• Время гражданских войн
  • Политическое и судебное красноречие
  • Историческая проза
  • Философия. Цицерон
  • Лукреций
  • Поэзия. Сатира
  • Лирика. Катулл
  • Театр
  • Принципат Августа
  • Вергилий
  • Гораций
  • Овидий
  • Историография
  • Наука
  • ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ

    На исходе старой эры римская культура достигает высшей точки своего разви­тия. Этому содействовал целый ряд исторических факторов, важнейшими из кото­рых были: усвоение римским обществом многих элементов греческой культуры и образованности; социальная и политическая мобильность времени гражданских войн, развязавшая творческую активность личности; наконец, чуть позже, во времена Принципата, атмосфера вновь обретенного внутреннего мира, благотворная для всех видов интеллектуального и художественного творчества. Не удивительно, что это время, несмотря на все коллизии, связанные с крушением республиканского строя и утверждением Империи, было отмечено грандиозным гуманитарным взры­вом — невиданным взлетом публичного красноречия (Цицерон), развитием высо­кой историографии (Юлий Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий), успехами философии (тот же Цицерон и Лукреций), наконец, расцветом новой поэзии (Катулл, Верги­лий, Гораций, Овидий).

    Основные даты:

    63 г. — произнесение Цицероном четырех речей против Катилины.

    54 г. — издание поэмы Лукреция «О природе вещей».

    52—51 гг. — составление Цезарем «Записок о Галльской войне».

    28 г. — основание Октавианом Палатинской библиотеки — первой правильно организованной публичной библиотеки в Риме.

    29—19 гг. — создание Вергилием «Энеиды».

    Время гражданских войн

    Своего расцвета римская культура достигла в эпоху гражданских войн и в следующий за ней период принципата Августа. В этом была своя внут­ренняя закономерность. К началу гражданских войн римское общество не только усвоило многие достижения эллинистической культуры, но и су­мело многое переработать в римском народном духе. За плечами Рима уже стоял длинный период культурного развития, в течение которого внеш­ние заимствования начинали входить органической составной частью во внутренний процесс культурной эволюции Италии. Таким образом, к се­редине II в. до н. э. в Риме уже были заложены те основы общественной идеологии, к полному развитию которых гражданские войны послужили сильнейшим толчком. Максимальное обострение социальных противоре­чий, огромное усиление классовой борьбы, расцвет политической жизни, усложнение международных отношений — все это явилось мощным сти­мулом для быстрого развития всех сторон римской духовной жизни.

    Конец гражданских войн и длительный период гражданского мира, на­ступивший после 30 г. до н. э., создали в широких рабовладельческих кру­гах психологию радостного освобождения и творческого подъема. Прав­да, это был специфический подъем реакции, породивший легкомысленную поэзию Овидия, консервативную историографию Ливия и эпикурейскую лирику Горация. Во многих отношениях «золотой век» Августа уступал предыдущему периоду: эпоха принципата, конечно, не могла породить ни Саллюстия, ни Цицерона, ни Катулла, ни Лукреция. Однако некоторые стороны общественной идеологии действительно при Августе достигли своего максимального расцвета. При этом нужно отметить, что оба пери­ода — последние десятилетия гражданских войн и принципат — в области культурного развития не отделены сколько-нибудь резкой чертой.

    Политическое и судебное красноречие

    В эпоху гражданских войн достигло своего полного развития великое орудие европейской культуры — литературный латинский язык. Здесь ре­шающую роль сыграл расцвет красноречия, вызванный широким развити­ем политической жизни, начиная с эпохи Гракхов. И не случайно оба бра­та были первыми настоящими политическими ораторами в Риме. Конеч­но, почва для развития красноречия была уже подготовлена Катоном, Теренцием, Сципионом Младшим и др. Но только гражданские войны со­здали обстановку, в которой могло развиться самобытное ораторское да­рование Гракхов. Еще Тиберий поражал современников силой своих ре­чей. Но только его брат достиг вершин политического красноречия, в ко­тором некоторые элементы риторической искусственности не могли скрыть подлинного пафоса и глубокой искренности.

    После Гракхов на политической и судебной трибуне мы также видим ряд крупных ораторов. Самым выдающимся из них, по-видимому, был Лу­ций Лициний Красс (140—91). Еще в молодости он выдвинулся как заме­чательный оратор. Своим выступлением против Г. Папирия Карбона, ренегата Гракхов, он политически совершенно уничтожил его и довел до самоубийства. Во время службы на Востоке Красс жил в Афинах и слу­шал там самых замечательных ораторов и учителей красноречия. По воз­вращении в Рим он вел судебные процессы и играл большую политиче­скую роль на стороне сенатской партии. Цицерон считает его одним из самых замечательных римских ораторов, у которого сила речи сочеталась с прелестью и изяществом.

    В это время на римское красноречие все сильнее начинала влиять ма­лоазиатская риторическая школа (азианская школа) с ее вычурностью, по­гоней за внешними эффектами, напыщенностью, ритмичностью речи и т. п. Крупнейшим представителем азианского красноречия, хотя и в его умеренной форме, являлся Молон Родосский, учитель всех великих рим­ских ораторов I в. до н. э. Его учеником был, по-видимому, и Кв. Гортен­зий Гортал (114—50). Адвокат по профессии и оптимат по убеждениям, Гортензий считался первым оратором своего времени, пока не был побеж­ден Цицероном.

    В лице последнего римское красноречие достигло высшей точки, хотя утратило многое из былой непосредственности и силы чувства. Цицерон прошел прекрасную теоретическую школу риторики сначала в Риме, а за­тем в Афинах. И тут и там он мог пользоваться советами выдающихся учителей красноречия и слушать самых блестящих ораторов своего вре­мени. Бурная же эпоха, в которую жил Цицерон, открывала широчайшие возможности для практического приложения его знаний и таланта. Кроме большого количества судебных и политических речей, произнесенных Ци­цероном, он оставил несколько сочинений по теории ораторского искус­ства: «Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.

    Стиль Цицерона можно назвать умеренным азианизмом. Для Цицеро­на характерна тщательная отделка речей, построенных по определенным правилам. Каждая речь делится на неизменные части: вступление (exordium), изложение дела (narratio), план следующей, главной части (partitio), доказательство — главная часть речи (probatio), резюме главной части (repetitio) и, наконец, заключение (peroratio). Как оратор Цицерон чрезвычайно разносторонен. Он с одинаковой легкостью прибегает к па­фосу, тонкой иронии или к грубым выпадам. В его распоряжении всегда находится огромный словарный запас. Он широко использует синонимы, метафоры, сравнения и т. п. Греческая риторическая школа любила прибе­гать к ритмической прозе. Цицерон также широко использует этот прием. Для нашего слуха он слишком искусственен, но современники высоко це­нили патетическую и изысканную ритмику Цицерона. Во всяком случае нужно признать, что он был блестящим стилистом и что его речи, равно как и другие литературные произведения, оказали огромное влияние на развитие латинской прозы. Но Цицерона ценили не только современники и ближайшие античные потомки, вроде, например, отцов христианской церкви. Его влияние простиралось гораздо дальше. В эпоху Возрождения на стиле Цицерона воспитывались создатели литературных языков новой Европы, а деятели Великой французской революции тщательно изучали его речи и старались подражать им.

    Историческая проза

    Об историках эпохи гражданских войн — младших анналистах, Саллюстии, Цезаре — было сказано выше. Здесь только необходимо под­черкнуть их значение для выработки литературной прозы. Оно не мень­ше, чем значение политического и судебного красноречия. Проникшее в историографию через младшую анналистику влияние греческой ритори­ки было преодолено такими крупнейшими мастерами стиля, как Саллю­стий и Цезарь. Первый сделал это посредством тщательного изучения Фукидида и Катона и подражания им. Второй, благодаря своему огром­ному литературному и ораторскому таланту, благодаря трезвости и яс­ности своего рационалистического ума, сумел создать непревзойденные образцы латинской прозы. Стиль Цезаря отличается необычайной про­стотой и ясностью. Он отказался от всяких риторических украшений, в частности, от ритмической речи. Это делает язык Цезаря примером «зо­лотой латыни», в которой полнее, чем где-нибудь, отразился гений рим­ского народа.

    Философия. Цицерон

    Философский дух был совершенно чужд трезвым и практичным рим­лянам, поэтому в области философии сильнее всего выступает их зависи­мость от греков. Во II—I вв. в Греции наиболее популярными являлись две философские школы: умеренный академический скептицизм и сто­ицизм. Цицерон, который был чистейшим эклектиком и ставил перед со­бой задачу познакомить римское общество с последними достижениями греческой философии, соединил в своих взглядах наиболее ходячие пред­ставления обеих систем: учение о вероятности как критерии истинности и, в духе стоицизма, допущение некоторых общих понятий, свойственных всем людям: бессмертие души, существование бога и т. п.

    Из чисто философских сочинений Цицерона важнейшими являются сле­дующие: «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы» (изложение и критика основных философских учений Греции), «Об обязанностях», «О природе богов» и «О гадании». Два его сочинения, пользовавшиеся в древ­ности широкой популярностью, — «О государстве» и «О законах» — ско­рее принадлежат к категории политических трактатов.

    Цицерон ставил перед собой не столько научные, сколько просвети­тельские задачи. К тому же он не был философом-специалистом. Отсюда вытекают как достоинства, так и недостатки его философских произведе­ний. Они доступны, написаны изящным и простым языком. Цицерон пре­красно справился с трудной задачей — перевести на латинский язык гре­ческую философскую терминологию. С другой стороны, Цицерон, не об­ладая специальными знаниями, часто допускал ошибки в изложении философских систем. Многое у него написано наспех, часто отсутствует критическое отношение к излагаемым взглядам.

    Тем не менее Цицерону принадлежит огромная заслуга перед истори­ей культуры, так как именно он впервые в широком масштабе познакомил римское образованное общество с греческой философией. И прежде чем люди новой Европы смогли непосредственно использовать сокровища этой философии, они знакомились с ней главным образом через Цицерона.

    Лукреций

    Основной недостаток римской философии — отсутствие самостоятель­ности — сказался и в творчестве величайшего римского философа Тита Лукреция Кара (около 98—54 гг.). О жизни его мы не знаем ничего досто­верного. От него осталась неоконченная и недостаточно обработанная по­эма «О природе вещей» в 6 книгах, написанная гекзаметром. В своих фи­лософских взглядах Лукреций не оригинален, следуя великому греческо­му материалисту Эпикуру. Но его поэма как таковая является глубоко оригинальным произведением, не имеющим себе равных в мировой лите­ратуре. В ней Лукрецию удалось гармонически слить науку, философию и поэзию. В ярких художественных образах он рисует картину природы и человеческого общества, взятых в их непрерывном развитии, понимаемых как вечно движущийся мир материи.

    Лукреций — дитя гражданских войн. Эпоха порождала у людей созна­ние неуверенности в завтрашнем дне, боязнь смерти, страх перед богами. Лукреций желает освободить человека от этих призрачных ужасов посред­ством материалистической философии Эпикура, отрицавшего бессмертие души, загробное воздаяние и вмешательство богов в жизнь вселенной, раз­вивающейся по своим неизменным законам. Мировоззрение Лукреция оп­тимистично. Он — гуманист, верящий в человека, который от животного состояния сумел подняться до вершин культуры. Во второй половине 5-й книги Лукреций рисует замечательную картину развития человеческого общества, в основе которого лежит эволюция орудий труда. Эта картина свидетельствует о гениальной интуиции поэта и философа, который сумел близко подойти к материалистическому пониманию исторического про­цесса.

    Перевод поэмы Лукреция на русский язык осуществлен замечатель­ным московским филологом-классиком, мастером поэтических пе­реводов Ф. А. Петровским. Чтобы дать представление о повествова­тельной манере римского поэта-философа, приведем два-три отрыв­ка из этого перевода.

    В начале своего произведения Лукреций формулирует главный на­учный принцип: люди должны понять, что мир — вечен; он не со­здан никем из богов. Это понимание поможет им избавиться от рели­гиозного страха:

    За основание тут мы берем положенье такое: Из ничего не творится ничто по божественной воле. И оттого только страх всех смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причины никак усмотреть и понять не умеют И полагают, что все это божьим веленьем творится. Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет: и откуда являются вещи. И каким образом все происходит без помощи свыше.

    (I, 149—150)

    Здравый смысл, под которым надо понимать надлежащий синтез ощу­щений и представлений, свидетельствует, что в мире есть только тела и пространство, в котором они пребывают:

    Но продолжаю я нить своего рассуждения снова. Всю, самое по себе, составляют природу две вещи: Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство, Где пребывают они и где двигаться могут различно. Что существуют тела, непосредственно в том убеждает Здравый смысл; а когда мы ему доверяться не станем, То и не сможем совсем, не зная, на что положиться, Мы рассуждать о вещах каких-нибудь тайных и скрытых. Если ж пространства иль места, что мы пустотой называем, Не было б вовсе, тела не могли бы нигде находиться И не могли б никуда и двигаться также различно.

    (I, 418—428)

    В обоснование того, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц-атомов, находящихся в вечном движении, Лукреций ссыла­ется на ставшее знаменитым сопоставление с игрой пылинок в луче солнечного света:

    Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах, В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья. (II, 114—124)

    Здравым смыслом продиктованы суждения древнего философа не только о жизни природы, но и о развитии человека и человеческого общества. Решающими факторами этого процесса являются нужда, обостренный ею разум и технический прогресс:

    День ото дня улучшать и пищу и жизнь научали Те, при посредстве огня и всяческих нововведений, Кто даровитее был и умом среди всех выделялся... Были открыты потом и разного рода металлы: Золото, медь, серебро, и веский свинец, и железо... Древним оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья, Пламя затем и огонь, как только узнали их люди. Силы железа потом и меди были открыты, Но применение меди скорей, чем железа, узнали: Легче ее обработка, а также количество больше. Медью и почву земли бороздили, и медью волненье Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны: Ею и скот и поля отнимали: легко человекам Вооруженным в бою безоружное все уступало. Мало-помалу затем одолели мечи из железа, Вид же из меди серпа становился предметом насмешек; Стали железом потом и земли обрабатывать почву, И одинаковым все оружием в битвах сражаться... Судостроенье, полей обработка, дороги и стены, Платье, оружье, права, а также и все остальные Жизни удобства и все, что способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй — Все это людям нужда указала, и разум пытливый Этому их научил в движеньи вперед постепенном.

    (V, 1105—1107, 1241—1242, 1283—1296, 1448—1453) Наука

    Гигантская фигура Лукреция, с его попыткой дать подлинно научную тео­рию природы и общества, стоит совершенно особняком. Другие римские уче­ные этой эпохи не поднимались выше собирания материала и его примитив­ной эмпирической обработки, причем вопросами естествознания они почти не занимались. Характерно, что Цезарь для реформы календаря вынужден был прибегнуть к помощи александрийского астронома. Типичным предста­вителем римской науки конца гражданских войн был такой собиратель, как Варрон. Больше всего римские ученые проявляли самостоятельность в эту эпоху в области юриспруденции (Кв. Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф) и лингвистики (Л. Элий Стилон и Марк Теренций Варрон).

    Поэзия. Сатира

    Сатурами (или сатирами) во II в. стали называть легкие непринужден­ные рассказы в прозе или стихах самого различного характера. Такие сату­ры писал, например, Энний. Однако в дальнейшем сатура приобретает тот вид сатиры, резкой насмешки, обличения, который она сохранила в веках.


    Первым представителем такого жанра был богатый римский всадник, друг Сципиона Младшего Гай Луцилий (около 180 — около 100). Он жил в эпо­ху послегракханской реакции и был свидетелем упадка Рима, вызванного господством олигархических клик. Это давало обильную пищу для обличе­нии. Луцилий написал 30 книг сатир, из которых дошло до нас около 800 фрагментов. Они написаны частью гекзаметром, частью ямбическотрохеическим размером. Собственно сатирический элемент у Луцилия еще не вез­де выделен, но там, где он налицо, он часто носит резко обличительный характер. Луцилий широко использовал народный язык, что явилось одной из причин его широкой популярности. В сатирическом жанре успешно про­бовал свои силы и Варрон. Он написал большой сборник «Менипповых сатур»[371] в 150 книгах, от которых дошли только разрозненные фрагменты.

    Лирика. Катулл

    До эпохи гражданских войн в римском обществе отсутствовали усло­вия для развития лирики. Этот интимный поэтический жанр предполагает сложную и напряженную внутреннюю жизнь. Старая римская обстановка давала очень мало материала для таких переживаний. Только развитие со­циальных противоречий II—I вв. создало почву для появления лирики. Большое значение имело также знакомство римлян с греческой лириче­ской поэзией, в частности, с утонченной александрийской литературой.

    В I в. до н. э. в Риме появляется группа молодых поэтов, образовавших литературный кружок[372]. Они начали реформу латинского поэтического язы­ка, отказавшись от архаизмов Энния и введя в употребление разнообраз­ные греческие лирические размеры. Самым выдающимся из них был Гай Валерий Катулл (около 87 — около 54). Он родился в Северной Италии, в г. Вероне, и происходил из богатой всаднической семьи. В Риме Катулл попал в общество талантливой литературно-аристократической богемы. Здесь развернулись его блестящие поэтические дарования.

    Катулл — поэт чрезвычайно разносторонний. Он отдал дань и модному тогда александрийскому стилю, написав несколько стихотворений, проник­нутых эллинистической ученостью. Но не в этих изысканных стихотворе­ниях сила Катулла, она проявляется в его страстной и непосредственной лирике. У Катулла есть политические стихотворения; серия гневных эпи­грамм, направленных против Цезаря и его окружения, беспощадно грабив­ших Галлию. (Впрочем, позднее поэт примирился с будущим диктатором.)

    Но главное место в творчестве Катулла занимала страстная и мучи­тельная любовь к Клодии, сестре известного политического деятеля Пуб­лия Клодия. С необычайной силой поэт изобразил все этапы и перипетии своего чувства, начиная первым увлечением и кончая трагическим разры­вом. Знаменитое двустишие:

    Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris

    Nescio, sed fieri sentio et excrucior.

    И ненавижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь.

    Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь.

    принадлежит к шедеврам мировой поэзии. «В этих двух строках — вся человеческая жизнь», — замечает один ученый-филолог.

    Театр

    В эпоху Гракхов римская драма переживает период своего расцвета, после чего быстро начинает клониться к упадку. В трагедиях Луция Ак­ция (170 — около 85) нашел свое выражение героический дух эпохи. Акций был сыном вольноотпущенника из Умбрии. Он написал большое число тра­гедий (около 50)[373], подражая в них греческим трагикам (преимущественно Эсхилу, Софоклу и Эврипиду). Кроме этого, Акцию принадлежат две претексты на римские сюжеты: «Брут» (на тему об изгнании Тарквиния) и «Энеады» (самопожертвование Деция Муса в битве при Сентине).

    Акций был последним крупным драматическим писателем республи­канской эпохи. В I в. до н. э. трагедия и комедия вытесняются тем низ­шим родом комедийного сценического искусства, который известен под названием ателланы и мима. Теперь оба эти жанра получают литератур­ную обработку, отчасти под влиянием Суллы, который был большим лю­бителем грубой сценической буффонады. Нам известны имена римских поэтов начала I в. Помпония и Новия, которые придали ателлане пра­вильную литературную форму. От них дошли многочисленные заглавия пьес и ряд мелких фрагментов. В таком виде ателлана получила широкое распространение, явившись предшественницей итальянской commedia dell'arte.

    Прототипом римского мима были, вероятно, аналогичные греческие произведения эллинистической эпохи. Однако не исключено, что и в Ита­лии существовал собственный жанр народного балаганного фарса. Этот жанр получил литературное оформление также в начале I в. до н. э. Наи­более знаменитыми авторами мимов были римский всадник Децим Либерий и вольноотпущенник Публилий Сир.

    Если ателлана была построена на четырех основных персонажах-мас­ках (Папп, Доссен, Макк и Буккон), выступающих в разнообразных ситу­ациях и ролях (даже женских), то мим предоставлял большие возможнос­ти автору и актеру. Роли в нем исполнялись без масок, в женских ролях выступали женщины. Сюжеты миму давала обыденная жизнь, но встреча­лись пьесы авантюрного и даже мифологического характера. Язык мима был простонародным, большое место отводилось импровизации, и вооб­ще план пьесы часто нарушался. Подобно ателлане, мим прекрасно под­ходил невзыскательным вкусам римского зрителя и продержался на рим­ской сцене вплоть до времен Поздней империи.


    Принципат Августа

    Мы уже говорили о том, как переход от длительной эпохи граждан­ских войн к устойчивому гражданскому миру породил в кругах римской интеллигенции творческий подъем, хотя последний носил довольно огра­ниченный и специфический характер. К сказанному нужно прибавить со­знательную политику императора, покровительствовавшего тем литера­турным течениям, которые отвечали духу его мероприятий. Так, он неиз­менно благоволил к Вергилию и Горацию, которые были настоящими придворными поэтами. Титу Ливию Август прощал его умеренный рес­публиканизм за общий консервативно-патриотический характер его «Ис­тории». Император не только сам старался задавать тон и направление рим­ской литературе, но и широко использовал для этого своих помощников.

    Особенно известен в этом отношении Гай Цильний Меценат, ближай­ший друг Августа, имя которого стало нарицательным для обозначения щедрого покровителя литературы и искусства. Меценат сам был писате­лем-дилетантом. В его доме собирался кружок писателей и поэтов, к кото­рым принадлежали Вергилий, Гораций, Пропорций и др. Меценат щедрой рукой помогал литераторам, но зато направлял их деятельность в то рус­ло, которое нужно было Августу.

    Другим литературным кружком являлся кружок Мессалы. Хотя Мессала также считался сторонником Августа, но прежние республиканские убеждения, по-видимому, не были им полностью изжиты. Этим объясня­ется тот факт, что в кружке Мессалы, куда также входил ряд крупных по­этов (например, Тибулл), отсутствовал культ императора, характерный для кружка Мецената. Однако это обстоятельство не уничтожает самого фак­та покровительства деятелям литературы и искусства со стороны знати, типичного для эпохи принципата Августа.

    Заботясь о возвеличении своей власти, Август приложил немало уси­лий для создания нового имиджа главного города своего государства — Рима. По свидетельству его древнего биографа, «он так отстроил го­род, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставля­ет мраморным; и он сделал все, что может предвидеть человеческий разум, для безопасности города на будущие времена. Общественных зданий он выстроил очень много; из них важнейшие — форум с храмом Марса Мстителя, святилище Аполлона на Палатине, храм Юпитера Громовержца на Капитолии... Некоторые здания он построил от чужо­го имени, от лица своих внуков, жены и сестры, например портик и базилику Гая и Луция, портики Ливии и Октавии, театр Марцелла. Да и другим видным гражданам он настойчиво советовал украшать город по мере возможностей каждого, воздвигая новые памятники или восста­навливая и улучшая старые. И много построек было тогда воздвигнуто многими гражданами: Марцием Филиппом — храм Геркулеса Мусагета, Луцием Корнифицием — храм Дианы, Азинием Поллионом — ат­рий Свободы, Мунацием Планком — храм Сатурна, Корнелием Бальбом — театр, Статилием Тавром — амфитеатр, а Марком Агриппой — многие другие превосходные постройки... Для охраны от пожаров он расставил посты и ввел ночную стражу, для предотвращения наводне­ний расширил и очистил русло Тибра, за много лет занесенное мусо­ром и суженное обвалами построек... Священные постройки, рухнув­шие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и нарав­не с остальными украсил богатыми приношениями» (Светоний. Боже­ственный Август, 28—30, пер. М. Л. Гаспарова). Заботясь о своем личном престиже, Август широко использовал традиционный для римских политиков способ — устройство для народа всякого рода зрелищ и увеселений, стремясь, однако, и здесь тоже затмить все, что делалось раньше другими. «В отношении зрелищ, — свидетельствует тот же источник, — он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разно­образные, более блестящие. По его словам, он давал игры четыре раза от своего имени и двадцать три раза от имени других магист­ратов, когда они были в отлучке или не имели средств. Театраль­ные представления он иногда устраивал по всем кварталам города, на многих подмостках, на всех языках; гладиаторские бои — не только на форуме или в амфитеатре, но также и в цирке и в септах[374] (впрочем, иногда он ограничивался одними травлями); состязания атлетов — также и на Марсовом поле, где были построены дере­вянные трибуны; наконец, морской бой — на пруду, выкопанном за Тибром, где теперь Цезарева роща. В дни этих зрелищ он расстав­лял по Риму караулы, чтобы уберечь обезлюдевший город от гра­бителей» (там же, 43).

    В том же русле лежали заботы Августа о развитии творческой жиз­ни в Риме. Отлично понимая значение и литературы, и искусства в борьбе за умы людей, Август, покровительствуя и поэтам, и худож­никам, старался держать их под неусыпным контролем, что, однако, не мешало некоторым из них проявлять творческую самостоятель­ность. Примерами могут служить Тит Ливий, прославлявший доб­лести древних республиканцев, и Овидий, который, вопреки консер­вативной политике принцепса, долгое время был привержен легкой эротической поэзии и соответственному образу жизни, пока, нако­нец, не поплатился за это изгнанием из Рима.

    Впрочем, внимание Августа к литературному творчеству было обус­ловлено не только политическим расчетом, но и личным непосредствен­ным интересом человека образованного и не чуждого творческим заня­тиям. «Красноречием и благородными науками, — рассказывает Светоний, — он с юных лет занимался с охотой и великим усердием. В Мутинской войне среди всех своих забот он, говорят, каждый день на­ходил время и читать, и писать, и декламировать». Что касается соб­ственных литературных занятий Августа, то, по словам Светония, «он написал много прозаических сочинений разного рода», в том числе — специальные огороженные места на Марсовом поле.

    «Возражения Бруту о Катоне»[375], «Поощрение к философии» и «О своей жизни». Они до нас не дошли, причем особенно можно пожалеть об утрате автобиографического сочинения Августа, весьма обширного, судя по тому, что оно состояло из 30 книг. Пробовал свои силы Август и в поэзии, но здесь его успехи, по его собственному признанию, были ме­нее удачны (Светоний. Божественный Август, 84—85). Говоря о литературных упражнениях Августа, Светоний, между про­чим, сообщает, что он «никогда не говорил ни перед сенатом, ни перед народом, ни перед войском, не обдумав и не сочинив свою речь заранее, хотя не лишен был способности говорить и без подготовки. А чтобы не полагаться на память и не тратить времени на заучивание, он первый стал все произносить по написанному. Даже частные бесе­ды, даже разговоры со своей Ливией в важных случаях он набрасывал заранее и держался своей записи, чтобы не сказать по ошибке слиш­ком мало или слишком много» (там же, 84). Подробность эта чрезвы­чайно любопытна: она не только подтверждает свершавшуюся как раз в ту пору в античной словесности (т. е. во всех видах гуманитарного образования) переориентацию с речи по преимуществу устной, со­хранявшей традиции естественного диалога, к речи письменной, но и рисует нам новый тип выступления властителя перед народом, не обо­сновывающего, а диктующего свою волю, а соответственно и бюро­кратическое окостенение красноречия. В прежние времена Республи­ки ни один политический деятель не мог выступать по записке, не рис­куя быть осмеянным и прогнанным с трибуны.

    Возвращаясь к инициативам Августа в области культуры, назовем еще одно весьма важное его свершение: ему удалось осуществить намерение своего предшественника — Юлия Цезаря — основать в Риме, по примеру эллинистических государств, публичную библио­теку. Правда, близкий к Цезарю известный политический деятель и писатель Гай Азиний Поллион пять лет спустя после убийства дик­татора основал библиотеку при храме Свободы, но, кажется, здесь дело не пошло далее простого собрания свитков. Август пошел даль­ше в этом плане: в 28 г. им была учреждена публичная библиотека на Палатине, получившая правильную организацию. Для этого при находившемся на Палатине храме Аполлона были возведены специ­альные помещения, одно — для хранения латинских книг, а другое — для греческих, с залами для научных занятий и штатом служителей, возглавляемых специальным директором. Первым таким директо­ром над вновь учрежденной Палатинской библиотекой стал один из императорских прокураторов, друг Овидия и сам преданный литера­турным занятиям, Гней Помпей Макр. Чуть позже, в 23 г., Августом была открыта еще одна такая библиотека при портике Октавии на Марсовом поле. Ее возглавил Гай Меценат Мелисс, вольноотпущен­ник и сотрудник известного вельможи Мецената, видный писатель и ученый грамматик. За этим последовало учреждение новых библио­тек: Тиберием — при храме Августа, Веспасианом — при храме Мира, Траяном — на форуме его имени и др.

    Разумеется, как справедливо замечает один из современных ученых, наряду с публичными библиотеками, и в Риме и в других городах Италии «имелись частные книгохранилища едва ли не в каждом доме сенатора и римского всадника» (Немировский А. И. Библиотеки Древнего Рима // Вопросы истории, 1991, № 11). Традиция обзаво­диться собственными библиотеками была воспринята римской обра­зованной элитой с греческого Востока. В I в. до н. э. она уже прочно укоренилась в Риме, как можно судить по письмам Цицерона, где он упоминает о своих стараниях обзавестись правильно составленным книжным собранием. Но важна, конечно, была и инициатива импера­торов, не оставлявших без своего внимания и контроля такую важную область интеллектуальной жизни, как обращение и собирание книг.

    Вергилий

    Среди поэтов эпохи Августа самым крупным являлся, несомненно, Публий Вергилий Марон (70—19). Он родился в деревне близ г. Мантуи в Северной Италии. Отец Вергилия был довольно зажиточным землевла­дельцем и смог дать сыну хорошее образование. Вергилий учился в Кре­моне, Медиолане и Риме. Вернувшись по окончании образования на роди­ну, он был лишен своего поместья, конфискованного в пользу ветеранов Октавиана (42 г.). Тем не менее Вергилию удалось найти доступ к Октавиану и добиться возвращения земли.

    Первую известность поэту дали «Буколики», сборник из 10 эклог, пас­тушеских песен типа идиллий Феокрита. Однако не все эклоги Вергилия являются подражанием Феокриту. В некоторых из них под видом пасту­хов выведены современники Вергилия и содержатся намеки на политиче­ские события эпохи. Эклоги написаны прекрасным языком и являются, в сущности, первым по времени поэтическим произведением «золотого века» римской литературы. Они обратили на себя внимание Мецената, а через него — и Октавиана.

    Следующим крупным произведением Вергилия, написанным по жела­нию Мецената, были «Георгики». С точки зрения политической, это про­паганда развития сельского хозяйства в Италии, разоренной граждански­ми войнами. Поэма состоит из 4 книг. Первая посвящена земледелию, вто­рая — садоводству,третья — скотоводству и четвертая — пчеловодству. Над «Георгиками» поэт работал 7 лет и использовал обширную научную и художественную литературу по сельскому хозяйству. Говорят, что Окта­виан был в таком восторге от «Георгик», что в 31 г., возвращаясь из Ак­ция, в течение 4 дней подряд слушал чтение поэмы.

    Самым выдающимся произведением Вергилия, доставившим ему ми­ровую славу, была «Энеида», эпическая поэма в 12 песнях. Хотя поэт ра­ботал над ней 10 лет, он не успел докончить ее и завещал уничтожить по­эму после своей смерти. Однако Август приказал издать поэму в том виде, в каком ее застала неожиданная смерть Вергилия.

    «Энеида» подражает гомеровским поэмам в сюжете, композиции, в от­дельных эпизодах, в языке. В ней очень силен элемент искусственности. Тем не менее «Энеида» — одно из величайших произведений мировой литерату­ры. В этом были единодушны как современники, так и потомки. Говорят, что, когда Вергилий появлялся в театре, зрители вставали, чтобы приветствовать его. Данте в «Божественной комедии» избрал римского поэта своим провод­ником по аду и чистилищу. Вольтер ставил Вергилия выше Гомера.

    «Энеида» была первой большой римской поэмой, написанной крупней­шим мастером слова в эпоху расцвета римской литературы. Цель ее — не только художественная, но и политическая. Вергилий поставил перед со­бой задачу изобразить провиденциальные судьбы римского народа, про­славить его древнюю доблесть и возвеличить род Августа. Для этого он положил в основу своей поэмы старую легенду о бегстве Энея в Италию.

    Поэма начинается с описания бури, которая застигла Энея и его спутни­ков при переезде из Сицилии в Италию на седьмом году странствий. Бурю устроила Юнона, враждебная троянцам. Но мать Энея Венера добивается прекращения непогоды и направляет корабль в Африку. Карфагенская цари­ца Дидона радушно встречает скитальцев. Охваченная страстью к Энею, она просит его рассказать о своих приключениях. Рассказ Энея о гибели Трои и своем бегстве из города принадлежит к лучшим местам поэмы (песнь II).

    Любовь Энея и Дидоны завершается их соединением. Но троянцам суждена другая судьба. Энею является посланец Юпитера Меркурий и прика­зывает ему покинуть Дидону и отправиться в Италию, где он должен ос­новать новое царство. Эней повинуется, а Дидона в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

    Эней высаживается на италийском берегу (песнь VI). У г. Кум он спус­кается в пещеру пророчицы Сивиллы и вместе с ней сходит в подземное царство. Там он видит своего отца Анхиза, который показывает ему буду­щие судьбы Рима: перед глазами Энея проходят его великие потомки, на­чиная с Ромула и кончая Цезарем и Августом. В речи Анхиза мы находим знаменитую историческую параллель между римлянами и другими наро­дами, в частности греками:

    Смогут другие создать изваянья живые из бронзы, Или обличье мужей повторить во мраморе лучше, Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю: Римлянин! Ты научись народами править державно — В этом искусство твое! — налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных![376]

    В дальнейших песнях рассказываются приключения Энея в Лации. Сна­чала царь Латин радушно встречает троянцев и хочет выдать за Энея свою дочь Лавинию. Но Юнона возбуждает ссору между троянцами и латинами. Главным врагом Энея является царь рутулов Турн, за которого раньше была просватана Лавиния. Начинается война, в которой Турн гибнет от руки Энея. На этом поэма обрывается.

    Гораций

    Лирика века Августа совершенно отлична от лирики эпохи граждан­ских войн. На смену страстной, исполненной противоречий поэзии Катулла пришло спокойное уравновешенное искусство Горация, умеющее це­нить жизнь и в полной мере наслаждаться ее мимолетными радостями.

    Квинт Гораций Флакк (65—8) был сыном вольноотпущенника, владев­шего небольшим поместьем в Южной Италии. Молодой Гораций был рес­публиканцем. В Афинах, где он доканчивал свое образование, он вступил в войско Брута военным трибуном. Но в битве при Филиппах его граждан­ская доблесть подверглась жестокому испытанию: Гораций бежал с поля боя, позорно бросив щит. Впоследствии поэт сам вспоминал об этом эпи­зоде:

    Ты помнишь час ужасной битвы, Когда я, трепетный квирит, Бежал, нечестно брося щит, Творя обеты и молитвы? Как я боялся! Как бежал! Но Эрмий сам внезапной тучей Меня покрыл и вдаль умчал И спас от смерти неминучей[377].

    Поместье Горация было конфисковано, и сам он некоторое время дол­жен был оставаться вне Италии. Получив амнистию, Гораций вернулся в Рим, где начал служить писцом. Его первые поэтические опыты обратили на него внимание Мецената, который, хотя и не сразу, приблизил Горация к себе и в конце концов подарил ему небольшое имение в Сабинских го­рах. Тихая жизнь на лоне природы, в кругу друзей была пределом мечта­ний поэта. С этих пор его творчество достигает зенита.

    Гораций довел до совершенства метрику латинского стиха. Он сам го­ворит в одной из своих од: «Первый я переложил эолийские песни на ита­лийский лад»[378]. Это, конечно, преувеличение, так как еще до Горация Ка­тулл и другие поэты-новаторы занимались реформой латинского стихо­сложения. Но Гораций действительно превзошел своих предшественников гибкостью стихотворных размеров, тонкостью отделки, богатством поэти­ческого языка.


    Наибольшей зрелости творчество Горация достигает в его одах. Так римскими грамматиками назывались стихотворения на разнообразные темы. Сам Гораций называет их просто стихотворениями (carmina). Таких стихотворений у него 103, объединенных в 4 книги. В одах ярче всего про­являются и совершенство поэтической формы у Горация, и его мягкий гу­манизм, и его эпикурейское отношение к жизни.

    «Сагре diem» («лови день») — таково житейское правило Горация.

    О том, что ждет нас, брось размышления,

    Прими как прибыль день, нам дарованный

    Судьбой, и не чуждайся, друг мой,

    Ни хороводов, ни ласк любовных[379].

    Широкую известность получила 30-я ода III книги, знаменитый «Па­мятник»:

    Exegi monumentum aere perennius.

    Regalique situ pyramidum altius...

    (Создан памятник мной. Он вековечнее

    Меди и пирамид выше он царственных...)

    Среди многих переводов «Памятника» на русский язык выделяются три перевода — Ломоносова, Державина и Пушкина. Из них самый близкий к оригиналу — перевод Ломоносова, хотя он и не выдерживает размера под­линника. Два остальных — вольные подражания.

    Из других произведений Горация особенно важное значение по их куль­турно-историческому влиянию имеют «Послания» (в 2 книгах). Этими письмами в стихах Гораций создал новый поэтический жанр. 3-е послание II книги, адресованное братьям Пизонам, получило название «Об искусст­ве поэзии» («De arte poetica»). Оно представляет собой теоретический трак­тат в стихах (все послания написаны гекзаметром) о поэтическом искусст­ве, главным образом драматическом. В нем Гораций дает сводку грече­ских эстетических теорий, опиравшихся преимущественно на Аристотеля. Послание к Пизонам долго служило каноном драматического творчества. Французский поэт XVII в. Буало положил его в основу своего знаменито­го «Искусства поэзии» («L'art poetique», 1674 г.), также стихотворного трактата, послужившего теоретической базой классицизма.

    Овидий

    Иного направления был третий великий поэт эпохи Августа. Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.) происходил из старинной и бога­той всаднической семьи, проживавшей в г. Сульмоне, в Средней Италии. Как было принято в те времена в богатых семьях, молодой Овидий полу­чил тщательное риторическое образование в Риме, по окончании которого предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию. По возвращении он,

    по желанию отца, попытался было служить, но из этих попыток ничего не вышло. С ранних лет Овидия тянуло к поэзии, и теперь он отдался цели­ком своей страсти, ведя жизнь частного богатого человека. Через свою жену[380], которая была знатного происхождения, поэт сблизился с самыми высшими кругами римского общества.

    Литературная деятельность Овидия делится на три периода. К перво­му относятся эротические произведения: сборник любовных элегий в 3 книгах[381] под названием «Песни о любви» («Amores»); «Героини» — лю­бовные письма мифических героинь к их возлюбленным; «дидактическая» поэма «Наука о любви» (в 3 книгах), и, в качестве «противоядия» к ней, небольшая поэма «Лекарства от любви».

    Все эти произведения типичны и для поэта, и для его эпохи. Эротиче­ское содержание, переходящее иногда в откровенную порнографию, обле­ченное в мастерскую форму, обеспечило им широкое распространение в римском обществе.

    С годами поэт становился серьезнее. К тому же император был крайне недоволен легкомысленным направлением Овидия. Все это заставило по­эта перейти к более серьезной тематике. Последние годы перед своей ссыл­кой он был занят работой над «Фастами» («Календарем») и «Превраще­ниями». В первом произведении Овидий хотел в поэтической форме опи­сать все римские праздники и их происхождение. Поэма должна была состоять по числу месяцев из 12 книг, но Овидий успел написать только первые 6 книг (до июня включительно).

    «Превращения» («Метаморфозы») являются лучшим произведением Овидия. В поэме, состоящей из 15 книг, описываются мифические случаи превращений людей в растения, в животных и в неодушевленные предме­ты. Поэма начинается с возникновения вещей из первозданного хаоса и заканчивается официальной легендой о превращении Юлия Цезаря в звез­ду. Богатство образов, неистощимая изобретательность поэта, остроумие, яркий язык, иногда переходящий в риторичность, обеспечили «Метамор­фозам» громкую славу еще при жизни Овидия. Сын солнца Фаэтон, упро­сивший отца доверить ему управление огненной колесницей и по неопыт­ности чуть было не сжегший землю; трогательная супружеская чета Филе­мона и Бавкиды; Пигмалион, влюбившийся в изваянную им из слоновой кости прекрасную статую женщины; Дедал и Икар, первые люди, подняв­шиеся в воздух на изготовленных ими крыльях, — все эти образы «Пре­вращений» и много других вошли в мировую литературу и искусство. «Превращения» не были окончательно отделаны поэтом, когда над ним разразилась катастрофа; Овидий в отчаянии сжег рукопись, и текст «Ме­таморфоз» был восстановлен по спискам, ходившим по рукам в Риме.

    В 8 г. н. э. Овидий был выслан по приказанию Августа в укрепленный городок Томы (теперь Констанца) на берегу Черного моря. Причины его ссылки до сих пор остаются неизвестными. По некоторым намекам самого Овидия можно предположить, что он каким-то образом оказался замешан­ным в одну из бесчисленных любовных историй Юлии, внучки императора[382]. Август и раньше терпеть не мог поэта и воспользовался случаем, чтобы окончательно отделаться от него. Все мольбы поэта из ссылки и хлопоты его жены и влиятельных друзей остались безрезультатными: ни Август, ни его преемник Тиберий не простили Овидия, и он умер в Томах в 17 г. н. э.

    Ссылка в далекую варварскую периферию античного мира разбила жизнь Овидия, однако и там он остался поэтом. Им написаны в Томах два сборника стихов: «Печальные песни» («Tristia») в 5 книгах и «Письма с Понта» в 4 книгах. Хотя в этих сборниках чувствуется, что талант поэта надломлен, хотя в них много униженных и жалких просьб, обращенных к императору и друзь­ям поэта, однако отдельные части их представляют большую художествен­ную ценность. Таков рассказ о последней ночи поэта, проведенной им в Риме, описание морской бури, застигшей его в пути, яркие картины суровой, с точ­ки зрения италика, природы, окружавшей место его ссылки.

    Историография

    Самым крупным историком эпохи Августа был Тит Ливий, о котором мы говорили выше.

    Из менее крупных историков этой эпохи нужно отметить Помпея Тро­га. Родом он был галл из Нарбонской Галлии. Трог написал всемирную историю в 44 книгах, в центре которой стояла история Македонии, поэто­му и все произведение называлось «Филипповы истории» («Historiae Philippicae»). Интересно, что в некоторых местах у Трога выступает отри­цательное отношение к римлянам. Его произведение до нас не дошло. Со­хранились только краткие перечни содержания ко всем книгам и сжатый пересказ всего произведения, написанный ритором II в. Марком Юнио­ном Юстином.

    Крупные деятели Августова века — Агриппа, Меценат, Мессала — ос­тавили после себя мемуары, к сожалению, до нас не дошедшие. Мемуары писал и сам император Август.

    Наука

    Наука сохраняет тот эмпирическо-описательный и прикладной харак­тер, который мы отмечали, говоря о римской науке эпохи гражданских воин. Новой чертой времени Августа является интерес к техническим про­блемам, вызванный интенсивным строительством и ростом техники вооб­ще. Самым крупным выражением этого интереса служит знаменитый труд архитектора Марка Витрувия Поллиона «Об архитектуре» в 10 книгах.

    Содержание труда Витрувия шире его заглавия, так как книга посвяще­на не только архитектуре в собственном смысле слова (книги 1—7), но и прикладной механике. Так, Витрувий дает описание подъемных механиз­мов (полиспастов), приборов для поднятия воды (тимпанов), для измерения расстояния, пройденного экипажем (тип современного таксометра) и др.

    Из других отраслей знания для эпохи завершения мировой римской державы характерно развитие географии. Зять и сподвижник Августа, про­славленный полководец Марк Випсаний Агриппа (63—12) составил боль­шую географическую карту всего известного тогда мира.

    Уроженец Понта, грек Страбон (66— 24) написал на греческом язы­ке, в значительной степени на основе собственных наблюдений, «Геогра­фию» в 17 книгах. Она дошла до нас почти полностью и служит одним из главных источников наших знаний о географических представлениях древ­ности.

    Продолжателем римской антикварной традиции был Марк Веррий Флакк.


    Примечания:



    3

    Материалы своих раскопок Э. Гьерстад публиковал постепенно, на протя­жении многих лет, завершив многотомное издание обобщающими выводами: Gjerstad E. Early Rome. Vol.1—6. Lund., 1953—1973.



    37

    Piganiol A. L'empire chretien. Paris, 1947.



    38

    Boak A.E.R. Manpower Shortage and the Fall of the Roman Empire in the West. Ann Arbor, 1955.



    371

    Менипп был сицилийский грек, живший в III в., у которого некоторые из рим­ских сатириков, в частности, Варрон, заимствовали внешнюю форму сатиры — соединение прозы со стихами всевозможных размеров.



    372

    Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл, Гельвин Цинна и др.



    373

    Из них уцелело только несколько сотен стихов.



    374

    Септы — специальные огороженные места на Марсовом поле.



    375

    Речь идет о полемике, которая велась тогда вокруг фигуры яростного защит­ника республики Марка Порция Катона Младшего (или Утического): Цицерон и Марк Юний Брут посвятили его памяти специальные похвальные речи, Юлий Це­зарь отвечал на эти панегирики своим памфлетом «Антикатоны». Август в этом споре, естественно, занимал ту же позицию, что и Цезарь.



    376

    VI, 847— 853.



    377

    Оды, II. 7. Вольный перевод Пушкина.



    378

    Оды, III, 30.



    379

    Оды, I, 9.



    380

    Это была третья жена Овидия: с первой он скоро развелся, вторая, по-видимо­му, умерла.



    381

    В первой редакции сборник состоял из 5 книг. Но затем поэт сократил его до 3 книг.



    382

    Она была выслана из Рима почти одновременно с Овидием (в 7 г. н. э.).









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх