные подступы» (западные фарватеры Ла-Манша, к югу от Корнуолла) приказал обоим конвоям вместе с их судами боевого охранения перейти в подчинение капитана 2-го ранга Эванса.

    Обе стороны получали усиление. «Либерейторы» – группы поддержки с английской стороны и 8 подводных лодок с немецкой стороны. Ожесточенная битва продолжалась 5 дней. 19 подводных лодок потопили 6 торговых судов (тоннажем 36 422 брт) и конвойные корабли Saint Croix, Polyanthus и Itchen, был поврежден Lagan. Немцы ликовали в связи со своей победой и сообщали о том, что ими потоплено 9 торговых судов (тоннажем 46 000 брт) и 12 эсминцев. Сами они потеряли U-338, U-229 и U-341.

    Англичане сами разработали акустическую торпеду и, конечно, находили меры против T-5 – фоксер6, металлический предмет, создающий шум, который тянули в кильватере корабля. Он перенацеливал акустическую торпеду на себя, но сильно мешал работе гидролокатора.

    Тем не менее в период с сентября 1943 по май 1944 года торпедами T-5 было потоплено не менее 25 конвойных кораблей. Весной 1943 года эти торпеды были модернизированы; система FAT позволяла торпедам следовать за идущим по зигзагообразной траектории кораблем по его прямому, перпендикулярному прямому участку курса судна пути. Немцы не довольствовались лишь этим. Только весной 1944 года им удалось создать систему LUT (независимую от положений торпеду). LUT следовала за зигзагообразным курсом по усредненной линии, однако вектор этого пути мог находиться под любым углом к прямолинейному пути движения торпеды. Это была действительно торпеда с головкой самонаведения для всех возможных углов встречи. Диапазон возможного применения торпед LUT был весьма широк. Несмотря на это, для поражения идущих с большой скоростью целей и далее требовались торпеды с прямолинейной траекторией пуска, так как поражение с помощью LUT предполагало очень долгое движение торпеды до встречи с целью. Имелись также и другие недостатки.

    В ноябре 1943 года подводные лодки днем оставались под водой, а ночью охотились на цели, указанные авиаразведкой.

    Дёниц сначала был доволен достигнутыми результатами, но затем пришел к выводу, что предпринимаемой в течение последующих месяцев модернизации было бы недостаточно для того, чтобы вернуть немецким лодкам их прежнюю эффективность. Нужно было прекратить групповые атаки на конвои и ограничиться лишь тем, чтобы вести дальше войну настолько экономно, насколько это возможно, с целью оттянуть силы противника.

    Заграждения MAD

    В первой половине января 1944 года в порт Люатей прибыла американская эскадрилья «Каталин», оснащенная новой системой в борьбе с подводными лодками – Magnetic Air Detector (MAD), электромагнитным устройством определения местоположения подлодок с воздуха.

    Если немецкие подводные лодки раньше пересекали пролив Гибралтар ночью в надводном положении, то с ноября 1942 года они были вынуждены уходить под воду из-за самолетов, оснащенных прожектором Leigh Lights. Так как в воде Средиземного морея концентрация солей больше, чем в воде Атлантического, постоянное течение из Средиземного моря в Атлантику проходит в глубинах пролива, а на поверхности в менее плотной воде отмечается слабое течение в противоположном направлении. Теперь подводные лодки стали использовать эти течения, когда ночью приближались к началу пролива со стороны Атлантики. На рассвете они ныряли, оставаясь под водой, позволяли свободно нести себя течению, скорость которого могла достигать 2 узлов, и уходили в Средиземное море. Действия эсминцев были осложнены нейтральной трехмильной зоной и трудностями определения местоположения. Заграждение MAD было длиной 4 мили и состояло из двух близко расположенных друг к другу параллельных линий. Это заграждение одновременно патрулировали на высоте от 45 до 60 метров 2 самолета; они могли определить местонахождение подводной лодки на глубине 60 метров на удалении до 90 метров. Так как самолеты облетали все заграждение всего за 2 минуты, то для подводной лодки было практически невозможно проскользнуть незамеченной. Когда самолет обнаруживал лодку, он сбрасывал фоксер, позиционный маркер для обозначения места. Сбрасыванием по одному фоксеру по очередности в нескольких заходах для эсминца обозначался курс подводной лодки. Таким методом 24 февраля 1944 года самолетами, которые сначала сбрасывали фоксер, затем бомбы весом 30 килограммов, было определенно местонахождение U-761. Английские эсминцы Anthohy и Wichart сначала оставались в стороне, а затем сбрасывали глубинные бомбы в те места, где взорвались бомбы «Каталины»… Внезапно подводная лодка всплыла, команда начала выходить. Эсминцы открыли по ней огонь, в это время прилетели новые самолеты и нанесли по подводной лодке бомбовый удар. Было видно, как форштевень лодки поднялся под углом 20 градусов к горизонту, затем лодка затонула. Атака продолжалась 45 минут, 48 человек из экипажа U-761 смогли спастись.

    В марте несколько подводных лодок пытались пересечь пролив. U-492 была потоплена, другие развернулись, и лишь одной-единственной удалось дойти до цели. Из 12 подводных лодок, которые в течение первых трех месяцев года шли по трассе из Гибралтара, только 9 попали в Средиземное море. 15 мая U-731 была обнаружена самолетом, оснащенным MAD, и потоплена эсминцем. Англичане применяли там свои самые лучшие экипажи и самолеты7.

    Новая битва у западных берегов Англии

    с 19 января по 24 февраля 1944 года

    Примерно в середине января Дёниц решил начать наступление у западного побережья Великобритании, где в 1940 году начались стремительные действия его подводных лодок. Он расположил свои подводные лодки в виде полукруглой арки, которая растянулась от Фарерских островов до Бреста, на удалении около 250 миль от Британских островов. Они должны были постоянно двигаться под водой, всплывая лишь для подзарядки своих аккумуляторных батарей. Военная авиация была придана им для ведения разведки.

    Немецкие самолеты сообщили об обнаружении конвоя северо-западнее Ирландии, однако, так как они не могли постоянно наблюдать за ордером, уведомленные подводные лодки смогли найти лишь несколько судов, которые, вероятно, принадлежали подразделениям связи OS65—KMS398.

    Только U-641 обнаружила несколько судов, но 19-го была потоплена юго-западнее Ирландии корветом Violet.

    А тем временем англичане усиливали свои атаки с воздуха 19-й группой «Либерейторов», оснащенных прожекторами, и «Веллингтонов». Немцам удавалось собрать группы численностью от 8 до 11 подводных лодок в менее чем 270 морских милях от мыса Малин-Хеад с задачей перехватить конвои на переходе к Северному каналу.

    27-го англичане при прослушивании радиообмена самолетов противника перехватили сообщение, в котором передавали позицию двух больших конвоев (вероятно, ОН-221 и 0S66—KMS40). Оба противника подтянули резервы. Командующий подводными силами приказал лодкам искать ОН-221 в надводном положении, несмотря на большой риск и возможную ошибку определения координат люфтваффе.

    Реакция союзников не заставила себя долго ждать: U-271 была потоплена «Либерейтором» ВВС США, U-571 – «Сандерлендом» 461-й эскадрильи. На следующий день подводные лодки прекратили преследование. Капитан Уокер, командир 2-й группы поддержки, находился у Малин-Хеад и взял курс на юго-запад, чтобы охранять конвой. Утром 31-го фрегат Wild Goose (капитан 3-го ранга Д.Е.Г. Вемюсс) сообщил об обнаружении конвоя. Авианосец сопровождения сразу поднял свои самолеты в воздух, в то время как Wild Goose профилактически сбрасывал глубинные бомбы, чтобы защищать авианосец сопровождения, на который могли напасть подлодки.

    Starling приближался на полном ходу, применяя тактику «creeping attack». Затем он сбросил 14 глубинных бомб, взрывы которых были так сильны, что это ощутили все находившиеся поблизости корабли. Уокер наблюдал за морем, которое медленно принимало свой нормальный внешний вид. Обломки подводной лодки скоро всплыли на поверхность; это была U-592, которая пострадала еще от предыдущего воздушного налета на обратном пути на свою базу.

    7 февраля Уокер встретился с объединенным конвоем SL147—MKS38, в то время как другие конвои шли у северозападной оконечности Ирландии. Дёниц был уведомлен самолетами о местонахождении конвоев и их курсе. Он сразу послал 11 подводных лодок, половину имеющихся в его распоряжении кораблей, против SL 147—MKS 38, в то время как вторая половина должна была атаковать два других конвоя9. Англичане обнаружили их по немецким самолетам, летящим на большой высоте, они слышали их радиообмен. Поднявшиеся с авианосцев машины безуспешно пытались их сбить.

    8 февраля в 11.07, после 47-минутной атаки, проведенной кораблями Starling, Wild Goose и Woodpecker, последний 22 глубинными бомбами потопил U-762.

    «Самолеты противника всю следующую ночь кружили над конвоями, но единственным результатом их усилий навести подводные лодки на корабли было то, что они привели еще 2 лодки в смертельные когти маленьких кораблей Уокера», – пишет Роскилл.

    Уокер, самый известный из всех командиров групп поддержки, достиг дальнейших успехов при нападениях подводных лодок на конвои SL147—MKS38, HX-277, ОН-224 и ОЖ-29, которые проходили в период между 29 января и 24 февраля. Уокер со своей 2-й эскортной группой, состоящей из Starling, Wild Goose и Woodpecker, Kite и Magpie, ходил от одного конвоя к другому и преследовал обнаруженные самолетами-разведчиками подводные лодки. Тактика Kriechangriffes, то есть «creeping attack», ежедневно совершенствовалась группой, части группы, прекрасно изучив возможности и манеру отхода противника, согласованно выслеживали подводные лодки, играли обнаруженной лодкой, как мячиком.

    Таким образом, этой группой были потоплены: 31 января 1944 года – U-592, 8 февраля – U-762, 9 февраля – U-238 и U-734, 11 февраля – U-424, а фрегат Spey 18 февраля потопил U-406 и на следующий день – U-386.

    U-406 была потоплена 18 февраля в 3.20 пополудни вблизи конвоя ONS-29, причем англичане подняли из воды 45 оставшихся в живых членов экипажа лодки. Среди них находилась группа инженеров и ученых, которые испытывали новые немецкие приборы защиты от обнаружения радиолокаторами. Когда пленные позже были опрошены, они сообщили англичанам полезные сведения по немецкой электротехнике.

    Командир 2-й группы сопровождения Уокер 27 дней боролся с несколькими группами подводных лодок, потопил лично 6 из 11 уничтоженных лодок, 3 из них менее чем за 17 часов.

    12 больших конвоев прибыли к западному побережью Великобритании, два не подверглись серьезным нападениям. Подводные лодки дважды добивались успеха: эсминец Woodpecker и отставшее грузовое судно были торпедированы. Кроме того, 2 самолета командования береговой авиации были сбиты.

    Уокер в этой битве снова отличился выносливостью и опытом. 2-я группа вела себя как первоклассно тренированная футбольная команда, ею было сброшено приблизительно 650 глубинных бомб. Когда Starling, Wild Goose и Magpie 25 февраля подошли к набережной Гладстоун в Ливерпуле, они были встречены ликованием многочисленных моряков и докеров.

    Неприятная история с Эком

    В феврале 1944 года в Индийский океан вышла новая группа из 6 лодок, из которых только 5 достигали своей цели, так как U-177 была потоплена 6 февраля «Либерейтором» к западу от острова Вознесения. U-852 (капитан-лейтенант Хайнц Эк) при переходе через Южную Атлантику встретила греческое судно Peleus (4695 брт). Peleus шло одно из Фритауна в Буэнос-Айрес, когда 13 марта северо-восточнее острова Вознесения его атаковала двумя торпедами и потопила U-852. Эк хотел, чтобы от торпедирования не осталось никакого следа, и совершил бесчеловечный и противоречащий всем морским традициям акт: расстрелял из пулеметов оставшихся в живых после кораблекрушения моряков. Трое из них уцелело в этой бойне, и 6 неделями позже им удалось достичь западного побережья Африки.

    Между тем U-852 ушла в Индийский океан. 1 апреля она двумя торпедами потопила британское судно Dahomian водоизмещением 7000 тонн. 3 мая перед островком Сокотра подводную лодку обнаружил самолет Королевских ВВС с авиабазы в Адене, он атаковал лодку, и она получила такие тяжелые повреждения, что командир решил затопить лодку. Капитан-лейтенант Хайнц Эк, который со своим экипажем попал в плен, позже был обвинен в расстреле из пулеметов потерпевших кораблекрушение моряков с Peleus. В октябре 1945 года он со своей командой предстал перед британским военным трибуналом в Гамбурге. Хайнц Эк, трое его офицеров и унтер-офицер были приговорены к смертной казни и 30 ноября 1945 года расстреляны. Нескольких членов экипажа приговорили к тюремному заключению.

    Карл Дёниц в ходе допросов на процессе пытался спасти своего офицера. Он объяснял: «Я хотел бы сказать, что капитан-лейтенант Эк столкнулся с очень тяжелым решением. Он нес ответственность за лодку и за свой экипаж, и эта ответственность лежит на войне. Если бы он принял другое решение, то, как он считал, был бы сразу обнаружен и уничтожен, и это соображение небезосновательно, так как в том же самом районе и в то же самое время, насколько я знаю, велась бомбардировка 4 подводных лодок. Если по этой причине он пришел к такому решению, то немецкий военный трибунал, без сомнения, должен был бы это учесть. Я думаю, что все после войны смотрят на вещи несколько иначе и не чувствуют той огромной ответственности, которая лежала на бедном командире»10.

    В другом же месте немецкий адмирал пишет: «Я не мог одобрять поведение командира, так как солдат не может отходить от нравственных принципов боевого руководства».









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх