Глава вторая

Сила как Дао

Существующие определения Силы настолько же туманны и расплывчаты, как и те, которыми пытаются описать Дао. Создатели «Звездных войн» сознательно выстроили эту неопределенность. Джордж Лукас сказал: «Я прочитал огромное количество книг по мифологии – как самих мифов, так и самых разных теорий, описывающих и объясняющих их; одной из этих книг был „Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла. Помимо нее были и многие другие: как минимум штук пятьдесят. Я сделал предварительные наброски так называемой «общей теории Силы» и стал играть с нею. Чем больше подробностей обретал этот замысел, тем дальше я уходил от своей же изначальной разработки. Я взял на себя дерзость рассмотреть все религии – основные мировые религии и различные древние культы – и выяснить, что у них есть общего. Я понял: лучше будет воплотить мой замысел в жизнь так, чтобы у зрителя фильма не возникало ассоциаций с какими-либо конкретными религиями… Таким образом, мне пришлось иметь дело с Силой, не имея специального определения для нее».


По мере того как Джордж Лукас описывает свою работу над концепцией Силы, становится понятно, что она очень напоминает понятия, выражающиеся в японском языке словом ки, а в китайском – чи.[9]



Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах» говорит Люку: «Сила – это то, что придает джедаю его мощь. Это энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами. Оно окружает нас и проникает в нас. Это та энергия, которая удерживает воедино всю Галактику». В том же духе определяет Силу Йода во время разговора с Люком после того, как звездный истребитель засасывает болото на планете Дагоба. Йода утверждает, что Сила «является могущественным союзником. Сама жизнь создает ее, благодаря жизни она растет. Ее энергия окружает нас и связывает друг с другом. Потому мы и можем называть себя светлыми существами… хотя и не в буквальном смысле слова. Тебе нужно научиться чувствовать Силу в себе и вокруг. Она повсюду, между нами… во мне… в этом дереве… в той скале… везде! Да, она есть даже между этой планетой и утонувшим космическим кораблем!»

С этой точки зрения Сила и Дао очень похожи во многих аспектах. Сила окружает нас точно так же, как Дао.[10]

Великий Путь, безбрежное Дао, повсюду растекается оно.
Вот оно слева, но оно и справа. Все сущее, опираясь на него, рождается, оно питает, пестует все сущее, но не становится над сущим властелином.
(Глава 34)
Вот Вещь, в Хаосе свершившаяся, прежде Неба и Земли родившаяся!
О безмолвная! О безвидная!
Одиноко стоишь и не меняешься, окружаешь все сущее и не гибнешь!
(Глава 25)

В своей работе «Дао физики» Фритьоф Капра поясняет, каким образом можно понять и объяснить Дао как энергию и использовать, чтобы дать определение, соответствующее современному состоянию физической науки. Сила, в соответствии с определениями, данными Оби-Ван и Йодой, действительно является энергетическим полем. Воины-джедаи черпают Силу в этом поле. Вот почему Йода смог поднять тяжелый истребитель из болота при помощи Силы. Настоящий джедай всегда находится в гармонии с потоком Силы и может пользоваться ею по своему усмотрению. Мы же черпаем свои силы в обретении гармонии с Дао.

Поэтому те люди, что все свои дела отдали Дао, – едины с Дао!
Те, что отдали все Благу-Дэ, – едины с Благом-Дэ!
Но те, кто посвятил все лишь гибели, – те с гибелью едины!
Когда некто един с Дао, Дао само радуется, обретя его.
Когда некто един с Благом, Благо тоже радуется, обретя его.
(Глава 23)
К тому, кто держит великий образ, стекается вся Поднебесная. Стекается, и ничто не причиняет ей вреда; она в покое, мире и благоденствии великом пребывает. Всюду радость и обильные яства, что путника влекут остановиться и их вкусить.
(Глава 35)

Инь и ян, фундаментальная противоположность даосизма, которая на самом деле выражает единство Дао, представлена в сериале «Звездные войны» в виде концепции темной и светлой стороны Силы. Сама Сила нейтральна, ее восприятие зависит от того, кто обладает ею и каким образом и для каких целей применяет ее. Обучая Люка на Дагобе в фильме «Империя наносит ответный удар», Йода говорит: «Берегись темной стороны. Гнев… страх… злоба. Все это проявления темной стороны Силы. Ее поток легко проникает в тебя, особенно во время боя. Стоит единожды ступить на темную тропу, и она навсегда станет главной в твоей судьбе». Темная сторона Силы, несомненно, персонифицирована в образе Дарта Вейдера. Могущество темной стороны он демонстрирует в «Звездных войнах», нанося Мотти удар на расстоянии в сцене обсуждения Звезды Смерти. После этого он говорит: «Я бы не советовал вам слишком уж гордиться этой машиной, вселяющей ужас, которую вы создали. Возможность уничтожить планету меркнет перед тем, что дает мне обладание Силой».


Концепция инь и ян как взаимодополняющих и неразрывно связанных элементов целого, обладающего огромными физическими и творческими возможностями, лежит в основе того, что в фильме названо темной и светлой стороной силы. Как в любой комплементарной паре, ни один ее член не может существовать без другого. Более того, присутствие одного из элементов означает и появление и второго.

Немилосердны Небо и Земля, и сущее для них – соломенное чучело собаки![11]
(Глава 5)

Несмотря на то что Дарт Вейдер явно выбрал себе темный путь, доброе в нем по-прежнему сохранилось. Одно без другого существовать не может. Иногда, а впрочем, точнее будет сказать – в большинстве случаев мы так много внимания уделяем присутствию одной из сторон, что не замечаем существования другой. Но в таком случае нам не будет дано обрести Силу, и соответственно у нас не будет возможности постичь Дао. Чтобы избежать такого перекоса в восприятии, нужно просто признать существование взаимодополняющего единства инь и ян. Люк осознает это в «Возвращении Джедая», когда ему приходится искать что-то доброе в его отце Дарте Вейдере. Люк, обращаясь к образу Оби-Вана и говоря о Дарте Вейдере, произносит: «И все-таки в нем есть добро». Позднее в том же фильме в важнейшей сцене поединка между Люком и его отцом, олицетворяющими силы добра и зла, между ними происходит следующий разговор:

ЛЮК: Отец, я знаю.

ВЕЙДЕР: Значит, ты признал правду и смирился с нею.

ЛЮК: Я признаю справедливость того, что когда-то ты был Анакином Скайуокером, моим отцом.

ВЕЙДЕР: Это имя для меня теперь только набор звуков.

ЛЮК: Это твое настоящее имя. Ты просто его забыл. Я знаю, что в тебе есть добро. Императору не удалось окончательно убить его в тебе.

Позднее, в ходе самого поединка Люк снова говорит отцу: «Я чувствую добро в тебе… добро и зло борются внутри тебя». Это противостояние достигает своей наивысшей точки в тот момент, когда Император собирается убить Люка, уже после того как Люк имел возможность поразить Дарта Вейдера своим световым мечом, но отказался убивать его и отвел меч от его горла. В этот момент Люк, по-прежнему верящий в то, что в его отце сохранилось добро, взывает о помощи: «Отец, прошу, помоги». Дарт Вейдер понимает неизбежность сосуществования взаимодополняющего единства добра и зла и потому решает убить в себе Императора. Перед смертью Вейдер говорит: «Ты был прав. Все, что ты говорил обо мне, – это правда». В последние секунды своей жизни он признает, что в нем наравне со злом существует и добро. Оно было в нем всегда, а для того, чтобы оно в нем проявилось, ему нужно было лишь признать, что в нем существует светлая сторона Силы. Так и нам нужно лишь одно… посмотреть в себя. В нас есть все, и в этом нет противоречия, нет двойственности. Это всего лишь взаимодополняющие элементы единого целого.


Другой аспект Дао, проявляющий себя в понятии Силы в «Звездных войнах», – это пустота. Пустота, как уже было сказано в кратком обзоре, включает в себя такие понятия, как отсутствие или ничто – ничто, из которого было создано все. Кроме того, она включает в себя чистый, незамутненный разум. Лучше всего это можно пояснить на примере следующей притчи дзен:

Некий философ приходит к монаху – дзен-буддисту, чтобы поучиться у него. Поговорив с гостем некоторое время, учитель спрашивает философа, не желает ли тот попить чаю. Он начинает разливать чай. Вскоре чашка наполняется до краев, и чай льется на стол и на пол. «Что вы делаете?» – восклицает встревоженный философ. «Ты похож на эту чашку, – говорит учитель. – Ты пришел за знаниями, но твой разум уже до краев полон мыслями, образами и представлениями. В чаше твоего ума больше не осталось места ни для чего».

Слишком часто мы оказываемся в положении этого философа. Наш разум переполнен своими и чужими мыслями, усвоенными когда-то понятиями, представлениями и желаниями. Чтобы получить возможность обрести Дао и его поток, нам нужно освободиться от этого груза.

Древние, умеющие следовать Дао-Пути, не просвещали народ, а оглупляли его. Трудно управлять народом, когда он преисполнен многомудрия.
Тот, кто упорядочивает страну при помощи мудрости, – грабитель страны. Тот, кто не упорядочивает страну при помощи мудрости, – счастье для страны.
(Глава 65)

Во время обучения на Дагобе Люк получает от Йоды такой же урок.

ЛЮК: И все-таки скажи, почему у меня не получается…

ЙОДА (перебивая): Все, хватит, никаких больше «почему». Сегодня я больше не смогу ничему научить тебя. Очисти свой разум, освободи его от вопросов.

Чуть позже в разговоре об утонувшем в болоте истребителе герои обмениваются следующими фразами:

ЛЮК: Учитель, двигать камни – одно дело. Космический истребитель – совсем другое.

ЙОДА: Нет! Это абсолютно то же самое! Разница между ними только у тебя в голове. Ты просто должен забыть все, что знал раньше, и освободиться таким образом от условностей.

Ясно, что Йода хочет, чтобы Люк очистил свой разум и освободил там место для того нового, чему учит его старый джедай. Чистый разум открыт для всего нового и является благодатной почвой для открывающихся новых возможностей. Точно так же происходит и познание Дао. Впрочем, такое сходство не удивительно, учитывая то, с каким вниманием и восхищением Джордж Лукас и его помощники по работе над сценарием смотрели старые фильмы о самураях. Особое место в этом ряду занимает фильм Акиры Куросавы «Тайная крепость». В этих фильмах, как и в дзенских притчах, особое внимание уделяется проблеме отношений между учителем и учеником. (Кстати, дзен-буддизм развился во многом как «продукт слияния» даосизма и китайского варианта буддизма.) Этот парадокс также оказывается лишь видимостью, под которой скрывается истина: для того, чтобы наполнить себя новыми знаниями, сначала нужно освободиться от старых.


Как уже говорилось в обзоре, иероглиф, обозначающий Дао, состоит из двух элементов, означающих человека, бегущего по дороге. На протяжении всех серий «Звездных войн» герои постоянно упоминают путь, по которому им предстоит идти. Это хорошо видно на примере следующих фрагментов.



В фильме «Звездные войны» Хэн Соло сначала отказывается участвовать в нападении на Звезду Смерти…

ЛЮК: О, это Хэн! Не знаю, я был уверен, что он все-таки передумает.

ЛЕЯ: Он сам все решил. Каждый идет по своему пути. Никто другой не может сделать выбор за него.

В том же фильме Оби-Ван отправляется в путь, чтобы заполучить истребительный луч, и в конце концов встречает Дарта Вейдера…

ЛЮК: Я хочу пойти с тобой.

ОБИ-ВАН: Наберись терпения, Люк. Оставайся здесь и присматривай за дроидами.

ЛЮК: Но ведь он может…

ОБИ-ВАН: Их нужно доставить в целости и сохранности, если мы не хотим, чтобы другие солнечные системы постигла участь Альдераана. Путь твоего предназначения не совпадает с моим.

В «Призрачной угрозе» Анакину сообщают, что он свободен и может уходить вместе с Кви-Гоном…

КВИ-ГОН: Анакин, учиться быть джедаем – дело нелегкое. И даже если ты преодолеешь все трудности, даже если добьешься своего, жизнь у тебя будет тяжелая и опасная.

АНАКИН: Но я этого и хочу. Я всегда мечтал об этом. Можно, я спрошу у мамы?

КВИ-ГОН: Этот путь лежит перед тобой, Анни; выбор должен сделать только ты сам. Никто другой тебе в этом не поможет.

Также в «Призрачной угрозе», когда Совет джедаев сначала не разрешает Кви-Гону учить Анакина, у него происходит следующий разговор с Оби-Ваном:

КВИ-ГОН: Анакин станет джедаем… я тебе обещаю.

ОБИ-ВАН: Учитель, не бросайте вызов Совету… не делайте снова ту же ошибку.

КВИ-ГОН: Я сделаю то, что должен.

ОБИ-ВАН: Учитель, если бы вы следовали кодексу ордена джедаев, вы бы могли уже стать членом Совета. На этот раз они с вами ни за что не согласятся.

КВИ-ГОН: Я вижу, мой юный ученик, тебе предстоит еще многому научиться и многое постичь.

Юному Оби-Вану еще предстоит понять, что личная ответственность каждого за то, чтобы идти по своему собственному, избранному им самим пути имеет гораздо большее значение, чем следование навязанной кем-то извне системе субординации и подчинения. Личная ответственность – ключевое понятие здесь. Путь лежит перед тобой, он открыт тебе, но только ты можешь сделать выбор – идти по нему или нет. И Кви-Гон, и Оби-Ван согласны, что у каждого человека в жизни свой путь. Этот путь в конечном итоге и является путем Дао, и у каждого из нас он свой собственный, личный. Постичь суть пути – как любой дороги на земле, так и пути жизненного – можно лишь одним способом: пройти его от начала до конца, прочувствовав каждый его шаг, каждую секунду, пройти этот путь от рождения до смерти.


Примечания:



1

«Дао-Дэ цзин», или «Канон Пути и его Благой Силы».



9

Согласно даосским воззрениям сокровенное Дао производит из себя единое энергетическое начало мира, первозданный хаос – пневму ци. Дэ – благая мощь пневмы.



10

Это объясняется учением даосизма о «двух Дао»: одно («безымянное», умин) рождает Небо и Землю, т. е. порождает космос, другое («именуемое», юмин) создает, взращивает конкретные вещи. Последнее и есть Дэ – Благая Сила, Благодать Великого Пути (Дао).



11

Соломенное чучело собаки – имеется в виду ритуальное чучело, которое выбрасывали после окончания церемонии. Другой вариант перевода этого фрагмента: «Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью». (Перевод Ян Хин-шуна.)









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх