• Значение научного метода
  • Понятие о непосредственном и условном раздражителе
  • Взаимоотношение дрессировщика с собакой
  • Команды
  • Жесты
  • Интонации
  • Ошибки дрессировщика
  • Приучение собаки к кличке, ошейнику и поводку
  • ГЛАВА 1

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Значение научного метода

    До настоящего времени целый ряд дрессировщиков, а так же любителей-собаководов недооценивает значение научного метода для дрессировки; зная только технику построения приемов, применяют «свои способы» в дрессировке собак, не учитывая совершенно законов нервной деятельности, открытых академиком И. П. Павловым и его школой, которые определяют поведение животного. Законы эти устанавливают, что поведение животных (собаки) есть результат взаимодействия внешних раздражителей и индивидуальных особенностей собаки.

    Многие дрессировщики, применяя в самой дрессировке различного рода принуждения, не разбираются, применимы ли таковые к данному типу собак, и рискуют получить, в конечном итоге болезненное состояние нервной системы, именуемое срывом.

    Чтобы избежать таких вредных последствий, нужно дрессировку животных, в частности собак, построить на законах рефлексологии, т. е. на законах нервной деятельности.

    Каждый дрессировщик поэтому обязан знать организм и законы нервной система животного, чтобы привить ему те или иные навыки.

    Нервная система собаки подразделяется на две части: на центральную нервную систему (Ц.Н.С.) и периферическую.

    В состав центральной нервной системы входят головной и спинной мозг, в состав периферической — многочисленные нервные стволы, идущие от головного и спинного мозга к различным органам и связывающие последние с Ц.Н.С.

    Всякий внешний раздражитель, воздействующий на органы чувств (уши, глаза, нос, кожу), вызывает в нервных окончаниях этих органов нервное возбуждение, которое по так называемым центростремительным (чувствительным нервам) передаются в Ц.Н.С. (головной и спинной мозг). В Ц.Н.С. пришедшее с периферии нервное возбуждение с центростремительных (чувствительных) нервов переключается на центробежные (двигательные), и, дойдя до мышцы или железы, производит соответствующее раздражителю действие. Например при даче лакомства собаке у нее потечет слюна изо рта. Таким образом на каждый внешний раздражитель организм дает тот или иной ответ в зависимости от силы и качества раздражителя. По силе раздражители можно подразделить на сильные и слабые (рис. 1.)

    1. Голова немецкой овчарки

    Ответная реакция организма на внешний раздражитель именуется рефлексом (т. е. отраженное действие).

    По своему характеру рефлексы распадаются на две группы. Те рефлексы, с которыми собака рождается, называются безусловными рефлексами; сумма таких рефлексов образует то, что известно под поднятием инстинкт. Инстинкт — это есть не что иное как сложный безусловный рефлекс.

    Так например каждое животное рождается с пищевым сложным безусловным рефлексом-инстинктом. Родившегося щенка никто не учит сосать, он инстинктивно ползет к соскам матери и начинает питаться молоком. Такие сложные движения животного, которые направлены к достижению известной цели (причем цель остается ему неизвестной), и есть инстинкт, или сложный безусловный рефлекс. При появлении какой-либо опасности животное (собака) или убегает или вступает в борьбу — этому также животное никто не учит, оно с этим родилось, и если бы животное этого не проявляло, то оно погибло бы.

    Эти движения, способствующие самообороне, называются оборонительными сложным безусловным рефлексом.

    Продолжение своего рода — совокупление полов — является также инстинктивным действием, который наступает позднее с возрастом животного (собаки).

    Таким образом каждое животное рождается с рядом безусловных рефлексов. Перечисленные же сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являются главными, без которых животное (собака) не может существовать и поддерживать свой род.

    В продолжение своей жизни каждое животное, в том числе и собака, приобретает новые навыки, т. е. у собаки воспитываются новые связи, образуются новые рефлексы, которые в отличие от рефлексов первой группы, т. е. безусловных или врожденных, называются приобретенными, или условными, рефлексами и потомством не наследуются. Например собака, находясь в клетке, случайно вследствие произвольных движений открыла крючок двери и вышла на свободу; попав обратно в клетку и стремясь вновь выйти, она опять делает различные движения и вновь случайно открывает дверь. Проделав так несколько раз, она постепенно число произвольных движений сокращает и в конце концов «закрепляет» лишь движения, необходимые для отбрасывания крючка, и начинает открывать дверь сразу. Итак путем навыка собака закрепила известные движения и в дальнейшем, попадая в ту же клетку, начинает открывать дверь безошибочно. Это значит, что у собаки воспиталась связь данного движения (отбрасывания крючка), с открыванием двери или, другими словами, у собаки воспитался условный рефлекс.

    Дрессировка животных и заключается в воспитании желаемых связей на основе соответствующих условных и безусловных раздражителей.

    Для того чтобы у собаки получить условный рефлекс, необходимо тот или иной условный раздражитель соединить с безусловным раздражителем, например для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на звуковую команду «ко мне», необходимо данный условный звуковой раздражитель при подходе собаки соединить с дачей пищи; тогда у собаки через некоторое время наступит нужная реакция, и собака, услышав команду «ко мне», будет возвращаться к зовущему. Следовательно у собаки на условный раздражитель «ко мне» выработалась привычка подходить, другими словами, воспитался условный рефлекс.

    Другой пример: если мы будем натравливать собаку на постороннего человека командой «фас», т. е. будем возбуждать у собаки активно оборонительный инстинкт, и при этом дадим возможность разрядить свою реакцию хваткой этого человека, то через ряд повторных упражнений у собаки воспитается условный рефлекс — на данный условный раздражитель в виде команды «фас» набрасываться на посторонних людей.

    По установленному закону условный рефлекс может возникать только на основе безусловного, т. е. условный раздражитель должен воздействовать на организм собаки одновременно с безусловным или до него. В случае если условный раздражитель запоздает, и его воздействие произойдет после безусловного, то условный рефлекс не образуется, например если у собаки вырабатывается условный рефлекс на звук метронома и если этот звук не будет связан одновременно с дачей пищи, то условного рефлекса на звук не образуется.

    Дрессировщик должен знать, какие безусловные раздражители должен он применить для образования желаемого условного рефлекса. Для этого он должен достаточно уяснить те законы, которые устанавливают связь между внешними раздражителями и ответными действиями животных (собаки), так как, уяснив закономерность таких связей, он получает возможность, применяя известные раздражители, получать желаемые для него действия в виде условных рефлексов.

    Понятие о непосредственном и условном раздражителе

    Для того чтобы воспитать у собаки ряд нужных нам условных рефлексов, необходимо познакомиться с безусловным и условным раздражителями, без которых нельзя выработать у собаки желаемой реакции.

    Дрессировщик, желая воспитать у собаки какой-нибудь определенный условный рефлекс, должен первым долгом учесть, какой в данном случае необходимо применить раздражитель; если дрессировщик этого не учтет, то желаемой реакции он не получит.

    Возьмем следующий прием: для того чтобы воспитать условный рефлекс на укладку, дрессировщик находит для данного индивидуума соответствующий раздражитель, который заключается в том, что он нажимает левой рукой на лопатки, вытягивая при этом передние лапы правой рукой вперед.

    Одновременно с этим действием произносится команда «лежать», что будет условным раздражителем, но если же мы не будем подкреплять условный раздражитель едой, то воспитываемый нами условный, рефлекс может наступить с опозданием. Поэтому всякий условный раздражитель при воспитании связи должен сопровождаться и подкрепляться безусловным рефлексом или пищевым или оборонительным, и тогда только мы ускорим наступление соответствующей реакции у собаки.

    Если вышеуказанные раздражители будем применять в течение некоторого времени при укладке, подкрепляя их безусловным (едой), то мы добьемся того, что достаточно будет применить только условный раздражитель, как собака ляжет.

    Таким образом воспитывается нужный нам условный рефлекс у собаки.

    В дальнейшем обязанности дрессировщика будут заключаться в том, чтобы периодическими упражнениями закрепить его.

    В случае же отказа собаки от выполнения нужного приема необходимо опять применить непосредственный раздражитель для закрепления соответствующей связи.

    Когда у собаки условный рефлекс будет хорошо выработан на команду «лежать», можно переходить на выработку условного рефлекса на новый раздражитель — жест руки.

    Нужно, чтобы жест руки (движение руки вниз) совпадал со звуковой командой «лежать».

    Совмещая звуковую команду одновременно с жестом руки, у собаки через ряд повторных упражнений воспитается условный рефлекс на новый раздражитель, т. е. собака начинает различать условный раздражитель, дифференцировать его.

    Но не нужно забывать, что на один и тот же раздражитель у двух собак одинакового возраста реакция может быть совершенно различна.

    В первом примере результат был положительный.

    Возьмем второй пример: применяя те же самые раздражители к другой собаке при искусственном придании позы, можно получить отрицательную реакцию, т. е. у собаки может появиться оборонительный рефлекс, и на действия дрессировщика при применении этих раздражителей собака или начнет кусать его руку или опрокидываться на спину.

    Следовательно к таким собакам эти раздражители не подходят, вот здесь-то и требуется находчивость и опыт дрессировщика для изыскания другого раздражителя, чтобы получить положительную реакцию. В данном случае лучше применить мясо (см. прием укладки).

    Непосредственным раздражителем может быть и не принудительное воздействие, а врожденный рефлекс, например пищевой.

    Так например при первых пробегах собаки необходимо воспитывать пробег вперед на команду «пост». Для установления связи команды с действием мы прибегаем к следующему раздражителю: помощник, держа мясо в руке, подкармливает собаку, затем показывает мясо и быстро отбегает от собаки на некоторое расстояние. Убегающий человек да еще с мясом возбуждает, с одной стороны, пищевой рефлекс, и с другой — инстинкт преследования, и собака начинает рваться вперед. Дрессировщик пользуется этим моментом и пускает собаку, пуск связывает со звуковой командой «пост».

    Повторными упражнениями воспитывается у собаки связь — условный рефлекс на команду «пост»-бежать вперед к стоящему помощнику.

    Таким образом от умелого применения непосредственного раздражителя добиваемся соответствующей связи у собаки и заинтересованности у нее в работе.

    Взаимоотношение дрессировщика с собакой

    Необходимо коснуться взаимоотношения дрессировщика с собакой, так как большинство дрессировщиков, приступая к обучению собаки, дрессирует по определенному шаблону, зная только техническое построение приема и совершенно не считаясь с индивидуальными качествами собаки.

    Собаки по своим индивидуальным качествам разделяются на два основных типа. К первому типу относятся возбудимые собаки, ко второму — тормозные. Практически тип собаки можно определить следующим путем: к первому типу (возбудимым) относятся собаки со слабым оборонительным и с сильно развитым пищевым рефлексами. Тормозные собаки, наоборот, с сильно развитым пассивным оборонительным и со слабым пищевым рефлексами. Вследствие этого возбудимые собаки мало боятся раздражителей, связанных с принудительными действиями, а также и всех посторонних раздражителей (шума, выстрелов, встречных людей, лошадей и т. д.). Тормозные собаки сильно реагируют на эти раздражители и своим поведением проявляют к ним боязнь и недоверие, особенно к раздражителям, связанным с принудительными действиями.

    Приступая к обучению собаки, дрессировщику необходимо все это учесть и в зависимости от типа собаки, строить свой метод обучения и применять тот или иной непосредственный раздражитель.

    Если дрессировщик воспитывает у возбудимой собаки условный рефлекс на хватку аппортировочного предмета при помощи надавливания на ее губы, то давление пальцев на губы может усиливаться в зависимости от поведения собаки; у тормозной собаки давление на губы всегда должно быть слабым.

    Другой пример: если воспитывается связь на посадку у первого типа собак (возбудимые), то непосредственный раздражитель — надавливание рукой на крестец — можно усилить; у тормозной собаки связь на посадку лучше воспитывать без применения принудительных действий, а при помощи лакомства.

    Задача дрессировщика заключается в том, чтобы закрепить тот рефлекс, который полезен и необходим, и затормозить те, которые вредны и мешают успешной работе. Подкрепляя какие-либо полезные действия собаки, дрессировщик воспитывает у нее новый условный рефлекс, тормозя другие, которые будут мешать делу дрессировки.

    Такая дрессировка будет иметь под собой твердый фундамент и даст нужные результаты — даст нам хорошую служебную собаку со всеми необходимыми для этого качествами.

    Команды

    Команды при дрессировке должны быть кратки, звучны и неизменяемы — это даст возможность быстрее воспитать у собаки соответствующие связи (условные рефлексы), например если при обучении собаки приему посадки будем все время употреблять команду «сидеть», то вскоре у собаки воспитается связь — условный рефлекс на команду «сидеть».

    Но если мы постоянно будем менять команду: «сядь», «сиди», «сидеть», «пожалуйста садись» и т. д., то собаке труднее будет привить соответствующую связь — условный рефлекс.

    При дрессировке собак мы пользуемся 22 звуковыми командами в зависимости от работы, к какой мы собаку предназначаем.

    Они следующие:

    1. Подход собаки «ко мне»

    2. Хождение у ноги «рядом»

    3. Посадка собаки «сидеть»

    4. Укладка собаки «лежать»

    5. Взятие препятствий «барьер»

    6. Схватывание предмета «аппорт»

    7. Прекращение нежелательных действий «фу»

    8. Хождение по лестнице «лестница»

    9. Ползание «ползи»

    10. Вызов голоса «голос»

    11. Охрана и защита «охраняй»

    12. Работа по следу «след»

    13. Отправка на пост «пост»

    14. Обыск местности «ищи»

    15. Подвод санитара к больному «укажи»

    16. Свободное состояние собаки «гуляй»

    17. Движение вперед «вперед»

    18. Взятие аппортировочного предмета у собаки «дай»

    19. Отправка собаки на место «место»

    20. Натравливание «возьми»

    21. Заворот фланга гурта «заверни»

    22. Сбор стада в одно место «кругом»

    Жесты

    Жесты также должны быть однообразны.

    1. При подзыве — правая рука выносится в сторону горизонтально на уровень плеча и быстро опускается вниз.

    2. При хождении у ноги — направляющее движение дает кисть левой руки, похлопывая по ноге.

    3. При посадке — правая рука выносится вперед ладонью к собаке с изгибом в локте на уровень плеча, а если собака работает на большом расстоянии, рука подымается выше и без изгиба в локте. После исполнения приема рука возвращается в исходное положение.

    4. При укладке — правая рука выносится вперед на высоту плеча и быстро опускается вниз.

    5. Взятие препятствий — правая рука выносится по направлению препятствия.

    6. Ползание — движение кистью правой руки, опущенной вниз, вправо и влево.

    7. Вызов голоса — правая рука поднимается вверх и производит движение кистью вправо и влево.

    8. Поиск по следу — правая рука указывает по направлению следа.

    9. Посыл на пост — указание правой руки в сторону посыла, причем при первоначальных упражнениях правая рука выносится вперед на высоте плеча, а при посылке на расстоянии правая рука выносится вверх и делается энергичное движение рукой вперед.

    10. При обыске местности при посылке вправо — движение правой рукой в сторону посылки, влево — левой рукой.

    Интонации

    В дрессировке интонации имеют большое значение, так как любую команду можно произносить различно — или в тоне приказания, или в тоне поощрения.

    Давая вовремя ту или иную интонацию, мы достигаем сокращения срока обучения собаки. Если мы даем ободряющий возглас собаке — «лежать, хорошо», но этим самым разрешаем собаке продлить действие, если же мы даём команду в тоне приказания — «лежать», то этим самым предостерегаем собаку, что в случае невыполнения ей будет причинена боль.

    Например собака находится в сидячем положении, дрессировщик, наблюдая за ней, видит, что она чем-то отвлекается, хочет сорваться с места, здесь сейчас же следует команда «сидеть» в тоне приказания, это заставляет собаку остаться в прежней позе.

    Вовремя примененная интонация действует на собаку и на расстоянии, что конечно способствует сокращению срока воспитания условных рефлексов. Но если дрессировщик будет применять интонации несвоевременно к соответствующим командам, то этом самым он затруднит и усложнит дрессировку, например если во время подхода к дрессировщику собака на пути отвлекается и уклоняется в сторону, а дрессировщик, чтобы вернуть собаку, командует одновременно «фу», «ко мне», то он усложняет выработку подхода, так как произнесенная команда с повышенной интонацией «фу» ставит собаку в затруднение ввиду того, что последняя является тормозной командой и собака не решается подойти к дрессировщику, так как ей одновременно даны две противоположных команды.

    Тормозная команда «фу» при первоначальном воспитании связи не должна применяться, так как она усложняет выработку условного рефлекса.

    При применении интонации дрессировщик должен твердо помнить, что они действуют на собак совершенно различно в зависимости от их индивидуальных качеств: на некоторых собак повышенная интонация действует равносильно принудительным действиям.

    Ошибки дрессировщика

    Если дрессировщик при воспитании первоначальных связей непоследователен в своих командах, жестах и движениях, то этим, самым он воспитывает у собаки нежелательные связи, что конечно вредно отражается на подготовке собаки. Часто наблюдается, что при подходе собаки ей неоднократно причиняется неприятность, и у собаки воспитывается связь, что подход к дрессировщику связан для нее с неприятностью, и собака на подзыв подходить не будет.

    Во избежание этой связи нужно взять за правило: никогда и ни при каких условиях не причинять собаке неприятность при подходе. Подход должен быть всегда связан с поощрением.

    Однообразное распределение приемов в одном и том же порядке воспитывает у собаки нежелательный условный рефлекс. Возьмем такой случай: оставляя собаку в сидячем положении, дрессировщик отходит от нее на некоторое расстояние, поворачивается лицом к ней и сейчас же дает команду укладки «лежать». Проделав это упражнение несколько раз в одном и том же порядке увидим, что собака при повороте к ней дрессировщика, не дожидаясь его команды, самостоятельно ложится, так как у нее воспиталась связь, что после поворота дрессировщика сейчас же последует команда укладки. Во избежание этого на занятиях упражнения необходимо постоянно разнообразить и делать выдержки после каждого приема.

    Бывают случаи, что при нежелании брать аппортировочный предмет дрессировщик зачастую применяет излишнее принуждение, чем тормозит заинтересованность в схватывании аппортировочного предмета. Во избежание этой нежелательной связи необходимо прекратить на несколько дней прием аппортировки.

    Позднее же, приступая к аппортировке, нужно заменить аппортировочный предмет, переменив даже форму его.

    На практических занятиях наблюдается, что вследствие невыполнения собакой приказаний дрессировщик подходит к ней и причиняет ей неприятность, что повторяет иногда неоднократно, чем и вызывает отрицательную реакцию. Благодаря этим действиям дрессировщика у собаки появляется оборонительный рефлекс, и она при его приближении убегает и на подзывную команду в таких случаях не подходит.

    Во избежание этой нежелательной связи дрессировщик должен свой подход к собаке совместить с поощрением при выполнении приема.

    Всех примеров конечно не перечислишь, здесь указаны те, которые чаще всего встречаются на практических занятиях, что конечно необходимо учесть дрессировщику, и вообще принуждения нужно применять очень осторожно, обращая все время внимание на их своевременность.

    Приучение собаки к кличке, ошейнику и поводку

    Приучая щенка к кличке, необходимо помнить, что, произнося кличку, одновременно с этим щенку нужно давать лакомство: мясо, хлеб или что-либо другое.

    При кормлении щенка нужно также называть его по кличке. Видя свою миску, щенок безусловно подбежит, и, связывая кличку с приятным для щенка, можно легко добиться что он скоро начнет реагировать на свою кличку. К кличке щенка начинают приучать с раннего возраста.

    Знакомить щенка с ошейником начинают позднее, и при этом необходимо учесть индивидуальные качества щенка ив зависимости от них строить свой метод приучения. Если щенок злобный, то при одевании ошейника реакция может быть одна, у трусливых же и недоверчивых — другая.

    При первоначальном одевании ошейника рекомендуется ласково оглаживать щенка по шее, давать ему лакомство и незаметно для него надеть ошейник и постараться вызвать щенка на игру. Если щенок станет реагировать на ошейник отрицательно, т. е. будет стремиться сорвать его лапами, начнет волноваться, тогда нужно по возможности отвлечь его внимание от ошейника дачей усиленной порции мяса или кости, игрой и т. д., а через некоторое время ошейник снять и так проделывать в течение дня несколько раз, постепенно удлиняя время нахождения ошейника на щенке. Когда щенок начнет относиться к ошейнику спокойно, можно оставлять его в ошейнике в течение всего дня, но на ночь необходимо снимать по двум причинам: во-первых, потому, что если имеются другие щенки, то они ошейник могут сгрызть, а во-вторых, находясь постоянно на шее щенка, ошейник будет вытирать ему шерсть.

    Добившись желаемого результата с ошейником, щенка начинают приучать к поводку. Рекомендуется начинать с длинного веревочного поводка, такой поводок не дает возможности щенку заметить ограничение свободы. Часто наблюдается, что при взятии щенка на поводок щенок начинает страшно волноваться, бросаться в стороны, становиться на задние ноги и ложиться на спину.

    2. Предметы ухода за собакой 1 — кожаный ошейник, 2, 3 — намордник; 4 — миска для пищи; 5 — предохранитель для пустующей суки; 6 — поводок; 7, 9 — щетки; 8 — суконка для протирки шерсти; 10 — роговой гребень; 11 — металлический гребень для щенков; 12 — скребница для вычесывания шерсти из щетки; 13 — металлическая цепь.

    Во избежание этого, щенка необходимо пускать свободно с поводком и наблюдать за его действиями, стараясь в случае реагирования щенка на поводок отвлечь его внимание игрой или дачей приманки, через некоторое время поводок снять и таким образом приучать щенка несколько дней. Во время кормежки рекомендуется поводок оставлять на щенке. Когда щенок перестанет дичиться поводка, длинный поводок заменяется строевым. Если добьемся, что щенок будет мало обращать внимания на поводок, можно поводок взять в руки и постараться игрой и дачей мяса заставить щенка следовать за собой. Поводок не должен быть укорочен сразу. На рисунках 2 и 3 изображены предметы ухода и дрессировки собак.

    3. Предметы для дрессировки 1 — кожаный ошейник; 2 — металлический футляр для вкладывания донесения; 3 — свисток; 4 — металлический ошейник (удавка); 5 — кожаная сумка для вкладывания донесения; 6 — бринзель; 7 — хлыст 8 — строгий кожаный ошейник; 9, 11 — одушка для прокладки следа (усилитель); 10 — металлический строгий ошейник-парфорс; 12 — длинный веревочный поводок; 13 — приколыш; 14 — аппортировочный предмет; 15 — металлический цепь; 16 — кожаный поводок.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх