Глава девятая

Жизненный опыт

Все рассмотренные нами положения Дао относятся к жизни человека в реальном мире. Даосизм не требует от человека жить отшельником где-нибудь на горной вершине. Сама окружающая жизнь является проявлением и обоснованием истинности существования Дао. Мы применяем изученные положения в повседневной деятельности. Дао – это жизнь. Жизнь представляет собой наивысшую школу, хотя, несомненно, обучение в этой школе сильно отличается от привычного нам учебного процесса. В обычной школе сначала вы присутствуете на уроке, получая знания от учителя, затем заучиваете и повторяете материал и лишь после этого сдаете зачет или экзамен. В жизни же все происходит наоборот. Она сначала экзаменует человека, и лишь потом он может осознать и разобраться в проблеме теоретически.


Когда Кви-Гон и Оби-Ван впервые высаживаются на планете Набу, по ним открывают огонь солдаты. Защищаясь, учитель и ученик берутся за световые мечи. Оби-Ван обнаруживает, что его световой меч не работает.

ОБИ-ВАН: Простите, учитель, похоже, что вода повредила мое оружие.

КВИ-ГОН (осматривая рукоятку его меча): Да ты же опять забыл выключить регулятор подачи энергии.

(Оби-Ван виновато кивает.)

КВИ-ГОН: Перезарядить его – недолго, но я надеюсь, этот урок ты усвоишь, мой юный ученик.

ОБИ-ВАН: Да, учитель.

Это иллюстрация к тому, что жизнь экзаменует нас, не извещая заранее о времени очередного испытания и не давая возможности подготовиться к нему. Чтобы извлечь урок из такого испытания, нужно обладать некоторыми знаниями и осознанно относиться к тому, что с нами происходит. На счастье Оби-Вана, с ним рядом был хороший учитель. После того как испытание было пройдено, он объяснил ученику, в чем состояла его ошибка, и тем самым помог младшему извлечь урок из экзамена. К сожалению, не всегда и не у каждого из нас рядом оказывается настоящий учитель. Более того, даже если у человека есть наставник, ученик часто не слушает своего учителя. Вспомним, что Йода говорил Люку во время тренировки на болотах Дагобы сразу после того, как космический истребитель окончательно засосала трясина.

ЛЮК: Ну, все. Никогда мы теперь отсюда не выберемся.

ЙОДА: Ты так в этом уверен? Тебя послушать – у нас вообще ничего не получится. С таким настроением так и будет. Эй, ты что, глухой? Не слышишь, что я тебе не говорю?

Мало иметь настоящего учителя – нужно еще уметь слушать и слышать его. Недостаточно просто жить, надо научиться осознанности. В наше время по большей части учитель не находится постоянно рядом с нами. Поэтому зачастую человеку приходится познавать и практиковать Дао самостоятельно. Нужно все время оставаться открытым для мира и сохранять осознанность. На определенном этапе наступает момент, когда учитель уже не в состоянии предусмотреть все, что вам необходимо знать. Лишь непосредственный опыт может дать человеку необходимые инструкции. Это значит, что мы должны учиться у природы и у самих себя. Любой жизненный опыт – шанс для обучения. Существует древняя китайская притча об ученике, который долго поднимался на вершину горы, чтобы спросить живущего там мудреца-отшельника, в чем истинный смысл жизни.

Ученик: Что в жизни самое важное?

Мудрец: Опыт.

Ученик: Как вы обрели этот опыт?

Мудрец: Благодаря верному пониманию.

Ученик: А из чего проистекает верное понимание?

Мудрец: Из неверного понимания.

Отвечайте на гнев воздействием Блага-Дэ. Если смириться с великим гневом, часть гнева все еще останется непременно, разве это можно считать удачным приемом?
Небесный Дао-Путь не знает родственных симпатий, но постоянно творит добро для всех людей.[14]
(Глава 79)

Жизнь полна поучительных примеров: учиться можно на ошибках и поражениях, как своих, так и чужих. Тем не менее нельзя забывать о парадоксальной на первый взгляд мысли, высказанной в тексте «Дао-Дэ цзин».

В почете быть столь же страшно, сколь и быть в позоре.
(Глава 13)

Пол Брайент по прозвищу «Медведь», знаменитый тренер по американскому футболу, говорил по этому поводу: «Другие тренеры просматривают кассеты с записями матчей, которые их команды проиграли, чтобы разобраться, что они сделали неправильно. Я же прилежно изучаю записи тех игр, в которых мы победили, чтобы понять, что мы сделали правильно». Это можно воспринимать как очень полезный совет – изучение благоприятных обстоятельств может указать нам на проблемы, связанные с успехом. Наше эго питается успехами и потому подталкивает человека к отходу от принципов смирения, требует совершать эгоистичные поступки и таким образом уводит от Дао. Проявлением воздействия эго становится страх потерпеть неудачу или не добиться успеха. Успех же и стремление его обрести подпитывают эго, не давая ученику подавить его в себе. Это не есть путь Дао. Путь Дао – равновесие, умеренность, невозмутимость и гармония.

Почему так говорят о почестях и о позоре?
Позор нас унижает, ну а почести мы со страхом принимаем и со страхом же теряем.
А почему быть почитаемым такая же беда, как обладать телесной самостью?
Я потому в беде великой пребываю, что телом-самостью я обладаю. И если б телом-самостью не обладал, то разве б были беды у меня?
Поэтому коль скоро человек заботится о теле-самости своей, как о Поднебесной всей, ему и Поднебесная доверится немедля. И если человек дорожит телом-самостью своей, как Поднебесной всей, его признает всякий в Поднебесной.
(Глава 13)

Ключом к обретению гармонии является умение стоять на земле обеими ногами, то есть находиться во внутреннем равновесии вне зависимости от того, достигаете ли вы успеха или терпите неудачу. Смирение, простота, терпение, принятие и у вэй являются наиболее полезными средствами, позволяющими обрести это равновесие. Более того, не применяя их, истинного равновесия и спокойствия добиться невозможно.


В «Призрачной угрозе» время от времени возникает ощущение, что Джар-Джар доставляет своим спутникам больше хлопот и неприятностей, чем пользы. Тем не менее всегда может возникнуть ситуация, в которой единственно необходимым и незаменимым окажется тот, кого вы уже привыкли считать бесполезным. Именно Джар-Джар помог Кви-Гону и Оби-Вану выбраться из подводного города и найти королеву. Научившись быть открытым потоку жизненных уроков и двигаясь по своему пути, можно обрести понимание того, что именно может потребоваться в той или иной ситуации, а что останется невостребованным. Так вы научитесь двигаться вместе с потоком, в гармонии – таков принцип у вэй.

Ходить умеющий следов не оставляет,
В речах хороших не бывает оговорок,
Не пользуется палочками тот, кто хорошо считать умеет,
Тот, кто умеет запирать, и без замка запрет так, что не откроешь,
Тот, кто связывает умело, веревки не возьмет, но его узел не развяжешь.
Поэтому-то совершенномудрый готов всегда к спасению людей и потому никогда не теряет людей.
Поэтому-то совершенномудрый всегда готов спасать существ и потому никогда не теряет существ.
И это его глубокой просветленной мудростью зовут.
Поэтому хороший человек – учитель дурных людей, а дурные люди – сокровище хорошего человека.
Если человек не ценит свое сокровище, то даже если он многомудр, все ж пребывает в великом заблуждении.
Это называется важнейшей тайной.
(Глава 27)

И опять на первый взгляд это кажется парадоксом. Однако было бы вопиющей глупостью отвергать человека лишь потому, что он представляется нам «плохим». Следует всегда помнить, что «плохой» человек может оказаться хорошим и даже принести окружающим пользу. Поступки так называемых плохих людей и последствия таких поступков служат нам уроками. Кроме того, встречаясь с такими людьми, мы учимся не только отличать добро от зла, но и обращать зло в добро. Учиться можно всегда, у кого угодно и у чего угодно. Вот почему тот, кто помогает нам в процессе обучения – наш учитель и наставник, – заслуживает особого уважения. С благодарностью следует принимать и любой выпавший на нашу долю урок. Вспомните: именно Джар-Джар помог своим спутникам, предложив план, который в конечном итоге привел их к победе. Все эти рассуждения являются абсолютно логичными. К сожалению, мало кто из людей следует им. Мы не доверяем своим учителям, пренебрегаем их советами и таким образом ограничиваем себя в обучении, замедляя, а то и вообще прекращая собственный рост.


Как уже было сказано, учиться можно у любого человека. Это связано с тем, что всё в этом мире, включая любое действие или поступок, имеет свое место и время. Почти любой поступок может быть правильным и целесообразным, если совершить его в нужное время в нужном месте и в сложившихся определенным образом обстоятельствах. Иллюстрацией к этой мысли может служить эпизод, в котором Кви-Гон пытается выменять новый генератор перехода в гиперпространство для своего космического корабля.

ПАДМЕ: Должно же быть у этих старьевщиков какое-то слабое место.

ШМИ: Они азартные. Просто с ума сходят на этих чудовищных гонках.

КВИ-ГОН: Азарт… жажда выигрыша… Что ж, алчность может быть нам выгодным союзником… если, конечно, ею правильно воспользоваться.


Даже такое качество, как жадность, всегда относящееся к «плохим», может оказаться полезным. Даже такое неприемлемое для нас явление, как сама смерть, в определенных обстоятельствах может быть оправдано и обосновано.

Среди существ есть такие, которые идут вперед, есть и такие, что идут следом за ними;
бывают существа, которые молчат,
бывают существа, которые кричат;
бывают сильные,
бывают слабые;
бывают надежно защищенные,
бывают беззащитно обнаженные.
Поэтому совершенномудрый уходит от чрезмерности, уходит от избытка, уходит от излишества.
(Глава 29)

Эта мысль во многом перекликается с тем, что изложено в Книге Экклезиаста (3:1–8), где говорится:

Всему свое время и время всякой вещи под небом.
Время рождаться и время умирать.
Время насаждать и время вырывать посаженное.
Время убивать и время врачевать.
Время разрушать и время строить.
Время плакать и время смеяться.
Время сетовать и время плясать.
Время разбрасывать камни и время собирать камни.
Время обнимать и время уклоняться от объятий.
Время искать и время терять.
Время сберегать и время бросать.
Время раздирать и время сшивать.
Время молчать и время говорить.
Время любить и время ненавидеть.
Время войне и время миру.

Мысль о том, что все в жизни происходит не просто так, а по какой-то причине, давно стала общим местом. Мы можем не знать причин, приведших к тому, что ситуация сложилась определенным образом. Или же мы можем неверно истолковать эти причины. Это может произойти, потому что мы невнимательны к ситуации или у нас ошибочная перспектива (то есть неверная точка зрения). Так, например, в «Возвращении джедая» Люк задает Оби-Вану вопрос:

ЛЮК: Почему ты мне об этом не сказал? Ты же говорил, что Вейдер предал и убил моего отца.

ОБИ-ВАН: Твой отец не устоял перед искушением темной стороной Силы. Из Анакина Скайуокера он превратился в Дарта Вейдера. В тот день, когда это случилось, хорошего человека, которым был твой отец, не стало, так что можно считать – я говорил тебе правду… с определенной точки зрения!

ЛЮК: С какой еще определенной точки зрения?!

ОБИ-ВАН: Люк, тебе еще предстоит осознать: многое из того, что мы считаем истинным и непреложным, на самом деле является таковым только с нашей – определенной – точки зрения.

То, насколько личная точка зрения может влиять на восприятие мира, можно проиллюстрировать следующей историей.

Один человек был назначен руководителем группы в Обществе Анонимных Алкоголиков. Как-то раз он решил дать своим подопечным неопровержимое доказательство того, что алкоголь – это безусловное зло. На очередное занятие он принес с собой две стеклянные банки. В одной была чистая вода, в другой – чистый спирт. Он бросил в банку с водой червяка. Довольный червяк стал плавать в воде. Затем он переложил червяка в банку со спиртом. Червяк очень быстро растворился – прямо на глазах наблюдателей. Руководитель группы радостно воскликнул: «Вот видите! Вот видите! Что же после этого можно сказать об алкоголе?» Из задних рядов донесся столь же радостный возглас: «Можно сказать, что, если будешь пить спиртное, у тебя никогда не заведутся глисты!»

Ваше восприятие, сложившаяся система ценностей и точка зрения определяют, каким вы видите окружающий мир. Все знания сложились произвольно; больше того, это мы придаем смысл тем или иным явлениям или событиям. Не забывайте: как бы банально это ни звучало, но все, что происходит в жизни, происходит не просто так. Когда Анакин выиграл гонки, ему даровали свободу.

ШМИ: Видишь, Анни, твои мечты сбываются. Ты свободен! Скажи мне, Кви-Гон, теперь ты возьмешь его с собой? Суждено ему стать джедаем?

КВИ-ГОН: Наша встреча не была случайной. Случайных совпадений в жизни не бывает.

Говоря по существу, Кви-Гон дает своими словами определение термина синхронности. Несмотря на то что это явление существовало всегда, оно было впервые описано лишь сравнительно недавно. Сделал это известный психолог Карл Юнг. Синхронность он определил как принцип беспричинной связи, проявляющийся в возникновении неслучайных совпадений, которые не могут быть объяснены в терминах привычных причинно-следственных связей. (Возможно, не является простым совпадением и тот факт, что он выразил и сформулировал этот принцип в предисловии к первому серьезному переводу на один из европейских языков китайской книги «И Цзин» в самом начале двадцатого века.) Как же отличить эти значимые совпадения от всех тех бесчисленных вещей, что происходят с нами и вокруг нас ежедневно? Дао учит нас быть открытыми этому миру. Нужно освободить разум и воспринимать мир таким, каков он есть. Каждый день мы становимся свидетелями и воспринимаем множество явлений и событий. Лишь от нас самих зависит, сумеем ли мы воспринять их открытым умом и понять их истинный смысл.


Ценностью, несомненно, обладает любой жизненный опыт… это так. Единственное, что в жизни постоянно, – это перемены. Принцип принятия является одним из краеугольных камней даосизма. Так как же ученику определить, когда и в каком направлении меняться? Какая перемена находится в согласии с потоком Дао, а какая пойдет против него?

Если люди не боятся даже смерти, то чем же запугаешь их до смерти?
Если найдется такой, кто будет все время запугивать людей до смерти и этим тешиться, а я его поймаю и убью, кто еще посмеет так поступить?
Ведь в государстве есть всегда палач. А подменять собою палача не то же самое ли, что вместо лесоруба идти рубить деревья? Ведь тот, кто вместо лесоруба пойдет деревья рубить, тот всегда рискует собственную руку отрубить!
(Глава 74)

Когда мы попадаем в трудную ситуацию, когда у нас на пути встают серьезные препятствия и возникают большие проблемы, это еще не значит, что пришло время напрягать все силы. Скорее всего, настало время успокоиться, привести себя в равновесие, освободить ум и ждать, когда настанет момент совершить единственно верное действие. В это мгновение мы и меняемся. Нам не всегда известно, что в сложившейся ситуации хорошо, а что плохо. Мы не можем управлять будущим или хотя бы предвидеть его. Следовательно, нам нужно набраться терпения и позволить течению Дао подтолкнуть нас к единственно верному действию. Эту мысль прекрасно иллюстрирует следующий классический рассказ Хай Нянь Цзы.

Как-то лошадь одного бедного крестьянина вырвалась из стойла и ускакала в земли, занятые воинственными варварами. Соседи крестьянина сочувствовали ему, но тот сказал: «Как знать, не было ли это событие предвестником большой удачи?» Несколько месяцев спустя лошадь вернулась домой и привела с собой прекрасного коня из страны варваров. Все соседи бросились поздравлять крестьянина, но тот сказал: «Как знать, не на беду ли это случилось?» У пары лошадей стали рождаться жеребята, и семья крестьянина начала богатеть, имея все новых и новых прекрасных коней. Сын крестьянина целыми днями катался верхом на них; однажды он упал с седла и сломал ногу. Соседи крестьянина опять стали сочувствовать ему, но отец пострадавшего юноши сказал: «Как знать, не к счастью ли все это случилось?» Прошел еще год, и варвары пересекли границу и вторглись в ту страну. Всех здоровых молодых людей забрали в армию, и девять из каждых десяти погибли на войне. Вот так удача может обернуться несчастьем и наоборот. Кто знает, как повернется судьба и как мы станем в будущем воспринимать то, что с нами происходит сегодня?

Принятие. Простота. Смирение. Пу. Терпение. У вэй. Все это важнейшие положения Дао. Их знание и понимание могут сослужить вам хорошую службу. Однако следует помнить, что понимание без практики невозможно. Нужно обретать жизненный опыт – эту ценнейшую из ценностей Дао. Мало знать философию Дао. Нужно жить им.


Примечания:



1

«Дао-Дэ цзин», или «Канон Пути и его Благой Силы».



14

Ср. с переводом гл. 79 Ян Хин-шуна: «После успокоения большого возмущения непременно останутся его последствия. Как можно назвать это добром? Поэтому совершенномудрый дает клятву, что не будет никого порицать. Добрые стремятся к соглашению, а недобрые – к вымогательству. Небесное Дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых».









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх