ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА БОРЗЫХ

Дрессировка борзых для использования их на охоте заключается в развитии у собаки необходимых и подавлении мешающих ее применению инстинктов, т. е. безусловных (врожденных) рефлексов, а также в формировании у собаки ряда условных рефлексов и навыков (цепи рефлексов), обеспечивающих управление собакой и возможность ее продуктивного использования.

Выделяются четыре последовательных этапа дрессировки: подготовительный, общей дрессировки, специальной дрессировки и совершенствования работы.

Подготовительный период охватывает воспитание щенка после отъема его от суки и до 6—7-месячного возраста. В этот период, когда щенок интенсивно растет и развивается, когда его нервная система еще не окрепла и тип высшей нервной деятельности только формируется, необходимы такие условия и режим содержания, которые способствовали бы развитию у щенка сильного, уравновешенного и быстрого типа высшей нервной деятельности, развитию необходимых охотничьих свойств. С щенком надо часто гулять в угодьях, знакомя его с многообразием окружающей среды, воспитывая у него, наряду с необходимой самостоятельностью и зачатками будущего поиска, связь (контакт) с хозяином и элементы общего послушания. Необходимо, чтобы щенок чувствовал себя в степи так же свободно, как и во дворе, где он вырос, а также привык и не обращал внимания на птичек, ящериц, бабочек и других насекомых. Именно в этот период уже нужно приучить щенка к спокойному, безразличному отношению к другим домашним животным, что для борзой очень важно. Щенок с самого раннего возраста должен общаться с другими домашними животными и привыкнуть к ним, причем все попытки щенка бросаться на них и преследовать их должны немедленно и строго пресекаться. В этот период у щенка надо развивать смелость, недоверие к посторонним, послушание и связь с хозяином. Приучить к знанию своей клички, к ошейнику и спокойному хождению на поводке, к знанию и выполнению запрещающей команды, команд и сигналов подзыва. Все эти приемы отрабатываются исподволь и закрепляются лакомством, лаской. Методы принуждения, а тем более физическое воздействие в этот период надо применять очень осторожно и редко, чтобы не забить и не запугать щенка.

К кличке и команде «ко мне» щенка надо приучать исподволь — при каждом кормлении, во время игры с щенком и вообще при каждом общении с ним с момента отъема от суки. При этом используются два таких сильно действующих на щенка фактора как кормовой раздражитель и сам охотник, подзывающий, ласкающий и дающий ему корм.

С 2—3-месячного возраста щенка надо приучить к ошейнику.

Узкий, легкий, не стесняющий движения щенка ошейник надевается во время игры с щенком или кормежки. Если щенок беспокоится, пробует снять ошейник, то щенка следует приласкать и отвлечь, дать лакомство. Обычно щенки очень быстро привыкают к ошейнику. Хорошо надевать ошейник, выпуская щенка из вольеры погулять во дворе. Следует только помнить, что с ошейником, так же и с поводком, у щенка, а затем у собаки не должно быть связано никаких неприятных ощущений. Ошейник и поводок должны быть связаны с предстоящей прогулкой и охотой, возбуждать собаку. Поэтому никогда не следует бить собаку, а тем более щенка ошейником или поводком.

С 3-месячного возраста нужно также приучить щенка ходить на поводке. Первое время щенок будет рваться, тянуть в сторону, ложиться. Надо дать ему успокоиться, осмотреться, привыкнуть к поводку. Не следует сразу тянуть щенка за поводок, а первое время итти за ним. Когда щенок несколько успокоится, его надо ласково подзывать, гладить и дать лакомство, заставив тем самым итти за хозяином на поводке. Для первых уроков лучше взять легкий, тонкий шнурок, сменив его потом уже на настоящий поводок. Когда щенок привыкнет к хождению на поводке, то первое время он будет сильно тянуть вперед. От этого его отучают, одергивая поводком назад к ноге, одновременно давая команду «к ноге» или «рядом».

Приучая щенка ходить на поводке, одновременно приучают его и к выполнению запрещающей команды: «отрыщь», «фу» или «брось». Щенок на поводке потянулся, нюхает на земле кость или тряпку и хочет ее схватить. Охотник должен немедленно рывком поводка, произнося запрещающую команду, отдернуть щенка. Когда щенок отошел, его нужно подозвать к себе и огладить. Постепенно, по мере роста щенка, надо требовать все более и более четкого и безотказного выполнения этих команд, в случае необходимости можно применять легкий удар прутом или плеткой.

Весьма важным методическим правилом для успешной дрессировки должны быть постепенное усложнение и разнообразие обстановки и условий, в которых занимаются и затем работают с собакой. Собака хорошо подходит на подзыв и выполняет запрещающую команду во дворе в знакомой обстановке. Но вот охотник вышел с ней на улицу или в степь. Новая обстановка, масса новых, не обычных для собаки предметов и явлений отвлекает ее внимание и она перестает слушаться хозяина. Поэтому, приучая собаку к выполнению той или иной команды и приема, надо постепенно усложнять и изменять условия и обстановку занятий с собакой, добиваясь четкого выполнения собакой команд в любой обстановке, при любых внешних раздражителях, отвлекающих ее внимание. Естественно, что требования, предъявляемые при этом к собаке, должны учитывать ее возраст.

Настоящая общая дрессировка — настойчивое требование безотказного и четкого выполнения команды начинаются, когда щенку исполнится 6—7 месяцев. Борзую приучают к выполнению ряда приемов общего послушания, дающих возможность дисциплинировать собаку и управлять ею. Помимо перечисленных раньше приемов, которые в этот период должны быть окончательно закреплены и отшлифованы, борзую приучают к выполнению по словесной команде и условному сигналу жестом или свистом следующих приемов: стоять, лежать, сидеть, ходить у ноги без поводка, подавать голос по приказанию.

Начиная с этого возраста, надо окончательно отработать у собаки четкое хождение у ноги на поводке, а затем и без поводка. Собак, сильно рвущихся вперед, если на них не действуют рывок поводка и команда «рядом», следует осаживать несильным ударом плетки, а если это не дает результата, то применить парфорс, т. е. ошейник, на одной стороне которого сделаны неострые шипы. При самостоятельном броске собаки вперед или рывке поводком они дают болевое ощущение, заставляя и приучая собаку итти рядом. Во всех случаях конечным результатом должно быть четкое хождение собаки у ноги по команде «рядом».

Затем следует приучить собаку ходить у ноги без поводка. На первых уроках поводок не снимают, а бросают на землю и он волочится за собакой, сдерживая ее. В случае надобности на поводок можно наступить ногой. Кроме того, собака сдерживается словесной командой «рядом»; при этом охотник похлопывает рукой по своей ноге. Первое время правильное хождение собаки у ноги поощряется и закрепляется дачей лакомства.

Приучение борзой к хождению у ноги на поводке и без поводка имеет большое значение для успешного применения ее при охоте пешком.

Приучая собаку к выполнению команды «стоять» на прогулке, при чистке ее и т. п., когда она уже приняла положение, требуемое по команде «стоять», несколько раз произносят команду «стоять», чередуя ее с поощрительной командой «хорошо». При попытке собаки сесть или лечь левую руку подводят под живот собаки, поднимают ее, одновременно произнося «стоять». Выдержав некоторое время собаку стоя, ее оглаживают, произнося «стоять», и дают лакомство. Затем, отойдя на несколько шагов и предупреждая желание собаки броситься за хозяином командой «стоять» с строгой интонацией, закрепляют выполнение команды. Если собака села или легла, ее пытаются поднять по команде. Если она не выполняет команды, то следует подойти к ней и поднять ее рукой, как описано выше. Необходимо добиться, чтобы собака из любого положения на большом расстоянии по команде «стоять» останавливалась и стояла.

Приучают собаку к выполнению команды «сидеть» следующим образом. Собаку на поводке ставят у левой ноги. Взяв поводок в правую руку и произнося команду «сидеть», одновременно рывком поводка, направленным вверх и назад, осаживают собаку и нажимают левой рукой на крестец собаки. В результате собака садится. Тогда, повторив несколько раз команду «сидеть» и выдержав собаку некоторое время сидя, дают ей лакомство. После нескольких упражнений собака будет садиться только по одной словесной команде (условный раздражитель) без рывка поводком и нажима на крестец (безусловные раздражители).

Приучение собак исполнять команду «сидеть»

Когда собака безотказно будет выполнять эту команду на поводке, ее начинают тренировать в выполнении ее без поводка на расстоянии в несколько шагов и дальше, добиваясь безотказной посадки собаки в пределах слышимости голоса охотника.

Приучая собаку к выполнению команды «лежать» ее усаживают, пользуясь командой «сидеть», а затем кладут ей на холку левую руку, а правой обхватывают передние ноги в запястьях. Одновременно с командой «лежать» нажимают на холку и вытягивают передние ноги вперед, заставляя собаку лечь. После нескольких уроков собака будет ложиться по одной словесной команде. Тогда ее приучают ложиться непосредственно из положения стоя без предварительной посадки. Дальше закрепляют выполнение команды на расстоянии и в разной обстановке.

Приучение собак исполнять команду «лежать»

Третий этап — специальная дрессировка борзых, или, как ее называют, притравка, начинается с 9—10-месячного возраста. Заключается она в непосредственном приучении собак к ловле зверя и выработке необходимого при этом поведения собаки. В этот период широко используются приемы общего послушания, которым собака уже выдрессирована.

После того как собака уже преследует и ловит зверя, начинается последний этап — совершенствование ее работы развитие мастерства в ловле зверя путем систематического применения на практической охоте. Продолжительность этого этапа зависит от индивидуальных особенностей собаки и частоты даваемой ей практики.

При дрессировке собак пользуются так называемым контрастным методом дрессировки, основанным на сочетании принуждения (в том или ином виде) и поощрения, закрепляющего созданный условный рефлекс. При дрессировке очень важно, чтобы словесные команды и сигналы были четкими, краткими и единообразными. Собака в качестве условного раздражителя запоминает определенное сочетание звуков, поэтому, чем короче и четче употребляемое для команды слово, тем собака легче воспринимает его.

Нарушение единообразия команд — грубая ошибка дрессировщика. Перечень слов, употребляемых в качестве команд, должен быть строго определенным и неизменным. Если с самого начала охотник выбрал, например, команду «ко мне», то нельзя ее изменять на: «иди ко мне», «я кому говорю, ко мне» и т. п. Это путает собаку. Тем более нельзя один раз употреблять «ко мне», а другой раз «к ноге». Большое значение имеет интонация, которая должна соответствовать смыслу команды и ожидаемому по этой команде действию собаки. Команда, запрещающая со баке какое-либо действие, должна звучать резко, повелительно, а в ряде случаев и угрожающе. Наоборот, для подзыва собаки применяется зовущая и ласкательная интонация. При натравливании собаки на зверя в голосе охотника должны звучать интонации, возбуждающие собаку. То же самое относится к сигналам жестами.

Чтобы в дальнейшем приучить борзую давать голос у словленного зверя, первоначально нужно приучить ее давать голос — отрывисто и коротко лаять — по приказанию охотника. Для этого, усадив собаку и встав на поводок ногой или привязав его, показывая собаке кусочек мяса или какое-нибудь другое лакомство, возбуждают ее, одновременно повторяя команду «голос». Возбужденная собака, которой поводок не позволяет дотянуться до мяса, в конце концов начнет лаять. Вначале при первой попытке залаять дают собаке лакомство. В дальнейшем лакомство дается после того, как собака несколько раз четко дала голос. В процессе последующей дрессировки лакомство применяют уже изредка, для закрепления приема, добиваясь четкого выполнения команды на расстоянии и в разной обстановке.

Для успешной дрессировки собаки нужно соблюдать также следующие методические правила. Нельзя заставлять собаку выполнять все команды в одном и том же порядке. Собака может приучиться к строго определенной очередности выполнения команды, что нежелательно. У собаки не должна создаваться связь, что, например, после команды «сидеть» обязательно последует команда «лежать». При наличии такой нежелательной связи отдельно отданную команду «лежать» собака будет выполнять плохо, нечетко, а из положения «сидеть» будет сама ложиться.

При практической работе во время охоты собака должна каждую команду выполнять в отдельности сразу. Поэтому следует, занимаясь с собакой, каждый раз менять очередность отрабатываемых приемов.

Не следует также при дрессировке собаку, в особенности молодую, задергивать и «заучивать». Собаки относительно быстро устают, их напряженность и внимание ослабевают, они начинают отвлекаться или впадают в сонное состояние. В таких случаях надо прервать дрессировку и дать собаке побегать, поиграть с ней, отдохнуть. Следует помнить, что усвоение собакой, какой-либо команды, т. е. создание у нее условного рефлекса на определенный раздражитель, вызывает сильное напряжение нервной системы. В процессе дрессировки собаки охотник, должен действовать спокойно, ровно, но настойчиво, не допуская методических ошибок, не требовать от собаки того, чего она не может сделать, не наказывать ее, когда она не может связать свое действие с наказанием. Не следует приписывать собакам, как и другим животным, способность отвлеченного обобщающего мышления и сознательного понимания человеческой речи. Это будет грубейшей ошибкой.

Когда собака хорошо выполняет на расстоянии все необходимые звуковые команды, ее следует приучить также к выполнению команд по жестам и другим сигналам. Так, например, необходимо приучить собаку приходить на свисток или рог. Для этой цели к свистку или рогу собаку приучают еще щенком во время кормежки. Выдерживая собаку по команде «стоять» перед кормом, несколько раз трубят в рог или свистят, а потом разрешают взять корм. В дальнейшем, подзывая собаку к себе, перед командой «ко мне», дают условный сигнал свистком или рогом, который постепенно становится для собаки однозначащим с командой.

Приучая собаку к выполнению уже известных ей приемов по жестам, произносят известную собаке словесную команду, одновременно делая условный жест. После ряда повторений действие жеста для собаки становится равнозначащим словесной команде. Чтобы закрепить эту реакцию, рекомендуется чередовать отдачу словесной команды без жеста, с жестом и одним жестом, без словесной команды. Выбор жеста для каждого приема зависит от охотника и условий охоты. Однако, как уже указано, для каждого приема должен быть выбран определенный жест, который в дальнейшем не должен меняться. Так, например, для того, чтобы подозвать собаку в степи, наиболее удобно кругообразно размахивать рукой над головой. Этот жест хорошо заметен собаке издали. Для команды «лежать» применяют обычно такой жест-быстро выбрасывают вперед на уровень плеча правую руку и резко опускают ее вниз. Все приемы общего послушания, отработанные с собакой, окончательно закрепляются в разнообразных и сложных условиях практической охоты.

С 9—10-месячного возраста, в крайнем случае с 8 месяцев, при условии хорошего физического развития следует приступить к специальной дрессировке борзой — притравке, т. е. к практическому приучению собаки к ловле зверя. В более раннем возрасте начинать притравку, учитывая большую физическую на пряженность работы борзой, не следует — можно надорвать собаку. До начала практической работы в поле обычно притравливают молодую собаку по подсадному или свежедобытому зверю или же по специально сделанной тушке.

В качестве подсадного зверя употребляют словленных или подраненных и принесенных домой лисиц или зайцев. Приняв меры, чтобы зверь далеко не ушел (подрезав жилы на одной ноге, привязав груз и т. п.), его пускают в открытых угодьях в определенном участке заранее. Затем собаку пускают на указанный участок, побуждая ее голосом к поиску. Зачуяв след зверя или спугнув его, собака в силу присущего ей охотничьего инстинкта бросится за ним. В этот момент охотник должен всячески поощрять и возбуждать собаку голосом, улюлюканием, в особенности когда собака догонит зверя, добиваясь, чтобы она схватила его и задушила или придавила. Если зверь остался жив, то притравку надо повторить в другом месте. Если притравка производится по взрослой лисице, то для первого раза зверю нужно завязать морду шпагатом, чтобы он не покусал молодую собаку. В противном случае собака будет бояться зверя. После первых двух уроков, когда собака приобретет уже некоторый опыт, морду лисице следует развязать и притравить собаку, добиваясь, чтобы она задушила лисицу во чтобы то ни стало.

Если нельзя достать живого зверя, то берут свежеубитую лисицу или зайца и привязывают за переднюю ногу или шею на длинный шпагат. Один человек, держа в руках свободный конец шпагата, отходит на 10—15 метров. Охотник подводит молодую собаку к зверю, дает ей обнюхать его, побуждая голосом и жестами схватить мертвого зверя. В этот момент помощник, дергая шпагат, двигает тушку к себе. Вид удаляющейся тушки, натравливание хозяина возбуждают собаку и вызывают у нее стремление догнать и схватить зверя.

Когда собака начинает хватать зверя, ее нужно всячески поощрять. Если это лисица, то надо стараться подставлять собаке для хватки шею, приучая ее брать зверя, как говорят, по месту, т. е. за шею. Когда собака начнет сильно трепать тушку, притравку следует прекратить и заставить собаку сесть около тушки, подать несколько раз по команде голос, после чего обласкать и дать ей лакомство. Так же поступают, когда притравка производится по живому зверю. Притравку по тушке делают несколько раз, спуская собаку с поводка все дальше и дальше от тушки. Одновременно помощник с шпагатом в руках убегает быстрее, волоча за собой зверя. Очень удобно, если помощник может использовать лошадь.

Некоторые охотники делают для притравки искусственные тушки. Для этой цели шкурку лисицы или зайца набивают паклей и опилками, придавая ей нужную Форму. Часто шкурку лисицы натягивают на деревянную болванку, лишь слегка обмотанную паклей. Шею делают мягкой, набивая опилками и паклей. Собака быстро привыкает хватать за шею, так как она мягкая. Во всех случаях притравки ни в коем случае не следует допускать, чтобы собака рвала шкурку.

После нескольких притравок собаку следует взять в степь для практической работы, заранее присмотрев место, где держится зверь, чтобы собака не утомилась при длительном хождении в поисках его и чтобы условия для работы собаки были удобные и легкие. Очень важно, чтобы первые практические работы собаки обязательно заканчивались поимкой зверя. Это дает собаке уверенность, повышает ее азартность в ловле зверя. При первых выводах молодой собаки в поле основное — показать ей уходящего зверя. Инстинкт побудит борзую броситься за ним. Охотник в это время должен голосом подбодрить и возбудить собаку.

У первых же словленных собакой зверей ее нужно приучать к тому, чтобы она не портила шкурки, не отходила от пойманного зверя и давала около него голос. Первого словленного собакой зверя нужно дать ей потрепать и помять, однако не допуская, чтобы она его рвала. Это необходимо в качестве поощрения и развития ее охотничьего инстинкта и разрядки ее возбуждения. Огладив и успокоив собаку, надо заставить ее, используя команды, к которым она приучена, бросить зверя и сесть возле него. Затем надо заставить собаку дать голос. Если собака словила зайца, то ей нужно дать пазанки задних ног зверька, а если лисицу, то дать заранее приготовленное лакомство.

Часто молодые возбудимые собаки крепко зажимают словленного зверя и не отпускают его, несмотря на неоднократные приказания охотника. В этом случае надо спокойно, без резких движений, подойти к собаке, огладить ее, дать успокоиться, после чего повторить соответствующую команду. Когда собака отпустит зверя, ее нужно похвалить («хорошо», «хорошо») и дать лакомство. Если охотник сразу с резкими движениями и криком бросится к собаке, стремясь отнять словленного ею зверя, то в большинстве случаев собака, схватив зверя, отбегает с ним и еще крепче держит его, часто начиная мять и жевать, делая попытки разорвать его. Если собака при подходе охотника убегает со словленным зверем, никогда не следует бегать за ней. Это только еще сильнее возбуждает собаку. Сев на месте или даже отойдя немного в сторону, надо спокойно позвать собаку за собой. Она быстро успокоится и подойдет с зверем в зубах (за что ее следует похвалить и огладить) или же бросив зверя, В этом случае, как и вообще, если собака отходит от пойманного и задушенного зверя, ее следует подвести к зверю, усадить или уложить и, отойдя в сторону, заставить побыть некоторое время у зверя, одновременно требуя несколько раз дать голос Когда собака все это. выполнит, то огладить ее и дать лакомство. Приучение собаки к тому, чтобы она не рвала шкурка пойманного зверя, не отходя от него, и давала бы голос, имеет важное значение для успеха промысла, поэтому охотник должен настойчиво и методически добиваться создания у собаки этих навыков, используя всю предварительную дрессировку. У многих охотников борзые приносят словленного некрупного зверя, иногда даже живьем, к хозяину. Такое свойство у собаки очень ценно. Его надо всячески развивать и поощрять.

В первое время хорошо пускать по зверю молодую собаку вместе со взрослой опытной собакой. Предварительно оба собаки должны быть хорошо приучены друг к другу в домашней обстановке. Присутствие второй собаки возбуждает молодую борзую, а рефлекс подражания ускоряет процесс притравки. Вместе с другой собакой молодая борзая чувствует себя увереннее, смелее. Как только собака начала брать зверя и с ней в дальнейшем предполагают охотиться в одиночку, ее надо приучать к самостоятельной ловле зверя. Иногда молодая собака, догнав лисицу, боится взять ее и скачет около нее, не решаясь броситься на зверя. В этом случае пускают опытную, хорошо берущую лисицу собаку, которую до этого держат на поводке. Как только другая собака возьмет зверя, так его схватит и молодая. После нескольких совместных работ молодая собака будет брать зверя самостоятельно. Весь дальнейший процесс тренировки борзой проходит в условиях практической охоты. Борзая собака работает самостоятельно, зачастую далеко от хозяина, а поэтому ее мастерство зависит исключительно от практического опыта на охоте.

Крайне важно в процессе притравки развить у собаки умение пользоваться чутьем для розыска зверя. Уже притравленную по зверю собаку надо наманивать на найденный след и итти с собакой по нему до подъема зверя. При уходе зверя во время преследования его собакой в кусты, бурьяны или лесополосы, надо, подойдя к этому месту, побудить собаку искать зверя, а в случае нахождения зверя или его следа наманить ее. Ни в коем случае не следует отзывать собаку. Нужно вырабатывать у нее настойчивость в поиске потерянного зверя с использованием ею для этого и зрения, и чутья, а также широкого самостоятельного поиска. По мере накопления собакой опыта поиск ее будет становиться более целесообразным, она будет знать места, где может укрыться зверь, и тщательнее их обыскивать.

Не следует работать с молодой собакой каждый день подряд. Ее легко переутомить, а это затормозит проявление охотничьего инстинкта, собака потеряет азарт, станет вялой. При работе с небольшими перерывами молодая собака физически не надорвется, организм ее всегда будет в бодром состоянии, обеспечивающем проявление необходимых инстинктов и условных рефлексов. По мере втягивания собаки в работу промежутки отдыха можно сокращать, но работать с собакой длительное время каждый день без отдыха нельзя. Это же надо учитывать, когда охотятся вместе со взрослой и молодой собакой. Молодая собака не может выдерживать такого физического напряжения как взрослая. А молодые горячие собаки тянутся за взрослыми, часто через силу, и надрываются, если вовремя не дать им отдыха.

Как уже было указано выше, в настоящее время с борзыми на волков охотятся редко. Для этой охоты нужно содержать 1—2 своры (3—6 голов) крупных, злобных к зверю и специально притравленных по волку борзых. Требуются также верховые лошади. Все это для массового промыслового охотника технически сложно. Однако как коллективная охота в районах, где развито коневодство, охота на волков с борзыми вполне может развиваться. Для охоты по волку предварительная притравка борзых по живому подсадному молодому волку обязательна. Притравливаются по волку собаки, уже работавшие по лисице и показавшие злобность к зверю. Притравка по волку производится так же, как и по живой лисице. Лучше всего притравливать 2—3 собак вместе. Очень хорошо, если одна из них уже брала волка. При притравке волка ее можно также держать на длинном поводке. Следует иметь в виду, что при работе по волку борзые обязательно должны брать зверя, во-первых, по месту, т. е. за горло, ухо или шиворот, а во-вторых, брать мертво, т. е. плотно и крепко, не выпуская зверя до тех пор, пока не подъедет охотник и не примет, как говорят охотники-борзятники, зверя из-под борзых — сострунит его или приколет. Если собаки берут волка не по месту и не плотно, то взрослый зверь легко их сбросит с себя, отгрызется и уйдет, причем может даже сильно покалечить собак. Все это, помимо роста и силы, требует развития у борзых в процессе притравки злобности к зверю, смелости, ловкости и правильной, сильной хватки. Скорость хода волка по сравнению с другими зверями меньше, а поэтому особенно большой резвости от борзых при этой охоте не требуется, хотя резвые борзые всегда более добычливы на охоте. При притравке. а затем охоте по волку особенно важно, чтобы с первых же работ собака почувствовала свою силу и получила необходимую уверенность.

Успех воспитания и дрессировки собаки в огромной степени зависит от охотника, от его умения методически правильно организовать дрессировку. Охотник должен знать, чего, как, когда и где можно требовать от собаки, учитывать индивидуальные особенности ее темперамента и характера. Каждый охотник, желающий с наименьшей затратой труда и времени и с наибольшим эффектом выдрессировать свою борзую, должен, хотя бы в самых общих чертах, ознакомиться с научной основой дрессировки охотничьих собак — учением великого советского ученого акад. И.П. Павлова об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. (Основы учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности животных и их практическое применение к дрессировке собак изложены в книге Э.И. Шерешевского «Натаска, нагонка и притравка промысловых собак». Заготиздат. 1952 второе дополненное и исправленное издание.).

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что только при правильном воспитании и дрессировке можно вырастить действительно хорошую промысловую борзую. Труд, затраченный на это, сторицей окупится охотнику в виде ценных пушистых шкурок, добытых борзой.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх