• 1. ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 3. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ 
  • 3.1. Обнаружение искомой запаховой дорожки в районе начальной точки следа
  • 3.2. Использование специальных физических упражнений для постановки правильного дыхания у собак во время следовой работы
  • 3.3. Приучение собаки к работе по следу в жару
  • 3.4. Особенности тренировок при наличии снежного покрова
  • 4. Организация групповых тренировочных занятий по отработке инсценировочных задач
  • ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТРЕНИРОВКЕ РОЗЫСКНЫХ СОБАК 

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Регулярная тренировка розыскных собак является одним из важнейших условий улучшения их рабочих качеств, а следовательно, и повышения эффективности практического использования в борьбе с преступностью. Тренировки розыскных собак проводятся по окончании курса дрессировки, когда животные приобрели все необходимые навыки и выполняют их в соответствии с требованиями нормативов, изложенными в Наставлении по службе розыскного собаководства, объявленного приказом МВД № 370–81 г.

    Цель тренировочных занятий — обеспечение результативности применения собак в реальных условиях их применения. Для достижения указанной цели в ходе тренировочных занятий должны решаться следующие основные задачи:

    — поддержание у собак оптимального нервно-психического состояния;

    — закрепление и совершенствование ранее выработанных навыков в реальных условиях служебного использования;

    — увеличение физических возможностей животных.

    Поддержание оптимального нервно-психического состояния у собак определяется как главная, первоочередная задача тренировки, поскольку активность и заинтересованность животных в выполнении тех или иных действий является основой и для их результативного применения на практике, и для дальнейшего совершенствования приемов специального назначения. Особую важность указанная задача приобретает при регулярном использовании собак на практике, где сложность ситуаций зачастую не позволяет достигнуть желаемого конечного результата. Собака, несколько раз подряд не выполнившая выборку, не взявшая след или не проработавшая его до конца, теряет уверенность в своих силах и заинтересованность в выполнении этих действий. Восстановить у животного психическое равновесие, прежнюю активность и желание работать можно только с помощью правильно проведенной тренировки.

    Безусловно, основная работа по тренировке собак должна осуществляться каждым кинологом самостоятельно на месте непосредственной службы. Вопросы совершенствования у закрепленной собаки розыскных навыков отражаются в месячном плане тренировки, который утверждается начальником подразделения.

    Однако, не секрет, что из-за отсутствия достаточного контроля и компетентной помощи тренировки на местах проводятся нерегулярно и методически неверно. В целях устранения недостатков в тренировочном процессе для кинологов из периферийных подразделений в МВД, ГУВД, УВД ежегодно должны организовывать учебные сборы или стажировки при питомнике, по мере необходимости командироваться в ГО-РОВД квалифицированные специалисты для проведения индивидуальных занятий. Тем же кинологам, которые сравнительно быстро (в пределах 2-х часов) могут добраться до питомника, помощь и контроль лучше всего осуществлять в форме групповых занятий.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Групповые тренировочные занятия являются, как показала практика, наиболее совершенной формой повышения профессионального уровня кинологов и улучшения рабочих качеств розыскных собак. В ходе групповых занятий, кроме вышеуказанных в разделе «введение» основных задач, руководитель может успешно осуществлять следующие учебные мероприятия:

    — совершенствовать профессиональные навыки младших инспекторов-кинологов, проводить тщательный разбор их действий по практическому применению розыскных собак, указывать на ошибки, обобщать положительный опыт;

    — показывать с розыскными собаками, закрепленными за офицерами или опытными кинологами, наиболее эффективные методы тренировки и применения собак на практике с использованием тех или иных навыков специального назначения;

    — контролировать результаты самостоятельных тренировок;

    — определять конкретные задания по совершенствованию общих и специальных навыков.

    Групповые занятия должны проводиться примерно 2 раза в месяц. Более частые групповые занятия не оправдывают себя, так как из-за чрезмерной опеки у кинологов появляется чувство неуверенности в себе и в своей собаке, сковываются такие необходимые качества, как оперативное мышление, смекалка, наблюдательность.

    Практические занятия по групповой тренировке собак проводятся в разное время суток как на территории питомника или вблизи него, так и в определенных районах поселка или города. Такие навыки специального назначения, как выборка человека, выборка вещи, задержание, обыск местности и помещений, поиск гильз, сторожевое охранение, вполне можно отрабатывать недалеко от питомника (при условии смены каждый раз участков местности и ввода новых элементов в создаваемую ситуацию). Если же предстоит обработка следов, то разумеется, необходим выезд на автотранспортных средствах.

    В конце каждого квартала начальнику питомника целесообразно составить график проведения групповых занятий на следующий квартал. В графике необходимо указать дни и часы занятий по месяцам, общее количество вызываемых из горрайорганов кинологов на все тренировочные занятия и на каждое в отдельности. В графике выделяются занятия, для проведения которых используется автотранспорт, приводится названия районов выезда, определяются конкретные лица, ответственные за материально-техническое обеспечение тренировок. Первый экземпляр графика, утвержденного руководством МВД, ГУВД, УВД, находится на исполнении в питомнике, второй — после регистрации в секретариате — направляется (передается) руководству автотранспортной службой.

    Для вызова кинологов на групповые занятия по местам их службы передаются телефонограммы на имя начальников подразделений.

    При подготовке к занятию руководитель службы должен проанализировать результаты прошлой тренировки, наметить конкретную программу: общий объем работы, последовательность совершенствования навыков, задания для каждого кинолога с учетом его профессиональной подготовки и степени натренированности собаки. За день до занятия руководителю необходимо:

    — договориться с помощниками и определить с ними время прихода в питомник или другое обусловленное место;

    — выяснить в метеорологической службе погоду на день занятий;

    — убедиться, что в районе проведения тренировок нет никаких помех;

    — проконтролировать передачу телефонограммы о вызове кинологов с собаками;

    — напомнить начальнику автотранспортной службы о выделении транспорта в распоряжение питомника.

    Групповое занятие по тренировке розыскных собак начинается со вступительной части, мобилизующей кинологов к предстоящей активной работе. Построив кинологов и проверив их готовность, руководитель доводит до них тему занятия, цель, основные вопросы, общий порядок и последовательность проведения тренировки, указывает на используемые материальные средства. Здесь же он объявляет время, отведенное на занятие, район занятий и другие особенности предстоящей работы.

    После прибытия в район проведения занятий необходимо указать кинологам участок для выгуливания собак и место их привязывания. Одного из кинологов или помощников оставляют присматривать за животными.

    Основная ответственность за правильное проведение занятий и достижение поставленных задач лежит на руководителе — начальнике питомника или старшем инспекторе-кинологе. Руководителю нельзя ограничиваться лишь присутствием на занятии и наблюдением за его ходом. Руководитель должен не только замечать ошибки в действиях кинологов, но и своевременно вмешиваться в процесс тренировки, оказывать конкретную помощь, немедленно устранять увиденные недостатки. Для этого ему необходимо постоянно быть в движении, не расслабляться в течение всего занятия. Только при таком подходе руководитель завоюет в глазах кинологов авторитет хорошего методиста, опытного специалиста службы розыскного собаководства и сможет рассчитывать на их добросовестное отношение к тренировке.

    Для примера опишем действия руководителя занятия при отработке навыка поиска человека по его запаховому следу. Перед применением собак по контрольному (известному) следу каждому кинологу поочередно нужно показать начало следа, рассказать о маршруте движения помощника, расположении оставленных вещей, месте его укрытия на конечной точке, дать конкретные ориентиры на местности. Кинологу должна быть известна и давность проложенной запаховой дорожки. В некоторых случаях целесообразно во время объяснения делать схематические зарисовки в блокноте. Перед применением собак по слепым (неизвестным) следам кинологу лишь показывается участок поверхности, откуда должна пускаться собака и сообщаются некоторые сведения об условиях прокладки трассы (давность, протяженность).

    Первыми проработку следов начинают опытные кинологи. При уверенном взятии собакой следа руководитель занятий наблюдает за работой собаки на начальном отрезке, а затем переходит к другому следу и объясняет задание очередному кинологу. Если собака не берет запаховый след, руководитель дает кинологу нужные указания и животное вновь пускается на обнаружение следа вторично (уже в другой точке проложенной трассы). Собака, не взявшая след и на этот раз, отводится в сторону и вновь применяется уже в последнюю очередь по запасному или заново проложенному следу. Слабо подготовленных кинологов руководитель должен сопровождать на всем протяжении запаховой дорожки (или на большей ее части). При необходимости такой контроль может осуществлять и другой опытный специалист-кинолог.

    Важная часть каждого занятия — подведение итогов проделанной работы. Лучше всего разбор занятий проводить по приезде на питомник в учебном классе. Руководитель вначале должен отметить общие положительные моменты, достигнутые в ходе данной тренировки, затем остановиться на общих недостатках. При разборе действий каждого кинолога также нужно всегда стараться говорить сначала о пусть даже незначительных положительных сдвигах в работе и только после этого указать на конкретные ошибки и дать необходимые рекомендации по их устранению. В конце занятия все кинологи получают задание для индивидуальных тренировок.

    3. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ 

    3.1. Обнаружение искомой запаховой дорожки в районе начальной точки следа

    Как показывает практика, самым сложным моментом следовой работы в реальных условиях является начальный, связанный с обнаружением искомой запаховой дорожки. Объясняется это прежде всего неподготовленностью розыскных собак. На тренировочных занятиях каждое применение собаки по следу, как правило, осуществляется после обнюхивания исходной точки, насыщенной запахом помощника, в районе которой отсутствуют посторонние отвлекающие раздражители. Разумеется, что в реальных ситуациях подобные условия почти не встречаются. В связи с этим рекомендуется основное внимание при проведении тренировочных пусков по следу уделить именно начальным моментам следовой работы, чтобы в конечном счете добиться от собак умения находить нужную запаховую дорожку в условиях, близких к реальным. Условно всю программу тренировки можно разделить на 4 этапа.

    На первом этапе прокладка следа должна начинаться после пребывания помощника в течение нескольких минут возле калиток, рядом с подъездами жилых домов, вблизи от неподвижно стоящих транспортных средств, около автомобильных и железнодорожных магистралей. Перед пуском собак на след необходимо принять меры, исключающие пребывание в указанных местах посторонних лиц и пересечению ими начальных отрезков следа (около 20 м от исходной точки). Давность следа должна быть уменьшена по сравнению с уже достигнутыми параметрами на 20–30 минут.

    На втором этапе помощники уже не задерживаются на исходной точке, а начинают движение сразу. В непосредственной близости от начала следа в момент применения собаки должны присутствовать 2–3 дополнительных помощника (которых каждый раз необходимо менять). На первых пусках дополнительные помощники стоят без движения и просто наблюдают за работой животного, а по мере упрочения навыка и безразличного отношения к ним собаки, они начинают двигаться, как обычные пешеходы. Количество дополнительных помощников можно увеличить (если собака будет использоваться в густонаселенных районах).

    На третьем этапе начало следа переносится внутрь помещений. Здесь (в помещении) пока еще необходимо следить за тем, чтобы не было явного затаптывания искомого следа посторонними лицами. Лучше всего использовать помощников, живущих в помещениях, откуда планируется пустить собаку. Прокладку следа следует осуществлять рано утром или вечером после работы (чтобы выветривались запахи от прежнего пребывания в данном месте). Причем, в том случае, когда помощник сначала заходит в дом, а затем выходит из него, поневоле образуются две следовые дорожки (прямая и обратная). Ввиду того, что собаки могут пойти по обратному следу, помощник должен на подступах к помещению (за 50–80 м) оставлять свою вещь. Собака, взявшая обратный след, заканчивает его проработку обнаружением этой вещи. После небольшого перерыва (7–10 минут) она вновь пускается на поиск, но уже в секторе прямого следа и с предварительного обнюхивания найденной вещи.

    Все изложенные выше варианты усложнений отрабатываются только на контрольных следах. Основная задача четвертого этапа состоит в том, чтобы безошибочно действовать в ситуациях, когда пути подхода и отхода помощника неизвестны для кинолога, довести до совершенства начальные моменты поиска по следу в условиях, приближенных к реальным условиям практического применения. Переход от контрольных к «слепым» следам лучше всего осуществлять через полуконтрольные следы. Для этого помощник по указанию кинолога делает две исходные точки: одну в помещении, другую где-то в 100–150 м от него. Путь подхода помощника к первой исходной точке (в помещение) и путь от первой точки до второй кинологу неизвестен. Ему известны лишь расположение обеих точек и маршрут движения помощника от второй точки до места укрытия. Полуконтрольные следы вводятся для того, чтобы предупредить потерю заинтересованности в работе собак, поскольку, как показывает практика, первоначальные пуски по неизвестному для кинолога следу зачастую заканчиваются безрезультатно (т. е. собаки не приводят кинологов ко второй точке). В подобных случаях после небольшого отдыха собака пускается по известному следу. По окончании работы кинолог выясняет у помощника маршрут его движения к помещению и от помещения до второй исходной точки. Данный вид усложнения требует упорной и напряженной работы, поэтому на нем необходимо задержаться до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно отыскивать неизвестную кинологу следовую дорожку.

    Вся дальнейшая работа по совершенствованию основного навыка розыскной службы — поиска человека по его запаховому следу — должна приближать условия тренировочных пусков к параметрам, наиболее часто встречающимся при выездах на места происшествий. Подчеркнем лишь два наиболее важных, на наш взгляд, обстоятельства, которые нужно иметь в виду при вводе новых усложнений.

    Во-первых, добившись от собаки умения брать след в условиях, приближенных к реальным, никогда не следует бояться (в первую очередь это касается самих кинологов) заслеженности местности и присутствия других посторонних раздражителей.

    Во-вторых, ввод усложнений не может осуществляться непрерывно. Сложная тренировочная работа, а также реальные применения собак, всегда должны чередоваться с легкими заданиями, выполняемыми животными без всякого напряжения. Сложные задания необходимо приурочить к хорошему физическому и психическому состоянию животного.

    3.2. Использование специальных физических упражнений для постановки правильного дыхания у собак во время следовой работы

    Известно, что успешной проработке сложных запаховых следов в большей степени способствует тщательное принюхивание собаки к поверхности грунта. Физически же подготовленные животные, особенно в жаркую погоду, сравнительно быстро устают и вследствие нехватки организму кислорода начинают учащенно дышать открытой пастью, что, естественно, в значительной мере снижает качество принюхивания. Единственно возможный путь, позволяющий существенно снизить этот недостаток, — регулярные физические упражнения, выполняемые при дефиците поступающего в организм воздуха. Собаки, приученные справляться с физическими нагрузками, вдыхая при этом воздух только через нос, довольно быстро увеличивают свою общую выносливость, они испытывают значительно меньшую потребность в поступлении кислорода (по сравнению с нетренированными животными) и способны длительное время вести поиск по следу с тщательным принюхиванием.

    В этих целях рекомендуется в конце тренировки или в те дни, когда она не проводится, осуществлять с животными пробежки. На собаку надевается намордник, подогнанный с таким расчетом, чтобы ей трудно было вынуть из ротовой полости язык. Во время бега собака должна находиться на коротком поводке в положении «Рядом». Темп движения невысокий. Время пробежек нужно постепенно увеличивать от 5 минут до 0,5 часа и более.

    При температуре воздуха свыше +30°C пробежки, чтобы не перегреть животное, следует заменить на плавание. Активное плавание стимулирует обменные процессы в организме собаки, развивает общую физическую выносливость. Дыхание во время плавания у собаки инстинктивно осуществляется только через носовую полость. Длительность плавания при температуре воды более + 20° может составлять от 5 до 30 минут.

    3.3. Приучение собаки к работе по следу в жару

    Жара неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии животного, кроме того, она способствует быстрому улетучиванию и разложению запаховых молекул со следа. Для работы по следу в жаркое время суток от собаки требуется незаурядная физическая и нервно-психическая подготовленность. О тренировке физических качеств животного уже говорилось выше. Нервно-психическая подготовленность может быть достигнута только путем всестороннего развития и совершенствования навыка работы по следу. Для оптимального решения этой задачи часть тренировочных занятий (примерно половину) следует проводить в облегченном температурном режиме (рано утром или поздно вечером), а другую часть — в жару. На утренних и вечерних тренировках основной упор делается на увеличение давности и протяженности следа, на дневных — главной проблемой является сохранение заинтересованности собаки в ведении поиска. Конкретно размеры запаховых следов подбираются исходя из индивидуальных возможностей животного.

    При прокладке следа в жаркое время суток помощнику следует большую часть трассы двигаться по участкам местности, не подвергающимся воздействию прямых солнечных лучей. Приведем конкретный пример упражнения, которое можно использовать в начальный период приучения собаки к работе в жару. Основная часть следа прокладывается в тени. Движение помощника для прокладки следа по солнечному участку местности начинается (при соблюдении им скрытности перемещения) лишь при приближении кинолога и собаки к конечной точке первого отрезка трассы. Перед выходом на солнечный участок помощник может оставить на следу какую-либо вещь. Ее вид и запах будут способствовать поднятию активности животного.

    Перед применением собак, а также непосредственно во время работы по следу в жаркие часы дня, кинологу необходимо периодически останавливаться, смачивать животному водой голову и мочку носа. После окончания тренировки лучше всего облить водой все тело собаки.

    Не следует устраивать конечные точки следа у водоемов с целью купания животного сразу же после работы. У собак может образоваться нежелательная связь при виде воды прекращать поиск и рваться к водоему.

    3.4. Особенности тренировок при наличии снежного покрова

    Для следовой работы в светлое время суток желательно использовать хорошо утоптанный снежный покров. Тренировка может проводиться днем и в том случае, если прокладка следа велась во время снегопада. Отступление от правила влечет за собой быструю ломку стереотипа ведения поиска: собаки при выборе направления движения начинают ориентироваться не на запах, а на зрительно видимые вдавленные отпечатки обуви. Причем ситуация не меняется, если кроме отпечатков обуви помощника на снегу есть множество посторонних отпечатков. Собака вместо сосредоточенного поиска искомой запаховой дорожки нередко отвлекается и начинает обнюхивать близлежащие отпечатки. Естественно, что нужного совершенствования навыка на таком занятии не происходит. Также не дает эффекта использование для прокладки укатанных дорог, где почти невозможно изменить направление трассы следа. Собаки, проработав несколько десятков метров следа и, видя перед собой только колею или обочину, обычно перестают нюхать и двигаются далее, используя в основном зрение.

    Для ночных тренировок след может прокладываться по любым поверхностям, в том числе и по нетронутому снежному покрову. Однако лучше, если запаховая дорожка будет одновременно проходить и по утоптанным дорогам, и по свободным от снега участкам улиц, и по рыхлому глубокому снегу во дворах и скверах.

    4. Организация групповых тренировочных занятий по отработке инсценировочных задач

    Занятия по отработке инсценировочных задач проводятся, во-первых, для проверки подготовленности животного к использованию на практике, а, во-вторых, для обучения кинолога применять свои познания в области оперативно-розыскной деятельности, находить возможности для использования собак в искусственно подготовленных ситуациях, где в той или иной степени достоверности воссоздается реальная картина какого-либо преступления или розыскного мероприятия.

    Следует особо отметить, что при решении инсценировочных задач кинолог ставится в жесткие рамки конкретных условий. Он не имеет возможности как-либо изменить (облегчить) ситуацию, внести в нее привычные для собак элементы, без которых она не в состоянии выполнить навык (как например, дресскостюм для навыка «задержание»). Пользу для собак эти упражнения могут принести только в том случае, если животное готово к предлагаемым условиям работы. Поэтому к тренировкам с инсценированными заданиями следует приступать лишь после того, как собака научится выполнять навыки специального назначения в условиях, близких к реальным условиям практического применения.

    При проведении инсценировочных занятий могут быть использованы следующие методы:

    — показ правильных действий специалиста-кинолога с собакой на месте инсценированного преступления с пояснениями руководителя;

    — непосредственное применение кинологами собак, работа личным сыском.

    Следует учесть, что руководитель за один учебный день может отработать с кинологами не более 4 однотипных инсценированных преступлений. Поэтому на занятиях, где планируется осуществить непосредственное применение собак каждым кинологом, количество обучаемых в группе не должно превышать четырех. Если обучаемых больше, то к проведению занятий привлекают других знающих специалистов, а кинологов разбивают на две и более учебных групп. Количество помощников, обслуживающих каждую учебную группу, определяется руководителем. Имитация преступлений для каждой группы может совершаться и одновременно, и поочередно с интервалом примерно в 30–40 минут. Устанавливая тот или иной порядок имитирования ситуаций, руководитель получает в результате нужное количество запаховых следов с заранее определенной давностью выветривания. При поочередной имитации в случае необходимости инсценировка всех 4 преступлений поручается одному опытному помощнику.

    В основу фабулы «преступления» лучше всего брать реальные события, происшедшие в данном регионе, в недавнем прошлом. Исходя из фабулы, разрабатывается последовательность действий помощника, выступающего в роли преступника. Помощниками для инсценировочных занятий следует назначать людей, хорошо ориентирующихся на местности и имеющих опыт в прокладке следа. Инструктаж помощники должны получать непосредственно на месте, где планируется проводить инсценирование конкретной ситуации. В крайнем случае помощнику может быть выдана точная схема расположения нужного объекта с указанием маршрута движения к нему и от него.

    Убедившись, что помощники приступили к выполнению своих обязанностей, руководитель собирает обучаемых, объявляет тему, цель и задачи занятия, а затем проверяет теоретические знания кинологов по изучаемой теме. Вопросы, задаваемые руководителем, должны быть конкретными и касаться в большей степени непосредственно действий кинолога при раскрытии того вида преступления, которое инсценировано. Если всем обучаемым в группе предстоит работать по «преступлениям» с одной и той же фабулой, то ее сущность излагается перед выездом на «места происшествий». В тех случаях, когда обстоятельства «преступлений» разные, с ними (обстоятельствами) знакомят каждого кинолога отдельно после прибытия на «место происшествия».

    В ходе осмотра «места происшествия» кинолог перед применением собаки должен выяснить все обстоятельства совершенного «преступления»: опросить «потерпевших», «свидетелей», получить сведения от «участников следственно-оперативной группы». В самом простом варианте инсценировочных занятий в качестве всех вышеупомянутых лиц может выступить руководитель, который отвечает на любые вопросы кинолога. Такая форма сбора исходных данных наиболее уместна во время показа правильных действий кинолога, когда функции специалиста службы розыскного собаководства выполняет лишь один обучаемый, а остальные наблюдают за его работой, слушают ответы и пояснения руководителя. На тех же занятиях, где основной задачей является непосредственное применение собак и работа личным сыском, процедура опроса «свидетелей» должна быть усложнена. «Свидетелями» при этом выступают невольные очевидцы (соседи, прохожие, дети) действий, которые совершал помощник при имитации преступления. Естественно, если результаты опроса окажутся недостаточными для правильного определения исходной точки следа, в игру вступает руководитель занятия, который дает нужные для кинолога «свидетельские показания». За «потерпевших» и «участников следственно-оперативной группы», как правило, и в этом варианте инсценировочных занятий отвечает руководитель. В некоторых случаях при имитации грабежей в качестве «потерпевших» могут быть использованы и специально подготовленные лица. Нежелательно поручать вышеуказанные роли кому-либо из кинологов. Кинолог на инсценировочном занятии должен выступать в первую очередь как специалист службы розыскного собаководства.

    Для примера немного подробнее рассмотрим организацию инсценировочных занятий по отработке действий кинолога при раскрытии квартирных краж, а также в мероприятиях по обнаружению преступников и их задержанию.

    Инсценирование квартирных краж проводится как в частных домовладениях, так и в многоэтажных домах. Руководитель заранее договаривается с хозяином дома или ответственным квартиросъемщиком, что в определенное время от окна или входной двери их жилья будет проложен след, а еще через несколько часов по следу будет применена собака. Желательно, чтобы в частном домовладении в указанное время кто-либо находился и пропускал участников игры через калитку ограждения. Присутствие людей, проживающих в квартире многоэтажного дома, не обязательно.

    Помощник (искомое лицо) в намеченное время подходит к нужному дому или квартире. При себе он имеет какой-либо чемодан, сумку или саквояж, заполненный старыми вещами и предметами, не имеющими никакой ценности. Когда инсценирование проводится в частном секторе, помощник, вызвав хозяев, проходит через калитку к входной двери, либо к окнам (с тыльной стороны) дома и имитирует проникновение: топчется 1–2 минуты на одном месте, касаясь руками дверной ручки или окон. Перед уходом он оставляет на двери или окне какой-либо условный знак (втыкает веточку в замочную скважину или щель в окне, рисует мелом определенную фигуру). В конце маршрута помощник маскирует принесенное с собой имущество.

    Примерно таким же образом производится имитирование квартирных краж и в многоэтажных домах. Некоторые изменения вводятся лишь в том случае, если по условиям задачи «кража» совершается через открытую балконную дверь. Проникновение на балконы верхних этажей осуществляется, как правило, через чердак, на балконы нижних этажей — путем подъема по стене, используя ее выступы, а также подручные средства (веревку, проволоку). Естественно, что при имитировании таких краж к вышеуказанным действиям прибегать не следует. Разыгрывая первый способ проникновения, достаточно лишь подняться на крышу дома, пройти в направлении выбранного балкона, а через несколько минут вновь спуститься и уйти по намеченному маршруту. При инсценировании второго способа попадания на балкон помощнику, выступающему в роли вора, нужно постоять 1–2 минуты на асфальте под балконом и там же начертить мелом условный знак.

    Следует учитывать, что по фабуле «преступления» «вор», проникший в жилье через балкон, может выйти из квартиры и через входную дверь. В этом случае после имитации проникновения помощник должен подойти к двери, взяться за ручку, отметить свое пребывание каким-либо условным знаком и только затем покинуть место «преступления:». После прибытия на место происшествия руководитель внимательно следит за работой кинолога, при необходимости заставляет объяснить причины совершения тех или иных действий при разведовательном опросе «свидетелей», снятии запахового следа с дверной ручки и т. п., поправляет при допущении им грубых ошибок. Перед применением собаки кинолог должен поделиться с руководителем своими логическими размышлениями, на основании которых он определил начальную точку следа и способ взятия собакой исходного запаха. Разбор занятия проводится таким же образом, как и после тренировок по совершенствованию навыков специального назначения.

    Из всех инсценировочных задач наиболее сложными в организационном отношении являются ситуации, в которых собаки применяются для обнаружения и задержания «преступника». При имитировании данных ситуаций, по возможности, нужно обходиться без условностей, стараться воспроизводить все действия «преступника» и обстоятельства, сопутствующие им, с максимальным приближением к реальной действительности. Если по условиям задачи «преступник» вооружен, то помощнику, выполняющему его роль, обязательно выдается автомат с холостыми патронами или стартовый пистолет, и кинолог и оперативные работники, принимающие участие в игре, кроме оружия, должны использовать пуленепробиваемые жилеты, щиты, стальные каски, а также другой, предусмотренный для этих целей реквизит. Дрессировочный костюм надевается помощником только в темное время суток, или в тех случаях, когда он находится в неосвещенном помещении. Чтобы обезопасить помощника от покусов, руководителю занятия следует предусмотреть для него специальные укрытия, недоступные для собак. Иногда руководитель может разрешить помощнику пользоваться дрессировочным рукавом.

    Кинолог, осуществляющий поиск, не должен знать точного места нахождения «преступника». При выполнении поставленной задачи ему нужно действовать таким образом, чтобы не попасть под «обстрел»: открытые участки преодолевать ползком или короткими бросками; при наличии «подозрительных» мест, посылать на их обследование собаку, а самому находиться в укрытии; в подвалы, чердаки и другие темные помещения заходить только после осмотра их собакой.

    Если «преступник» после обнаружения оказал сопротивление, сумел скрыться и при этом занял удобную для обстрела позицию (например, на возвышении или в каком-нибудь помещении), то для того, чтобы избежать «потери» собаки, ее следует применять только после отвлекающих маневров (интенсивной стрельбы, взрывов). В некоторых случаях для того, чтобы вынудить «преступника» сдаться или покинуть выгодное для него место, целесообразно использовать дымовые шашки, и спецсредство «Черемуха». В ходе проведения операции по задержанию «преступника» желательно предусмотреть преодоление кинологом с собакой водных преград, дымовых завес, подожженных участков местности.

    После задержания «преступника» кинологу обязательно нужно обыскать его. Обыск считается выполненным правильно, если в ходе его кинолог не заходил в пространство между собакой и «преступником». Завершается занятие конвоированием «преступника».

    Отработке задержания преступника не обязательно должен предшествовать его поиск. Инсценировка, связанная с задержанием, может проводиться и отдельно.

    Во время разбора занятия свое мнение о работе кинолога должен высказать и помощник, выступавший в роли преступника, поскольку именно ему более наглядно, чем кому-либо, были видны все ошибки обучаемого.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх