• А. Виноградов О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ
  • Сергей Михалков ЗАВИСИТ ОТ ХОРОШИХ РУК
  • Е. Хоринская НАДЕЖНЫЙ ДРУГ
  • А. Мазовер ВОСПИТАЙ ДРУГА
  • СО ВСЕГО СВЕТА
  • Борис Заходер СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ
  • Г. Зотова КАК ВЫЛЕЧИТЬ СОБАКУ
  • Степан Щипачев МОЕЙ БОЛЬНОЙ СОБАКЕ
  • Борис Рябинин ДАВАЙ ПОИГРАЕМ
  • ЗАВИСИТ ОТ ХОРОШИХ РУК

    А. Виноградов

    О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ

    Под Ялтой на лесной поляне живет чародей. Как и у всех сказочников, у него нет возраста. Правда, время морщинит его лицо, серебрит волосы, но зорки его глаза, проворны руки.

    Доброе, бескорыстное сердце у кудесника Павла Павловича Безрукова. Он подарил детворе и взрослым «Поляну сказок». Ходит по ней кот ученый, плутовато косится лиса Патрикеевна, выманивающая сыр у растяпы-вороны, катится с пригорка колобок, красуется рублеными углами избушка на курьих ножках.

    Восторженные девчонки и мальчишки, очарованные малыши. Растревоженные сердца взрослых. Казалось, давно отшумел, поблек для тебя мир сказки, а стоило попасть сюда, как новыми красками вспыхнуло когда-то прочитанное, услышанное. И подумалось: как это здорово — хоть несколько часов побыть в своем детстве. Уже сумерки ползут по склонам, а мамы не сладят со своими малышами — не хотят те уходить, и все тут. Да и сами родители оттягивают время прощания с этой чудесной поляной. Я слышу, как умоляет малыш своего папу «ходить сюда еще и еще», и вижу, что глаза отца и сына блестят одинаково.

    Есть непреходящая мудрость: со своим ребенком переживи вновь детство. Человечек пришел в мир. Он маленький, но с первых дней очень внимательный. Пытливо и напряженно работает его ум. Мы даже и не подозреваем, какими большими категориями оперирует малыш! Все у него серьезно: он разграничивает добро и зло, серьезное и смешное, гуманное и жестокое. С книжных страниц к нему приходят друзья: простоватый медведь, трусливый заяц, благородные гуси-лебеди, коварные волшебники. А потом он видит настоящих животных.

    Уж таков склад детской души, что неосознанно тянется она к нашим меньшим братьям. Присмотритесь к малышу, когда он играет с кошкой или собакой. Какая гамма чувств на смышленом личике, сколько тепла излучают детские глаза. Наверное, в них вечная благодарность человека своим четвероногим и пернатым друзьям.

    Трудно точно определить, когда привел человек к себе в пещеру собаку. И также трудно оценить меру бескорыстия этого благородного друга. Со времен саблезубых тигров до века реактивной авиации — таков ее путь подвижничества, верности. В далекую пору она встала рядом с человеком и с тех пор делила с ним все тяготы долгих веков. Ходила на охоту и охраняла жилище, таскала нарты и спасала тонущих и заблудившихся, доверчиво ложилась под нож науки.

    Из мрака веков человек принес теплое чувство к своим друзьям — животным. Он поклонялся им и ставил памятники, воспевал в эпосе и легендах, боготворил их.

    Когда-то в Египте кошку хоронили с императорскими почестями, до сих пор по городам Индии свободно разгуливают священные коровы, шныряют обезьяны. Иногда степень поклонения переходит все рамки разумного, но что поделаешь с вековой человеческой памятью, с той благодарностью к бессловесным братьям, которые помогли человеку стать человеком, отдали все, что могли, своему старшему брату.

    Я помню одну беседу с бывшими партизанами. Как о чем-то обычном рассказывали эти люди, не раз смотревшие смерти в глаза, о делах своего отряда. Очень подвижный и бесстрашный отряд наводил ужас на фашистов. И только одного задания партизаны не могли выполнить: взорвать важнейшую магистраль. Фашисты расставили часовых чуть ли не вдоль всего полотна, придумали хитрые ловушки и засады. Много лучших бойцов потеряли народные мстители, но добиться успеха не удавалось. И тогда с Большой земли был прислан четвероногий солдат. Его задача была благородной и трагичной: умереть, чтобы спасти людей.

    Ветераны рассказывали о легендарном Джульбарсе и не скрывали слез. Пес бескорыстно отдал себя ради них. Как его и учили, он неслышно прополз между патрулями, выбрался на железнодорожное полотно и перегрыз смертельный для себя капсюль. В отряде после гибели Джульбарса была такая же грусть, как и в тех случаях, когда с задания не возвращались партизаны.

    Можно еще и еще говорить о бескорыстии и верности младших братьев, о том, какую радость приносят в каждый дом, если в нем поселяются. Но надо сказать и о другом. Убыстряется ритм нашей жизни, растет городское население. По многим причинам человек все больше отдаляется от природы. И много, ой как много, теряет он от этого. Отдельные вылазки за город, мимолетные встречи с природой мало что компенсируют в этой теряющейся связи. И особенно остро чувствуют это дети. Посмотрите, с каким азартом и удовольствием играет малыш с собакой и кошкой, ежиком и попугаем. Как горят его глазенки, когда он чувствует себя сильным по отношению к слабому, сколько доброты, заботы и ответственности во всех его поступках и действиях.

    Ребятишки могут месяцами просить папу или маму приобрести щенка, черепаху или рыбок. Сжимается их сердце, когда они проходят мимо витрин с клетками и аквариумами. И, наверное, нам, взрослым, надо замедлить шаг, вникнуть в существо ребячьих дум. Вспомнить свое детство, вновь увидеть разноцветный мир сказки и решительно толкнуть дверь магазина или клуба служебного собаководства. Предвижу возражения: купи, а потом хлопот не оберешься. Конечно, не у всех есть возможность построить конуру или выделить отдельную комнату для животного. Но разве, положа руку на сердце, не найдется в каждой семье уголка, где бы мог жить щенок — отрада вашего сынишки или дочурки. Я знаю мальчишку, который сменил в своем дневнике тройки на пятерки, как только появился в квартире щенок. Был он совсем расхлябанный мальчишка, дерзкий и какой-то ощетинившийся. Теперь каждое утро я вижу, как он гуляет с собакой точно в одно и то же время, хоть часы по нему сверяй.

    Мы, к сожалению, не часто задумываемся, а что дает живое существо нашему ребенку. И такое не сразу заметишь. Но в том, что это только хорошее и нужное, не может быть никакого сомнения.

    Доброта. Качество, за которое мы воюем всеми воспитательными средствами, а его отсутствие горько переживаем, увидев, что взрослеющие сын или дочь жестоки и бессердечны. И не всегда мы в этот грустный период вспомним, что когда-то вышвырнули клетку с птицами, опорожнили аквариум, несмотря на слезы, заставили ребенка отнести кошку в лес, пнули в сердцах собаку.

    Дисциплинированность. О ней мечтают во многих семьях и читают ребятам немало нотаций. Но появись живое существо, за которое почувствует ответственность ребенок, — и такой проблемы не станет.

    Любознательность. Часто мы сетуем, что тот или иной ребенок равнодушен, мало чем интересуется. И можно это понять в наш век перенасыщения информацией. Но заведись рядом с таким равнодушным четвероногое существо, полное жизни и неиссякаемой любви и интереса к окружающим — и появится собранность и любознательность, зорче станут глаза, пытливее ум.

    Ревут в небе реактивные двигатели, ракеты уходят к другим планетам, тянутся к небу высоченные дома, транспорт все больше и больше наводняет городские улицы. Наши четвероногие друзья безропотно принимают новые условия, они по-прежнему верны человеку, живут рядом с ним. Дарят нам светлые минуты детской увлеченности, приносят в квартиры дополнительную радость.

    В наших домах растет новый человек, строитель светлого будущего. Все мы хотим, чтобы росли наши сегодняшние несмышленыши людьми смелыми и благородными, добрыми и бескорыстными, отзывчивыми и верными. Много мер воздействия на души ребят держим мы в своих руках. И если в вашем доме, квартире появился щенок, — радуйтесь этому. Значит, у вашего сына или дочери появились новые друзья, которые научат их только хорошему.

    Никогда не мешайте такой дружбе.

    Сергей Михалков

    ЗАВИСИТ ОТ ХОРОШИХ РУК

    На свете множество собак
    И на цепи и просто так.
    Собак служебных — пограничных,
    Дворовых Шариков обычных,
    И молодых пугливых шавок,
    Что тявкать любят из-под лавок,
    И тех изнеженных болонок,
    Чей нос курнос, а голос тонок,
    И ни на что уже не годных —
    Бродячих псов всегда голодных.
    В любой момент готовы к драке
    Псы-драчуны и забияки.
    Псы-гордецы и недотроги
    Спокойно дремлют на пороге.
    А сладкоежки-лизоблюды
    Все лижут из любой посуды.
    Среди собак любой породы
    Есть и красавцы, и уроды.
    Есть великаны — это доги!
    Коротконогие бульдоги,
    И жесткошерстные терьеры,
    Одни — черны, другие — серы,
    И на иных смотреть обидно:
    Так заросли, что глаз не видно!
    Известны всем собачьи свойства:
    И ум, и чуткость и геройство,
    Любовь и верность, и коварство,
    И отвратительное барство.
    И с полуслова послушанье,
    И это все-от воспитанья!
    Ленива сытая хозяйка,
    И такса-кнопочка — лентяйка!
    Бесстрашен пограничник — воин,
    И пес Руслан его достоин!
    Хозяин пса кулак и скряга,
    Под стать ему репей-дворняга!
    Не зря собака тех кусает,
    Кто камень зря в нее бросает.
    Но если кто с собакой дружит,
    Тому собака верно служит.
    Но верный пес — хороший друг
    Зависит от хороших рук.

    Е. Хоринская

    НАДЕЖНЫЙ ДРУГ

    Снега сыпучие вокруг,
    Буран следы занес…
    Но друг со мной, мой верный друг, —
    Хороший умный пес.
    Не раз меня в беде он спас.
    Он выручал ребят…
    Пускай его зовут Джульбарс,
    Иль Джери, иль Пират.
    Он всюду выследит врага,
    Он друга защитит.
    Кругом снега, метет пурга
    И Дед Мороз сердит.
    Пусть ночь темна и спит луна.
    Шумит тайга вокруг,
    Но дружба крепкая верна, —
    Вперед, мой верный друг!

    А. Мазовер

    ВОСПИТАЙ ДРУГА

    У каждого человека свое любимое дело, свое увлечение. Я, сколько помню себя, всегда питал непреодолимую страсть к собакам. Откуда она у меня — непонятно. В семье никто никогда не держал собак, а я рос с какой-то большой, с точки зрения моих близких, странностью.

    В то время в провинции нельзя было достать хорошую, породистую собаку, да никто и не собирался помочь мне. Но все же мне улыбнулось счастье. В тяжелые и голодные годы, когда с питанием было особенно плохо, в местном уголовном розыске нечем стало кормить розыскную собаку. Мне из темного сарая вывели истощенного, едва державшегося на ногах пса. Это был чистокровный доберман-пинчер. Вместе с ним мне дали серую потрепанную папку, в которой нитками были подшиты его родословная и приказ о зачислении. Происхождение собаки было явно «контрреволюционное». Отец его был легендарный сыщик Треф — из управления московского градоначальника, а мать, Аида, — из самарского губернского полицейского управления. Но особенно поразило, что прабабка у него была «Принцесса Флорида фон Тюринген».

    Треф — так звали добермана-пинчера — тихо и безразлично поплелся за мной, когда я с бьющимся сердцем повел его домой. Дома нас встретили неприветливо: лишний нахлебник в то суровое время был в тягость. Я заботливо ухаживал за Трефом. Вскоре он поправился, стал веселым и общительным и сопровождал повсюду, обладая исключительной способностью находить меня в любом конце города. С большим удовольствием ходил он с моей матерью на базар, неся оттуда тяжело нагруженную корзинку. Дома он таскал из сарая в кухню дрова. И на всю жизнь подкупил сестру, найдя туфлю, которую она потеряла, возвращаясь с елки.

    Однажды Треф заболел. У него было воспаление среднего уха. Бедняга страдал от боли, тряс головой и жалостно смотрел на всех, прося помощи.

    В городе была единственная лечебница, где орудовал фельдшер с длинными, опущенными вниз усами и хриплым, грубым голосом. Хотя лечение было бесплатным, Ивану Онуфриевичу, по традиции, все платили. Ежедневно, придя из школы, я брал Трефа, и мы шли в ветлечебницу «на процедуры». Треф терпеливо сидел, пока фельдшер промывал ему ухо и засыпал туда пахнущее лекарство.

    Однажды, как и всегда, мы с Трефом пришли в ветлечебницу.

    — Ты опять своего кобеля привел, — обратился ко мне фельдшер. — Он уже был у меня сегодня на приеме. Все, что нужно, сделано, только вот расплачиваться ты его не научил: соскочил со стола, отряхнулся — и домой. Ни тебе спасибо, ни тебе до свидания! На, смотри, — сказал он, видя мое недоуменное лицо, и показал на свежие следы мази.

    Меня много раз спрашивали: какая порода собак лучше всех? Каких собак люблю больше всех?

    Я и сам много раз задумывался над этим. И пришел к выводу, что нет вообще лучшей или худшей породы, есть просто плохие и хорошие собаки. А собаку-то ведь выращивает и воспитывает человек. Это он способствует развитию у нее природных задатков, вырабатывает нужные человеку полезные навыки и затормаживает те, которые являются вредными. Поэтому лучше сказать, нет плохих собак, есть плохие хозяева, воспитатели и дрессировщики.

    Собака в отличие от других животных не только привыкает, привязывается к человеку. Ее чувство гораздо глубже. Она любит хозяина, предана ему, старается быть всегда около него, приспосабливается к его требованиям и привычкам.

    Хороший, наблюдательный дрессировщик знает свою собаку, ее повадки, реакции, понимает и предугадывает каждое ее действие. В свою очередь, и собака сосредотачивает свое внимание на дрессировщике и старается выполнять каждое его требование.

    Через мои руки прошли многие тысячи собак разных пород. Одни были «мои», жили у меня в доме, работали со мной. Другие делили тяготы войны, третьи были «подопечными» в питомниках. Их приходилось обучать и во время войны и после нее.

    Многих собак я изучал во время специальных экспедиций в отдаленных районах Севера, юга, на выставках, испытаниях…

    Были собаки разных пород: были доберманы-пинчеры — Треф, о котором я писал, Бенно и Бианка, привезенные из Германии, их внук Бенно II, были незабываемые овчарки — Аза, Белла, Джульбарс, Файтер и черный весь, как смоль, без единого пятнышка Альф. О нем мне хочется рассказать.

    На окраине Берлина был большой собачий питомник. Когда мы приехали туда, развалины его еще дымились. Чудом уцелел лишь один полуобгорелый бокс, в котором сидели собаки.

    Напуганные, они лежали, забившись в свои будки. В каждый вольер мы поставили воду и положили галеты. Наутро все было съедено. Лишь на третий день стали мы «брать» собак. Это было не так просто, особенно упирался черный, очень большой, худой пес. Только взятый на поводок с громадным проволочным намордником он стих, присмирел и пошел за солдатом.

    Я рылся в обгоревших шкафах, разыскивая папки с родословными документами. Вот он, 109-й номер, — черный кобель Альф фон Бухерпаркшлосс. Так состоялось мое с ним первое знакомство. Альфа привезли в Москву. Вскоре он тяжело заболел. Лечить пса было трудно из-за его слепой ярости. Альф облез, похудел еще сильнее. Встал вопрос о выбраковке. Выбракованного Альфа передали мне. Долго не мог я приучить собаку к себе. Но мое терпение оказалось сильнее.

    Вскоре Альф стал постоянно бывать со мной на занятиях и в. поле. Прекрасная розыскная собака с очень острым чутьем, она быстро усвоила русские команды и стала исключительно хорошим миноискателем. Альф «брал» мину, когда другие собаки не могли уловить ее запаха.

    На нашу долю выпала тяжелая задача: работать на минных полях десяти-двенадцатилетней давности, разминировать бывшие районы боев. Мины Альф искал без команды, не пропуская ни одной, и я смело ходил с ним по лесу, зная, что, если он бежит впереди, можно идти, не думая об опасности.

    … Я помню разрушенный и горящий Полоцк. В ясный летний день он был темным и пасмурным от дыма и гари. Город казался брошенным, мертвым. Жители затаились в подвалах и погребах и не выходили, боясь вражеских мин. Но вот появились солдаты с собаками-миноискателями. Сразу же на заборах и стенах домов появились радующие глаз надписи: «Проверено, мин нет». А рядом в кругу нарисованы острые собачьи уши — опознавательный знак 37-го отдельного батальона собак-миноискателей. Среди этих собак было много дворняжек: белая с черными пятнами Липка имела на своем счету более тысячи обезвреженных мин. Небольшой лохматый рыжий Желтик, в шутку прозванный солдатами «доктором минных наук», медленно и обстоятельно обнюхивал землю. Казалось, что обдумывал и решал какую-то задачу. Сколько сот километров обошла и обнюхала эта маленькая умная собачонка! Несколько тысяч мин было на ее боевом счету.

    Была у меня и лайка. Я привез ее из экспедиции с полуострова Ямал. Звали ее Буро — по-русски значит Хорошая. Она была огненно-рыжая, с черными бровками и уголками глаз, как у современных модниц. На родине лайка пасла оленей, а под Москвой мы поручили ей пасти коров.

    В одном из городов Подмосковья все знают большую, красивую овчарку по кличке Байбак. Всегда в одно и то же время она осторожно и не спеша ведет на работу своего хозяина. Байбак обойдет лужу, остановится перед лестницей, шлагбаумом или какой-нибудь другой преградой и вновь пойдет только тогда, когда его хозяин ощупает палкой преграждающий путь предмет и скажет тихо: «Вперед!» Так и ходят эти два друга уже много лет. Сейчас под Москвой имеется специальная школа собак-проводников для слепых.

    А теперь подведем итог. Какой же породы должен быть ваш друг?

    Если вы живете за городом и у вас есть огороженный участок, вам подойдут длинношерстные собаки, которые могут жить на улице. Им нужно только сделать будку, чтобы они могли укрыться в ней от непогоды, а в зимнее время положить туда подстилку. Это кавказские, южнорусские, среднеазиатские, немецкие (восточноевропейские) овчарки, колли. Хороша новая порода, выведенная в СССР, — черный терьер.

    Немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, доги, эрдельтерьеры, колли, боксеры — собаки всех этих пород умны, привязчивы, хорошо уживаются в доме.

    Приобретать лучше всего маленьких щенков. Только что отнятый от матери щенок быстро привыкает к своему воспитателю.

    Как правило, оторванные от своего хозяина и привычной обстановки взрослые собаки скучают, иногда по нескольку дней не едят, могут убежать, поэтому их первое время держат на привязи.

    Никогда не приобретайте щенка с рук. Обращайтесь в организации собаководства. Там порекомендуют, где взять щенка, научат, как его кормить и правильно воспитывать. И вы обязательно вырастите себе верного друга, с которым можно выступать на соревнованиях, участвовать в выставках.

    СО ВСЕГО СВЕТА

    ДИНАСТИЯ СОБАК-КИНОАКТЕРОВ

    Два дня спустя после окончания первой мировой войны американский летчик Дункан нашел полумертвую от голода собаку с пятью щенками. Двух щенят он взял с собой в Лос-Анджелес, одного из них назвал Рин Тин Тин. При опробовании новой кинокамеры случайно сняли Рин Тин Тина, и он стал киноартистом.

    В 1923 году киностудия братьев Уорнер поручила молодому сценаристу Зануку написать несколько специальных сценариев для собак. За десять лет Рин Тин Тин сыграл в двадцати двух фильмах вместе с самыми большими звездами американского кино. В 1932 году собака пала, но по ее стопам пошли потомки: Рин Тин Тин второй, третий, четвертый. Смерть предприимчивого кинодеятеля не помешала его дочери Кэролайн начать съемку новых фильмов с Рин Тин Тином пятым, шестым и даже седьмым…

    Борис Заходер

    СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ

    В лесочке над речкой
    Построена дачка.
    На даче живет
    Небольшая собачка.
    Собачка довольна
    И лесом, и дачей,
    Но есть огорчения
    В жизни собачьей.
    Во-первых,
    Собачку слегка обижает,
    Что дачу
    Высокий забор окружает.
    Ведь если б не этот
    Противный забор,
    То с кошками
    Был бы другой разговор!
    Ее огорчает,
    Что люди забыли
    Придумать
    Собачкины автомобили.
    Собачка
    Обиды терпеть не желает:
    Она на машины
    Отчаянно лает!
    Ей грустно
    Глядеть на цветочные грядки:
    Они у хозяев
    В таком беспорядке!
    Однажды собачка
    Их славно вскопала,
    И ей же — представьте! —
    За это попало.
    Хозяин
    Собачку за стол не сажает,
    И это, понятно,
    Ее обижает:
    Не так уж приятно
    Приличной собачке
    Сидеть на полу,
    Ожидая подачки!
    Но дайте собачке
    Кусочек печенья —
    И сразу окончатся
    Все огорченья!

    Г. Зотова

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ СОБАКУ

    Одним из самых распространенных заболеваний у собак является заболевание кожи, которое выражается в зуде, выпадении шерсти, расчесах и в запущенных случаях — в облысении. Кожа на пораженных местах краснеет, иногда мокнет, покрывается струпьями. Такое чаще всего бывает на спине (у корня хвоста), на хребте, бедрах, ногах, между пальцами. Заболевание иногда носит серьезный характер, обостряется при большой влажности воздуха или в жару. Часто обострение наступает в период линьки. Поражение кожи с ярко выраженным воспалением ее, нагноением называют экземой. Для человека и других животных это заболевание неопасно. Но чтобы отличить его от заразных заболеваний (чесотки, парши, лишая), нужно обязательно обратиться в местную ветеринарную поликлинику, где сделают микроскопическое исследование.

    Причины, вызывающие заболевание, различны, в большинстве случаев они внутренние. Часто в основе их лежит нарушение обмена веществ, связанное с недостатком или избытком в организме какого-либо вещества, болезнями почек, печени, желудочно-кишечного тракта. Так, например, к заболеванию кожи может привести ожирение, отсутствие витаминов, однообразная пища или избыток сладостей (сахар, печенье и большое количество белого хлеба) в кормлении, которые вызывают нарушение углеводного обмена. Часто имеет место и наследственная предрасположенность.

    Заболевание кожи, трудно поддающееся лечению, часто переходит в хроническое, поэтому принимать меры надо не откладывая.

    Собаке, страдающей кожным заболеванием, следует изменить рацион. В готовую пищу непосредственно перед кормлением добавлять мелкорубленую зелень петрушки, крапиву свежую — по одной столовой ложке в день (в сушеном виде — по чайной ложке), а также мелкорубленую квашеную капусту (по одной столовой ложке). Листья петрушки и крапивы содержат вещества, стимулирующие и налаживающие обмен, витамины, минеральные соли, микроэлементы. Квашеная капуста содержит витамины С и В. Чтобы ослабить зуд, хорошо давать 10-процентный раствор хлористого кальция (по одной столовой ложке два раза в день после кормления). Если собака охотно пьет молоко, хлористый кальций лучше давать с небольшим количеством молока. В некоторых случаях поможет отвар травы череды (она продается в аптеке) внутрь по две столовые ложки три раза в день и наружное протирание пораженных мест этим же отваром. При поражении кожи между пальцами лап после протирания ее отваром череды или водным раствором марганцовки больные места нужно присыпать крахмалом или тальком. При межпальцевой экземе действует протирание 2-процентным салициловым спиртом. Мыть собак с больной кожей нельзя, так как может появиться еще больше пораженных участков.

    Нарушение обмена веществ часто сопровождается воспалением наружного уха (но оно может быть самостоятельным заболеванием). При этом собака часто трясет головой, чешет уши. Кожа внутри ушка раковины краснеет, иногда покрывается сыпью. При расчесах образуются ранки с нагноением, появляются жидкие выделения, которые в запущенных случаях имеют неприятный запах. От частого трясения головой у длинноухих собак оббиваются концы ушей и на них также появляется кровоточащие язвочки, которые, в свою очередь, вызывают зуд и боль. Воспаление кожи наружного уха может быть вызвано и ушным чесоточным клещом. Поэтому сначала нужно выяснить причину заболевания ушей, так как лечение простого воспаления и лечение ушной чесотки различны.

    Чесоточный клещ хорошо виден через увеличительное стек-ко и даже невооруженным глазом, если взять содержимое из глубины уха палочкой с ватой. При обнаружении чесоточного клеща лечение сводится в первую очередь к его уничтожению. Для этого в ушную раковину, в наружный слуховой проход вводится половина чайной ложки слегка подогретой смеси: 5 процентов раствора гексахлорана в растительном или вазелиновом масле или другие средства. После введения смеси ухо нужно помассировать у основания, чтобы смесь растеклась по всем извилинам. Составом следует протереть и наружную часть уха. Такое лечение нужно проделать три-четыре раза с промежутком между обработками в пять — семь дней, так как лекарство уничтожает клещей, но на их яйца не действует.

    При воспалении неклещевого происхождения уши можно протирать два раза в неделю 2-процентным борным спиртом, а затем припудривать сухой борной кислотой. В запущенных случаях помогают гидрокортизоновая мазь или мази с анестезирующими средствами и инъекции антибиотиков. Ранки и язвочки на концах ушей смазываются любой противовоспалительной мазью.

    В жаркое влажное лето обычно наблюдается массовое размножение блох, паразитирующих на собаках. Блохи откладывают яйца в подстилках и щелях пола, в темных углах будки, реже на теле собаки. Поэтому, уничтожая блох на собаках различными средствами (мыло «К», препарат СК-9, зоошампунь, 2—3-процентный раствор креолина), нужно обязательно обработать и помещение, где собака находится.

    В отличие от блох вши и власоеды размножаются на теле собаки. С ними бороться легче. Достаточно два раза с недельным промежутком вымыть собаку дезинфицирующими средствами. При мытье нужно смочить тело собаки, начиная с головы, чтобы насекомые не перешли на морду, подержать ее намоченную раствором десять — пятнадцать минут, не давая собаке облизываться, и смыть раствор чистой водой.

    Блох, вшей и власоедов нужно выводить обязательно. Паразиты являются переносчиками одного из видов ленточных глистов, и собака, облизываясь и «выкусывая себя», заражается ими. Глисты собак делятся на ленточных и круглых.

    Изгонять ленточных глистов очень трудно, так как они прикрепляются головкой к стенке кишечника собаки и, если головка не выйдет, то от нее через некоторое время вновь вырастет длинная лента паразита.

    Наиболее эффективным средством лечения от ленточных глистов является бромистоводородный ареколин. Он дается строго по весу собаки — 0,002 грамма на 1 килограмм. Лекарство ядовитое, и давать его нужно под наблюдением ветеринарного работника. Из домашних средств дается толченое тыквенное семя по одной столовой ложке, маленьким щенкам — по одной чайной ложке; раз в день с кормом в течение недели дают тыквенную кашу. Но эти последние средства слабы и часто не приносят нужных результатов.

    Поражение круглыми глистами очень часто встречается у щенков. Глисты причиняют большой вред собакам. Они питаются за счет собак, вызывая их исхудание, снижая сопротивляемость организма. В результате собака становится более подверженной различным заболеваниям, быстрее утомляется. Продукты жизнедеятельности глистов отравляют организм собаки. У щенят задерживается рост, развивается рахит. При сильной зараженности глистами у щенят могут быть судороги, припадки, закупорка кишечника и даже смерть от удушья, если глисты начнут выходить через рот. Аппетит у щенков, зараженных глистами, обычно капризный. Часты беспричинные поносы. Поэтому щенков в возрасте один-полтора месяца нужно, как правило, глистогонить. Обнаружить заражение круглыми глистами, если они не выделяются с калом, можно только проверяя кал на яйца глистов в лаборатории.

    Для изгнания круглых глистов три дня подряд раз в день через тридцать минут после еды дается пиперазин-адипинат в дозе 0,1 грамма (взрослым собакам 0,2 грамма) на 1 килограмм веса щенка или взрослой собаки. Через две недели лечение повторяется. Слабительных средств не давать. Кормить обычно.

    Степан Щипачев

    МОЕЙ БОЛЬНОЙ СОБАКЕ

    Не смыслишь, зверек, ты в здоровье своем,
    а плох ты дружище: искусан изранен.
    Но мы поживем еще, поживем
    и вместе потом стариками станем.
    Я тоже, брат, болен, сосу валидол,
    а, видишь, спокоен. Держаться надо!
    Собаками пахнет в лечебнице стол.
    Лежи и не бойся белых халатов.
    Клыки у тебя по-боксерски остры
    и мышцы под тонкою шкурой упруги,
    но чувствуешь: руки врача и сестры
    желают добра. Ты лизнул эти руки.
    Живу, не забавами дни торопя,
    и все же, чтоб тверже шагалось в ногу,
    хочу доброты занять у тебя
    и злости занять у тебя хоть немного.
    Искусан лежишь. Но накупим лекарств,
    таких, что не каждой собаке известны.
    Не очень уже и весна далека
    с аптекою трав полезных.

    Борис Рябинин

    ДАВАЙ ПОИГРАЕМ

    Алексею Максимовичу Горькому принадлежат слова: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

    Вспомним, с каким неистощимым терпением и нежностью девочки пеленают и укачивают кукол, и как мальчишки с неистовым, ненасытным интересом свинчивают и развинчивают разные штуки. Не успеешь мигнуть, уже разобрали на части новый пароход, только чтоб выяснить, как все слажено, что у него внутри. Доказано, что технические игры развивают в детях способности к механике, а возня в песочнице способствует эстетическому выражению (лепят).

    Ну а животные? Как обстоит дело с ними? Е. М. Гальфанд, опытный педагог-воспитатель и автор ряда методических пособий по играм, в том числе книги «От игры к самовоспитанию», написал мне однажды, что с помощью одних Лишь игр можно сдружить род человеческий с миром животных; и, наверное, он не далёк от истины. Лично я не сомневаюсь, что выгода обоюдная.

    Игра с животными (собакой, кошкой), как всякое физическое упражнение, безусловно, полезна ребенку, ибо укрепляет его организм, тренирует и развивает двигательную систему. Но это не все. В играх с животными развивается сметливость, ловкость, быстрота реакции; кроме того, игры эти, будучи основаны на некоторых повадках четвероногих, дают ребятам первичные сведения по естествознанию, будят любопытство и любознательность, которые впоследствии помогут им вернее выявить свои наклонности.

    Полезность и, может быть, даже необходимость подобных игр продемонстрировали мне собственные дети. Однажды из соседней комнаты донеслось звонкое ребячье:

    — Гав! Гав!

    Оказалось, Женька привязал за веревочку младшего братца Глебку, и тот («цепной пес», что вы хотите!) азартно лаял:

    — Гав! Гав! Гав! Гав!

    Надо сказать, что получилось весьма похоже.

    После они поменялись ролями, и теперь уже «лаял» старший, Женька; а потом оба опустились на четвереньки и принялись надрываться в два голоса: кто кого перелает! Обоим это доставляло несказанное удовольствие. Если б сюда еще подключить щенка, ансамбль, думается, был бы полный.

    Мамы, конечно, негодуют, когда дети ползают на четвереньках, и есть отчего: штаны от этого не становятся лучше, а одна мама вообще высказалась весьма категорично: «Что, ходить не умеете?» Не лучше отнесся один специалист-методист, высказавший мнение, что лай наперегонки, равно как и передвижение «по-собачьи», лишь отвлекают ребенка от наблюдения за животными и «эмоционально чрезмерно возбуждают» (в свое время так же запрещали футбол детям: «развивает только ноги»). А вот некоторые зарубежные ученые пришли к выводу, что физические упражнения на четвереньках очень полезны для организма. Исходя из этого, предприимчивые иностранные фирмы даже начали выпускать специальные дешевые и компактные аппараты для гимнастических упражнений. Не сходя с места, человек как бы бегает на четвереньках, соблюдая с помощью аппарата определенный ритмический цикл.

    За границей я видел и такие часто практикуемые соревнования: ребятишки становятся на четвереньки и пытаются обогнать друг друга, одновременно дуя что есть сил и гоня перед собой листик бумаги, лежащий на полу. Очень веселое состязание. Педагоги и врачи находят его весьма полезным: нервная разрядка и отличное упражнение для легких и всех мускулов.

    Тот же ортодокс-методист указал, что умением произнести «ав-ав» дети овладевают рано, в год-полтора, а дальше это уже «пройденный» этап и «подражание лаю ничего не дает в познавательных целях». Позволю себе не согласиться с этим. Женька играл в «ав-ав», когда ему было уже восемь лет. Дело не в одном звукоподражании, а в том, что ребята при этом себя выражают, а каким образом и способом — их дело.

    В печати уже сообщалось о «песотерапии» — излечении нервнобольного ребенка с помощью животного: существует лечение и играми; здесь они объединяются. А поскольку нервных детей много, пренебрегать играми с животными вряд ли следует. Думаю, меня поняли.

    Как-то я видел, как дети — мои и чужие — играли во дворе с Пальмой, крупной лохматой дворнягой, специально являвшейся для такого случая из соседнего двора. Ребята прятались, она искала; они убегали от нее — она догоняла. Всем это доставляло массу радости. Веселье царило на площадке около гаражей такое, какое, право, увидишь не во всяком детском саду во время «организованных», «коллективных» игр и развлечений. И, думается, даже убежден в этом, игра эта сдружала не только животное и ребят; она цементировала и всю ораву мальчишек, и даже, быть может, больше, чем иные чисто «человеческие» игры, в которых порой разгораются нездоровый азарт и соперничество.

    А вскоре мне сообщили, что в одной из школ города Первоуральска, а именно в 25-й, в самодеятельном детском театре «Малышок» практикуются игры — подражание зверям, что игры эти явно содействуют усвоению учащимися некоторых предметов и успеваемости класса.

    Эти примеры лишний раз убедили меня в том, что игры с животными весьма желательны детям — они развивают фантазию и способствуют сближению человека с миром животных, миром, необычайно интересным и прекрасным, помогают воспитанию духовной привлекательности, красоты. К тому же ни в одном случае знания не усваиваются так легко и непринужденно, как во время забав и развлечений.

    Дети исстари играли и играют с животными, достаточно вспомнить пушкинские строки:

    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки Жучку посадив,
    Себя в коня преобразив…

    Очевидно, потребность эта прирожденная: вероятно, ее имел в виду А. Куприн, говоря, что дети и животные очень близки и нуждаются в обществе друг друга.

    Можно также напомнить известную картину Перова «Тройка», где эта мысль выражена с предельной простотой: ребята тянут на санках тяжелую бочку с водой, а все та же Жучка с задорным лаем поспешает впереди, внося как бы дух соревнования и тем самым облегчая «тройке» ее тяжелую работу. Жучка вносит в работу игру — элемент работы, как сказал бы современный ученый педагог.

    Впрочем, если начать вспоминать, как и где русские писатели и художники отразили извечную близость человека и преданного ему животного, это займет слишком много времени и места…

    Итак, игры…

    Элементарно сгруппировать или квалифицировать их можно так: 1) несложные игры типа, если можно так выразиться, «эмоционального общения» с животными («веревочка», «прятки», «палки-догонялки»); 2) игры сюжетные (типа игра «в пограничники»); 3) игры познавательные, где, подражая животным (их голосам, движениям), дети лучше узнают их повадки. Последние особенно полезны, когда ребенку два-три-четыре года; в шесть-семь лет такие игры уже используются для проверки и закрепления знаний.

    Безусловно, здесь будут даны далеко не все игры. Можно придумать еще много подобных забав и развлечений, и, если они не вредят животному и ребенку, их можно только приветствовать.

    Простейшая — и наиболее часто наблюдаемая в жизни — игра с веревочкой: ребенок убегает, волоча веревочку за собой, животное ловит, догоняя, старается ее схватить.

    В игре принимает участие котенок или щенок. Взрослое животное более проворно, и ребенку, пожалуй, в этом случае будет не под силу состязаться с ним в быстроте и ловкости. Для игры лучше брать тесемку — она не порежет пасти, когда животное схватит ее и будет тянуть, вырывать из рук ребенка, а он, в свою очередь, будет старательно удерживать в руках.

    Играет неограниченное количество детей, по очереди. Все они одновременно и участники, и судьи (что, кстати сказать, помогает развитию чувства справедливости, честности).

    Игра ведется таким образом: быстро подергивая веревочку, перебрасывая ее из руки в руку, отводя то в одну сторону, то в другую, убыстряя или замедляя бег, вообще действуя как можно изобретательнее, ребенок старается не дать щенку или котенку схватить кончик бечевы. Остальные следят за этим.

    Правила игры. Веревочка не должна отрываться от земли, ее нельзя отдергивать и прятать. Она все время змейкой волочится по земле. Нельзя силой выдергивать ее из пасти, когда животное схватит. Нельзя пинать, отбрасывать, отгонять или задерживать щенка (котенка). Выигрывает тот, кто сумеет дольше и успешнее других увертываться от щенка. Игра может продолжаться до первого схватывания или определенное время: три, пять минут, а потом делается подсчет, сколько раз за это время щенок (котенок) успел схватить бечеву. Кто из ребят самый ловкий — тот и победитель.

    Игра в прятки. Напоминает обычные прятки, в которые любят играть дети всех возрастов. Разница лишь в том, что тут вводится животное — собака (или щенок). Дети прячутся, животное их ищет.

    Играть лучше во дворе, в саду, вообще в таком месте, где есть много закоулков или разных предметов (строения, кусты, деревья), за которыми удобно прятаться.

    Сперва выбирают, кому водить. Если нет добровольца, тянут жребий. Можно делать это по-разному. Но излюбленный способ ребят — считалки-забавки, когда один, приговаривая, тычет рукой в грудь каждого, а остальные повторяют. Вроде известного:

    Шалтай-Болтай сидел на стене,
    Шалтай-Болтай свалился во сне,
    Вся королевская конница,
    Вся королевская рать
    Не могут Шалтая,
    Не могут Болтая,
    Шалтая-Болтая,
    Болтая-Шалтая,
    Шалтая-Болтая
    собрать…

    На кого пришлось слово «собрать», тому и водить, он — Шалтай-Болтай (уже одно это вызывает взрыв веселья).

    Для того чтобы успеть спрятаться хорошенько, дается определенное время (скажем, отсчитывается до ста).

    Если собака дрессированная и послушная, ее сажают на место, все (кроме того, кому водить) разбегаются и прячутся. Недрессированную собаку нужно взять на привязь, иначе она включится в игру раньше времени и не даст спрятаться.

    Когда время истекло, водящий ищет вместе с собакой и старается помочь ей напасть на след. Игра заканчивается, когда найдут всех.

    Игра может варьироваться. Например, сперва собака ищет хозяина, а после они уже вместе ищут остальных. В этом случае всю игру водящим может быть хозяин пса.

    В игре нет ни победителей, ни побежденных, тем не менее, она проходит обычно очень оживленно, в быстром темпе, с хорошим веселым задором (кто лучше спрятался, кого искали дольше всех!).

    Очень важно, чтоб собака знала всех участников игры. Тогда ее не нужно подгонять, она сама не успокоится, пока вся компания не окажется налицо. Для этого полезно, чтоб до игры ребята побегали, позабавились вместе с нею, познакомились одним словом.

    Заметим, что папы и мамы сердятся, когда их дитя после такой игры иногда приносит дыры на рубахе или штанах — следы собачьих зубов. Чтоб это происходило пореже, не надо убегать от собаки, когда она нашла: она, конечно, кинется преследовать и ловить, и тут уже возможно все…

    Не пугайтесь, что она рычит, лает, трясет головой, вообще, изображает крайнюю свирепость. Злость эта притворна, пес отдается игре с неменьшим азартом, чем дети.

    От игры в прятки легко перейти к пограничной игре.

    Пограничная игра требует и большей выдумки и большей свободы действия. Для нее необходима значительная площадка, и потому лучше всего для этого подойдут луг, берег реки с зарослями кустарника, с горками и ямками, где можно хорошо спрятаться и замаскироваться. Игра особенно увлекает мальчишек и может послужить основой для будущей большой военизированной игры, в которой вырабатываются и сметливость, и умение применяться к местности, преодолевать естественные препятствия и т. д.

    Вначале распределяются роли: кто — «нарушитель», кто — «пограничники». Делается это путем жеребьевки, так как обычно желающих быть «нарушителем» нет, все хотят быть только «пограничниками»! «Нарушителей» может быть и двое-трое, от этого игра становится только интереснее.

    «Нарушителям» дается время пересечь какую-то условную линию (дорогу, изгородь, речку) и основательно замаскироваться, укрыться. Обе стороны могут быть вооружены игрушечными автоматами, винтовками и гранатами, и тогда в условия игры входит умение обращаться с ними, как с «настоящими». Это обострит игру, придаст ей больше натуральности.

    Расставляются пограничные посты. И после того, как условное время истекло, подается сигнал тревоги: «нарушитель» (или «нарушители») пересек (пересекли) рубеж, государственная граница в опасности!

    В погоню устремляется наряд с собакой.

    Сложность и продолжительность игры зависит от того, сколько человек в ней участвуют, а также насколько большой простор для действий предоставляет местность. Вариантов в ней, в зависимости от воображения и инициативы участников, может быть бесчисленное множество. Можно сразу пустить собаку, и она задержит «нарушителей». Можно начать долгий поиск на местности, последовательно обшаривая все кустики, все укрытия, где могут прятаться «враги». Можно организовать задержание с одного конца площадки, а можно сразу с нескольких (опять же в зависимости от числа участников и от того, насколько велика местность). Но во всех случаях активная роль отводится собаке. Она должна взять след и по следу сперва обнаружить «преступников», а после помочь в их задержании.

    «Нарушители» могут убегать, сопротивляться — разумеется, до известного предела. Задержанные конвоируются, причем опять же с помощью собаки, взятой на поводок. Они могут имитировать побег — тогда собака пускается на задержание. Беглецы считаются пойманными, как только собака догонит их и облает.

    Не надо, чтоб игра превращалась в потасовку. В этом случае дыры будут не только на штанах, но наверняка и на рубашке; могут появиться и ссадины на теле, а до этого, конечно, не следует доводить дело. А потому лучше, если игра проходит под наблюдением взрослых — родителей, педагогов, воспитателей.

    Для игры нельзя брать злобную собаку. Лучше всего подойдет ласковая, добрая, приветливая. Превосходно ведут себя все дворняжки. Они покладисты, миролюбивы, быстро «входят в роль». Пожалуй, лучших партнеров не сыскать.

    Пограничная игра с собакой особенно рекомендуется в летнее время в пионерских лагерях, где ее можно провести с необходимым размахом. Зимой можно организовать такую игру на лыжах. В этом случае нужно следить, чтобы те, кто будет находиться в секрете или изображать лежащих в засаде «нарушителей», были тепло одеты и не простудились, лежа на снегу.

    К играм чисто спортивного характера относятся перетягивание веревки, бег наперегонки, буксировка на лыжах и санях.

    Перетягивание веревки (каната). Покажите конец веревки собаке, и она тотчас вцепится в него зубами и станет тянуть. Крупная, мощная собака тянет очень сильно и нередко может принести победу своей стороне. Хватка у нее крепкая — не вырвешь.

    К игре не допускаются молодые собаки, тем более щенки, с еще неокрепшей зубной системой (при сильных рывках можно повредить зубы; взрослой собаке это не опасно).

    Точно так же нельзя использовать молодую собаку для буксировки лыжника и запряжки в сани, так как буксировка и бег в санях требуют значительного мускульного напряжения, что может пойти во вред несформировавшемуся организму (собака вырастет излишне «растянутой», могут проявиться со временем и другие дефекты).

    Буксировка лыжника собаками — увлекательный вид спорта, и здесь пригодны все крупные, достаточно проворные и сильные собаки. По крепкому насту собака мчит лыжника так, что дух захватывает! Можно устраивать соревнования — кто быстрее пройдет определенную дистанцию (100, 200, 500 метров).

    Даже не слишком большой и сильный пес помчит вас по льду на коньках. (Сперва, правда, он будет скользить и падать; но вскоре приобретет навыки, и лапы уже не будут разъезжаться в стороны). По сути это та же буксировка, что и с лыжами, однако скорость здесь значительно выше. Истинно, на перегонки с ветром!

    Отмеряют расстояние, выстраивают парами (человек-собака), и по сигналу судьи устремляются вперед… При этом может быть спринт — бег на короткое расстояние; может быть на дальнее — на выносливость; можно устраивать забеги — две, три, четыре пары; можно всем вместе — кросс.

    Гонки собачьих упряжек — обычный вид соревнования для Крайнего Севера; в них участвуют взрослые и подростки, рано мужающие в тех краях. В городских условиях, когда держат одну, редко две собаки, трудно говорить об упряжке в том смысле, как она понимается в краях с суровой зимой и долгой полярной ночью. Но и одна собака, запряженная в обычные сани, на каких катаются городские дети, тоже упряжка, и она может доставлять много незабываемых минут мальчишкам и девчонкам. Кстати, подобные катания устраиваются в некоторых городах — Ленинграде, Москве — клубами служебного собаководства. Успех громадный!

    Городские санки — не нарты, приспособленные для передвижения по снежной целине, на них можно ездить либо по укатанной дороге, либо по хорошо слежавшемуся, плотному снегу. Если снег проваливается, собака быстро выбьется из сил, и гонки не получатся.

    Запрягать можно лишь крупное и выносливое животное, не боящееся холода, хорошо свыкшееся с местными климатическими условиями. Мелкие и изнеженные собаки не годятся. Упряжь должна быть хорошо пригнана по собаке, она не должна тереть, душить животное, сжимая шею и затрудняя дыхание.

    В соревнованиях обязательно принимает участие кто-либо из взрослых с часами, по которым он засекает время и следит за скоростью передвижения упряжек.

    Упряжки выпускаются либо все враз (если позволяет местность и дорога), либо по очереди, в порядке номеров, которые выявляются жеребьевкой перед заездами. Дистанция может быть самая различная, какую захотят сами соревнующиеся. Не надо чрезмерно увлекаться и задаваться слишком большим расстоянием или добиваться такой скорости, от которой собака валится наземь, высунув язык.

    Собака может быть партнером в соревновании на скорость бега. Некоторые зарубежные спортсмены используют собак при тренировках. Конечно, обогнать собаку невозможно — в скорости она не уступает лошади. Однако участие такого бегуна заставляет человека «поднажать», на этом и может быть построена игра, где ребята соревнуются в беге с животным.

    Выбирается подходящая площадка, бег начинается по свистку судьи. Предварительно надо приучить собаку бежать по прямой, в противном случае пес рванется в сторону и бег смешается на первых же метрах. Если собака никак не хочет бежать прямо, нужно поставить ее владельца на финише — тогда верное животное не заставит себя просить, со старта сразу же возьмет направление на хозяина.

    Соревнованием на скорость может быть и традиционная игра в «палки-догонялки». Палка забрасывается как можно дальше — пес срывается и мчится за нею, за собакой спешат ребята. Не думайте, что пес всегда выйдет победителем. Он не видел, куда упала палка, а ребята видели — у них есть «фора». К тому же собаку можно немного попридержать, когда ребята пробегут половину расстояния, приказать: «Ищи!» В игре может участвовать и сразу несколько собак, приученных к обществу друг друга (чтоб не дрались). Швырнул палку один, швырнул другой, а затем пускают собак: чья найдет быстрее?

    Палку может заменить резиновый мяч. Нужен мяч достаточно крупный и тугой, чтоб собака не взяла его в пасть и не прокусила. Мяч интересен тем, что может откатиться далеко от места падения, тогда поиск затягивается: все бегают, все торопятся, суетятся — игра приобретает особую непосредственность.

    Стоит крикнуть Шарику,
    Что идем мы на реку, —
    От восторга он визжит.
    Первым на берег бежит.
    Может плыть любой из нас
    Стилем кроль
    И стилем брасс.
    Шарик — только по-собачьи.
    Не умеет он иначе.

    Так написал Владимир Лифшиц.

    Между прочим, хоть плавают Шарики только по-собачьи, догнать их не так-то просто. Плавают они быстро. Тут и хороший стиль не всегда помогает. Кто быстрее доплывет вон до той ивы или до того плота — я или Шарик? Или — мы или Шарик? Состязание на скорость в воде — еще один вид игры с животным. А плавают собаки отлично — стремительно, уверенно, в воду идут в жаркий день с большой охотой. В воде можно использовать и мяч. Тогда игра становится особенно веселой, смешной. Пес не может его схватить — на воде мячик вертится волчком и прыгает от малейшего прикосновения. В этом случае преимущество за вами. Но четвероногий друг не хочет сдаваться, начинается настоящая карусель. Только будьте осторожны: войдя в азарт и увидев, что вы схватили мяч, пес может попытаться вырвать его, прыгнет на вас и оцарапает когтями. Поэтому как только мяч в руках, сразу бросайте его на берег или откидывайте от себя.

    Игры-подражания и игры-распознавания рекомендуются для самых маленьких и, хотя проходят без прямого участия животных, не содержат элементов физических упражнений и скорее приближаются к викторине, к игре в загадки, нежели к спортивному состязанию, полезны не менее, а может быть, в известном отношении даже более других игр, если учитывать возраст детей.

    Ребята садятся в кружок, и руководитель предлагает: кто лучше изобразит, как мяукает кошка, лает собака, чирикает воробей, стрекочет сорока, каркает ворона, галка, воркует голубь, кукует кукушка и т. д.

    Если ребята еще никогда не слыхали этого, не знают характерных криков зверей и птиц, руководитель вначале изображает сам, а потом предлагает сделать то же детям. Очень полезны могут быть пластинки или магнитофонные записи голосов птиц. Игра продолжается, пока не надоест. Выигравшим считается тот, у кого получается наиболее похоже.

    Иначе строится игра-распознавание: сперва кто-то подража-жает, а руководитель спрашивает поочередно каждого: угадай, какой зверь (или птица) кричит так. Если есть магнитофонные записи голосов зверей и птиц, игра может вестись с помощью магнитофона. Воспроизводится звук, после задается вопрос: кто это? Игра развивает память и наблюдательность, и, безусловно, пригодится ребятам. Привычка распознавать на слух четвероногих и пернатых не раз может оказаться полезной в жизни.

    Ребята любят слушать сказки и рассказы про животных. Игра-подражание их повадкам поможет им закрепить в памяти услышанное. Как прыгает зайчик? Как передвигается еж? коза? свиньи? корова? Как ползает змея? Как чистит перышки птичка? Ребята выполняют все это охотно, от желающих отбоя нет. Игра становится совсем веселой, если внести в нее дух соревнования — например, устроить состязание «зайчиков».

    Очень оживленно проходит игра в «ежа-недотрогу». Ребятишки образуют хоровод; еж — для него должен быть сшит специальный костюм с иголками из соломы — встает в середину круга. Ребята поют:

    Ежик, ежик, догони!
    Ежик, ежик, уколи!

    А еж, встав на четвереньки, должен уколоть их иголками. Ребята увертываются, ежик наступает, хоровод крутится…

    Ну а с чего начинать? Иногда, увы, чрезмерно осторожные и заботливые мамы с малых лет внушают ребенку, не подходи к собаке, вдруг укусит. И тогда получается:

    Мчится Шарик,
    Звонко лая:
    «Не желаю делать зла я,
    А сказать желаю лаем —
    Ах, как славно мы играем!…»
    Но иначе, но иначе
    Понял Петя лай собачий,
    Он бежит, и очень трусит,
    И вопит:
    — Боюсь!… Укусит!…
    Взяли Петю
    За руку
    И подводят
    К Шарику.
    — Ты пойми, —
    Сказали Пете, —
    Он добрей
    Всех псов на свете!
    Он не тронет,
    Успокойся,
    Ты погладь его,
    Не бойся!
    Петя Шарика погладил,
    Петя с Шариком поладил.
    Петя — в трусиках и майке —
    Спит под елкой на лужайке,
    Шарик Петю сторожит,
    Ни за что не убежит!
    Шарик дремлет кверху брюхом,
    Шевелит лохматым ухом,
    Раздобыв большой лопух,
    Отгоняет Петя мух!
    Подбегает к Пете Шарик,
    По карманам Петя шарит —
    Он припас для Шарика
    Вкусных два сухарика.
    И за это
    Петю в нос
    Благодарный
    Лижет пес.
    ((В. Лифшиц «Петя и Шарик»))

    Собака — домашнее бессловесное создание, давно утратила способность самостоятельно существовать, добывать пищу. Значит, начинайте сразу же учить сына или дочь обращению с четвероногим дружком. Это уже не игра — это работа, она даст первые трудовые навыки, поможет усвоить, что за животным надо ухаживать, что оно нуждается в заботе и внимании.

    Чуть побольше рукавички
    Подарили мне щенка,
    Он пока что с непривычки
    Не лакает молока.
    Я позвал на помощь кошку
    Я придвинул ближе плошку,
    Хорошо прошел урок.
    Лижет плошку мой щенок.
    ((А. Шлыгин «Щенок»))

    Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень возможных игр детей с животными или игр, когда дети подражают животным. Можно придумать еще много разнообразных и веселых забав подобного рода.

    Если читатели захотят сообщить о каких-либо играх детей с животными, не описанных здесь, но которые они видели или применяли в своей воспитательной работе, заранее приношу свою благодарность за это.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх