• Время пирамид
  • Юлиан Философ
  • Представьте себе
  • Золотой гвоздь
  • Часть IV

    ИИСУС

    Сдвинув в прошлое жизни многих царей Византийской империи, хронология зачастую в еще более древнее прошлое отбрасывает их смерти.

    В Библии часто встречается упоминание о таинственном городе Ейр-Дуд (город Давида). Н. Морозов собрал и систематизировал все упоминания об этом городе, и выяснилось, что почти во всех случаях он упомянут как место погребения богославских (иудейских) царей, а в силу династических параллелизмов между библейскими царями и царями Ромейской (Византийской) империи — византийских императоров.

    Город Давида упоминается только в составе неизменной погребальной формулы: «И почил с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давида», то есть речь не о городе в бытовом понимании, а о крупном некрополе, городе мертвых.

    В соответствии с династическими параллелизмами можно уверенно сказать, что здесь были похоронены, по крайней мере, Диоклетиан, Констанций I Хлор, Василий Великий, Лициний, Феодосий I Великий, Аркадий, Феодосий II, Лев I, Зенон, Анастасий. В традиционной истории, кстати, неизвестны не только гробницы этих самых выдающихся владык империи, но даже и приблизительное место их захоронена.

    Среди них и тот, кто ныне известен как Иисус Христос.

    Время пирамид

    Где же в Средиземноморье находится такой громадный погребальный комплекс, в котором на протяжении веков могли быть захоронены не только перечисленные императоры, но и другие цари, их ближайшие родственники, военачальники, высшие сановники?

    Такой комплекс существует, причем единственный. Это знаменитая долина пирамид в египетской Гизе. (В Гизе, строго говоря, возведено три самостоятельных погребальных комплекса).

    Дело в том, что в IV–VII веках н. э. покойных императоров увозили в Египет, а там захоранивали, записывая их посмертные имена демотическим (древнеегипетским) письмом; хронологически же история Египта запутана и сдвинута в древность значительно дальше, чем история Европы.

    Почему имена покойников записывали демотическим письмом? Оно было самым древним из существовавших тогда письменных языков, естественно было писать имена усопших на том же языке, что и имена ранее умерших предков. (У нас тоже, несмотря на большие изменения в языке, и сегодня богослужения идут на церковнославянском).

    Исследования, проведенные египтологами, показали, что по строению черепов и пропорциям частей тела многие мумии в захоронениях соответствуют европейскому типу.

    Египет был первым по времени возникновения, но вторым по значению крупным религиозным центром Византийской империи, имперской усыпальницей. Поэтому тут и возник культ мертвых, этим объясняется и преобладание погребально-культовой темы в монументальных и письменных памятниках Египта.

    «…большая часть сохранившихся памятников с находящимися на них надписями посвящена религиозным целям. Из дошедших до нас папирусов, может быть, девять десятых — религиозного содержания. Весь этот материал довольно односторонний; происхождением своим он почти всецело обязан существовавшим похоронным обрядам. Надписи же в большинстве случаев имеют характер кратких формул, содержащих имена богов смерти…» (французский историк Шантепи-де-ля-Соссей).

    Трупы в песке не гниют. Бальзамирование скорее всего возникло с целью сохранения трупов во время долгого пути в Египет через Средиземное море (вспомним древнегреческий миф о громадной реке Стикс, лежащей между миром живых и Страной мертвых). Император, в божественной сущности которого было уверено все население, конечно, не мог быть захоронен как обычный смертный.

    Местных же умерших вождей (номархов, руководителей номов, областей Египта) не бальзамировали, их погребали в склепах, вырубленных в скалах.

    Распространено мнение, что фараон, едва приступив к своим обязанностям, немедленно начинал строить себе усыпальницу, «но не каждый успевал ее закончить». Позвольте усомниться! Такое поведение, когда о смерти думают больше, чем о жизни, в ущерб своему народу, может быть объяснено только сильным психическим расстройством; ненормальный же фараон, не провластвовав и недели, был бы свергнут или убит и обошелся бы вовсе без пирамиды.

    Кстати, слово «фараон» не есть название должности, оно означает «большой дом» (домовина?). Полагаем, что этим словом называли не живых властителей, а царственных покойников вкупе с пирамидой: ведь пирамида — это сооружение, заключающее в себе и тело умершего, и его душу, которая, по поверьям, далеко от бальзамированного тела не удаляется.

    Конечно, гробницы начинали строить раньше, до момента смерти императора, — в практике многих кладбищ готовить могилы загодя. Возможно, это и послужило основой для мифа, что фараон начинал строить гробницу как только восседал на троне. Существует понятие «кенотаф» — «пустая гробница», когда место для захоронения императора по каким-либо причинам (религиозным, политическим) менялось и гробница оставалась незанятой. Но эти предварительные работы были в ведении местного начальства, а не императора.


    «Поле пирамид» в Гизе.

    1. Пирамида Хеопса, или Хуфу.

    2. Пирамида Хафры, или Хефрена.

    3. Пирамида Менкаура.

    4–9. Малые пирамиды, как полагают, цариц и царевен. В правой стороне, сверху вниз, — гробницы времен различных династий


    Родом именитые покойники были из тех мест, где издревле было принято насыпать над могилой курган, но вот что насыпать в Египте? Песок? Его сдует ветром. Возможные выходы — закрепить этот песок, изготавливая блоки с добавлением какой-нибудь смолы, или строить из блоков, вырубленных (выпиленных) из скал.

    Строительство памятников и храмов при могилах государственных мужей по всему миру всегда осуществлялось в какой-то части за счет государства, а большей частью — за счет паломников. Могилы же духовных пастырей обустраивались обычно только на пожертвования.

    (Близкий пример: в ста километрах от Арзамаса, в селе Дивеево, к 1861 году был воздвигнут огромный пятиглавый собор и еще один собор был возведен в 1913 году — и все это за счет паломников, посещавших Саровскую обитель).

    В Египте же и сейчас весь район Гизы живет за счет туристов, приезжающих взглянуть на пирамиды. А в давние века людей вело сюда не только любопытство, но и желание поклониться праху великих. Чем большей любовью и влиянием пользовался покойный при жизни, тем больше средств собиралось на его имя, тем выше была пирамида, богаче храм.

    Строительство пирамид не было тяжкой обязанностью, налагаемой на местных жителей безумным фараоном. Это была их работа, за счет погребальных обрядов и паломничества они жили! Не принуждение, а экономический интерес подвигли египтян к строительству пирамид, первого чуда света.

    Историки представляют нам такую картину: живой фараон строит пирамиду, несчастные подданные мучаются. Фараон умирает, «люди на земле объяты ужасом» и с нетерпением ожидают преемника. Венчается на царство новый фараон — всеобщее ликование (в ожидании новой мучительной постройки?).

    И все это просто вольное толкование рисунков, во множестве украшающих египетские храмы.

    Удивительно, что историки, описывая похороны, всерьез думают, что описывают коронацию. Вот пример из книги Кристиана Жака «Египет великих фараонов» (с некоторыми сокращениями; скобки в тексте наши). Вы только вдумайтесь — он пишет о коронации царя:

    «…присутствуют боги, богини, олицетворения областей Египта. Фараона представляют богам-предкам, пребывающим в своих святилищах и следящим за правильностью церемонии. Главное действие — это возложение венца. Царь получает два венца. Первый — красный (венец Царства живых). Второй — белый (венец Царства мертвых). Хор и Сетх, боги-покровители Обеих земель (царств), коронуют царя, вручая ему (вечную) жизнь.

    В церемонию входят еще и другие ритуалы. Например, фараон совершает ритуальный обход стен Мемфиса (тело носят вокруг). Бог Тот, таинственный покровитель письменности и писцов, и богиня Сешат, владычица семиконечной звезды, вписывают на священном дереве Гелиополя (в Книгу мертвых) имена нового царя. Ритуал продолжается церемонией хеб-сед — это праздник возрождения (!) царя».

    А как воспринимает происходящее простой народ?

    «С коронацией (похоронами) возвращаются счастливые времена. Если сам ритуал совершается под покровом тайны в храме (на небесах), то снаружи (на земле) царит всенародное ликование. Объявляли, что в стране снова грядут добрые дни. Голодные будут есть до отвала, жаждущие утолят жажду, нагие оденутся».

    Естественно! Появился новый «заказчик» на пирамиду! Будут паломники, будут отчисления из имперской казны и пожертвования, будет работа и заработок.

    Сохранилось ненормально большое количество списков египетских фараонов, содержащих только имена, без перечисления деяний. Из этих-то списков египтологи и составили бесчисленные династии.

    Сроки правления фараонов придумывали, кто как может (ведь истории Древнего Египта так и не существует). Египтолог Бругш «с какой-то угрюмой веселостью», как пишет А. Фоменко, наделял каждого фараона 33,3 годами царствования, по три фараона в столетие. А сколько было покойных императоров и их сановников? Может быть, один в год. При таком расчете вся шеститысячелетняя история Древнего Египта вполне уместится в три века, в течение которых функционировала усыпальница в Гизе (350 мумий хранится в музее египетских древностей).

    Списки фараонов сами по себе и в большом количестве нужны только в одном случае: если это путеводители по некрополю для туристов.

    Какие имена носили покойные?

    Под № 16 в Абидосской таблице стоит Цесар-Ша (или Цезарь-Шах). Нужны ли комментарии? № 30 — Унас, это латинское Unus — «единственный». № 1 — Мна, греческое «мэнэс» (монос), тоже означающее «единственный» и являющееся корнем слова «монарх». Почти во все начертания таблицы входит слово «рэ», символизируемое кружком — Солнцем, что является символом единодержавца-теократа, Re значит «царь», как он называется по-итальянски и теперь (гех). Есть фараоны по имени Рэ Дэд, но Дэд — это еврейское произношение слова Давид (Дауд). Действительно, под № 14 нарисован человек с пращой в напоминание о том, что Давид убил камнем из пращи Голиафа.

    Неоднократно упоминается слово «жук», которое египтологи произносят «Хепер», что похоже на еврейское Heber, «переселенец». «Хепру» — тоже библейское слово, hebri — «еврей». Под № 74 значится Рэ Цесар Хеперу, что может означать Rex-Caesar-Heber, «царь-цезарь-переселенец». Под № 13 стоит Сента, это латинское слово Sanctus — «святой». № 58 — Санх-Рэ, «святой царь». № 59 — Рэ С. Хотеп Пата Аб. Хотеп означает «служитель», Пата — «патер», Аб — «отец». Получается «царь, св. служитель отца отцов». Часто встречающиеся в Абвдосской таблице отдельные буквы С и Ку означают просто Sanctus и Quirinus, отдельное М — «монарх». Это сокращения стандартных средневековых терминов и символов.

    Мы полагаем, что конец эпохе пирамид положил переход Египта к мусульманству при царе Геркулесе (610–641), а также к арабскому письменному языку. Впрочем, есть свидетельства, что «древнеегипетское» демотическое письмо было забыто еще очень не скоро.

    Неоценимым свидетельством для правильной датировки событий служат барельефы некоторых египетских сооружений, изображающие расположение планет на зодиаке. По сути, это прямое изображение даты, хотя и необычным способом.


    Часть Прямоугольного Дендерского зодиака. Вторая фигура справа — Орион в виде бога Озириса. Между рогов коленопреклоненной коровы — звезда Сириус


    Рассчитать по гороскопу дату — несложное дело, и оно не было выполнено по следующей причине: априори считалось, что гороскопы — древнеегипетские, и в рамках традиционной хронологии им не находилось решения.

    В Дендерах, городе к северу от Фив, найдены два зодиака на стенах храма — прямоугольный и круглый. Египтологи начала XIX века относили их к XV тысячелетию до н. э. середины XIX века — к III тысячелетию, а к концу XIX века ученые уже датировали их 14–36 годами н. э. для четырехугольного и 69 годом для круглого. За сто лет зодиаки «помолодели» на пятнадцать тысяч лет!

    Когда же вычисления были сделаны по всей возможной шкале времени, были установлены точные даты: 6 мая 540 года и 15 марта 568 года н. э. соответственно для прямоугольного и круглого. Это значит, что храм не мог быть построен раньше 540 года, но мог — позже 568 года, например в ознаменование каких-то событий, происшедших в это время.

    Или это даты рождения и смерти человека двадцати восьми лет — вполне зрелый возраст для средних веков.

    Во всяком случае, налицо хронологическая ошибка в шестьсот лет. Много это или мало? Решайте сами. Для простоты поясним, что чуть меньше лет прошло со времен Андрея Рублева до наших дней.

    В 1901 году англичанин В. М. Флиндерс Петри обнаружил в Верхнем Египте искусственную пещеру с погребением отца и сына, на потолке которой изображены два гороскопа, выполненные в одной манере, по-видимому, одним и тем же художником. Погребение было отнесено к I веку н. э. Современные расчеты показывают 1049 и 1065 годы н. э. — Русь уже была крещена!

    Саркофаг из сикомора с изображением звездного неба, обнаруженный Г. Бругшем в 1857 году, содержал мумию совершенно такого же типа, как и обыкновенная египетская. Ее определили как принадлежащую I веку н. э., датировать гороскоп не смогли. Но решение было найдено, как только отказались от налагаемых традицией ограничений. Теперь захоронение датировалось 17 ноября 1682 год н. э. — в этом году в России выкликнули на царство Петра Первого!

    От захоронения этого фараона до обнаружения саркофага прошло всего 175 лет — а его отодвинули назад почти на два тысячелетия… Вот и верь традиционной хронологии.

    Наше мнение однозначно: египетская история начиналась и развивалась в русле всемирной истории цивилизации. То, что сейчас называется «Историей Древнего Египта» — миф.

    Еще более мифическим представляется деление Древнего Египта на 42 нома — автономные государства. Получаются «государства» по 30 км в поперечнике. Это, скорее всего, области или провинции. Интересно, что греческие провинции до сих пор называются номами.

    В Египте, как и в истории с древней Палестиной, мы видим сжатую в малой локализации географию Византийской империи. Об этом же говорит и деление Египта на две части — Верхний Миц-Рим (или Паторис) и Нижний Миц-Рим (или Патомхит). Так, и Ромейская империя делилась на Восточную и Западную. Слово «фараон» в смысле «владыка» не употреблялось; иероглифы, обозначающие владыку, читаются «сутэн» (султан?) на севере Египта, а на юге — «шевт» (то же самое, что арабский «шейх» или персидский «шах» — старейшина).

    Стены храмов были расписаны — так велась хронология событий, но была она зашифрована. Покойным императорам давались свои имена в разных храмах. Для чего шифровали? Чтобы непосвященные не могли самостоятельно пользоваться информацией. Это обычное дело для средневековой науки, шифровалось всякое знание — астрологическое, алхимическое, технологические рецепты и так далее. Почему историческое знание должно быть доступно любому профану? Ведь знание для храма — это его авторитет и его богатство!

    Из-за этой-то секретности появилось несколько десятков мифических доромейских династий Египта, дарших при попытке выстроить их друг другу в затылок несколько тысячелетий. Хотя сам Г. Бругш отмечал несомненное сходство между династиями. Например, они не только имели одинаковое количество монархов, но и заканчивались, как правило, правлением женщины. Но дальше констатации факта ученый не шел, не делал напрашивающегося вывода о том, что налицо копии одного прототипа.

    А наличие женщин в конце каждой династии вызвало у некоторых египтологов натужное признание, что женщины, должно быть, более приспособлены к руководству странами в моменты смут…

    Египет, конечно, имел до IV века интересную и чрезвычайно важную для человечества историю — в конце концов, здесь зародилась наша цивилизация, но письменных свидетельств о том времени не существует. Мы не можем говорить о нем достоверно и не хотим строить догадок. Но эта «доисторическая» история не имеет ничего общего с распространенным ныне мифом.

    Юлиан Философ

    Имя императора Юлиана (361–363), философа и путешественника, почти неизвестно в России. Между тем это крупнейшая фигура, оказавшая влияние не только на свой IV век, но и на всю дальнейшую историю человечества. Его жизнь и три его смерти породили неисчислимое количество легенд, оставивших неизгладимый след в истории.

    Мы предлагаем нашу реконструкцию событий с учетом косвенных доказательств.

    Слишком много совпадений в канонических биографиях Юлиана и Иисуса, Иисуса и Василия Великого. «Накладывая» тексты, в том числе евангелические, друг на друга и используя астрономический, геофизический и другие методы доказательств, мы получили цельную биографию одного человека.

    Он известен под именами Аса, Юлий, Юлиан Философ, Юлиан Отступник, Василий Великий. Его черты мы находим в таких персонажах, как Иисус, пророк Илия, Александр Север, Александр Великий (Македонский). Подобно камню, брошенному на спокойную водную гладь, он породил волны, расходящиеся кругами в разных направлениях. Он имел свои имена на многих языках и в результате хронологических ошибок «попал» в разные времена.

    Юлиан — Иисус Христос (Царь-мессия, помазанник Божий), отраженный позже в легендах о Кире-младшем, в индуистском Кришне, тибетском Будде, библейском Илии, упокоившись в мире, был бальзамирован как Рамзес Великий (Ра-Мессия — Богом посланный).

    А начиналась его жизнь легко и безоблачно. Как наследник престола (двоюродный брат императора Византии Констанция II), он имел почти неограниченные возможности, но ему хотелось не материальных благ, а знания: как устроен мир? Каков Бог? Принц-романтик, он мечтал увидеть, откуда появляется солнце утром и куда оно скрывается вечером.

    На восток его отпустить не могли — это были неизведанные земли, это было опасно. А вот поход на запад был организован, ведь весь путь проходил по территории империи. В сопровождении отряда он прошел от Царырада (Константинополь) до берегов Атлантического океана, до места под названием Святой Назарет (Saint Nazaire) в устье Луары. Он видел, как солнце садится в океан.


    Император Юлиан (Париж, Лувр)


    Затем он посетил Канны Галлилейские, го есть Галлийские (Галлия — прежнее греческое название Франции и Северной Италии). Это путешествие ознакомило его с виноделием и применением вина в богослужебной деятельности. Алкогольное опьянение, механизм действия которого не был понятен в то время, трактовалось как нисхождение божественной сущности на человека. (Почти все жрецы и шаманы пользуются для вхождения в транс либо наркотическими препаратами, либо специальными упражнениями).

    Евангелие содержит многочисленные упоминания о вине, виноградарь — излюбленный персонаж евангельских притч.

    Однако виноградарство — чрезвычайно трудоемкая и сложная отрасль сельского хозяйства. (Говорят, первых урожаев хватало на два стакана вина.) При этом виноград и вино, строго говоря, не являются питанием первой необходимости. Развитие этой отрасли возможно только в регионах, имеющих избыточное производство другого продовольствия, развитую торговую сеть и, конечно, подходящие климатические условия.

    Кроме того, маловероятно широкое развитие виноградарства в странах, официальной религией которых употребление вина запрещено. Но когда может возникнуть запрет? Если вино привозное и традиции пития в стране нет, запрет возможен. Запрещать же винопитие, виноделие в стране со сложившимся виноградарским хозяйством — значит подорвать экономику и вызвать недовольство народа.

    Именно Галлия была родиной виноградарства, это общеизвестный исторический факт. Вино, производимое по северному берегу Средиземного моря, было предметом широкого экспорта, о чем свидетельствуют многочисленные находки глиняных амфор для перевозки вина, в том числе на дне моря в местах кораблекрушений.

    Посетив затем Италийский полуостров, Юлиан в одиночку поднимался к вершине Везувия (гора Фавор), чтобы заглянуть в кратер, его ненасытная любознательность требовала новых впечатлений. Для спутников это стало дополнительным подтверждением божественной сущности императорского отпрыска — он не только говорил с Громовержцем, но и вернулся живым и вдохновленным!

    Ореол святости позволял ему успешно излечивать людей словом. Возможно, Юлиан обладал немалыми экстрасенсорными способностями. Вообще Западный поход принес ему большую известность в империи, сделав его имя популярным. Принимаемый всюду как царь, он не гнушался выступать перед простым народом с проповедями и заслужил прозвище Философ.

    Представьте себе, как в какой-нибудь населенный пункт, весьма удаленный от мировых центров, вдруг входит отряд, и среди пришедших — божественное лицо, которое между тем держится как обычный сын человеческий! И рассказывает им, простым селянам, о местах, где побывал, о своих взглядах на мир и Бога! И они сбегаются, чтобы видеть Его и слышать Его, ведь этот визит, без сомнения, главное событие в их жизни.

    В Евангелиях, составленных спустя 300–500 лет, Западный поход Юлиана (как странствия Иисуса) представлен в укороченном виде и весь помещен в одну местность. Это неудивительно, ведь многое изменилось, забылось. Сложилась уже какая-то церковная традиция. Евангелисту позволительно было и не знать, что первые цари всей Средиземноморской империи были выходцами из еврейского (библейского, точнее говоря) народа. Тот факт, что находившиеся в его распоряжении документы написаны на еврейском языке, он трактовал просто: значит, дело происходило в местах «компактного расселения» евреев.

    …По возвращении из Западного похода он стал императором Юлианом и, реально процарствовав не более года, заслужил титул Великий.

    Вообще вопрос об именах византийских императоров весьма не прост. Мы уже говорили о том, что первым официальным языком империи был язык библейский. Тогда и наш герой первоначально имел имя Илия (Илу, Элу). Сразу по воцарении или позже он получил классическое латинское имя Юлий, Юлиан. Он мог принять это имя сам, либо ему приписали это имя при переводе истории империи на латынь. Ила и Юлиан в дословном переводе с библейского и латыни значит Бог.

    А на каком языке говорило население столицы и столичного округа, мы не знаем и не узнаем уже никогда. На греческом? Турецком?..

    Что означает выражение «стал императором»? Это значит, приобрел титул кайсара (по-еврейски) или базилевса (по-гречески). Его стали звать Василием, ведь «базилевс» (Василий) только одно и значит — царь. Ну и в довершение, как и все помазанные на царство, приобрел к имени приставку — Август по-латыни, или Христос на греческом языке, или по-еврейски Назарей, что значит «священный».

    До сих пор популярна традиция называть начальников не по имени, а «по должности» — шеф, босс, комиссар, ваше святейшество, а мирянин, принимающий монашеский чин, меняет имя. Многоязычие империи и отсутствие традиции давать одно имя раз и на всю жизнь привели к дальнейшей путанице.

    На своем посту Юлиан провел ряд государственных и церковных реформ, чем прославился еще больше. В частности, он ввел в обиход юлианский календарь (которым мы пользуемся и поныне, так что эта реформа имела общемировое значение), новую литургию (ныне известна как «литургия Василия Великого»). Римские историки (например, Марцеллин) посвящали Юлиану панегирики, прославляя его деяния.

    Теперь он получил возможность, ни у кого не спрашиваясь, совершить давно задуманный Восточный поход. Во главе изрядного войска император отправился в путь.

    Надо представлять себе, что научные, географические экспедиции того времени были сопряжены с болынимй трудностями и опасностями, поэтому внешне они выглядели как военные походы. Это наблюдается даже в XVIII–XIX веках; походы Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского и других исследователей также сопровождались войсками.

    Не исключено, что многие даже очень дальние экспедиции, организованные царями разных стран, впоследствии были описаны историками как завоевательные войны, хотя таковыми не являлись. На наш взгляд, человеку более свойственно исследовать, узнавать и строить, чем грабить и убивать. Если бы было иначе, род людской давно бы прекратился.

    Поход Юлиана закончился печально. Тяжесть пути и эфемерность цели, непонятной простым солдатам, привели к бунту. Юлиана ударили копьем в бок и, решив, что он мертв, бросили в далекой стране. (Мы не знаем где, но по мнению традиционной истории — в Индии).

    В 363 году войско вернулось в столицу. Было объявлено о смерти императора. Империю принял Иовиан, затем Валентиниан, а с 364 — бывший сподвижник Юлиана (возможно, участник Восточного похода) — Валент Нечестивый. Он царствовал до 378 года.

    На этом классическая история ставит точку в жизни Юлиана.

    Однако он не погиб. Неизвестно, где он странствовал пять лет, но к 368 году вновь объявился на родине.

    Я — Христос, помазанник Божий, царь назарейский! — что-то в этом роде говорил он встречавшим его, и это была чистая правда.

    Разумеется, не существует и не может существовать никаких документов о возвращении Юлиана. Если они и были, то их уничтожили правители. Отсюда начинается история Василия Великого.


    Нерон (Рим, Национальный музей) — «исторический дубликат» императора Валента, он же — Понтий Пилат


    Традиционные биографии Юлиана и Василия до странности схожи. Родились в одно время, учились в одном учебном заведении, были образованнейшими людьми своего времени, очень рано проявили свою ученость (как и Иисус). Василий был из семьи царя, как и Юлиан… И все же в традиционной истории есть некая неувязка с Василием. Получается, что во время правления и Юлиана, и Валента был еще какой-то «параллельный» царь, Василий Великий. Причем Юлиан и Василий жили душа в душу, совместно проводили реформы, а Валент и Василий страшно враждовали. Историки никак не могут уяснить, что Василий — всего-навсего значит «царь», это не имя собственное.

    Это базилевс Юлиан.

    Народ принял его с восторгом! Многие помнили его, другие слышали о его деяниях. Во всяком случае народу он был более мил, чем Валент. Его вход в Царьград описан в Евангелии, как вход Иисуса Христа в Иерусалим.

    Что же делать императору, его чиновникам, военачальникам, предавшим своего господина? Они не могли открыто признать его правоту, но не могли и допустить, чтобы Юлиан свободно разгуливал по империи и рассказывал правду. Они его боялись!

    Тут нам представляется уместным привести биографические параллели царей Израильского царства и императоров Ромейской империи IV века, сделанные А. Т. Фоменко в части, касающейся библейского царя Ахава и императора Валента.





    Надо сказать, что в Евангелии Валент не только «наложился» на царя Ирода, он как бы разделился на два лица — Ирода и Пилата. Есть и еще одно доказательство тождества Иисуса и Юлиана (Василия): провал в их биографиях в несколько лет. Для Юлиана — это его Восточный поход и последующие странствия, для Иисуса — разрыв между его хождениями по стране и входом в Иерусалим, для Василия — некое «удаление в пустынь».

    Итак, «устрашенный» Валент (а чего бы ему устрашаться, если вины за собой не чувствовал?) должен срочно принять какие-то меры. У него и его присных только один выход: схватить Юлиана, объявить его самозванцем и немедленно казнить. И они делают это, причем, чтобы подчеркнуть ничтожность «самозванца», казнят его вместе с двумя бандитами.

    Официально Валент не может отдать приказа о казни: ведь если станет известно, что казнен богопомазанник, каждому будет ясно, что император, якобы имеющий власть от Бога, не просто смертен, но и преступно смертен. Валент заявляет, что «он умывает руки». Таким образом, распятие осуществляется как бы помимо его воли. Только так можно объяснить непоследовательность власти в принятии решения о казни. Если бы Валент (Пилат) на самом деле не желал этой смерти, ее бы не было. (Заметим, что в Иудее общепринятым способом казни, как прямо указано в Евангелии, было побитие камнями, а вовсе не распятие на кресте).

    В ночь казни происходит лунное затмение (21 марта 368 года), что идеально соответствует Евангелию и является астрономическим доказательством. Затмение приводит властей предержащих в ужас. Пользуясь возникшей паникой, приверженцы Юлиана снимают его с креста (столба, по греческой версии) и прячут.

    Все пережитое отвратило бывшего императора от мирской суеты. Очнувшись (воскресение из мертвых), он отверг уговоры возобновить борьбу за трон. Он, конечно, получил бы поддержку. В некоторых районах империи события весны 368 года вызвали религиозные восстания, но решение его было однозначным.

    «Царствие мое не от мира сего» — так отвечал он тем, кто желал вновь втянуть его в политику.

    Ему позволили заниматься божественными делами без претензий на царство. 15 июня 368 года Василий Великий был провозглашен архиепископом. Он автор не только литургии своего имени, но и ряда богословских трудов, создатель христианской космографии.


    Реальный Иисус Христос: мумия Великого царя Мессии (Ра-Мессу Миамуна) (Египет, Каир. Рис. художника Я. А. Чахрова с натуры)


    Понятно, почему его жизнь после распятия не нашла отражения в Евангелиях. Мессия по определению своему не может быть побежденным, он всегда — победитель. Даже его проигрыш должен обратиться победой! Так, в Евангелиях распятие стало кульминацией жизни Иисуса, превратилось в спасение и искупление всего человечества.

    Истинная смерть Юлиана (1 января 379 года) опять породила смуту. Те, кто видел его мертвым, свидетельствовали об этом, кто не видел — не верили и объявляли первых предателями. Иоанн Златоуст заклеймил этим словом иуд — секту богославцев, свидетелей смерти Юлиана (Василия). Здесь исток легенды об ученике Иисуса, предателе Иуде.

    Мы наблюдаем только два случая в истории христианства, когда не только сам пророк, но и все его братья и сестры причислены в дальнейшем к лику святых. Пророки эти — евангельский Иисус Христос и Василий Великий.

    Как пишет Н. Морозов, хронологически с жизнью Василия Великого, то есть евангельского Христа, совпадает и жизнь еврейского исторического деятеля Гиллеля Великого (333–370). Имя его, произошедшее от слова Эллель-Ие (Прославленный Бога — по-еврейски) в греческом произношении превратилось в восклицание, и по сю пору существующее в христианском богослужении: аллилуйя!

    Походы Юлиана вызвали различные легенды, причем Западный поход был укорочен (Евангельский вариант), а Восточный удлинен до Индии и Китая. Удар копьем в бок, полученный Юлианом в Восточном походе, нашел отражение в истории с протыканием копьем бока Иисуса при распятии (и Александра Македонского в его Восточном походе; хотя Александр, конечно, «синтетический» герой, биография его собрана, как мозаика, из кусочков биографий многих героев).

    После смерти тело Юлиана (Иисуса, Василия) переправили в Египет, усыпальницу императоров. Тут он получил свое посмертное имя — Рамзес Великий, под которым и экспонируется ныне в музее египетских древностей в Каире.

    Представьте себе

    В своей сущности современный человек ничем не отличается от людей эпохи Моисея и Юлиана. Мы не изменились биологически и духовно; мы не стали умнее.

    Люди точно такие же, как и были.

    Увеличился лишь объем накопленных человечеством знаний, очень сильно изменился быт — внешняя сторона жизни стала выглядеть иначе, вот и все.

    Попробуем представить себе жизнь людей в первые века цивилизации. Прежде всего — чего тогда не было и что было?

    Не было телевидения, радио, газет, магнитофонов, патефонов, граммофонов, фонографов, кино, видео, диафильмов, фотографии, дагерротипии, телефона, телеграфа. Не было самолетов, тепловозов, пароходов, тракторов, автомобилей, автобусов, мотоциклов, велосипедов, воздушных шаров, часов, авторучек, туалетной бумаги.



    Картины обыденной жизни средних веков: пахота, жатва, молотьба цепами, уборка вилами, граблями. Мельницы, ток



    Картины обыденной жизни средних веков: стадо овец, крестьянский двор


    Не было ракет, торпед, бомб, пушек, танков, пулеметов, автоматов, винтовок, пистолетов, ружей, фузей, аркебуз, мушкетов. Географических атласов, карт, глобусов. Асфальта, бетона, оконного стекла, пластиков, синтетики. Электричества, бензина, керосина, газовых плит, СВЧ-печей, холодильников. Футбола, баскетбола, хоккея, бейсбола.

    Не было Библии, Евангелия, брошюр по уголовному и прочему праву, поликлиник, юридических консультаций, журналов и газет.

    Было: дом, семья, работа, общие представления о мире, Боге, этике человека и нравственности общества.

    Вообще-то этого достаточно. При наличии всего вышеприведенного списка, но без этой малости — человека нет.

    На громадных пространствах Евразии, среди лесов и на берегах рек стояли хутора, села и города. И у людей были транспорт и связь, информация и развлечения, а главное — была работа.

    …Что еще было у нас, людей, в средневековье? Вьючная и тягловая сила: лошади, ослики, быки. Ветряные мельницы, прялки, сельхозинвентарь, ручной ремесленный инструмент. Грунтовые или мощенные булыжником дороги, парусные и весельные суда, холодное и метательное оружие, одежда из натуральных материалов.

    Свечи (у восточных славян — лучины).

    Если отвлечься от внешнего оформления жизни людей в прошлом и настоящем, если не обращать внимания на антураж, становится ясно, что цивилизация на любых ступенях ее развития основана на работе. Как только происходят сбои в области организации труда, начинаются бедствия, рушится нравственность и экономика.

    «Великие революции происходят из массовой неспособности работать. Толпа бунтует не потому, что возмущена отсутствием привилегий, как она всегда провозглашает, но потому, что она сошла с ума, не имея работы. Правда, что революция не может произойти, когда люди работают. И не имеет значения, насколько напряженно они работают. Революции происходят, когда людям слишком часто запрещают работать. Они поднимаются, потеряв головы, и государство нередко превращается в руины. Ни одна революция никогда ничего не выиграла. Жизнь эволюционирует к лучшему состоянию в результате упорной работы, но не в результате угроз», — пишет Л. Рон Хаббард.

    Издревле люди с детства приучались к труду. Дети с трех лет работали по дому, с девяти-одиннадцати осваивали профессию родителей. И никакой подростковой преступности — она возникла в значительно более поздние времена, когда были приняты «гуманные» законы, запрещавшие детский труд.

    Технический прогресс существовал всегда, и темпы его были постоянны относительно числа причастных к нему народов и объема накопленных знаний. С этой точки зрения изобретение, например, бритвы вполне сопоставимо по сложности с изобретением нейтронной бомбы, притом, заметим, что бритва для мужчин много полезнее. (Бритву мы упомянули здесь недаром. Вот задание для самостоятельного решения: чем брились «древние» египтяне, не знавшие железа?)

    То, что нас интересует больше всего — информация, распространялась из уст в уста. Кто что услышал, рассказывает любому встречному, который согласен выслушать и поделиться своими сведениями. Вы можете видеть эту устную «технологию» связи каждый день и сегодня: ею пользуются тетушки у подъезда, которые газет не читают, но все, что им нужно, знают; подружки-сплетницы, завзятые анекдотисты.

    Книги были, но рукописные, страшно, редкие и дорогие.

    Тогда информация расходилась кругами от источника возникновения до границ обитаемого мира. Малозначащие сведения распространялись не очень широко («У Фемистокла дочка родила; Фемистокл теперь, хе-хе, дедушка»); сведения, представлявшие всеобщий интерес, становились известны всем, обрастая по пути невероятными подробностями и догадками (о войнах, болезнях, указах властей, небесных знамениях, о пришествии Бога на землю) и нередко возвращались назад, измененные до неузнаваемости.


    Тяжело жить, трудно. Работа от зари до зари. Сборщик налогов приходил, барана увел. Сын наместника проезжал, дочку увел. Жена ворчит. Дров нет. Денег остался один мешочек.

    С того берега приплывал незнакомец, говорит, его зять из похода вернулся, так он слышал, как один умный человек рассказывал, что мудрец по Божиим знакам на небе прочел, что придет Избавитель. Да и в книге про то написано буквами.

    Ужо приидет Избавитель! Ужо дождетеся! Он вам всем вину отмерит! Он меня пожалеет! Вот когда начнется жизнь-то хорошая.

    Как рождались легенды в первые века нашей эры? А так же, как они рождаются и сейчас. В стремлении мифологизировать свою жизнь мы недалеко ушли от того времени.

    Вот пример легенды, записанной в 1918 году. А о ком она? Конечно, о Ленине.

    «Душа его скорбела целую жизнь о горе и несчастии не только его народа, но и всех людей, которых — всех одинаково — он считал за братьев.

    Всю жизнь положил он на то, чтобы разгадать причину горя людей, и, наконец, все стало ему ясно, и он поднял скорбное лицо свое к солнцу, и солнце улыбнулось ему…

    И он пошел.

    Все поверженные, все измученные, все обреченные на смерть, все обездоленные, все угнетенные поднимаются за ним, чувствуя новое дыхание наступающей радостной жизни, чувствуя новую свободу, неутомимую жажду к новой борьбе со всеми, кто угнетает человека.

    Измученные народы ждут пришествия избавителя в их родные страны из страны Дальнего Севера, откуда уже дошел до них луч надежды, растопивший их трепещущие сердца».

    Вот так и рождаются легенды.

    В первые века нашей эры уже существовало классовое и профессиональное деление: знать, воины, простолюдины и «прикрепленные» работники, которых теперь мы называем крепостными или рабами.

    Всем нам знакомы описания древних городов-республик Греции и Рима — но в те времена, когда они должны были существовать по официальной хронологии, в тех местах еще никаких крупных населенных пунктов не было. Между тем по стилю описаний видно, что сами города — не выдумки, они имеют реальные прототипы.

    В средние века первичные поселения возникали там, где были для них, во-первых, естественная защита — река, скала, гора; во-вторых, удобные коммуникации, ведь хлеб в поселке не растет, да и скот нельзя прокормить. Первичными укреплениями становились замки местных феодалов или аббатства.

    В селе один кузнец и один шорник, в городе их много. В городах стали возникать гильдии, братства и другие объединения на профессиональной основе под разными наименованиями. Каждый союз выбирал себе святого покровителя, память которого чтили. Создавались общественные кассы, выбирались должностные лица; дело шло к созданию муниципального правления в городе.

    Как правило, вокруг (или в самом городе) жило несколько феодалов. Каждый желал быть главным покровителем города, а уж горожане выбирали, чьей руки держаться, так для них начиналась политика. Муниципальное управление городом способствовало процветанию, поэтому феодал с удовольствием поддерживал гильдии и муниципалитеты: ведь это значило процветание округи и самого феодала. А муниципалитет поддерживал того, кто сулил большие выгоды и права.

    Слово res-publica значит общественное управление (res — юридическое дело, publica — общественное). Членами городской республики могли быть только те, кто имел в городе недвижимость. Чтобы войти в сообщество, надо было заплатить, и чтобы выйти, также надо было заплатить.

    Таким образом возникала кровная заинтересованность жителей в целом и отдельных групп в процветании города.

    В городе устанавливались строго договорные отношения с феодалом-покровителем. С ним подписывали «Коммунальную хартию», которую заверял сюзерен этого феодала, зачастую сам король. Так город «встраивался» в общую феодальную систему, становясь «коллективным бароном», приобретая все права сеньоров (законодательство, войско, милицию и суд), заключал договоры с соседями и вел войны.

    Постановления муниципалитета были обязательны для всех горожан. Символом независимости становились печать и вечевой колокол на ратуше. Вот они, средневековые прообразы придуманных позднее городов-республик древности.

    Этого достаточно, чтобы вы могли представить себе жизнь простого человека тех лет. Историки сокрушенно сообщают нам, что люди жили плохо, бедно, были недовольны, мучились, задавленные непомерными налогами и самовластием жестоких правителей. Это, в общем, преувеличение.

    Они были такие же, как мы, и знали, что если все время «страдать», то можно язву желудка заработать.

    Властители разных рангов жили лучше обычных людей, и они, конечно, занимались сбором налогов. Деньги шли императору (или местному царю), и он позволял себе не только жить лучше любого из своих «простых подданных», но и, содержал армию и чиновничество, чтобы обеспечить внутреннюю и внешнюю политику государства. Что же здесь «ужасного и нетерпимого» для народа? Ведь в этом и заключается смысл власти и работа властителя.

    Разве в наши времена что-нибудь изменилось?

    Золотой гвоздь

    Эта глава посвящена Иоанну Златоусту (который и есть Иоанн Богослов) и его пророчеству, известному как Апокалипсис, или Откровение.

    Почему из всех деятелей конца IV — начала V века мы выбрали не императора или полководца, а священника, бродячего монаха, отличавшегося только потрясающим умением пользоваться словами, — народного оратора или демагога, как называли его тогда с восторгом и почтением?

    Потому что никакая война не прогремела на весь мир так, как сказанное им слово — Апокалипсис.

    Его пророчество высмеивали или им восторгались, боялись или называли «бредом сумасшедшего», считали пустым набором слов или истинным божественным откровением, но ждали Судного дня. По сю пору люди крестятся при упоминании «знака зверя», не зная, что «знак зверя» и есть крест (Исаак Ньютон давно прояснил это). Вызывает суеверный страх «число зверя» — 666, хотя и в этом числе нет ничего магического.

    Апокалипсис интересен и как первая теологическая книга, написанная не на библейском, а на греческом языке.

    Для нас же особенно важно, что в тексте книги зашифрована дата ее написания, 30 сентября 395 года. Немного таких удач выпадает на долю хронологов! Разве только еще некоторые гробницы или египетские храмы с выбитыми на них гороскопами. Апокалипсис — золотой гвоздь хронологии, вбитый в трухлявое древо истории.


    Иоанн Хризостом (Златоуст), знаменитый византийский оратор, противник господствовавшей при нем государственной церкви (и возведенный после смерти неизвестно какими способами в ее святые) родился в 354 году н. э. С детства он обучался астрологии, математике, географии и всем тогдашним наукам. В 18 лет отправился в Афины (видимо, Афа, Фивы египетские, греческих Афин тогда еще не было) для завершения образования. Прекрасно окончил школу и «с разбитым сердцем» из-за смерти любимой девушки и развившимися от этого мистическими наклонностями вернулся в Антиохию (Малоазийский полуостров).

    Здесь на двадцать третьем году жизни он принял христианство, поддаваясь увещаниям «какого-то Василия», — как пишет Н. Морозов. Нет никаких сведений ни об обряде принятия Иоанном христианства, ни об этом Василии, зато мы уже знаем, что люди тогда не имели личных имен в нашем понимании (даже Иоанн значит «Божий дар») и что Василий — искаженное «базилевс», «царь». Действительно, именно в этих местах и в это время (377) жил Василий Великий, отрешившийся от мирских забот и посвятивший себя Богу.

    После этого Иоанн провел четыре года в горном монастыре в непрерывных занятиях науками и теологическими изысканиями. Где же и заниматься науками, как не в монастыре? Само это слово — «мон астерион», счет звезд, означает обсерваторию (а «епископ» — это «наблюдатель». Это были «рассматриватели», следящие за звездами для дальнейшего расголковывания небесных явлений для публики. Церковный смысл слово «епископ» приняло значительно позже. Обратите внимание на составной слог «скоп» — он и ныне присутствует в словах «телескоп», «микроскоп» и других).

    С 381 года Иоанн занимает различные церковные должности в Антиохии, третьем по величине городе империи, часто и с огромным успехом выступает перед народом, участвует в восстании населения города против византийского политического и религиозного деспотизма. Далее существует некий пробел в биографии Златоуста. Скорее всего, он скитался по Малой Азии, где организовывал собрания своих единомышленников (в семи городах).

    В 395 году он попал на остров Патмос, неизвестно — по своей воле или сосланный императором. 30 сентября он весь день ждал Божьего знака — рассчитанного им солнечного затмения (действительно, оно было в тот день, но только над территорией Южной Америки). И произошло событие, поразительным образом повлиявшее на жизнь Иоанна, судьбу империи и историю религии: над Патмосом пронеслась гроза. Когда в момент закрытия солнца тяжелыми грозовыми тучами внезапно наступил как бы вечерний сумрак и показался «гневный лик» солнца между ними, он счел это ожидаемым знаком, тем более что событие сопровождалось четырьмя подземными толчками.


    Созвездие Скорпиона и Жертвенника вечером 30 сентября 395 года


    Острая наблюдательность, блестящее знание астрологии, литературный талант — все эти качества, помноженные на религиозную экзальтацию, позволили Иоанну создать выдающееся произведение, которое затем он размножил и разослал друзьям (вовсе не желая иной огласки).

    А теперь предоставим слово самому Иоанну Златоусту (в переводе и с комментариями Н. А. Морозова).

    «Иоанн — семи малоазиатским собраниям:

    Благосклонность вам и мир от того, кто был, есть и будет, и от Семи Душ (сияющих в созвездии Большой Медведицы) напротив его Трона, и от верного провозвестника истины Иисуса-Посвященного. Перворожденный из мертвых и властелин земных царей, он принял нас к своему сердцу, обмыл своей кровью от наших проступков и сделал нас самих царями и священнослужителями перед Богом, своим отцом. Да будет ему слава и власть в веках веков! Да будет!

    Вон идет он в облаках (бури), и увидит его всякий глаз, и те, которые пронзили его, и зарыдают над ним все племена земные!

    Я, Иоанн, ваш брат и участник в печали и торжестве, и в терпеливом ожидании его прихода был на острове Патмос для божественной науки и проповеди об Иисусе-Посвященном.

    В воскресенье я находился в состоянии вдохновения и слышал (в шуме волн) позади себя могучий голос, звучащий, как труба:

    — Я первая и последняя буква алфавита, начало и конец. То, что видишь, напиши на папирусе и пошли собраниям верных в Малой Азии: в Ефес, Смирну, Пергам, Фиатиры, Сардис, Филадельфию и Лаодикию.

    Я оглянулся на этот голос и вот увидел (в очертаниях облаков, между которыми проглядывало солнце) семь золотых светоносных чаш, а посреди них (облачное) подобие человеческого существа, одетого в длинную белую одежду еврейских первосвященников и опоясанного под грудью золотым поясом. Его голова (солнце) и волосы (т. е. края облака над солнцем) были ярки как белый пух, как снег. Его глаза как огненное пламя. Его ноги (столбы лучей, пробивавшихся на землю сквозь тучи) были подобны раскаленной в печи бронзе, голос же его был — шум множества волн. На правой стороне он держал в своей (облачной) руке семь звезд (Большой Медведицы), изо рта его выходил меч, заостренный с обоих концов, а лицо его было — солнце, сияющее во всей своей силе.

    Увидев его, я упал, как мертвый, к его ногам, но он протянул надо мною свою правую (облачную) руку и сказал (этим):

    — Не бойся! Я первый и последний, я жив, но был мертв, и вот буду жить в веках веков. Мне принадлежат ключи, запирающие смерть и подземное царство. Опиши все, что ты только что видел, все, что видишь теперь и что случится после этого.

    Сокровенный смысл Семи Звезд в моей правой руке и семи золотых светоносных сосудов (в тучах) таков: Семь Звезд — это оглашатели (ангелы) семи (Малоазиатских) общин, а семь сосудов — это сами общины».

    В подлиннике Апокалипсиса нет имени Спасителя, нет даже имени Иисус, а написано греческим письмом еврейское Егошуа, что значит буквально «божья помощь». Греки переделали это имя в Иесус, латиняне в Иезус, французы в Жезю, англичане в Джизэс и т. д. В результате от Егошуа не осталось почти ни одного звука. Христос же не что иное, как простое прилагательное, которое в обычном греческом языке означает «окрашенный, вымазанный», а в переносном смысле — помазанный на власть (символическим помазанием маслом, елеем при обряде принятия).

    Греческое слово «ангел» нельзя оставлять без перевода в старинных документах на греческом языке. Это самое обычное разговорное слово, обозначающее гонец, вестник, глашатай — ангелами называли лекторов оригенитских общин, которым и адресовался Иоанн.

    «А от Трона (посредине Млечного Пути) исходили молнии и громы и звуки (надвигающейся грозы), и горели против него семь огненных лампад (Большой Медведицы), семь душ, принадлежащих Богу. Вокруг же Трона стеклянное море (небесный свод), прозрачное как хрусталь, а посреди этого моря и вокруг трона находятся животные (четырех времен года), полные очей спереди и сзади.

    Первое из них (созвездие всепожирающей осени) подобно Льву, второе (созвездие питающего лета) подобно Тельцу, третье (созвездие все убивающей зимы, Стрелец) обладает лицом, как у человека, а четвертое животное (созвездие весны — крылатый конь Пегас) подобно летящему орлу (этим греческим словом означали в древности млекопитающее животное, а не птицу). И имели они как бы на каждого из себя по шести крыльев (часов прямого восхождения неба), расположенных круговидно, а внутри себя и около они полны очей (звезд; подтверждение, что речь идет о фигурах древних созвездий. У каких других животных могут быть глаза внутри и кругом?) и ни днем, ни ночью не имеют покоя, восклицая (своим мерцанием):

    — Свят, свят, свят властелин наш Бог всемогущий, тот, кто был, есть и будет!»

    Всего в Апокалипсисе двадцать две главы. Когда небо уже сплошь покрыто тучами, Бог позволяет автору «сорвать печати», то есть показывает в просветах меж тучами созвездия, и Иоанн астрологически толкует расположение звезд. Он вообще толкует все, что видит (форму облаков, прибитый к берегу волнами кусок коры, найденную тростинку и т. д.), в пользу скорого пришествия Иисуса Христа (Божьей Помощью Помазанника Посвященного) для покарания людских пороков.

    Множественные упоминания Иоанном планет, приходящих в разные созвездия, помогли вычислить время, когда пронеслась над Патмосом описанная им гроза. Решение было найдено Н. Морозовым и проверено затем в Пулковской обсерватории: «Откровение» явилось Иоанну 30 сентября 395 года по юлианскому календарю.

    Были определены даже часы дня, когда прошла главная туча грозы, появилась радуга, промчались последние тучки. Несколько вариантов расчетов приведены в книге Н. Морозова «История возникновения Апокалипсиса (Откровение в грозе и буре)», к которой мы и отсылаем читателя. Репринтное издание 1907 года выполнено издательством АОН (М., 1991).

    «Я стал на морском песке, чтобы рассмотреть зверя, выходившего из моря (Византийская империя в виде чудовищной грозовой тучи) с семью головами и десятью рогами. На рогах его были десять корон, а над головой его эмблема богохульства (поднявшаяся к небу голова созвездия Змея?)… И увидел я нового зверя (символ государственной церкви), выходящего со стороны суши. У него были два рога… И вот Зверь (т. е. Византийская империя) постановляет теперь, чтобы всем, большим и малым, богатым и бедным, свободным и рабам, выдавали особые значки (по исследованиям Ньютона — кресты) для ношения их на правой руке или на голове, чтобы не смели ни покупать, ни продавать все те, кто не имеет на себе этого значка зверя или его имени или числового изображения его имени.

    Здесь мудрость: у кого есть ум, сосчитай число зверя, потому что оно доступно человеку. Число это шестьсот шестьдесят шесть».

    Почему зверь с двумя рогами символизирует церковь? Дело в том, что все годы от Константина до Феодосия шла борьба двух религиозных фракций — николаитов и ариан за влияние на трон. Каждая из двух фракций называла себя универсальной (по-гречески кафолической). Оригениты, к которым принадлежал Иоанн, за власть не боролись.

    (Слово «кафолический» известно нам хорошо: на запад от Византии им назвали религию — католицизм, а на востоке, в Грузии с V, в Армении с VI века, католикосами называются высшие церковные руководители).

    В пассаже о «знаке зверя» речь идет об эдикте императора Феодосия (ум. 395), которым Ромейская (Византийская) империя начала гонения на язычников и всех не принадлежащих к господствовавшей при нем николаитской церкви. Люди лишались гражданских прав и даже права продавать и наследовать имущество, если не имели на себе знака господствующей в империи религии («зверя», по Иоанну), то есть креста, или слова «латинянин», или суммы букв этого слова.

    Мы изобразим его для вас русскими буквами, с греческими числовыми значениями букв:

    л= 30

    а = 1

    т = 300

    е = 5

    й = 10

    н= 50

    о= 70

    с = 200

    Итого: 666

    (Существовали аналогичные буквы древнерусского счета, так называемые «славянские цифры».

    Каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами азбуки с надписанным над ними значком наподобие лежащего на боку интеграла (тильда). Целые числа до 999 составлялись с помощью стоящих рядом «славянских цифр». Например, ТКД = 324. Здесь Т = 300 (как и в греческом), К = 20, Д = 4. «Счет» и «чтение» — слова однокоренные. «Сочитано?» — спрашивал один купец другого. «Считано», — отвечал тот.)

    Крест впервые привиделся Константину I более чем за полвека до написания Апокалипсиса в виде шести лучей, исходящих от солнца, вроде буквы «Ж». Он воспринял видение как Божий знак. Была изготовлена хоругвь с шестилучным крестом и надписью «Божией Помощью — Сим победишь».

    Этот факт вместе с явным отсутствием у автора Апокалипсиса восторга перед крестом, столь свойственным христианам нашего времени, как бы помимо нашего желания свидетельствует: религия была совершенно не похожа на евангельское христианство.

    Иоанн Златоуст, сам причисленный к еретикам, императорского эдикта, конечно, не одобряет. Суровыми карами грозит он властям и церкви!

    Исполнение пророчества (сошествие Христа) Иоанн определил на 13 марта 399 года, когда, по его астрологическим вычислениям, агнец из созвездия Овена спустится на землю на ярко-белом коне Юпитера. Дату эту он зашифровал в 11, 12, 13 и 19-й главах Откровения так хорошо, что полторы тысячи лет никто ничего не мог разобрать.

    Но для верующих той поры время ожидаемого пришествия Христа, конечно, тайной не было. Иоанн вынужден был раскрыть ее друзьям, а впоследствии и сильным мира сего. Слухи довершили дело.

    «— Вот, приду скоро (говорит Иисус) и всем принесу с собою мое возмездие и воздам каждому по его делам. Я первая и последняя буква алфавита, начало и конец. Счастливы исполняющие мои заветы: ось жизни будет в их власти, и они войдут в твердыню (небес) воротами. А все льстецы, шарлатаны, безнравственные, убийцы и поклонники изображений, и всякий любящий и делающий неправду — будут вне ее. Я, Иисус, послал моего вестника засвидетельствовать все это на собраниях верных. Я корень и потомок Любви, звезда светлая и утренняя!»

    К тому моменту, когда книга распространилась по Византии, трон занимал девятнадцатилетний Аркадий, с юною своею женой Евдоксией. Как же поступили царственные супруги с монахом-еретиком, посмевшим пророчествовать против власти и церкви? Казнили? Заковали в железо? Выслали навсегда?

    Тот, кто так подумает, совсем не разбирается в силе людских суеверий.

    Тогда каждый понимал пророчество абсолютно всерьез и ожидал предсказанных бедствий. Жуткая паника охватила не только христиан, но и живших среди них язычников. Даже много столетий спустя книга вызывала у малообразованного читателя ужас, заставляя предполагать, что предсказанное когда-нибудь непременно сбудется.

    Аркадий и Евдоксия были очень впечатлительными и суеверными молодыми людьми, детьми своего времени. Что же им делать, если грядут такие беды? Ничего иного, как вызвать к себе говорившего с Богом и провозгласить его своим собственным пророком. Немедленно исполнять все, что он требует, каяться и исправляться!

    В 397 году как раз умер престарелый епископ Нектарий, «и все константинопольские священники, и окрестные епископы, и весь народ» требуют Иоанна! К нему отправляют послов с приглашением.

    А что же пророк, опять живущий в Антиохии? Обрадовался? Возгордился? Смиренно принял сан, дабы исполнить волю Бога по искоренению мерзостей?

    Ни то, ни другое, ни третье. Он испугался и скрылся в храме, под защиту местных жителей. Он решил, что его хотят доставить на смерть, и наотрез отказался куда-либо ехать.

    Пришлось хитростью выманивать его наружу и, фактически похитив, под конвоем везти в столицу.

    Три года Иоанн руководил византийской церковью. И не было, и не могло быть в ожидании предсказанного им пришествия Христа ни николаитов, ни ариан, никаких других сект. Все стали оригенитами, а вернее — иоаннитами, в его честь.

    А когда минули страшные три года ожидания кончины мира, и сам Иоанн давно уже понял, что пророчества не сбудутся, начал он проповедовать, что вот-де вы покаялись — и Бог отложил свой визит, он вас простил… Но тут уж новые «друзья» не простили Иоанну пережитого ужаса, и все прежние страсти грянули с новой силой и смели с исторической сцены как самого пророка, так и всех его сторонников.

    Но эта история уже не имеет прямого отношения к вопросу о хронологии.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх