№32. СОБСТВЕННОРУЧНЫЕ ПОКАЗАНИЯ «ОПЫТ ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ В РОССИИ ПРИ ОСОБОМ УЧЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОНЕСИЛ» ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА Р. ШМИДТА


3 марта 1948 г.

Москва


Перевод с немецкого


План

I. Общие принципы для ведения войны в зимних условиях при особом учете опыта, полученного немцами в мировой войне.

1. Люди.

2. Техника.

3. Дороги и подвоз снабжения.

II. Общие принципы для использования бронесил в зимнее время.

1. Опыт немцев.

2. Новые технические требования.

3. Отвечают ли американские бронесилы этим требованиям.

III. Использование танков.

1. На марше.

2. В наступлении:

а) в качестве сопровождения пехоты;

б) в качестве самостоятельного соединения.

3. В обороне:

а) в нормальной;

б) в подвижной.

4. При отходе.

5. Взаимодействие с воздушными силами:

а) с авиацией;

б) с противовоздушной обороной.

6. Противотанковая оборона:

а) пассивная (мины);

б) активная: противотанковые пушки, панцерфауст (кумулятивный заряд).

7. Подвоз снабжения.

8. Ремонтные работы.


I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Провал немецкого наступления зимою 1941—[19]42 гг. последовал не только из-за оперативных ошибок, а, прежде всего, потому, что не были приняты никакие меры для защиты войск, а также для функционирования вооружения и техники во время зимних холодов. Эти недостатки были устранены, правда, далеко не полностью, лишь зимою 1942—[19]43 гг. Общие принципы нашли свое выражение в «Наставлении по ведению войны в зимних условиях».


1. Именно широкая моторизация на американской стороне не должна загораживать собой человека, который, несмотря на всю технику, все же продолжает играть решающую роль. Если под воздействием холода он не сможет вести бои или совершать какую-либо другую деятельность, тогда не поможет даже самая лучшая техника и вооружение. Поэтому его необходимо защитить соответствующей одеждой (теплой, легкой, водонепропускаемой), которая не стесняла бы его в движении и в обращении с оружием. Для питания солдата требуется витаминозная противоцинготная пища в виде консервов, которую он без особого труда мог бы подогреть.

Для размещения людей необходимо брать с собой устойчивые против погоды палатки, с двойными стенками, деревянным полом, деревянной обшивкой внизу, с отоплением с помощью бензиновой печи. Такие палатки легко можно перевозить на грузовых автомашинах. У американцев такие приспособленные палатки уже имеются.

2. Вооружение должно обладать таким качеством, чтобы его скользящие части могли функционировать без смазки также и при большом холоде. Если этого еще не достигнуто, то тогда масло, употребляемое для смазки, должно быть абсолютно незамерзающим.

Незамерзающие масла и смазочные средства необходимо использовать также для автомашин и по возможности воздушное охлаждение для моторов или что-либо лучшее в качестве примеси для воздушного охлаждения, чем был глезантин.

Аэросани, которые имелись у русских в большом количестве уже в 1945 году, и которыми пользовался также Байрд[245] во время своей экспедиции в Антарктику, должны быть использованы в большом объеме для придания подвижности войскам и тяжелому вооружению. Особенно хорошо можно будет на таких аэросанях установить одну или две дальнобойные (на 1000 м) гранаты «панцерфауст».

3. Расчистка занесенных снегом дорог является первым условием для работы службы подвоза снабжения. Плуг-снегоочиститель, приводимый в движение также тягачом, уже устарел. Наилучшей снегоочистительной машиной является снегоотбрасывающая машина, установленная на гусеничном ходу. Плуг-снегоочиститель при расчистке сужает дорогу и создает твердые снежные стенки, которые при теплой погоде таят и затопляют дорогу. Снегоотбрасывающая машина отбрасывает снег на 25 метров в сторону от дороги и позволяет таким образом устранять безболезненно самые большие снегоочистительные сторожевые пункты.


II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОНЕСИЛ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

1. Немецкие бронесилы зимою 1941—[19]42 гг. были более или менее выключены из боевых действий. Это положение улучшилось лишь зимою 1942—[19]43 гг. Последний танк «Тигр» отвечал в основном тогдашним условиям. Теперь этот танк является устарелым.

2. Новые технические требования, которые должны быть предъявлены к современному танку особенно в зимнюю войну, являются следующими:

а) сильная броня, сильный мотор, широкие гусеничные ленты;

б) длинноствольная тяжелая пушка (12—15 см) с усовершенствованным оптическим прибором и независимым прицельным приспособлением, подобным тому, которым обладает морская артиллерия;

в) «Амстердамский» прибор (как в воздушных силах) с оптическим прибором (инфракрасным), который дает возможность даже при плохой видимости (туман, метель) получить ясное изображение противника на пластинке. Вместе с измерительным прибором (величиною с небольшой ящик от боеприпасов), установленным в танке командира роты, он позволяет открыть и выдержать хорошо прицельный огонь по противнику, на далекое расстояние. Оснащение радиотелефоном командирских танков и приемниками всех прочих танков — дело само собой разумеющееся;

в) танк командира роты также необходимо оборудовать магнитным прибором. Этот прибор устанавливает на большом расстоянии наличие крупных железных или стальных масс, например, занявшие исходное положение вражеские танки, противотанковые пушки, артиллерию, мины. Место такой прибор в танке занимает очень незначительное. Этим прибором до сих пор успешно пользовались самолеты для установления подводных лодок и подводные лодки для установления кораблей;

г) установка усовершенствованных гранат «панцерфауст» (с кумулятивным зарядом) с досягаемостью до 1000 м легкой конструкции, внутри танка или на танке была бы целесообразна;

д) решающее значение имеет, чтобы танки, находящиеся на поле боя, обладали хорошей проходимостью и высокой боеспособностью. Длинные марши, совершаемые танками, ведут к быстрому износу гусеничных лент и преждевременно утомляют экипаж. Во избежание этого будут пользоваться так называемыми транспортными машинами с низкими погрузочными платформами, на которые танки въезжают и перевозятся во время марша. Эти транспортные машины с низкими платформами имеют гусеничные колеса и обладают хорошей проходимостью. Они доставляют, так сказать, тяжелые танки на поле боя, где последние съезжают с платформ и вступают со свежими силами в бой (у американцев имеются машины с погрузочной способностью до 50 тонн);

е) надо полагать, что новый американский танк «Шерман» отвечает указанным выше условиям и оснащен поименованным оборудованием. Новый танк «Шерман» вооружен якобы одной пушкой, калибр 15 см. Транспортные машины с низкой платформой для перевозки танков во время марша имеются в наличие.


III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНКОВ
1. На марше

Как уже было указано, танки «Шерман» на марше погружаются на машины с низкими платформами. Если дороги, по которым совершается марш, покрыты снегом, то впереди посменно идут снегоотбрасывающие машины высокой проходимости, которые (со скоростью 25—30 км/час при большом снеге) отбрасывают снег на 25 м в сторону и могут очистить очень большой район. При подходе танков к полю боя или при таком положении, когда уже на марше возможно соприкосновение с противником, танки покидают машины и строятся в боевой порядок или продолжают путь возле дороги. На машинах остаются лишь запасные танки.

С помощью магнитного и амстердамского приборов командиры, помимо результатов воздушной и собственной разведки, смогут вскоре установить, свободна ли местность от противника.

Рисунок[246]

Если, например, на опушке леса «А» имеется противотанковая оборона, и там стоят также танки для совершения огневого налета, готовые к внезапному удару, то маршевая колонна «6» с помощью амстердамского и магнитного прибора, даже при отказе собственной воздушной и наземной разведки, может установить скрытого противника и сама внезапно атаковать его.


2. В наступлении

а) В качестве сопровождения пехоты

При этом танкам пригодится больше всего иметь дело с вражеским противотанковым оружием. Большей частью речь идет лишь о немногих танках, численностью до роты. Для них как раз магнитный и амстердамский приборы имеют решающее значение, так как они позволяют избежать слепого столкновения с противником, хорошо замаскированным в результате снега, и делают возможным атаку последнего. Тем самым пехота получает при наступлении действенную огневую защиту. Опасность попасть в расставленную западню устраняется, и указанные опасные опорные пункты эффективно атакуются.

б) Как самостоятельное соединение

При этом я имею в виду танковую дивизию. Как правило, дивизия в целом, со всеми ее танками, используется для прорыва, для охвата вражеских флангов и для удара в глубину фланга противника. Это значит, что дивизия в целом атакует противника, окопавшегося на позиции или же продвигающегося вперед. Магнитный прибор и воздушная разведка скоро установят, где находится противник, после чего он может быть выбит со своей позиции прицельным огнем или же его контратака будет отбита. Глубокий снег не может явиться препятствием для прохождения современных танков.

Таким же образом должно действовать в бою танковое соединение против танкового соединения. При этом важно, кто первый заметит противника и поведет прицельный огонь. Такие неожиданности, какие имели место во время второй мировой войны, благодаря пользованию обоими указанными приборами, исключаются.


3. Оборона

а) Занятие исходной позиции целыми крупными танковыми соединениями для контратаки противника не целесообразно, так как противник также располагает указанными приборами и может установить тем самым наличие большой массы железа и совершить своевременно атаку. Поэтому подобное занятие исходных позиций, принимая во внимание также опасность с воздуха, должно производиться в раздробленном порядке.

Главная противотанковая оборона должна заниматься на позициях, хорошо укрытых (снежные кучи, снежные блокгаузы). Также позиции обещают хороший успех в зимнее время, потому что вражеские танки при глубоком снеге, надо полагать, будут идти более медленно, чем в другое время.

б) Зато при сдерживающей обороне основное значение имеют постоянные атаки и контратаки танковых соединений и частей. Здесь могут оказать также превосходную услугу жужжащие кругом, подобно москитам, аэросани с установленными на них противотанковым и тяжелым пехотным оружием. Этот вид боя является областью моторизованной пехоты, спешившейся с гусеничных автомашин и оснащенной лыжами.


4. При отходе

При отходе главное значение имеет в зимнее время расчистка от снега дороги или тех немногих дорог на участке, если они не расчищены были еще во время наступательного марша. Своевременная доставка снегоотбрасывающих машин является основным условием для этого. В то время, как моторизованная пехота и артиллерия отходят и строят дальше в тылу промежуточные позиции для арьергарда, эти арьергарды, состоявшие из танков хорошей проходимости по снегу и аэросаней, остаются около противника и отходят с участка на участок. Если же отход превращается в текучий марш, то танки на длинных переходах погружаются на машины с низкими платформами и продолжают дальнейший путь таким образом.


5. Взаимодействие с воздушными силами

а) с авиацией.

Несмотря на амстердамский и магнитный приборы, являющиеся тактическими приборами, танковые и моторизованные соединения без постоянного наблюдения и воздушной разведки останутся на марше и в районе боевых действий в тактическом и оперативном отношении слепыми. Между командиром танка и самолетом, а также наоборот, должна быть обеспечена прямая связь посредством радиотелефона. Такая разведка должна быть обеспечена также в туман и снег. «Стальная дорога», раскинутая в качестве стартовой дорожки для самолетов, позволяет не терять соприкосновения с полевыми аэродромами и с боевыми посадочными площадками.

Решающее значение имеет тесное взаимодействие бомбардировщиков и штурмовиков с танковыми соединениями и с другими наземными войсками. Они должны иметь свои органы связи при командире танкового соединения, так как могут в любое время, в самый короткий срок, быть вызванными. На заснеженной местности и в заснеженном лесу, разумеется, трудно отличить своих от противника. Поэтому необходимо управлять этими воздушными соединениями с помощью радио и сигнальных полотнищ. Авиация должна атаковать приближающиеся вражеские соединения еще далеко в тылу, бомбить пути сообщения, места размещения войск, места их скопления. Такие действия должны вестись также и ночью. Зимой, при снеге, наблюдение вести гораздо легче.

В качестве «удлиненной руки» артиллерии, а при обстоятельствах, заменяя ее полностью, бомбардировщики и штурмовики должны, идя впереди танковых или других соединений, бомбить и подавлять в массированном порядке все, что они заметят на снегу в районе противника. Другие соединения авиации прикрывают эту наземную операцию от авиации противника и ведут борьбу с последней. Образ действия такой же, будь это собственная атака, оборона или отход.

б) Каждая наземная часть, в особенности моторизованная пехота и танковые соединения должны располагать противотанковой обороной, имеющей хорошую проходимость по снегу. Для каждой зенитной пушки (четырехствольная установка) подойдут аэросани. Все танки должны иметь по одному сверхтяжелому пулемету или 2-см пушку для самостоятельного отражения атак самолетов на бреющем полете.


6. Противотанковая оборона

а) пассивная.

Вести борьбу против танков с помощью мин зимою можно успешно лишь в том случае, если нет еще снега или он неглубокий. При глубоком снеге результаты их действия не эффективны (помимо магнитных мин);

б) активная.

Тем, что каждая моторизованная повозка имеет позади противотанковое орудие (калибр 7,5—15 см), число противотанкового оружия значительно увеличилось. Для борьбы с танками на близком расстоянии используются кумулятивные заряды (панцерфауст), которые можно усовершенствовать, не увеличивая намного их веса, придав им досягаемости до 1000 м. Их легкий вес позволяет установить их на аэросанях. Благодаря этому они могут легко перебрасываться и передвигаться повсюду.

Кроме противотанкового вооружения, которое имеют при себе войска, существуют еще специальные противотанковые соединения. Противотанковые пушки таких соединений целесообразней всего устанавливать на гусеничных автомашинах, обладающих высокой проходимостью по снегу. Такие пушки часто бывает трудно маскировать, но зато они абсолютно подвижны. Но самым лучшим противотанковым оружием является сам танк, бомбардировщики и штурмовики, которые действуют против танков большими соединениями.


7. Служба подвоза снабжения

Самой трудной из проблем в зимнее время является регулирование подвоза снабжения. Для транспортных колонн и учреждений, ведающих подвозом, должны работать снегоочистительные машины. Постройка дорог должна осуществляться сначала с помощью «стальных дорог». Во избежание опасности со стороны дозорных танков противника части подвоза должны в достаточном количестве иметь тяжелые противотанковые пушки, а для отражения низко летящих самолетов соответствующие зенитные пушки (четырехствольные установки).

Если иметь в виду еще необходимые средства обороны против партизан, тогда можно будет высчитать, какие же силы требуются для службы подвоза снабжения. Подвоз на поле боя может осуществляться почти исключительно на гусеничных автомашинах и на аэросанях. Если служба подвоза будет работать с перебоями, то фронт вскоре лишится горючего, вследствие чего остановится все движение, и также положение не исправит даже временное снабжение фронта по воздуху.


8. Ремонтные работы

Моторизованные, в особенности же танковые соединения будут нежизненными, если они не будут располагать в достаточной мере ремонтными мастерскими и запасными частями. Эти мастерские они должны иметь по возможности далеко впереди. Перевозить такие мастерские необходимо на автомашинах средней и высокой проходимости, то же самое в отношении отапливаемых палаток, чтобы можно было в них в любое время производить нужный ремонт. Езда в зимнее время и зимние бои увеличивают нагрузку как на человека, так и на технику и вооружение. Самый большой наступательный порыв затухает, если техника и вооружение одно за другим выходят из строя и не представляется возможным отремонтировать их или заменить.


3.3.[19]48 г.


ШМИДТ РУДОЛЬФ


Перевела: переводчик 4 отдела 3 Гл[авного] Упр[авления] [МГБ СССР] ст[арший] лейтенант ПОТАПОВА

Показания отобрал: Зам[еститель] нач[альника] отделения 4 отдела 3 Гл[авного] Упр[авления] МГБ СССР подполковник ВАЙНДОРФ


ЦА ФСБ России. Д. Н-21139. В 2-х тт. Т.1. Л.106—115. Подлинник. Машинопись. Подлинник на немецком языке — т.1, л.д. 116—126 об.



Примечания:



2

Сборник материалов российско-германской научно-практической конференции. Москва—Красногорск, 7—9 сентября 1993 г. Красногорск, 1994; Русский архив: Великая Отечественная. Иностранные военнопленные Второй мировой войны в СССР. М., 1996. Т. 24 (13).; Полян П. М. Жертвы двух диктатур: Остарбайтеры и военнопленные в третьем рейхе и их репатриация. Москва, 1996; Галицкий В.П. Финские военнопленные в лагерях НКВД. М., 1997; Епифанов А.Е. Сталинградский плен 1942—1956: Немецкие военнопленные в СССР // Трагедия войны — трагедия плена. Под ред. А.А. Крупенникова. М., 1999. Том 2.; Немецкие военнопленные в СССР 1941—1955. Том 13/2: Собрание документов; том 13/3: Собрание документов. Под ред. В.А. Золотарева. М., 1999 и 2002; Военнопленные в СССР. 1939—1956: Документы и материалы / Сост. М.М. Загорулько, С. Г. Сидоров, Т. В. Цареве кая. Под ред. М. М. Загорулько. М., 2000; Сидоров С.Г. Использование труда военнопленных в СССР 1939—1956. Волгоград, 2001; Венгерские военнопленные в СССР: Документы 1941—1953 годов. М., 2005; Шнеер А. Советские военнопленные в Германии, 1941—1945. Москва—Иерусалим, 2005; Карель П., Беддикер Г. Восточный фронт. Книга III. Сталинград. Крах операции «Блау»: Военнопленные вермахта за колючей проволокой. М., 2008 и др.



24

Theodor von Dujving. Die Kapitulations Verhandlungen vom 30 april bis 2. mai 1945 // Der Todeskampf der Reichshautstabt / Bernd von zur Miihlen, Frank Bauer, Karen Pundt, Tony le Tisseier. Berlin, 1994. S. 186—187.



245

Так в документе, вероятно, речь идет об американском летчике и полярном исследователе Ричарде Бёрде.



246

Рисунок в документе отсутствует.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх