• Ах, Норвегия, Норвегия…
  • Конец Дании: «ограбление банка»
  • «Троянский конь» — Видкун Квислинг
  • Фантастика среди норвежских скал
  • Паника в Осло
  • В лапах Ужаса
  • Управление кризисами (норвежский вариант)
  • Глава 5. Скандинавский блиц-триллер (1940-Й)


    Ах, Норвегия, Норвегия…


    Без Норвегии немцы воевать дальше не могли. Контроль над Норвегией — это поставки жизненно важной для немцев железной и руды (11 миллионов тонн в год!). Норвегия — это выгодные базы для подводных лодок и надводных рейдеров, которые получают прямой выход в северную Атлантику. В Норвегии можно разместить авиационные базы, грозя ударами главным гаваням британцев и их городам.

    Нацисты прекрасно отдавали себе отчет в значении Норвегии для своих успехов. Держали руку на пульсе событий в этой скандинавской стране. С конца 1939 года абвер развернул в крупнейших норвежских портах (Осло, Бергене, Ставангере) сеть своих агентов-радистов. Сидели они в гаванях соседних Дании и Швеции — в Кристиансунне, Гётеборге и Скагене. Они регулярно следили за движением морских конвоев в Англию, давая работу морской авиации Геринга.

    Если бы англичане и французы не топтались на месте, они, заняв Норвегию, ставили Гитлера на колени. Война кончилась бы уже в начале 1940 года.

    Это понимал и Гитлер. А потому и отдал приказ о подготовке молниеносного захвата Норвегии. Но как? С классической точки зрения это представлялось чистым безумием. Чем перебрасывать немецкий десант в Норвегию? Морем — иначе никак. Есть, конечно, воздушнодесантные части — но они будут уничтожены, если к ним на помощь не подоспеют «тяжелые» сухопутные части. Значит, волочь пехотные и горнострелковые части придется морем, на котором полностью господствуют англичане и французы. Итак, к весне 1940 года у немцев — всего два корабля линейного класса, а англо-французов — шесть! У Гитлера — ни одного авианосца, у его противников — целых три. Тяжелых крейсеров поровну: 3 и 3. Зато в легких крейсерах союзники обладают подавляющим превосходством: 19 кораблей против трех немецких. На 14 немецких эскадренных миноносцев — 29 англо-французских.

    Если посмотреть на карту, то можно увидеть: Англия, Норвегия и Франция — это совсем рядом. От главной базы британского флота до берегов Норвегии по прямой — 450 километров. Чтобы занять порт Нарвик, через который идет железная руда (крайний северо-восток Норвегии), немцам придется тащиться морем вдоль длинного побережья Скандинавии, в любом случае проходя траверз Британских островов. Англичане даже в одиночку могут десять раз перехватить караваны немецких кораблей и судов с войсками, отправив их на дно. Ударами и флота, и авиации! А если еще и французы подсуетятся — то вообще полный капут выходит. А тут еще Дания не захвачена, Гитлером — и есть угроза прорыва союзнических сил в Балтику. Более того: если немцы и успеют высадиться в Норвегии, то же самое смогут сделать и англо-французы. Тогда в этой северной стране со сложным горным рельефом начнется затяжная война. Союзники легко перережут коммуникации немцев по морю — и тогда Гитлера ждет полный крах. Норвегия — это не Польша, туда Гудериана с сотнями танков не перебросишь.

    Но 1 марта 1940 года фюрер отдает решительный приказ о подготовке к захвату Норвегии и Дании. Он опять-таки уверен: если это удастся — то Запад признает его победу и пойдет с ним на соглашение.

    «В немецких штабах хорошо представляли себе всю степень риска. Адмирал Редер 9 марта 1940 года говорил: «Я просто обязан раскрыть характер этой морской операции. Предприятие это противоречит всем теориям морских битв, согласно которым главным условием успеха является господство на море, чего у нас нет»…» (Януш Одземковский. «Нарвик» — Москва, АСТ, 2003 г., с. 15).

    Но Гитлер пошел с других козырей. Нет господства на море? Применим воздушные десанты, транспортные самолеты, спецназ, психологические удары и «пятую колонну» в Норвегии. Отправим войска морем — но одновременно задействуем всю мощь молодых Люфтваффе. На пятьсот самолетов союзников сосредоточим 1300 немецких! Завоюем господство в воздухе! Когда нужно, перебросим подкрепления и снаряжение по небу. А главное — будем рассчитывать, что нерешительный и лишенный пылкой фантазии противник просто опешит от безумных действий Германии.

    Норвежцы? Гитлер почти не принимал их в расчет. Норвегия к 1940 году вообще стояла особняком среди всех европейских стран. Дух воинственных викингов давным-давно выветрился из граждан этой страны, которая давно забыла, когда в последний раз воевала. Норвежцы к 1940 году оказались намертво заражены пацифизмом. И это делает норвежский пример особенно ценным для нас, современных русских.

    По своему психологическому складу норвежцы 1930-х годов ближе всего стоят к современным западникам. Конечно, они тогда еще не протыкали ушей всякими «пирсингами», не запускали в страну массу азиатов, не млели от негров, не строили массой клубов для садомазохистов и гомосексуалистов, и вообще по нынешним меркам выглядят чуть ли не фундаменталистами. Однако воевать эта нация и защищать свою страну эта публика уже тогда не желала. В общем, изучаешь перипетии норвежской кампании — и прямо-таки видишь в тогдашних скандинавах нынешних эстонцев, голландцев, англичан или французов. Вот почему эта операция нам особенно интересна.

    К 1940 году норвежцы сохраняли нейтралитет, продолжая бойко торговать с Гитлером и снабжая его железом. Чихать хотели они на страдания других народов, покоряемых нацистами. Пребывая в полной уверенности в том, что от всякого вторжения их защитит британский флот, они, тем не менее, продолжали снабжать врага Британии — Гитлера. У власти стояли, как и в нынешнем Евросоюзе, «розовые» — социал-демократы, убежденные миролюбцы и поборники «прав человека». Армия Норвегии была слабенькой и опереточной (6 дивизий): чтобы не перетруждать людей, их призывали на службу всего на 48 дней. Летом в этой армии было 8 тысяч душ, зимой — 3 тысячи. Социал-демократы гордились слабостью норвежской армии, мол, это — лучшая гарантия от того, что страна никого не спровоцирует на агрессию.

    В общем, полная картина не людей, а тупых овощей. Как ни медлительны были Лондон и Париж, но все же и они в начале 1939 года поняли, что нужно отрезать Гитлера от норвежской руды. Самым разумным решением было бы загодя высадить англо-французские части в Осло и норвежских портах — но скованные законностью и всякими условностями, демократы из Франции и Англии на это решиться не смогли. Придумали другое: заблокировать гавани Норвегии минами. Но тут встали на дыбы норвежцы. Они, понимаешь ли, рассчитывали на помощь англичан — но при этом хотели по-прежнему грести деньги на поставках железа врагу англичан. И как только в начале апреля 1940 года британцы стали ставить минные заграждения, норвежский парламент незамедлительно высказал протест против такого вмешательства во внутренние дела страны. Более того, некоторое «овощи» даже заговорили о том, чтобы попросить защиты от англичан… у Гитлера.

    В будущем норвежцы покажут себя трусоватыми и скупыми. Даже тогда, когда началось вторжение немцев на их родину, они сражались нестойко, расходились по домам, а норвежские лоцманы отказывались помогать британскому флоту.

    Итак, прочь колебания! И Норвегия, и Дания должны оказаться под контролем новой Германии! 27 января новым руководителем военной организации абвера в Норвегии назначается майор Прук, официально — дипломат. Он оперативно налаживает поставку важных сведений из Осло в Берлин. 1 апреля шеф абвера Канарис проводит секретный инструктаж сотрудников — в связи с проведением операции «Везерюбунг» — «учения на Везере».

    И вот в такой обстановке немцы 9 апреля начали отчаянно смелую операцию по одновременному захвату Дании и Норвегии. Они пустили в ход Новое Оружие — стремительное и непредсказуемо-неожиданное для их противников.


    Конец Дании: «ограбление банка»


    С Данией Гитлер покончил всего за день, получив полный контроль над проходами в Балтийское море с Запада. Все было сделано в изумительном стиле. Когда изучаешь его, на ум почему-то приходит голливудский блокбастер об удачном ограблении крупного банка.

    Итак, ранним утром 9 апреля 1940 года копенгагенцы проснулись от того, что над крышами их домов с ревом носились немецкие самолеты. Выбежав на улицы, датчане узрели на главных перекрестках солдат в незнакомой форме.

    В девять утра государственная радиостанция в Дании передала сообщение немецкого командующего генерала фон Каупиша — все, господа, страна занята нами, чтобы предупредить вторжение англичан. Так что сохраняйте спокойствие, подчиняйтесь нам и занимайтесь обычными делами. Следом диктор зачитал обращение короля Христиана.

    Страна оказалась занятой всего за час. Немцы шутя растоптали пакт о ненападении, и их войска, как по волшебству, оказались в ключевых точках страны ранним утром 9 апреля.

    Как? Поползли дикие слухи. Лондонская «Таймс» 11 апреля 1940 года сообщала о том, что немцы скрывались в трюмах морских судов, вошедших в порт Копенгагена накануне, что немцы спрятались в железнодорожном пароме, курсирующем между Данией и Германией. Жившие в Копенгагене немцы с удовольствием служили проводниками частей Гитлера, показывая им кратчайшие пути к датским министерствам, радио, почте, телеграфу, узлам управления железными дорогами. Опять заговорили о страшной, вездесущей и всемогущей «пятой колонне» Гитлера.

    Как выяснилось впоследствии, немцы рассматривали оккупацию Дании как часть Норвежской операции. Чтобы полностью сломить волю датчан к сопротивлению, сразу же планировались полеты бомбардировщиков Люфтваффе над Копенгагеном. Бомбы они намеревались метать лишь тогда, когда одной демонстрации оказалось бы недостаточно. Но ее вполне хватило, чтобы у датских обывателей затряслись поджилки. Страх перед немецкой страшной авиацией парализовал их. Угроза воздушного террора сработала великолепно.

    Немцы с конца февраля по конец марта 1940 года провели тщательную разведывательную работу, раскинув в стране сеть агентуры. Другие агенты из Германии выезжали в Данию якобы в деловые вояжи и почти сразу же возвращались обратно.

    Когда в 4 часа утра 9 апреля немецкие части начали вторжение, впереди них уже действовало небольшой отряд спецназа. Он просочился через границу еще накануне, в ночь на 8 апреля, чтобы предотвратить взрыв важных мостов. Но оказалось, что беспечные датчане их минировать даже не думали. Успешно дебютировали головорезы из «Бранденбурга» — его взвод, переодетый в форму датских солдат, захватил мост через пролив Бельт. «Бранденбуржцы» вместе с людьми из военной организации абвера «Норвегия» оперативно взяли стратегические объекты в приграничной полосе. Немецкие сухопутные войска молниеносно рванули через южную границу Дании, вступая в провинцию Северный Шлезвиг, где жили тридцать тысяч немцев. К концу 1938 года датские немцы входили в многочисленные культурные и экономические общества, которыми управляла центральная организация немецкого национального меньшинства («Дойче Фольксгруппе»). Политически ее контролировала нацистская партия (НСДАП Нордшлезвиг), в составе которой насчитывалось две тысячи «партайгеноссен». Как выяснилось уже после войны, немецкая разведка имела агентов в среде местных партийцев и организаций германского национального меньшинства, но сам руководитель «НСДАП Нордшлезвиг» Меллер об этом не знал. Ему никто не сообщал и о дате вторжения: В Берлине тайну блюли, словно зеницу ока. Однако датских нацистов и не надо было посвящать в секрет вторжения: они и так оказались готовыми к нему. В первый же день датские немцы кинулись встречать вторгшиеся германские части, а некоторые даже вышли на улицы с оружием в руках. Другие подбирали брошенное бегущими датчанами вооружение, регулировали движение на дорогах и даже конвоировали пленных. (Л. де Йонг, указ. соч., с. 255-258).

    Нападение застало Данию врасплох. Например, город Эсбьерг на западном побережье Ютландского полуострова немцы захватили без всякого сопротивления, с помощью экипажей нескольких кораблей, зашедших в порт. Мост через пролив Малый Бельт тоже достался целым и невредимым немецкому батальону, высадившемуся рано утром. Аэродромы Ольборг-Восточный и Ольборг-Восточный гитлеровцы взяли воздушными десантами, вмиг сделав своими базами для действий против Норвегии. Примечательно, что для этого понадобился один-единственный взвод парашютистов!

    Если бы датчане 1940 года оказались бы начеку, да еще обладали волей, то могли бы устроить немцам тьму-тьмущую проблем. Ведь основная часть Дании — это полуостров Ютландия, «земля ютов». Сама же столица, Копенгаген, находится на острове Зеландия, к востоку от «земли ютов». Между Ютландией и Зеландией — большой остров Фюн. С Ютландии на него можно попасть через мост, а уж с Фюна на Зеландию — паромной переправой между Нюборгом (Фюн) и Корсером (Зеландия). С юга же к Зеландии примыкают четыре острова: Мен, Фальстер, Лолонн и Лангеланн. На Фальстер с Зеландии переброшен трехкилометровый мост, посередине опиравшийся на островок Маснеде. В общем, взорви мосты и удержи паромы — и немцам пришлось бы несладко.

    Но датчане этого сделать не смогли. Например, Нюборг фрицы взяли на рассвете 9 апреля отрядом из двух офицеров, 18 старшин и 140 рядовых матросов, прибывших в порт на двух тральщиках и одном эсминце. Причем они просто подошли к пристани и подали швартовый конец полусонному вахтенному матросу с датского военного корабля. Он даже не подозревал, что подошедший к пирсу эсминец — это немецкий корабль. Немцы, высыпав из кораблей, быстренько направились в спящий городок, прихватив по пути датского железнодорожника — чтобы дорогу показал. Так они овладели западным пунктом паромной переправы между Фюном и Зеландией. Восточный же конец в Корсере они взяли двумя транспортами с немецкими войсками. Когда пароходы с десантом вошли в порт, там горели маяки, а в городе — уличные фонари. Накануне датский гарнизон Корсера провел успешное учение на тему «Отражение вражеского десанта» — и к моменту настоящего вторжения мирно дрых в казармах.

    Паромный маршрут между островом Фальстер и Германией гитлеровцы взяли, оккупировав городок Гесер на Фальстере. Поздно вечером 8 апреля агенты абвера арестовали команду и таможенников датского парома, выходившего из немецкого Варнемюнде в Гесер. Несколько часов спустя группа абвера (4 солдата и майор Клюг), шедшая на рыбацком боте, высадилась на Фальстер с моря и перерезала телефонную линию между Гесером и остальной Данией. Тут же в Гесер втянулись два немецких парома, обычно курсировавшие между Данией и Германией. Датчане их приняли — и увидели сходящих на берег солдат Гитлера — 3-й батальон 305-го пехотного полка под командованием полковника Бука. Из чрев паромов выехали военные грузовики — и немцы на них помчались на север острова, брать Сторстрем — громадный мост между Фальстером и Зеландией (и маленьким островком Саснеде на полпути). Они ехали к южному окончанию моста.

    А что же на северном его окончании, упиравшемся в город Вордингборг? В 6.15 утра на крохотном островке Маснеде в проливе между Фальстером и Зеландией опустились на парашютах два взвода под командованием гауптмана Герике. Датчане их даже не заметили. Немцы, опустившись у железнодорожной насыпи, даже не стали распаковывать контейнеры с оружием (тогда автоматы, пулеметы и более тяжелое оружие сбрасывали отдельно от людей, а парашютисты приземлялись лишь с ножами и пистолетами). С пистолетами в руках немецкие десантники лихо кинулись к бетонированным куполам форта, защищавшего мост. Обезоружив испуганного часового, который даже выстрела в воздух не дал, люди Герике ворвались в форт. (Каюс Беккер. «Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров» — Смоленск, «Русич», 2004 г., с. 122-123).

    Обезоружив гарнизон форта, Герике велел половине своих людей взять солдатские велосипеды датчан и катить по мосту на север — брать Вордингборг. Но как только парашютисты на велосипедах появились на мосту, как увидели, что с юга по нему едут немецкие пехотинцы. То были бойцы полковника Бука, который что есть духу гнали по мосту на Вординборг. Присоединившись к пехотинцам, немецкие парашютисты ворвались в еще толком не проснувшийся город. Вся операция по установлению контроля над трассой между Гесером и Вордингборгом заняла около часа.

    А захват самого Копенгагена? Это же цирк! Нужно было занять ключевые точки датской столицы очень быстро, в зародыше подавив всякую мысль о сопротивлении. Для этого гитлеровцы решили ввести в порт Копенгагена пассажирское судно «Ганзештадт Данциг» с батальоном солдат на борту и с ходу захватить городскую цитадель, господствующую над гаванью, дабы мигом превратить ее в командный пункт для действий десанта, заодно захватив и городскую радиостанцию — не только для того, чтобы держать связь с Берлином и войсками, но и для психологического подавления датчан.

    Как видите, немцы собрались взять большой город всего одним батальоном — так же, как и генерал Грачев похвалялся занять Грозный в декабре 1994-го. Но, в отличие от «россиянца» Грачева, немцы перед этим все продумали и тщательно подготовились к операции. Во-первых, они не кричали об этом заранее, как Грачев и не волоклись к столице несколько дней, как ельцинская армия в Чечне поздней осенью 1994-го. Они решили ворваться в Копенгаген неожиданно. А, во-вторых, они не поленились провести тщательную разведку. Но ее данных оказалось недостаточно. Немцы к началу апреля 1940 года не знали точно положения в районе порта и цитадели. Россиянских генералов-дебилов подобный недостаток сведений перед грозненской операцией не остановил. А вот командир немецкого батальона майор Глейн решил провести разведку сам. 4 апреля он, переодевшись в обычного штатского туриста, сел на рейсовый самолет авиакомпании «Люфтганза» и в девять вечера прилетел в Копенгаген.

    «…В тот же вечер Глейн тщательно осмотрел пристань и подходы к ней. Какой-то полицейский заинтересовался им и спросил, что он делает в порту. Майор ответил, что заблудился. Его проводили до ближайшей остановки автобуса. Как только полицейский удалился, Глейн снова вернулся в порт, чтобы получше изучить дорогу. В гостиницу он явился в половине второго ночи. В 8 часов утра Глейн снова оказался в порту. Затем он прошел в цитадель, миновав охрану. Вот как он описывал свои похождения:

    «Чтобы не возбуждать подозрений, я сначала направился в сторону церкви. Подойдя туда, я убедился, что она заперта. Проходивший мимо датский сержант спросил меня, не собираюсь ли я осмотреть церковь. Когда я ответил утвердительно, он сказал, что она открывается только по воскресеньям. Завязав разговор, я попросил сержанта показать мне еще какие-нибудь реликвии в этой старинной цитадели и рассказать о них. Тот любезно согласился. Для начала он предложил зайти в войсковую лавку. Там за кружкой пива сержант рассказал мне кое-что о крепости, ее гарнизоне и значении. После того, как мы выпили еще несколько кружек пива, он показал мне помещения командного состава, здания военных учреждений, телефонную станцию, расположение караульных постов и старинных ворот у северного и южного входов. Осмотрев все то, что представляло для меня интерес, я распростился с сержантом».

    После полудня 5 апреля майор Глейн вылетел обратно в Берлин…» (Л. де Йонг, указ. соч., с. 261-262).

    Вот так работали немцы, читатели. А наши дуболомы даже не смогли заслать в Грозный 1994-го даже разведку под видом теле- и прочих журналистов, якобы сочувствующих делу «великой Ичкерии».

    Но Глейн был не единственным, кто совершил доразведку цели. 7 апреля в Копенгаген прилетел «культурный атташе немецкого посольства» — генерал-майор Химер, начальник штаба генерала Каупиша, командующего немецким вторжением в Данию. 8 апреля Химер вместе с военно-воздушным атташе немецкого посольства подполковником Петерсеном побывал в гавани и смог вызнать, что два корабля вот-вот уйдут в море от портовых стенок, а потому немцам будет куда причалить. Химер определил место десанта — пирс Лангелиние. И тут же стал ломать голову: ведь с этого причала надо переправить тяжелую армейскую радиостанцию в цитадель. С пассажирского судна быстро грузовик ведь не выгрузишь. А скорость операции решала в данном случае все.

    Химер вызвал к себе немца, жившего в Копенгагене — отставного офицера Циммермана. Мол, товарищ Циммерман, завтра в четыре утра в порт придет немецкое судно, с которого надо принять несколько увесистых ящичков. Надо бы ждать груза на грузовике — и пулей потом доставить эти ящики по указанному адресу. Не найдется ли у вас, господин Циммерман, четырех надежных членов нацистской партии тут, в Копенгагене. Отставник с гордостью кивнул. А как же! Найдутся надежные ребята! Тогда Химер дал следующие инструкции: после принятия груза один человек должен побежать к расположенным недалеко артиллерийским казармам датчан и поглядеть, не подняли ли там тревогу. Если подняли, то пусть посланец позвонит атташе Петерсену. Грузовик же немедленно должен ехать по указанному адресу. Если по пути его попытается остановить полицейский патруль, то последний следовало уничтожить.

    Циммерман нашел надежных людей, связавшись с лидером датских нацистов Шефером. Успокоенный начштаба Химер отправился в посольство. Один из четверых товарищей Циммермана работал шофером в немецкой фирме. Без всякого спросу он пригнал оттуда грузовичок и в условленное время прибыл в порт. Циммерман и его помощники не спрашивали, зачем их об этом попросили — но догадывались. Они вздохнули с облегчением, когда увидели, как в 4.20 утра к причалу подошел немецкий пароход, с которого на пирс стали соскакивать вооруженные люди.

    Да, то был пароход «Данциг». Он внаглую, без всякого прикрытия и разрешения, вошел в гавань. Впереди него шел ледокол «Штеттин». Вход в порт прикрывал датский форт. С него незнакомый корабль осветили прожектором и даже собирались дать предупредительный выстрел, но из-за каких-то неполадок не смогли зарядить орудия.

    Пять минут спустя после причаливания «Данцига» немцы захватили таможню и полицейский участок. Они бросились к северным воротам городской цитадели. Заперты! Немцы их взорвали. Южные ворота вообще стояли открытыми. Гитлеровцы ворвались в старую крепость сразу по двум входам, уничтожили караулы и овладели телефонной станцией. Ошеломленный гарнизон согнали в подвалы форта и там заперли. Скоро сюда же угодили начальник Генштаба и министр внутренних дел Дании, которых немцы схватили где-то на улице. Единственное, что смогли сделать датчане — так только организовать слабую контратаку силами охраны королевского дворца Амалиенборг, но немцы без труда отбили это поползновение «комнатных солдат».

    К тому времени Циммерман и его товарищи привезли в цитадель радиостанцию. Генерал Химер позвонил по телефону в свой штаб в Германии и приказал послать в небо Копенгагена эскадрилью бомбардировщиков — чтобы покружили над городом и подавили на психику датского правительства. Что и было сделано. Страх оказался сильнее бомб. В 6.30 утра правительство Датского королевства капитулировало.

    Немецкие специалисты, прибывшие вместе с десантом на «Данциге», заняли почтамт и радиостанции. Спецпропагандисты вошли в типографии, редакции газет и офисы информационных агентств. Группа контрразведчиков, прибывших тем же пароходом, принялась арестовывать английских и французских шпионов.

    Вот так, всего за несколько часов, ценой всего 20 убитых немцев, «Страна данов» потеряла свою независимость и превратилась в часть империи Гитлера. До самого падения Третьего рейха в мае 1945-го датчане исправно подчинялись немецким завоевателям и снабжали их продовольствием.

    Падение Дании было столь молниеносным, что породило множество слухов и мифов о поголовном участии датских немцев в грандиозной спецоперации, о том, что немецкие войска заранее, словно в брюхе троянского коня, проникли в датские порты в трюмах гражданских судов. Однако на самом-то деле ничего подобного не было. Да и всех нацистов в Дании на тот момент насчитывалось 120 человек.

    Но дело снова было сделано: сознание Запада подверглось мощнейшему удару. Страшная легенда о всемогуществе немцев покатилась впереди их наступающих частей. И это было тем более важным, что с 9 апреля разворачивались потрясающие события по соседству с Данией — в Норвегии.


    «Троянский конь» — Видкун Квислинг


    Перед вторжением в Норвегию Гитлер заимел в ней своего «троянского коня» — верного себе властолюбца, готового лечь под немцев ради обретения власти над страной. Честолюбца и мерзавца, обладающего своей сетью сторонников и боевиков. То был Видкун Квислинг.

    Гитлер еще раз на практике доказал жизненность своих планов по захвату целых стран изнутри. Он уже использовал «троянских коней» — и Зейсса-Инкварта с целой оравой австрийских нацистов, и Генлейна в Судетах, и Тисо в Словакии. В 1941-м, обрушивая Югославию, он разыграет карту хорватских национал-сепаратистов во главе с Анте Павеличем (которые резали сербов почище немцев), равно как и албанских сторонников отделения от Югославии. Он попытается в войне с нами использовать и чеченских наци, и вообще северокавказских сепаратистов, и западноукраинских «самостийников». Правда, здесь он столкнется с железной рукой Сталина, которая поломает эти планы твердо и беспощадно (Сталин — это вам не чета европейским размазням). А в Норвегии 1940 года пособником Гитлера стал Квислинг. И очень интересно проследить, как его использовали.

    Если говорить вкратце, то немцы держали Квислинга наготове, подкармливали средствами его партию — но не посвящали его в подробности и даже сроки предстоящей операции. Однако в решающий час Квислинг на сто процентов воспользовался моментом, провозгласив себя главой прогитлеровского правительства.

    А дело обстояло вот как. Еще в 1930 году Квислинг, будучи министром обороны Норвегии, с огромной симпатией относился к нацистам, еще не успевшим взять власть в Германии. Уже тогда он шел на контакт с гитлеровцами. В 1933-м Квислинг создал партию норвежских нацистов «Насьонал Самлинг». Именно тогда завязываются его прочные отношения — но не с немецкой разведкой, а с главным идеологом Гитлера, Альфредом Розенбергом. Именно последний всячески доказывал Гитлеру огромное военно-стратегическое значение Норвегии. В 1939-м Квислинг, приехав в Берлин, предупредил о том, что Британия в случае чего оккупирует его страну, а значит — нужно помочь ему, Квислингу, захватить власть в Норвегии. Однако высшие военные чины в ВМФ и ВВС не приняли его смелый план. Связь по-прежнему осуществлялась через Розенберга. Благодаря последнему открылся специальный учебный центр для квислинговцев.

    С началом русско-финской войны Квислинг снова вышел с предложением: подготовить его боевиков в Германии, и затем скрытно перебросить их в Осло. Там они молниеносно захватят все ключевые пункты, Квислинг объявит себя главой правительства и тотчас же попросит помощи у Германии. В общем, все случится так быстро, что ни в Париже, ни в Лондоне не успеют отреагировать. Однако этот план снова не нашел поддержки у военных, хотя Гитлер и решил использовать настойчивого Квислинга. Чтобы держать его в сфере своего влияния, немцы ассигновали ему сто тысяч марок на партийную работу — в феврале 1940 года.

    Судя по всему, к началу немецкого вторжения норвежскому фюреру удалось отобрать группу боевиков и держать ее в высокой степени готовности. 4 апреля 1940 года, когда корабли немцев уже шли к берегам Норвегии, он встретился в Копенгагене с полковником Пикенброком из немецкой разведки, дав ему некоторые ценные сведения о численности норвежских войск, расположении аэродромов и сроках подъема по тревоге истребителей. Однако, как выяснилось потом, Квислинг дал неверные сведения о расположении береговых батарей в районе Нарвика. Получилось очень интересно: Квислинг был «сюрпризом». И он не знал, когда произойдет нападение Германии на Норвегию, и его не знали немецкие командиры сил вторжения. Что, впрочем, совершенно не повредило делу…


    Фантастика среди норвежских скал


    9 апреля 1940 года — это и начало вторжения в Норвегию. Совершенно фантастической операции.

    Немцы пошли на Норвегию с моря, под самым носом у британского флота. Но перед этим они нанесли сильнейший удар по психике норвежских руководителей. Не имея Интернета и спутникового телевидения, они все же показали норвежцам фильм «Крещение огнем». Вечером 5.04.1940 г. полномочный представитель Германии в Осло Курт Брейер пригласил членов норвежского правительства и дипломатический корпус на «культурное мероприятие» — просмотр ленты. В глубоком потрясении почтенные господа взирали на картины жестоких бомбежек Варшавы, на пылающие и рушащиеся здания. В конце картины на экране появились титры: «За все это поляки должны благодарить своих английских и французских друзей». Это был недвусмысленный намек норвежцам: дескать, не вздумайте рассчитывать на помощь Лондона и Парижа.

    Первый и очень сильный удар по сознанию жертвы немцы нанесли. А пока элита Норвегии с замиранием сердец смотрела кино, немцы начали операцию.

    Немцы совершили безумно смелый шаг: сформировали шесть десантно-боевых группировок своих морских сил. Итак, на Нарвик пошла флотилия из десяти эсминцев с двумя тысячами горных стрелков генерала Дитля. Эсминцы Гитлер выбрал из-за их скорости: нужно было как можно стремительнее проскочить в самый дальний угол страны, ускользнув от британских ВМС и ВВС. 8 апреля в порт Нарвика вошел танкер «Ян Веллем», битком набитый не только топливом для эсминцев, но и провиантом. Он же затем подаст сигналы светом и по радио, наводя свои эсминцы в гавань.

    Вторую группу (тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца и три миноносца) с 1700 штыками на борту Гитлер отправил на Тронхейм.

    Третья флотилия из легких крейсеров «Кельн» и «Кенигсберг», нескольких эсминцев, сторожевиков и транспорта нацелилась на Берген.

    Четвертая группа (легкий крейсер «Карлсруэ», три тральщика, семь сторожевиков и пять транспортов) с 1100 солдат рванула к самой южной точке Норвегии, к Кристиансанну и Арендалю.

    Пятая флотилия была самой сильной. В нее вошли «карманный линкор» «Лютцов», тяжелый крейсер «Блюхер», легкий крейсер «Эмден», три миноносца, восемь тральщиков, два вспомогательных судна, два танкера и пять транспортов. Они везли на борту 2 тысячи солдат и несколько стен чиновников с гестаповцами.

    Шестая флотилия состояла всего-навсего из четырех тральщиков с батальоном солдат. Она шла для блокирования Эгерсунна.

    В общем, поймай англичане эти группы — и они без труда отправили бы их в гости к рыбам. Но Гитлер придумал отвлекающий маневр: он отправил в море «карманные линкоры» «Шарнхорст» и «Гнейзенау», имитируя их порыв в Северную Атлантику. Так, чтобы в Лондоне подумали, будто немцы собрались выйти на крейсерские операции — для того, чтобы топить идущие в Англию торговые суда.

    В дополнение к морским десантам немцы выбросили и воздушные: на аэродромы близ Осло, на Берген и Ставангер. Часть войск немцы новаторски перебросили транспортной авиацией: в распоряжении их было 550 трехмоторных «летающих троллейбусов» Ю-52 и 20 четырехдвигательных Ю-90. Самым же главным был 5-й воздушный флот с шестьюстами боевыми самолетами. 3 апреля 1940 года немецкие корабли вышли в море из Вильгельмсхафена и Гамбурга. 6 апреля из Штеттина выходят еще 15 транспортов с войсками. Эсминцы с десантом на Нарвик отчаливают из Вильгельмсхафена в ночь с 6 на 7 апреля.

    И тут, читатель, мы видим, как смелость и решительность Гитлера начинают «гнуть» реальность под себя. Храбрым сопутствует удача — это закон молниеносной войны. Только если ты применяешь действительно Новое Оружие, действуя так, что ставишь противника в тупик. Твои действия — заранее четко распланированные — должны лишить врага возможности быстро среагировать. Так, чтобы все его планы, рассчитанные на привычные действия, вмиг оказались бесполезной бумагой. Так, чтобы он даже поверить не мог в то, что видит.

    Ведь англичане знали о грядущей высадке немцев в Норвегии. Когда 3 апреля 1940 года ярый противник Гитлера, начальник отдела «Зет» абвера полковник Остер сообщает о готовящейся высадке корпуса генерала Фалькенхорста в Норвегии голландскому военному атташе Сасу, тот изумлен до глубины души.


    «… — Норвегия? — Сас сражен. — Отчего же Норвегия, что же нужно там немцам?

    Гитлер хватается за любой проект. Чем фантастичнее, тем лучше, — отвечает Остер.

    Сас все еще не может опомниться:

    — Если бы ты сказал «Голландия» — я бы сразу в это поверил. Но Норвегия?..

    — Для нас это не так маловажно, как ты думаешь. Мы зависим от шведской руды, которая идет через Нарвик. К тому же Редер хочет использовать норвежские порты в качестве баз для подводных лодок.

    Сас продолжает качать головой.

    — Но как же, скажите, ради Бога, они предполагают захватить Норвегию? Ведь германский флот так малочислен…

    — Для безумца все возможно, — отвечает Остер. — Правда, при этом ему следует отдать должное, ведь не исключена возможность английской высадки в Северной Скандинавии. Но где же тогда ему брать руду, если Нарвик займут союзники?

    Голландский атташе теперь понимает. Какое-то мгновение этот план Гитлера кажется ему ничем иным, как плодом больного воображения. Кроме того, он знает полковника слишком хорошо. Информация Остера всегда была надежной...

    — А что говорит германский Генштаб по поводу этого намерения?

    — Там считают, что переброска морем крупных соединений невозможна. Тогда ефрейтор, недолго думая, просто-напросто взял и устранил генштаб. Браухич уже мобилизовал шесть дивизий. Разработка операции поручена Кейтелю и Йодлю. Тебе в последние дни ничего не бросилось в глаза на улицах Берлина?

    …Кругом появилось множество солдат с эмблемами эдельвейсов на кепи.

    — Ах, да, это горнострелковые войска. Теперь я понимаю. Это горные стрелки для Норвегии.

    — Ефрейтор еще вызвал Фалькенхорста, который в 1918 году принимал участие в финской кампании, и расспрашивал его об условиях ведения войны на севере.

    — Когда начнется нападение?

    — Точно 9 апреля, — отвечает Остер. — Операция называется «Везерюбунг»…

    На другой день Сас разговаривал с датским военно-морским атташе Кьолзеном и советником дипломатической миссии Стангом, которые были очень недоверчивы: ведь Германия неспособна провести столь крупную операцию по переброске войск через море.

    …О сообщении Остера относительно наступления на Западе существует подробный голландский протокол. Из него следует, что Остер сообщал обо всех датах германских наступлений…

    Когда Канарис в разговоре с датским посланником в Берлине, камергером Херлуфом Цале, подтвердил, что Гитлер намеревается начать акцию на севере, тот стал чрезвычайно внимательным. Цале тотчас передал это сообщение своему правительству, а Копенгаген, в свою очередь, поделился информацией с англичанами…»

    ((Карл Бартц. «Трагедия абвера» — Москва, «Центрполиграф», 2002 г., стр. 53-55).)

    Получив информацию, Лондон в нее не поверил. (Ценнейший опыт: если ты нарушаешь все представления врага о твоих действиях, то он не верит даже своей разведке. В наши дни это тоже срабатывает.) Вот и англичане отказались верить фактам. Главные их морские силы продолжают стоять в базах — хотя уже 7 апреля воздушная разведка доложила о выходе в море военных кораблей и транспортных судов немцев. Вслед за этим поступает информация от разведки в Штеттине: немецкие суда, вышедшие в море в ночь с 5 на 6 апреля, имеют срок окончания рейса 11 апреля. А это значит, что они направляются в Норвегию — больше некуда.

    Утром 7 апреля у входа в пролив Скагеррак двенадцать британских бомбардировщиков засекают корабли первой и второй групп немецкого морского десанта: и десять эсминцев, идущих к Нарвику, и крейсер «Адмирал Хиппер» с четырьмя эсминцами, которые движутся на Тронхейм. Безуспешно атаковав корабли бомбами, английские пилоты фотографируют немцев и пытаются сообщить на базу. Но их не слышат: экипажам перед вылетом забыли сообщить, что длина волны для связи изменилась. Только в полшестого вечера командующий Хоум Флитом адмирал Форбс получает эти сведения — и действует на руку Гитлеру!

    Он думает, будто немцы идут пиратствовать в Северную Атлантику, а не высаживать десанты в Норвегии. Такой поворот дела просто не укладывается в его голове. И полдевятого вечера английский флот, снявшись с якоря в базе Скапа-Флоу, уходит в Северное море — в другую сторону, открывая немцам путь вдоль северного побережья Скандинавии! На базе в Росайте стоят три тяжелых и один легкий крейсер англичан, готовые взять на борт четыре батальона солдат и выбросить их в Ставангере и Бергене. В устье реки Клайд под парами находятся три больших океанских лайнера: «Баторий», «Хробрый» и «Императрица Австралии», на которых сидит десант — для занятия Тронхейма и Нарвика. Они могут опередить немцев. Но … английское командование не верит в возможность высадки Гитлера в Норвегии — и потому приказывает войскам разгружаться, а крейсерам идти в Северное море, к группировке Форбса.

    8 апреля английский эсминец «Глоуворм» натыкается в метели на немецкие корабли первой и второй групп вторжения. Это происходит у самого Тронхейма, на полпути немцев до Нарвика. Торпедной атакой англичане повреждают «Адмирала Хиппера» — и погибают под огнем немцев. И снова Лондон ничего не предпринимает.


    Паника в Осло


    Захват Осло для немцев не пошел, как по маслу. На исходе ночи 9 апреля немецкая флотилия стала втягиваться в Осло-фьорд. На рейде порта стоял немецкий пароход «Видар» с обер-лейтенатом абвера Кемпфом на борту. Тот с рацией корректировал прохождение гитлеровского соединения, докладывая обо всем по радио своему начальству в Гамбурге.

    Но группировку гитлеровских ВМС заметил патрульный катер норвежцев, который, погибая, успел поднять тревогу. Огнем форта Оскарборг оказался тяжело поврежден крейсер «Блюхер», который в 7.30 утра добили береговые торпедные аппараты норвежцев. То был тяжелый удар: на крейсере шли штабы морских сил, пехоты и ВВС. Операция оказалась дезорганизованной. Высадка задержалась на несколько часов. Именно это позволило норвежским правительству и королевской семье бежать из столицы.

    Зато два немецких миноносца и три тральщика лихо ворвались в Хортен — на главную базу норвежских ВМС, которая располагалась в том же Осло-фьорде, недалеко от столицы. 340 немецких солдат заставили командира базы капитулировать. В руках нападающих оказались два броненосца береговой обороны, подлодка и целый арсенал.

    Успешнее прошло нападение на Осло с воздуха. На рассвете 9 апреля авиационный атташе Германии капитан Шпиллер и представитель авиакомпании «Люфтганза» (естественно, сотрудником германской разведки) поехали на аэродром Форнебю. По плану на него должны были прыгать две роты немецких парашютистов. Однако над летным полем стоит густой туман, отчего немецкие «юнкерсы» с десантом поворачивают и идут высаживать бойцов на запасную цель — аэродром Ольборг в северной Дании.

    Шпиллер с коллегой нервничают. Они знают, что высадка должна состояться. Разведчики перелезают через забор — и вовремя.

    Взятие Форнебю — это вообще гангстерская сага. Немцам сей аэродром был жизненно важен. Особенно тогда, когда военно-морская группировка, идущая к Осло, натолкнулась на нешуточное сопротивление. Чтобы взять норвежскую столицу с ходу, нужно было молниеносно завладеть Форнебю, перебросить на него по воздуху штурмовые войска — и их силами ворваться в город. По плану на Форнебю сначала налетали восемь истребителей-штурмовиков Ме-110, дабы разгромить зенитную батарею и навести ужас на норвежцев. Затем подходили грузопассажирские «юнкерсы», с которых выбрасывался десант парашютистов, который за двадцать минут должен был окончательно подавить сопротивление охраны — как к тому моменту, как к аэродрому подойдет волна транспортных Ю-52 с посадочным десантом.

    Однако и тут судьба операции балансировала на краю пропасти. Пролив Скагеррак, окрестности Осло и Ставангера рано утром 9 апреля заволок густой туман. Первая волна самолетов с парашютистами гауптмана Эриха Вальтера из-за этого «молока» повернула назад — на датскую авиабазу в Ольборге. Однако за ними следовала группа самолетов с посадочным десантом, которая назад не повернула! Вернее, с командного пункта Люфтваффе в гамбургском отеле «Эспланада» им дали команду ложиться на обратный курс, но командир группы гауптман Вагнер приказу… не подчинился. Он сделал вид, будто принял его за ложное радиосообщение, посланное норвежцами — и продолжил полет к цели.

    Впоследствии выяснилось, что это своеволие Вагнера спасло положение. Видимо, в молниеносных триллер-операциях просто не обойтись без таких вот инициативных командиров.

    Итак, группа своевольного гауптмана продолжила пробиваться сквозь пелену тумана — а над аэродромом уже шел бой. Восемь немецких Ме-110, прилетев к Форнебю в срок (без двадцати девять утра), нарвались на восьмерку норвежских истребителей — бипланов «Глостер-Гладиатор». В схватке погибли два тяжелых «мессера». Остальные обратили в бегство противника и расстреляли стоявшие на аэродроме «гладиаторы», немецкие пилоты на поврежденных машинах стали кружить над Форнебю, дожидаясь десантников. Они не знали, что первая волна воздушных транспортов из-за тумана повернула назад. Горючее у Ме-110 было уже на исходе.

    Но вот немецкие истребители с облегчением увидели подлетающую к авиабазе группу смелого Вагнера. Но что это? Вместо того, чтобы выбрасывать парашютистов, головной Ю-52 пошел на посадку. Тотчас же угловатый «летающий троллейбус» угодил под огонь зенитных пулеметов. Очереди прошили тонкую обшивку, убив гауптмана Вагнера и ранив многих. Пилот «юнкерса», дав полный газ, взмыл вверх. Увидев это, часть самолетов второй волны развернулась и пошла в Данию, а часть — звено во главе с гауптманом Ингенфогеном — стала делать круг для посадки.

    Пилоты же Ме-110 решились на отчаянный шаг. Подумав, будто десантники отступили, командир штурмовиков обер-лейтенант Хансен решил: сядем-ка на аэродром сами и сами попробуем его взять. Все равно улететь отсюда невозможно — баки почти пусты. И вот на посадку пошел первый Ме-110 — пока пять остальных носились поперек взлетных полос, поливая огнем крыльевых пушек огневые точки норвежцев. Одновременно на посадку стал заходить и невесть откуда взявшийся транспортный «юнкерс» — машина гауптмана Флаковски, самолет связи. В общем, когда сели последний Ме-110, к аэродрому пошло еще одно звено транспортников.

    Высыпавшие из самолетов немцы вместе с пилотами штурмовиков взяли в плен норвежских зенитчиков и охрану аэродрома. И тут к ним подоспел военно-воздушный атташе немецкого посольства Шпиллер. Именно он настоял на том, чтобы со связного Ю-52 отправили радиограмму о взятии Форнебю — покуда норвежцы не опомнились и не выбили горстку храбрецов с авиабазы. Закрепившись на аэродроме, немцы через три часа приняли оставшиеся самолеты с 324-м пехотным полком на борту..

    Шпиллер и его коллега ведут десантников на Осло. В городе их встретил немецкий военно-морской атташе Шрейбер, который раздал командирам подробные планы столицы.

    В Форнебю примчался председатель норвежской организации нацистской партии Карл Шпанаус. Под его началом было всего восемьдесят партийцев из числа норвежских немцев. Но и этого хватило. Сначала его в 3 часа утра 9 апреля вызвали в немецкое посольство и сказали, что час пробил, и Шпанаус поднял по тревоге местных нацистов. Узнав о том, что аэродром захвачен, Шпанаус направил своих соратников на помощь войскам — в роли проводников и переводчиков…

    Второй аэродром в окрестностях Осло, Кьеллер, служил базой норвежских ВВС. Именно там стояли 15 купленных в США истребителей «Кертис Мохаук» — все, что было у норвежцев из современной авиации. Немцы сначала ударили по этой базе с воздуха, а затем захватили аэродром воздушным десантом.

    …Ранее утро 9 апреля в Осло началось с воя сирен противовоздушной обороны. Люди с тревогой узнали о боях в Осло-Фьорде и о том, что стрельба идет на двух столичных аэродромах — Форнебю и Кьеллере. С ужасом люди увидели хищные силуэты немецких бомбардировщиков, которые носились на бреющем полете прямо над крышами домов. Немцы не сбрасывали бомбы, а палили для острастки из пулеметов. Ужас, наводимый Люфтваффе, сработал и здесь. В памяти людей сразу же всплыли картины горящей Варшавы. Около 10 утра радио передало: всем жителям Осло лучше покинуть город. И началась дикая паника.

    «… У входов в метро дрались обезумевшие люди, стараясь поскорее укрыться в подземных туннелях. Некоторые пытались спрятаться в подъездах домов, кое-кто бежал к дворцовому парку. Часть населения бежала или пыталась убежать из города; люди катили перед собой детские коляски, забирались на грузовики, брали приступом железнодорожные станции, где весь свободный подвижной состав забился до отказа. Поезда отправлялись в сельские районы». («Ньюве роттердамише курант», 14 апреля 1940 г.) Все были вне себя от страха, уныния и сомнений.

    В то время, как часть населения Осло в панике убегала с насиженных мест, немцы, хладнокровные и спокойные, вступали в город: первые отряды немецких войск двигались с аэродромов к правительственным зданиям. Примерно к полудню они захватили намеченные объекты. С юга, со стороны фьорда, все еще слышалась отдаленная орудийная стрельба. Никто не знал, что необходимо предпринять. Как могло случиться, что немецкие войска среди бела дня, почти в 400 милях от ближайшего немецкого порта, смогли беспрепятственно вступить в город и спокойно расположиться во всех правительственных зданиях? Оставшееся в городе население было совершенно ошеломлено».

    Так описывает страх и неразбериху в Осло утром и днем 9 апреля Луи де Йонг (Указ. соч., с. 121). Несмотря на то, что немцы при атаке на столицу понесли чувствительные потери, им удалось породить в Осло нечто, что здорово смахивало на картины шока и трепета при нашествии марсиан в фантастической «Войне миров» Уэллса. Бегущие в шоке и трепете горожане парализовали транспорт, забили дороги, и уже при всем желании невозможно было перебросить норвежские части для боев за город. В это же самое время, пользуясь всеобщей неразберихой в Норвегии, гитлеровцы захватывают аэродромы близ Осло.

    На захваченный после полудня Форнебю садятся все новые и новые самолеты немцев, доставляя подкрепления. Оттуда немцы двинулись в оцепеневший от страха Осло.

    Тогда же подоспел и быстро соображающий Квислинг. Пользуясь всеобщей суматохой в Осло, он совершил государственный переворот. Вначале немецкий посол Бройер, узнав об этом, почувствовал себя озадаченным. О Квислинге его никто не предупредил. Но тут в посольстве, откуда ни возьмись, появляется посланец главного идеолога Рейха — человек Розенберга, штандартенфюрер Шейдт. Мило улыбаясь, он заявил, что Квислинг — это часть общего плана, и сейчас он формирует пронемецкий кабинет министров. В подтверждение Шейдт показал бумаги, подписанные самим рейхслейтером Розенбергом. В тот же самый момент в посольство позвонил генерал Энгельбрехт, командир занимавшей Осло немецкой дивизии. Он, оказалось, решил превратить отель «Континенталь» в свой командный пункт, однако обнаружил там некоего Квислинга с телохранителями. Генерал вопрошал: кто это, мол, такой и что с ним делать? Я о нем никогда, дескать, не слышал и хочу арестовать этого наглеца. Тут же посольство дозвонилось до штаба вторжения в Гамбурге, откуда пришел ответ: Квислинг — наш, пусть формирует правительство.

    Так в Осло произошел государственный переворот. А параллельно с ним в других частях страны шли драматические события…

    …В 9.50 минут немцы начинают захват Ставангера — важной станции железной дороги, которая идет по южному побережью Норвегии к Осло. Рядом со Ставангером — аэродром Сола, находящийся всего в 450 километрах от берегов Британии.

    Десантом с воздуха немцы заняли и важный аэродром Сола близ Ставангера. На него пошла воздушно-десантная рота обер-лейтенанта Брандиса. Транспортные самолеты вел флагманом гауптман Гюнтер Капито — 12 «юнкерсов». Как и те, кто шел на Форнебю, группа Капито столкнулась с густым туманом. Это было очень страшно: «юнкерсы», следовавшие в плотном строю, могли запросто столкнуться друг с другом, и тогда — смерть. Ведь летели-то над холодным морем, даже без спасательных жилетов. Но Капито, подавив страх, приказал продолжать полет. И только одна из двенадцати машин повернула назад.

    Через полчаса лету туман стал редеть. Немцы увидели море под крыльями машин. Впереди, примерно в сотне километров, показалось побережье Норвегии. В 9.20 утра экипажи узрели Ставангер. Самолеты снизились и пошли на высоте всего десяти метров, чтобы остаться незамеченными и не попасть под огонь зенитных орудий. Готовые к прыжку десантники выстроились у дверей с пристегнутыми карабинами парашютов. У самой цели Ю-52 подскакивали вверх, на высоту в 120 метров — и бойцы (по 12 человек в самолете) быстро покидали борт. Затем самолеты снова ныряли к самой земле и уходили прочь.

    Немецкие десантники, очутившись на земле, действовали слаженно и решительно. Охрана аэродрома прячется в двух дотах, откуда ведет пулеметный огонь. Но гитлеровские парашютисты забрасывают амбразуры гранатами, уничтожая и зенитчиков. Теперь на аэродром садятся самолеты с солдатами 193-го пехотного полка. Быстро выгрузившись, они почти без боя занимают Ставангер, который защищали … две пулеметные точки. В порту сопротивление немцам пытается оказать маленький норвежский миноносец, который быстро топят самолеты Люфтваффе.

    В Соле садятся бомбардировщики и разведчики Люфтваффе. Немцы выгружают из транспортников легкие зенитные орудия, прикрывая базу от возможного нападения английских самолетов. Заправившись, разведчики немцев поднимаются в небо — ходить над Северным морем, высматривая английский флот. Но немцы опасаются зря: англичане тоже ошеломлены и пребывают в ступоре…

    …Без единого выстрела заняты Эгерсунн и Арендаль.

    …Четвертая группировка морских сил вторжения натыкается на сопротивление гарнизона Кристиансанна — важного узла дорог, которые соединяют Осло с центральной Норвегией и Ставангером. Береговые батареи открывают огонь и наносят повреждения легкому крейсеру «Карлсруэ». Однако жестокий и точный удар Люфтваффе подавляет норвежские пушки — и немецкий десант занимает порт около 11 утра, к вечеру захватывая и город.

    …В Бергене норвежцы открывают огонь по немецкой морской группировке (легкие крейсера «Кельн» и «Кенигсберг»). «Кенигсберг» поврежден. Но моряки вызывают на помощь Люфтваффе — и те быстро уничтожают артиллерию противника. К полудню Берген оказывается в руках агрессоров. Как трофей им достаются шестьдесят торговых судов в порту. Железная дорога «Берген-Осло» контролируется немцами. Тут же в Берген вошел немецкий пароход-лесовоз, который привез морские мины. Немцы тотчас же установили их в прибрежных водах, защищаясь от попытки англичан высадиться с моря.

    …Тем же утром пал Тронхейм — последний узел железных дорог страны на севере и важный порт. Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на запрос береговых батарей ответил по-английски, чем смог обмануть их. Приблизившись к ним, он смел их залпом в упор. Тронхейм немцы заняли уже утром силами бойцов 69-й пехотной дивизии.

    Но артистичнее всего прошел захват самой желанной цели — Нарвика, откуда шла железная руда в Германию. Ориентируясь на сигналы танкера «Ян Веллем», в начале четвертого часа утра 9 апреля немецкие эсминцы вошли в Вест-фьорд. Их радисты слышали приказ норвежского командования своим навигационным службам: погасить маяки. Но главный маяк Транёй продолжал светить, помогая немцам держать верный курс. Немцев заметили патрульные катера — но к тому времени они уже успели высадить часть десанта. Навстречу им вышел норвежский броненосец береговой обороны «Эйсволд». Немцы его уничтожили, причем очень хитро. Сначала они послали на броненосец парламентера — лейтенанта Герлаха. Он попытался убедить командира броненосца в том, что они пришли защищать Норвегию от англичан, и потому лучше броненосцу сдаться немцам. Когда Герлаху отказали, тот быстро сошел в шлюпку, отвалил от борта норвежца — и тут же выпустил красную ракету, условный сигнал о провале переговоров. И тут же эсминец «Вильгельм Хайдкамп» дал торпедный залп в упор. Не успев сделать ни единого выстрела, несчастный броненосец взлетел на воздух от взрыва артиллерийского погреба!

    Немцы тут же ворвались на своих кораблях прямо в нарвикский порт, готовясь высадить бойцов на пирсы. Стоявший тут броненосец береговой обороны «Норге» успел дать два залпа, но промазал — и тут же получил торпеды в борт, выпущенные эсминцем «Берндт фон Арним». Часы показывали пять утра.

    Обороной Нарвика командовал полковник Сундло — норвежец, который с 1935 года не скрывал своих симпатий к Гитлеру. И Сундло сделал свое дело: не совершая прямого предательства, он просто-напросто бездействовал, не отдавая четких приказов своим частям. И тогда в городе воцарилась неразбериха. Норвежские части просто не знали, что делать. А немцы этим умело воспользовались. Например, капитан Гундерсен, командир роты норвежских саперов, услышав стрельбу в порту, отправился туда в одиночку — разведать обстановку. По пути на одной из улиц он наткнулся на колонну немецких солдат, которую вели сам командующий группой вторжения, генерал Дитль, и немецкий консул Вуссов. Не успел норвежец рта раскрыть, как быстро соображавший Вуссов радостно завопил о том, что капитан Гундерсен послан как парламентер от полковника Сундло. Удивленного норвежцы запихали в легковую машину генерала Дитля, после чего немцы продолжили марш.

    Нарвикские обыватели, объятые любопытством, высыпали на улицы. Теперь норвежские части не могли стрелять — ибо толпы, сами того не ведая, стали «живым щитом» для немцев. Тем паче, что центральное командование норвежцев в Нарвике просто бездействовало. Вскоре генерал Дитль, встретившись с Сундло, добился от него приказа о капитуляции гарнизона. Недалеко от города горные стрелки генерала Дитля взяли учебный лагерь норвежской армии, захватив триста пулеметов, 8 тысяч винтовок, тысячи комплектов зимнего обмундирования…

    (Излагаю события по книгам Януша Одземковского «Нарвик» и «Внимание, парашютисты!» Алькмара Говэ).

    К вечеру 9 апреля по норвежскому радио выступил Видкун Квислинг. Он объявил, что отныне он — премьер-министр нового, пронемецкого правительства. Мобилизация, мол, отменяется, нужно сложить оружие и спокойно расходиться по домам. Хотя большинство норвежцев Квислинга терпеть не могли, однако в панике и неразберихе просто некому было сместить самозванца.

    Таким образом, немцы всего за какой-то день взяли все ключевые позиции в Норвегии. Паника, наведенная ими, помноженная на триллер-стратегию, сделала свое дело. Ни Англия, ни Франция даже ойкнуть не успели. Осло тут же превратился в центр немецкого вторжения. Уже 10 апреля механизированные колонны немецкой 163-й дивизии прянули из Осло во все стороны, стремительно двигаясь к Кристиансанну, Ставангеру, Бергену и Тронхейму, где держали позиции морские и воздушные десанты. Заработал «воздушный мост», и немцы 9-11 апреля перебросили в Осло по воздуху шесть пехотных батальонов. Самое же главное — немцы быстро перебросили в Норвегию сотни самолетов Люфтваффе, завоевав полное господство в воздухе. Тем самым они компенсировали превосходство англичан на море.

    Англичане спохватились слишком поздно. Сработал закон молниеносной стратегии: если ты действуешь, нарушая все представления противника о тебе самом, успех обеспечен. Ты как бы создаешь новую Реальность, в которой враг теряется.


    Информация к размышлению:

    Конечно, все это было шестьдесят с лишним лет назад. И повторить такие подвиги в столкновении с современным врагом уже нельзя. Да и не терпит война повторений.

    Однако вот какая мысль закрадывается в голову, братья-читатели. ПВО-то в Западной Европе прочностью не блещет. Да и в США сплошного пояса противовоздушной обороны не имеется. Так что вполне можно, проникнув в воздушное пространство нынешнего Запада, устроить несколько высадок небольших, но хорошо подготовленных групп. Можно спрятать десантников в чреве транспортного самолета, который якобы везет груз страусиных яиц для сети ресторанов чартерным рейсом. А можно использовать и специально оборудованные транспортники, покрытые радиопоглощающим покрытием. Один Ил-76 берет на борт столько же, сколько в 1940-м — целая группа Ю-52. А уж про «Руслан» и говорить не приходится. Да и грузопассажирский Ту-204 — тоже неплохо. Ведь в войнах будущего не надо города с воздуха брать. Иногда достаточно провезти с собой в самолетах ранцевые ядерные фугасы и кое-какие штуки послабее. И простой взрывчатки хватить может — коль она предназначена для уничтожения уязвимых мест вражеской инфраструктуры, для действий особо подготовленных диверсионных групп. Которые, знаете ли, состоят из таких парней, которые от нас с вами, простых смертных, отличаются так же, как иная раса. И ведь даже взрывать многое не придется. Главное-то — поразить сознание супостата, заставить его на попятную пойти под страхом страшных бедствий и потерь.

    Так что смекайте сами, товарищи, насколько ценен опыт норвежской кампании-1940 в сегодняшнем мире, для защиты сверхновой России.


    В лапах Ужаса


    Молниеносное вторжение в Норвегию и полная дезорганизация этого скандинавского государства вызвала разложение норвежских подразделений. Глубокое уныние воцарилось среди них. Пси-оружие Гитлера разило без промаха.

    «…За всю историю не было ни одного примера такого широкого и успешного использования внезапности. Здесь не могло быть и речи о честной борьбе. Немцы, очевидно, изобрели и применили такие способы обмана, которые сделали сопротивление невозможным. Они, конечно, должны были широко использовать помощников и сообщников, которые ранним утром 9 апреля находились наготове, чтобы, подобно Квислингу, вонзить нож в спину норвежского народа.

    Возникло множество слухов. Люди пытались дать хотя бы частичное объяснение чудодейственному успеху немецких десантных операций и последующих действий немецких войск. Норвежцы говорили друг другу, что во всем случившемся немалую роль сыграл саботаж. Были использованы письменные и телефонные ложные приказы, по получении которых норвежские войска преждевременно и вопреки обстановке прекратили сопротивление. Провода, идущие от берега к минным полям, преграждавшим вход в Осло-фьорд, оказались перерезанными.

    Немцы заранее направили отдельные торговые суда в норвежские порты, укрывая на них небольшие подразделения солдат и вооружение; в роковой день 9 апреля немцам оставалось лишь высадиться на берег и использовать свое оружие. Часть их уже находилась на территории портов, намеченных для внезапного захвата. Они прибыли туда заранее под видом туристов или членов экипажей немецких торговых судов.

    В Осло имелось также много торговых представителей и агентов, заранее осведомленных о том, какие задачи возлагаются на каждого из них в день 9 апреля. Все немцы, проживавшие в Осло и действовавшие во время захвата города в качестве переводчиков и проводников, являлись участниками заговора. Квислинг и его сторонники также имели инструкции. В Осло Квислинг заранее готовил воззвание. В Нарвике начальник гарнизона подполковник Сундло был готов к немедленной капитуляции; именно этот человек несколько лет назад позволил нацисту фотографировать военные объекты…

    Казалось, немцы знали все. Их всесторонняя осведомленность о стране ошеломляла. Как видно, многие годы работала, и притом отлично, гигантская шпионская сеть. Все немецкие атташе, консулы, торговые представители, коммивояжеры, туристы, моряки и экскурсанты только и занимались тем, что записывали, зарисовывали и снимали все, что им было нужно. В боевых действиях вместе с немцами принимали участие австрийцы — это было заметно по их акценту. Норвежцы вспоминали, что после первой мировой войны они тысячами брали на временное воспитание тысячи голодавших тогда детей из Вены. Как подло, как низко отплатили эти люди за оказанное им бескорыстное гостеприимство! Бывшие воспитанники, о которых норвежцы заботились в 1920 году, явились в 1940-м как завоеватели в страну, которую они хорошо знали», — писал Луи де Йонг.

    Теперь заговорщики и шпионы мерещились норвежцам на каждом шагу. Да только ли им! В мире еще выше поднялся вал страхов перед всепроникающим немецким заговором. Английские газеты наперебой писали о том, что успех вторжения обеспечили именно местные немцы и офицеры запаса, проникшие в страну под масками бизнесменов. Мол, немецкая пятая колонна просто взяла Данию, например, изнутри.

    По свидетельству де Йонга, огромную роль в раздувании шпионско-заговорщических страстей сыграла статья корреспондента «Чикаго дейли ньюс» Леленда Стоува, который, выбравшись из Норвегии в Стокгольм, на весь мир раструбил о том, что немцы создали внутри страны огромного Троянского коня, используя подкупы, тайных агентов и изменников в правительственном аппарате и военно-морском флоте Норвегии. Статью Стоува перепечатывала мировая пресса. 17 апреля 1940 года лондонская «Таймс» опубликовала рассказ англичанина, ставшего свидетелем падения Бергена. И тут передавался слух о том, что войска Гитлера прибыли в порт скрытно, в трюмах грузовых судов.

    «Деятельность пятой колонны в Польше привлекла лишь незначительное внимание общественного мнения в Западной Европе и Америке. Однако теперь, напав Данию и Норвегию, Гитлер шагал через порог западной цивилизации. На этот раз он давил не «отсталую нацию» вроде Польши, а опрятные селения благонравных датчан и норвежцев. Так же, как в Австрии и Чехословакии, Гитлер нашел в Норвегии подданного этой страны, готового взять на себя роль Иуды-предателя…

    Вместе с тем на примере захвата двух скандинавских стран впервые полностью выявился патентованный способ немецкого нападения с использованием шпионов, саботажников, ложных приказов и спрятанного оружия. Можно ли было доверять после этого хоть одному немцу? Каждая немецкая фирма, действующая за границей, способна подготовить склад оружия. Любой немецкий путешественник, выходящий из самолета в Софии или Сант-Яго, в Каире или Брисбене, в Кейптауне или Ванкувере, может привезти в чемоданах бактерии в целях распространения эпидемий среди населения…» (Л. де Йонг, указ. соч., с 126-127).

    На самом же деле, никакого грандиозного заговора не было. И никаких кораблей со спрятанными в трюмах войсками тоже. «Ян Веллем», вошедший в Нарвик накануне начала вторжения, был единственным кораблем, использованным в качестве базы. К этим выводам пришли сами норвежцы, проводя расследования после освобождения страны в 1945-м. Квислинг ничего не знал о вторжении до самого последнего дня. В немецком посольстве о дате нападения знали считанные люди, среди которых не было самого германского посла: он получил секретный пакет с инструкциями лишь 7 апреля — со специальным посланцем от генерала Фалькенхорста. С самой Норвегии жило примерно пять-шесть тысяч немцев, которые не ведали о планах Гитлера, и лишь 80 человек из них состояли в местных ячейках нацистской партии. И это немудрено: операция «Везерюбунг» могла стать успешной лишь при условии сохранения глубокой секретности. Иначе не получилось бы эффекта внезапности. Не нашлось затем никаких подтверждений и тому, что в Норвегию засылались тысячи агентов под видом коммивояжеров, туристов и экипажей торговых судов. Полным блефом оказались и слухи о том, что всепроникающим немецким шпионам удалось перерезать провода, ведущие к морским минам в Олсо-фьорде — ибо никакого минного заграждения на подходе к норвежской столице попросту не имелось. Не нашлось и бури ложных приказов норвежским войскам: расследование выявило лишь два случая — да и то приказы шли по радио с немецких кораблей вторжения.

    Фальшивыми оказались и прочие слухи апреля 1940 года — и об «австрийских детях», и о широкой сети предателей в норвежских вооруженных силах, да и сам Леланд Стоув потом признал, что давал в своих репортажах не истинную картину, а эмоциональные выплески.

    Но это будет потом. А вот весной 1940 года люди во все это верили. И Германское пси-оружие разило беспощадно, порождая в миллионах душ страх перед непобедимой мощью хитрого и безжалостного Гитлера. Страх повис над всем миром.


    Управление кризисами (норвежский вариант)


    Нельзя сказать, что у немцев все шло гладко. Например, немецкие подлодки, развернутые у берегов Норвегии, имели на вооружении торпеды с магнитными взрывателями, которые не срабатывали. Из-за этого гитлеровские подводники не смогли потопить несколько крупных военных кораблей Британии. Если бы не это обстоятельство, то поражение англичан было бы еще тяжелее в смысле удара по психике.

    Группировка Дитля и немецкие эсминцы в Нарвике тут же попали в сложнейшее положение. Не успели они занять город, как остались без снабжения: противник перехватил три судна снабжения, двигавшиеся в помощь Дитлю. Немецкие эсминцы, израсходовав много топлива и боеприпасов, не могли пополнить свои запасы. Горные стрелки Дитля так и не получили артиллерию. А в начале пятого часа утра 10 апреля немцев атаковала 2-я британская флотилия эсминцев — пять вымпелов, ворвавшихся во фьорды у города. Потеряв два корабля, британцы потопили два немецких эсминца и повредили пять других. Но это было только началом кризиса.

    Немцы теряли один корабль за другим. 10 апреля британские бомбардировщики топят на рейде Бергена поврежденный крейсер «Кенигсберг». Чуть раньше, в ночь с 9 на 10 апреля, субмарина «Рыба-меч» уничтожает еще один немецкий крейсер, идущий из Кристиансанна в Германию. 11 апреля другая английская подлодка наносит тяжелые повреждения крейсеру «Лютцов».

    11 апреля, у немцев в Нарвике столкнулись два эсминца во время заправки у танкера «Ян Веллем». А 12 апреля в Офот-фьорд у Нарвика вошла мощная английская эскадра адмирала Уитворта — дредноут «Уорспайт» и 9 эсминцев. Они полностью уничтожили все оставшиеся здесь немецкие боевые корабли в ходе короткого боя. В полшестого вечера громадный английский линкор остановился у порта, открыв огонь из своих чудовищных орудий по немецким грузовым судам и портовым сооружениям. Среди горных стрелков генерала Дитля началась паника. Как пишет Януш Одземковский, гитлеровцы вламывались в дома норвежцев, добывая себе гражданскую одежду. На железнодорожной станции группа германских солдат и моряков с потопленных кораблей, захватив паровоз, драпанула на нем в соседнюю Швецию. Кое-кто бежал в горы, став добычей норвежских частей. Генерал Дитль приказал готовиться к отходу в нейтральную Швецию…

    Казалось, всему предприятию Гитлера в Норвегии пришел конец. Чего стоит вся Норвегия, если англичане займут Нарвик и прервут поставки железной руды в Германию? Обладая мощным флотом с авианосцами, они вместе с французами способны укрепиться в ключевом городе, перебрасывая войска и припасы по морю. Немецкий же флот фактически разгромлен.

    Но произошло чудо. Когда стальная туша «Уорспайта» показалась в виду порта, генерал Дитль приготовился к худшему. Он ждал высадки английского десанта, прикрытого огнем линкора и эсминцев. И это было реальностью: у англичан на борту было 200 бойцов морской пехоты. Однако … линкор повернул обратно, уходя в открытое море!

    Почему это случилось? Англичан поразил страх перед угрозой налета бомбардировщиков Люфтваффе. Пси-оружие немцев сработало!

    Английский адмирал убоялся того, что дредноут в узости фьордов не сможет маневрировать и быстро погибнет под бомбами немецких самолетов. Уходя, Уитворт радировал в Лондон: срочно высаживайте в Нарвике 24-ю гвардейскую бригаду генерала Макези, которая движется по морю к городу под прикрытием крейсера «Саутгемптон». Британское адмиралтейство, получив депешу, согласилось с Уитвортом и отправило радиограмму на «Саутгемптон». Однако почему-то британские адмиралы не удосужились узнать: а получил ли крейсер это послание? Как оказалось, на «Саутгемптоне» эти сигналы не приняли. Высадка не состоялась, хотя немцы в Нарвике были дезорганизованы. Опять-таки сыграл свою роль страх перед налетами Люфтваффе. Однако группировка генерала Дитля оказалась полностью отрезанной от своих, лишенной боеприпасов и артиллерии.

    Страх царил и в Берлине. Гитлер даже собрался сначала отвести горных стрелков Дитля в Тронхейм, а потом был готов разрешить им уходить в Швецию. Однако затем он внял советам того, кто командовал вторжением в Норвегию — генерала Фалькенхорста. Итоговое решение получилось таким: нужно удерживать Нарвик до последней возможности, а когда натиск англичан окажется слишком сильных — отступить в Швецию и там интернироваться. 15 апреля Дитль получил из Берлина именно такой приказ.

    И тут сказалась железная воля самого Дитля — умело подобранного Гитлером генерала. Он жестко восстановил дисциплину и порядок в своих частях. Сколотил из экипажей потопленных эсминцев сухопутный батальон, дав ему трофейное оружие. С помощью судовых механиков на железнодорожной станции немцы быстренько соорудили бронепоезд с легкими орудиями и пулеметами. Сняв с лежащих на мелководье мертвых эсминцев зенитные пушки, Дитль создал импровизированную противовоздушную оборону Нарвика.

    На помощь Дитлю пришел сам Гитлер. 12 апреля фюрер напряженно думал. Черт возьми, ведь судьба всей Норвежской операции и самой Германии повисла на волоске! Как перебросить в Нарвик горные пушки? Если враг господствует на море — то только по воздуху, транспортными «юнкерсами». Гитлер высказывает эту идею генералам — но они горестно качают головами. Ни одно из орудий не войдет в узкие грузовые люки самолетов. И тут (а мы писали об этом в «Оседлай молнию!») положение спасает то, что Гитлер был эйдетиком — человеком, способным держать в уме огромные объемы самой разнообразной информации и целые образы того, что он видел когда-то. Неожиданно вождь Рейха вспоминает: на одном из парадов в Австрии он видел горные орудия как раз подходящих размеров. И точно — орудия находят.

    13 апреля 1940 года на озеро Гартвиг близ Нарвика опускается немецкая летающая лодка с боеприпасами. Следом прилетают три Ю-52 и выгружают батарею горных пушек. 14 апреля еще три «юнкерса» сбрасывают группировке Дитля мешки с самым необходимым. 22 апреля летающая лодка доставляет почту, поднимая боевой дух горнострелков.

    Потом воздушный мост «Германия-Нарвик» работал постоянно, усиливая части Дитля. 14-17 мая немцы выбрасывают в Нарвике три воздушных десанта — 144 бойца. 20 мая гидросамолет привозит 14 человек. 22 и 23 мая с парашютами высаживаются горнострелки и воздушнодесантники. 24-25 мая самолеты доставляют новые партии горных стрелков. 26 и 29 мая выбрасываются еще два парашютных десанта, а гидросамолет 28 мая доставляет еще одно горное орудие. (Это описано в книге Алькмаре Говэ «Внимание, парашютисты!»)

    Таким образом, вот еще один урок молниеносной, «психической» триллер-стратегии: будь готов к тому, что оглушительный успех в любой момент может обернуться угрозой полного краха. И тогда организатор операции должен напрячь всю свою фантазию и волю, чтобы снова изменить течение событий самыми смелыми и нетривиальными действиями. Счастье Германии 1940 года в том и заключается, что такой организатор у нее нашелся.

    Чувствуя стальную волю и бешеный темперамент Гитлера, немцы в Нарвике воспользовались промедлением англичан. Прежде всего, они занялись реквизицией продовольствия у местного населения, чтобы не голодать. Немногочисленные части Дитля (всего чуть более 3 тысяч бойцов) принялись расширять плацдарм на восток, юг и север. Используя бронепоезд, немцы разблокировали железную дорогу от норвежских отрядов. 16 апреля они заняли станцию Бьернфель на норвежско-шведской границе. Неделю спустя отчаянно боявшиеся Гитлера «нейтральные» шведы пропустили в Нарвик состав из Германии — 350 тонн провианта, одежды, медицинского оборудования плюс тридцать связистов, переодетых в «гражданку».

    Опасаясь английских бомбардировок, Дитль запретил гражданскому населению покидать Нарвик. Задолго до наших дней он использовал мирное население в роли «живого щита». Дескать, цивилизованные британцы не рискнут растирать Нарвик в пыль, вызывая массовую гибель норвежцев. (Как говорится, в войне все средства хороши).

    А в Англии все медлили. Дискуссии о том, высаживаться ли в Нарвике, в Лондоне шли два дня. За это время немцы смогли перебросить в Норвегию сильные части военно-воздушных сил и развили наступление из Осло вглубь страны. Наконец, союзники высадились в южной и центральной Норвегии — хотя им следовало все силы бросить на Нарвик. Однако наводящие ужас эскадрильи пикировщиков помогли немцам быстро разгромить англо-французские части и остатки норвежских подразделений в этих районах страны, отчего англо-французы попросту смылись оттуда, бросив на произвол судьбы норвежцев.

    И снова на помощь сухопутным немецким частям пришла авиация. К 19 апреля Геринг смог создать в Норвегии полутысячную группировку самолетов. В гористой, складчатой норвежской местности бомбардировщики оказались, например, гораздо действеннее пушек. Именно самолеты позволили немцам уравновесить превосходство англо-французов на море и ломать психику западных солдат. Например, союзнички попробовали высадиться в Насмусе. Но немцы 20 апреля бросили на этот пункт 64 самолета. Им удалось разбомбить порт и поджечь городок. Тут же союзные войска оказались деморализованными.

    Немцы опять показали себя умелыми вояками, противопоставив британскому господству на море свое господство в воздухе.

    Дальнейший ход операций в Норвегии нам уже не очень интересен. Скажем о нем вкратце. Англичане и французы, действуя с медлительностью черепах времен Первой мировой, все же высадили десанты у Нарвика и даже смогли выдавить из него группировку Дитля в мае 1940-го. Однако было уже поздно. 10 мая началась молниеносная операция немцев в Западной Европе. За какой-то месяц были разгромлены Голландия, Бельгия, Франция и английский экспедиционный корпус на материке. Создалась угроза вторжения Гитлера на Британские острова. И в июне англо-французы бежали из Нарвика, окончательно бросив норвежцев на произвол судьбы. Деморализованные скандинавы сложили оружие…










     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх