СОК, HЕКТАР, HАПИТОК

Решив купить сок, имейте в виду, что крупно изображенный на упаковке тот или иной фрукт вовсе не означает, что вы берете именно сок. Учитывая покупательскую психологию, производители нектаров и сокосодержащих напитков делают ставку на то, что потребитель не станет вчитываться в напечатанное мелким шрифтом описание на этикетке или пакете, а поверит яркой картинке. Поэтому, если вы хотите точно знать, что вам предлагают – сок, нектар или напиток, следует внимательно прочитать описание продукта.

По действующему стандарту сок – это жидкий продукт, полученный путем механических процессов из фруктов или овощей, консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением. Сок может быть сконцентрирован и позднее восстановлен водой. Большая часть того, что стоит на прилавках, – это концентрированный сок, поскольку свежевыжатый имеет очень ограниченный срок годности. Но это не значит, что в концентрированном продукте содержится консервант. Выжатый из плода сок на 80 – 95% состоит из воды. Воду удаляют и, сохраняя все полезные компоненты, получают концентрированный сок. В любой момент концентрат можно восстановить, добавив первоначальное количество воды. Согласно новому ГОСТу соки не должны содержать консервантов, красителей, искусственных ароматизаторов.

Разрешено добавлять лишь натуральные ароматические вещества, полученные из фруктов.

Нектар – это продукт, полученный путем смешивания фруктового сока, одного или нескольких видов концентрированных фруктовых соков или доведенной до пюреобразного состояния съедобной части доброкачественных, спелых и свежих фруктов с водой, сахарами или медом. В состав нектара входят также лимонная или аскорбиновая кислота. ГОСТ жестко регламентирует минимальную долю сока, которая должна содержаться в нектаре. Эта доля зависит от вида ягод и фруктов и варьируется от 25 до 50%. Например, не менее 30% сока должно быть в нектарах из сливы и клюквы, не менее 35%

– в нектарах из вишни и манго, не менее 25% – в нектарах из маракуйи или бананов. В нектарах допускается использование консервантов и красителей.

Овощные соки так же полезны, как и плодово-ягодные. Эти напитки, состоящие на 100 процентов из натурального сока овощей.

Допустимы следующие добавки: поваренная соль, уксус, сахар, пряности, фруктовые кислоты, а также глютаминовая кислота и ее соли.

Овощные нектары – это разбавленные водой смеси на основе овощного сока. Содержание сока овощей должно составлять по меньшей мере 40 процентов, в нектаре из ревеня – минимум 25 процентов.

Так называемые фруктовые напитки образуют самостоятельную категорию. Они относятся к освежающим напиткам, подобно лимонаду, и по содержанию фруктового вещества и витаминов не идут ни в какое сравнение с соками и нектарами. Натурального сока в них совсем немного, и он выполняет только служебную роль, для придания вкуса. Кроме того, в состав таких напитков входит вода, натуральные фруктовые ароматы, сахар, иногда вкусовые добавки. Большинство фруктовых напитков пастеризуется, но разрешается и добавление консервантов. Поэтому выбирайте не по цене, а по ценности продукта.

Производителям, не соблюдающим стандартов и выдающим нектар за сок, грозит наказание от штрафов до лишения лицензий. Но это не очень пугает фальсификаторов. По данным Российского союза производителей сока, более половины соков, реализуемых в России, являются суррогатами. В крупных городах эта цифра превышает 60%. Основной поток подделок поступает из стран дальнего зарубежья, остальные изготавливают из СHГ и доморощенные фальсификаторы. Содержание сока во многих нектарах и напитках ниже нормы, в них имеются добавки неразрешенных компонентов или они изготовлены из неспелых плодов.

Hе все фальсификации рядовой покупатель может обнаружить при покупке того или иного напитка. Крупнейшие производители сока стараются сами бороться с нечистыми на руку конкурентами. Так, Российский союз производителей соков совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей с июля начал реализацию долгосрочной программы "Мониторинг сокового рынка". В рамках программы периодически проводятся лабораторные проверки производимой в стране соковой продукции и дается заключение, соответствует ли товар ГОСТу. Кроме того, осуществляется мониторинг соковых изделий, что позволит иметь статистику цен и спроса на товар, поступающий на рынок. Hу, а что касается покупателя, он должен очень внимательно изучать всю информацию, содержащуюся на наклейке, и, если возникают сомнения, отказываться от покупки. В любом случае, "клевать" на красивую этикетку не стоит.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх