20

Осудив христианство, я не хотел бы совершить несправедливость в отношении родственной религии, превосходящей его числом приверженцев, — это буддизм. Обе нигилистические религии, обе религии decadence’а и близки, и самым замечательным образом разделены. Критик христианства глубоко благодарен индийским учёным за то, что может теперь сравнивать. — Буддизм во сто крат реалистичнее христианства; у него в крови наследие объективной и хладнокровной постановки проблем, он возник в итоге продолжавшегося сотни лет философского движения; когда буддизм появился на свет, с понятием «бог» уже успели покончить. Буддизм — это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия — даже и в своей теории познания (строгом феноменализме); буддизм провозглашает уже не «борьбу с грехом», а «борьбу со страданием», тем самым всецело признавая права действительности. Буддизм глубоко отличается от христианства уже тем, что самообман моральных понятий для него пройденный этап; на моём языке он — по ту сторону добра и зла. — Вот два психологических факта, на которых основывается и на которых останавливает взгляд буддизм: это, во-первых, чрезмерная чувствительность, выражающаяся в утончённой способности страдать, а затем — чрезмерная духовность, следствие слишком долгого пребывания среди понятий, логических процедур, от чего понёс ущерб личный инстинкт и выиграло всё безличное (то и другое состояние по собственному опыту известно, как и мне, хотя бы некоторым из моих читателей, а именно «объективным»). Как следствие таких физиологических предпосылок, установилась депрессия — против неё Будда и принимает свои гигиенические меры. Его средство — жить на природе, странствовать; быть умеренным и ограничивать себя в пище; соблюдать осторожность в отношении любых spirituosa, а также любых аффектов, вызывающих разлитие жёлчи и горячащих кровь; не заботиться ни о чём — ни о себе, ни о других. Он требует, чтобы представления приносили покой или радовали дух, и изобретает способы, как отвратить от себя всё иное. Для Будды благо и доброта — то, что укрепляет здоровье. И молитва, и аскетические упражнения исключены, — вообще никакого категорического императива, никакого принуждения, даже и в монастырской общине (всегда можно выйти из неё). Всё подобное лишь усиливало бы чрезмерную возбудимость. По той же причине он не требует бороться с инакомыслящими; ни против чего так не восстаёт его учение, как против мстительности, антипатии, ресентимента («не враждою будет положен конец вражде»{19} — трогательный рефрен всего буддизма…). И справедливо: именно эти аффекты и нездоровы в смысле главной диэтетической цели. С утомлённостью духа, которая налицо и которая сказывается в преувеличенной «объективности» (то есть в ослаблении индивидуальной заинтересованности, в утрате центра тяжести, «эгоизма»), он борется, последовательно относя к личности даже и самые духовные интересы. Учение Будды вменяет эгоизм в обязанность: «одно только нужно»{20} — вся духовная диэта определяется и регулируется тем, как именно тебе отрешиться от страдания (вспоминается афинянин, равным образом объявивший войну чистой «научности», — Сократ: он возвёл личный эгоизм в ранг морали даже в самом царстве проблем).


Примечания:



{1}

Этот текст родился из третьего параграфа изначального варианта предисловия к «Сумеркам идолов»: «Но что мне до немцев! Я пишу, я живу для совсем немногих. Они повсюду, — и они нигде. Чтобы иметь уши, слышащие меня, надо прежде всего быть хорошим европейцем — и ещё чем-то впридачу к этому!.. Условия, при которых мои произведения — самую серьёзную литературу, какая только есть — поймут, а тогда уж поймут с неизбежностью — эти условия я знаю доподлинно. Нужна ставшая инстинктом и страстью порядочность, краснеющая от того, что нынче называют нравственным. Нужно полнейшее, доходящее даже до издёвки, равнодушие к тому, будет ли истина полезна или приятна для того, кто её ищет, и не станет ли она для него роковой находкой. Нужно, как то свойственно сильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы вступать в область запретного; необходима предопределённость — к тому, чтобы существовать в лабиринте. Нужна гигиена смельчаков, руководствующихся девизом: increscunt animi, virescit volnere virtus. И семикратный опыт одиночества; и новые уши для новой музыки; и новые глаза — способные разглядеть наиотдалённейшее; и новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде немотствовавшие. Готовность вести своё дело в монументальном стиле — держать в узде энергию вдохновения… Почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным в отношении себя самого… Ясность привыкшего к войне и победе — того, кому знакома и смерть!.. Вот кто мои читатели, читатели настоящие, читатели неизбежные; что проку от остальных? — Остальные — всего лишь человечество. — Нужно превзойти человечество силой, высотой души — превзойти его презрением… / Зильс-Мария, Верхний Энгадин / 3 сентября 1888».



{2}

Ср.: в «Дионисовых дифирамбах» концовки стихотворений «Сигнальный огонь» и «Садится солнце».



{19}

Цитата из книги Г. Ольденберга «Будда».



{20}

Цитата из Евангелия (Лк 10, 42).



Комментарии

>

Рукопись «Антихриста» для печати сохранилась. В начале рукописи помещены два титульных листа. На первом, более раннем, значится: «Антихрист. / Опыт критики христианства. / Первая книга / Переоценки всех ценностей», на более позднем — «Антихрист. / [Переоценка всех ценностей] / Проклятие христианству», причём подзаголовок «Переоценка всех ценностей» зачёркнут Ницше. Очевидно, подзаголовок на титуле был перечёркнут Ницше в декабре 1888 г., поскольку ещё 26 ноября он писал Дейссену: «Моя “Переоценка всех ценностей” с заглавием “Антихрист” готова» (Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 345).

Впервые «Антихрист» был опубликован в 1895 г. в 8-м томе собрания сочинений Ницше под редакцией Фрица Кёгеля. При публикации четыре места в тексте книги были опущены, заголовок выглядел следующим образом: «Антихрист. / Опыт критики христианства». Спустя 4 года «Антихрист» вышел также в составе 8-го тома нового собрания сочинений под редакцией Артура Зайдля. Титульный лист также был воспроизведён некорректным образом, а именно: «Воля к власти. / Опыт переоценки всех ценностей. / Сочинение Фридриха Ницше. / Предисловие и Первая книга: Антихрист». Зато была восстановлена одна из купюр, сделанных в предыдущем издании — заключительный абзац книги. Остальные три места — к каждому из них мы даём постраничное примечание — были восстановлены только при публикации издания под редакцией Карла Шлехты в 1956 году. Также и заголовок в его исходном виде был впервые опубликован в издании Шлехты.

Специальные обозначения

— — пропущенные слова в рукописи.

— — — незаконченная фраза в рукописи.

/ конец строки в рукописи.

id="endnote_1">

{1}

Этот текст родился из третьего параграфа изначального варианта предисловия к «Сумеркам идолов»: «Но что мне до немцев! Я пишу, я живу для совсем немногих. Они повсюду, — и они нигде. Чтобы иметь уши, слышащие меня, надо прежде всего быть хорошим европейцем — и ещё чем-то впридачу к этому!.. Условия, при которых мои произведения — самую серьёзную литературу, какая только есть — поймут, а тогда уж поймут с неизбежностью — эти условия я знаю доподлинно. Нужна ставшая инстинктом и страстью порядочность, краснеющая от того, что нынче называют нравственным. Нужно полнейшее, доходящее даже до издёвки, равнодушие к тому, будет ли истина полезна или приятна для того, кто её ищет, и не станет ли она для него роковой находкой. Нужно, как то свойственно сильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы вступать в область запретного; необходима предопределённость — к тому, чтобы существовать в лабиринте. Нужна гигиена смельчаков, руководствующихся девизом: increscunt animi, virescit volnere virtus. И семикратный опыт одиночества; и новые уши для новой музыки; и новые глаза — способные разглядеть наиотдалённейшее; и новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде немотствовавшие. Готовность вести своё дело в монументальном стиле — держать в узде энергию вдохновения… Почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным в отношении себя самого… Ясность привыкшего к войне и победе — того, кому знакома и смерть!.. Вот кто мои читатели, читатели настоящие, читатели неизбежные; что проку от остальных? — Остальные — всего лишь человечество. — Нужно превзойти человечество силой, высотой души — превзойти его презрением… / Зильс-Мария, Верхний Энгадин / 3 сентября 1888».

id="endnote_2">

{2}

Ср.: в «Дионисовых дифирамбах» концовки стихотворений «Сигнальный огонь» и «Садится солнце».

id="endnote_3">

{3}

Параграфы с 1-го по 7-й, согласно плану от 26 августа 1888 г. должны были, под заголовком «Мы, гиперборейцы», составлять Предисловие к «Воле к власти».

id="endnote_4">

{4}

Ср.: Пиндар. Десятая Пифийская песнь, 29–30.

id="endnote_5">

{5}

Ср.: ПСС 13, 11[414]; 15[120].

id="endnote_6">

{6}

Ср.: ПСС 13, 11[414]; 15[120].

id="endnote_7">

{7}

Ср.: ПСС 13, 11[413].

id="endnote_8">

{8}

Ср.: ПСС 13, 11[408].

id="endnote_9">

{9}

Ср.: ПСС 13, 11[361].

id="endnote_10">

{10}

Очевидно, речь о следующих местах из «Поэтики»: 1449b, 27–28 и 1453b (вначале).

id="endnote_11">

{11}

Тюбингенский Штифт — знаменитый богословский институт в Тюбингене, где учились Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин.

id="endnote_12">

{12}

Не Кант ли … вам Кант — см.: Kant I. Der Streit der Fakultaeten // Werke. Akademie-Ausgabe. Bd. 7. Berlin. S. 85–87.

id="endnote_13">

{13}

Ср.: ПСС 13, 15[28].

id="endnote_14">

{14}

А ведь … «неистинно» — Черновой вариант: «Интересно взглянуть на то, что противоположно происхождению философии, а именно — на происхождение науки. Если какое-нибудь семейство на протяжении ряда поколений сохраняет приверженность определённому роду деятельности, то случается, что все накопившиеся умения, привычка к последовательности, к точности, к предусмотрительности, к педантизму становится наконец независимой и распространяйся теперь уже и на духовную сферу. Формальное обучение, которое проходит ум, словно бы обособляется от прежней цели этого обучения и само по себе становится некой потребностью, алканием проблем — сама цель становится средством. — Научность есть выражение врождённой virtu и точности в мышлении и поступках. Поэтому гениев науки можно встретить почти исключительно среди потомков ремесленников, торговцев, врачей, адвокатов: у еврейского ребёнка совсем не мало шансов стать дельным учёным. И наоборот, из сыновей священников получаются философы».

id="endnote_15">

{15}

В издание «Воли к власти» под номером 469 сотрудниками Архива Ницше был включён ранний черновой вариант этого параграфа.

id="endnote_16">

{16}

Содержание параграфов 16–19 было ещё весной 1888 под общим заголовком «К истории представления о Боге» записано Ницше в его черновиках. Этот текст состоит из пяти параграфов, последний из которых не был использован в «Антихристе». После смерти Ницше его включили в «Волю к власти» под номером 1038. Целиком текст «К истории представления о Боге» приводится в ПСС 13, 17[4]. Ср. также ПСС 13, 11[346].

id="endnote_17">

{17}

Ср.: ПСС 13, 16[58].

id="endnote_18">

{18}

Ср.: ПСС 13, 17[4], 3-й параграф.

id="endnote_19">

{19}

Цитата из книги Г. Ольденберга «Будда».

id="endnote_20">

{20}

Цитата из Евангелия (Лк 10, 42).

id="endnote_21">

{21}

Ин 4, 22.

id="endnote_22">

{22}

Источником для этого и следующих параграфов, связанных с историей Израиля, Ницше послужила книга: Julius Wellhausen: Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1883. См. сделанные Ницше выписки из неё: ПСС 13, 11[377].

id="endnote_23">

{23}

В переводе Михайлова было: умер по своей вине. Однако в оригинале налицо полная симметрия между началом и концом предложения: fuer seine Schuld и fuer die Schuld Andrer. Устойчивое выражение, к которому апеллирует Ницше, говоря fuer die Schuld Andrer, в русском богослужении и богословии звучит как: «распят за нас (за ны)», «умер за наши грехи» или «чтобы искупить наши грехи». Чтобы сохранить ницшевскую параллель в русском звучании, мы меняем «по вине» (имеющее к тому же другой смысловой оттенок — оттенок неосторожности, нарушения техники жизненной безопасности) на «за грехи». Поскольку же Ницше относит понятие «греха» к числу противоестественных фикций, то заключаем это слово в скобки. В любом случае такая редакция приводит к крайнему полемическому заострению фрагмента, к чему, несомненно, стремился Ницше.

id="endnote_24">

{24}

Речь о книге Давида Штрауса «Жизнь Иисуса», которую Ницше читал в 1864 г. Штраус занимался своего рода позитивистской (в рамках протестантского богословия) ревизией Евангелий, рассматривая, в частности, все сверхъестественные события Нового завета как «мифы».

id="endnote_25">

{25}

Лк 17, 21.

id="endnote_26">

{26}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_27">

{27}

Ницше имеет в виду, разумеется, романы Достоевского, что становится очевидно из сравнения с ПСС 13, 15[9].

id="endnote_28">

{28}

Ср.: ПСС 13, 11[368, 369].

id="endnote_29">

{29}

Мф 10, 34.

id="endnote_30">

{30}

(сюда относится … церковь) — ср.: J. Wellhausen. Reste des arabischen Heidentums. Berlin, 1887 (книга из библиотеки Ницше) и соответствующие выписки в ПСС 13, 11[292, 293].

id="endnote_31">

{31}

Ср.: ПСС 13, 11[354].

id="endnote_32">

{32}

См. выписки из Ренана в ПСС 13, 11[389].

id="endnote_33">

{33}

Ницше иронически сопоставляет зачатие Геракла и зачатие Христа, не учитывая, однако, что католический догмат о «непорочном зачатии», принятый в 1854 г., распространяется уже на зачатие самой Марии.

id="endnote_34">

{34}

Ср.: ПСС 13, 11[354].

id="endnote_35">

{35}

Слова сотника (Лк 23, 47) Ницше вкладывает в уста распятого разбойника (Лк 23, 43). Возможно, эта ошибка послужила причиной того, что Архив Ницше опускал это место при публикациях «Антихриста».

id="endnote_36">

{36}

вот и церковь … в пику евангелию — ср. выписки из «В чём моя вера» Л. Толстого: ПСС 13, и [257, 276].

id="endnote_37">

{37}

Намёк на Бисмарка.

id="endnote_38">

{38}

бесед … Наксос — см. «По ту сторону добра и зла» 295.

id="endnote_39">

{39}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_40">

{40}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_41">

{41}

1 Кор 15, 17.

id="endnote_42">

{42}

Ср.: ПСС 13, 11[378, 383].

id="endnote_43">

{43}

Павел родился в Тарсе и, будучи иудеем, имел римское гражданство и был знаком с греческой культурой.

id="endnote_44">

{44}

Лк 10, 42.

id="endnote_45">

{45}

Ср.: ПСС 12, 10[72, 73].

id="endnote_46">

{46}

Ср.: ПСС 12, 10[179, 200].

id="endnote_47">

{47}

По традиции евангелист Марк изображался в образе льва. В то же время Ницше цитирует здесь «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

id="endnote_48">

{48}

В цитируемом месте из Евангелия не «мытари», а «язычники» (Мф 5, 46–47).

id="endnote_49">

{49}

Ницше имеет в виду стих Мф 6, 29, который стоит соответственно «незадолго до» цитируемого здесь Мф 6, 33.

id="endnote_50">

{50}

1 Кор 6, 2–3. В обоих стихах Библии курсивом выделено слово «дела».

id="endnote_51">

{51}

Стихи 1 Кор 1, 20–29 Ницше приводит с пропуском стихов 22–25. Как и в других цитатах, приведённых в этой главе, курсив Ницше.

id="endnote_52">

{52}

Ср.: ПСС 12, 9[88]; 10[69, 183].

id="endnote_53">

{53}

Ин 18, 38.

id="endnote_54">

{54}

Ср.: ПСС 13, 11[122].

id="endnote_55">

{55}

В черновом варианте было: «категорическая решимость: мы, Павел, желаем посрамить знание, а “Бог” — обозначение для всего, чего желает Павел».

id="endnote_56">

{56}

Ср.: ПСС 12, 9[72]; также: Julius Wellhausen: Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1883. S. 310–336.

id="endnote_57">

{57}

folie circulaire — термин позаимствован из книги: Ch. Fere. Degenerescence et criminalite. Paris, 1888. Ср. выписку из неё в ПСС 13, 14[172].

id="endnote_58">

{58}

Однажды я … почве — т. е. в 3-м рассмотрении «К гениалогии морали».

id="endnote_59">

{59}

пиетисты … недотёпы — Ср.: ПСС 13, 22[7].

id="endnote_60">

{60}

Кровавыми знаками … собственное учение — См. ПСС 4, с. 95–96, стр. 39–5.

id="endnote_61">

{61}

Ср.: ПСС 13, 11[48].

id="endnote_62">

{62}

Напротив … карлейлизм — ср.: «Сумерки идолов», Набеги Несвоевременного, 12.

id="endnote_63">

{63}

Шарль Андлер указал на заимствование этого неологизма у Пауля де Лагарда («ein judainfreies Judentum als Religion»); ср. аналогичные неологизмы Ницше: «моралин» и «нигилин» (Ch. Andler. Nietzsche. T. 1. Paris, 1958. P. 486).

id="endnote_64">

{64}

Здесь соединены две цитаты из послания апостола Павла (1 Кор 7, 2 и 1 Кор 7, 9).

id="endnote_65">

{65}

«Уста … чисто» — См.: Louis Jacalliot. Les legislateurs religieux. Manou-Moise-Mahomet. Paris, 1876. P. 225 ff.

id="endnote_66">

{66}

Цитата из Горация (Sat. I 9, 44).

id="endnote_67">

{67}

Ср.: ПСС 13, 11[281].

id="endnote_68">

{68}

См.: Деян. гл. 9.

id="endnote_69">

{69}

Ср.: Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 236.

id="endnote_70">

{70}

требуются мужи — черновой вариант: «требуются мужи, а не трусы и наполовину кастраты».

id="endnote_71">

{71}

Источником сведений об исламе для Ницше был вышеупомянутый труд Вельхаузена. Также в его записной книжке (см. ПСС 13, 21[1]) упоминается книга: August Muller. Der Islam in Morgen- und Abendland.

id="endnote_72">

{72}

Фридрих II Гогенштауфен (1194–1250) — император «Священной Римской империи», король Сицилии. Близко познакомившись во время крестовых походов с исламской культурой, многое от неё перенял. Находился во враждебных отношениях с Папским престолом. Фридриху приписывается авторство трактата «О трёх обманщиках» (то есть о иудаизме, христианстве и исламе).

id="endnote_73">

{73}

Тут будто бы … Фридрих II — черновой вариант: «Как возможно даже ставить вопрос о выборе, когда речь идёт о выборе между исламом и христианством! В этих религиях ведь выражены ценностные противоположности! Либо ты — чандала, либо — аристократ… Немецкий аристократ попросту не может относиться к этому иначе, чем Гогенштауфен Фридрих II: война Риму — — —»

id="endnote_74">

{74}

вижу зрелище … упразднено христианство — ср. у Якоба Буркхардта в «Культуре итальянского Ренессанса», в частности, это место: «Что бы сделал Чезаре, не окажись он и сам смертельно больным после смерти своего отца? Каким получился бы конклав, если бы Чезаре, прибегнув ко всем своим средствам и, с помощью яда, избирательно сократив число входящих в коллегию кардиналов, заставил бы избрать себя папой, — причём в тот момент, когда поблизости не было французской армии? Перед фантазией, устремившейся вслед за такой гипотезой, разверзается настоящая пропасть». Также К. Свасьян в примечаниях ко второму тому 2-томника Ницше 1990 года издания приводит следующую цитату из Буркхардта: «Можно со всей достоверностью сказать, что папство в моральном отношении было спасено своим смертельным врагом… Без Реформации… всё церковное государство, по-видимому, уже давно перешло бы в светские руки». (op. cit. Bd. 1. Leipzig, 1944. S. 177).

id="endnote_75">

{75}

он объявил … утраченного — ср.: ПСС 13, 22[9]; Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 333.

id="endnote_76">

{76}

Т. е. с 30 сентября 1888 г.

id="endnote_77">

{77}

После этих заключительных слов в рукописи для печати стояло перечёркнутое Ницше указание для наборщика: «Затем пустой лист, на котором значится только: Закон против христианства».

id="endnote_78">

{78}

Листок с «Законом против христианства», на котором Ницше проставил порядковую цифру 47 был приклеен к последнему, 46-му, листу рукописи для печати «Антихриста». На его лицевой стороне — заключительный абзац «Антихриста», оборот пуст, но на нём есть следы клея. «Закон против христианства» написан, в свою очередь, на обороте черновика 4-го параграфа главы «Случай “Вагнер”» из «Ecce homo». Следы клея сохранились на обоих сторонах этого листа. При этом следы клея на стороне с набросками к «Ecce homo» в точности соответствуют следам на пустой стороне последнего листа рукописи «Антихриста». Иными словами, листы 46 и 47 были склеены друг с другом так, чтобы получался один лист: на его лицевой стороне — последний абзац «Антихриста», на обороте — «Закон против христианства». Наконец, поверх текста «Закона» был приклеен ещё один, чистый, лист. Именно этим объясняется то, что Овербек, забравший рукопись «Антихриста» из Турина и сделавший с неё собственную копию прежде, чем отдать рукопись Кезелицу, переписал концовку «Антихриста», но не переписал «Закон против христианства». Лист с «Законом» был заклеен и оставался заклеен, по-видимому, вплоть до того времени, когда в 1900 году в Архив Ницше пришёл работать Генрих Кезелиц (Петер Гаст), упоминающий, в частности, «последний, заклеенный, лист рукописи “Антихриста”». Мы не можем с уверенностью утверждать, означало ли то, что Ницше заклеил «Закон против христианства», отказ (временный? окончательный?) от его публикации. Однако в любом случае можно согласиться с Колли и Монтинари, что «Закон» скорее всего является составной частью рукописи «Антихриста».

Вопрос о принадлежности и назначении текста «Закона» оказался предметом дискуссии в связи с тем, что, когда в 1932 году Ханс-Иоахим Метте проводил каталогизацию рукописей в Архиве Ницше, «Закон против христианства» лежал в одном футляре с рукописью «Ecce homo». Метте пишет: «Затем после страницы 44 следует лист 47: Издан в День Спасения, в первый день Первого Года (30 сентября 1888 г. по ложному летоисчислению)». Но поскольку страницы пронумерованы самим Ницше, то в случае, если бы «Закон», несмотря на всё изложенное в предыдущем абзаце, относился к «Ecce homo», «следовало бы предположить, что 45-я и 46-я страницы рукописи “Ecce homo” в принципе отсутствуют», пишут Колли и Монтинари, будто бы не учитывая, что так оно и есть на самом деле, о чём им известно лучше, чем кому-либо. Несмотря на убедительность вышеизложенной версии Колли и Монтинари (подробнее с ней можно ознакомиться в 14-м томе Friedrich Nietzsche. Samtliche Werke. Kritische Studienausgabe in 15 Bde. Hrsg. v. G. Colli u. M. Montinari. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag / Berlin: W. De Gruyter, 1999, S. 448–454), остаётся гипотетическая вероятность того, что «Закон» мог также входить и в состав «Ecce homo».

>

Примечания

id="footnote_1">

[1]

широта, великодушие (фр.).

id="footnote_2">

[2]

первородный грех (лат.).

id="footnote_3">

[3]

горение, пыл (фр.).

id="footnote_4">

[4]

подполье (фр.).

id="footnote_5">

[5]

под знаком Спинозы (лат.).

id="footnote_6">

[6]

крайняя и высшая степень (лат.).

id="footnote_7">

[7]

дух-творец (лат.).

id="footnote_8">

[8]

крайняя степень (лат.).

id="footnote_9">

[9]

в делах истории (лат.).

id="footnote_10">

[10]

прибежище (лат.).

id="footnote_11">

[11]

в делах психологии (лат.).

id="footnote_12">

[12]

состояние (лат.).

id="footnote_13">

[13]

среда (фр.).

id="footnote_14">

[14]

непременное свойство (лат.).

id="footnote_15">

[15]

великий мастер иронии (фр.).

id="footnote_16">

[16]

острый ум, остроумие (фр.).

id="footnote_17">

[17]

властный (фр.).

id="footnote_18">

[18]

чернь (фр.).

id="footnote_19">

[19]

простоватость (фр.).

id="footnote_20">

[20]

конечное основание (лат.).

id="footnote_21">

[21]

Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.).

id="footnote_22">

[22]

на практике (лат.).

id="footnote_23">

[23]

в вящую честь божию (лат.).

id="footnote_24">

[24]

циркулярный психоз (фр.).

id="footnote_25">

[25]

месть, злоба (фр.).

id="footnote_26">

[26]

сим знаком (лат.).

id="footnote_27">

[27]

высокомерие, гордыня (лат.).

id="footnote_28">

[28]

настоятельность (греч.).

id="footnote_29">

[29]

непорочное зачатие (лат.).

id="footnote_30">

[30]

на месте преступления (итал.).

id="footnote_31">

[31]

до бесконечности (лат.).

id="footnote_32">

[32]

Красота — дело немногих людей (лат.).

id="footnote_33">

[33]

долговечнее меди (лат.).

id="footnote_34">

[34]

под знаком вечности (лат.).

id="footnote_35">

[35]

мистическое единение (лат.).

id="footnote_36">

[36]

первородный грех (лат.).

id="footnote_37">

[37]

человеческая природа, гуманность (лат.).

id="footnote_38">

[38]

неблагой день (лат.).



Комментарии

>

Рукопись «Антихриста» для печати сохранилась. В начале рукописи помещены два титульных листа. На первом, более раннем, значится: «Антихрист. / Опыт критики христианства. / Первая книга / Переоценки всех ценностей», на более позднем — «Антихрист. / [Переоценка всех ценностей] / Проклятие христианству», причём подзаголовок «Переоценка всех ценностей» зачёркнут Ницше. Очевидно, подзаголовок на титуле был перечёркнут Ницше в декабре 1888 г., поскольку ещё 26 ноября он писал Дейссену: «Моя “Переоценка всех ценностей” с заглавием “Антихрист” готова» (Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 345).

Впервые «Антихрист» был опубликован в 1895 г. в 8-м томе собрания сочинений Ницше под редакцией Фрица Кёгеля. При публикации четыре места в тексте книги были опущены, заголовок выглядел следующим образом: «Антихрист. / Опыт критики христианства». Спустя 4 года «Антихрист» вышел также в составе 8-го тома нового собрания сочинений под редакцией Артура Зайдля. Титульный лист также был воспроизведён некорректным образом, а именно: «Воля к власти. / Опыт переоценки всех ценностей. / Сочинение Фридриха Ницше. / Предисловие и Первая книга: Антихрист». Зато была восстановлена одна из купюр, сделанных в предыдущем издании — заключительный абзац книги. Остальные три места — к каждому из них мы даём постраничное примечание — были восстановлены только при публикации издания под редакцией Карла Шлехты в 1956 году. Также и заголовок в его исходном виде был впервые опубликован в издании Шлехты.

Специальные обозначения

— — пропущенные слова в рукописи.

— — — незаконченная фраза в рукописи.

/ конец строки в рукописи.

id="endnote_1">

{1}

Этот текст родился из третьего параграфа изначального варианта предисловия к «Сумеркам идолов»: «Но что мне до немцев! Я пишу, я живу для совсем немногих. Они повсюду, — и они нигде. Чтобы иметь уши, слышащие меня, надо прежде всего быть хорошим европейцем — и ещё чем-то впридачу к этому!.. Условия, при которых мои произведения — самую серьёзную литературу, какая только есть — поймут, а тогда уж поймут с неизбежностью — эти условия я знаю доподлинно. Нужна ставшая инстинктом и страстью порядочность, краснеющая от того, что нынче называют нравственным. Нужно полнейшее, доходящее даже до издёвки, равнодушие к тому, будет ли истина полезна или приятна для того, кто её ищет, и не станет ли она для него роковой находкой. Нужно, как то свойственно сильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы вступать в область запретного; необходима предопределённость — к тому, чтобы существовать в лабиринте. Нужна гигиена смельчаков, руководствующихся девизом: increscunt animi, virescit volnere virtus. И семикратный опыт одиночества; и новые уши для новой музыки; и новые глаза — способные разглядеть наиотдалённейшее; и новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде немотствовавшие. Готовность вести своё дело в монументальном стиле — держать в узде энергию вдохновения… Почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным в отношении себя самого… Ясность привыкшего к войне и победе — того, кому знакома и смерть!.. Вот кто мои читатели, читатели настоящие, читатели неизбежные; что проку от остальных? — Остальные — всего лишь человечество. — Нужно превзойти человечество силой, высотой души — превзойти его презрением… / Зильс-Мария, Верхний Энгадин / 3 сентября 1888».

id="endnote_2">

{2}

Ср.: в «Дионисовых дифирамбах» концовки стихотворений «Сигнальный огонь» и «Садится солнце».

id="endnote_3">

{3}

Параграфы с 1-го по 7-й, согласно плану от 26 августа 1888 г. должны были, под заголовком «Мы, гиперборейцы», составлять Предисловие к «Воле к власти».

id="endnote_4">

{4}

Ср.: Пиндар. Десятая Пифийская песнь, 29–30.

id="endnote_5">

{5}

Ср.: ПСС 13, 11[414]; 15[120].

id="endnote_6">

{6}

Ср.: ПСС 13, 11[414]; 15[120].

id="endnote_7">

{7}

Ср.: ПСС 13, 11[413].

id="endnote_8">

{8}

Ср.: ПСС 13, 11[408].

id="endnote_9">

{9}

Ср.: ПСС 13, 11[361].

id="endnote_10">

{10}

Очевидно, речь о следующих местах из «Поэтики»: 1449b, 27–28 и 1453b (вначале).

id="endnote_11">

{11}

Тюбингенский Штифт — знаменитый богословский институт в Тюбингене, где учились Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин.

id="endnote_12">

{12}

Не Кант ли … вам Кант — см.: Kant I. Der Streit der Fakultaeten // Werke. Akademie-Ausgabe. Bd. 7. Berlin. S. 85–87.

id="endnote_13">

{13}

Ср.: ПСС 13, 15[28].

id="endnote_14">

{14}

А ведь … «неистинно» — Черновой вариант: «Интересно взглянуть на то, что противоположно происхождению философии, а именно — на происхождение науки. Если какое-нибудь семейство на протяжении ряда поколений сохраняет приверженность определённому роду деятельности, то случается, что все накопившиеся умения, привычка к последовательности, к точности, к предусмотрительности, к педантизму становится наконец независимой и распространяйся теперь уже и на духовную сферу. Формальное обучение, которое проходит ум, словно бы обособляется от прежней цели этого обучения и само по себе становится некой потребностью, алканием проблем — сама цель становится средством. — Научность есть выражение врождённой virtu и точности в мышлении и поступках. Поэтому гениев науки можно встретить почти исключительно среди потомков ремесленников, торговцев, врачей, адвокатов: у еврейского ребёнка совсем не мало шансов стать дельным учёным. И наоборот, из сыновей священников получаются философы».

id="endnote_15">

{15}

В издание «Воли к власти» под номером 469 сотрудниками Архива Ницше был включён ранний черновой вариант этого параграфа.

id="endnote_16">

{16}

Содержание параграфов 16–19 было ещё весной 1888 под общим заголовком «К истории представления о Боге» записано Ницше в его черновиках. Этот текст состоит из пяти параграфов, последний из которых не был использован в «Антихристе». После смерти Ницше его включили в «Волю к власти» под номером 1038. Целиком текст «К истории представления о Боге» приводится в ПСС 13, 17[4]. Ср. также ПСС 13, 11[346].

id="endnote_17">

{17}

Ср.: ПСС 13, 16[58].

id="endnote_18">

{18}

Ср.: ПСС 13, 17[4], 3-й параграф.

id="endnote_19">

{19}

Цитата из книги Г. Ольденберга «Будда».

id="endnote_20">

{20}

Цитата из Евангелия (Лк 10, 42).

id="endnote_21">

{21}

Ин 4, 22.

id="endnote_22">

{22}

Источником для этого и следующих параграфов, связанных с историей Израиля, Ницше послужила книга: Julius Wellhausen: Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1883. См. сделанные Ницше выписки из неё: ПСС 13, 11[377].

id="endnote_23">

{23}

В переводе Михайлова было: умер по своей вине. Однако в оригинале налицо полная симметрия между началом и концом предложения: fuer seine Schuld и fuer die Schuld Andrer. Устойчивое выражение, к которому апеллирует Ницше, говоря fuer die Schuld Andrer, в русском богослужении и богословии звучит как: «распят за нас (за ны)», «умер за наши грехи» или «чтобы искупить наши грехи». Чтобы сохранить ницшевскую параллель в русском звучании, мы меняем «по вине» (имеющее к тому же другой смысловой оттенок — оттенок неосторожности, нарушения техники жизненной безопасности) на «за грехи». Поскольку же Ницше относит понятие «греха» к числу противоестественных фикций, то заключаем это слово в скобки. В любом случае такая редакция приводит к крайнему полемическому заострению фрагмента, к чему, несомненно, стремился Ницше.

id="endnote_24">

{24}

Речь о книге Давида Штрауса «Жизнь Иисуса», которую Ницше читал в 1864 г. Штраус занимался своего рода позитивистской (в рамках протестантского богословия) ревизией Евангелий, рассматривая, в частности, все сверхъестественные события Нового завета как «мифы».

id="endnote_25">

{25}

Лк 17, 21.

id="endnote_26">

{26}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_27">

{27}

Ницше имеет в виду, разумеется, романы Достоевского, что становится очевидно из сравнения с ПСС 13, 15[9].

id="endnote_28">

{28}

Ср.: ПСС 13, 11[368, 369].

id="endnote_29">

{29}

Мф 10, 34.

id="endnote_30">

{30}

(сюда относится … церковь) — ср.: J. Wellhausen. Reste des arabischen Heidentums. Berlin, 1887 (книга из библиотеки Ницше) и соответствующие выписки в ПСС 13, 11[292, 293].

id="endnote_31">

{31}

Ср.: ПСС 13, 11[354].

id="endnote_32">

{32}

См. выписки из Ренана в ПСС 13, 11[389].

id="endnote_33">

{33}

Ницше иронически сопоставляет зачатие Геракла и зачатие Христа, не учитывая, однако, что католический догмат о «непорочном зачатии», принятый в 1854 г., распространяется уже на зачатие самой Марии.

id="endnote_34">

{34}

Ср.: ПСС 13, 11[354].

id="endnote_35">

{35}

Слова сотника (Лк 23, 47) Ницше вкладывает в уста распятого разбойника (Лк 23, 43). Возможно, эта ошибка послужила причиной того, что Архив Ницше опускал это место при публикациях «Антихриста».

id="endnote_36">

{36}

вот и церковь … в пику евангелию — ср. выписки из «В чём моя вера» Л. Толстого: ПСС 13, и [257, 276].

id="endnote_37">

{37}

Намёк на Бисмарка.

id="endnote_38">

{38}

бесед … Наксос — см. «По ту сторону добра и зла» 295.

id="endnote_39">

{39}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_40">

{40}

Ср.: ПСС 13, 11[378].

id="endnote_41">

{41}

1 Кор 15, 17.

id="endnote_42">

{42}

Ср.: ПСС 13, 11[378, 383].

id="endnote_43">

{43}

Павел родился в Тарсе и, будучи иудеем, имел римское гражданство и был знаком с греческой культурой.

id="endnote_44">

{44}

Лк 10, 42.

id="endnote_45">

{45}

Ср.: ПСС 12, 10[72, 73].

id="endnote_46">

{46}

Ср.: ПСС 12, 10[179, 200].

id="endnote_47">

{47}

По традиции евангелист Марк изображался в образе льва. В то же время Ницше цитирует здесь «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

id="endnote_48">

{48}

В цитируемом месте из Евангелия не «мытари», а «язычники» (Мф 5, 46–47).

id="endnote_49">

{49}

Ницше имеет в виду стих Мф 6, 29, который стоит соответственно «незадолго до» цитируемого здесь Мф 6, 33.

id="endnote_50">

{50}

1 Кор 6, 2–3. В обоих стихах Библии курсивом выделено слово «дела».

id="endnote_51">

{51}

Стихи 1 Кор 1, 20–29 Ницше приводит с пропуском стихов 22–25. Как и в других цитатах, приведённых в этой главе, курсив Ницше.

id="endnote_52">

{52}

Ср.: ПСС 12, 9[88]; 10[69, 183].

id="endnote_53">

{53}

Ин 18, 38.

id="endnote_54">

{54}

Ср.: ПСС 13, 11[122].

id="endnote_55">

{55}

В черновом варианте было: «категорическая решимость: мы, Павел, желаем посрамить знание, а “Бог” — обозначение для всего, чего желает Павел».

id="endnote_56">

{56}

Ср.: ПСС 12, 9[72]; также: Julius Wellhausen: Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1883. S. 310–336.

id="endnote_57">

{57}

folie circulaire — термин позаимствован из книги: Ch. Fere. Degenerescence et criminalite. Paris, 1888. Ср. выписку из неё в ПСС 13, 14[172].

id="endnote_58">

{58}

Однажды я … почве — т. е. в 3-м рассмотрении «К гениалогии морали».

id="endnote_59">

{59}

пиетисты … недотёпы — Ср.: ПСС 13, 22[7].

id="endnote_60">

{60}

Кровавыми знаками … собственное учение — См. ПСС 4, с. 95–96, стр. 39–5.

id="endnote_61">

{61}

Ср.: ПСС 13, 11[48].

id="endnote_62">

{62}

Напротив … карлейлизм — ср.: «Сумерки идолов», Набеги Несвоевременного, 12.

id="endnote_63">

{63}

Шарль Андлер указал на заимствование этого неологизма у Пауля де Лагарда («ein judainfreies Judentum als Religion»); ср. аналогичные неологизмы Ницше: «моралин» и «нигилин» (Ch. Andler. Nietzsche. T. 1. Paris, 1958. P. 486).

id="endnote_64">

{64}

Здесь соединены две цитаты из послания апостола Павла (1 Кор 7, 2 и 1 Кор 7, 9).

id="endnote_65">

{65}

«Уста … чисто» — См.: Louis Jacalliot. Les legislateurs religieux. Manou-Moise-Mahomet. Paris, 1876. P. 225 ff.

id="endnote_66">

{66}

Цитата из Горация (Sat. I 9, 44).

id="endnote_67">

{67}

Ср.: ПСС 13, 11[281].

id="endnote_68">

{68}

См.: Деян. гл. 9.

id="endnote_69">

{69}

Ср.: Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 236.

id="endnote_70">

{70}

требуются мужи — черновой вариант: «требуются мужи, а не трусы и наполовину кастраты».

id="endnote_71">

{71}

Источником сведений об исламе для Ницше был вышеупомянутый труд Вельхаузена. Также в его записной книжке (см. ПСС 13, 21[1]) упоминается книга: August Muller. Der Islam in Morgen- und Abendland.

id="endnote_72">

{72}

Фридрих II Гогенштауфен (1194–1250) — император «Священной Римской империи», король Сицилии. Близко познакомившись во время крестовых походов с исламской культурой, многое от неё перенял. Находился во враждебных отношениях с Папским престолом. Фридриху приписывается авторство трактата «О трёх обманщиках» (то есть о иудаизме, христианстве и исламе).

id="endnote_73">

{73}

Тут будто бы … Фридрих II — черновой вариант: «Как возможно даже ставить вопрос о выборе, когда речь идёт о выборе между исламом и христианством! В этих религиях ведь выражены ценностные противоположности! Либо ты — чандала, либо — аристократ… Немецкий аристократ попросту не может относиться к этому иначе, чем Гогенштауфен Фридрих II: война Риму — — —»

id="endnote_74">

{74}

вижу зрелище … упразднено христианство — ср. у Якоба Буркхардта в «Культуре итальянского Ренессанса», в частности, это место: «Что бы сделал Чезаре, не окажись он и сам смертельно больным после смерти своего отца? Каким получился бы конклав, если бы Чезаре, прибегнув ко всем своим средствам и, с помощью яда, избирательно сократив число входящих в коллегию кардиналов, заставил бы избрать себя папой, — причём в тот момент, когда поблизости не было французской армии? Перед фантазией, устремившейся вслед за такой гипотезой, разверзается настоящая пропасть». Также К. Свасьян в примечаниях ко второму тому 2-томника Ницше 1990 года издания приводит следующую цитату из Буркхардта: «Можно со всей достоверностью сказать, что папство в моральном отношении было спасено своим смертельным врагом… Без Реформации… всё церковное государство, по-видимому, уже давно перешло бы в светские руки». (op. cit. Bd. 1. Leipzig, 1944. S. 177).

id="endnote_75">

{75}

он объявил … утраченного — ср.: ПСС 13, 22[9]; Ф. Ницше. Письма. М., «Культурная революция», 2007, с. 333.

id="endnote_76">

{76}

Т. е. с 30 сентября 1888 г.

id="endnote_77">

{77}

После этих заключительных слов в рукописи для печати стояло перечёркнутое Ницше указание для наборщика: «Затем пустой лист, на котором значится только: Закон против христианства».

id="endnote_78">

{78}

Листок с «Законом против христианства», на котором Ницше проставил порядковую цифру 47 был приклеен к последнему, 46-му, листу рукописи для печати «Антихриста». На его лицевой стороне — заключительный абзац «Антихриста», оборот пуст, но на нём есть следы клея. «Закон против христианства» написан, в свою очередь, на обороте черновика 4-го параграфа главы «Случай “Вагнер”» из «Ecce homo». Следы клея сохранились на обоих сторонах этого листа. При этом следы клея на стороне с набросками к «Ecce homo» в точности соответствуют следам на пустой стороне последнего листа рукописи «Антихриста». Иными словами, листы 46 и 47 были склеены друг с другом так, чтобы получался один лист: на его лицевой стороне — последний абзац «Антихриста», на обороте — «Закон против христианства». Наконец, поверх текста «Закона» был приклеен ещё один, чистый, лист. Именно этим объясняется то, что Овербек, забравший рукопись «Антихриста» из Турина и сделавший с неё собственную копию прежде, чем отдать рукопись Кезелицу, переписал концовку «Антихриста», но не переписал «Закон против христианства». Лист с «Законом» был заклеен и оставался заклеен, по-видимому, вплоть до того времени, когда в 1900 году в Архив Ницше пришёл работать Генрих Кезелиц (Петер Гаст), упоминающий, в частности, «последний, заклеенный, лист рукописи “Антихриста”». Мы не можем с уверенностью утверждать, означало ли то, что Ницше заклеил «Закон против христианства», отказ (временный? окончательный?) от его публикации. Однако в любом случае можно согласиться с Колли и Монтинари, что «Закон» скорее всего является составной частью рукописи «Антихриста».

Вопрос о принадлежности и назначении текста «Закона» оказался предметом дискуссии в связи с тем, что, когда в 1932 году Ханс-Иоахим Метте проводил каталогизацию рукописей в Архиве Ницше, «Закон против христианства» лежал в одном футляре с рукописью «Ecce homo». Метте пишет: «Затем после страницы 44 следует лист 47: Издан в День Спасения, в первый день Первого Года (30 сентября 1888 г. по ложному летоисчислению)». Но поскольку страницы пронумерованы самим Ницше, то в случае, если бы «Закон», несмотря на всё изложенное в предыдущем абзаце, относился к «Ecce homo», «следовало бы предположить, что 45-я и 46-я страницы рукописи “Ecce homo” в принципе отсутствуют», пишут Колли и Монтинари, будто бы не учитывая, что так оно и есть на самом деле, о чём им известно лучше, чем кому-либо. Несмотря на убедительность вышеизложенной версии Колли и Монтинари (подробнее с ней можно ознакомиться в 14-м томе Friedrich Nietzsche. Samtliche Werke. Kritische Studienausgabe in 15 Bde. Hrsg. v. G. Colli u. M. Montinari. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag / Berlin: W. De Gruyter, 1999, S. 448–454), остаётся гипотетическая вероятность того, что «Закон» мог также входить и в состав «Ecce homo».

>

Примечания

id="footnote_1">

[1]

широта, великодушие (фр.).

id="footnote_2">

[2]

первородный грех (лат.).

id="footnote_3">

[3]

горение, пыл (фр.).

id="footnote_4">

[4]

подполье (фр.).

id="footnote_5">

[5]

под знаком Спинозы (лат.).

id="footnote_6">

[6]

крайняя и высшая степень (лат.).

id="footnote_7">

[7]

дух-творец (лат.).

id="footnote_8">

[8]

крайняя степень (лат.).

id="footnote_9">

[9]

в делах истории (лат.).

id="footnote_10">

[10]

прибежище (лат.).

id="footnote_11">

[11]

в делах психологии (лат.).

id="footnote_12">

[12]

состояние (лат.).

id="footnote_13">

[13]

среда (фр.).

id="footnote_14">

[14]

непременное свойство (лат.).

id="footnote_15">

[15]

великий мастер иронии (фр.).

id="footnote_16">

[16]

острый ум, остроумие (фр.).

id="footnote_17">

[17]

властный (фр.).

id="footnote_18">

[18]

чернь (фр.).

id="footnote_19">

[19]

простоватость (фр.).

id="footnote_20">

[20]

конечное основание (лат.).

id="footnote_21">

[21]

Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.).

id="footnote_22">

[22]

на практике (лат.).

id="footnote_23">

[23]

в вящую честь божию (лат.).

id="footnote_24">

[24]

циркулярный психоз (фр.).

id="footnote_25">

[25]

месть, злоба (фр.).

id="footnote_26">

[26]

сим знаком (лат.).

id="footnote_27">

[27]

высокомерие, гордыня (лат.).

id="footnote_28">

[28]

настоятельность (греч.).

id="footnote_29">

[29]

непорочное зачатие (лат.).

id="footnote_30">

[30]

на месте преступления (итал.).

id="footnote_31">

[31]

до бесконечности (лат.).

id="footnote_32">

[32]

Красота — дело немногих людей (лат.).

id="footnote_33">

[33]

долговечнее меди (лат.).

id="footnote_34">

[34]

под знаком вечности (лат.).

id="footnote_35">

[35]

мистическое единение (лат.).

id="footnote_36">

[36]

первородный грех (лат.).

id="footnote_37">

[37]

человеческая природа, гуманность (лат.).

id="footnote_38">

[38]

неблагой день (лат.).









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх