16. Учетная политика организации и ее юридическая оценка

Основным документом по учетной политике является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). Названное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций).

Согласно ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета ? первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Положение распространяется:

1) в части формирования учетной политики ? на организации независимо от организационно—правовых форм;

2) в части раскрытия учетной политики ? на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 1/98 при формировании учетной политики предполагается что:

1) активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

2) организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

3) принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

4) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1) полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

4) отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности) (п. 7 ПБУ 1/98).

Юридическая оценка учетной политики заключается в анализе юристом ее основных частей и проводится по ряду направлений.

В бухгалтерской отчетности содержится различная информация как экономического, так и правового характера, поэтому она может использоваться в качестве внешнего источника получения сведений для осуществления экономико-правового анализа хозяйственной деятельности различных объектов. Противоправные изменения в хозяйственных процессах находят отражение и в технико-экономических показателях. Поэтому задача работников правоохранительных органов при проведении полноценного анализа хозяйственной деятельности сводится к поиску наиболее чувствительных показателей.

Исследование различных показателей может дать юристу не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные (по словарю В. В. Лопатина) мероприятия.

При проведении экономической проверки прежде всего необходимо проверить приказ, которым утверждается в организации учетная политика, и наличие необходимых внутренних документов. Особое внимание должно быть уделено проверке наличия рабочих планов счетов, формам первичных документов, порядку проведения инвентаризаций, правилам документооборота, а также наличию должностных инструкций. В должностных инструкциях закрепляются распределение учетно-контрольных функций, возможности совмещения обязанностей отдельных работников. Такое совмещение может использоваться в преступных целях.

Необходимо обратить внимание на избранную в организации систему ведения бухгалтерской отчетности и ее состав, сопоставив эти сведения с требованиями действующего законодательства. Учетная политика организации не должна противоречить требованиям ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете», методическим указаниям и инструкциям, детализирующим данный нормативный акт.

Оценка учетной политики организации проводится правоохранительными органами для предупреждения и своевременного выявления преступлений в сфере экономики.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх