Понятие «воспитание» в широком и узком смысле

В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т. е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М. Ф. Шабаева: «В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия… Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям» (1, C. 8).

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми. В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только — на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой. Ж. Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: «Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека» (1, C. 55–56).

К. Гельвеций утверждает: «Новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления» (1, C. 54). Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума…» (3, C. 147). «В своей действительности она (сушность человека — C.М.) есть совокупность всех общественных отношений» (4, C. 3). Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К. Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. «Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность — школа, воспитатель и наставник… вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий» (8, C. 18).

Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т. е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле: Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых (2, C. 247). Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое «воспитание в широком и узком смысле». Первое — это весь процесс воспитания человека, а второе — процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле — общее, а в узком — это часть общего. Так и написано у И. Е. Шварца: «В настоящее время воспитание употребляется „в широком и узком смысле“. Воспитание в широком смысле — весь процесс формирования личности… когда говорят „воспитывает жизнь“, подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова — это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя» (9, C. 13). Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего — это воспитание в широком смысле, а название каждого из них — в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих «смыслов». Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: «в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п. (5).

Как видим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н. К. Крупской. В последние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт: „Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач“ (6, C. 24–26). Вот что пишет другой автор: „Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией“ (7, C. 226). Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь „воспитание“ — важнейшее понятие, носящее характер категории», употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании. Поэтому когда речь заходит о воспитании, приходится каждый раз оговаривать, какой смысл вкладывается в этот термин. Но это некорректно с научной точки зрения, если учитывать и то, что даже «воспитание в широком социальном смысле» имеет у разных авторов разное содержание.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия «воспитание» следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием «воспитание». А когда есть необходимость — тогда пользуемся понятиями «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание».

Литература

1. Константинов Е. Н. История педагогики. М., 1982 

2. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 2. М. 

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 3. М. 

5. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1982 

6. Подласый И. П. Педагогика. М., 1998

7. Сластенин В. А. Педагогика. М., 2000 8. Ушинский Д. К. Собр. соч. В 10 т. М. Т. 8. 

9. Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх