• Введение в философию истории
  • Тема 1. Предмет философии истории
  • Тема 2. Метод философии истории
  • Раздел I Современные проблемы философии истории
  • Тема 1. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток — Запад
  • Тема 2. Проблемы демократизации исторического процесса
  • Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы
  • Тема 4. Смысл истории
  • Раздел II Национальные школы философии истории
  • Тема 1. Немецкая школа философии истории
  • Тема 2. Французская школа философии истории
  • Тема 3. Философско-историческая мысль России
  • Раздел III Проблемы исторического познания
  • Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания
  • Программа курса «Философия истории»

    Введение в философию истории

    Тема 1. Предмет философии истории

    Исторический процесс как предмет философии истории. Специфика историософского видения. Актуальность философии истории, ее современные задачи. Генезис историософского знания и его источники: античные, ветхозаветные, новозаветные, новоевропейские.

    Теория прогресса и ее иудео-христианские корни. Социальные, культурные и экологические противоречия прогресса как проблема современной философии истории. «Конец истории» или «реванш истории» — альтернативные сценарии развития общественно-исторической мысли.

    Тема 2. Метод философии истории

    Эволюция историософской методологии и ее основные вехи. Исторический финализм и его научные судьбы. Исторический детерминизм и классическая наука: поиски гарантированной истории. Становление новой научной картины мира и ее влияние на философско-историческое мышление. Сложность, неопределенность, многовариантность, стохастичность как методологические концепты и их претворение в современной философии истории

    Альтернативы исторического гуманизма: исторические гарантии в закрытой (предопределенной) истории; свобода и риск в открытой, многовариантной истории. Драма исторического знания в многовариантной истории: вынужденный отказ от амбиций тотального предвидения. Предостерегающее и проектное знание как жанры современной философии истории.

    Раздел I Современные проблемы философии истории

    Тема 1. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток — Запад

    Европоцентризм в философии истории: происхождение, классический апогей, современная кризисная фаза Дегуманизация европоцентризма: от европейского миссианизма к гегемонизму. Проект вестернизации мира, его цивилизационные, геополитические и социокультурные последствия.

    Гипотеза биполушарного строения мира как альтернатива европоцент-ризму. Роль восточного и западного «полушарий» в мировом историческом процессе: социально-практические новации как прерогатива Запада, инициативы духовного преображения — как прерогатива Востока.

    Идея западно-восточных мировых циклов и ее эвристическая роль в историческом познании и прогнозировании. Проблемы первой «восточной фазы» в мировой истории: Ассирия, Вавилон, Шумеры, Египет, Персия, Индия, Китай как воплощение восточного коллективистско-этатистского принципа.

    Греческая и римская античность как вторичная — западная — фаза мирового мегацикла. Гибель античности, средневековый мир как воплощение новой восточной доминанты мировой истории. Европейский Модерн (XV–XX вв.) как новая западная фаза мирового мегацикла. Исторические судьбы и пространственно-временные границы этой фазы.

    Рубеж II–III тысячелетий и симптомы новой смены фаз: кризис и тупики западного Модерна. Возможности новой восточной алтернативы и ее вероятные конкретно-исторические формы. Альтернативные версии постиндустриальной эпохи: информационное общество нового западного типа или постэкономическое общество нового восточного типа.

    Проблемы западно-восточного синтеза в грядущей фазе мировой истории. Современные типы восточной духовности — индо-буддистский, кон-фуцианско-буддистский, мусульманский, православный — как источники возможной цивилизационной и социокультурной альтернативы.

    Тема 2. Проблемы демократизации исторического процесса

    Исторические и неисторические народы: проблема неравенства народов перед лицом истории. Понятие естественно-исторического процесса как выражение собственной, автономно-осваиваемой истории. Модернизация, вестернизация, догоняющее развитие как понятия, отражающие зависимую или копируемую историю.

    Проблемы соотношения эндогенных (внутренних) и экзогенных факторов в современном историческом развитии. Субъект-объектная структура мира: не-Запад как объект мировой гегемонии. Противоречия и тупики субъект-объектной дихотомии. Потребности демократизации исторического процесса и перспективы превращения не-Запада из объекта в самостоятельный исторический субъект.

    Теоретико-методологические и организационно-практические предпосылки демократизации мирового устройства: переход от монологической к диалоговой модели, от субъект-объектной к коэволюционной методологии миросистемного устроительства Перспективы демократического полицентризма. Возможная роль России в восстановлении нарушенного миросистемного баланса.

    Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы

    Тенденции растущей взаимозависимости наций и регионов — экономические, политические, социокультурные. Глобальные проблемы и их общепланетарный характер: необходимость кооперации народов и государств перед лицом глобальных вызовов. Коллизии глобализма: неэквивалентный экономический, информационный и межкультурный обмен как предпосылка гегемонии Севера над Югом.

    Альтернативные версии глобализма: глобализм как гегемонизм (однополюсный мир), глобализм в контексте демократического полицентризма и равноправного партнерства. Глобализм и «великие учения» XX века: от коммунистического к либеральному интернационалу; старые и новые версии концепции ограниченного суверенитета. «Третий» и «четвертый» миры как аутсайдеры глобализма, выталкиваемые на обочину исторического процесса.

    Угроза утраты общечеловеческой перспективы: концепции «конфликта цивилизаций», «золотого миллиарда», «мирового этнокультурного (ментального) барьера». Источники восстановления общечеловеческой исторической перспективы на Востоке и на Западе. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма, ее мировоззренческие, ценностные, социально-экономические и политические основания.

    Тема 4. Смысл истории

    Вопрос о смысле мировой истории в контексте разных культурных традиций: античной, христианской, просвещенческой, постмодернистской. Античная парадигма и ее альтернативы: история как вечное возвращение и как вторжение завистливого рока.

    Христианские парадигмы: история как грехопадение и как воплощение Божественного замысла о мире и человеке.

    Просвещенческие парадигмы: история как возвращение из плена искусственности к «естественному порядку» и как воплощение рационального проекта

    Парадоксы сознания, ищущего смысл истории. Парадокс эмансипатор-ского сознания, видящего в истории прогресс в развитии свободы: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму».

    Парадокс рационализма, понимающего историю как воплощение организационной идеи: от тотальной упорядоченности к тотальному хаосу.

    Парадокс технологической утопии, понимающей историю как покорение природы и вытеснение естественного искусственным: от техники созидающей к технике всеразрушения.

    Парадокс иудео-христианской парадигмы: от истории как торжества сильных к истории как торжеству «нищих духом».

    Конкретно-исторические воплощения указанных парадоксов на Востоке и на Западе Западное эмансипаторское движение и его исторические, социокультурные и нравственные антиномии. Возможности и тупики организационной идеи: крайности порядка и реакция бунта на Западе и на Востоке. Человеческий и постчеловеческий мир техники: технический нигилизм и его исторические превращения. О сильных и «нищих духом» в постсоветскую эпоху. Место христианского обетования в эпоху перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от экономической и постэкономической цивилизации.

    Раздел II Национальные школы философии истории

    Тема 1. Немецкая школа философии истории

    Общая характеристика немецкой историософской традиции, ее религиозно-мистический характер. Установка холизма и ее роль в историософ-ских исследованиях Эссенциализм как учение о единой скрытой сущности множества явлений в истории. Культуроцентризм немецкой историософской традиции и его особенности.

    Два основных направления в немецкой историософии XIX в.: гегельянство и органология «немецкой исторической школы». Концепция «Философии истории» Г. Гегеля и его историософский метод. А.Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт как представители «немецкой исторической школы».

    «Прусская школа» и разработка идеи национальности в немецкой историософии. И. Дройзен и его концепция философии истории.

    Позитивистский этап в развитии немецкой историософской традиции. В. Вундт как автор концепции «универсально-исторического процесса».

    Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше и В. Дильтей и их историософские концепции.

    Две школы неокантианства в немецкой историософии. В. Виндельбанд, М. Вебер и юго-западная (баденская) школа. Г. Коген, П. Наторп и марбургская школа.

    Историческая динамика немецкой школы философии истории в контексте современности.

    Тема 2. Французская школа философии истории

    Рене Декарт и картезианское направление в западноевропейской историософии. Рационализм Декарта как один из источников философии истории Просвещения.

    Историософия Блеза Паскаля как теологическая мировоззренческая реакция на «языческое» мышление Декарта.

    Просвещение как очередная верификация французской идентичности. Суверенитет личности — центральная идея философской антропологии Просвещения и его историософский смысл.

    Вольтер и введение в научный оборот термина «философия истории». Антропологическая обусловленность истории согласно Вольтеру. Абсолютизация онтологического фактора в историческом процессе.

    Антиисторизм Руссо. Антропологические представления Руссо и их роль в его историографии. Историческое учение Руссо как теоретическое обоснование якобинского террора.

    Монтескье и его трактовка истории как отражения географических и климатических условий в жизни людей.

    Футурология Просвещения в трудах Кондорсе. Интерпретация теологического взгляда на природу исторического процесса в трактате «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

    Романтизм как реакция на антиисторизм Просвещения. Общие основания сравнительно-сопоставительной характеристики историко-философских представлений романтизма и просвещения.

    Романтическая историография во Франции как теоретическая рефлексия на последствия Французской революции. Жозеф де Местр и его анти-руссоистская концепция природы человека. Интерпретация истории как действия подсознательных инстинктов и страстей, не подвластных контролю разума. Оценка Просвещения как деструктивного явления во французской истории.

    Рене де Шатобриан и его критика Просвещения как предпосылки и идеологического обоснования революции. Представления Шатобриана о цикличности исторического процесса, нахождение в античной истории аналогов французской революции.

    О. Тьерри, Ф. Мишле, Ф. Гизо и открытие ими существования классов и классовой борьбы. Тьерри и его теория «классов и интересов» в интерпретации истории Англии и Франции. Ф. Гизо и его философия истории как закономерного прогресса в истории. Принцип приоритета социальной истории.

    Концепция философии истории К.А. Сен-Симона, его положение об истории как «позитивной» науке. Введение в научный оборот понятий «историческая закономерность» и «исторический прогресс». История как причинно-обусловленная смена общественных систем.

    О. Конт — основоположник французского позитивизма, «отец социологии». Отождествление Контом истории с социологией. Позитивизм как философия, вытекающая из данных естественных наук. Замена «народного духа» романтиков «человеческим духом» позитивистов.

    Антропологические и биологизаторские концепции истории. Ваше де Ляпуж, Ж.А. Гобино, В. Курт де Лилль.

    Ж.А. Гобино и его исследование «Опыт о неравенстве человеческих рас». Гобино об этническом факторе как движущей силе исторического и культурного прогресса. Антропосоциальная теория эволюционного прогресса по Ляпужу.

    Социология и историософия Э. Дюркгейма, их направленность против биологических интерпретаций истории. Абсолютизация социальности и ме-тафизация общества. Понятие «аномии».

    Французская «школа Анналов» и возникновение исторической антропологии. Коллективная ментальность и социальное поведение во времени. М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и история ментальностей. Связь школы Анналов и структурализма.

    Рационалистическое направление во французской историософии. Реймон Арон.

    Концепции философии истории «новых философов». В.-А Леви, А. Глюксман, К. Жамбе, Ж.-М. Бенуа. Интерпретации истории как «воли к власти».

    Философия истории в концепциях «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло, А. де Лекен. Концепция «жизни и смерти», концепция национальной идентичности, «достоверная идея человека».

    Тема 3. Философско-историческая мысль России

    Парадигма русской историософской традиции. Русская философия истории в общей системе философского знания. Ее отношение к европейской философии истории и своеобразие. Русская философия истории о смысле истории, ее начале и конце, о всеобщих началах человеческого бытия, об исторической миссии России в мировом историческом процессе. Основные этапы в развитии философско-исторической мысли России. Соотношение в ней метафизики, теории исторического процесса и эпистемологии.

    «Древлее любомудрие». Истоки русской философско-исторической мысли: распространение письменности, летопись, христианская традиция «Повесть временных лет»: рефлексия по поводу истоков Русской земли. Развитие историософских суждений, или «древлего любомудрия» в «Слове о законе и благодати» Илариона.

    Идеологема «Москва — третий Рим». Обоснование русского мессианизма. Его влияние на последующее развитие русской историософской мысли.

    Русское просвещение и поиски национальной идентичности. Отношение «Россия — Европа» — доминанта русской историософской мысли XIX в. Общество любомудров в поисках национальной идентичности. «Философические письма» П.Я. Чаадаева о выпадении России из всеобщей истории.

    Антиномичность спора славянофилов и западников об исторических судьбах России. Антитеза «Восток — Запад» в славянофильской критике просвещения (И.В. и П.В. Киреевские). Соборность (А.С. Хомяков). Отношения народа и власти (К.С. Аксаков).

    Западничество как утверждение принципа универсальности исторического процесса (К.Д. Кавелин). Философия истории А.И. Герцена: идея «растрепанной импровизации истории» и многообразия путей исторического развития народов. От западничества к либерализму в объяснении социально-исторического развития России.

    Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история человечества как развитие самостоятельных, замкнутых культурно-исторических типов. Теория стадиальности исторического развития К.Н. Леонтьева Византизм — как культурно-исторический архетип России. Идея конца истории.

    Философский позитивизм и теория прогресса П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. «Формула прогресса» (П.Л. Лавров). Критически мыслящая личность и народ в историческом процессе. Субъективный метод в социологии и философии истории. «Правда» как критерий прогресса (Н.К. Михайловский). Социологический позитивизм в моделировании исторического процесса (Н.И. Кареев).

    Материалистическая философия истории Г.В. Плеханова. Ее европейские и русские источники. «Научный социализм»: теория классовой борьбы и социальной революции. «Легальный марксизм»: критика марксизма и поиски новой модели социализма. Социализм как естественная транфсормация капитализма (П.Б. Струве). «Этический социализм» (М.М. Туган-Барановский).

    В.С. Соловьев: поворот к религиозной историософии. Критика «отвлеченных начал» западной философии. Идея всеединства — основа религиозной историософии Соловьева. Богочеловечество как интенция исторического процесса.

    Духовные искания в начале XX в. Развитие историософии всеединства. Религиозный материализм. С.Н. Булгаков как оправдание мира.

    Православие как провиденциальная основа Русской идеи у Л.П. Карсавина. Смысл истории. Исторический процесс и пути исторического познания.

    Евразийство — движение русской эмиграции. «Исход к Востоку». Отношение России к Европе и Азии. Учение об идеократическом государстве и симфонической личности. Евразийство и большевизм. Евразийский соблазн и критика евразийства.

    Персоналистический вариант религиозной философии Бердяева. История как реализация свободы человеческого духа в объективированном мире. Метафизический смысл истории: историческое как тождество ноуменального и феноменального, универсального и индивидуального, временного и вечного. Конец истории и эсхатологическое преображение мира.

    Перерыв в развитии русской историософской традиции.

    Раздел III Проблемы исторического познания

    Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания

    Историософские парадигмы как основа формирования концептуальных моделей истории. Роль и значение методологического сомнения при изучении и сравнении различных концептуальных моделей истории. Основные уровни интерпретации исторического процесса.

    Циклическая парадигма истории. Идея цикличности в античной философии истории. Трагический характер цикличности во «Всеобщей истории» Полибия. Цикличность «Вечной Идеальной Истории» Вико. Цикличность «культурно-исторических типов» у Н. Данилевского. Цикличность эволюции цивилизаций у О. Шпенглера и А. Тойнби.

    Парадигма исторического прогресса: Дидро, Д. Аламбер, Вольтер. Кондорсе о прогрессе человечества как прогрессе человеческого разума. Позитивистский прогрессизм О. Конта. Спиралевидная прогрессистская модель истории Г. Гегеля. Линеарность «конца истории» Ф. Фукуямы.

    Постмодернистская парадигма истории. Установка на принципиальное разнообразие познавательных перспектив. Радикальная инверсия в научной картине мира: исследование микропроцессов, центробежных тенденций, фрагментации, индивидуализации. Релятивизм как методологическое кредо постмодернистских рефлексий о всемирной истории. Критика постмодернизма.

    Формоционный и цивилизационный подходы к истории, их сущность, эвристический потенциал и соотношение.

    О возможных путях модернизации современной картины исторического процесса развития человечества.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх