Глава 12

Боевые действия на море с 1 апреля по 2 мая 1904 года

Утром 2 апреля из Мукдена прибыл в Порт-Артур наместник Алексеев и поднял свой флаг на «Севастополе». Обстоятельство это осталось почти не замеченным. «Это только для видимости! Этот в бой не пойдет!» — с уверенностью заявляли молодые офицеры. «У них — Того, а у нас — никого», — мрачно шутили матросы.

В тот же день утром в море появился японский флот. Недавно вступившие в строй броненосные крейсера «Касуга» и «Ниссин» у Ляотешаня в 9 ч. 11 мин. начали перекидную стрельбу по внутренней гавани Порт-Артура и береговым батареям. Стрельба по традиции корректировалась легким японским крейсером, стоявшим в прямой видимости гавани.

На этот раз радиостанция броненосца «Победа» и береговая станция на Золотой Горе «начали перебивать большой искрой неприятельские телеграммы», то есть вести радиоэлектронную войну. Этот факт подтвердили и японцы: «1-й боевой отряд вышел со стоянки 1/14 числа в 6 ч. вечера и подошел к Порт-Артуру на другое утро в 8 ч. Выделив „Ниссин“ и „Касуга“ для производства перекидной стрельбы, 1-й боевой отряд остался держаться в море на SO от Ляотешаня… „Касуга“, подойдя на SSW от маяка Ляотешаня, открыл огонь по внутреннему рейду, а „Ниссин“ держался на SW от Ляотешаня. Так как сношение по беспроводному телеграфу с нашими наблюдающими судами прерывалось неприятелем, находившейся на SO от входа берегу наблюдательной станции трудно было корректировать стрельбу, и снаряды падали недостаточно метко»[47].


Броненосный крейсер «Касуга»


«Касуга» и «Ниссин» выпустили 190 снарядов, но огонь их был неточен, и наши потери ограничились двумя солдатами, раненными на полуострове Тигровый Хвост. В ответ огонь по крейсерам «Касуга» и «Ниссин» вели «Пересвет» и «Полтава», но тоже не добились попаданий. В 12 ч. 30 мин. японские крейсера прекратили огонь и удалились.

В 1 час ночи 20 апреля японцы предприняли третью по счету попытку заблокировать выход из гавани Порт-Артура. В атаке участвовали восемь пароходов и два миноносца (по другими данным — четыре миноносца). При подходе к Порт-Артуру в 23 часа 19 апреля поднялся сильный юго-восточный ветер и началось большое волнение. Начальник отряда, предвидя неудачу, подал световой сигнал отложить попытку, но сигнал этот не был замечен, и брандеры продолжали двигаться к крепости. Один из японских миноносцев подошел ближе, чтобы осмотреть наружный рейд, но был обнаружен. Началась стрельба с береговых батарей, включились прожекторы и осветили брандеры. Несмотря на это, брандер «Микава-Мару» на всех парах влетел на внутренний рейд и, бросив якорь на середине фарватера, взорвал себя и затонул. Следующий брандер — «Самуро-Мару» — наскочил на камни влево от входа и также, взорвав себя, затонул. Остальные продолжали идти вперед. «Тотоми-Мару» прошел в самый проход, но, ударившись о левый бон, был развернут носом к востоку и, закрыв наполовину фарватер, взорвался и затонул. Два следующих брандера были взорваны своими командами у самого входа в гавань, а «Ликоку-Мару» еще раньше наскочил на мину и пошел ко дну далеко от входа. Из восьми брандеров три затонули у самого прохода, и адмирал Того донес, что он считает задачу выполненной, что выход из гавани невозможен не только для броненосцев, но даже для крейсеров.


Адмирал Того. «У них — Того, а у нас — никого»


Тем не менее Того перенес место базирования своей эскадры на острова Эллиот (острова Личаншаньледао), поближе к Порт-Артуру. Японцы начали тесную блокаду Порт-Артура. В блокадный дозор входили миноносцы, находившиеся в непосредственной близости от Порт-Артура. В 10–20 милях от крепости постоянно дислоцировался отряд поддержки блокадного дозора из крейсеров. Основные силы японского флота, включавшие эскадренные броненосцы и броненосные крейсера, обычно находились на островах Эллиот или в шхерах Северо-Западной Кореи. Днем крейсера отряда поддержки держались на расстоянии видимости Порт-Артура, а на ночь удалялись в море, оставляя на внешнем рейде дозор из миноносцев. Связь между блокадным отрядом (миноносцы и крейсера) и основными силами флота, находящимися на расстоянии нескольких десятков миль, осуществлялась по радио, что давало возможность японскому командованию своевременно развертывать основные силы своего флота в случае выхода в море русских кораблей. Чтобы затруднить выход блокируемых кораблей, японцы усилили постановку мин заграждения на внешнем рейде. Всего за время блокады Порт-Артура японский флот выставил около 1300 мин.


Минная оборона прибрежных вод Kвaнmунского полуострова


В свою очередь, русский флот поставил у Порт-Артура 1442 мины. Русские мины оказались не хуже японских. Так, 30 апреля на мине у Дальнего погиб японский миноносец № 48, 6 человек были убиты, 10 ранены. А на следующий день авизо[48] «Мияко» подорвался на мине недалеко от Порт-Артура, спаслись всего 8 человек.

Наиболее удачной стала минная постановка, произведенная минным заградителем «Амур». 1 мая он вышел из гавани и, воспользовавшись туманом, произвел скрытую минную постановку. Действия «Амура» обеспечивали шесть миноносцев, два из которых были приспособлены для использования в качестве тральщиков. Заграждение из 50 мин было поставлено в 11 милях от Порт-Артура в одну линию, длиной 12,5 кабельтова (2288 м) с расчетом пересечения вероятных курсов движения блокирующего флота противника. Мины ставились на глубине 11 футов (3,35 м) ниже уровня малой воды.

2 мая утром к Порт-Артуру вновь двинулась японская эскадра. В 10 часов на мине, поставленной «Амуром», взорвался броненосец «Хацусе». Взрыв произошел со стороны правого борта под кормой, и броненосец моментально накренился на правый борт. Машины были выведены из строя. Команда заделала пробоину временной пробкой и стала готовиться к буксировке корабля броненосцем «Асахи» (по другим данным, «Хацусе» взял на буксир «Касаги»). Но через 1 ч. 40 мин. после первого взрыва вторая мина взорвалась в средней части броненосца. Это вызвало детонацию одного из погребов, и через полторы минуты броненосец затонул.

Спастись удалось адмиралу Насибе, 22 офицерам и 317 матросам, а 36 офицеров и 457 нижних чинов погибли. По другим данным, погибли 495 человек, а из 366 спасенных 102 были ранены и обожжены. Однако приключения спасшихся на этом не кончились. Адмирал Насиба и его штаб оказались на авизо «Тацута», который через несколько часов у островов Эллиот налетел на камни. Японцам пришлось во второй раз спасать Насибу, а поврежденный «Тацута» был снят с камней только через месяц и находился в ремонте до сентября 1904 г.


Гибель броненосце «Хацусе»


В 12 ч. 15 мин. на мине подорвался броненосец «Ясима». Его взял на буксир броненосец «Сикисима». «Ясима» медленно погружался, тогда оба броненосца встали на якорь в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж «Ясимы», применив в борьбе за живучесть все возможное, в 17 ч. 41 мин. вынужден был покинуть свой тонущий корабль. Команду взяли на борт бронепалубные крейсера «Сума» и «Такасаго». Вскоре после этого «Ясима» затонул.

2 мая 1904 г. стал поистине черным днем японского флота. Кроме двух броненосцев он потерял и бронепалубный крейсер «Иосино», протараненный крейсером «Касуга» у мыса Шантунг. При этом погибли 332 члена экипажа.

Контр-адмирал В.К. Витгефт не сумел использовать благоприятный случай, чтобы добить «Ясиму» и уничтожить другие японские корабли. Хотя он имел броненосцы «Пересвет» и «Полтаву», крейсера «Аскольд», «Диану» и «Новик» и шестнадцать миноносцев против двух японских броненосцев (один из которых был подорван), пяти крейсеров, трех канонерских лодок и двух миноносцев. Командующий счел возможным послать в атаку только миноносцы, которые без поддержки крупных кораблей успеха не имели. Витгефт не согласился с предложениями контр-адмирала Лощинского, командира «Полтавы», капитана 1-го ранга Успенского и других офицеров выслать в море броненосцы и крейсера.

В начале мая японцы потеряли еще два корабля. Канонерка «Акаги» в ночь на 3 (16) мая в тумане протаранила канонерку «Осима» в нескольких километрах к северо-востоку от Порт-Артура. Утром «Осима» затонула. 4 мая в 8 милях от мыса Ляотешань погиб на мине новейший миноносец «Акацуки».


Безбронный крейсер (авизо) «Тацута» на 18942. (вверху) и на 1903 г. (внизу)


Примечания:



4

Шлюп был вооружен пушками, но принадлежал Российско-Американской компании, и его не было в списках боевых и вспомогательных кораблей императорского флота.



47

Описание военных действий на хморе в 1937–1938 гг. Мейдзи (в 1904–1905 гг.). Т. 1.С. 139.



48

Авизо — в японском флоте нечто среднее между посыльным судном и легким крейсером, в русском флоте такого класса кораблей не было.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх