• Конвой PQ-17
  • Советская подводная лодка К-21 нападает на Tirpitz
  • Возобновление конвоев
  • Операция «Соурс», 22 сентября 1943 года
  • Подвиг X-24
  • Глава 14

    Конвои в Северном море

    «После того как Гитлер напал на Советскую Россию, у американцев и у нас оставалась одна возможность оказать ей помощь – поставка оружия и продовольствия», – пишет Уинстон Черчилль.

    Прямой путь доставки этих грузов к русским портам проходил по арктическим водам к Мурманску и Архангельску. Конвои в Советский Союз (PQ)1 до марта 1942 года потеряли лишь одно судно – британский Waziristan (5135 брт), который был потоплен торпедой с подводной лодки U-134 на полпути между Шпицбергеном и Нордкапом; судно входило в конвой PQ-7A Эсминец конвоя Matabele был торпедирован и потоплен подводной лодкой U-454 (капитан 1-го ранга Буркхарт Хаклэндэр) 17 января севернее Мурманска.

    С тех пор конвои на севере несли большие потери от атак групп немецких подводных лодок, эсминцев и прежде всего от атак авиации, базировавшейся в Северной Норвегии.

    Почти всегда сначала появлялся самолет-разведчик, прозванный союзными экипажами George «надсмотрщиком», который сообщал подводным лодкам о движущихся на восток конвоях.

    Зимой ледяной покров распространялся южнее и вынуждал конвои идти через Фарерские острова и остров Медвежий на большом удалении от мыса Нордкап, чтобы затем повернуть на юго-восток к российским портам. Сильный холод – иногда температура опускалась до минус 30 градусов и даже еще ниже – был самым страшным врагом конвоев, покрытых ледяной броней подводных лодок, а также транспортов союзников и кораблей сопровождения. Горе тому, кто терпел кораблекрушение, падал в воду или лишь несколько часов провел на убийственном холоде в спасательной шлюпке! К этим низким температурам добавлялись длинные зимние ночи, туманы, шторма…

    Летом конвои шли от Рейкьявика дальше на север через Датский пролив, через острова Ян-Майен, Шпицберген к Новой Земле и оттуда на юго-запад к Белому морю.

    Конвои в Баренцевом море длительное время находились под большой угрозой. Гитлер послал в норвежские фьорды мощный линкор Tirpitz, тяжелые крейсера Admiral Sheer и Admiral Hipper и крейсер Scharnhorst. Эти корабли вынуждали британский флот быть в постоянной готовности к выходу в море, чтобы защитить конвои, которые могли быть уничтожены орудиями больших надводных кораблей. В действительности они наводили на британцев больше ужаса, чем наносили реального ущерба. Гитлер требовал, чтобы в норвежских портах, где он опасался высадки союзников, базировалось 20 подводных лодок. Они потопили в своих многочисленных рейдах большое количество транспортов союзников.

    Как известно, Дёниц возражал против отправки подводных лодок в Баренцево море. Для него тоннаж союзников представлялся единым целым, и, по его мнению, было легче нанести поражение противнику в Северной Атлантике, чем в соседствующем с этой зоной боевых действий Заполярье.

    Королевские ВМС выделили несколько подводных лодок для сопровождения первых конвоев. Они должны были торпедировать большие немецкие корабли в случае, если те покинут норвежские фьорды, и по возможности топить подводные лодки противника. Этот план был тогда провален, поскольку имело место большое количество ошибок.

    В конце марта 1942 года выход в море британского конвоя задержался из-за трудностей и потерь, а кроме того, из-за выхода Tirpitz в рейд, поэтому в Исландии скопилось большое количество транспортов. Переписка Рузвельта с Черчиллем с 26 апреля по 3 мая касалась возможностей предотвращения такого скопления.

    Конвой PQ-17

    Сталин с нетерпением ждал военных поставок для Красной армии и постоянно жаловался Черчиллю. По настоянию Дядюшки Джо – как его называли Черчилль и Рузвельт, – чтобы освободить переполненные гавани Рейкьявика, Королевские ВМС решили отправить конвой PQ-17. Он состоял из 30 транспортов с сопровождением из 6 эсминцев, 10 кораблей с зенитными установками, 2 подводных лодок и 11 малых судов. Кроме того, конвой сопровождался 4 крейсерами (2 американскими и 2 британскими). Все эти силы находились под командованием контр-адмирала Гамильтона. Дальше на западе более мощное соединение из крейсеров Duke of York и Washington, авианосца Victorious, 3 крейсеров и флотилии эсминцев находилось под командованием адмирала Тови.

    У берегов Норвегии 9 британских и 5 российских подводных лодок готовились ударить по немецким крейсерам.

    Советская подводная лодка К-21 нападает на Tirpitz

    2 июля Tirpitz, который нес вымпел адмирала Шнивинда, крейсеры Admiral Scheer и Admiral Hipper, под прикрытием нескольких эсминцев Ihn, Lody, Galster, Riedel, Eckhol, Stein– brink, а также 2 торпедных катеров вышли из своих баз в Тронхейме и Нарвике. Самолет-разведчик обнаружил южнее острова Ян-Майен большое скопление транспортов с военными грузами, направляющихся в Россию. Германскому флоту была поставлена задача уничтожить этот крупный конвой. 4 июля к полудню он достиг Альта-фьорда, прошел через скопление островов Сёрёй, Квалёй, Сейланд, Стернё в хорошо защищенный фьорд на 71-й параллели в нескольких часах хода от острова Медвежий, где конвой поневоле должен был пройти. Поступающие сообщения говорили о том, что в его составе есть несколько американских судов большого водоизмещения.

    Адмирал Шнивинд и капитан 1-го ранга Топп, командир Tirpitz, самого большого, самого мощного, имеющего наибольшую толщину брони, линкора на Западе, готовились к бою. Они знали, что конвой усиленно охранялся боевыми кораблями, в том числе и американским крейсером водоизмещением 10 000 тонн. Эскадра заправлялась целую ночь.

    5 июля утром было получено сообщение о том, что германская авиация обнаружила несколько судов конвоя и подводные лодки уничтожили два больших транспорта2.

    Как раз пришло время Шнивинда!

    В 11 часов пополудни эскадра покинула фьорд и со скоростью 24 узла начала поиск конвоя. Экипажи германских кораблей нервничали в ожидании предстоящего боя, офицеры беспокоились из-за скорости кораблей в этих изобилующих скалами водах, так как они не располагали достаточно точными навигационными картами. Накануне на середине пути из Нарвика Lutzow вместе с S^eer задели скалы, торпедные катера наскочили на мель.

    После обеда пришло второе сообщение о дальнейших успехах люфтваффе и подводных лодок3.

    В то время как немецкий флот теперь направлялся на север, в 17 часов русская подводная лодка обнаружила эсминцы, что позволяло сделать вывод о наличии большого флота. Это была К-21 под командованием Лунина. Из радиограммы, полученной утром, он знал, что немецкая эскадра выдвинулась. Он сразу поднял экипаж по боевой тревоге, за это время эсминцы подошли ближе.

    В 16.18 на удалении более 18 000 метров над горизонтом показался дым и мачты, которые, несомненно, принадлежали большим кораблям.

    Момент начала атаки быстро приближался, поскольку противник держал курс на русскую подводную лодку. Радар крутился над кораблем, но Лунин был спокоен: на поверхности моря царило небольшое волнение и волны скрывали перископ.

    В 16.25 Лунин приказал поднять перископ и, посмотрев в него, обнаружил Tirpitz, за которым шел Scheer.

    – Будем атаковать Tirpitz, – скомандовал Лунин.

    Внутри лодки царила полная тишина, и от этого сердца бились еще громче.

    16.46. Противник идет курсом норд-вест, затем повернул влево на 90 градусов, чтобы сменить курс. Корабли шли на дистанции в 4000—5000 метров в кильватерном строю. Лунин резко повернул направо. Теперь удаление стало 9000 метров, курсовой угол 30 справа, приблизительная скорость 20 узлов. На сигнальных мачтах подняты флаги, сообщающие об очередном смене курса.

    16.50. Вся боевая группа противника легла на новый курс, все корабли в кильватерном строю. Лунин видит Tirpitz так близко, что тот больше сектора обзора перископа. Он уверенно опознает обводы корабля, его палубу, выкрашенную в желтый цвет для опознавания своей авиацией. Подводная лодка идет на глубине 20 метров.

    В 16.57 подъем на глубину 13 метров; последний взгляд через перископ. Лунин решает немедленно пустить кормовые торпеды, так как изменение курса не позволит выстрелить вперед. Форштевень Tirpitz приближается к перекрестью прицела. 17.02.

    – Готовность! – командует Лунин.

    – Есть! – отвечает кормовой пост.

    – Огонь!

    – Торпеда пошла! – докладывает корма.

    Заметили ли эсминцы выпущенные Луниным торпеды? По-видимому, нет; Лунин смог уйти на глубину. Подводники со страхом и нетерпением ждали взрывов. Медленно тянулись секунды…

    Прошло 135 секунд, вдруг Лунин почувствовал два взрыва. Атака удалась! Tirpitz получил повреждения, а может быть, и потоплен! На борту К-21 царило ликование. Как ни странно, никакой контратаки глубинными бомбами не последовало, и К-21 смогла спокойно уйти.

    19.09. Советская подлодка снова всплыла на поверхность, и Лунин сразу радостно доложил: «2 крейсера, 7 эсминцев на 71°5' северной широты – 28°40' восточной долготы, курс 45. Лунин».

    Торпедная атака К-21 на Tirpitz не была замечена на борту немецких кораблей, так как линкор не был поражен. Скорость и изменение курса немецкой эскадры помешали Лунину точно выпустить торпеды из носовых торпедных аппаратов4.

    Переданное по радио сообщение Лунина было перехвачено немецкой разведкой и расшифровано. Адмирал Дёниц был сразу проинформирован. Он решил, что фактор внезапности потерян, так как противник теперь знал позицию его группы Nord. Он не хотел потерять Tirpitz и вечером 5 июля ровно в 21.30 отдал эскадре, которая находилась севернее Варангерфьорда, команду на возвращение.

    Весь экипаж Tirpitz выражал недовольство приказом, который был им непонятен, но Шнивинд и Топп все же подчинились, и немецкий флот вернулся в Вестфьорд, не потопив ни одного корабля союзников.

    Русские отправили сообщение о движущихся на восток немецких кораблях в Лондон, где оно было получено уже в 18.10 и в 20.29 передано по радио на борт подводной лодки Unshaken.

    Адмиралтейство опасалось нападения немецких надводных кораблей на конвой PQ-17, там считали, что он недостаточно защищен крейсерами адмирала Гамильтона, британцы находились под впечатлением от огневой мощи Tirpitz. Накануне вечером 4 июля адмиралтейство приняло решение, которое должно было обернуться катастрофой.

    И действительно, 4 июля адмирал Гамильтон получил следующий приказ:

    «Сверхсрочно: всем силам вернуться на запад на максимальной скорости».

    В 21.23 пришло второе сообщение:

    «Срочно: вследствие угрозы надводных кораблей конвою следует рассредоточиться и выходить к русским портам самостоятельно».

    Затем в 21.36 последовал приказ:

    «Сверхсрочно: конвою рассредоточиться»5.

    «Теперь беззащитные, поодиночке идущие корабли стали легкой добычей для самолетов и подводных лодок, – пишет Черчилль. – Печальна судьба каждого отдельного судна или каждой группы транспортов, которые шли дальше под охраной одного или нескольких кораблей сопровождения. Это была настоящая трагедия».

    Из 34 судов 23 было потоплено, из 200 000 тонн перевозимых из Исландии различных материалов 130 000 тонн пропало. Для британцев, под чьим руководством шли конвои, была особенно ощутима потеря 14 американских судов.

    В нападениях, которые проходили в период с 4 по 13 июля между островами Ян-Майен и Новая Земля и доказывают ожесточенность германских подводных лодок, принимали участие U-88, U-225, U-251, U-334, U-335, U-376, U-456, U-457 и U-703.

    Адмиралтейство, по причине катастрофы PQ-17, предложило прекратить проводку конвоев, по крайней мере, до тех пор, пока не сойдет лед на севере и не кончится полярный день.

    «Я считал это решение весьма серьезным, – заключает Черчилль, – и склонялся скорее к расширению, чем к сворачиванию наших действий, согласно девизу: «В поражении помогает лишь непреклонность!»

    Возобновление конвоев

    Черчилль уведомил Сталина телеграммой о выходе нового конвоя, который, правда, произошел с задержкой. 23 июля Сталин бурно протестовал. Он заявил, что «британское правительство уклоняется от поставок военных грузов по Северному пути. Он критиковал приказ об отзыве кораблей сопровождения конвоя PQ-17. Немцы торжествовали: им удалось с помощью своих самолетов и подводных лодок перерезать Северный путь. Следующий конвой PQ-18 вышел лишь в сентябре. Адмиралтейство изменило расстановку кораблей сопровождения: 39 транспортов охранял эскорт, состоящий из 16 эсминцев, спасательного судна, танкера и 3 тральщиков, а также первого эскортного авианосца Avenger с 12 истребителями на борту и 3 подводных лодок типа Swordfish.

    Около 100 немецких самолетов и 10 подводных лодок пытались уничтожить конвой. В период с 13 по 22 сентября шли тяжелые бои. 24 самолета люфтваффе было сбито, 14 сентября кораблем сопровождения Onslow и самолетами с Avenger была потоплена подводная лодка U-89. 16 сентября кораблем Impulsive была уничтожена U-457. U-405 утверждала, что в ходе атаки потопила судно водоизмещением около 7000 брт. U-589 потопила «Сталинград» (3559 брт) и американский Oliver Ellsworth (7191 брт), U-457 потопила Atheltemplar (8992 брт), а U-435 – 3 корабля: Bellingham (5345 брт), Ocean Voice (3174 брт), Grey Ranger (3313 брт). В общей сложности – 9 судов тоннажем 43 216 брт.

    История северных морских конвоев и история подводных лодок тесно связаны друг с другом совместной охраной, перенесенными страданиями и опасностями. Это целый ряд трагических эпизодов, за каждым из которых стоит мучительный каждодневный труд.

    Не будем останавливаться на подробностях; мы лишь хотели отметить, что с конвоем PQ-18 в сентябре 1942 года ситуация изменилась. Авианосец – основной корабль конвоя, новый инструмент ведения войны изменил ситуацию в Баренцевом море, так же как и в Северной Атлантике. Эти корабли оказались эффективными в плохих погодных условиях и в сложной ледовой обстановке. С 21 августа 1941 года по 13 мая 1945 года 40 судов пересекло Баренцево море в направлении СССР. 811 кораблей пришло из Гавальфьорда, Рейкьявика, Лох-Эве, Клюде; 33 – вернулось из-за плохой погоды и пакового льда. Подводные лодки потопили 23 судна, люфтваффе – 34, надводные корабли – 1.

    Конвои перевезли большое количество боевой техники всякого рода, в том числе 5000 танков и 7000 самолетов. Неизбежно происходили катастрофы. Shera потерпела аварию, Punjabi затонул после столкновения. «2 мая 1942 года польская подлодка Jastrab была ошибочно потоплена кораблями Seaguil и Saint-Albans, когда она сопровождала конвой PQ-15 в Северном море; это произошло из-за ошибки в выборе позиции6. Несколько кораблей сопровождения было уничтожено авиацией и подводными лодками. 30 апреля 1942 года U-456 нанесла повреждения крейсеру Edinburgh, 20 сентября U-703 потопила британский эсминец Somali, 30 января 1944 года – эсминец Hardy.

    Из 36 возвращавшихся в Англию конвоев (716 судов) пришло 26, 17 из них было атаковано подводными лодками.

    2783 офицера и матроса транспортов и кораблей сопровождения погибло. С немецкой стороны были линкор Scharnhorst, 3 больших эсминца и 38 подводных лодок.

    Королевские ВМС обеспечивали сопровождение конвоев с хорошо известной британской настойчивостью, связанной с присущим британцам от рождения чутьем в судоходстве. Британский адмирал, который командовал группой кораблей сопровождения, говорил о моряках морского торгового флота: «Запасники выиграли войну конвоев».

    Операция «Соурс», 22 сентября 1943 года

    Англичане, и прежде всего Черчилль, считали возможным устанавливать мины под корпус стоящего в гавани корабля и подрывать его. То, что итальянские водолазы проделывали в Александрии, британцы тоже могли делать!

    Теперь это угрожало немецкому линкору Tirpitz водоизмещением 43 000 тонн, с 8 380-мм орудиями, оснащенному мощной средней и легкой артиллерией, так сильно бронированному, что ему не была страшна ни одна глубинная бомба, ни один из кораблей сопровождения конвоев в Северном море с января 1942 года, ни большие британские надводные корабли. Tirpitz был однотипным судном с кораблем Bismark, который потопил линейный крейсер Hood. Когда он становился на якорь в норвежском фьорде, его присутствие мобилизовывало несколько крейсеров в британском флоте, так как никто из них не мог сравниться с ударной мощью, оснащением и броней Tirpitz. Черчилль принял решение его уничтожить. С этой целью было проведено поэтапно три операции.

    1. Операция «Тайтл».

    2. Операция «Соурс».

    3. Операция «Тангстен».

    Ни одна из них не привела к полному успеху.

    О передвижениях Tirpitz и немецкого флота вдоль норвежского побережья в Лондон сообщали хорошо организованные члены норвежского движения Сопротивления, которых активно поддерживали англичане.


    1. Операция «Тайтл».

    Она проводилась водолазами. Был переоборудован норвежский катер Arthur, в нем дополнительно была построена двойная потайная переборка между малым передним трюмом и машинным отделением. В понедельник 26 октября 1942 года в 10 часов утра под командованием норвежского капитана Лейфа Ларсена Arthur вышел из Лунны-Вой к Шетландским островам. Кроме капитана, на борту находилось 5 англичан под командованием капитан-лейтенанта Брюстера. Два аппарата «Чариот», нечто вроде двойной торпеды, были закреплены на стойках под днищем судна. Катер преодолел без сложностей расстояние до Норвегии, однако из-за неполадок в двигателе был вынужден остановиться в небольшой гавани на побережье, прежде чем войти в Тронхейм-фьорд, где Tirpitz стоял на якоре. После ремонта уплотнительной втулки Ларсен провел Arthur к входу во фьорд, где катер был осмотрен немецким патрульным кораблем и пропущен дальше. Еще 50 морских миль нужно было пройти внутри фьорда, чтобы попасть к немецкому линкору. Англичане, которые открыто находились на палубе, скрытно спустились в трюм, надели водолазные костюмы, взяли снаряжение и торпеды «Чариот» для того, чтобы установить их под немецким линкором.

    Они были уже почти у цели, когда внезапно поднялся ветер, который раскачал Arthur так сильно, что оба «Чариота» сорвались с креплений и затонули. Экипажу ничего не оставалось делать, как прекратить работу, высадиться в глухом месте и пробираться в Швецию. На них охотилась немецкая полиция, и они были вынуждены в сложных условиях бежать через горы. Один англичанин был пойман и расстрелян как шпион. Операция «Тайтл» провалилась.


    2. Операция «Соурс».

    Черчилль решил пойти дальше. Уже давно в Барроуин– Фурнесс были построены малые подводные лодки типа Х. Они прошли много испытательных погружений в шотландских фьордах и были наконец переведены в секретную гавань HHZ (гавань Лох-Кейрнбаун). Подлодки типа Х, мини-субмарины (карликовые подводные лодки), имели все признаки нормальных подводных лодок, однако не имели вооружения: ни торпед, ни торпедных аппаратов, ни орудий, ни пулеметов. Собственно, это были минные заградители особого вида. Подлодка, похожая на осла, на которого навьючили два огромных контейнера, вместе они по размерам почти равнялись самой лодке. Она несла по бортам по два подрывных заряда, состоящего из 2 тонн аматола. Заряды плотно прилегали к корпусу подлодки, чтобы не ухудшать ее ходовые качества, и могли сбрасываться изнутри. Подрыв осуществлялся с помощью часового механизма. Оснащенные дизельными двигателями лодки могли развивать скорость от 6 до 7 узлов, над водой и в подводном положении, движущиеся за счет электромоторов – лишь 4 узла. Они были оснащены 2 перископами – для атаки и для наблюдения за воздушной обстановкой. Лодки имели длину 16 метров, диаметр 1,65 метра, водоизмещение 35 тонн и экипаж, включая командира, 4 человека. Лодка была оборудована шлюзом, через который обеспечивался выход наружу, он конструктивно состоял из 3 герметично закрывающихся люков. Два закрывались изнутри, один – снаружи. Он имел сообщение с внешним пространством, что позволяло рубить сети или освобождать гребной винт и руль подлодки, если они запутаются в минрепе или в сети. Обучение добровольцев было продолжительным и опасным процессом и уже стоило двух человеческих жизней. Необходимо было перестраивать лодки, так как первые опытные образцы не удовлетворяли предъявляемым требованиям.

    Для операции «Соурс» против Tirpitz подготовили подлодки Х-5, Х-6, Х-7, Х-8, Х-9 и Х-10. Каждая из малых подлодок должна была управляться 3 членами экипажа, включая командира. Крохотные лодки не могли самостоятельно совершить переход из Шотландии к норвежскому фьорду, где находился Tirpitz. Было решено отбуксировать их большими подводными лодками. Ночью они шли в надводном положении, днем – под водой. Между буксиром и буксируемой подлодкой была протянута линия связи. Каждая подлодка типа X должна была иметь два экипажа: один из 3 человек – для буксировки в надводном положении и другой из 4 человек – для атаки, причем они перевозились в качестве пассажиров на подводных лодках – буксировщиках. Контр-адмирал сэр Клод Барри 10 сентября 1943 года в гавани HHZ (кодовое обозначение Лох-Кейрнтаун) лично присутствовал при выходе 12 подлодок.

    Были получены данные о том, что Tirpitz и другие немецкие надводные корабли находятся в Кофьорде, ответвлении Альта-фьорда. Переход к Альта-фьорду был тяжел, даже трагичен. Трос Syrtis (капитан-лейтенант М.Х. Джаппен), буксирующего Х-9 (капитан-лейтенант Е.А. Кирон), порвался, и X-9 исчезла навсегда.

    Буксир Seanymph (капитан-лейтенант Дж.П.Х. Окли) потерял Х-8 (капитан-лейтенант Дж. Смарт), которая все-таки была найдена Truculent (капитан-лейтенант Р.Л. Александер), но оказалась сильно поврежденной и потеряла свои заряды. Она была затоплена, а ее экипаж прешел на Seanymph.

    Вечером 20 сентября Х-5 (капитан-лейтенант X. Хенти– Крир), Х-6 (капитан-лейтенант Д. Камерон), Х-7 (капитан– лейтенант Г. Плейс) и Х-10 (капитан-лейтенант К. Хадспет) отцепились от своих боевых товарищей Thrasher, Truculent, Stubborn и Sceptre. Они вошли в Сёрёй-Зунд, преодолев заминированный район, в то время как большие подлодки ушли, чтобы ожидать их возвращения.

    Только Х-5, Х-6 и Х-7 удалось пройти по фьорду. Они целую ночь шли тесным фарватером, который постоянно находился под наблюдением противника. Их команды были вынуждены часто ремонтировать перископы и двигатели. Тем не менее они смогли преодолеть заграждения Ка-фьорда, которые были открыты для пропуска небольших немецких судов.

    20 сентября около 8 часов утра Х-6 и Х-7 проскользнули под сетями и установили свои мины под днище Tirpitz. Они были обнаружены патрульными катерами и не смогли уйти. Под огнем они были захвачены, немцы арестовали командиров и экипажи обеих маленьких подлодок. Их усиленно «обрабатывали» и допрашивали на борту Tirpitz, но они молчали в то время, когда под ними работал часовой механизм мин. Такое молчание позволило капитану Tirpitz Гансу Мейеру предположить возможность взрыва, и он отдал команду пришвартовать к берегу свой мощный корабль, окруженный сетями. Внезапно сдетонировали заряды, и Tirpitz получил серьезные повреждения, которые вывели его из строя на много месяцев.

    Немцы, таким образом, умолчали о достигнутом маленькими британскими подлодками эффекте.

    Подлодка X-5 тоже прошла через сети, однако была обнаружена, обстреляна в нескольких сотнях метров от цели и потоплена. X-10 при запуске сломалась и долго скиталась по изрезанному ущельями морскому побережью острова Стьёржне. Лишь 30 сентября, когда Гудспит додумался направить лодку в СССР, он обнаружил Stubborn. X-10 была сразу взята на буксир, и обе лодки взяли курс на Англию; погода была очень плохая. Капитан-лейтенант Филипп сделал на борту X-10 все возможное и даже больше, чтобы привести свой подводный корабль обратно в Англию, тем не менее, так как поломка была серьезной, из-за плохой погоды лодка затонула. Он говорил позже: «На борту все крепилось проводами и жевательной резинкой».

    Операция «Исток» была закончена. Tirpitz несколько месяцев стоял на ремонте в Ка-фьорде; англичане не имели сведений о его состоянии. Они появились благодаря операции «Тангстен» – массированному воздушному налету, который, однако, был лишь наполовину успешен.

    Наконец, неманевренный Tirpitz был приведен в Тромсё, где он должен был служить в качестве плавучей крепости. Англичане не оставили ему для этого времени. Он был атакован 6-тонными бомбами «Ланкастеров».

    Смертельно пораженный корабль опрокинулся, 700 человек погибло. Это было 12 ноября 1944 года.

    Подвиг X-24

    Так как Швеция в сентябре 1944 года отказала немцам в использовании своих портов, они усилили снабжение вдоль норвежского побережья. Патрулировавшие в этом районе английские подводные лодки Venture и Sceptre потопили много кораблей; французский минный заградитель Rubis уничтожил своими минами два корабля общим тоннажем 11 044 брт и два противолодочных корабля. Наибольшую сенсацию произвела постановка взрывных зарядов под большим немецким плавучим доком посреди порта Берген малой подводной лодкой X-24 (Х.П. Уэстмакот).

    К сожалению, во время рейда в Берген, после отстыковки X-24 от Sceptre, один офицер волной был смыт с палубы и погиб. 11 сентября взрывной заряд сдетонировал и потопил док. Уэстмакоту удалось найти Sceptre, которую отнесло в сторону от Бергена, и оба подводных корабля 13-го вернулись в Лервик в Шотландии.

    Это была вторая попытка X-24 потопить плавучий док в Бергене. 12 февраля его командир (М.Х. Шин) ошибся и заложил взрывные заряды рядом с доком под Barenfels, грузовое судно водоизмещением 7569 брт, у причала в Бергене; Barenfels был полностью уничтожен, а док нет. Теперь это удалось.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх