1985 ГОД

НА ЗЕМЛЕ. ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ.

Весь январь все работы шли по плану. Все экипажи тренировались и даже сдали предварительные экзамены в объеме комплексной тренировки по программе четвертой основной экспедиции.

13 февраля. Вчера со станцией «Салют-7» потеряна связь. Она не принимает и не выдает никаких сигналов. Нет никакой телеметрии.

На станции есть два передатчика. Основной отказал, и автоматика перевела систему на резервный. В группе управления не стали глубоко разбираться в причинах и принудительно снова перевели систему командной радиолинии на основной передатчик. Резервный отключился, но и основной не заработал. Попытки снова перейти на резервный результата не дали.

15 февраля. Последняя телеметрия показывала большие токи системе энергопитания станции. Возможно что-то выгорело.

По данным оптических систем слежения скорость вращения станции 0,2 градуса в секунду. Стыковка разрешается до 0,15 градусов в секунду.

Работа с основными экипажами практически прекращена. Идет по инерции. Ищут экипажи, которые смогут состыковаться со станцией вручную при максимальных критических ограничениях.

Сегодня пробовал стыковаться Кизим. До 0,7 градусов в секунду стыковка получалась. Это если вращение по одному каналу. А ведь она может вращаться и по всем каналам и даже вовсе беспорядочно.

22 февраля. Глушко ведет себя как-будто со станцией нет никаких проблем. Он настаивает на старте 15 мая основного экипажа с длительностью полета 300 суток. К нему потом отправить женский экипаж.

ЦПК (Центр подготовки космонавтов) предлагает в те же сроки отправить новый экипаж с целью восстановить станцию и проработать на ней 3 месяца. А затем можно и отправлять Васютина, как и было запланировано, на 300 суток. Но тогда выпадает из программы женский экипаж. Дополнительных транспортных кораблей нет. Полет женского экипажа придется перенести на 1986 год.

Затяжка решений по экипажам сдвигает вправо и сам первый старт.

МАРТ-АПРЕЛЬ. С полетом никак точно не могут определиться.

Два месяца усиленно готовится по стыковке Попов. Пробует с разными бортинженерами. В апреле подключили Джанибекова. В конце концов, сформировались два экипажа Джанибеков-Савиных и Попов-Александров.

МАЙ. Решение принято, так как станция все время молчит и ее положение в пространстве неопределенное. Один из двух экипажей пойдет спасать станцию. 15 и 16 мая проведены комплексные тренировки. Оба экипажа показали очень хорошие результаты. Но, при наибольших скоростях вращения станции, лучшие показатели у Джанибекова.

ИЮНЬ. НА ЗЕМЛЕ. Решение принято. На орбиту уходит экипаж Джанибеков-Савиных. Оба побывали в космосе.

Снова и снова рассматриваются варианты возможных стыковок и восстановления станции. Экипаж должен быть готов к самым неожиданным ситуациям. После многочисленных тренировок была выбрана общая схема ручной стыковки. Баллистики выводят корабль на 11–16 километров от станции. Экипаж ориентирует корабль на станцию и передает управление автоматике, которая выводит корабль на расстояние 1,5–2 километра.

В этой точке экипаж отключает автоматику и в режиме ручного управления сближается со станцией до 400 метров. Зависает, оценивает обстановку и принимает решение на дальнейшие действия. Для измерения точного расстояния до станции экипаж имел с собой ручной лазерный дальномер.

ИЮНЬ. НА ОРБИТЕ.

6 июня в 10.40 по Москве на космическом корабле «Союз-Т13» стартовал экипаж в составе: командир Джанибеков Владимир Александрович и бортинженер Савиных Виктор Петрович. Выведение прошло штатно, без замечаний. Почти двое суток экипаж адаптировался к невесомости и выполнял по командам с Земли необходимые маневры по сближению со станцией.

8 июня. Баллистики и автоматика вывели корабль на станцию, и на 34 витке в 11.16.35 по первому измерению расстояние до станции было 7460 метров.

На расстоянии 3500 метров Джанибеков увидел, что курсы корабля и станции расходятся и, оценив обстановку, взял управление на себя. Время 11.24.00. Радиосвяь с Землей 11.23–12.06. Тень 12.06–12.40.

На расстоянии 80 метров зависли, оценили обстановку. Станция вращалась, но вращение было в допустимых пределах. Немного мешало солнце. Облетели станцию и в 11.50.32 состыковались со станцией.

Как никогда тщательно экипаж проверял герметичность стыка, выравнивал давление в отсеках.

Только в 16.21 экипаж перешел в переходный отсек станции, открыл иллюминаторы. Температура 3–5 градусов. Система энергопитания не работает. Мертвая тишина. Провели расконсервацию, по возможности, в переходном отсеке и анализ атмосферы в рабочем отсеке. Все вроде в норме.

В 19.18.00 открыли люк в рабочий отсек и почувствовали незнакомый запах. Одели противогазы и продолжили работу. В противогазах работать было очень неудобно, и экипаж снял их. Но они все время были рядом. Сняли шторки с иллюминаторов в рабочем отсеке и продолжили осмотр станции. Станция в плачевном состоянии. Температура плюс три градуса. Система энергопитания не работает. Света нет. Полный мрак на темной стороне орбиты. На светлой стороне иллюминаторы помогают мало. Иллюминаторы покрыты изморозью. Рука прилипает к металлическим деталям. Работать можно только в перчатках и с фонариком. Во многих местах передвижение только наощупь.

9 июня. Растет процентное содержания углекислого газа в станции. На станции стопроцентная влажность, которая держится уже полгода. Если бы система энергообеспечения и работала, то в такой ситуации велика опасность короткого замыкания со всеми вытекающими последствиями. Космонавты усиленно работают. Решили работать по очереди. Второй космонавт находится в корабле, и в случае опасности приходит на помощь товарищу, поддерживая корабль в готовности к немедленному отчаливанию. Вода в системе замерзла. Ее запасов на транспортном корабле хватит до 13 июня. А очередной «Прогресс» может подойти не раньше 23 июня. Температура в рабочем отсеке уже минус 1 градус. В переходном отсеке за счет транспортного корабля температуру подняли до 14 градусов. Пищи на станции мало. Фонарики быстро сели в режиме постоянной работы. Приходится работать только на освещенной стороне орбиты. Экипаж ищет незамерзшие шланги, чтобы собрат новую схему подачи воды, подстыковывает и проверяет электроразъемы систем энергообеспечения и жизнедеятельности.

По предварительной инструкции, если в сети нет напряжения и батареи разряжены, то экипаж должен покинуть стацию. Но он не торопится.

Схему подачи воды из баков собрали, но оказалось, что замерзла вода в клапанах. Экипаж привез с собой электрические обогреватели, но нет электричества. Хорошо, что кто-то на старте сунул экипажу в последнюю минуту тестер.

Протянули воздуховод из транспортного корабля в рабочий отсек станции. Температура, хоть и не на много, но должна повыситься.

Закончили работу поздно ночью. Закрыли все люки. Подготовили корабль к срочному спуску. Сон в тревожном ожидании.

10 июня. Третьи сутки в морозильнике станции. Разорив некоторые приборы, сумели подготовить новый кабель для подключения солнечных батарей напрямую, с целью быстрейшей зарядки аккумуляторов. От стыковок разъемов, их перестыковок и замеров в полутьме уже рябит в глазах. И вот в 12 часов 7 минут появился ток заряда в аккумуляторах. Это уже победа! На радостях решили пообедать, а заодно и позавтракать.

Проложили дополнительный воздуховод из корабля. Производят замену неисправных блоков управления и регенераторов. После зарядки одного блока аккумуляторов кабель-вставку переключили для зарядки другого блока. Заменили ассенизационно-санитарное устройство. Наконец-то смогли развернуть солнечные батареи на Солнце и сбросить телеметрию на землю.

Кабель вставка пока одна, и приходится переключать ее на все семь батарей из восьми. Одна окончательно вышла из строя и ее отключили.

Вечером запланировали хоть на секунду включить систему терморегулирования. Если СТР заработает экипажу будет легче работать в станции. Конечно, поначалу будет парилка, но, если начнет работать и система жизнеобеспечения, то влагопоглотители свое дело сделают быстро. Потихоньку все придет к приемлемым нормам. Появится возможность дождаться следующего экипажа. В промежутке будет и «Прогресс». Перед сном заложили программу побудки. В 01.30 отключить зарядку батареи № 7 и подключить батарею № 8. В 06.00. отключить зарядку батареи № 8 и подключить батарею № 2.

11 июня. По плану. Зарядить к 11 часам 6 блоков аккумуляторных батарей. Собрать по штатной схеме и включить полностью системы СЭП и СОЖ. В станции все еще холодно – минус 1 градус в рабочем отсеке. Но пока никто не простудился, хотя и покашливают. Емкость батарей маловата. Часть блоков системы очистки воды рекомендовано временно переместить в переходный отсек для отогрева. Главное сейчас зарядка аккумуляторных батарей, а для этого требуется время и очень строгий порядок действий. Включили газоанализатор. Включили регенератор воздуха. Включили лампочку освещения на главном посту в рабочем отсеке.

К вечеру температура в рабочем отсеке поднялась до плюс 2 градуса. Но мерзнут ноги. Отогрели один бак «Родника с водой.

Впервые на ночь не закрыли промежуточные люки. Работает холодильно-сушильный агрегат.

12 июня. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы. Уже можно пользоваться подогревателями пищи. Но пока только на солнечной стороне орбиты. Разрешили пробное включение. Впервые попробовали горячую пищу! Но дальше снова запрет. Слишком много берет электроэнергии. Запустили БЦВК и попробовали провести ориентацию станции. Система работает. Температура в рабочем отсеке уже плюс 4 градуса. Но этого мало для нормальной работы СТР. Ей нужна температура выше 7 градусов для предварительного прогрева хладоагентов. Восстановили систему водоснабжения, но отдельные проблемы все же есть.

Экипаж сделал пробное включение телевизионной системы. Ребята в обычных костюмах, но потолстели. Пододели теплого белья побольше на телерепортаж.

Отказала еще одна аккумуляторная батарея. А нужно вводить в строй, и проверять систему стыковки и работу двигательной установки. Без их устойчивой работы «Прогресс «не сможет состыковаться со станцией. Решение должно быть 13 июня или отодвигается старт грузовика до готовности системы стыковки. 10 дней это необратимы цикл подготовки к старту грузовика.

13 июня. Шестой день на станции. Работа. Работа. И ожидание новых хоть маленьких успехов. И они приходят. Начала устойчиво повышаться температура в станции. Это хорошо, но влечет другую беду. Все тает и очень опасно проводить электрические проверки кабелей до полного высыхания. Но останавливать работу нельзя. Для сбора влаги используют даже запасное белье. Не хватает мешков для их герметичного складирования.

14 июня. Системы стыковки и управление двигателями проверяли целые сутки. Дали добро на подготовку старта грузовика. Снова тесты, проверки, осмотры, ремонт. Температура в рабочем отсеке уже плюс 12 градусов. Провели бодрый телесеанс.

В пище ока нет горячего. Подогревателями пользоваться пока нельзя. А очень хочется хотя бы один раз в сутки горячего чая.

Соловьев вспомнил и передал на станцию, что они припрятали емкость с водой на 20 литров. 6 литров экипаж смог сам накачать из Родника. Так что теперь до грузовика жить можно.

Пришла очередь и до физкультуры. Проверили велоэргометр. Но не могут найти педали.

Наконец-то получили сообщения с голосами членов семей. Хорошая моральная поддержка.

15 июня. Температура в станции плюс 14 градусов. Почти все аккумуляторы заряжены, но продолжается отпотевание станции.

Нашли возможность иметь горячую воду, но для чая она не годится. Только во второй половине дня, используя нагреватель душевой установки после двукратного подогрева, смогли попить чай.

16 июня. Космонавтам дали день отдыха. Но заключался он только в том, что они не работали так интенсивно, как раньше. Основное это просушка станции.

17 июня. Официально закончена расконсервация систем станции. Но проблем еще много. Много блоков разморожены и с ними приходится долго возиться.

18 июня. Принято решение о консервации систем транспортного корабля. Вопрос о срочном покидании снят.


21 июня. Две недели напряженнейшей работы позади. Энергопитание стабильно и позволило включить телевидение, благодаря которому 22 июня встретились с семьями. Вся станция, как в сарае, завалена снятым оборудованием и излишками, приготовленными для загрузки в грузовик. Если бы не космос, передвигаться было бы невозможно.

23 июня. Стыковка с грузовым «Прогрессом-24» прошла штатно. Прибыло все для дальнейшего обеспечения жизни космонавтов на станции. Прибыла и новая работа. Доставлены дополнительные солнечные батареи для наращивания третьей панели солнечных батарей. А это значит, что будет выход в открытый космос.

НА ОРБИТЕ. ИЮЛЬ. Все еще продолжается отпотевание станции и сохраняется опасность короткого замыкания. Собранную тряпками и бельем воду, разместили в грузовике. 15 июля грузовик, доверху набитый отходами, отстыковался от станции. Стало посвободнее. За полтора месяца экипаж так отремонтировал станцию, что специалисты уже думают о продлении ее технического ресурса дольше 1986 года. Уже заказывают Центру дополнительное тренировочное время. Но вряд ли ЦУП сможет в полном объеме контролировать работу двух станций на орбите. А ведь «Мир» собираются запустить уж весной 1986 год. И там своя программа.

Температуры выше 15 градусов не поднимается. Космонавты зябнут даже с двойным теплым бельем.

Кроме ремонтных работ, выполняется уже и научная программа.

Не успел экипаж отдохнуть после разгрузки «Прогресса-24», как через неделю 21 июля к станции пристыковался транспортный корабль снабжения (ТКС) разработки Челомея, под именем «Космос-1669». По размерам он сравним с самой станцией. Так что груза он привез много. Среди них были и новые скафандры для выхода в отрытый космос. В них легче передвигаться. На шлемофонах скафандров укреплены фонари, которые помогают космонавтам следить за показаниями приборов при заходе в тень. Так что теперь можно проводить тренировки и осуществлять выход. Этот грузовик и сам своеобразная лаборатория. С помощью его научной аппаратуры экипаж будет работать над несколькими научными программами. Кроме того. Он имеет возвращаемый аппарат, с которым на землю будут возвращены результаты научных экспериментов.

НА ЗЕМЛЕ. ИЮЛЬ. Кроме тренировок на земле во всю идет борьба с пьянством во исполнение недавнего постановления ЦК КПСС и Правительства. Иногда она принимает уродливые формы. У меня даже был конфликт с начальством. У меня в отделении много техники, и для профилактических работ мы получаем довольно большое количество спирта. А он нужен всем. Даже не смотря на борьбу с пьянством. И все больших количествах. Очень часто мы достаем комплектующие для наших тренажеров только благодаря этой вечной валюте. Используют ее и начальники для подобных сделок. Вот только аппетиты у всех растут непомерно. Надо же хоть что-то и на технику оставлять.

Женский экипаж тренируется даже больше, чем Васютин, который готовиться сменить Джанибекова.

НА ОРБИТЕ. АВГУСТ. Джанибеков с Савиных осуществили выход в открытый космос. Длительность выхода 5 часов. Задача. Осуществить дооснащение третьей панели солнечных батарей.

Выход начался 2 августа в 11 часов 15 минут по Москве. Первым выходил Савиных. За ним Джанибеков. Космонавты перенесли в зону работ контейнеры с панелями и необходимый инструмент и приспособления. Затем установили и привели в рабочее положение первую дополнительную панель солнечной батареи.

После этого. По командам с Земли солнечная батарея была развернута на 180 градусов, и космонавты смонтировали вторую панель солнечной батареи. Время разворота батареи продолжалось 20 минут. И у космонавтов появилась редкая возможность отдохнуть и полюбоваться красотами космоса и видами Земли. Сам монтаж второй дополнительной панели прошел с трудностями. Заело трос лебедки. Пришлось приложить немалые усилия и смекалку. Но все же и эту работу экипаж выполнил полностью.

Не составила большого труда для экипажа и установка экспериментального образца солнечной батареи для исследования влияния на него условий космического пространства.

На обратно пути космонавты выполнили еще ряд дополнительных работ по снятию и замене экспериментальных образцов на внешней стороне станции.

29 августа ТКС, выполнив свои задачи, загруженный по завязку ненужным оборудованием и отходами, поднял орбиту станции своими двигателями и отстыковался.

НА ЗЕМЛЕ. АВГУСТ. Экипажи новой основной экспедиции завершили подготовку. 22 и 23 августа были проведены комплексные тренировки. Провели партактив по проводам экипажей. Прошла межведомственная комиссия. Летит экипаж Васютина.

НА ОРБИТЕ. СЕНТЯБРЬ. 17 сентября на космическом корабле «Союз-Т14» стартовал экипаж: командир экипажа Васютин Владимир Владимирович, бортинженер Гречко Георгий Михайлович, космонавт-исследователь Волков Александр Александрович. Выведение и начало полета на орбите штатные. Стыковка с орбитальным комплексом прошла без проблем.

Подполковник Васютин В. В. Родился 8 марта 1952 года в Харькове. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С. И. Грицевца. Член Коммунистической партии Советского Союза с 1972 года. В отряде космонавтов с 1976 года. В 1977 году окончил школу летчиков-испытателей. Летчик первого класса, летчик-испытатель третьего класса.

Гречко Г. М. родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. Совершил два космических полета. Дважды Герой Советского Союза.

Подполковник Волков А. А. родился 27 марта 1948 года в городе Горловка Донецкой области. Окончил в 1970 году Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С. И. Грицевца. Летчик первого класса. Летчик-испытатель второго класса. Член Коммунистической партии Советского Союза с 1973 года. В отряде космонавтов с 1976 года.

Через неделю совместного полета и передачи станции на Землю возвратятся Джанибеков и Гречко. Васютин, Волков и Савиных продолжат полет и попробуют установить новый рекорд продолжительности полета.

Неделя совместного полета пролетела быстро. Смена была тем более простой, что бортинженер прежнего экипажа оставался на орбите, и потому врабатывание новых космонавтов в научную программу шло быстро.

26 сентября Джанибеков и Гречко благополучно возвратились на землю. А уже 29 сентября к станции к станции пристыковался новый ТКС с очень большим набором приборов для научной программы экспериментов. В том числе и военных с помощью прибора «Пион-К». Это основной объект для работы Волкова и других экипажей, которые будут прилетать. У ТКС большие энергетические возможности и он сможет отстыковываться от станции, чтобы экипажи смогли произвести замену, затем снова пристыковываться и работать с новым экипажем.

НА ЗЕМЛЕ. СЕНТЯБРЬ. Джанибеков В. А. за осуществление пятого космического полета и Гречко за осуществление третьего космического полета награждены орденами Ленина. Третью звезду Героя за такой полет Джанибекову не дали. Но обещали компенсировать генеральской должностью.

НА ЗЕМЛЕ. ОКТЯБРЬ. Усиленно тренируется только женский экипаж, но в урезанном составе. Без Савицкой. Она прекратили тренировки окончательно. Хотят сделать Иванову командиром экипажа, но пока нет хорошего бортинженера из женщин. Кроме того. По существующим правилам в экипаже должен быть летавший в космос космонавт. Терешкова и хотела бы, но ее не пустят по многим причинам. Да и готовиться ей надо долго по новой технике. Да и сам вопрос об их полете все еще не решен окончательно.

На заседании Госкомиссии 10 октября Джанибеков сказал.

– На УТМ станции «Салют» иллюминаторы не соответствуют состоянию иллюминаторов станции в космосе. Надо бы на иллюминаторы надеть какие-то фильтры или пленку.

– На тренажере «Салюта» моделируются не все факторы космического полета.

В принципе правильно. Это идеал. Но как!? Как создать невесомость для многотонной станции со всеми тренажерными навесками и дополнениями. Пустая станция в гидробассейне есть. Но как поместить весь тренажер в воду? Других способов создать невесомость в станции нет.

Пришла информация о то, что в июне Патрик Бодри все же побывал в космосе на американском космическом корабле «Дискавери». Он выполнил часть тех научных экспериментов, которые выполнял на нашей станции Жан Лу Кретьен.

Готовились к полету они снова вместе. Подготовка была короткой. Только в части научных экспериментов. Вне программы их не учили и не знакомили. Кроме общей экскурсии по кораблю. Как летчикам им это не понравилось.

Значительно ниже были и требования по медицине.

Особенно не понравилось французским космонавтам взаимодействие с американским персоналом. У нас они были окружены заботой и вниманием. Положено три лекции-слушайте. Не хотите-ваши проблемы. Положена по договору комната для проживания-получите. Хотите большего-ваши проблемы. Решайте их сами.

Для Патрика Бодри такая обстановка был очень неприятной. И в полете он сорвался. У американцев командиру экипажа для наведения порядка в полете разрешается применять любые методы. Патрик видимо этого не учел, а может быть и не знал. На одно из распоряжений командира экипажа он среагировал в соответствии со своим характером: «Это ваши проблемы». В результате схлопотал по физиономии. В экипаже бы еще один специалист по операциям на орбите – принц из Саудовской Аравии. Он оказался более покладистей. Обошлось без крутых мер.

НА ОРБИТЕ. ОКТЯБРЬ. Месяц полет проходил нормально. К концу месяца был запланирован выход в космос. Но его пришлось отложить на неопределенное время. У Васютина развились и все усиливались приступы боли, по всем признакам, мочеполовой системы. Бортовая аптечка не помогла. Две недели он терпел боль. В конце концов, Земля приняла решение на срочную посадку. Полет прерывается.

При посадке в кресле командира находился Савиных. Это был третий случай, когда экипажем командовал гражданский инженер. Но в данном случае другого выхода не было.

НА ЗЕМЛЕ. НОЯБРЬ. 11 ноября в ЦПК приезжал секретарь ЦК Зайков.

Недавно в Центр приезжал секретарь ЦК Лигачев. После его приезда Береговой написал в ЦК письмо о безобразиях в пилотируемой космонавтике. Была создана комиссия Генштаба. И сегодня Зайков приезжал, чтобы сделать окончательные выводы.

Дело в том, что продолжается старая история. Уже через четыре месяца в космос будет запущена новая станция «Мир». По всем постановлениям и решениям у нас в Центре уж давно должен быть укомплектованный УТМ станции с целью его дальнейшей доработки под комплексный тренажер. Но пока готовить космонавтам к работе на станции «Мир» будем на УТМ станции «Салют». Методом показа и пространственного представления. А космонавты уже начинают переучиваться со станции Салют» на Станцию «Мир». Приходится постоянно ездить в конструкторское бюро и другие предприятия. Это теория. А как получать навыки по динамике управления станцией?

В Вопросах подготовки экипажей космического корабля «Буран» тоже сплошной туман. Подлипки решают вопрос, в каком кресле буде сидеть их инженер. Хотя посадить его во второе кресло пилота. В третьем тоже инженер. Но кто тогда будет управлять таким сложным кораблем, если с первым пилотом что-то произойдет? В авиации на тяжелых самолетах всегда два пилота. Это закон. Но что такое законы авиации для тех, кто хочет сам покомандовать. В конце дня на совещании Зайков сказал.

– Факты, изложенные в письме Берегового подтвердились. До 15 декабря у меня на столе должно быть ваше совместное решение о создании тренажных средств для подготовки космонавтов к полетам на станцию «Мир» другие объекты…По поводу второго кресла летчика вопрос окончательно должен решить Генштаб…

Сколько уже было таких решений!

16 ноября. В ночь на 16 ноября привезли корпус УТМа под модуль «37КЭ». Уже начало. Теперь бы поставили оборудование, и создать полноценный тренажер в связке «Мир» – «37-КЭ».

21 ноября экипаж Васютин-Савиных-Волков благополучно приземлился в казахстанской степи. Васютину оказали помощь. Началось разбирательство.

28 ноября. У врача отряда космонавтов инфаркт. Оказывается, Васютин не только признался в том, что болел до полета, но и в том, что врач отряда знал об этом. И себе и врачу вырыл могилу. Как у нас говорят: «Все тело опоясал бы лекарствами под комбинезоном или кальсонами и терпел бы. А уж если невмоготу, то хоть тех, кто помогал ему, не продавал бы. Не болел. Не знаю. Приступ внезапный. И никто никогда бы ничего не доказал».

Теперь все зависит от руководства. Как преподнесут. Им ведь тоже не хочется лишних неприятностей.

Для полета в следующем году начали тренироваться экипажи Кизим-Соловьев, Викторенко-Александров. Но не ясно, куда они полетят. Если «Мир» выведут удачно, то к нему. Если нет, то к «Салюту-7». И еще. Непонятно зачем лететь. Если к «Миру», то он будет запущен без всякой научной аппаратуры. Придется просто ждать грузовики и дооснащать станцию. Если к «Салюту», то его системы сильно одряхлели. Туда много навезли научной аппаратуры, но нет ресурса работы со станцией. Хотя программа работы с «Салютом» из-за болезни Васютина так и не была завершена.

Кроме того. В наличии есть один корабль «Союз-Т». У него стоит систем стыковки «Игла». Значить этот корабль в автоматическом режиме стыковаться со станцией «Мир» в районе переходного отсека стыковаться не может. Там стоит систем стыковки «Курс». Системы не совместимы. Нельзя стыковаться и к агрегатному отсеку «Мира». Туда будут стыковаться грузовые «Прогрессы».

Штатный транспортный корабль «Союз-ТМ», предназначенный для работ с «МИРом», еще не прошел летные испытания.

НА ЗЕМЛЕ. ДЕКАБРЬ. Решения по экипажу Васютина приняты.

Савиных В. награжден орденом Ленина второй медалью «Золотая Звезда». На родине Героя будет установлен его бюст.

Васютину В. В. присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».

Волкову А. А. присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».

Трудный нечетный год позади. Будем надеяться на удачу в сложном следующем году. Переход от одного типа орбитальной станции к другому, дело очень непростое.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх