36. Понятие и виды документальной ревизии

Документальная ревизия ? это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершения в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Цель ревизии ? осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций.

Задача ревизии заключается в проверке следующих фактов:

1) соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

2) соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

3) обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей;

4) обоснованности расчетов сметных назначений и исполнение смет;

5) использования бюджетных средств по целевому назначению;

6) обоснованности образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) операций с основными средствами, нематериальными активами, связанные с инвестициями;

8) обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

10) расчетов по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами;

11) обоснованности произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера.

Документальные ревизии проводят:

1) контрольно-ревизионное управление Минфина России и его местные органы;

2) органы внутриведомственного финансового контроля;

3) ревизионные комиссии общественных организаций и акционерных обществ (ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Для проведения ревизии назначается конкретное лицо ? ревизор.

Документальные ревизии различаются в зависимости от органов, осуществляющих проверку, на:

1) вневедомственные ? осуществляются государственными органами и направлены на защиту государственных интересов в сфере финансовых отношений;

2) ведомственные ? осуществляются вышестоящими организациями, а внутрихозяйственные проводятся крайне редко и чаще всего на крупных промышленных объектах. Недостатки:

а) проведение одним и тем же ревизором;

б) ведомственная заинтересованность ревизоров;

в) отсутствие внезапности при ее проведении;

г) неиспользование при проведении ревизии возможности предварительного экономического анализа;

3) внутрихозяйственные.

По основаниям назначения ревизии делятся на:

1) плановые ? осуществляются по заранее утвержденному руководителем плану (графику) для организации проверки подконтрольных организаций в течение определенного срока;

2) внеплановые ? осуществляются внезапно, проводятся контрольно-ревизионными органами при наличии фактов о злоупотреблениях и нарушениях финансовой дисциплины, а также по инициативе правоохранительных органов и при чрезвычайных обстоятельствах.

По объему ревизии бывают:

1) полные ? проверяются все стороны хозяйственной деятельности;

2) неполные ? проверке подвергаются отдельные виды хозяйственных операций.

В зависимости от полноты проверяемой документации:

1) сплошные ? проверяется каждый документ, касающийся проверяемой хозяйственной операции;

2) выборочные ? проверяются отдельные документы;

3) комбинированные ревизии ? проверка отдельных групп документов осуществляется сплошным методом, а некоторых ? выборочным.

По составу ревизионной группы:

1) бухгалтерские;

2) комплексные.

По повторяемости контрольных действий:

1) первичные;

2) дополнительные;

3) повторные.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает в себя:

1) тему ревизия;

2) период, который должна охватить ревизия;

3) перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется с помощью:

1) проверки документов по форме и содержанию для установления законности и правильности проведенных операций;

2) проверки соответствия проведенных операций данным первичных документов;

3) встречных проверок, в процессе проведения которых происходят изучение поступлений и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сопоставление имеющихся в проверяемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, хранящимися в организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

4) проверки правильности фиксации проведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

5) проверки правильности использования бюджетных средств и иных государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх