• Доминат и его социальная опора
  • Организация власти и восстановление империи
  • Административная реформа
  • Военная реформа
  • Налоговая реформа
  • Монетная реформа
  • Эдикт о твердых ценах
  • Религиозная политика Диоклециана
  • Отречение Диоклециана от власти и борьба между его преемниками
  • Миланский эдикт
  • Единодержавие Константина
  • Завершение реформ Диоклециана
  • Создание новой столицы
  • Признание христианства
  • ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ)

    Приход к власти Диоклециана в 284 г. знаменовал собой не только конец кризи­са и стабилизацию в империи, но и рождение новой системы власти — домината. Доминат — абсолютная монархия, в которой официальным титулом императора становится «бог и господин» (deus et dominus). Диоклециан, осознавая трудность управления огромной империей, назначил своим соправителем Максимиана (285 г.), а затем (в 293 г.) они оба выбрали себе помощников: Диоклециан — Галерия, Мак­симиан — Констанция Хлора. Таким образом Диоклециан пытался обезопасить империю от борьбы за императорский трон, так как предполагалось, что по истече­нии двадцати лет Диоклециан и Максимиан сложат с себя власть и их место займут Галерий и Констанций, которые в свою очередь тут же назначат себе помощников и преемников. За двадцать лет правления Диоклециан провел серию реформ, в том числе административную, военную, налоговую, монетную. Диоклециан выполнил обещание и в 305 г. добровольно отрекся от власти. Однако замысел Диоклециана потерпел крах — почти сразу развернулась борьба за власть, победа в которой досталась сыну Констанция Хлора Константину. Константин (306—337 гг.) завер­шил реформы Диоклециана, но в области религии круто изменил политику своего предшественника. Диоклециан был поборником староримской религии и проводил политику гонений на христиан. Константин «Миланским эдиктом» (313 г.) признал равноправие христианской религии с язычеством. Доминат нашел себе новую опо­ру власти.

    284—305 гг. — правление Диоклециана.

    306—337 гг. — император Константин.

    313 г. — Миланский эдикт.

    323 г. — начало единоличного правления Константина.

    330 г. — перенесение столицы в Константинополь.

    Доминат и его социальная опора

    Диоклециан окончательно подавил социально-политические смуты III в. В этом отношении он являлся завершителем дела, начатого Аврелианом. Но преодоление политического кризиса означало некоторое изменение формы государства, что также было начато Аврелианом. Подобно тому, как подавление революционного движения II—I вв. до н. э. потребовало концентрации власти в форме принципата, так разгром движении III в. был связан с дальнейшим усилением монархического начала. Это и была сис­тема домината, установившаяся при Диоклециане: рабовладельческая во­енно-бюрократическая монархия восточного типа, практически лишенная всяких республиканских форм и пережитков. Доминат явился дальнейшим развитием диктатуры имперских рабовладельцев, подвергшихся, однако, к IV в. некоторому перерождению.


    В течение III в. римское хозяйство сделало большой шаг в сторону на­турализации. Ремесленно-торговые слои городского населения сильно по­страдали во время гражданских войн, так как города были главным объек­том нападения и солдат, и варваров, и восстававших колонов и рабов. Эти же города подвергались экзекуциям императорских войск. Торговые свя­зи между провинциями оказались разорванными. Торговля с Востоком по­лучила тяжелый удар. Пиратство сделало почти невозможными торговые сношения на Средиземном море. Этот упадок торговли и ремесел привел к дальнейшей аграризации всей экономической жизни империи. Правда, сельское хозяйство также пострадало в результате событий III в., но оно пострадало относительно меньше и его легче было восстановить.

    Естественно, что развитие аграрных отношений шло в том направле­нии, которое наметилось уже гораздо раньше, в направлении усиления колоната, с одной стороны, и крупного землевладения — с другой. Кризис III в. в огромной степени ускорил все эти процессы. В обстановке кризиса стали быстро исчезать остатки мелкого свободного землевладения и сво­бодной аренды. Правда, во время крестьянских восстаний в Галлии, Испа­нии, Египте и в других местах крупное землевладение получило тяжелый удар. Но эти восстания в конце концов были подавлены, после чего про­должалась дальнейшая концентрация земли в руках крупных собственни­ков и дальнейшее закабаление мелких производителей. Хотя количество рабов в конце III в. несколько возросло благодаря военным успехам Авре­лиана и Проба, эксплуатировались они в виде колонов.

    Таким образом, класс рабовладельцев стал превращаться в класс круп­ных землевладельцев полурабовладельческого-полукрепостнического[511]типа. Большинство этих землевладельцев конца III в. были выходцами из армии. Много среди них насчитывалось и варваров. Это была военно-бю­рократическая знать, экономически опиравшаяся на свои крупные помес­тья и эксплуатировавшая массу зависимого от нее несвободного люда — колонов и рабов. Она-то и явилась главной социальной опорой домината.

    Сами императоры конца III — начала IV в. были крупнейшими земле­владельцами, которые обладали огромными поместьями, раскинутыми во всех концах империи. Десятки тысяч колонов и рабов жили на император­ских землях, доставляя продукты на содержание двора с его бесчисленной челядью. Таким образом, императоры, кроме социальной опоры в лице им­перской землевладельческой знати, имели еще весьма солидную непосред­ственную базу в виде своих колоссальных земельных владений (сальтусов).

    Организация власти и восстановление империи

    После победы над Карином Диоклециан не переехал в Рим, а сделал своей столицей Никомедию, где был провозглашен императором. Такое пренебрежение к Вечному городу вызывалось несколькими причинами.

    Во-первых, Восток был свободен от республиканско-сенаторских тради­ций, еще довольно сильных в Италии. На Востоке в течение тысячелетий население воспитывалось в духе самодержавной, деспотической монархии, а такую монархию Диоклециан как раз и хотел создать. Во-вторых, Никомедия лежала в непосредственной близости к наиболее угрожаемым час­тям империи — дунайской границе, Сирии. Из Никомедии легче было на­блюдать за Понтом и проливами, обладание которыми являлось важней­шей предпосылкой римского господства на Востоке. В-третьих, Восток был экономически сильнее Запада. Несмотря на персидские набеги, на ог­ромные опустошения, причиненные Балканскому полуострову и Малой Азии варварскими вторжениями, на Востоке в гораздо большей степени, чем на Западе, сохранились ремесла и торговля. Такие факты, как расцвет Пальмиры в III в., доказывают, что производительные силы Востока еще не были окончательно подорваны. Наконец, Восток был культурнее Запада.

    В Никомедии, которую Диоклециан украсил великолепными, хотя и грубоватыми постройками (вкусы римлян к этому времени сильно варваризировались), он окружил себя пышным придворным церемониалом. Во время аудиенций и придворных торжеств император появлялся в шелко­вой, затканной золотом одежде, в обуви, украшенной драгоценными кам­нями; на голове его была надета диадема, т. е. белая, унизанная жемчугом, повязка. Доступ к императору был чрезвычайно труден. Евнухи, дежур­ные офицеры, придворные чиновники различных рангов, стража наполня­ла «священный дворец». Те, которым выпадало счастье лицезреть особу им­ператора, должны были падать ниц. Официальным титулом Диоклециана стал dominus («владыка, господин»), особа его начала обоготворяться.

    Весь этот придворный ритуал преследовал двоякую цель: с одной сто­роны, окружить особу императора ореолом сверхчеловеческого величия, вырыть пропасть между ним и простыми смертными, с другой стороны, застраховать императора от покушений, столь частых в III в.

    Впрочем, несмотря на эту мишуру, Диоклециан всю жизнь оставался неутомимым воином и практическим политиком. В первые годы его прав­ления внешнее и внутреннее положение империи продолжало оставаться напряженным. В 285—287 гг. он успешно воевал на Дунае, в 287 г. пред­принял поход против персов и водворил на престоле в Армении римского ставленника Тиридата, в 290 г. очистил Сирию от арабов.

    Защиту Запада Диоклециан поручил своему другу Марку Аврелию Ва­лерию Максимиану. Еще в 285 г. он назначил его цезарем, а в следующем году возвел в сан августа. Таким образом империя получила двух импера­торов. Все распоряжения издавались от имени их обоих. Своей столицей Максимиан избрал Милан. Опытный и способный полководец, он уже к 286 г. нанес багаудам ряд тяжелых поражений, временно подавивших дви­жение. Вслед за этим ему пришлось воевать со старыми врагами Рима, франками и аламаннами. Много варваров при этом было принято в каче­стве военных поселенцев в Северную Галлию. В это время против Максимиана восстал начальник флота Караузий, охранявший галльское побере­жье. В союзе с франками и саксами он захватил Британию и объявил себя императором. В его руках находился ряд крупных гаваней в Галлии. Максимиану долго не удавалось справиться с Караузием, и пришлось признать его соправителем.

    К 293 г. стало очевидным, что и двум императорам трудно справляться с внешними и внутренними затруднениями. Поэтому было решено, что каждый из них назначит себе по помощнику (цезарю). В один и тот же день, 1 марта 293 г., эти назначения были проведены. Диоклециан в Никомедии назначил своим цезарем Гая Галерия Валерия Максимиана. Галерий был сыном простого пастуха, хотя и распускал слухи, что его мать забеременела им от какого-то божества в образе змея. Максимиан избрал себе цезарем человека знатного рода — Гая Флавия Валерия Констанция Хлора. Для придания прочности всей системе цезари были усыновлены каждый своим августом и женились на их дочерях: Галерий — на Валерии, дочери Диоклециана; Констанций — на Феодоре, падчерице Максимиана.

    Хотя цезари являлись только помощниками августов, однако каждый из них получил в управление определенную часть империи. В результате государство фактически оказалось разделенным на четыре части. Диоклециан имел в непосредственном управлении Фракию, Азию, Сирию и Еги­пет; Галерий — Балканский полуостров (кроме Фракии); Максимиан — Италию, Испанию и Африку; Констанций Хлор — Галлию и Британию. Эта система называется тетрархией (четверовластием).

    Установление тетрархии, кроме непосредственной причины, о которой мы уже говорили (децентрализация управления для более успешной борь­бы с провинциальными движениями и с варварами), имело еще более глу­бокие основания, политические и экономические. Что касается первых, то такая система коллегиального правления, по мысли Диоклециана, должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию про­тив узурпации. Предполагалось, что каждый август по истечении 20 лет слагает с себя власть и уступает место цезарю, который, в свою очередь, назначает себе помощника, усыновляет его и т. д. Привлекая к управле­нию выдающихся полководцев, эта система гарантировала империю от не­законных захватов ими власти.

    С другой стороны, экономика империи к IV в. настолько натурализова­лась, что поддерживать единство государства становилось все труднее. Отдельные области превращались в замкнутые экономически единицы, тор­говые, политические и культурные связи между ними ослабевали.

    Но тетрархия Диоклециана содержала в себе много искусственных мо­ментов, что и показала дальнейшая история. Пока ее создатель оставался у власти, механизм работал сносно, так как огромный авторитет Диоклециана поддерживал согласие среди соправителей. Когда же через 20 лет он ушел «в отставку», система потерпела полный крах.

    Во всяком случае разделение власти в первое время дало положитель­ный результат с точки зрения тех задач, которые оно себе ставило. Дио­клециан подавил восстание в Египте и усмирил блемиев (296 г.). Затем началась война с персами, занявшими Армению и Месопотамию. Сначала Галерий был ими разбит, но затем при помощи Диоклециана одержал по­беду в Армении. По миру, заключенному с персами, империя получила значительную часть Месопотамии (297 г.). Еще до этого Галерий в войнах с язигами и карпами укрепил дунайскую границу. Максимиан с успехом боролся против мавританских племен в Африке (296 г.). Констанций раз­бил преемника Караузия Аллекта, отобрал у него галльские гавани и вер­нул Британию (296 г.). Таким образом, к последним годам III в. почти на всем протяжении империи удалось добиться ликвидации революционно-сепаратистских движений. Одновременно границы были укреплены, а тер­ритория государства даже расширена.

    Административная реформа

    Для удобства управления старые крупные провинции были территори­ально уменьшены, а число их увеличено и доведено до 100 (вместе с г. Ри­мом, составившим особый административный округ, — до 101). Во главе провинций стояли наместники под разными названиями: презеса, проконсу­ла, корректора. Несколько провинций было сведено в более крупную едини­цу, называвшуюся диоцезом. Диоцезов было 12: 1) Восток (Египет, Киренаика, Сирия, Месопотамия и Аравия), 2) Понтийский диоцез, 3) Азия (Ма­лая Азия), 4) Фракия (и Нижняя Мезия), 5) Мезия (с Македонией, Ахайей, т. е. Грецией, Эпиром и Критом), 6) Паннония и Норик, 7) Италия (с Рецией и Сицилией), 8) Виеннский диоцез (Южная Галлия), 9) Галлия, 10) Брита­ния, 11) Испания и 12) Африка. Диоцезами управляли заместители префек­тов претория (викарии). Префектов претория было два — по одному при каждом августе; после назначения цезарей появились еще двое. В провин­циях было резко проведено отделение военной власти от гражданской (в целях борьбы с узурпациями). Впрочем, при Диоклециане префекты прето­рия еще продолжали сосредоточивать в своих руках и гражданскую и воен­ную власть. Только при Константине они окончательно лишились военных функций.

    Бюрократический аппарат получил стройную организацию. Разница между сенаторскими и всадническими должностями исчезла. Все чинов­ничество было распределено строго по рангам и наделено титулами и зва­ниями (завершение этой реформы приходится уже на эпоху Константина и его преемников).

    Военная реформа

    Необходимо также отметить реорганизацию армии, начатую Диоклецианом[512]. Сущность ее состояла в том, что войско было разделено на две части: действующую армию, которая предназначалась для борьбы с внутренними смутами и для походов, и пограничные войска. Последние, в подавляющем большинстве состоявшие из варваров-колонистов, не употреблялись для походов и должны были защищать только свои участки границы. Общее количество войск сильно выросло, достигнув едва ли не 500 тыс. человек.

    Налоговая реформа

    Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние времена римская на­логовая система была очень запутанной. Некоторые части империи вообще не платили прямых налогов (например, Италия), другие должны были уплачивать налоги деньгами, третьи — натурой, в частности хле­бом (Египет, Африка). Иногда встречалось обложение и натурой, и день­гами.

    Диоклециан провел здесь полную унификацию. Все сельское населе­ние империи было равномерно обложено комбинированным подушно-по­земельным налогом (capitatio — iugatio). Единицей подушного налога яв­лялась caput («голова»). Взрослый мужчина считался за полную единицу, взрослая женщина — за пол-единицы. Единицей поземельного обложения был iugum (собственно «ярмо», или «упряжка волов»), размеры которого колебались в зависимости от качества земли и характера насаждений, на­пример, югум пахотной земли равнялся большей площади, чем югум ви­ноградника.

    Провинции (Египет, Африка) в счет налога поставляли хлеб для насе­ления столицы, для войска и чиновников (аппопа). Горожане подлежали разнообразным налогам на ремесла, торговлю и другие профессии. Неко­торые категории населения совсем не платили налогов. К ним относились чиновники, ветераны, пролетарии, рабы и др.

    Податная реформа Диоклециана тяжело ударила по массе трудового населения империи, и не только потому, что она увеличила общую сумму налога, но еще и потому, что предполагала тщательный учет как земель­ной площади, так и населения. Этот учет требовал увеличения чиновничь­его аппарата, содержание которого ложилось на плечи тех же налогопла­тельщиков, и, конечно, открывал широкие возможности для злоупотреб­лений. Мало того, для учета в тогдашних условиях было необходимо, чтобы население прочно сидело на месте. Это усилило те тенденции к закрепо­щению, которые уже и раньше были заметны в империи. Колоны прикреп­лялись к поместью не только потому, что они являлись неоплатными долж­никами помещика, но и потому, что государству для правильного поступ­ления налогов необходимо было знать, что у такого-то посессора (собственника) столько-то людей. Ремесленники прикреплялись к своим коллегиям, которые в порядке круговой поруки отвечали за регулярное поступление налогов с их членов. Куриалы прикреплялись к куриям, так как они своим карманом отвечали за налоги с горожан.

    Недаром поэтому в широких кругах римского населения существовало сильное недовольство административными реформами Диоклециана. У Лактанция, христианского писателя первой половины IV в., читаем:

    «Каждый из четырех правителей содержит для себя одного больше солдат, чем прежние государи на всю империю. Подати поднялись неслы­ханным образом; число получающих настолько превзошло число платящих,что разоренные колоны покидают землю, и обработанные поля зарастают лесом. Еще больший ужас навели тем, что все провинции разделили на части и в каждую страну, в каждый город наслали толпу чиновников и сборщиков податей. Этим было сделано очень немного для общественной пользы, а только пошли одни за другим приговоры, изгнания, вымогатель­ства, сопровождаемые жестокими насилиями»[513].

    Монетная реформа

    В связи с налоговой реформой находились попытки императора улуч­шить денежное обращение. Начиная с преемников Августа, установивше­го твердый вес и соотношение между различными монетами (1 золотой (aureus), содержавший 1/40 фунта золота[514], =25 серебряным денариям =100 сестерциям), стоимость монеты неуклонно падала. Это происходило как благодаря уменьшению нормального веса золотого, так и вследствие уве­личения примеси лигатуры. Чем больше возрастали хозяйственные труд­ности, тем шире прибегали императоры к порче монеты. Мы уже видели, каково было положение к середине III в. Поэтому цены на товары и на рабочую силу колоссально поднялись.

    Для упорядочения монетного дела Диоклециан в 301 г. установил но­вые твердые нормы. Золотой отныне должен был содержать 1/60 фунта зо­лота, денарий — 1/96 фунта серебра.

    Эдикт о твердых ценах

    Для борьбы с высокими ценами на предметы первой необходимости и на рабочую силу император в том же 301 г. издал свой знаменитый «Эдикт о ценах на товары» (edictum de pretiis venalium rerum). Этот эдикт по спра­ведливости считается первой попыткой государства регулировать обраще­ние путем установления максимальных цен. В эдикте мы находим тарифи­кацию труда сельскохозяйственных рабочих, каменщиков, плотников, куз­нецов, пекарей, пережигальщиков извести, погонщиков мулов, пастухов, водоносов, учителей чтения и письма, учителей арифметики, греческого языка, геометрии и т. д. В нем установлены максимальные цены на лен и льняные ткани, на башмаки разной категории, на говядину, баранину, яг­нятину, свинину, на различные сорта вин и проч. Нарушение таксы строго каралось.

    Эдикт, конечно, не достиг своей цели и, по-видимому, скоро был отме­нен. В обстановке натурализирующегося хозяйства, при условии, что го­сударство было не в состоянии тогда взять на себя плановое регулирова­ние производства, установление твердых цен могло привести только к росту спекуляции.

    Созданная Диоклецианом новая система власти позволяла ему дер­жать все нити управления империей в своих руках. Но оставалась одна область, в которую власть никогда непосредственно не вмеши­валась, — экономика. И вот в 301 г., издав эдикт о ценах, Диоклециан, возможно, впервые в истории, попытался осуществить контроль и государственное регулирование экономикой. Этот эдикт известен нам благодаря большому количеству копий в виде надписей на гре­ческом и латинском языках, найденных в различных частях импе­рии. Так как мера эта была, безусловно, необычной, эдикт начинался с обширного вступления, долженствующего объяснить всем жите­лям империи необходимость подобного нововведения. В нем, в част­ности, говорилось: «Жители наших провинций! Забота об общем благе заставляет нас положить предел корыстолюбию тех, которые всегда стремятся божественную милость подчинить своей выгоде и задержать развитие общего благосостояния, а также приобретать в годы неурожая, давая ссуды для посева и пользуясь услугами мел­ких торговцев, которые обладают каждый в отдельности такими не­сметными богатствами, что они были бы достаточными насытить целый народ, и преследуют личную выгоду, и гонятся за разбойничь­ими процентами. Мы должны объяснить причины, которые застави­ли нас отказаться от долгого нашего терпения, чтобы мероприятия наши более справедливо расценивались, чтобы люди, потерявшие меру, осознали необузданную жадность своих помыслов, как извест­ного рода клеймо. Кто не знает враждебную общественному благу наглость, с которой в форме ростовщичества встречаются наши вой­ска... Ростовщики назначают цены на продаваемые предметы не толь­ко в четырехкратном или восьмикратном размере, но и в таком раз­мере, что никакими словами это нельзя выразить. Кто не знает, что иногда воины ценой почетного подарка и жалованья приобретают один предмет? Кто не знает, что жертвы всего государства на содер­жание войск идут на пользу хищников-спекулянтов? Таким образом, оказывается, что наши воины награды за военную службу и свои пен­сии ветеранов передают хищникам. Так и получается, что хищники изо дня в день грабят государство, сколько желают, руководясь всей совокупностью обстоятельств, выше изложенных; как это диктует сама человечность, признали мы, что цены на товары надо устано­вить, что несправедливо, когда очень многие провинции наслажда­ются счастьем желанной дешевизны и привилегией изобилия, что­бы, если дороговизна появится, жадность, которая, как разбросан­ные поля, не может быть объята и ограничена, нашла бы себе сдержку в наших постановлениях, в нашем умеряющем законе. Итак, мы постановляем, чтобы цены, указанные в прилагаемом пе­речне, по всему государству так соблюдать, чтобы каждый понял, что у него отрезана возможность их повысить. Конечно, в тех мес­тах, где царит изобилие всего, не следует нарушать счастье деше­вых цен, о которых так заботятся, подавляя корыстолюбие. Продавцам и покупателям, у которых в обычае посещать порты и объез­жать чужие провинции, надлежит в будущем так себя ограничить, чтобы, зная, что во время дороговизны установленные цены они не могут повысить, они бы так рассчитали все обстоятельства дела, чтобы было ясно, что они поняли, что никогда по условиям транс­порта товары нельзя продавать выше таксы. Как известно, у наших предков был обычай запугать преступающих закон угрозой наказа­ния, потому что редко благодетельное мероприятие само по себе усваивалось и всегда вразумительный страх почитался лучшим на­ставником долга. Поэтому мы постановляем, что, если кто дерзко воспротивится этому постановлению, тот рискует своей головой. Пусть никто не считает, что закон суров, так как каждому предос­тавлена возможность избежать опасности через сохранение уме­ренности. Той же опасности подвергается человек, который из жад­ности к наживе будет соучастником в деле нарушения этого зако­на. В том же будет обвинен и тот, кто, владея необходимыми для пропитания и пользования средствами, скроет их. Наказание долж­но быть серьезнее для того, кто искусственно вызывает недостаток продуктов, чем для того, кто нарушает закон. Мы предостерегаем всех от непослушания. Что постановлено в интересах всех, должно быть сохраняемо добровольно и с полным благоговением. Такое по­становление обеспечивает пользу не отдельным общинам, народам и провинциям, но всему государству, на гибель которого совершали преступления те немногие лица, жадность которых не могли смяг­чить ни время, ни собранные богатства» (Перевод дан по кн.: Хрес­томатия по истории Древнего Рима. Под. ред. С. Л. Утченко. М., 1962. С. 564—566).

    В качестве примера приведем несколько параграфов из «перечня цен[515], выше которых никто не может взимать»:

    О хлебных и кормовых семенах

    Э. Д. Фролов. ДРЕВНИЙ РИМ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ИСТОРИОГРАФИЯ 2

    М. В. Белкин. НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМЫ РИМСКОЙ ИСТОРИИ 20

    Часть первая. РЕСПУБЛИКА 31

    ВВЕДЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ ИСТОРИИ. ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 31

    ГЛАВА I ИСТОЧНИКИ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМА ЕЕ ДОСТОВЕРНОСТИ 34

    Первоисточники 34

    Надписи 34

    Официальные документы 37

    Монеты 38

    Вещественные памятники 38

    Язык 38

    Этнографический материал 38

    Фольклор 39

    Историческая традиция 39

    Возникновение историографии в Риме 39

    Невий 40

    Энний 41

    Квинт Фабий 41

    Цинций Алимент 41

    Катон 41

    Другие старшие анналисты 42

    Младшие анналисты 42

    Ливий 44

    Дионисий 45

    Плутарх 46

    Диодор 46

    Варрон 47

    Веррий Флакк 47

    Цицерон 47

    Юристы 48

    Компиляторы позднеимператорской эпохи 48

    Проблема достоверности ранней римской истории 48

    ГЛАВА II ГЕОГРАФИЯ ИТАЛИИ 51

    ГЛАВА III ДОРИМСКАЯ ИТАЛИЯ. ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИТАЛИЙСКИХ ПЛЕМЕН 56

    Италийские племена 56

    Миграционная теория 57

    Италики 57

    Этруски 58

    Этрусское общество 62

    Сходство этрусской культуры с культурой италиков 65

    Теории происхождения этрусков 69

    ГЛАВА IV ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА 70

    Лаций 70

    Первые поселения в Лации 71

    Заселение Палатина 71

    Заселение внешних холмов 71

    Протолатины и протосабины 72

    Четыре этапа расширения Рима 72

    Легенда о возникновении Рима 73

    Происхождение и развитие легенды 74

    ГЛАВА V ЦАРСКИЙ ПЕРИОД 76

    Семь царей 77

    Ромул 77

    Историчность шести других царей 80

    Нума Помпилий 81

    Тулл Гостилий и Анк Марций 83

    Тарквиний Приск 85

    Проблема этрусской династии в Риме 86

    Сервий Туллий 86

    Тарквиний Гордый 88

    ГЛАВА VI РИМСКАЯ ОБЩИНА В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД 88

    Патриции 89

    Клиенты 91

    Плебеи 92

    Теории происхождения патрициев и плебеев 93

    Комплексная теория происхождения патрициев и плебеев 95

    Военная демократия 95

    Реформа Сервия Туллия 97

    ГЛАВА VII ПАДЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ 101

    Легенда о Лукреции 101

    Что в ней достоверного? 102

    Война с этрусками 103

    Договор с Карфагеном 105

    Гробница Франсуа 106

    Гипотеза Де Санктиса 106

    Должностные лица Ранней республики 107

    ГЛАВА VIII БОРЬБА ПАТРИЦИЕВ И ПЛЕБЕЕВ 108

    Причины борьбы 110

    Появление народных (или плебейских) трибунов 111

    Появление плебейских эдилов 113

    Характер плебейских магистратур 113

    Другие массовые движения первой половины V в. 114

    «Законы XII таблиц» 116

    Законы Валерия и Горация 122

    Закон Канулея 123

    Военные трибуны с консулярной властью 123

    Цензоры 124

    Диктаторы 124

    Временное затихание сословной борьбы 125

    Кризис 80-х гг. 125

    Законы Лициния и Секстия 126

    Дальнейшие уступки патрициев 129

    Три плебисцита Генуция 129

    Законы Публилия Филона 129

    Уничтожение долгового рабства 130

    Реформы Аппия Клавдия 130

    Гней Флавий 131

    Закон братьев Огульниев 132

    Подтверждение права апелляции 132

    Закон Гортензия 132

    Прекращение сословной борьбы 133

    Итоги сословной борьбы 133

    ГЛАВА IX КОНСТИТУЦИЯ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 134

    Новая знать 134

    Сенат 137

    Народные собрания. Куриатные комиции 139

    Центуриатные комиции 140

    Трибутные комиции 140

    Общий характер римских народных собраний 141

    Магистратуры 142

    Консулы 143

    Преторы 144

    Цензоры 145

    Народные трибуны 146

    Эдилы 147

    Квесторы 148

    Низшие должностные коллегии 148

    Служащие 148

    ГЛАВА X ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РИМА В РАННИЙ ПЕРИОД 151

    Внешняя политика в царскую эпоху 151

    Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами 152

    Войны с г. Вейи 155

    Войны с вольсками, эквами и сабинами 156

    Галльское нашествие 156

    Последствия галльского нашествия для Рима 160

    Завоевание Средней Италии. Так называемая Первая Самнитская война 166

    Латинская война 168

    Вторая Самнитская война 171

    Третья Самнитская война 174

    Завоевание Южной Италии. Война с Пирром 176

    Окончательное завоевание Италии 186

    Причины победы Рима в борьбе за Италию 187

    ГЛАВА XI ИТАЛИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА 189

    Римские граждане 190

    Муниципии, или общины с правом голосования 190

    Общины без права голосования 191

    Латинские колонии 191

    Союзники 192

    Подданные 192

    Характер римского управления Италией 192

    ГЛАВА XII МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РИМА В РАННИЙ ПЕРИОД 194

    Сельское хозяйство 195

    Ремесла 199

    Торговля 201

    Деньги и чеканка монеты 203

    Военное дело 204

    Религия 213

    Право 222

    Устное народное творчество 228

    Зарождение литературы 229

    Возникновение народного театра 230

    Зодчество и изобразительные искусства 230

    ГЛАВА XIII ПЕРВАЯ ПУНИЧЕСКАЯ ВОЙНА 234

    Источники третьего периода римской истории 234

    Полибий 234

    Ливий 236

    Аппиан 237

    Дион 237

    Другие писатели 238

    Документальные источники 238

    Карфаген 239

    Начало войны 244

    Союз с Гиероном. Взятие Агригента 247

    Постройка флота и первая победа на море 247

    Африканский поход 249

    Война в Сицилии 253

    Окончание войны 255

    ГЛАВА XIV КАРФАГЕН И РИМ ОТ 241 ДО 218 г. 258

    Восстание наемников в Карфагене 258

    Потеря Карфагеном Сардинии 261

    Гамилькар и Гасдрубал в Испании 261

    Демократические реформы в Риме 267

    Завоевание Цизальпинской Галлии 268

    Иллирийские войны 270

    Ганнибал в Испании 272

    ГЛАВА XV ВТОРАЯ ПУНИЧЕСКАЯ ВОЙНА 277

    Начало войны 277

    Поход Ганнибала в Италию 279

    Первые столкновения: Тицин и Требия 284

    Битва у Тразименского озера 287

    Диктатура Фабия Максима 290

    Канны 292

    После Канн 295

    Дальнейший ход войны в Италии и Испании 297

    Сицилия 299

    Первая Македонская война 302

    Капуя и поход Ганнибала на Рим 305

    Положение в Италии 306

    Сципион Младший в Испании 307

    Поход Гасдрубала в Италию. Битва на Метавре 308

    Окончание войны в Испании и подготовка к африканскому походу 310

    Сципион в Африке. Битва при Заме 312

    Окончание войны 314

    ГЛАВА XVI ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН 317

    Положение на Востоке 318

    Вмешательство Рима. Вторая Македонская война 319

    «Освобождение» Греции 325

    Война с Антиохом 326

    Конец политической карьеры Сципиона и его смерть 334

    Смерть Ганнибала 336

    Третья Македонская война 338

    Покорение Македонии и Греции 342

    Третья Пуническая война и разрушение Карфагена 345

    Испанские войны 351

    ГЛАВА XVII КУЛЬТУРНЫЕ УСПЕХИ РИМА В ЭПОХУ БОЛЬШИХ ЗАВОЕВАНИЙ 353

    Греческое влияние 353

    Поэзия и театр. Ливий Андроник 355

    Невий 356

    Энний 356

    Плавт 357

    Теренций 359

    Проза. Катон 361

    Изобразительные искусства 365

    Быт и нравы 368

    ГЛАВА XVIII ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОРОТ II в. 371

    Источники по истории гражданских войн 371

    Саллюстрий 372

    Цицерон 373

    Цезарь 374

    Светоний, Дион, Диодор и другие 375

    Сущность переворота II в. и его причины 377

    Рабский труд 380

    Сельское хозяйство 388

    Обезземеление крестьянства 395

    Образование люмпен-пролетариата 396

    Денежно-ростовщический капитал 396

    Торговый капитал 398

    Ремесла 399

    Всадничество и новая демократия 400

    Обострение социальных противоречий 401

    Что такое гражданские войны? Их периодизация 402

    ГЛАВА XIX ПЕРВЫЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ 403

    Сицилийское восстание 404

    Отзвуки сицилийского восстания 409

    Восстание Аристоника 409

    ГЛАВА XX ДВИЖЕНИЕ ГРАКХОВ 411

    Тиберий Гракх 412

    Реакция и новый подъем 417

    Гай Гракх 420

    Конец аграрной реформы. Историческое значение деятельности Гракхов 428

    ГЛАВА XXI КРИЗИС КОНЦА II в. 430

    Югуртинская война 431

    Марий, Сулла и окончание Югуртинской войны 436

    Кимвры и тевтоны. Военная реформа Мария 440

    Второе восстание рабов в Сицилии 445

    Революционно-демократическое движение в Риме 450

    ГЛАВА XXII РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ И РЕАКЦИЯ 80-х гг. I в. 454

    Дело П. Рутилия Руфа 455

    М. Ливий Друз Младший 456

    Восстание италиков (Союзническая война) 457

    Митридат 462

    П. Сульпиций Руф, Марий и Сулла 466

    Война Суллы с Митридатом 468

    Марианский переворот 87 г. Диктатура Цинны 472

    Борьба за Италию 473

    Диктатура Суллы 475

    ГЛАВА XXIII ПОСЛЕДНИЙ ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ 480

    Попытка ликвидации сулланских порядков 481

    Восстание Сертория 482

    Восстание Спартака 485

    ГЛАВА XXIV УПАДОК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. I ТРИУМВИРАТ 492

    Отмена сулланской конституции 492

    Борьба Помпея с пиратами 493

    Третья война с Митридатом. Помпей на Востоке 494

    Заговор Катилины 499

    I триумвират 508

    Консульство Цезаря 511

    Клодий 512

    Цезарь в Галлии 513

    Свидание в Луке. Гибель Красса 517

    Походы Цезаря в Германию и Британию. Восстание галлов. Окончательное покорение Галлии 519

    Положение в Риме. Разрыв Цезаря с сенатом и Помпеем 527

    ГЛАВА XXV ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ 529

    Цезарь и Помпей 529

    Александрийская война 537

    Понтийская кампания. Борьба с помпеянцами 538

    Диктатура Цезаря и его реформы 542

    Гибель Цезаря 546

    Борьба за власть. II триумвират 550

    Антоний и Октавиан 561

    Причины падения республики 564

    Часть вторая ИМПЕРИЯ 566

    ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ 566

    Периодизация истории Империи 566

    Литературные источники по истории Империи 567

    Первоисточники 573

    ГЛАВА II ПРИНЦИПАТ АВГУСТА 574

    Юридическое оформление власти Октавиана 575

    Внутренняя политика Августа 580

    Военные реформы Августа 588

    Внешняя политика Августа 590

    Смерть Августа. Его личность и историческое значение 593

    ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ 595

    Время гражданских войн 595

    Политическое и судебное красноречие 596

    Историческая проза 597

    Философия. Цицерон 598

    Лукреций 598

    Поэзия. Сатира 601

    Лирика. Катулл 602

    Театр 603

    Принципат Августа 604

    Вергилий 608

    Гораций 610

    Овидий 611

    Историография 613

    Наука 613

    ГЛАВА IV ПРАВЛЕНИЕ ДОМА ЮЛИЕВ — КЛАВДИЕВ 614

    Вопрос о наследовании 614

    Тиберий 616

    Калигула 623

    Клавдий 625

    Нерон 631

    Родословная дома Августа 639

    ГЛАВА V ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 68—69 гг. 640

    Гальба 640

    Отон 642

    Вителлий 643

    Смысл гражданской войны 68—69 гг. 645

    ГЛАВА VI ФЛАВИИ 647

    Веспасиан 647

    Тит 653

    Домициан 655

    ГЛАВА VII АНТОНИНЫ 659

    Нерва 659

    Траян 661

    Адриан 668

    Антонин Пий 674

    ГЛАВА VIII ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ I—II вв. 676

    Общая характеристика 677

    Техника 679

    Ремесленное производство 682

    Торговля 685

    Денежно-ростовщический капитал 689

    Города и городская жизнь 690

    Сельское хозяйство. Развитие колоната 697

    Эволюция рабства 703

    Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи 711

    ГЛАВА IX КУЛЬТУРА ИМПЕРИИ I—II вв. 713

    Наука 714

    Философия 716

    Право 718

    Литература 720

    Греческое возрождение 724

    Театр 726

    Зодчество и изобразительные искусства 727

    ГЛАВА Х КОНЕЦ АНТОНИНОВ 733

    Марк Аврелий 733

    Коммод 737

    ГЛАВА XI СЕВЕРЫ 738

    Септимий Север 738

    Каракалла 743

    Макрин 745

    Элагабал 745

    Александр Север 748

    Предпосылки и характер кризиса III в. 751

    ГЛАВА XII КРИЗИС III в. 757

    Максимин 760

    Восстание в Африке. Гордианы 762

    Сенаторские императоры 764

    Гибель Максимина 766

    Гордиан III 768

    Филипп Араб 769

    Деций 770

    Требониан Галл 772

    Эмилиан 772

    Валериан и Галлиен 772

    Гибель Валериана 773

    Поражение персов 773

    Вторжение варваров 774

    Военные мятежи и узурпации 774

    Отпадение Галлии. Постум 774

    Возвышение Пальмиры. Оденат 776

    Восстание рабов в Сицилии 776

    Военные реформы Галлиена 776

    Гибель Постума 777

    Зенобия 777

    Опустошение Греции 778

    Гибель Галлиена 778

    Клавдий II. Внутренняя борьба в Галлии 779

    Начало движения багаудов 779

    Поражение готов 781

    Аврелиан 782

    Борьба с варварами 782

    Восстание монетариев 783

    Начало домината 783

    Падение Пальмирского царства 784

    Восстание в Александрии 785

    Ликвидация Галльской «империи» 785

    Сенаторская реакция 786

    Проб 786

    Кар 788

    Высший подъем движения багаудов 788

    Провозглашение Диоклециана 788

    ГЛАВА XIII МОНАРХИЯ ДИОКЛЕЦИАНА И КОНСТАНТИНА (ДОМИНАТ) 790

    Доминат и его социальная опора 790

    Организация власти и восстановление империи 792

    Административная реформа 794

    Военная реформа 794

    Налоговая реформа 795

    Монетная реформа 796

    Эдикт о твердых ценах 796

    Религиозная политика Диоклециана 808

    Отречение Диоклециана от власти и борьба между его преемниками 809

    Миланский эдикт 812

    Единодержавие Константина 813

    Завершение реформ Диоклециана 813

    Создание новой столицы 815

    Признание христианства 815

    ГЛАВА XIV ХРИСТИАНСТВО 816

    Трудность вопроса о происхождении христианства 817

    Предпосылки христианства 819

    Возникновение христианства и его распространение 822

    Христианство II—III вв. 825

    Преследования христиан 826

    Почему христианство было признано государством? 827

    Ереси 828

    ГЛАВА XV ПОПЫТКА ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ 830

    Борьба после смерти Константина 830

    Констанций и торжество арианства 831

    Предпосылки языческой реакции 831

    Юлиан 832

    Борьба с христианством 836

    Неудача Юлиана и его гибель 837

    ГЛАВА XVI ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. КОНЕЦ АНТИЧНОГО МИРА 839

    Общество IV—V вв. 841

    Валентиниан, Валент, Грациан 846

    Переселение готов 847

    Восстание 378 г. 847

    Феодосий. Окончательная победа христианства 851

    Разделение империи на две части 851

    Аларих и Стилихон 852

    Взятие Рима 852

    Варвары на территории империи 853

    Низложение Ромула Августула 854

    Судьбы Восточной Римской империи 854

    ПРИЛОЖЕНИЯ 857

    ПЕРЕЧЕНЬ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ 857

    ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 863

    РИМСКИЕ ПРОВИНЦИИ 872

    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 889

    РИМСКИЕ ЛИЧНЫЕ ИМЕНА (PRAENOMINA) 889

    РИМСКИЕ МЕРЫ 889

    БИБЛИОГРАФИЯ 897

    ИСТОЧНИКИ 897

    НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 900


    Религиозная политика Диоклециана

    Для своего реформированного государства Диоклециан хотел создать не только материальную, но и идеологическую опору. Однако его прони­цательности не хватило на то, чтобы увидеть эту опору. Идеологической базой новой монархии могла быть только новая религия, христианство, которое в это время стало огромной силой, в особенности на Востоке. Преемник Диоклециана Константин сумел правильно понять его значе­ние и сделать отсюда соответствующие выводы. Что же касается Диокле­циана, то он был еще слишком связан с III в., когда христианство рассмат­ривалось как враждебная государству, чуть ли не революционная секта. Вот почему создатель домината в своей религиозной политике пошел по неправильному пути: он решил возродить староримскую религию. Импе­ратор принял официальный титул Jovius, т. е. сын Юпитера (Максимиан назывался Herculius — сын Геркулеса), он построил много храмов языче­ским богам и наконец подверг преследованиям христиан. Это было самое крупное гонение, которое испытала христианская церковь за все время своего существовання. В 303 г. Диоклециан издал эдикт, которым христи­анам запрещалось исполнение религиозных обрядов. Христиане были уда­лены из рядов армии и чиновничества. Дома христианских общин разру­шались, их имущество конфисковывалось. Некоторые наиболее упорные христиане подвергались казням. Максимиан и Галерий проводили ту же политику гонений, но Констанций Хлор придерживался более мягкой по­литики, потому что в Галлии и Британии христианство еще не получило такого распространения, как на Востоке.


    «Раз признавши необходимым подвергнуть христиан преследовани­ям, — пишет М. Э. Поснов, — Диоклециан пошел по этому пути со свойственною ему неуклонностью и систематизацией. Гонение от­крылось тем, что великолепная христианская церковь в Никомедии, резиденции императора, была разрушена до основания. На другой день был объявлен и первый всеобщий эдикт, подписанный обоими августами и кесарем Галерием. Повелевалось разрушать церкви, отбирать и сжигать священные книги и всех упорствующих в хрис­тианстве объявлять лишенными гражданских прав... В этом же 303 г. были изданы еще два эдикта: одним предписывалось всех предстоя­телей христианского клира — епископов, пресвитеров, диаконов и даже чтецов — заключать в темницы; третьим по общему счету эдик­том требовались пытки над упорствовавшими. В конце 303 г. импе­ратор праздновал 20-летие своего царствования и, уступая традиции, растворил двери темницы для всех не уголовных преступников, в том числе и для христиан. Но в начале 304 г. был издан четвертый эдикт, вынуждавший всех христиан к отпадению от веры. Своею задачей диоклецианово гонение имело совершенное подавление хри­стианства, искоренение самого имени христианского. "Nomen christi-anorum deleto — да погибнет имя христианское". Ни одно еще гоне­ние не ставило себе столь радикальной цели, как это, и ни одно не отличалось такою беспощадною суровостью и жестокостью. Был обезглавлен Никомедийский епископ Антим, пресвитер Памфил (16 февраля 304 г.), за отказ выдать священные книги был убит Феликс, епископ африканский. Были казнены высшие придворные чиновни­ки — Дорофей, Горгоний, Петр» (Поснов М. Э. История христиан­ской церкви. Киев, 1991. С. 102).

    Отречение Диоклециана от власти и борьба между его преемниками

    В 305 г. исполнялось 20 лет со дня установления двоевластия Диокле­циана и Максимиана. Согласно основному принципу всей системы, авгус­ты должны были отречься от престола, передав власть своим цезарям. Тя­желая болезнь, постигшая Диоклециана в 304 г., еще больше подкрепляла его решение. Максимиан, по-видимому, не слишком жаждал отказаться от власти, но Диоклециан, оказывавший на него огромное влияние, убе­дил его отречься. 1 мая 305 г. оба августа сложили с себя власть (один — в Никомедии, другой — в Милане) и удалились в частную жизнь. Галерий и Констанций Хлор механически заступили на их место.

    Назначение новых цезарей Диоклециан поручил своему приемному сыну Галерию. Цезарем Запада последний назначил полководца Флавия Валерия Севера, а цезарем Востока — своего племянника Валерия Максимина Дазу. И Максимиан и Констанций Хлор имели основание быть недовольными новыми назначениями, так как при этом оказались обой­денными их сыновья: Максенций и Константин. Если к этому прибавить,

    что Максимиан сам был недоволен своим полувынужденным отречением, то налицо были все условия для быстрого крушения тетрархии.

    Летом 306 г. Констанций Хлор умер в Британии во время войны с шот­ландским племенем пиктов. Войско немедленно провозгласило августом его сына от первой жены Елены Флавия Константина. Галерий признал Константина сначала в качестве цезаря, а затем и августа. Почти одновре­менно с этим в борьбу вмешался Максимиан. Он решил использовать не­довольство, существовавшее в Риме против Севера, и выдвинул кандида­том в цезари Запада своего сына Марка Аврелия Максенция. В бывшей столице империи, низведенной на роль простого города, вспыхнуло вос­стание войск и народа, провозгласившее Максенция цезарем. Максимиан снова вернулся к власти, объявив себя августом. Галерий не остался в дол­гу, возвел в сан августа Севера и поручил ему наказать Максенция.

    Началась долгая борьба, в которой Север погиб. Галерий назначил на его место августом Валерия Лициниана Лициния, поручив ему управле­ние Иллирией. После этого и Максимин Даза объявил себя августом, что Галерий вынужден был признать. Таким образом, к 308 г. в империи оказа­лось четыре «законных» августа — Галерий, Константин, Лициний и Максимин Даза[516], «незаконный» цезарь в Риме — Максенций и, наконец, узур­патор в Африке — Луций Домиций Александр. Таковы были результаты отречения Диоклециана.

    Затем наступил второй этап борьбы. В мае 311 г. Галерий умер, неза­долго до этого отменив вместе с Константином и Лицинием эдикт против христиан. Старшим августом остался Лициний. В 312 г. Максенций, лик­видировав африканского узурпатора, вступил в союз с Максимином Дазой против Лициния и Константина.

    Последний до тех пор почти не принимал участия в гражданской вой­не. Он сидел у себя в Трире, много внимания уделял армии и время от времени отражал нападения на Галлию франков и аламаннов. Его войска, в которых было очень много варваров, находились в сравнительно хоро­шем состоянии. Вот почему, когда он вторгся в Италию, армия Максен­ция была разбита в нескольких сражениях в долине По. Константин дви­нулся на Рим. Недалеко от города Максенций был снова разбит в реши­тельной битве и во время бегства утонул в Тибре (28 октября 312 г.).

    Христианская легенда гласит, что Константин, покровительствовавший христианам, которых много было у него в армии, разрешил им изобразить крест и начальную букву имени Христа на военных значках. Поэтому Кон­стантин и победил язычника и врага христиан Максенция. Легенда добав­ляет, что священную монограмму с надписью «этим победишь» Констан­тин увидел во сне. Легенда имеет под собой очень мало реальных основа­ний хотя бы потому, что делает Константина христианином в гораздо большей степени, чем он был в действительности. В науке существует сле­дующее объяснение загадочной монограммы. Среди солдат Константина было очень много митраистов, гораздо больше, чем христиан (культ пер­сидского солнечного бога Митры к IV в. чрезвычайно широко распростра­нился в римской армии). Поэтому на военных значках часто встречался священный знак Митры, напоминающий восьмиконечный крест и пред­ставляющий не что иное, как схематический рисунок солнечных лучей. Этот знак действительно похож на христианскую монограмму. Отсюда и возникла легенда.

    Миланский эдикт

    После поражения Максенция Константин торжественно вступил в Рим, а затем присоединил к своим владениям (т. е. к Галлии и Британии) быв­шие владения Максенция — Италию, Африку и Испанию. В этом же (или в следующем) году Константин и Лициний встретились в Милане. Здесь они издали знаменитый эдикт («Миланский эдикт»), которым признава­лось равноправие христианской религии с языческим культом. Это был чрезвычайно разумный политический шаг. В залог союза и дружбы Лициний женился на сестре Константина Констанции.

    Однако мир между обоими августами продолжался недолго — только до тех пор, пока они не остались вдвоем повелителями империи. Это слу­чилось после того, как в 313 г. Лициний разбил Максимина Дазу, и тот умер в Малой Азии. К этому моменту погибли все члены остальных импе­раторских семей. В 313 г. умер и Диоклециан.

    Наступил последний этап борьбы. Уже в 314 г. августы поссорились из-за границ своих владений и начали войну. Однако она не привела к ре­шительным результатам. Соперники заключили мир, по которому за Лицинием остались Фракия, Египет и азиатские провинции. Все остальное должно было находиться под властью Константина. Несколько лет про­шло в состоянии «худого мира». В 323 г. началась новая война. Констан­тин разбил Лициния под Адрианополем, занял Византий и осадил своего противника в Никомедии. Тот сдался, получив клятвенное обещание Кон­стантина, что его жизнь будет сохранена (323 г.). Но уже в следующем году Лициний, отправленный в Фессалонику, был убит.

    Текст Миланского эдикта сохранился только в произведениях двух христианских писателей — в сочинении Лактанция «О смерти гони­телей» и в «Истории церкви» Евсевия. Лактанций дает краткую и четкую редакцию этого эдикта: «Мы, Константин и Лициний, авгус­ты, собравшись в Милане для обсуждения всех дел, касающихся бла­госостояния и безопасности государства, решили, что среди занима­ющих нас предметов ничто не могло быть так полезно нашим наро­дам, как установление прежде всего способа служения божеству. Мы постановили даровать христианам и всем другим права свободного вероисповедания той веры, которую они предпочитают. Нам кажет­ся, что будет хорошо и благоразумно не отказывать никому из на­ших подданных, будь то христианин или принадлежит он другому культу, в праве следовать религии, которая ему более подходит. Та­ким образом, верховное божество, которому отныне каждый из нас может свободно поклоняться, ниспошлет нам свою милость и обыч­ное благоволение» (Лактанций. О смерти гонителей, XLVIII, пер по кн.: Сергеев В. С. Очерки... ч. II. С. 709).

    Единодержавие Константина

    Таким образом, в 323 г. Флавий Константин, прозванный церковью Великим, сделался единодержавным правителем империи. Он одержал верх над всеми своими соперниками потому, что был расчетлив, дальновиден, коварен и беспощадно жесток. Константин являлся истинным сыном сво­его времени. Он сумел, как никто, отразить в своей деятельности господ­ствующие тенденции эпохи. Некоторые его мероприятия послужили ис­ходным пунктом для дальнейшего развития и вошли составной частью в историю европейского Средневековья.

    В области государственного управления Константин продолжал тра­диции Диоклециана. Правда, некоторое успокоение, наступившее внутри империи и на ее границах, позволило отказаться от тетрархии и перейти к единоличному управлению. Но фактически система соправительства су­ществовала и при Константине. Так, защита рейнской границы сначала была им поручена старшему сыну, цезарю Флавию Юлию Криспу[517], в то время как сам император оставался на Востоке, главные заботы посвящая дунайской границе. Остальные три сына Константина в сане цезарей так­же получили в управление отдельные области: Константин — Испанию, Галлию и Британию; Констант — Италию, Иллирию и Африку; Констан­ций — азиатские провинции и Египет. Кроме них, у императора было два племянника, управлявшие более мелкими областями. Эта фактическая децентрализация управления подкреплялась существованием четырех префектов претория, которые стояли во главе четырех префектур: Восто­ка, Иллирии, Италии и Галлии.

    Завершение реформ Диоклециана

    Константин упразднил преторианскую гвардию, заменив ее корпусом дворцовой стражи. В связи с этим должность префекта претория оконча­тельно потеряла свой военный характер. Руководство военными делами было передано особому начальнику войск (magister militum) и его помощ­нику — начальнику конницы (magister equitum). Начатое Диоклецианом разделение войск на легионы, стоявшие в городах и несшие внутреннюю охрану (comitatenses — «спутники» императора), и на пограничные отря­ды (ripenses, или limitanei — «пограничные») было завершено Константи­ном. Варваризация армии шла гигантскими шагами. Варвары принимались массами и во внутренние войска, и в пограничные корпуса, и даже в двор­цовую охрану. 40 тыс. готов составляли особый корпус «союзников», по­лучая жалование от империи. Много варваров занимало высшие команд­ные должности.

    Константин завершил бюрократическую реформу Диоклециана. Созда­лось много новых должностей, объединенных в строгую иерархическую систему и наделенных громкими титулами, которые восходили еще к эпо­хе Адриана. С этими титулами и должностями были связаны особые при­вилегии: право освобождения от налогов, от муниципальной службы, от пыток, право приезда ко двору, право подлежать суду только императора и проч. При Константине увеличились пышность двора и торжественность дворцового этикета. Император еще выше поднялся над окружающим его миром. Его особа окончательно стала божественной. Воля императора была единственным законом. Высший государственный совет, получивший на­звание консистория[518] (consistorium principis), носил совещательный харак­тер при императоре. Все учреждения, имевшие отношение к особе импе­ратора, получили эпитет «священный»: священный дворец (sacrum palatium), священный совет (sacrum consistorium) и т. д.

    Диоклециан и Константин завершили процесс абсолютизации импе­раторской власти, начавшийся еще при Северах и продолженный им­ператорами III в. «В схематическом виде, — пишет В. С. Сергеев, — конституция позднеримской империи выглядела следующим обра­зом. Главой государства считался император — монарх, «рожден­ный богом» и «творец богов» (diis genitus et deorum creator). Мо­нарх — представитель божественного начала на земле, «как бы при­сутствующий в телесной оболочке бог». В императорских конститу­циях IV—V вв., сохранившихся в кодексах Феодосия и Юстиниана, проводится взгляд на государство как на личную собственность им­ператора, как на его дом, или ойкос. Воля императора признавалась единственным источником права...

    Согласно взгляду на государство как на вотчину государя должност­ные лица рассматривались одновременно как государственные чинов­ники и как личные слуги монарха. Высшим государственным чином был начальник «священного ложа», за ним следовал конюший — на­чальник императорской конюшни, дворцовый маршал, хранитель «свя­щенной одежды», начальник главной канцелярии и т. д. Друзья и госу­даревы слуги получали от императора в «кормление» различные долж­ности, командировки и назначения и сверх того еще денежное вознаг­раждение, в зависимости от занимаемой должности... Нити всего управления сходились в «священном дворце», представ­лявшем точную копию восточных дворов, в особенности персидско­го. Подобно персидским царям, римского императора называли по­велителем. Диоклециан назывался сыном Юпитера, а его соправи­тель Максимиан — сыном Геркулеса... При дворе находился выс­ший государственный совет, или консисторий императора (consistorium principis), в котором обсуждались важнейшие государствен­ные дела, вырабатывались законы, выслушивались иностранные по­сольства и решались в последней инстанции судебные акты» (Серге­ев В. С. Очерки... Ч. II. С. 669—671).

    Надо отметить, что все жители империи вне зависимости от сослов­ной принадлежности рассматривались как подданные императора. Они именовались не только «подданные» (subiecti), но даже «рабы» (servi или douloi).

    Создание новой столицы

    Необходимо особо отметить одно мероприятие Константина, получив­шее всемирно-историческое значение, — это перенесение столицы импе­рии на берега Босфора, на место, где находилась старая греческая коло­ния Византий. Город был расширен и перестроен. 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы, получившей название Констан­тинополя («Град Константина»). Обряды освящения носили частью язы­ческий, частью христианский характер. Новая столица была украшена ве­ликолепными зданиями и произведениями искусства, привезенными из Рима и из Греции. Управление Константинополем император организовал по римскому типу: часть сенаторов, переехавшая из Рима, образовала осо­бый сенат[519]; во главе города был поставлен градоначальник (городской пре­фект).

    Выше мы указывали на те причины, которые заставили Диоклециана выбрать своей столицей Никомедию. Эти же причины руководили и выбо­ром Константина. Византий, при прочих равных условиях, имел то пре­имущество перед Никомедией, что непосредственно господствовал над проливами, ведущими из Средиземного моря в Черное, и вместе с тем слу­жил как бы «мостом» из Азии в Европу. Изумительное стратегическое положение города являлось главной причиной того, что Константинополь пережил падение Западной Римской империи, готские, арабские и славян­ские набеги и пал только в 1453 г.

    Признание христианства

    В одном лишь пункте Константин уклонился от политики Диоклециана: в отношении к христианству. Он не только легализовал новую рели­гию Миланским эдиктом, но поставил ее на первое место: фактически уже при Константине христианство становилось государственной религией.

    Правда, формально император держался принципа веротерпимости, про­возглашенной эдиктом. Языческий культ не подвергался никаким пресле­дованиям, языческие обряды официально совершались наряду с христиан­скими. Сам император, по-видимому, был крещен только перед смертью, а при жизни принимал божеские почести в качестве олицетворенного Гелиоса (Солнца). Но Константин был реальным и дальновидным полити­ком. Он прекрасно понимал, что будущее принадлежит христианству. Он ясно видел, в какую силу превратилась маленькая секта. Непосредствен­ный продолжатель Диоклециана, завершитель домината, Константин ис­кал для него идеологическую базу. Новая монархия должна была быть монархией «милостью божией». Но старые боги греко-римского пантеона явно не годились для этой роли: они безнадежно устарели. Абсолютную, никакими республиканскими иллюзиями не прикрытую власть единого земного бога, римского императора, должна была санкционировать такая же абсолютная власть единого небесного императора, бога христианской религии.

    Вот почему Константин, официально держась только позиции веротер­пимости, на деле покровительствовал христианству. Он дал христианской церкви большие льготы и принимал живейшее участие во внутрицерковной борьбе. Христианское духовенство получило освобождение от лич­ных повинностей, ему было предоставлено право суда по церковным де­лам, христианские общины получили права юридических лиц (принимать наследства, владеть имуществом, покупать и освобождать рабов и т. д.). Константин председательствовал на церковном соборе в Никее, осудив­шем ересь Ария, и энергично проводил в жизнь постановления собора. Своих сыновей он воспитал в христианской вере.

    Таким образом, умиравшее античное государство признало в качестве одной из своих опор новую религию. Эта религия из маленькой тайной секты в течение двух столетий превратилась в крупнейшую социальную силу. Как это произошло?


    Примечания:



    5

    Большинство исторических выводов и гипотез Э. Гьерстада содержится не в его главном труде («Ранний Рим»), а в его многочисленных публикациях, важ­нейшими из которых являются: Legends and Facts of Early Roman History. Lund. 1962; The Origins of the Roman Rupublic// Les origines de la Republique romaine. Geneve, 1967. P. 1—31; Innenpolitische und militarische Organisation in fruhromischer Zeit// ANRW, Tl.1, Bd.1. Berlin—New-York, 1972. S. 136—188.



    51

    В Африке, к северу от Карфагена.



    511

    «Полукрепостнического» не значит «полуфеодального». Крепостнические от­ношения Поздней империи были своеобразной формой разложения рабовладель­ческих отношений.



    512

    В основу ее были положены принципы военной реформы Галлиена. В свою очередь, Константин развил дальше военную реформу Диоклециана.



    513

    О гибели преследователей христиан, VII.



    514

    Римский фунт =327,45 г.



    515

    Там же. С. 566—567. Цены даются в денариях, но это не денарий республи­канской или раннеимператорской эпохи, но гораздо менее ценная разменная моне­та, бывшая тогда в обороте.



    516

    Максимиана, поссорившегося с Максенцием, Диоклециан в 307 г. вторично уговорил отречься от власти. Через некоторое время Максимиан еще раз сделал попытку вмешаться в борьбу за власть, но был устранен Константином (310 г.).



    517

    Он был казнен в 326 г. в Риме, по-видимому, благодаря интригам своей маче­хи Фаусты. Последняя также вскоре была убита по приказанию Константина.



    518

    Он являлся наследником старого consilium principis. Термин consistorium соб­ственно значит «учреждение, где стоят вместе», так как члены консистория не могли сидеть в присутствии императора.



    519

    Впрочем, ни римский, ни константинопольский сенаты при Константине почти не имели никакого общегосударственного значения, превратившись в столичные городские советы.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх