• Знакомство
  • Архетип отца
  • Архетип матери
  • Архетип мудрой старухи (бабушки)
  • Архетип мудрого старика
  • Архетип девушки
  • Архетип бизнес-леди
  • Архетип бизнесмена
  • Архетип жены
  • Архетип Афродиты
  • Архетип амазонки (воительницы)
  • Архетип воина
  • Архетип романтика
  • Архетип мужа
  • Часть 6

    Архетипы коллективного бессознательного

    Знакомство

    Любой из нас в течение жизни участвует в различных отношениях, играя при этом разные роли. Дома – муж, жена, мать, отец, на работе – бизнес-леди, бизнесмен и т. п. Иногда мы можем быстро переключиться с одной роли на другую, а порой это не получается. Часто человек может быть отличным мужем, но как бизнесмен не может себя раскрыть, и наоборот.

    О некоторых тонкостях, о том, как на формирование гармоничной и успешной личности влияет проработка этих ролей, а точнее архетипов коллективного бессознательного, мы постараемся рассказать в этой части книги.

    Все началось с того, что в один из осенних дней я (Светлана Сергеева) пришла в ДК «Сибиряк», чтобы пройти тренинг по «сверхобучаемости и голографической памяти». Все как обычно, приходишь в окружение незнакомых людей, всех подозревая в том, что тебя загипнотизируют или просто выманят деньги. К ведущему относишься с недоверием. В голове все крутится вопрос: а вдруг это секта? Тренинг длился 5 дней 3 раза в неделю, и не верилось, что все, что там происходит – реальность.

    Теперь по прошествии времени с улыбкой вспоминаю те дни. Я убедилась, что меня окружают такие же люди, как и я, а порой еще недоверчивей, но всех обуревает тяга познания и стремление стать успешными, а в какой-то сфере и лучшими. Пройдя один тренинг, я пошла на следующий. И однажды ведущий, а это доктор педагогических наук Станислав Мюллер, предложил мне провести работу в области исследования архетипов коллективного бессознательного в процессе формирования гармоничной личности у учащихся старших классов школы.

    Для меня это предложение было очень неожиданным, но любопытство не давало мне покоя, и я согласилась. С архетипами я работала в группе под руководством С. Мюллера, результаты меня не удивили, просто к чудесам уже привыкла. Постепенно у меня сформировалась собственная концепция архетипов коллективного бессознательного.

    Как известно, существуют определенные понятия, которые наличествуют в разуме каждого человека на Земле, независимо от места проживания или уровня образованности. Карл Густав Юнг назвал их архетипами коллективного бессознательного. В условиях современного общества на одно из первых мест выходит необходимость гармоничной проработки людьми архетипов коллективного бессознательного.

    Архетипы (от греч. arche – «начало» + typos – «образ») – начальные образы, элементы коллективного бессознательного. Своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, т. е. представления о чем-то, сформированные за много веков. У каждого человека есть представления о том, что такое «еда», «мать» и т. п. Архетипы определяют появление у конкретного человека определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов.

    Первым, кто начал исследовать архетипы и ввел это понятие, был психоаналитик Карл Густав Юнг в 1912 году. После него многие пытались раскрыть тайну архетипов коллективного бессознательного. Интересным представляется теория Эль Тата [12]. Основываясь на религии и философии мифов Древнего Египта, он создал оригинальную систему архетипов личности. Предложил задуматься над тем, почему мы выбираем друг друга, какие кармические долги преодолеваем, связывая судьбу с тем или иным человеком. Очень часто с точки зрения этого автора причина разочарований кроется в том, что наш избранник принадлежит к другому архетипу.

    Эль Тат предлагает 4 женских архетипа: Исида – проявленная любовь Вселенной; Хатор – женское сексуальное начало; Маат – добродетель, истинность и порядок; Нефтида – живая природа земли, а также 5 мужских: Осирис – земной бог, мужское деятельное начало; Тот – великий маг, мудрость и познание жизни; Анубис – страдающая за весь мир душа; Сет – воплощенное зло; Гор – спаситель мира, разумная природа человека.

    Однако, посчитав предложенные Юнгом греческие, а Эль Татом – египетские названия архетипов не подходящими для российского менталитета, мы решили градацию мужских и женских архетипов коллективного бессознательного сделать более доступной и понятной. В результате появились не только русские аналоги названий, но и выявлены архетипы, не упомянутые вышеуказанными уважаемыми авторами. В процессе работы исследовательских групп «Города талантов» было выделено 8 женских:

    • архетип девушки;

    • архетип мудрой старухи (бабушки);

    • архетип жены;

    • архетип матери;

    • архетип бизнес-леди;

    • архетип ученой девы («синий чулок»);

    • архетип Афродиты;

    • архетип амазонки (воительницы);

    и 7 мужских:

    • архетип воина;

    • архетип романтика;

    • архетип мужа;

    • архетип отца;

    • архетип мудрого старика;

    • архетип борца;

    • архетип бизнесмена.

    Архетипы влияют на человека на первый взгляд незаметно, но при более тщательном анализе выясняется, что влияние это может быть колоссальным. Соотношение и воздействие этих архетипов на человека обусловлено многими факторами, но, к счастью, человек в состоянии разобраться в их хитросплетениях и самостоятельно внести необходимые коррективы в свое поведение, проработав должным образом эти грани своего Я.

    Марк X. Маккормак в своем классическом труде «Чему не учат в Гарвардской бизнес-школе» рассказывает об исследовании, проведенном в Гарварде в 1979–1989 годах. Студентам старшего курса задали вопрос: «Ставите ли вы четкие, письменно оформленные цели на будущее?» Оказалось, что только 3 % опрошенных имели такие записанные цели, 13 % имели цели, но не записывали их, 84 % не имели никаких конкретных целей, кроме как окончить школу и окунуться в летние развлечения.

    Через 10 лет, в 1989 году, учащиеся этого курса были опрошены снова. Оказалось, что 13 %, имевших цели, но не записывавших их, зарабатывали в среднем вдвое больше, чем 84 %, не имевших никаких целей. Но самое потрясающее, что 3 %, письменно фиксировавших свои цели, зарабатывали в среднем в 10 раз больше, чем оставшиеся 97 % в сумме.

    В связи с этим мы предложили ученикам шестых и десятых классов одной из омских гимназий написать, какими они представляют себя женами и мужьями, матерями и отцами, бабушками и дедушками и т. п. в полном соответствии с вышеприведенным перечнем мужских и женских архетипов коллективного бессознательного.

    Архетип отца

    Как уже было сказано выше, архетип матери хорошо прорабатывается у девочек при игре в «дочки-матери». А у мальчиков игры вроде «папы-сыночки» нет. Мальчики больше играют в войну, спортивные игры, машинки. В результате в жизни встречается не так уж много мужчин, которые становятся настоящими отцами. Часто после развода с женой мужчина исчезает не только из жизни женщины, но из жизни детей.

    При работе с юношами несколько человек отказались писать или даже мечтать на эту тему, отговорки были разные: «Мне еще рано об этом думать», «Какой из меня отец, я еще школу не закончил» и т. д. Юношам неудобно говорить об этом, у одних негативный опыт во взаимоотношениях со своим отцом, другим кажется, что отцовство в их жизнь придет еще не скоро. Вот что написали «отважившиеся»:

    Воспитание ребенка состоит в том, чтобы учить говорить, выражаться. В семье я отдыхал бы на природе, ловил рыбу, собирали бы грибы, ягоды. Я бы участвовал в его играх, делал бы подарки. Отдыхали бы в театре, на аттракционах. Праздник проходил бы с соком, тортом.

    (Сергей)

    Каким бы я хотел быть отцом? Я не знаю, каким бы я хотел быть отцом, и всерьез об этом не задумывался. Так как у меня еще есть время подумать, и далеко не все, что я запланирую сейчас, сбудется потом. Это зависит от множества факторов, таких как образование, жена, самоконтроль, конец света и т. д. Но все же некоторые принципы уже имеются. Я никогда не буду пить и курить, так как принципиально считаю это бесполезной тратой времени и средств. Я буду уделять своему ребенку много времени, скорее всего, буду воспитывать его по системе ученых П. Венгара и Р. Поц. Затем хотел бы их привлечь к занятиям одним искусством – это славяно-тибетская школа «Красный глаз дракона». Ну и этим все сказано…

    (МСЖО)

    Прорабатывать архетип отца у мальчиков просто необходимо. Хорошо, если у мальчика замечательный отец, который своим примером покажет, как себя вести.

    В младшем возрасте можно предложить игру, в которой мальчик представляет себя отцом, у которого один или больше детей. Как он общается с ребенком (зайчонком, медвежонком), чему учит, чем занимается с ним. Эта игра может быть похожа на игру в «дочки-матери», а может кардинально отличаться. Хорошо брать не только отношения отец-сын, но и отец-дочь. Понаблюдайте, меняется ли поведение ребенка при смене пола его ребенка.

    Я (Светлана Сергеева) как-то наблюдала, как играют старшая сестра 8 лет с младшим братом 4 года. Сестра была женой и матерью, а брат – мужем и отцом. Игру они придумали сами, распределили роли. Много моментов дети копировали из реальной жизни в их семье, а некоторые моменты заменяли на выдуманные. Так, мальчик отвозил на игрушечной машинке куклу-сына в детский сад, затем ехал на работу, а на обратном пути забирал сына домой. Кормила ребенка мать, а спать укладывал отец. Отношения в выдуманной семье были нежные, трогательные, хотя иногда возникали ссоры из-за того, что кто-то делал что-то не так.

    Понаблюдайте, во что и как играет ваш сын. Вы узнаете много нового о нем и о себе.

    Архетип матери

    Архетип матери хорошо прорабатывается у девочек при игре в «дочки-матери». Даже малышки уже укладывают кукол спать, кормят мишку из ложечки. Такая на первый взгляд простая игра помогает ребенку открыть в себе материнские качества.


    Этот архетип вобрал в себя всю историю материнства. При недостаточном его раскрытии женщине трудно понять своих детей, ей не интересно с ними. И наоборот, если в женщине архетип матери доминирует над остальными, то она живет жизнью детей, забывая о реализации своих возможностей и талантов.

    Мать – это человек, который идет с детьми рядом, корректируя их движение по жизни, но не проживая жизнь за них.

    При работе со школьниками девочки хорошо представляют, какими они будут матерями, как они будут воспитывать своих детей. Вот что пишет одна из них:

    Какой бы я хотела стать матерью? Во-первых, до рождения ребенка я не буду ни пить, ни курить, потому что от меня зависит будущее здоровье моего ребенка. Я хочу двух детей, так как один ребенок растет эгоистом. Точно сказать, кого я хочу (пол ребенка), не могу, потому что главное, чтобы ребенок родился здоровым. Наверное, я хочу быть такой мамой, как моя. Если семейное положение, то я хочу заниматься с детьми. Утром готовить им завтраки, отвозить их в школу, забирать домой. Я хочу, чтобы дети доверяли мне, ведь это очень важно. По мере возможности, я хочу оградить своих детей от опасности в окружающем мире, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. Но я не буду распускать и баловать его. Воспитанность будет его главным качеством. Попытаюсь воспитать его так, чтобы мне было не стыдно за него в будущем. Мои отношения с ребенком будут строиться на доверии. У ребенка должны быть хорошие отношения с отцом. И отец должен уделять максимум внимания ребенку. Он должен участвовать в воспитании детей. Ни в коем случае он не должен заваливаться домой пьяный, чтобы этого не видел ребенок. Можно выпивать, но по праздникам. Я постараюсь максимум заботиться о своей семье, готовить им здоровую пищу. Я хочу водить детей отдыхать. И постараюсь им дать все, по мере возможности.

    (Ира)

    В настоящее время государство пытается возродить крепкие отношения в семьях. 2009 год был объявлен годом семьи. В регионах проводились различные мероприятия, посвященные семье. Посещая их, мы заметили, что это не праздники полной семьи (папа, мама, дети), а праздник мам и детей. Папы отсутствуют – они находятся на работе, либо их вообще устранили из семьи. Зачастую папы не видят своего развития в семье, только на работе. Это профессиональное развитие. Жена также полностью не понимает роль отца и мужа в семье, пытается взять всю воспитательную функцию на себя, вырастить ребенка таким, каким она его видит.

    При проработке архетипов коллективного бессознательного многие подобные дисгармоничные проявления исчезают, к людям приходит понимание их роли в семье, в жизни детей, супругов, родителей. Отношения в семьях наладить становится проще. Конфликт отцов и детей уже не встает остро, о нем остаются только воспоминания и радость от того, что человек сам разрешил глобальную в прошлом проблему.

    Архетип мудрой старухи (бабушки)

    Прорабатывать его можно и мужчинам и женщинам. Но не всем. Мужчинам проработка этого архетипа помогает понять пожилых женщин, максимально эффективно с ними общаться.

    В случае если этот архетип превалирует в личности над всеми остальными, человек может чувствовать одиночество, быть замкнутым.

    Последствиями недостаточной проработанности этого архетипа являются легкомыслие и ограниченность мышления, незрелость личности в любом возрасте.

    Прорабатывать архетип можно с 15 лет, разговаривая с детьми об их старости – какими они представляют себя в будущем, например, после выхода на пенсию.

    У детей любого возраста архетип хорошо прорабатывается через игру. Предложите своей дочери или сыну поиграть в интересную игру, в которой вы будете внучкой или внучком, а ваш ребенок бабушкой или дедушкой. Если у ребенка есть бабушки и дедушки, ему будет гораздо легче включиться в игру, если нет, то ребенку такая игра поможет восполнить пробел в социальных отношениях. Гуляя на улице или в парке, посещая театр и магазины, обратите внимание детей на красивых, бодрых пожилых людей. Сформируйте у ребенка положительный стереотип, например, «старость – это радость». Играя с ребенком в бабушку и дедушку, сделайте акцент на здоровье, бодрости, богатом жизненном опыте, накопленном за долгую жизнь, и мудрости.

    Проработка этого архетипа придает человеку спокойствие и уравновешенность.

    А вот, что пишут старшеклассники, размышляя об архетипе мудрой старухи (бабушки), представляя себя через 50–60 лет:

    Бабушку я вижу сильную духом, не чахлую, веселую, забавную. В доме часто будут гости: внуки, друзья, дети, родственники. Хорошая домохозяйка. Внуки и дети уважительно с любовью относятся ко мне. Занимаюсь вязанием, рукоделием. В этом возрасте я должна буду добиться всех своих целей и жить праздно и радостно, радуясь и радуя других. Я довольна прожитой жизнью, жизнь была счастливой, плодотворной, насыщенной. Но, несмотря на большой жизненный опыт, познавать для себя что-то новое, совершенствоваться.

    (Катерина)

    Когда я буду бабушкой, я не буду сидеть дома – это скучно!!! Я буду ездить на дачу огурцы с картошкой выращивать. По утрам я буду делать зарядку, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Большое количество времени я буду посвящать своим внукам. Мои дети, я надеюсь, будут меня уважать, заботиться обо мне.

    Я очень хотела бы такого отношения ко мне. Я хотела бы стать такой же, как моя бабушка, выше я примерно ее описала, с некоторыми примечаниями. Она очень энергичная женщина, она постоянно что-то делает: летом – целый день на даче, осенью собирает урожай и делает соленья на зиму, зимой, осенью и весной ездит с подружками в лес. Весной – собирает березовый сок, занимается рассадой… Моя бабушка наша энергия, и я ее очень люблю. Я уверена, что я не буду сидеть со старушками на лавочке и щелкать семечки. Моя прожитая жизнь полна эмоций, естественно хороших, и она постоянно разная. Я объездила весь мир. Моя дочь всегда советуется со мной, и она в первую очередь моя лучшая подруга.

    (Анастасия)

    Мне 60 с хвостиком. Мы с моим мужем живем в загородном доме. У нас есть большой сад. Наши дети давно уже состоявшиеся люди, живут отдельно. Приезжают к нам на выходные. Я делаю им пирожки, блинчики. Иногда сижу с внуками. Хоть мне уже много лет, но я осталась хорошим специалистом. И ко мне ездят за советами. За всю свою долгую и счастливую жизнь мы с мужем накопили достаточно денег, чтобы обеспечить себе небедную старость. Мы ведем здоровый образ жизни, так что здоровье у нас отличное. И на отдых мы постоянно ездим в другие страны. Когда на Кубу, когда в горы. Новый год мы отмечаем с нашими детьми и внуками. В зале большая елка. Все друг друга поздравляем и дарим подарки. Я готовлю праздничный ужин: запеченную индейку или курицу. Это у нас традиция. Кто бы где не находился, все равно на Новый год мы собираемся все вместе. Я всегда слежу за собой, хожу в салоны, вожу машину. Хожу по магазинам. Я обожаю делать подарки и сюрпризы своим родным. У нас много верных друзей. Они часто ездят к нам в гости. В общем, мы с мужем ведем полноценную счастливую жизнь.

    (Ника)

    Архетип мудрого старика

    Всего несколько примеров из того, как по нашей просьбе увидели себя юноши в старости.

    В старости я представляю себя спортивным, бодрым дедушкой, который не проводит целый день дома, смотря телевизор. Я бы вставал рано утром, бегал по утрам на улице, а вечер проводил в окружении друзей-дедов. Я бы старался быть похожим на внуков, быть современным дедом. К этому возрасту у меня уже есть планы иметь собственный детский самодеятельный танцевальный коллектив, а может и не детский, и может даже не один. Все.

    (Роман)

    Я дед. Сижу на скамейке чуть пьяный, щелкаю семечки. День впереди. Разговариваю с соседями о всякой фигне, обсуждаем разных людей за их спиной, распускаю сплетни. Я люблю смотреть телевизор, новости, кто у власти, что делается в стране. Я люблю работать у себя на даче, все лето провожу там. Люблю свежий, чистый воздух. У меня есть машина. Я люблю ездить с внуками в лес, на рыбалку. Учу детей культурно проводить время. Я часто вижусь со своими детьми и их детьми. Я чувствую себя лет на 40. Я люблю гулять со своими родными по улицам города.

    (КС)

    Я старик, сужу у себя на даче в кресле, отдыхаю после дачной работы в саду. Я приехал на машине, машину я покупал сам, ей всего пара лет. Я обеспечил себе старость. Мои сыновья часто помогают мне с постройкой или с другими трудностями. Мои дети мирно живут в разных квартирах, я обеспечил их. Со своей женой я живу уже давно, никогда и не думали расставаться. Мое состояние хорошее, так как в юности я занимался активным спортом. С друзьями детства я общаюсь до самой старости. Когда у меня появится много времени, я стану заниматься садом и рыбалкой.

    (Ученик)

    Геронтология (наука, изучающая процесс старения) дает следующую классификацию типов старости.

    1– й тип – активная, творческая старость, когда ветераны уходят на заслуженный отдых, а расставшись с профессиональным трудом, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.

    2– й тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособляемостью, но энергия этих пенсионеров направлена, главным образом, на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на все то, на что раньше им недоставало времени.

    В 3-м типе старения в основном преобладают женщины, находящие главное приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

    4-й тип – люди, смыслом жизни которых стала забота об укреплении собственного здоровья, которая может стимулировать достаточно разнообразные формы активности и давать определенное моральное удовлетворение. Однако это люди (чаще всего мужчины) склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней, их сознание и самосознание отличается повышенной тревожностью.

    Чего в основном хотят люди, дожив до преклонных лет? Уважения, достатка, здоровья. Того о чем мечтали всегда, но по каким-то причинам (страх, неверие в себя и т. п.) не смогли достичь в течение жизни.

    Многие при проработке архетипа мудрой старухи и мудрого старика забывают о своей второй половине.

    Не поэтому ли так много одиноких пожилых людей? Стоит задуматься.

    Все думают о том, что у них будут дети и внуки, преисполненные уважения к своим родителям. Интересным представляется то, что при обсуждении темы о старости дети говорят об уважении, заботе, помощи. Задав вопрос в детском коллективе, кто в реальной жизни помогает своим бабушкам и дедушкам, заботится о них, помогает по дому, вы увидите, что поднятых рук очень мало. Дети не проецируют свое отношение к предкам на подобные отношения с потомками. А разговаривая с людьми средних лет, выясняя их отношения со своими бабушками и дедушками, они часто говорят о своем чувстве вины, что они не заботились о стариках, уделяли им мало внимания, а часто отмахивались от них. По прошествии лет они видят, что их дети относятся к ним так, как они относились к своим родителям или прародителям.

    Архетип девушки

    Архетип девушки присутствует в каждой женщине независимо от возраста. Но не всегда он находится в гармонии с реальным возрастом женщины, что приводит к «разгармонизации» личности женщины.

    Архетип девушки несет в себе свет, легкость и здоровье. Он связывается с подростковым периодом жизни.

    Человек при недостаточной проработке этого архетипа может столкнуться с проблемами. Случается, что женщина давно вышла из подросткового периода, а ведет себя «как девочка». Вроде, ничего плохого в этом нет, но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Человек проходит несколько этапов развития за свою жизнь, и это не случайно. Народная пословица гласит: «Всему свое время». Если женщина не может перейти в следующий возрастной период, следовательно, уроки, которые ей встретятся на этом этапе, ей будет пройти сложнее.

    Женщины с доминированием архетипа девушки часто поступают легкомысленно, необдуманно, в обществе они чувствует себя неуверенно, жеманничают. Им тяжело найти себя. В жизни встречаются такие женщины, глядя на них, чувствуешь обман. Вроде взрослая женщина на вид, а речь «усыпана» молодежным сленгом.

    Этот архетип может овладеть женщинами, которые не хотят отпускать свою молодость, считая, что дальше только старость и увядание их красоты. Многие пытаются успеть за молодежной модой, новой музыкой и веяниями современности. Это хорошо, но в меру.

    Данный архетип хорошо прорабатывать у девочек накануне перехода в подростковый возраст для более гармоничного его прохождения. А также женщинам, в которых доминирует архетип мудрой старухи (бабушки) или ученой девы («синий чулок»).

    Ученица шестого класса так видит себя девушкой:

    Я хотела бы быть интересной, умной, доброй, отзывчивой, веселой, находчивой, самостоятельной девушкой. В трудные минуты друзей я бы помогала им, несмотря на то что у меня уходит время на это. Я бы не поддавалась на вредные привычки: курение, потребление алкоголя и наркотиков. Тем более что при раннем употреблении этого всего ты можешь недоразвиться.

    Учеба у меня была бы на первом месте. Друзья, конечно, тоже, ведь общение необходимо для человека. Я читала бы много интересной, познавательной литературы. Следила бы за происходящим в мире, за своим здоровьем, соблюдала бы режим дня, правильно питалась, поддерживала гигиену, закалялась, одевалась по погоде, занималась бы спортом.

    (Лиза)

    Архетип девушки развивается в дружеских отношениях, зачастую этот момент мешает созданию семьи либо установлению крепких отношений между супругами. Забота, которую проявляет мать и жена, не свойственна девушкам в полной мере.

    При проработке этого архетипа у взрослых женщин часто притуплялось чувство ответственности и внимания к членам семьи. Но появлялись новые идеи, перспективные планы развития, желание двигаться по жизни легко и непринужденно, чувство, что «все впереди», отступал страх старости и немощи. И это только часть того, что раскрывает возможность взаимодействия с архетипом девушки.

    Архетип бизнес-леди

    Архетип коллективного бессознательного бизнес-леди или купчихи, «крепкой хозяйки» все чаще и чаще стал встречаться в нашей жизни. В жизни «чистой» бизнес-леди много минусов. Очевидно, например, что у женщин, делающих карьеру, на дом и семью зачастую времени уже не остается.

    В случае если у девочки нет близкого примера бизнес-леди (мать), девочки начинают копировать поведение других женщин, которые по их представлению таковыми являются.


    Желание занять мужское место в жизни, покуситься на мужские знаки отличия, а именно прямоту, жесткость, силу, а также внешние стороны успеха – должность, награды и положение – приводит к тому, что женщина становится грубой, мужиковатой, резкой. Есть хорошее латинское высказывание, которое отражает женскую суть в бизнесе: «Fortiter in re, suaviter in modo», что означает «упорно добиваться цели, действуя мягко».

    Представить себя в будущем бизнес-леди было предложено старшеклассницам. Вот что они написали:

    Если я буду бизнес-леди лет через 10, то это будет означать, что исполнилась моя мечта! Но важно быть еще и успешной бизнес-леди. Я бы хотела быть или участвовать в международных торгово-экономических отношениях. Это довольно-таки престижно. Но учитывая мои планы на будущее, через 10 лет это невозможно. В 23 я могла быть матерью, а значит, я мог ею стать за счет своего мужа, который будет бизнесменом. А вообще мне бы хотелось иметь свой офис, в котором работали бы люди, стремящиеся стать успешными, сделать нашу компанию знаменитой и такой, чтоб в нашей фирме нуждались люди. Если говорить только о моем кабинете, то он бы был в нежно-голубых, зеленых, желтых или что-то к этому близкому цветах. Стол был бы из стекла, весь круглый и обязательно на круглых ножках, на нем стояли фотографии самых дорогих мне и близких людей (мама, муж, дети). Светильник, я очень люблю, когда много света, а когда заходишь в мой кабинет, то в глаза сразу будет бросаться большое окно, которое будет освещать мою голову и т. п. Если буду успешна я, то будут успешны мои дети. Я хочу, чтоб они были счастливы, как счастлива я!

    (Ангелина)

    Я хочу работать в сфере организации корпоративов и вечеринок. У меня будет свой большой многоэтажный офис, его цвета будут такими – салатовый, белый, серый, слоновой кости. Заходя в офис, буду давать своему секретарю свое пальто, и чтобы у меня на столе к моему приходу всегда был горячий кофе. Я буду строгой начальницей, все, чего я захочу, будет получаться. Вечером после работы буду садиться в свою машину, она должна быть крутой и черного цвета. Сев в машину, буду объезжать все бутики в поисках новой одежды, косметики. Корпоративы буду организовывать исключительно известным людям. Сфера шоу-бизнеса – моя сфера, стиль моей жизни. Каждый день мечтаю о том, как я буду рассекать московские проспекты на своем дорогом авто. Семьи мне до 25 лет не хочется, сначала современная девушка должна устраивать свою карьеру. Я хочу сначала вдоволь «нагуляться». А если уж серьезно думать о семье, то это муж и двое детей – девочка и мальчик. Каждые выходные мы будем заниматься большим теннисом, а сын спортивными бальными танцами. Муж мой – большой начальник, уважаемый человек, авторитетный. А вообще я не хочу жить в России, я очень хорошо знаю английский язык и буду его совершенствовать, и хочу уехать за рубеж. И стать журналистом и вести новости.

    (Ольга)

    Я работаю в небольшой фирме, являюсь ее руководителем. У меня хорошие, дружеские доверительные отношения с сотрудниками. У меня офис в современном стиле. Есть личный водитель, машина – черный джип. Мы с мужем и детьми ездим отдыхать на Кубу, на острова. Есть загородный дом, в котором мы живем. Есть садовник и горничная. Также я хочу, чтобы с обслуживающим персоналом были дружеские отношения. Мы с мужем ездим в Париж на «Неделю моды». Я представляю себя в офисе в деловом стиле. Я с подругами хожу по магазинам. Дома у меня есть любимые питомцы, есть небольшая конюшня. Я знаю много языков: французский, испанский, итальянский, английский. Я очень люблю и доверяю своему мужу. У меня есть двое или трое очаровательных детей. В дальнейшем заработанные деньги я буду вкладывать в благотворительность. Построю приют для бездомных животных. Я помогаю своим родителям.

    (Ника)

    Архетип бизнес-леди тесно связан с богатством и высоким благосостоянием. Его хорошо прорабатывать у девочек, играя в ролевые или настольные игры соответствующего направления. Если этот архетип не проработан, женщине тяжело принимать решения, найти работу, проявить свои деловые качества.

    Степень влияния средств массовой информации на формирование архетипов очень велика, а особенно на архетип бизнес-леди и бизнесмена. Огромное количество фильмов, сериалов, в которых показан офис, безделье, легкие деньги, безразличие, жестокость, отсутствие ответственности за окружающих, преодоления препятствий, гармоничного развития в других отраслях жизни формирует соответствующие стереотипы.

    Определяя степень влияния архетипа бизнес-леди и бизнесмена на конкретного человека и соотнося просмотренные этим человеком фильмы и сериалы, становится заметной их явная взаимосвязь.

    Показателен в этом отношении фильм «Дьявол носит Прада», заметно повлиявший на осознание некоторых граней этого архетипа коллективного бессознательного. Будьте внимательны к тому, что смотрят ваши дети, интересуйтесь, что они вынесли для себя из каждого просмотренного фильма или передачи, ток-шоу, просите прокомментировать отдельные его части или интервью. Обращайте внимание детей на судьбы успешных людей – чем они пожертвовали ради карьеры, славы, спортивных достижений. Для девочек важны примеры женщин, достигших определенных высот, примером могут стать такие великие женщины, как мать Тереза, Маргарет Тэтчер, Валентина Матвиенко (губернатор Санкт-Петербурга) и т. п.

    Архетип бизнесмена

    Два сочинения в качестве иллюстрации того, как видят себя старшеклассники в роли бизнесмена:

    Если бы я был бизнесменом, я бы был на работе напористым, властным, но с чувством меры, ответственным, рассудительным, рискующим, так как бизнес и риск – это две взаимосвязанные вещи. В семье я бы был чутким, ласковым, нежным, справедливым, ответственным, любящим и любимым. Летом, мы путешествуем по разным странам, обязательно всей семьей, так как в остальное время люди редко видятся со своими детьми из-за работы, видят их утром и вечером, как правило, а днем дети предоставлены сами себе. В отношениях с друзьями я веселый, смешной, неугомонный, душа компании, энергичный. На работе, с людьми я добрый, но рассудительный, если на моей работе работают мои родственники, то я к ним отношусь так же, как и к прочим подчиненным, так как на работе нет ни друзей, ни родственников. Мой офис очень деловой, подчеркивающий тонкость моей души. Это проглядывается в мебели, обоях и других вещах. Я езжу на машине, которая подчеркивает мой деловой стиль.

    (JPro)

    Каждое утро начинается с чашечки кофе. Легкий перекус для хорошего начала дня не помешает. Жена провожает до дверей пятикомнатной квартиры. Обменявшись поцелуями, расстаемся до вечера. Я сел в свою черную BMW последней модели и отправляюсь к себе в офис. Моя компания специализируется на цифровых технологиях. Я очень люблю свою работу, мне нравится работать с окружающими меня людьми, мне нравится обстановка в кабинете: все легко и непринужденно. У меня два больших окна с видом на Кремль. Я часто любуюсь его красотой. Весь кабинет в белых тонах, только стол немного выделяется своим светло-коричневым цветом. Все в комнате сделано с предельным шиком и элегантностью. На рабочем столе, кроме монитора, стоит рамка с фотографией моей семьи. Я очень люблю свою семью и постоянно о ней думаю: как там дети (двое – мальчик и девочка) в школе, что делают. Жена – домохозяйка, мы часто ездим отдохнуть на природу. Мне так хорошо после насыщенного рабочего дня в душном офисе. Я очень люблю лес. Российская природа меня радует. Нет никаких проблем.

    (2101)

    Архетип жены

    Архетип жены представляет собой сочетание многих качеств, но прежде всего – это отношения с мужем. Быть женой – значит, помогать мужу в самых сложных делах, но при этом никогда не претендовать на его место и славу, оставаясь в тени. Как говорит старая русская пословица, «жена мужем красна».

    А вот что пишут по этому поводу школьницы:

    Я хотела бы быть, прежде всего, верной, любящей женой. На столе всегда бы стояла еда, посуда была бы вымыта, кровати застелены, пыль вытерта, пол вымыт. В доме было бы чисто, аккуратно и уютно. Кроме работы по дому, я могла бы устроиться на работу и зарабатывать деньги, то есть пополнять семейный бюджет. Я уважала бы мужа и его родственников, читала бы много книг о ведении домашнего хозяйства, разрабатывала бы меню на каждый день. Праздники в моем доме проводились бы весело. В простые дни дома царила бы тишина. Надеюсь, что я буду хорошей женой.

    (Наташа)

    Если честно, я даже никогда не задумывалась о том, что я могу быть женой, но меня это все равно постигнет в будущем. Если я жена, значит, у меня есть семья, а семья подразумевает уют, дом, доверие. Я представляю себе большой, теплый дом, в бело-красно-серых оттенках. Пока семья молодая, нужно заниматься домом самой, потом, когда появятся дети, внуки, в доме будут гувернантки, уборщики. С мужем должны быть отношения полного доверия!!! Это самое главное. Муж не должен поднимать рук на жену, это самое последнее дело. Все наши проблемы мы будем решать тихо, мирно. Хотя я понимаю, что без ссор нельзя, так как нет ссор – это значит, что мы относимся друг к другу равнодушно. Иногда и подраться можно, но в шутку. Детей я хочу двоих. Буду любить и баловать безумно! Разрешать можно все, но будет у меня два правила: 1) слушаться маму; 2) запомнить первое правило. Мы часто всей семьей будем ездить на отдых, семья – это все вместе – это 7 «Я». Мы должны любить друг друга и в старости, и в бедности. Всеми силами нужно будет сохранять отношения. Я не смогу простить измен, это очень больно, однажды уколол больно в душу один человек, теперь я этого никому не смогу простить. Я очень хочу, чтобы у нас были домашние животные, особенно собака. У нас будет большой участок, где наши дети будут играть с любимыми питомцами. Говорят, что избалованные дети всегда наглые, грубые и эгоистичные, но, несмотря на это, я внушу своему ребенку правило, что мне грубить нельзя и главное – это уважение к своим родителям. Мой муж тоже должен меня уважать, не повышать на меня голос, не быть эгоистичным, заботиться и оберегать свою семью! Мы на выходных будем собираться всей семьей за круглым столом, где будет теплая домашняя атмосфера.

    (Оля)

    Анализируя эти эпизоды, определенно можно выделить, что понимания того, что такое быть женой, у девочек еще нет. Неизвестно, появится ли оно в будущем, или их постигнет разочарование в семейной жизни, потому что они ищут счастья где-то вовне, а не в себе. Быть женой легко, если любишь, если осознаешь, что ты жена, а не начальник или амазонка. Этот архетип один из самых трудных для работы над ним.

    У многих девочек в настоящее время больше желаний получить престижное образование, достичь карьерного роста, состояться как юрист, экономист, менеджер или дизайнер. Что означает быть женой, развиваться в роли жены, как общаться с мужем и др., каждая девочка представляет по-своему, но что характерно, в этих сочинениях всегда звучат одни и те же выражения: «Он должен меня любить, уважать, ценить, он должен зарабатывать деньги, он должен, должен, должен…»

    Архетип Афродиты

    Архетип Афродиты заключает в себе активное женское начало, сексуальность, властность, напористость, уверенность в себе и в силе своей красоты, своего обаяния, своих чар. Этот архетип в нашей стране долгое время был словно под запретом и развивался как бы тайком. Чрезмерное влияние он оказывает на некоторых девушек-подростков, порой вызывая легкомысленные поступки, неразборчивость в сексуальных связях.

    Этот архетип является чрезвычайно важной составляющей женского «я». Когда он находится в равновесии с остальными, вырастает сексуальная женщина, знающая себе цену, завоевать любовь которой может только достойный мужчина.

    По представлению Эль Тат, «сексуальность и творчество исходят из одного источника. Сама по себе сексуальная (творческая) энергия не имеет окраски. То есть она не добрая, не злая, не низменная, не возвышенная, не черная, не белая… Это просто огромный потенциал сил человека. Потенциал, который движет личностью, создает в ней желания и устремленности. Возвышенной или низменной эта энергия становится тогда, когда личность использует ее для движения в выбранном направлении».

    Работа по изучению этого архетипа в настоящее время еще ведется, подобраны различные методы для его корректной проработки. Но многие родители девочек считают, что их детям задумываться об этом еще рано, либо боятся негативных последствий в виде распущенности. И проблема здесь кроется не в архетипе, а в страхах родителей, а, следовательно, и их детей.

    Архетип амазонки (воительницы)

    Все мы помним хрестоматийные некрасовские строки из поэмы «Мороз, Красный нос»:

    В игре ее конный не словит,
    В беде не сробеет – спасет:
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет!

    Речь в них идет об отважной, физически и морально сильной, энергичной женщине. Подобные черты часто помогают в бизнесе, но мешают в отношениях с противоположным полом. Преобладание данного архетипа приводит к эгоистичности и полному неприятию ущемления своих прав, при этом с беззастенчивым пренебрежением в отношении чужих интересов. Такая девочка добьется своего любым способом, убирая всех и вся на своем пути. Но в то же время, когда этот архетип ущемлен, девочке трудно проявить свои волевые качества, сделать зарядку утром, дать отпор обидчику.

    Приведение этого архетипа в равновесие с остальными дает девочкам уверенность в себе, помогает двигаться по жизни.

    Архетип воина

    Для проработки этого архетипа совсем не обязательно представлять себя на какой-то войне и в конкретное время. Хотя многим намного проще описать, что бы они чувствовали, окажись они на месте одного из 300 спартанцев или 28 панфиловцев.

    Каждый по-своему переживает этот архетип, способствуя гармонизации своей личности.

    Архетип романтика

    Все поэты на свете находятся под влиянием архетипа коллективного бессознательного романтика. Все истинные профессионалы, врачи, священники, учителя и психологи имели в своей жизни период, когда их ведущим архетипом был архетип романтика.

    Обычно юноши с ведущим архетипом романтика – с чуткой душой, пережившей свою личную боль, стремятся посвятить себя людям.

    Романтик обязательно живет в душе каждого врача, который, не задумываясь, встанет ночью и пойдет к больному. А также в душе каждого учителя-мужчины, который, не думая о том, какая у него зарплата, будет стараться дать знания детям.

    Это прекрасно, что в жизни встречаются романтики, и особенно этому рады женщины. Но если мужчине никто не поможет воспитать в себе внутренней твердости духа, если он мягок настолько, что не может противостоять соблазнам, то налицо чрезмерное влияние этого архетипа. Такой человек становится эгоистом, мягкотелым слюнтяем. Такие молодые люди часто спиваются или становятся наркоманами, которые позже печалятся о своей загубленной жизни, виня всех вокруг. Они не могут взглянуть правде в глаза, взять на себя ответственность за свою жизнь.

    Интересны сочинения школьников, представлявших себя романтиками.

    Если бы я был романтиком, я бы ходил со своей лошадью. Со мной летал бы молодой серебристый дракон-чик.

    Я бы носил рюкзак, в котором лежали бы овес для лошади, специальный корм для летающего дракончика, еда для меня, очень толстая книга (если настанет момент, что вдруг станет скучно, то книга одним своим видом радует глаз! Кожаный переплет, в изумрудике написано название. Также в ней лежит закладка в виде пятисот рублей. (И всегда, когда я дочитываю книгу, я меняю ее на другую в городе, который встретится мне на пути), денег немного, спальный мешок, спички и жидкость для розжига. А в руке у меня длинная палка. Я хожу в длинном халате. В нем лежит дневник и ручка. Я назвал его «Дневник мага». В него я записываю все, что происходит со мной, все, что я вижу. Я путешествую по городам, степям, лесам, болотам, иногда захожу в тропики. Я даже в чайных плантациях был. Там такая свежесть! Такой запах! А как же там красиво!

    Лошадь я назвал Сапфира. У нее долгая история! Мне подарили маленького жеребенка. У него были очень милые глаза. Когда он вырос, его грива свисала на один бок, глаза остались милыми. Хвост был очень пышным. Возле копыт тоже была длинная шерсть. Сапфира превзошла меня по росту. Я взял ее в свое приключение.

    А маленького дракончика зовут Мартин. Это маленький дракончик —70 см в высоту. Во время путешествия с Сапфирой я нашел Мартина на камне. Так как он был один, я взял его с собой. Теперь Сапфира и Мартин – мои лучшие друзья!

    Вот такой я романтик!

    (Павел, 6-й класс)

    Архетип мужа

    Я буду хорошим, верным мужем, главой семьи. Решение будет оставаться за мной, но приниматься при совещании с женой. Бить жену точно не буду, как и напиваться тоже. Конфликтные ситуации будем решать мирно. Баловать детей не буду, выбор делать буду предоставлять им и влиять на него не буду.

    (P.I.A.)

    Я думаю, чтобы быть хорошим мужем, нужно выполнять некоторые условия. Во-первых, нужно считать себя равным со своей избранницей. Обдумывать и по возможности обговаривать свои мысли и поступки. А также нужно учиться на своих и на чужих ошибках и создавать пусть не идеальную семью, но, во всяком случае, которую хотел. В дальнейшей перспективе хочется стать хорошим отцом и подавать хороший пример своим детям.

    (FB92)

    Если посмотреть в обозримое будущее, то я планирую жениться в 25 ± 2–3 года. Хотелось бы быть хорошим мужем, также хотелось бы иметь одного, двух детей. В принципе сейчас меня это мало волнует, сейчас важно окончить школу, поступить в колледж, а потом… Может, устроиться на работу (после армии) или продолжить службу. А дальше отращу бороду, время от времени буду заниматься своим хобби. Скорее всего, оно будет играть неотъемлемую часть моей жизни. Также продвигаться по служебной (карьерной) лестнице. Честнее всего будет сказать, что на данный момент я не являюсь поклонником этой теории и, наверное, даже считаю ее бредовой.

    (Моп@х)

    Муж должен быть любимым и любить свою жену, детей и всех, кого приручил. Я счастливый муж, у меня красивая и умная жена и двое детей. Я без вредных привычек, люблю свою работу, заработка хватает на содержание семьи. Все выходные провожу в основном в кругу семьи. В общем, примерный семьянин. Люблю ловить рыбу. Моя семья – мое богатство. Я очень ею дорожу. Я постоянно в курсе происходящего в жизни каждого члена семьи. Дети охотно делятся со мной впечатлениями о прошедшем дне. У нас огромный дом в престижном районе города. Моя жена тоже без вредных привычек. В семье у нас спокойная, доверительная обстановка. Каждый вечер мы непринужденно общаемся на самые простые темы: погода, школа и др. Я думаю, у меня будут девочка и мальчик, которые будут хорошо между собой общаться, делиться друг с другом всем, помогать друг другу во всех ситуациях. Я считаю свою жизнь удачной и сложившейся. Я проживу долгую и счастливую жизнь.

    (0193)

    В будущем я представляю себя хорошим мужем, исполняющим свой супружеский долг пять раз в неделю. Я бы пил один раз в неделю. Но я хочу жениться после того, как у меня появится престижная работа, машина, квартира. Я бы с женой каждый год ездил отдыхать в Таиланд! У меня было бы двое детей: сын и дочь.

    (Грешник)

    Я хочу жениться после 40 на девушке младше меня в два раза. Я буду хорошим и заботливым мужем. Женюсь я по большой и чистой любви, и будет у меня двое детей. А вообще я об этом не задумывался пока, я люблю свободную жизнь.

    ($L@Yer)

    Я вижу себя идеальным мужем, который приходит домой, в котором уют, тепло, по дому бегают дети, веселятся, кричат, играют. Моя любимая жена устраивает в доме уют, порядок. Дом всегда полон гостей. С моей стороны и со стороны жены всегда будет понимание, любовь, уважение. Не будет измен, ссор. Мы будем счастливы и умрем в один день!!!

    P. 5. Или вообще не умрем.

    (Дин Алексей)








     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх