• МЕСТО ДЛЯ ЩЕНКА
  • ПРОГУЛКИ. ВЫГУЛИВАНИЕ ЩЕНКА
  • ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ УХОДА И СОДЕРЖАНИЯ ЩЕНКА
  • ИГРУШКИ ДЛЯ ЩЕНКА. КАК ИГРАТЬ СО ЩЕНКОМ
  • УХОД ЗА ЩЕНКОМ
  • КАК КОРМИТЬ ЩЕНКА
  • НАЧИНАЙТЕ ОБУЧАТЬ ЩЕНКА
  • СОДЕРЖАНИЕ ЩЕНКА И УХОД ЗА НИМ

    МЕСТО ДЛЯ ЩЕНКА

    Условия и режим содержание щенков должны соответствовать особенностям породы, характеру ее применения на службе. Для овчарок, например, полезнее содержание на открытом воздухе. Однако в возрасте 1—2 месяцев щенков овчарок в холодное время года следует держать в доме. Щенков других пород, не приспособленных к зимним условиям, выращивают в доме или квартире.

    Для содержания щенка на открытом воздухе делают небольшой вольер (участок, огороженный проволочной сеткой). Грунт внутри вольера должен быть твердым. Если он мягкий (песчаный), то подсыпают гальки и щебня и утрамбовывают его. Необходимо обеспечить сток воды. Вольер хорошо построить так, чтобы в течение всего дня, особенно летом, часть его освещалась солнцем, а часть оставалась в тени.

    В вольере ставится разборная деревянная будка. Размер будки зависит от породы. В холодное время на входное отверстие вешают занавеску из брезента или плотного войлока, а внутрь кладут подстилку из соломы, древесных стружек или сена. Осенью и весной в вольер кладут деревянный щит, чтобы щенок мог лечь на сухом месте. Зимой будку снаружи утепляют соломой, сеном или снегом. Вольер и будку нужно регулярно чистить и дезинфицировать. Нельзя содержать щенков в темных и полутемных сараях и гаражах. Нельзя держать растущего щенка на цепи.

    При содержании щенка на открытом воздухе важно следить за тем, чтобы он как можно больше общался с хозяином и его семьей, ежедневно бывал на людях, знакомился с городским движением и т. п. Если щенок редко будет выходить из вольера, то из него вырастет дикая, трусливая, никому не нужная собака. Следует обратить внимание и на физическую тренировку. Хотя щенок и живет на воздухе, но в вольере он движется очень мало, даже если растут два щенка вместе. Поэтому со щенком, растущим в вольере, также нужно гулять, играть.

    Выбор места для щенка в доме зависит от жилищных условий, но в любом случае щенок не должен жить на проходе, чтобы не мешать членам семьи, а также у входа в квартиру, где на него будет дуть из-под двери. К тому же при таком размещении он будет не только мешать приходу гостей и других лиц, но может стать излишне ласковым. Нельзя устраивать место для щенка в ванной и в помещениях с цементным или кафельным полом, а также близко к отопительным батареям и печам.

    Выбрав место, кладут плотный коврик (половичок) в чехле. Ватные подстилки и матрацы негигиеничны. Можно сделать так называемую «собачью постель» на четырехугольную деревянную раму натянуть брезент или другую плотную материю. Брезент прикрепляют к раме так, чтобы его можно было снимать для стирки.

    ПРОГУЛКИ. ВЫГУЛИВАНИЕ ЩЕНКА

    Для правильного роста и развития важно регулярно предоставлять щенку, а затем молодой собаке возможность прыгать, плавать. Ни движение собаки в вольере, ни длительные проводки на поводке не могут заменить щенку или молодой собаке прогулок в свободном состоянии, особенно в лесу или в поле, игры со сверстниками. Усиленная физическая тренировка — один из важнейших элементов правильного выращивания и содержания щенка любой породы.

    Щенка, воспитывающегося в доме, надо выводить во двор после каждого кормления, а также после сна. Начинать играть со щенком можно только после того, как он выполнит естественные надобности, иначе, заигравшись, он забудет о них. Наказывать щенка за то, что он оправляется в комнате, нельзя. Нужно следить за его поведением и своевременно выводить.

    В возрасте 1—2 месяцев щенок должен много спать. В семьях, где есть дети, это особенно важно помнить. Переутомленный игрой щенок не сможет нормально есть — начнутся рвоты, расстройства желудка. Поэтому игры и прогулки должны быть не только регулярными, но и посильными.

    ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ УХОДА И СОДЕРЖАНИЯ ЩЕНКА

    У щенка должны быть шлейка и мягкий ошейник, соответствующие его размеру. Для молодого щенка лучше использовать шлейку, сшитую из мягкого материала. Такая шлейка не мешает во время движения и не травмирует, как ошейник, слабую еще в этом возрасте шею. Ошейник надевается так, чтобы под него проходили два пальца. Строгий ошейник (парфорс) надевают тогда, когда удержать собаку на мягком поводке становится трудно. Для щенка нужно два поводка: один обычный — прогулочный, другой длинный — дрессировочный. Не следует заменять поводок цепочкой, которая режет руку. Ею пользуются лишь тогда, если необходимо так привязать собаку, чтобы она не перегрызла поводок. Намордник приходится менять по мере роста щенка несколько раз.

    Для чистки щенка необходима щетка, лучше всего массажная, резиновая или капроновая или же жесткая, щетинная. Гребень для длинношерстных собак должен быть с редкими зубьями и тупыми концами. Скребница предназначена только для чистки щетки. Чистить собаку скребницей запрещается.

    Намордник, поводок и ошейник нужно хранить так, чтобы собака, когда захочет гулять, могла бы их принести. Большинство собак начинают это делать без специального обучения. Но нельзя допускать, чтобы собака играла с ними, грызла их.

    ИГРУШКИ ДЛЯ ЩЕНКА. КАК ИГРАТЬ СО ЩЕНКОМ

    Маленькому щенку нужны игрушки. Но не следует давать ему их все одновременно.

    Чтобы щенок не портил вещи, не грыз мебель, с первых же дней ему для игры нужно дать резиновые мячи или спринцовки. Хорошо соединить две спринцовки и подвесить их на шнурке. Нельзя давать в качестве игрушек старые вещи домашнего обихода (обувь, щетки, тряпки, чулки и др.). Привыкнув играть старыми тапочками, щенок возьмет и новые, когда старые надоедят. Игрушки, подвешенные на веревке или резине, а также мячи нужны для щенка, выращиваемого как в доме, так и в вольере.

    Помимо игрушек, у щенка с возрастом должны быть специальные вещи для апортировки. Но давать их для игры нельзя.

    Нельзя играть со щенком руками — тискать, валять, злить. Привыкнув брать хозяина за руки, щенок, подрастая и набираясь сил, будет больно кусаться. Малейшая попытка схватить руки должна решительно пресекаться. Играть со щенком можно только игрушками.

    Нельзя разрешать щенку, когда он ласкается, прыгать на вас или на детей. Дурные щенячьи привычки останутся и у взрослой собаки. Нужно приучать щенка ласкаться, стоя на всех четырех ногах или сидя.

    УХОД ЗА ЩЕНКОМ

    Щенка нужно ежедневно расчесывать гребнем и чистить щеткой, а затем протирать влажной суконкой или скомканной газетой по ходу шерсти.

    Моют щенка редко, обычно по необходимости, когда он выпачкался. Вымыв щенка, следят, чтобы шерсть хорошо прополоскалась, чтобы вода не попала в уши. Затем его тщательно вытирают. Вымытого щенка нужно беречь от сквозняков. В зимний период щенка лучше не мыть, а чистить снегом.

    В летнее время щенка хорошо купать в чистой проточной воде. Плавание хорошо развивает грудную клетку и укрепляет конечности. Приучая щенка плавать, увеличивают время нахождения в воде постепенно, при этом следят, чтобы он не переутомился и не продрог. После купания щенку дают возможность побегать и обсохнуть.

    КАК КОРМИТЬ ЩЕНКА

    Для корма и воды лучше иметь две эмалированные или глиняные миски. Одна с водой стоит постоянно. Корм ставьте только на время еды, а затем несъеденное обязательно убирайте. Можно ставить миску на небольшую, но надежную подставку — так собаке есть удобнее. Кормление малыша должно быть частым: 5—6 раз в день — до 2 месяцев, 4 раза — в 2—4 месяца, 3—4 раза в 4—7 месяцев, 3 раза до года. Взрослую собаку кормят два раза в сутки. Щенок, которого только что купили, должен питаться по инструкции, приложенной заводчиком. Минимум две недели после приобретения щенка строго соблюдайте все указания заводчика. Разлука с однопометниками и перемена обстановки — достаточно травмирующие для щенка обстоятельства, чтобы усугублять их еще и расстройством желудка от непривычной пищи.

    Основой роста щенка служат белковые продукты: мясо (главным образом сырое), молочные продукты, яйца. Мясо сырое дают щенку мелко нарезанным. Фарш — хуже, так как он не задерживается в желудке и проходит в кишечник полупереваренным. Внутренние органы (сердце, легкие, селезенка, почки, печень) содержат много полезного, но часто включают и зародышей глистов, так что их лучше давать уже подросшим щенкам и взрослым собакам; перед скармливанием мелко нарезать, затем обварить или сварить. Из молочных продуктов на первом этапе творог. Щенку в возрасте одного-двух месяцев (можно и дольше) полезен кальцинированный творог: в литр закипающего молока добавьте 3—4 столовые ложки 10%-ного раствора хлористого кальция, свернувшееся молоко процедите и дайте щенку образовавшийся творог теплым. Кальцинированный творог — хорошее питание и средство предупреждения рахита, особенно в осенне-зимний период. В сырое молоко можно добавлять сухое — до сметанообразной консистенции. Кефир, простокваша, ацидофилин лучше молока, так как хорошо влияют на пищеварение. Яйцо — очень питательный полноценный белковый продукт, но в сыром виде плохо усваивается, так как почти не задерживается в желудке. Лучше сырые яйца давать в смеси с молочными продуктами, с кашей. Можно скармливать яйца в виде омлетов. При систематическом кормлении мясом собаке вполне достаточно одного яйца в неделю. Щенкам крупных пород — не более двух-трех яиц.

    Рыба (лучше морская) дается без внутренностей, сырой и вареной. Питание сырой рыбой в качестве основного корма нежелательно, потому что в сырой рыбе мало витаминов, кроме того, белки рыбы не столь полноценны, поэтому не следует давать рыбу чаще 2—3 раз в неделю. С пресноводной рыбой надо быть осторожным, так как она нередко служит источником заражения ленточными глистами.

    Мягкие сырые кости и хрящи в небольших количествах полезны, хороши как игрушки, вареные давать не стоит, они часто служат причиной запоров, колитов. Птичьи и кроличьи кости опасны, могут быть причиной прободения кишечника.

    Крупы и хлеб не могут быть основой питания щенка, но требуется для пополнения энергетических затрат организма. На первом месте овсяные хлопья «Геркулес». Их лучше скармливать замоченными в кефире, простокваше или запаренными горячим бульоном. К ним хорошо добавлять сваренные в смеси рис, гречку, пшено. При варке каш (на молоке, рыбе, мясе, костях) очень хорошо добавлять капусту, морковь, зелень. Хлеб нужно давать в небольшом количестве и сухой (в виде сухарей), так как собачий организм усваивает, переваривает хлеб долго, с большой затратой пищеварительных соков.

    Морковь и капусту полезно давать в корм сырыми с добавлением небольшого количества сливочного или растительного масла. Полезны сырые фрукты и ягоды, сырые, мелконарубленные салат, петрушка, листья одуванчика, ошпаренная молодая крапива. Они являются отличной витаминной добавкой в основной корм. Полезно включать в рацион щенка и консервированные овощи в небольшом количестве: квашеную капусту, соленые помидоры и огурцы, изредка и понемногу давайте собаке соленую сельдь, кильку. Можно также приготовить самим следующий состав: костная мука — 1 стакан, фитин — 30 таблеток, глицерофосфат кальция — 60 таблеток, пивные дрожжи — 1 палочка, мел школьный — 3 палочки, уголь активированный — 20 таблеток. Все это истолочь, перемешать и добавлять щенку в корм по чайной ложке в день.

    Вареная тыква с кашей хороша как витаминная добавка, а семена тыквы — хорошее противоглистное средство. Один зубок сырого мелконарубленного чеснока полезно давать еженедельно щенку и взрослой собаке как противоглистное средство. Давать его надо натощак, закладывая на корень языка собаки.

    Сладости, колбасы портят аппетит, нарушают пищеварение.

    Кусочек сахара, сухарик — удобная и полезная прикормка при поощрении щенка за выполнение команд — «ко мне», «на место», «рядом» и др.

    Мел, древесный уголь нужны щенкам в процессе бурного роста и развития костяка. Их нужно давать щенку грызть небольшими косточками.

    Морская капуста — источник натурального йода, способствует здоровью кожи, шерсти, сочной окраске. Ее можно добавлять понемногу в корм.

    Зимой щенкам дают витамины «А» и «Д» вместе: декоративным породам — по 2 капли, служебным — 3—4, или пол-ложечки рыбьего жира.

    Когда щенку исполнится 3—3,5 месяца, необходимо провести противоглистную процедуру по методике, указанной ветеринарным врачом. В дальнейшем содержание собаки в чистоте и регулярная дача чеснока помогут вашему питомцу не заражаться глистами.

    Вода — насущная потребность всего живого. Ставьте щенку блюдце с водой несколько раз в день. В дальнейшем собака должна иметь свободный доступ к воде, которая стоит в привычном для нее месте.

    Миску с пищей ставьте только во время еды, несъеденное убирайте через 15—20 минут и предложите вновь щенку не ранее часа после очередного кормления. Никогда не кормите щенка с рук и не подкармливайте его во время вашего обеда, также не разрешайте давать щенку лакомства вашим друзьям и знакомым — воспитаете беспринципного попрошайку.

    Для некоторых собак полезно один раз в неделю устраивать разгрузочный день. Такой непродолжительный голод приводит к освобождению организма от шлаков и является хорошим средством против ожирения. Одновременно регулируется работа желудка и кишечника. Кроме того, голод возбуждает аппетит, собака охотно ест на следующий день то, что раньше не хотела есть. В такой день можно давать только воду, кефир. В особых случаях — сухую хлебную корку или сухарь. Он не утоляет голод, но поможет собаке немного отвлечься.

    НАЧИНАЙТЕ ОБУЧАТЬ ЩЕНКА

    Когда начинается дрессировка собаки? В сущности, учить вы ее начали с того времени, как принесли щенка в дом. И приучение к месту, и выводка на улицу, и запрещение попрошайничать — все это дрессировка, развитие условных рефлексов. Конечно, первое время все выглядит игрой, без резких принуждений, чтобы не сломать еще не окрепшую психику щенка. Запугать легко, потом попробуй исправь!

    Прежде всего приучите щенка к кличке. Для этого используйте кормление, лакомство, игру. Кличку произносите всегда одинаково, не изменяя ее, в ласковой интонации: кличка — это не команда, ею просто привлекают внимание собаки, чтобы подать любую команду.

    С самого начала стремитесь выработать у щенка навыки чистоплотности, привязанность к хозяину, настороженность к посторонним, спокойную реакцию на различные внешние раздражители. В три-четыре месяца щенок должен знать «место», «ко мне», «гуляй», «фу».

    С командой «место» щенка знакомят одновременно с кличкой. Произнеся команду «место», уложите щенка на отведенную для него подстилку. Хорошо на эту подстилку положить мягкую тряпку, к которой щенок привыкнет. В будущем эта тряпка будет использоваться во время отработки приемов курса общей дрессировки для обозначения места и в курсе защитно-караульной службы при «охране вещи».

    Не гоняйте щенка на место беспрерывно, а лишь в моменты, когда он действительно мешает, разлегся на проходе, излишне разыгрался и т. п. После того, как первоначальный навык будет выработан, местом возвращения щенка может быть любое место, куда дрессировщик положит свою вещь. Лучше всего такие упражнения проводить во дворе или на дрессировочной площадке.

    Английский дрессировщик Джон Холмс утверждает: «Вся дрессировка собаки должна опираться на принцип: «Думайте по-собачьи». Собака, хоть и одарена исключительной энергией, обонянием, зрением и слухом, по своей природе может усваивать только простые вещи. Предки собаки жили стаями, и их одомашненные потомки несут в себе инстинкты поведения, закрепленные многовековым существованием собаки как члена стаи. Помните, что в глубине души ваша собака член стаи: она быстро обучается при помощи примера и повторения и на какой-то стадии попытается стать вожаком. В данном случае ваша семья — это стая, а вы или другие члены семьи должны играть роль вожаков (лидеров). «Думая по-собачьи», вы должны дать своему питомцу почувствовать, что он занимает место ниже вас и, возможно, других членов семьи — если им удастся завоевать это преимущество в глазах собаки. Так что все основы первоначального воспитания заключаются в том, чтобы твердо установить главные законы стаи». Тот, кто будет воспитывать и обучать щенка, должен выполнять роль вожака, быть требовательным и волевым. Дальше в семейной иерархии следует все остальные члены семьи, включая самого маленького ребенка. Собака же — на самой последней ступени этой иерархии. Это самое важное условие: подрастающий пес никогда не должен чувствовать себя более сильным существом, чем, например, ребенок. Для этого выполняйте главное правило: никогда ни при каких обстоятельствах хозяин не уступает собаке. Если он, например, прерывает упражнение и начинает уговаривать ее и даже идет у нее на поводу, он тем самым показывает ей, что готов подчиниться, ставит себя рангом ниже. В этом случае собака может вырасти непослушной, а это не только принесет вам огорчения, но может быть и опасно для окружающих.

    Очень важно как можно быстрее (к 2—3-м месяцам) обучить щенка команде «ко мне». Воспитание этого навыка — гарантия сохранить собаку, уберечь от травм, заражения, нежелательных встреч и от гибели под колесами на дорогах. Ставя мисочку с едой, всегда подзывайте щенка словами «ко мне». На первых порах команда подается при угощении лакомством на прогулках, в игре.

    Во время прогулки произнесите кличку собаки и с ласковой интонацией команду «ко мне». Подбегающего щенка поощрите поглаживанием, восклицанием «хорошо!», лакомством. Если щенок отвлекся и не реагирует на команду, присядьте или отбегите от него. Как правило, он это замечает и подбежит к хозяину. Но ни в коем случае нельзя подавать команду в угрожающей интонации. Если хотите быстро подозвать собаку, не бегите к ней — бегите от нее. Она испугается: хозяин уходит — и тотчас примчится. Если собака не реагирует на команду «ко мне» и на показ лакомства, прибегните к помощи длинного поводка. Собака вроде бы на свободе, и в то же время вы в любой момент можете принудить подойти к вам, подергивая и подтягивая поводок. Когда она усвоит, что упорствовать бесполезно, отпадет надобность в поводке. Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде «ко мне» быстро подбегает к хозяину из любого положения на расстоянии длинного поводка.

    Команда «сидеть!». Придерживая щенка у левой нога, возьмите в правую руку лакомство и, произнеся команду «сидеть!», поднимите лакомство над головой щенка вверх и несколько назад. Стремясь за лакомством, щенок поднимет голову и сядет. Можно помочь собаке усвоить команду, нажимая левой рукой на конец спины, принуждая ее поджать задние ноги и сесть. При этом поводок легонько подергивайте вверх. Так повторяйте, пока она не начнет садиться сама, без принуждения, лишь услышав команду «сидеть!». Жест команды с одновременным приказом «сидеть!» — согнутую в локте правую руку выбрасывайте вперед, ладонью от себя.

    Команда «лежать!». Посадите щенка у левой ноги, покажите ему лакомство в правой руке и произнесите команду «лежать!». Руку с лакомством протяните вперед перед щенком, а затем опустите вниз. Стремясь достать лакомство, щенок ляжет. Жест — правая рука вытянута вперед на уровне плеча, ладонью вниз, затем энергичный взмах к земле: «лежать!». Поощрите щенка словом «хорошо!» и дайте лакомство. При попытке собаки встать надо держать ее за ошейник и только спустя некоторое время ей можно будет позволить подняться.

    Команда «стоять!». Возьмите щенка под брюхо и поставьте. Первое время поддерживайте ладонью, чтоб не лег, повторяя «стоять!». Жест — выбрасывание полусогнутой правой руки вверх.

    Команда «покажи зубы!». Посадите щенка возле левой ноги, произнесите команду «покажи зубы!», положите правую руку снизу, а левую сверху морды и, удерживая челюсти собаки сомкнутыми большими пальцами рук, раздвиньте щенку губы. После 5—7-секундной выдержки отпустите и поощрите щенка лакомством.

    Команда «рядом!». По этой команде собака обязана идти у левой ноги дрессировщика, строго соблюдая дистанцию, не забегая вперед и не отставая. На коротком поводке поставьте собаку так, чтобы колено вашей левой ноги касалось правой лопатки собаки. Петлю поводка наденьте на запястье правой руки, а свободный конец соберите гармошкой и возьмите в правую руку. Левой ухватите поводок в 20 см от ошейника. По команде «рядом!» сделайте рывок поводком и начните двигаться вперед. Если собака не идет рядом, повторите команду и сделайте рывок поводком вперед, если она отстает, назад — если она забегает вперед, к себе — если она отходит в сторону. Запомните: собака всегда ходит слева. Жест команды «рядом!» — похлопывание левой рукой по бедру.

    Команда «фу!». — «нельзя», «не надо», «хватит» — отдается всегда строго, повелительно. Первое время сопровождается какой-либо неприятностью для собаки: легким шлепком, ударом. Не помогает это — усильте принуждение. «Фу!» должно выполняться беспрекословно! Не кричите часто или попусту «Фу!». Но если дали приказание, добивайтесь обязательного повиновения. Во всех случаях послушного исполнения собакой приема — поощряйте: «Хорошо!», дайте лакомство и погладьте.

    Команда «гуляй!» — приучение к переходу в свободное состояние. Жест — выбрасывание правой руки снизу вверх на высоту несколько выше плеча в сторону желательного движения собаки. «Гуляй! Гуляй!» говорите весело, ласково. Сами поиграйте со щенком. Вообще играть не забывайте, даже когда пес будет уже «в годах».

    Команда «голос!» — требование, чтобы собака залаяла. Пощелкайте пальцами у нее перед носом, покажите лакомство, приговаривая: «Голос, голос»… Можно привлечь помощника, делающего угрожающие жесты, раздражающие собаку. Лай поощрите лакомством и восклицанием «хорошо!».

    Команда «вперед!» — приучение собаки к движению вперед по команде «Вперед!» и жесту. Жест — быстрое выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении требуемого движения.

    Команда «барьер!» — сигнализирует о необходимости прыгнуть через препятствие. Жест — выбрасывание правой руки вперед, ладонью вниз в сторону препятствия. Уже на прогулках вы приучаете: «Барьер!», встретив какое-либо препятствие, по силам щенку. Пусть он прыгает через канавы, поваленные деревья, рвы, скамейки. Когда щенок впервые увидит настоящий барьер на дрессировочной площадке, пусть сначала оглядит его, обнюхает. Посадив, командуйте: «Барьер!» — и взмах рукой на барьер. В первый раз подсадите, поддержите щенка. Не идет — перепрыгните с ним вместе. Подражание — наиболее простой и зачастую самый эффективный метод.

    Команда «апорт!» — приучение собаки приносить предметы. Жест — выбрасывание прямой правой руки вперед, ладонью вниз в направлении брошенного предмета. Апортировка обычно нравится щенкам. Сложность лишь в том, чтобы приучить животное подбирать предмет и приносить хозяину. Заниматься апортировкой можно в очень раннем возрасте, бросая какую-нибудь мягкую игрушку или мячик на небольшое расстояние в комнате. Щенок, естественно, побежит за игрушкой и почти наверняка схватит ее. Команда «Ко мне!» и привычное похлопывание руками по коленям заставят щенка принести ее вам. Ласково, но решительно погладьте щенка, восторженно хваля. Затем дайте команду «Дай!» и мягко высвободите предмет из зубов — ни в коем случае не применяя силу и резкие рывки. Потом держите предмет вне досягаемости собаки, повторяя «не тронь» и не давая щенку схватить его. Со временем можете вставить команду «Сидеть!» непосредственно перед тем, как щенок должен отдать вам предмет. Если щенок заигрывается, не подходит с «апортом», прикажите ему «сидеть!» — подойдите и возьмите. Если не отдает, допустимо легонько разжать пасть. Или, наоборот, не берет — посадите и вложите и, захлопнув пасть, подержите так с полминуты. Пес поймет быстро.

    Команда «ползи!». Положив щенка и удерживая его в таком состоянии левой рукой, чтобы не вскочил, посылайте или поманивайте вперед, иногда подергивая легонько поводком. Когда поползет — ободряйте. Ползите рядом, это ускорит обучение. Поощряйте поглаживанием, восклицанием «Хорошо!» и лакомством.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх