Глава 33

Десанты Тихоокеанского флота

Десант в порт Юки

Поскольку японский флот боевых действий на море не вел, а готовил эвакуацию войск и вывоз ценностей из портов Северной Кореи, командующий Тихоокеанским флотом, адмирал И.С. Юмашев принял решение: внезапной высадкой десанта в порт Юки овладеть портом и городом и удерживать его до подхода частей 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта. По данным разведки, предполагалось, что при высадке десанта в Юки японцы не окажут серьезного сопротивления, так как их гарнизон в городе был деморализован налетами советской авиации.

Были сформированы две разведгруппы, являвшиеся одновременно и первым броском десанта, под общим командованием капитана 3-го ранга Колюбакина. Для проведения десантной операции были выделены следующие силы и средства: 75-й батальон морской пехоты 13-й бригады морской пехоты (783 человека) и две разведгруппы (139 человек). Первую разведгруппу — 140-й разведывательный отряд разведывательного отдела Штаба флота (68 человек) под командованием старшего лейтенанта Леонова — должны были перебросить в Юки торпедные катера Т-567 и Т-578, вторую разведгруппу под командованием старшего лейтенанта Девятова (71 человек) — катера Т-569 и Т-579. Для перевозки основного десанта под командованием майора Маркина предназначались сторожевые корабли ЭК-7 и ЭК-10, тральщик типа «АМ» Т-271, два пограничных катера, ПК-3 и ПК-4, и четыре торпедных катера — Т-514, Т-515, Т-516 и Т-531. Командиром высадки был назначен контрадмирал Ивановский, командиром десанта — майор Маркин.

11 августа в 15 часов первая разведгруппа на торпедных катерах Т-576 и Т-568 (оба типа «Воспер», водоизмещение 43,5, скорость хода наибольшая — 39,3 узла, вооружение: одна 20-мм пушка Эрликон) вышла из бухты Новик (район Владивостока) и уже в 19 ч. 10 мин. вошла в порт Юки. Высадившись, десантники выяснили, что японцы 10 августа уже покинули порт и отошли в северном направлении.

В 21 ч. 30 мин. отряд кораблей с основным десантом вышел из бухты Новик, но из-за густого тумана был вынужден стать на якорь в заливе Посьет.

С 5 часов утра до 5 ч. 30 мин. 12 августа торпедные катера Т-569 и Т-579 (типа «Воспер») высадили в порту Юки вторую разведывательную группу. Около 9 утра 12 августа десантники встретили в городе Юки передовые отряды 393-й стрелковой дивизии 1-го Дальневосточного фронта, которые, узнав о нахождении в Юки советских моряков, обошли город и ушли на юг.

В 10 часов утра 12 августа отряд кораблей с основным десантом снялся с якоря и в 16 ч. 20 мин. прибыл в порт Юки. В 16 ч. 30 мин. в порту высадилась рота автоматчиков, а в 18 ч. 30 мин. началась высадка основного десанта, которая благополучно закончилась в 20 ч. 10 мин. К этому времени советские десантники полностью овладели портом и городом Юки. В порт были перебазированы четыре торпедных катера и два больших «охотника».


Высадка десанта в порт Юки в ночь на 12 августа 1945 г. (1-й бросок)

Десант в порт Расин

11 августа торпедные катера типа «Воспер», Т-549 и Т-550, при видимости 3–5 кабельтовых произвели набег на порт Расин. Катер Т-550 первым атаковал японский транспорт в порту и потопил его одной торпедой. Сделав разворот, катер вторично пошел в атаку и вторым залпом подбил еще один транспорт. Катер Т-549 атаковал транспорт сразу двумя торпедами и потопил его.

Днем шесть торпедных катеров 1-й бригады под командованием капитан-лейтенанта Малика вышли из бухты Троицы в набег на порт Расин и с 17 ч. 30 мин. до 18 часов нанесли удар по порту, потопив там три японских транспорта. Затем катера без потерь вернулись в базу.

10-11 августа авиаразведка и разведка торпедных катеров обнаружили в порту Расин восемь японских транспортов и много мелких судов. Порт и город горели. Японцы эвакуировали свои войска из Расина в южные порты Кореи и в метрополию. Чтобы помешать эвакуации противника и использовать порт Расин для базирования советских легких сил и авиации, командующий ТОФ решил высадить в Расин десант и захватить порт и город. В состав десанта были выделены следующие силы: Первый бросок первой группы десанта — рота автоматчиков (95 человек) 354-го отдельного батальона морской пехоты — на больших «охотниках» БО-303 и БО-305. Командир первого броска первой группы — капитан 2-го ранга Миронов. Первый бросок второй группы — разведотряд разведотдела Штаба флота (68 человек) — на торпедных катерах типа «Воспер» Т-567 и Т-568, командир — капитан 3-го ранга Колюбакин. Основной десант — 358-й отдельный батальон морской пехоты (617 человек) при четырех 76-мм и двух 45-мм орудиях и рота 63-го разведывательного морского отряда (99 человек) Артемовского сектора сухопутной обороны. Для высадки этого десанта были выделены сторожевой корабль ЭК-5, тральщики типа «АМ» Т-279 и Т-281, катера типа МО-4 — МО-8 и МО-16, пограничные катера ПК-27, ПК-28, ПК-29 и ПК-30. Командиром основного десанта был назначен капитан Свищев, командиром высадки — капитан 1-го ранга Полтавский.

Десанту ставилась задача овладеть портом и городом Расин и удерживать его до подхода частей 1-го Дальневосточного фронта.

12 августа в 9 ч. 35 мин. БО-303 и Б0-305 высадили в порту Расин первую группу первого броска десанта, не встретив при этом сопротивления японцев. «В дальнейшем противник силой до взвода пехоты оказал сопротивление, но был сломлен, и в 10 ч. 00 м. наш десант полностью овладел портом Расин»[119]. В переводе на русский язык это означает, что какие-то отдельные японские солдаты пытались оказать сопротивление.

В 10 часов утра 12 августа из бухты Золотой Рог в порт Расин вышла основная группа кораблей десанта (сторожевой корабль ЭК-5, два тральщика, два катера типа «МО-4» и четыре пограничных катера), имея на борту 358-й отдельный батальон морской пехоты и роту разведчиков 63-го разведывательного морского отряда, всего 716 человек. Высадка в порту Расин была произведена 13 августа в 2 ч. 30 мин.

Лишь за пределами города Расин моряки-десантники обнаружили отступающих японцев, да и те не приняли боя. Зато в 14 часов десантники попали под огонь своих же сухопутных войск, наступавших со стороны города Юки.

Одновременно (в 14 часов) два торпедных катера подорвались на американских минах недалеко от порта Расин. Оба получили повреждения, но самостоятельно возвратились в базу.

В ходе занятия города Расин потери десантников составили 7 человек убитыми и 37 ранеными.

13 августа в 13 ч. 30 мин. на рейде порта Расин тральщик Т-279 подорвался на трех минах. Корабль серьезных повреждений не получил.

Как позже выяснилось, за несколько дней до 9 августа американская авиация выставила на подходах к портам Расин и Сейсин до 700 неконтактных мин.

14 августа наши торпедные катера начали траление американских неконтактных мин у порта Расин. Торпедные катера Т-502, Т-563, Т-565, Т-566 и Т-599 сбросили 33 глубинные бомбы на скорости хода 28 узлов. Взрывами бомб было уничтожено четыре мины. Затем катера Т-514, Т-515, Т-516 и Т-531 сбросили еще 16 бомб МГБ и уничтожили еще четыре мины.

14 августа тральщик Т-279 подорвался на трех американских минах, но остался на плаву.

16 августа в 11 ч. 20 мин. в порту Расин торпедный катер Т-565 подорвался на мине и затонул.

14 августа в Расин вошли части 393-й стрелковой дивизии, которые помогли морякам полностью занять город.

Десант в порт Сейсин

Для высадки разведывательного отряда в порту Сейсин были выделены шесть торпедных катеров 1-й бригады (Т-562, Т-563, Т-564, Т-565, Т-566 и Т-568), 140-й разведывательный отряд (60 человек) и 2-я рота 390-го батальона автоматчиков (121 человек). Для усиления первого броска десанта в Сейсине командующий ТОФ, адмирал Юмашев решил высадить там еще 355-й батальон морской пехоты и приказал командиру этого батальона, майору Бараболько захватить порт и город Сейсин и удерживаться там до подхода следующих частей.

13 августа в 13 ч. 35 мин. десант в составе 355-го батальона морской пехоты на сторожевом корабле ЭК-2 (460 человек) и на тральщике Т-278 (250 человек) под командованием капитана 3-го ранга Беспалова вышел из бухты Новик в порт Сейсин.

Тем временем моряки, высадившиеся в Сейсине, несколько раз вступали в перестрелку с отходящими группами японцев. В бою участвовали до сотни японцев с двумя противотанковыми орудиями и несколькими легкими минометами.

К 22 ч. 30 мин. 13 августа наши десантники вышли на северовосточную окраину Сейсина.

В 14 часов 14 августа сторожевой корабль ЭК-2 и тральщик Т-278 вошли в порт Сейсин и высадили без противодействия противника 355-й отдельный батальон морской пехоты.

С 12 ч. 09 мин. до вечера сторожевой корабль ЭК-2 и тральщик Т-278 по запросам командира 355-го отдельного батальона морской пехоты постреливали по Сейсину.

С 18 ч. 50 мин. до 19 часов два МБР-2 бомбили мыс Колокольцева, где предполагалось наличие японской береговой батареи. Поскольку стояла сильная облачность, результаты бомбометания не наблюдались.

Днем 13 августа командующий ТОФ решил усилить десантные силы в Сейсине. Туда было отправлено три десантных отряда. В состав их вошли сторожевые корабли ЭК-1, ЭК-3, ЭК-8, ЭК-9, «Вьюга» и «Метель», тральщики Т-275 и Т-280, большие «охотники» БО-304, БО-306, БО-307 и БО-317 и десять десантных судов. На них были посажены свыше пяти тысяч десантников, большинство которых составляли четыре батальона 13-й бригады морской пехоты.

В 5 часов утра 14 августа корабли с десантом покинули бухту Новик под Владивостоком. На море стоял туман, видимость была около 2 кабельтовых. В 12 часов командир 2-го десантного отряда обнаружил отсутствие в строю большого «охотника» БО-306 и двух десантных судов, но флагману об этом не доложил. Видимость по-прежнему была около 2 кабельтовых. В 14 ч. 01 мин. со сторожевого корабля ЭК-1, имевшего американскую радиолокационную установку, на «Вьюгу» был передан семафор: «По пеленгу 307° — неопознанная цель идет на сближение». В 14 ч. 12 мин. сторожевой корабль «Вьюга» и большой «охотник» БО-307 открыли артиллерийский огонь по этой цели. В 14 ч. 14 мин. в тумане был опознан большой «охотник» БО-306, который оторвался от 2-го десантного отряда. Огонь по нему был немедленно прекращен. Все же БО-306 получил несколько пробоин, на нем были убиты 6 человек и ранены 10 человек личного состава. Поврежденный корабль был взят на буксир.

В 19 ч. 25 мин. 14 августа тральщик Т-280 обнаружил подводную лодку и атаковал ее. Было «много шуму из ничего». Как позже выяснилось, в этом районе не могло быть ни американских, ни японских подводных лодок.


Действия торпедных катеров по разведке порта Сейсин 12–13 августа 1945 г.


Днем 14 августа командующий флотом решил направить в Сейсин еще и танки. Уже вечером, 19 ч. 17 мин., танко-десантное судно ТДС-03 в сопровождении эсминца «Войков» вышло из бухты Новик. На борту ТДС-03 были семь танков Т-26, два автомобиля с боезапасом и бензовоз. Пришли они в порт Сейсин в 16 ч. 30 мин. 15 августа.

В 2 ч. 25 мин. 15 августа началась высадка 2-го десанта в Сейсине. Сопротивления противника практически не было. С западной части города корабли обстреляли пушки, но огнем корабельной артиллерии они были подавлены. Несколько раз за ночь корабли с десантом открывали огонь по неопознанным самолетам, но, судя по всему, никаких самолетов там не было. К 5 ч. 10 мин. 15 августа пять тысяч десантников закончили высадку.

В 6 часов утра 15 августа на мине подорвался тральщик Т-280, но остался на плаву.

Организованного сопротивления в Сейсине не было. Зато потом будет сложено много легенд о героях-десантниках. «Коммунисты личным примером увлекали бойцов. Командир отделения 76-го батальона морской пехоты сержант Маслов, член ВКП(б), будучи ранен, не покинул поля боя; продолжая вести свое отделение вперед, он лично уничтожил в бою 7 японцев. После боя, следуя в санчасть, Маслов доставил на пункт сбора 12 пленных японских солдат»[120]. Риторический вопрос: как в бою один герой мог захватить в плен 12 японских солдат? Просто солдаты попросили раненого героя проводить их до места сбора военнопленных.

Командующий ТОФ отдал приказ 10-й авиадивизии с утра 15 августа начать бомбежку железнодорожных станций Ранан и Фуней и разрушить железнодорожное полотно в 3–5 км западнее города Сейсин. Интересно, комфлотом что, за японцев играл? Это им нужно разрушать железнодорожные станции и полотно, а вот советским десантникам нужно было занимать эти станции и ехать по железной дороге на юг!

Днем 15 августа 29 самолетов Пе-2 55-го авиаполка и 28 самолетов Пе-2 34-го авиаполка бомбили железнодорожные пути. В результате на станции Ранан разрушена водонапорная башня, уничтожен стоявший на путях эшелон (видимо, брошенный японцами), разрушены три железнодорожных моста и несколько десятков метров железнодорожного полотна.

Тем временем комфлотом, адмирал Юмашев решил высадить в Сейсине третий десант в составе 186-го истребительного противотанкового дивизиона (173 человека, 9 — 45-мм и 9 — 57-мм пушек, 25 автомобилей); 188-го отдельного артиллерийского дивизиона (312 человек, 16 — 76-мм пушек, 38 автомобилей); 502-го минометного дивизиона (150 человек, 12 — 120-мм минометов, 31 автомобиль); батальона артиллерии (7 — 45-мм и 4 — 76-мм пушки) и трех самоходных установок СУ-76.

16 августа в 5 ч. 30 мин. при подходе третьего десанта на мине подорвались транспорты «Ногин» и «Дальстрой». В 6 ч. 25 мин. корабли с десантом отшвартовались в порту Сейсин. К полудню закончилась высадка личного состава десанта, а к 18 часам — выгрузка матчасти.

В 7 ч. 20 мин. 16 августа из бухты Новик в порт Сейсин в сопровождении сторожевого корабля ЭК-4 вышло танкодесантное судно ТДС-01, имея на борту семь танков Т-26, два автомобиля и бензовоз.

16 августа 28 советских самолетов Пе-2 34-го авиаполка опять бомбили железнодорожные пути в районе Сейсина.

К 18 августа японские войска, сражавшиеся на окраинах Сейсина, окончательно отошли к городу Ранан. Но к этому времени наши сухопутные войска (393-я стрелковая дивизия) овладели городом Ранан и двинулись на юг.

Командующий флотом приказал занять город Одецин. Для проведения десантной операции в порт Одецин были выделены сторожевой корабль «Метель», шесть торпедных катеров типа «Воспер» (Т-547, Т-548, Т-549, Т-550, Т-569 и Т-590), 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты (600 человек), рота автоматчиков 390-го батальона автоматчиков (200 человек), шесть 45-мм пушек и шесть 82-мм минометов.

В 16 ч. 35 мин. 18 августа корабли с десантом вышли из порта Сейсин и уже в 18 часов подошли к причалу порта Одецин. Японцев там не было, они ушли накануне утром.

18 августа из бухты Золотой Рог (Владивосток) вышел конвой с частями 335-й стрелковой дивизии и на следующий день в 14 часов прибыл в порт Сейсин. Противодействия японцев не было, собственно, это был уже не десант, а рутинная перевозка войск.

Десант в порт Гензан

В 2 часа ночи 20 августа командующий флотом отдал приказ морским силам, находившимся в районе Гензана, захватить к 9 часам утра 21 августа порт Гензан.

Для овладения портом Гензан были выделены следующие корабли и части: миноносец «Войков», сторожевой корабль ЭК-3, тральщики типа «АМ» Т-277 и Т-282 и шесть торпедных катеров (Т-548, Т-550, Т-561, Т-563, Т-566 и Т-579). В состав десантных войск вошли 76-й батальон морской пехоты (347 человек), 168-я рота противотанковых ружей, батарея 120-мм минометов, батарея 45-мм пушек, разведывательный отряд (82 человека), 125-я санитарная рота (165 человек) и другие части, всего 1847 солдат и офицеров.

Высадка десанта в порту Гензан была проведена с 10 ч. 15 мин. до 16 ч. 21 августа. Противодействия японцев не было. В ходе высадки десанта у причалов собрались до пяти тысяч корейцев с красными флагами.

Японцы в порту Гензан имели довольно большие силы (около пяти тысяч человек). Береговая оборона порта включала в себя две 280-мм и четыре 75-мм батареи, на близлежащем аэродроме было сосредоточено до 50 самолетов. При желании японцы могли легко уничтожить советский десант, но командир японской военно-морской базы Гензан контр-адмирал Хори и командир крепости, полковник Тадо не знали, что предпринять. Они знали о капитуляции Квантунской армии, но не имели приказа о капитуляции от своего непосредственного командования.

Начальник штаба Тихоокеанского флота, вице-адмирал А.С. Фролов передал по радио приказание командиру советской ВМБ Гензан капитану 1-го ранга Студеничникову занять оборону порта и предупредить японцев, что если они не капитулируют, то наша авиация будет действовать в полной мере и мы будем поступать с японцами, как с людьми, находящимися вне закона.

В 17 ч. 20 мин. 21 августа вице-адмирал Фролов приказал: японского адмирала и группу офицеров взять на наш корабль под надзор, откуда адмирал и может давать указания своим войскам.

После длительных переговоров на флагманский корабль (ЭК-3) прибыли японский контр-адмирал Хори и полковник Тадо. Им было предъявлено требование о немедленной капитуляции. К исходу дня японские войска сосредоточились в городе и ночью зашли в тыл нашим оборонявшимся частям. Нашему десанту было приказано повернуть фронт и окопаться. Однако ожидавшегося нападения японцев не последовало.

22 августа на аэродром в Гензан приземлилась группа советских транспортных самолетов и высадила десантников.

30 августа истребители Тихоокеанского флота посадили на аэродром Канко, в 45 милях севернее порта Гензан американский самолет Б-29. Самолет вначале отказывался от посадки, поэтому был обстрелян нашими истребителями.


Примечания:



1

Сёгун — титул верховного правителя государства (предводитель, военный вождь).



11

«Политехник» № 10.1970. С. 75–76.



12

Гернгросс Александр Алексеевич. Родился в 1851 г. Участник русско-турецкой войны. С 1893 г. служил в Средней Азии. В 1897 г. полковник Гернгросс назначен главным начальником Охранной стражи КВЖД.



119

Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией. С. 50.



120

Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией. С. 68.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх