Глава третья

Принятие

В ходе яростной битвы не на жизнь, а на смерть с Дартом Маулом Кви-Гон кратко излагает концепцию Дао. Основное внимание он при этом уделяет идее принятия – одному из основополагающих догматов даосизма. Дарт Маул бежит по коридору, который обстреливается с разных сторон сериями пульсирующих энергетических лучей. Кви-Гон преследует его. Дарту Маулу удается выскочить из коридора в последнюю секунду, прежде чем смертоносные лучи преграждают путь его преследователям. Кви-Гон остается по другую сторону стены от Да рта Маула. Оби-Ван готов продолжать погоню. Кви-Гон же вынужден ждать, пока очередной импульс не погаснет и не откроет ему путь вперед по коридору. То, что Кви-Гон делает в эту секунду, и есть истинное понимание Дао. Он не ходит взад-вперед в нетерпении, как его юный ученик Оби-Ван. Вместо этого он садится на пол и погружается в медитацию. Он целиком и полностью принимает сложившееся положение. Он не пытается отрицать эту реальность. Как только энергетический импульс ослабевает, он мгновенно вновь приступает к действию, и смертельная борьба продолжается.


Этот пример можно также использовать для пояснения концепций терпения, у вэй и жизни сегодняшним днем. Все они тесно связаны с принятием.

Если кто-либо возжелает овладеть Поднебесной, то я знаю, что он не возьмет ее.
Поднебесная – божественный сосуд, и нельзя воздействовать на нее.
(Глава 29)

Принятие является способностью полностью погрузиться в то, что нас окружает, – внутренне согласиться с этим и отказаться от попыток изменить или преобразовать это. Для того чтобы принимать каждую секунду жизни такой, какова она есть, нужно быть глубоким, чрезвычайно духовно развитым человеком. Так поступил Кви-Гон во время боя. Мы же гораздо чаще пытаемся вмешаться, изменить ситуацию к лучшему, зафиксировать ее, если она нас устраивает, или преобразовать ее в полную противоположность. Во всех этих случаях мы не принимаем мир таким, каков он есть. Современные представления о мире основываются на том, что человек может изменить его к лучшему. При этом лучшее – всего лишь то, что человек считает, лучшим.


Поднебесная – божественный сосуд, и нельзя воздействовать на нее.
Воздействующий на нее потерпит поражение, и хватающий ее потеряет ее.
Поэтому совершенномудрый уходит от чрезмерности, уходит от избытка, уходит от излишества.
(Глава 29)

Мир неспроста предстает перед нами таким, каков он есть. Каждое мгновение совершенно само по себе и само в себе. Все имеет свое место и свое предназначение. Это ни в коем случае не означает, что мы должны перестать меняться и пытаться стать лучше. Это означает лишь то, что мы должны признать: мир таков, какой он есть. Не нужно спорить с этим, нужно просто следовать своему жизненному пути… просто следовать Дао.


Из вышесказанного следует, что одним из ключевых путей к принятию является осознание неизбежности перемен. Шми говорит об этом со своим сыном Анакином, когда тот высказывает свои опасения по поводу ухода из дома вместе с Кви-Гоном.

ШМИ: Пойми, сынок, мое место здесь. Здесь и мое будущее. Для тебя же настало время покинуть наш дом… время уйти от меня. Я не могу проделать этот путь вместе с тобой.

АНАКИН: Я хочу остаться с тобой. Не хочу ничего менять в своей жизни.

ШМИ: Ты не можешь остановить перемены в своей жизни, как не можешь запретить солнцу всходить и заходить. Прислушайся к своим чувствам, Анни, и ты поймешь, что правильно, а что нет, и куда ведет тебя твой путь.


Единственное, что в мире постоянно, – это происходящие в ней перемены. Вот почему глупо пытаться противостоять им. Это так же глупо, как пытаться воспрепятствовать чередованию рассветов и закатов.

Если люди не боятся даже смерти, то чем же запугаешь их до смерти?
(Глава 74)

С идеей принятия связаны, практически идут рука об руку концепции отказа и удовлетворенности. Следуя Дао, вы будете вынуждены отказаться от привязанности к вещам в самом широком смысле этого слова. Это и есть концепция отказа. Очень важно понять при этом, что «вещами» могут быть и мысли, равно как и представления и идеи. Более того, к этим абстрактным «вещам» мы и оказываемся привязаны крепче всего. Иными словами, отказ от вещей можно представить как проявление «незаинтересованного интереса». Незаинтересованность в данном контексте означает, что поступить так или иначе вас вынуждают не личные, не эгоистические мотивы. Вам небезразличны люди, вам небезразличны вещи, но вас не интересуют результаты, к которым приводят ваши действия по отношению к ним. Отличным тому примером является сюжетная линия противостояния Кви-Гона и Совета джедаев. Совет отказывает Кви-Гону в праве учить юного Анакина и готовить его к посвящению в джедаи. Об этом ему сообщают открыто и недвусмысленно. Сам же Кви-Гон в глубине души уверен, что Анакин принадлежит к Избранным, и пытается убедить Мэйса Винду и Йоду допустить Анакина до первого этапа обучения.

ЙОДА: Совет сам решает, кто готов стать джедаем, а кто нет. Ему еще следует многому научиться…

МЭЙС ВИНДУ: Его время еще не пришло…

ЙОДА: Судьба и предназначение юного Скайуокера будут определены позже.

КВИ-ГОН: Я привез Анакина сюда; он должен остаться здесь под моей опекой и под мою ответственность. Ему больше некуда идти.

МЭЙС ВИНДУ: Да, Кви-Гон, он под твоей опекой… с этим мы спорить не собираемся.

ЙОДА: Не смей учить его. Забирай его с собой, но учить искусству джедая не смей!

Кви-Гон искренне верит, что Анакин достоин вступить на путь обучения, чтобы со временем стать джедаем, и ревностно доказывает это Совету. К сожалению, ему не удается убедить других рыцарей в своей правоте. Ему отказывают и требуют, чтобы он оставался с королевой и защищал ее. На это он отвечает:

КВИ-ГОН: Ваше высочество, служить вам и защищать вас – величайшая честь и огромная радость для меня.

АМИДАЛА: Благодарю вас за помощь. Сенатор Пальпатин опасается, что Федерация намерена свергнуть меня.

КВИ-ГОН: Обещаю, я этого не допущу.

Ему не были безразличны люди, но он не был привязан к результату своих действий. Он просто действовал, как считал нужным. Он был свободен и ничем не связан.


Мы должны позволять своим желаниям естественным образом мотивировать наши действия. При этом ни в коем случае нельзя позволять им взять над нами власть и обречь нас на бесплодные попытки управлять тем, чем управлять невозможно, а именно – нашей жизнью. Нужно совершать поступки, не привязываясь к результатам их совершения. У человека есть право на поступок, но нет права на его результат. Точно так же человек может и даже должен иметь какую-то собственность, но не имеет права попадать в зависимость от нее.

Не лучше ли ослабить натянутую тетиву, чем вечно напрягать ее?
И даже если бесконечно точить клинок, надолго сохранить остроту его, пожалуй, не удастся.
Когда нефритом и золотом наполнен зал, кто сможет уберечь его от вора?
Когда богатством или знатностью кичатся люди, не навлекают сами этим ли беду большую?
Богатство, почести и слава сгинут прочь, истлеет тело – вот небесное Дао, вот Путь!
(Глава 9)

Из вышесказанного проистекает и понятие удовлетворенности. Одно из определений этого понятия заключается в следующих словах: прими то, что у тебя есть, и не желай большего. Истина также и в том, что нет в мире большего несчастья, чем чувство неудовлетворенности. В свою очередь, единственная причина истинной удовлетворенности – в осознании того, что имеющегося достаточно.

Победивший самого себя – могуч.
Знающий меру – богат.
(Глава 33)
Чем сильнее любовь, тем мучительнее утрата.
И чем больше храним, тем тяжелее потеря.
Знающий меру не узнает позора; знающий, когда надо остановиться, не попадет в беду.
Такой человек сможет стать долговечным!
(Глава 44)

Когда человек осознает, что имеющееся является достаточным, ему действительно всегда всего хватает. В современном материалистическом обществе добиться этого очень трудно, тем более что со всех сторон подталкивают к тому, чтобы мы хотели обладать все большим и большим. Ли Цзу, даос, живший позже Лао-цзы, более двух тысяч лет назад сказал об этом так:

Люди верят в то, что найдут удовлетворение в хорошей еде, дорогих одеждах, веселой музыке и безудержном сексе. Но даже получив все это, они все равно остаются недовольны. Поняв на себе, что счастье заключается не в обладании материальными благами, не в благосостоянии, они начинают желать известности, славы и признания. Влекомые этими внешне притягательными целями и поощряемые общественным мнением, люди тратят свою недолгую жизнь на попытки обрести эти ложные ценности. Их достижения могут дать им временную иллюзию того, что они чего-то добились. На самом же деле потеряли они гораздо больше. Они уже не могут ни видеть, ни слышать, ни чувствовать, ни думать, ни действовать в согласии со своим сердцем. Общественное мнение давит на них, и все свои поступки они совершают под влиянием этого давления извне. В конце концов оказывается, что они прожили так, как требовали от них другие, и их жизнь стала жизнью этих других людей, а не их собственной. Спрашивается: чем же такое существование отличается от жизни раба или узника?

Если у тебя достаточно еды… это уже радость. Знать, что ты сыт, – это уже мудрость. Стремись же обрести мудрость и познать удовлетворенность.

Занимаясь практикой принятия, отказа и удовлетворенности (которые, несомненно, взаимосвязаны, и более того, тесно переплетены между собой), можно познать истинную ценность жизни и избавиться от ложных ожиданий.

Гармония – источник постоянства, а постоянство – корень просветления.
Стремление к пестованию жизни зовется благовещим.
Контроль сознания над жизненной энергией дарит силу.
Коль существо сильно и вдруг стареет – оно отвергло истинный Путь-Дао, значит.
Тот, кто с Пути сворачивает, гибнет рано.
(Глава 55)

Одним из простых, но непреложных правил этого мира является то, что первопричина всех разочарований кроется в предшествовавших ожиданиях. Избавившись от ожиданий, мы избавляемся и от следующих за ними разочарований. Как же можно избавиться от ожиданий? Это достигается при постоянной практике принятия, отказа и удовлетворенности.


Люди, принадлежащие к самым разным народам и культурам, едины в своем неприятии смерти. Жизнь и смерть действительно представляют квинтэссенцию противостояния и единства инь и ян, двух сторон единой реальности. Без смерти нет жизни. Жизнь просто не могла бы появиться, если бы не было смерти. Смерть является естественной кульминацией жизни, неизбежно наступающей в предопределенный момент времени. Все три персонажа «Звездных войн», обладавшие Силой, с достоинством принимают свою смерть. Они не только принимают ее, они даже точно знают, в какой миг она их настигнет. Такое происходило и со всеми великими духовными лидерами человечества на протяжении истории.


Во время поединка с Дартом Вейдером Оби-Ван говорит: «Ты не сможешь победить, Дарт. Если ты нанесешь мне смертельный удар, я стану лишь сильнее – настолько сильнее, что ты и представить себе не можешь». Когда же он видит Люка, то позволяет Вейдеру убить себя. Он принимает свою смерть, смиряется с ней.


В «Возвращении джедая» Люк возвращается на Дагобу, чтобы встретиться с Йодой. Между ними происходит следующий диалог.

ЙОДА: Ну-ну. Что это за рожу ты скорчил? Я что, выгляжу слишком старым в твоих молодых глазах?

ЛЮК: Нет… конечно, нет, что ты такое говоришь.

ЙОДА: Да ладно тебе, что есть, то есть! Стар я стал, стар, слаб и болен. Проживи-ка девятьсот лет – посмотрим, как ты выглядеть будешь. А? Ну ничего, скоро настанет время покоя и отдыха. Я усну – усну навсегда. Я это заслужил.

ЛЮК: Учитель Йода, ты не можешь умереть.

ЙОДА: Я силен, и моя Сила со мной… но не настолько силен! Сумерки опустились на меня, а скоро настанет и время ночной тьмы. Таков порядок вещей… таков путь Силы.

Йода точно так же мог бы сказать: «Таков порядок вещей, таков путь Дао», ибо так оно и есть на самом деле.



Дарт Вейдер тоже принадлежал к тем, кто действительно обладает Силой; он знал, когда придет его смерть, и принял ее.

ВЕЙДЕР: Люк, помоги мне снять эту маску.

ЛЮК: Но тогда ты умрешь.

ВЕЙДЕР: Этому теперь уже ничто не сможет помешать. Я просто хочу еще раз увидеть тебя своими собственными глазами.

АНАКИН (Вейдер без маски): Все… иди, мой сын. Оставь меня.

Принятие смерти действительно является высшим проявлением добродетели принятия. Если довести эту мысль до ее логического завершения, то окажется, что мы умираем в каждый момент времени для того, чтобы ожить в следующий миг. В этом кроется ключ к осознанию добродетели жизни сегодняшним днем.


Примите то, что вы были рождены и что когда-то умрете. Осознайте, что время между этими двумя мгновениями и есть ваш личный путь, Дао, которому вам надлежит следовать.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх