1981 ГОД

ЯНВАРЬ.

НА ЗЕМЛЕ. Попов начал подготовку с румынским космонавтом Прунариу.

Конечно он хорошо подготовлен по данному транспортному кораблю. Летал на нем в космос. Но и перерыв в работе с кораблем очень большой. Многое придется вспоминать. Главное же состоит в том, что командир экипажа будет без бортинженера. Значить в его интересах наладить хорошее взаимодействие с космонавтом-исследователем. Вместе с инструктором сделать все, чтобы румынский космонавт стал хорошим помощником командиру при выполнении всех этапов полета.

Первые тренировки показали, что основа для выполнения этих задач есть. Попов быстро восстанавливал навыки по управлению кораблем. Прунариу был грамотен, трудолюбив, очень хотел освоить работу по управлению кораблем и наилучшим образом завершить подготовку к работе. И отношения учителя с учеником складывались хорошо – уважительно и равноправно.

18 ФЕВРАЛЯ.

НА ОРБИТЕ. «Салют-6» продолжает полет. В январе к станции пристыковался «Прогресс-12». По командам с Земли была осуществлена дозаправка станции топливом и повышена орбита полета. Все готово к прибытию нового основного экипажа. Системы станции сыпятся, и основная задача экипажа будет состоять в том, чтобы привести станцию в состояние готовности к приему двух оставшихся экспедиций посещения по программе «Интеркосмос».

НА ЗЕМЛЕ. Сегодня прошла третья комплексная тренировка экипажей готовящихся по основной программе.

Коваленок с Савиных начали подготовку только в декабре, но к комплексным тренировкам подошли уже как дублеры. Отработали четко и слажено.

Зудов с Андреевым готовились вместе не один год. Их уже снимали с первого номера перед стартом. Но они или ничего не поняли, или не хотят и понимать. Тренировку они завалили по все статьям. Ни у кого нет сомнения, что Госкомиссия и на этот раз отправит в космос дублеров.

Никто не скажет, что Коваленку с Савиных просто повезло. Они вкалывали по полной программе.

5 МАРТА.

НА ЗЕМЛЕ. В Москве завершил свою работу 26 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Принято очень много программных документов, которые теперь нам всем придется очень тщательно изучать в системе политучебы и сдавать зачеты. Если бы эти решения помогли увеличить количество и качество тренажеров в Центре подготовки космонавтов. Судя по поведению специалистов смежных предприятий, надеяться на скорое решение этих вопросов не приходится.

Прошли комплексные тренировки экипажей с монгольскими космонавтами.

Первым номером отработал Ляхов с Ганзориком 4 марта. Сегодня Джанибеков с Гуррарчей. По общему мнению инструкторов и специалистов лучше готов к полету экипаж Джанибекова. Кто полетит теперь, будет решать монгольское руководство.

19 МАРТА.

НА ОРБИТЕ. 12 марта, как все и предполагали, в космос отправилась 5-ая основная экспедиция в составе экипажа: полковник Коваленок Владимир Васильевич-командир, Савиных Виктор Петрович – бортинженер.

Коваленок В. В. Родился 3 марта 1942 года в деревне Белое Крупского района Минской области. Окончил в 1963 году Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в транспортной авиации. В отряд космонавтов попал со второго захода в 1967 году. В 1976 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Член Коммунистической партии Советского Союз с 1962 года. Совершил два космических полета. Первый полет в 1977 году закончился неудачной стыковкой. Он доказал качеством своей подготовки свое право на второй полет. Уже в 1978 году он отработал на станции «Салют-6» 140 суток.

Уже на космодроме Коваленку попортили нервы. Дело в том, что он готовится к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Инструкторы помогли ему подготовить ряд пособий и журналов для заполнения с целью подготовки диссертации. Бумаги уже были загружены в корабль, но в последний момент инженеры НПО «Энергия» изъяли их, и подняли скандал. Они утверждали, что по объему этих бумаг можно предположить, что весь полет Коваленок будет работать только на себя. И совсем забыли, что сами каждый час, каждые сутки контролировали выполнение космонавтами программы полета: по радиосвязи, по данным телеметрии и по, привозимым экспедициями посещения, результатам проводимых экспериментов.

Вообще, этот инцидент еще раз показал, что борьба за главенство в космически полетах, начатая еще во времена С. Королева, не прекращается и до сих пор. Временами эта борьба выглядит явно абсурдно, но тут уж ничего не поделать.

Сам старт и стыковка Космического корабля «Союз-Т4» со станцией «Салют-6» прошли штатно, без замечаний, и 13 марта космонавты после проверки герметичности открыли переходные люки. Новый комплекс начал функционировать.

Спать экипажу в первые дни приходилось мало из-за большого объема первоочередных работ. Особенно поначалу их беспокоила влага-конденсат на приборах и на всех металлических частях. Пять месяцев станция была беспилотной и комфортной температуры, для людей и аппаратуры, в ней не поддерживали.

Пришлось срочно ремонтировать датчик в системе ориентации солнечных батарей. На это ушел почти день незапланированного времени. Но вопрос энергообеспечения слишком важен, чтобы откладывать эти работы.

Все дни космонавты занимались попеременно: срочными ремонтно-восстановительными работами, разгрузочно-погрузочными работами с кораблем Прогресс-12», и наведением порядка на станции перед ожидаемыми экспедициями посещения.

Много времени Савиных потратил на приведение в порядок бортовой документации. Специалисты решили сэкономить на документах. Они не отправили на станцию новый комплект документов, а прислали набор листков с изменениями и исправлениями. Вот Савиных и корпел над журналами, выискивая по списку эти страницы, и производил замену.

А Коваленок мучился с болтами, отвертывая старые при замене неисправного блока. Он пока не перешел на методику Попова с Рюминым.

У них работа пошла быстрее, когда они решили не отвертывать некоторые болты, а просто отпиливать.

Пару дней космонавты смогут передохнуть после отстыковки грузовика 19 марта и до прибытия экспедиции посещения 23 марта.

22 – 30 МАРТА.

НА ОРБИТЕ. 22 марта был осуществлен запуск космического корабля «Союз-39» с экипажем: командир Герой Советского Союза Джанибеков Владимир Александрович, космонавт – исследователь Жугдэрдэмидийн Гуррагча, представитель Монголии.

Джанибеков В. А. родился 13 мая 1942 года в поселке Искандер Бостанлыкского района Ташкентской области.

В 1965 года окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков там же остался служить летчиком-инструктором. В 1970году стал членом Коммунистической партии Советского Союза. В том же году был принят в отряд космонавтов.

Совершил космический полет в 1978 году с первой экспедицией посещения на эту же станцию. Полет завершился прекрасно, но некоторые околополетные обстоятельства долго еще давали себя знать. И связанно это косвенно с Коваленком, к которому Джанибеков прилетел в гости.

Дело в том, что по традиции все экипажи перед полетом выполняют определенную политико-воспитательную программу. Посещают кремль, музей В. Ленина и другие памятные места. Коваленок сопровождал экипаж Джанибекова в этой поездке, и после посещения Музея В. И. Ленина предложил: «С тебя, Володя причитается». Как говорят в таких случаях:»Необходима прописка». Они зашли в ближайший ресторан и пообедали. За столом было шампанское. Джанибеков, естественно, не пил. Но уже по возвращении в Звездный городок сразу был приглашен к Начальнику Центра подготовки космонавтов Береговому. Тому уже успели обо всем доложить. Разнос был по полной программе. Кроме того. Впервые был отменен тогда общий завтрак в профилактории с семьей и детьми перед отлетом на космодром. Детей не пустили в профилакторий попрощаться с отцом. Как и жену, сославшись на непреодолимые женские проблемы.

Джанибеков трудоголик, и уже на третий день отпуска ищет себе приемлемое занятие. Талант художника помогает ему в этом.

Но он и не разбрасывается. Сейчас он считается специалистами самым подготовленным космонавтом-оператором. Отчасти, наверное, и потому, что не стал учиться заочно в академиях. Сосредоточился на освоении своей профессии. Ему не раз предлагали помочь с подготовкой диссертации. Но на такие компромиссы он е идет. Если что-то и будет делать, то только сам. Он очень строг к себе, и так же не проще расхлябанности другим.

– Все самые лучшие эпитеты, которые характеризуют человеческую личность, – говорит А. А. Леонов, – можно применить и к Володе Джанибекову. И это не будет преувеличением.

С космонавтом-исследователем Гуррагчой Джанибеков быстро нашел общий язык. Монгольского коллегу не надо было заставлять. Он впитывал знания как губка воду. А Джанибеков был хорошим и терпеливым наставником.

После поздней встречи экипажи поздно легли спасть и в тот же день приступили к выполнению программы научных экспериментов. Правда, начало работ чуть было не сорвалось из-за монгольского космонавта.

Первым предполагалось выполнить эксперимент «Воротник» для изучения «болезни движения» и проверки средств по ее предупреждению.

В острый период адаптации у некоторых космонавтов появляются признаки «болезни движения», сопровождаемые головокружениями, тошнотой и приливом крови к голове. Это отрицательно влияет на работоспособность и выполнение программы полета.

Есть разные объяснения причин появления «болезни движения». Одни специалисты утверждают, что эти явления связаны с тем, что в центральную нервную систему поступаю от анализаторов необычные сигналы, вызванные невесомостью. Другие объясняли это явление перераспределением жидких сред в организме, что приводит к повышению внутричерепного давления и к изменению характера сигналов рецепторов вестибулярного аппарата. Третьи видели причину появления «болезни движения» в снижении тонуса антигравитационной мускулатуры некоторых мышц, и в первую очередь шейной мускулатуры. Ведь в невесомости не затрачиваются усилия на то, чтобы поддерживать удобное положение головы. Шейная мускулатура оказывается в положении безработной и может быть причиной неприятных ощущений у космонавтов.

Вот эта третья причина и должна была исследоваться. Было предложено создавать искусственно напряжение мышц шейной мускулатуры с помощью профилактического шейного амортизатора, а также ограничить движения головой. Предполагалось носить амортизатор три дня. Затем на шестой день снова одеть, и провести исследования, одновременно выполняя функциональные пробы.

Однако ни у Джанибекова, ни у Гуррарчи неприятных ощущений не наблюдалось. От эксперимента пришлось отказаться.

В дальнейшем оба экипажа проводили ежедневно большое количество экспериментов. Некоторые из них повторялись каждый день. Другие, как например визуальные наблюдения Земли и съемки, проводились при наличии достаточной видимости. Природа на этот раз побаловала космонавтов. Некоторые эксперименты проводились даже между сеансами радиосвязи при проведении пресс-конференции, которая транслировалась на СССР и Монголию. Все эти эксперименты были чрезвычайно интересны, но я их только перечислю. Этого достаточно, чтобы представить объем работы, выполненной космонавтами и их загруженность.

Медицинские эксперименты.

«Биоритм», для проверки работоспособности и устойчивости организма в течение суток. «Чацаргана», для изучения влияния препаратов на основе облепихи на липидный и витаминный обмен. «Нептун», для изучения глубинного зрения и разрешающей способности глаз. «Время». «Кровообращение». «Восприятие». «Опрос». «Анкета»

Геофизические исследования.

«Солонго» – дистанционное зондирование Земли в интересах народного хозяйства. «Заря». «Иллюминатор». «Эрдэм», «Эрдэнэт» и «Биосфер-Мон-1» – изучение природных ресурсов Монголии с большим объемом фотосъемки камерами КАТЭ – 140 и МКФ -6М.

Технические эксперименты и эксперименты по материаловедению, с использованием установки «Сплав – 01».

30 марта в 14 часов 42 минуты после успешного приземления полет первой экспедиции посещения бы успешно завершен. На землю было доставлено много материалов по результатам, проведенных обеими экипажами, экспериментов.

В. Джанибеков награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». На его родине будет установлен бюст.

Г. Гуррагче присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Обоим космонавтам присвоено звание Героя Монгольской Народной Республики с вручением ордена Сухэ-Батора и медали «Золотая Звезда». Ж. Гуррагче присвоено звание «Летчик-космонавт МНР».

НА ЗЕМЛЕ. Интересен ответ Джанибеква на вопрос об изменениях на станции со времени его первого посещения. Вот что он сказал.

– Станция сильно изменилась. Внутри обивка пообтрепалась, пятна появились. Снаружи сказалось воздействие космоса. Я бы сравнил станцию с морским кораблем, который успешно совершил кругосветное путешествие и потрепан шторами. Изменился цвет обшивки станции. Но больше всего меня поразило обилие новой научной аппаратуры, которая была доставлена на орбиту «Прогрессами». Сейчас на станции очень сложное хозяйство – наверное, имеется полтысячи предметов, с которыми работает экипаж. Представляете? И надо помнить, что где лежит.

Если уже и космонавты в открытую говорят о том, что станция дряхлеет, значить вопрос этот действительно очень серьезный.

Появилась и еще одна проблема. Джанибеков при расстыковке на орбите поторопился. Не открыв замки, он выдал команду на расстыковку, и стал вырываться из объятий станции. Сделали несколько рывков, пока разобрались. Насколько он расшатал стыковочный узел проверить невозможно. Даже если Коваленок с Савиных выйдут в открытый космос для проверки. Ясность может внести только повторная стыковка. Готового «Прогресса» для такой проверки нет. Так что руководителям программы нужно будет принимать сложное и ответственное решение по предстоящей экспедиции посещения с румынским космонавтом.


30 АПРЕЛЯ.

НА ОРБИТЕ. Месяц работы без экспедиций посещения. Работа с полной отдачей на науку и поддержание станции в работоспособном состоянии.

Эксперименты следуют одни за другими. В шлюзовой камере «Испаритель» меняется на «Сплав», и снова космонавты движутся по станции «тише воды, ниже травы». Во время многосуточной плавки нежелательны даже микровстряски, проводятся только «тихие» эксперименты.

Самые обидные моменты бывают, когда идут геофизические наблюдения, а Земля на 10 баллов закрыта облаками. Экипаж начинает работу с научной аппаратурой, а облака уходят. Небо чистое. Смотри, сколько хочешь. Но начатую работу бросить нельзя.

Космонавты так втянулись в работу, что перевыполнили на много план. ЦУП принял решение – представить в начале мая экипажу два свободных дня. Работы будут идти по плану космонавтов. А они выбрали тему – визуальные наблюдения Земли. Хоть душу отведут. Особенно Савиных, которому все не хватает времени посмотреть на Землю.

НА ЗЕМЛЕ. Готовятся к полету румыны. Прошли комплексные тренировки.

22 апреля Романенко с Дедиу и 23 апреля Попов с Прунариу. Нужно сказать, что борьба у румынских кандидатов за полет была острой. Каждый из них боролся за себя. Дедиу на 10 лет старше своего оппонента, опытнейший летчик. Он счел, что первое место ему забронировано, и особенно не утруждал себя на занятиях и тренировках. Старого багажа знаний, однако, ему не хватило. Зачетные и экзаменационные оценки были ниже ожидаемых. Преподаватели и инструкторы поблажек не делали. Дедиу даже пожаловался в свое посольство. Оттуда приехали несколько человек. Собрали всех специалистов и инструкторов Центра, внимательно выслушали все стороны. Объявили решение. В полет будет утвержден тот, кто к моменту старта, по мнению специалистов, будет наиболее подготовлен к выполнению программы космического полета.

Комплексные тренировки показали, что молодой кандидат на порядок лучше подготовлен к полету. Он хорошо сработался с командиром экипажа Поповым. Прунариу слишком быстро реагирует на нештатные ситуации. Сказывается летный навык. Но, по мнению командира, это быстро проходит при правильном настрое. Если предварительное решение будет подтверждено, то в полет уйдут Попов с Прунариу. И это будет уже третий подряд случай, когда в полет может уйти дублер. Три полета и три старта дублеров. Основным экипажам пора серьезно задуматься.

Допущен к подготовке и начал тренировки на тренажерах Юрий Малышев. Обидно мужику. Но наверняка он еще слетает. Не то характер, чтобы почивать на лаврах.

14 – 22 МАЯ.

НА ОРБИТЕ. 14 мая осуществлен старт космического корабля «Союз-40» с экипажем: командир экипажа полковник Попов Леонид Иванович, космонавт-исследователь Думитру Дориан Прунариу.

ПРУНАРИУ. Родился 27 сентября 1952 года в городе Брашов. В 1976 году окончил авиационный факультет Бухарестского политехнического института. Там же в 1973 году был принят в ряды Коммунистической партии Румынии. После института работал инженером на авиационном заводе в городе Брашов.

И в период учебы, и в период работы Прунариу занимался в аэроклубе, летал на планерах и самолетах.

Через полгода рабы Прунариу призвали в армию, и предложили учиться на курсах военно-авиационной офицерской школы. Он согласился не раздумывая, так как это была новая возможность пополнить свои знания. Здесь он и узнал о наборе кандидатов на космический полет. Заявление было подано, курсы были окончены. Старший лейтенант Прунариу уже служил в авиационном полку, когда пришла пора серьезных медицинских проверок.

До Центра подготовки космонавтов добрались двое – он и Думитру Дедиу.

15 мая в 1 час 57 минут, после штатной стыковки проверки герметичности люков, два экипажа встретились.

Попов чувствовал себя гораздо лучше, чем в первом полете в это период. Прунариу ощущал дискомфорт в транспортном корабле. При переходе в больший объем станции все неприятности ушли. Так что работа на станции сразу вошла в нормальную колею, и компенсирующие воротники на шею практически не требовались.

Медицинские, технологические, геофизические, биологические эксперименты следовали один за одним. Прунариу, как и все его коллеги, впервые побывавшие в космосе, все свободные минуты старался провести у иллюминатора. Насмотреться на Землю было нельзя. Слишком много впечатлений на такой короткий полет.

Пришло время прощаться. По установившейся с первых интернациональных полетов традиции, Прунариу снял со своего полетного костюма герб Румынии, и передал основному экипажу. Теперь его место на борту станции рядом с другими гербами стран – участниц программы «Интеркосмос».

Посадка корабля «Союз-40» не обошлась без сюрпризов. Основной парашют вышел на три секунды позже, чем положено по программе. Это заставило поволноваться Прунариу, но не Попова. При самом приземлении возвращаемый аппарат положило набок из-за порыва ветра, но Попов сразу отстрелил парашют, и все встало на свои места. Когда прибыли вертолеты со спасателями, космонавты уже самостоятельно покинули аппарат.

Попову Леониду Ивановичу присвоено звание Героя Социалистической Республики Румыния. Он награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». В городе Александрия ему будет установлен бронзовый бюст.

Д. Прунариу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали» Золотая Звезда». Ему присвоено звание Героя Социалистической Республики Румыния и звание «Летчик-космонавт СРР».

НА ЗЕМЛЕ. Снова начинает тлеть или разгораться предстартовый скандал с Коваленком. Его жена во время сеанса видеосвязи намекнула Коваленку, что экипаж при возвращении будут обыскивать. Об этом она написала и в письме, которое передала мужу через экспедицию посещения. Кто-то, где-то, когда-то при невыясненных обстоятельствах увез с орбиты дорогой фотоаппарат. Под этим предлогом и хотят проверить – привезет ли Коваленок на землю материалы к своей диссертации. Кому это надо непонятно. Да он может написать диссертацию на тех официальных результатах экспериментов, которые провел в полете. Любой институт с радостью примет к себе такого диссертанта.

Коваленок в сеансах связи с орбиты «рвет и мечет», но я думаю все, как обычно, будет «спущено на тормозах»

В Центре подготовки космонавтов завершается первый этап обучения французов. Они сдали зачеты и после отпусков приступят к занятиям в составах экипажей.

Определены командиры французских экипажей. Это Малышев и Кизим. 21 мая оба на отлично сдали экзамены на допуск к подготовке с французами. Им это было проще, так как они давно готовились по транспортному кораблю «Союз-Т» и даже слетали на этих кораблях в космос. На этих кораблях будут готовиться и французы. Бортинженеры в экипажи пока не определены.

У французов пока есть одна проблема. У них трудности с изучением русского языка. Они лучше говорят, но хуже читают и пишут. А ведь все свои действия члены экипажа должны сверять с инструкциями. Например. Для ввода в действие и контроля программы (любой) надо в определенной последовательности нажать десять клавиш. В это же время контролировать показания приборов и сообщения на дисплеях. Если где-то ошибка, неправильное прочтение, последствия могут быть самые плачевные для экипажа в реальных условиях.

Конечно, основные операции и команды запоминаются экипажем, и, при хорошей натренированности, они обращаются к инструкциям мельком. Лишь для напоминания. Это позволяет работать быстро и четко. Но для тех, у кого мало опыта, инструкции незаменимы. И без знания русского языка просто не обойтись. Особенно там, где промежутки между командами должны быть короткими, а выполнение логики действий обязательными.

Не секрет, что некоторые космонавты из соцстран при подготовке ходили даже с синяками на руках. Так некоторые командиры экипажей отучали своих ретивых подопечных от преждевременных действий.

У французов еще есть время до октября месяца.

30 МАЯ.

НА ОРБИТЕ. На земле Попова с Прунариу встречал Звездный горок, а Коваленок с Савиных до последней секунды были заняты работами по консервации станции. Неясно было и кому писать письмо с пожеланиями. Полетов на станцию официально больше не планировалось. В апреле следующего года на орбиту должны вывести станцию «Салют-7», и уже к ней будут стартовать новые экипажи. Однако печальный опыт запусков нескольких станций не позволит отправить станцию «Салют-6» в плотные слои атмосферы раньше времени. Хоть и дряхленькая, но она еще работает. Только после успешного выведения на орбиту новой станции и прибытия на ее борт первого экипажа, «Салют-6» прекратит свое существование.

26 мая возвращаемый аппарат с Коваленком и Савиных успешно приземлился.

НА ЗЕМЛЕ. По оценкам медиков общее состояние космонавтов удовлетворительное. После посадки у обоих членов экипажа наблюдались функциональные отклонения характерные для острой стадии реадаптации после длительных космических полетов (понижение ортостатической устойчивости и физической работоспособности) .

Нервно-психический статус космонавтов адекватен обстановке. Отмечаются явления астенизации, сон у командира экипажа 3 часа, у бортинженера 5 часов. Дефицит веса в день посадки соответственно 1,3 кг. и 3,1 кг.

Со стороны внутренних органов патологии нет. Контакт экипажа с группой послеполетного обследования и проведения реадаптивных мероприятий выполняется в полном объеме.

Количество шагов: 27 мая у командира – 3800, у бортинженера – 750; 28 мая у командира – 6900, у бортинженера – 3600; 30 мая у командира – 10200, у бортинженера – 9500.

В Центре подготовки космонавтов с французами провели первые практические занятия на комплексно тренажере транспортного корабля. Им показывали и рассказывали о первых упражнениях осенней программы тренировок. Они уже должны думать об этом, представлять некоторые особенности будущей подготовки на технике.

А эти особенности состоят в том, что нет привычных самолетных ручек управления или штурвалов. Есть ручечьки, как у реостатов, которыми надо управлять тремя пальцами. Космический полет это сплошной полет по приборам. В ветровое стекло не посмотришь. Его просто нет. Контроль обстановки только по телевизионному экрану. Особенно напряженный период в работе экипажа это процесс причаливания и стыковки. Во время ручного режима управления командир работает двумя ручками управления. Ему некогда отвлекаться на тревожные мысли. Но вот остальные члены экипажа более эмоционально воспринимают весь этот процесс. Они все видят, комментируют командиру увиденное, но сами ничего сделать не могут.

Кроме того. Французы, как и женщины, буду готовиться по программе космонавтов-исследователей. Более глубокое изучение техники и процессов будет зависеть всецело от их способностей и желания расширить свои познания. По программе «Интеркосмос» кандидаты на полет тренировались в составе экипажа год, и их готовили по программе обучения бортинженера, хотя и назывались они космонавтами – исследователями. Французы и женщины до полета будут работать в составе экипажа 6 месяцев.

На первом этапе обучение проходило в виде лекций и практических занятий. Много времени выделялось на самостоятельную работу.

На втором этапе обучение будет проходить в составе экипажей. Будет не только на практике изучаться работа от старта до посадки, но и налаживаться взаимодействие между членами экипажей. Вед даже командир с бортинженером еще не работали вместе. Каждый член экипажа должен не мешать другим, а работать на общий результат.

На заключительном этапе тренировок в составе экипажей космонавты будут работать на учебно-тренировочном макете станции, приобретая навыки работы с научной аппаратурой при проведении экспериментов. Аппаратура будет доставлена французскими специалистами. Они же буду принимать участие в подготовке космонавтов, как преподаватели и консультанты.

Однако большая часть тренировок будет проходить на комплексном тренажере транспортного корабля «Союз-Т». Эти тренировки я бы условно разделил на три цикла. 19 упражнений, которые космонавтам экипажа надо будет отработать до автоматизма, будут повторены трижды. С каждым циклом инструктора будут добиваться того, чтобы космонавты делала все меньше и меньше ошибок, чтобы четко понимали физику происходящих во время тренировок процессов.

Сама отдельная тренировка проходит по уже давно отработанной программе. На все месяцы по дням и часам составляется расписание тренировок. Накануне тренировки экипаж проводит предварительную подготовку к тренировке, как самостоятельно, так и с инструктором, до мелочей выясняя все неясности.

Перед самой тренировкой краткое выяснение готовности экипаж к тренировке, ответы на последние вопросы, и экипаж уходит в возвращаемый аппарат работать по программе тренировки. Инструктор (чаще с помощниками) остается в зале у пульта инструктора. Выставляются исходные данные тренировки, и экипаж по команде» Пуск» начинает работать по заданной программе. Это может быть по времени отрезок выведения на орбиту, спуск, причаливание или стыковка, консервация или расконсервация транспортного корабля. Все как в реальном полете. Инструктор записывает по ходу тренировки замечания к экипажу, которые будут тщательно разобраны сразу же по окончанию тренировки. И так далее.

Заканчивается этап тренировок комплексной тренировкой на комплексном тренажере транспортного корабля, в присутствии большого количества специалистов от разных предприятий. Далее Государственная комиссия определяет по результатам всей подготовки, и особенно по результату комплексной тренировки, какой экипаж отправляется на орбиту, а какому придется уже официально стать дублером.

И еще. С самого начала неофициально определяются первые и вторые номера экипажей. В первый экипаж, как правило, назначается более опытный командир и инструктор с большим опытом работы с экипажами. Первому экипажу всегда и больше внимания, при желании больше дополнительных тренировок.

Французы на первом этапе в большей степени первым номером видели Патрика Бодри. Ему назначили в инструкторы Афонина Владимира Семеновича. Васильев Валерий Иванович будет готовить экипаж с Кретьеном. Именно эти инструкторы готовили командиров и бортинженеров экипажей при подготовке к испытательным полетам на транспортном корабле «Союз-Т». На этом же корабле будет осуществлен и советско-французский полет.

Определились и командиры экипажей, которые будут работать с французами – это соответственно Кизим Леонид Денисович и Малышев Юрий Васильевич. Именно они испытывали транспортный корабль «Союз-Т» и легко сдали зачеты на допуск к тренировкам по новой программе. Теперь они сами будут готовить к полету французов. Бортинженеры пока не определены.

ИЮНЬ.

НА ОРБИТЕ. К станции «Салют-6» пристыкован новый грузовой транспортный корабль «Космос-1267». Фактически это транспортный корабль снабжения (ТКС) , созданный когда-то фирмой Челомея для пилотируемых полетов. Его вес около 4отонн, объем полезный до 35 кубических метров. Он может доставлять до 6 тонн груза.» Прогресс» доставлял до 1,5 тонн. Сейчас в корабле только по максимуму загружено топливо. Задача грузовика периодически поднимать орбиту станции «Салют-6», чтобы она смогла дождаться планового завершения своего полета.

НА ЗЕМЛЕ. Коваленок и Савиных встретились после возвращения в Звездный городок со специалистами.

Савиных был немногословен, но отметил:

– Мы плохо готовились по станции. Инженер должен хорошо выполнять подготовительные операции еще на учебно-тренировочном макете (УТМ) станции.

– На УТМ не отрабатывались действия по разгерметизации станции, а такая опасность на орбите существовала и к ней нужно быть готовым.

– На УТМ надо отрабатывать гораздо больший объем упражнений и действий.

– По приборам и оборудованию на УТМ не отслеживаются все изменения по отношению к действующим.

– До сих пор нет комплексного тренажера станции, а очень важно для приобретения навыков отрабатывать все действия в совокупности.

Что ни слово, так бальзам на душу и одновременно соль на незаживающие раны. Савиных констатировал факты и критиковал свою фирму – НПО «Энергия» во главе с Глушко. Все, что есть на УТМ, мы получаем только через НПО. Станция «Салют-6» уже практически закончила свою работу, а УТМ укомплектован приборами и оборудованием на 60 %. Половина из этих процентов габаритно-весовые макеты. Показать на них можно. Работать с ними нельзя. Через 10 месяцев на орбите будет новая станция, а вопрос с поставками нового оборудования не решен. Вот и будем опять готовить космонавтов объяснениями на пальцах, и предлагать тренировать собственное воображение.

На все наши запросы Глушко отвечал, что они могут обеспечить оборудованием только комплексный моделирующий стенд (КМС) у себя на фирме. На две станции у них оборудования нет. Нас будут обеспечивать по мере возможности, по остаточному принципу. Хотите тренироваться, приезжайте к нам на КМС. В этой борьбе за влияние, по моему, и скрыт главный смысл.

Работы по созданию комплексного тренажера станции идут, но уж с очень большими трудностями. Несмотря на многочисленные заявления их же космонавтов, НПО «Энергия» этот тренажер похоже не нужен.

Коваленок был более резок в оценке, но относились они больше к другим вопросам. Он рассказал.

Сразу после стыковки работы на станции было очень много и больше незапланированной. Станция старая. Везде плесень, а ее надо было подготовить к экспедициям посещения. Драили и спали по 3–4 часа. Устали и мы сами не замечали, как в голосе появляется раздражительность, даже злость. Мы просим дать нам время для отдыха, а нам не дают.

Мы знаем, как составлена программа, а нас заставляют делать совсем другие действия. Мы 5 раз из смены в смену отвечали на один и тот же вопрос.

Или вот еще. Заставили нас сообщить номер прибора. Чтобы до него добраться, надо демонтировать очень много аппаратуры. Посмотрели шильдик, сообщили дежурному в смене по связи, и снова все надо ставить на место. Целый день ушло на это. А работа по программе стоит. Делать ее все-равно надо. Выходит за счет отдыха. Неужели номер прибора нельзя было посмотреть по документации на земле? Не поверю.

Вообще. Об этих проблемах говорили еще и Попов с Рюминым. С тех пор Рюмин стал заместителем руководителя полетов в ЦУПе, Попов еще раз слетал в космос, а проблемы остались.

Сейчас наступает время летних отпусков до сентября. За это время специалисты должны доработать комплексные и специализированные тренажеры под программы станции «Салют-7» и внести все изменения по транспортному кораблю «Союз-Т». Работы много. А хочется и в отпуск летом.

Но по пилотируемой программе год оказался спокойным, хотя и нечетным.

24 июня. У Попова с Рюминым появилось свободное время, и они прибыли в Кировоградскую область по приглашению руководства.

На следующий день их встречала уже родная для Попова Александрия. С утра торжественные мероприятия с возложения цветов у памятников Воину-освободителю и В. И. Ленину на центральной площади. Затем встреча с Героем Советского Союза А. Ф. Худяковой, знаменитой летчицей в помещении краеведческого музея. И везде их сопровождало множество восторженных земляков.

Завершился день торжественной встречей на центральном стадионе «Шахтер» с вручением хлеба и соли, многочисленными выступлениями и обязательным концертом художественной самодеятельности.

Только после этих мероприятий Леонид Попов со своим другом смог встретиться с родными и близкими, не торопясь поговорить с ними и даже помолчать, когда вспоминали отца, который не дожил до торжественных дней в жизни сына.

ИЮЛЬ.

НА ОРБИТЕ. Станция «Салют-6» продолжает летать в автоматическом режиме.

НА ЗЕМЛЕ. Малышев с Иванченковым и Кизим с Соловьевым провели в начале июля по одной пробной тренировке, и ушли в отпуск. Остальные экипажи вместе с французами начали отдыхать еще с июня.

На 1982 год запланировано три пилотируемых полета на станцию «Салют-7», которую должны вывести на орбиту в апреле 1982 года. Один основной экипаж и две экспедиции посещения: одна с французом, вторая с женщиной космонавтом – исследователем. Кандидатки подобраны и проходят сейчас общекосмическую подготовку. Отбор проводили дважды. Первый раз отбирали только по медицинским показателям. В передовых оказались женщины с двумя-тремя разводами и прочее. Им вежливо и под благовидным предлогом отказали. Второй отбор начали с мандатных комиссий, а уж потом смотрели медицинские показатели. Подготовку в Центре они начнут в декабре-январе. Тогда будут определены и экипажи.

Практически с сентября начнется непосредственная подготовка экипажей к полетам по программе 1982 года. И вот НПО «Энергия» прислало в Центр подготовки космонавтов письмо по этому вопросу. Что предлагается?

Определить комплексными средствами подготовки экипажей кораблей «Союз-Т» №-5,6,7 комплексный тренажер «ТДК-7СТ» в Центре подготовки и КМС на предприятии.

В связи с различной комплектацией и математически обеспечение бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) транспортных кораблей, с учетом реальных возможностей предприятия по выдаче прошивок ДЗУ БЦВК, предлагается ввести в строй названные тренажные средства в следующем порядке.

«ТДК-7СТ» вводится в строй с ДЗУ БЦВК под корабль № 6 в мае сего года (БЦВК уже стоит) и обеспечивает:

– подготовку экипажей первой экспедиции посещения в полном объеме,

– подготовку экипажей основной экспедиции до ввода в строй на предприятии КМС транспортного корабля с ДЗУ БЦВК под задачи корабля № 5. Поставка ДЗУ в октябре. Наладка и ввод в строй в ноябре 1981 года.

«ТДК-7СТ» предлагается ввести в строй с ДЗУ БЦВК под задачи основного экипажа в июле 1982 года. То есть практически после завершения программы полетов на 1982 год. Естественно, что доучивать первый основной экипаж предлагается на КМС предприятия.

О доукомплектовании УТМ в Центре под задачи станции «Салют-7» в письме вообще речи не идет. Они считают, что для подготовки углубленной экипажей достаточно КМС станции на предприятии. А в Центре можно проводить предварительные тренировки. На тренажере главного поста станции готовить экипажи по основным динамическим операциям. УТМ обеспечит изучение экипажами внутренней компоновки станции и выполнение работ с кинофототелевизионной аппаратурой, а также ручной научной аппаратурой.

Более того. В письме изложена та же позиция и в отношении подготовки экипажей к полетам на будущей станции (МИР) . Комплексный тренажер станции не нужен, УТМ обеспечим оборудованием после натурных испытаний: чем придется, из того что останется пригодным к работе.

СЕНТЯБРЬ.

НА ЗЕМЛЕ. Экипажи вернулись из отпусков и приступили к подготовке. Кто-то занимается теоретической подготовкой, а французские экипажи сходу начали проверку сработанности. Экипажи собрали, познакомили друг с другом и отправили в Феодосию. Экипажи начинают свою непосредственную подготовку с тренировок по срочному покиданию возвращаемого корабля, в случае посадки на воду при возвращении.

Экипаж в скафандрах занимает штатные места в возвращаемо аппарате. Люк закрыт. Корабль выходит в море, и аппарат опускают в воды Черного моря.

На тренировки отводится 3–4 дня. Кому то повезет и море будет спокойным. А кто-то будет выполнять все работы по программе при волнении моря в несколько баллов. Именно такая «удача» и выпала французским экипажам.

Экипажи должны были в тесном объеме возвращаемого аппарата снять полетные скафандры, переодеться в специальные гидрокостюмы «Форель» для нахождения в водной среде, и по четко отработанной программе, покинуть возвращаемый аппарат. Далее шли действия в воде. Подача сигналов, помощь друг другу и так далее до полной эвакуации на спасательное судно.

Как признался Кретьен, если бы не помощь командира экипажа Малышева, он вряд ли выдержал бы это испытание до конца. Он едва сдерживал состояние тошноты. Малышев уже проходил это испытание с другими экипажами и потому сумел не только правильно распределить свои силы, но и помогал товарищам делом и словом. Это была первая настоящая проверка человеческих качеств членов экипажа, крепости их характеров. По поведению людей в такой сложной обстановке можно было предполагать и как сложатся в принципе взаимоотношения в экипаже, можно ли будет в трудные минуты предстоящего полета надеяться на помощь коллег при любых обстоятельствах.

Похоже оба экипажа первый экзамен на прочность выдержали. К тому же, как отмечаю специалисты, и с русским языком у них стало все гораздо лучше.

В Центре подготовки космонавтов французы обучаются год, и у специалистов, работавших с ними, уже сложилось о каждом из них определенное впечатление.

Патрик Бодри на 8 лет моложе своего коллеги. Со дня прибытия он негласно считается первым номером. Бодри умен, живо схватывает новую информацию, оперативно реагирует на нее.

Его память как бездонный колодец, который не наполнен знаниями даже наполовину, и он торопится напихать туда всего побольше. Иногда это и бесполезная информация, иногда даже очень вредная для него. Но он пихает ее туда, и так же легко извлекает при необходимости. Его каналы связи чисты и не засорены, они гладкие, а не шерховатые. Информация проходит в обе стороны легко и непринужденно. Он не рассчитывает на долговременную память, не желает накапливать опыт, глубоко анализировать информацию. Это скучно для него. Это удел других.

Бодри самолюбив и цену, как он считает, себе знает. Он хочет приключений, острых ощущений. Считает, что у него неограниченные возможности, возможно даже редкие.

У него своя система обучения. Он сразу определяет: вот это мне надо, это может пригодиться, это полезно, это я использую. А вот это чушь. Балласт. Зря только время потеряю, делая над собой усилие, чтобы запоминать ненужную информацию. А вот эти сведения вообще хлам, забивающий мозги.

Для Бодри главный авторитет это он сам, его интерес, его симпатии, привычки, привязанности. Остальное как бы прилагается. Полезно для него – принимается. Вроде на его взгляд бесполезно, бесперспективно или непонятно – отвергается с самого начала. Порой без всякого анализа. Просто потому, что ему не нравится. И все!

В тоже время он нетерпелив, хотя внешне кажется спокойным. Остро реагирует на замечания в свой адрес, так как считает себя непогрешимым. К ошибкам других относится скептически. Уж он – то в подобной, вроде бы даже простой, ситуации, никогда не допустил бы подобной оплошности.

И в этом его слабость. Слабость не только как специалиста, но и как человека слишком самоуверенного. Такие, в действительно трудной ситуации, ведут себя непредсказуемо. Могу стать героями. Но могут оказаться и обыкновенными паникерами. Все зависит от обстоятельств, в которые ни попадают.

Жан Лу Кретьен старше Бодри. Он уже состоялся как профессиональный летчик и как человек. Потому не торопится. Наблюдает, анализирует информацию, сортирует ее. Лишнего брать не хочет. Но то, что уже попало к нему с пометкой «полезно», уже никогда не испарится из памяти.

Он не суетится, не торопится. Он работает. Основательно по хозяйски, спокойно, четко и уверенно.

Кретьен уважает чужой опыт, учиться на чужих ошибках, примеряя их к своим действиям в различных ситуациях. Всегда пытается найти выход из трудного положения, в котором побывали его коллеги или учителя, еще до того, как ему самому придется испытать на себе стрессовые условия работы.

Он умеет и слушать. Терпеливо, спокойно. Он всегда дает возможность человеку высказать свою мысль до конца. И потому во время лекций получал ответы, так и не задав свой вопрос. В тоже время, если он чего-то действительно не понял, то не стеснялся своего непонимания. Мог уточнить вопрос или ситуацию по несколько раз, пока не произносил: «Да. Теперь понял».

Уже известны и некоторые данные из биографий французских космонавтов.

Майор Патрик Бодри. Родился 6 марта 1946 года в городе Дуала (Объединенная Республика Камерун) . Долго жил в Африке. В 1970 году окончил военно-воздушную школу и затем служил во французских военно-воздушных силах. В 1978 году окончил школу летчиков-испытателей в Англии. Имеет диплом инженера. Испытывал самолет «Ягуар». Общий налет 3000часов.

Патрик женат. Его дочь Мелоди ходит в детский сад Звездного городка и говорит по-русски лучше своего отца. Он сам хороший спортсмен. Любит лыжи, езду на мотоцикле.

Подполковник Жан Лу Кретьен. Родился 20 августа 1938 года городе Ла-Рошель. В 1962 году окончил военно-воздушную школу, а в 1970 году школу летчиков-испытателей. Испытывал авиационную технику. Руководитель испытаний самолета «Мираж». Последние три года был заместителем командующего противовоздушной обороны южного района Франции. Общий налет 5000часов.

У Кретьена четверо сыновей – Жан-Батист 1961 года рождения, Оливье 1965 г. р., Эммануэль 1966 г. р., Франсуа 1974 г. рождения.

ОКТЯБРЬ.

НА ОРБИТЕ. Станция «Салют-6» продолжает летать.

НА ЗЕМЛЕ. Определены и начали подготовку экипажи первой основной экспедиции на станцию «Салют-7»: Березовой Анаталий Николаевич – Лебедев Валентин Витальевич (инструктор экипажа Коновалов) , Титов Владимир Георгиевич – Стрекалов Геннадий Михайлович (инструктор экипажа Жук Евгений Ильич) и Джанибеков Владимир Александрович-Александров Александр Павлович (Сухоруков Игорь Иванович) . Но тренажер для транспортного корабля по их программе полета пока не отлажен. Работают по программе экспедиции посещения. К тому же Джанибеков только начинает работу по программе корабля «Союз-Т».

Зудов с Андреевым прекратили подготовку к полетам.

Вопрос с экипажами для обеспечения полета женщины все еще решатся.

И только экипажи с французами начали тренировки по полной программе.

Первый экипаж: Малышев Юрий Васильевич – Иванченков Александр Сергеевич – Жан Лу Кретьен. Инструктор Васильев Валерий Иванович.

Второй экипаж: Кизим Леонид Денисович – Соловьев Владимир Алексеевич – Патрик Бодри. Инструктор Афонин Владимир Семенович.

Программы подготовки у обоих экипажей абсолютно одинаковы. Я больше знаком с Малышевым и Васильевым, поэтому попробую рассказать о подготовке французов на примере этого экипажа.

Но сначала несколько слов об инструкторе. Валера Васильев, как и Афонин, сибиряки. Вместе пришли в Центр подготовки космонавтов после Академии имени Жуковского. Два года самостоятельно изучали космический корабль «Союз-Т». Изучали по первичным документам конструкторов, консультировались, присутствовали на испытаниях, участвовали в управлении испытательных полетов этих кораблей.

И когда наступило время готовить космонавтов по этой машине, Центр уже имел в их лице вполне квалифицированных специалистов.

К первому полету на космическом корабле «Союз-Т2»» Малышева готовил именно Васильев. Итог полета показали, что подготовка была достаточной.

Первая тренировка 6 октября 1981 года. Отработка действий по упражнению номер один – предстартовый осмотр, выведение транспортного корабля на орбиту, тесты системы стыковки и системы управления движением, переход в бытовой отсек.

Вот краткий план-конспект на предварительную подготовку и проведение самой тренировки, составленный инструктором Васильевым. В принципе это общий план почти на каждую тренировку.

1. Остановка задачи и отработка: навыков контроля исходного состояния систем, взаимодействия между членами экипажа, навыков радиообмена, навыков работы с бортовой документацией, действий по контролю работы систем транспортного корабля.

2. Изучение программы тренировки.

3. Ознакомление экипажа с циклограммой тренировки.

4. Разъяснение вопросов, возникших у экипажа при работе с бортовой документацией.

5. Контроль степени усвоения экипажем разделов бортовой документации. Устный проигрыш с экипажем задания на тренировку.

6. Ознакомление экипажа с особыми условиями и фактическими идеями, отличающими тренировку от реального полета.

7. Ознакомление экипажа с оцениваемыми элементами полета.

Оцениваемыми элементами полета во время тренировки были: контроль состояния систем, ведение связи работа с бортовой документацией.

Программа тренировки предусматривала выполнение заданного упражнения в течение трех орбитальных витков по 90 минут каждый. Так же как и в реальном полете.

Экипаж садится в возвращаемый аппарат, и после команды «Пуск» начинается отсчет времени первого витка и оценка действий экипажа.

На первом витке экипаж проводит контроль состояния систем после выведения на орбиту, контроль герметичности люка СА – БО. Обязательный доклад в конце витка о проделанной работ в соответствии с графиком сеансов радиосвязи и соблюдением времени сеанса.

На втором витке экипаж проводит тестовые проверки систем стыковки и системы управления движением и переходит в бытовой отсек. Доклад о выполненных действиях обязателен.

На третьем витке экипаж снимает скафандры для просушки, подключает патроны очистки воздуха, сверяет время. Как всегда доклад.

В результате тренировки инструктор записал экипажу (не отдельному члену экипажа, а всем сразу) около 30 замечаний. Вот только некоторые из них.

– Ведение связи нечеткое. Не всегда отслеживается время сеанса связи (начало и конец) . Зафиксированны случаи одновременного выхода в эфир членов экипажа (не учитывают состояние нажатой или отжатой тангенты связи) .

– После выполнения команды остается нажатой клавиша выбора линеек.

– Нет уверенности в выполнении действий по эксплуатации некоторых систем.

– При отработке нештатных ситуаций, вводимых инструктором, действия экипажа не всегда согласовываются с бортовой документацией.

– Не выполнены требования по выполнению общих указаний по обеспечению наддува перед выполнением режимов.

– Повторно закрыл люк СА – БО. (Обнаружили разгерметизацию при наддуве бытового отсека после перехода) .

– Не начали сразу свои действия после выведения, а ждали подтверждения.

В целом для первой реальной тренировки все прошло нормально. Как сказал инструктор: «Ожидаемо. Дальше должно быть лучше».

НОЯБРЬ.

НА ОРБИТЕ. Станция «Салют-6» продолжает летать.

НА ЗЕМЛЕ. Советско-французские экипажи усиленно тренируются. К концу месяца они практически выпоили первый цикл обязательных тренировок. Результаты неплохие, если судить по двум зачетам, которые им пришлось сдавать. Очень хорошо работает Кретьен. Чувствуется его хорошая теоретическая подготовка и серьезный подход к осмыслению происходящих процессов. Хотя в первый период кое-что и смущало инструктора.

Первые тренировки Кретьен тихо сидел в своем кресле космонавта – исследователя и, казалось, все время дремал. Во всяком случае, его практически не было слышно.

Командир корабля и бортинженер делали, как обычно, поначалу много ошибок, налаживая взаимодействие при работе друг с другом. Каждый в отдельности был хорошим специалистом, но методы работы и характеры у них были, конечно, разные. Надо было находить общий подход к решению всех вопросов. Кретьен не мешал этому процессу. Он молчал и слушал, молчал и слушал.

Через несколько тренировок, освоив свои личные несложные обязанности по контролю показаний приборов, он стал более внимательно присматриваться к действиям своих коллег по экипажу.

Вскоре командир экипажа стал изредка слышать голос Кретьена уже и сверх запрограммированных для него функциональных обязанностей и действий.

Было это поначалу редко. Но никогда он не подавал голос раньше, чем наступал критический момент, после которого инструктор уже засчитал бы экипажу замечание за невыполненное действие или опоздание в его выполнении.

«Командир, – тихо подавал голос Кретьен, – пора выдавать команду на включение…Правильно?…». Он все-таки вроде бы еще и сомневался, давая понять командиру, что окончательно знание вопроса и принятие решение остается за ним. И командир экипажа взглядом, а иногда и словом, как позволяла обстановка, всегда благодарил Кретьена. Поощрял его на подобны действия.

К сдаче второго промежуточного зачета 30 ноября, экипаж уже так сработался, что и редких вмешательств Кретьена по отслеживанию программы действий экипажа не требовалось. Но и Кретьен уже хорошо освоился, стал гораздо лучше понимать смысл и порядок действий командира и бортинженера по выполнению некоторых операций по управлению транспортным кораблем. Чувствовалось, что еще немного и он попроси дат ему возможность самому поуправлять кораблем. Уровень его подготовки вырос значительно. Члены экипажа и инструктор были готовы к такой просьбе, и считали, что через месяц другой можно будет представить Кретьену такую возможность.


ДЕКАБРЬ.

НА ЗЕМЛЕ. У меня лично две новости. В Киеве окончательно принято решение об издании книги П. Р. Поповича «Испытания космосом и Землей» в моей литературной записи.

А на службе чуть не разругался с начальниками. Работы очень много и тут приходит в конце дня ко мне заместитель начальника отдела подполковник Серкин Е.М. и устраивает разнос: «Вы Лесников, сегодня абсолютно ничего не сделали и вообще не видно, чем вы вообще занимаетесь.» И я обиделся. Тут же сел и написал на его имя рапорт.

ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА

3 ОТДЕЛА.

РАПОРТ

Докладываю, что 2 декабря 1981 года мною проделана следующая работа лично:

1. Подготовлен ответ-письмо в НПО «Импульс» о потребности Центра в 1981–1990 годах в устройствах – восемь наименований. Вопрос согласован с тремя специалистами. Письмо сдано в печать.

2. Разбирался в происшествии незаконного изъятия ОЗУ «СМ1-4» в технологическом процессоре представителями предприятия…

3. Проверял техническую документацию БК УСО на базе ЭВМ «СМ1-4» № 225.

4. Решал с представителями предприятия вопрос подвода электропитания и заземления БК УСО.

5. Распаковывал модули УСО, прибывшие из города Черновцы.

6. Два часа проверял работоспособность технологического процессора контрольной задачей.

7. Изучал техническую документацию ПФК.

Если данный объем работы, по вашему выражению, является бездеятельностью, прошу ходатайствовать о моем переводе в другое подразделение, где ощущается нехватка людей.

Ведущий инженер-испытатель Лесников В. С.

Серкин взял рапорт, прочитал и тут же вернул: «Больно мы чувствительные. Работать надо. Это была проверка». Повернулся и ушел. На том все и закончилось. На следующее утро он улыбался, шутил, как-будто ничего и не было. Мне осталось только принять все, как есть.

Основные экипажи усиленно тренируются. Им осталось четыре месяца подготовки.

С полетом женщины вопросы все еще решаются. Но решаться. Американцы всерьез объявили о подготовке к полетам женщин-специалистов по операциям на орбите. Их не будут готовить как астронавтов по полной программе. Они не будут участвовать в управлении кораблем. Они будут работать только со своей технической аппаратурой как операторы. Поэтому требования к ним значительно снижены. При таком подходе количество женщин побывавших в космосе у американцев быстро и значительно вырастет. Мы должны не только не упустить им первенство в данном вопросе, но что-то сделать и более значительное. Что именно, по моему, пока не знает никто.

В процессе подготовки французов появилась серьезная проблема. Вернее не у них, а у нас. 16 декабря Юрия Малышева сняли с подготовки. Во время испытательного полета у него был сильный стресс из-за аварийного протекания процесса стыковки. А в начале декабря он на ногах перенес легко, вроде, заболевание гриппом, после которого Малышев прошел плановое углубленное медицинское обследование. В результате последовало отстранение от тренировок. Сам Малышев утверждает, что чувствует себя прекрасно. Потребовалось более углубленное обследование, но медики свой диагноз не сняли. Теперь с Кретьеном будет тренироваться другой командир экипажа. А это означат, что многое придется начинать сначала. Особенно вопросы сработанности экипажа. Тем более, что подготовленных по транспортному кораблю «Союз-Т» командиров экипажа нет.

Сложившаяся обстановка радует только Патрика Бодри, который считает, что его положение значительно укрепилось.

С 21 декабря по 9 января французы улетают домой на новогодние каникулы. Вроде собираются полетать и на самолетах. Чего им здесь так не хватало.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх