• Работа с органами государственной власти
  • ВОПРОС 7

    С ВЕДОМСТВОМ УЖЕ РЕШИЛИ?

    Работа с органами государственной власти

    – Повторю простую, но от этого не менее болезненную вещь, – обратился Дмитрий Медведев к членам Совета, чтобы те еще раз осознали глубину проблемы и стоящих в связи с этим задач. – Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества.

    («Российская газета»)

    Члены Совета кивали головой со знанием дела.

    (Комментарий к статье на сайте газеты)

    Про работу с государственными органами в России можно писать книги. Это, собственно, и делается – пособий по модному предмету GR (или government relations) в последние годы появляется всё больше. В то время как на Западе принято разделять подразделения по связям с общественностью и те, что занимаются лоббистской деятельностью, в нашей стране многие компании объединили оба направления в рамках одного департамента, который дружит и с чиновниками, и с общественными организациями, и со средствами массовой информации.

    Это вполне естественно: ведь любой чиновник, выслушав просьбу о выдаче разрешения вашей компании на сбор и утилизацию металлического лома на территории района, может попросить «в поддержку» этого своего решения либо публикацию в местной газете, либо – ещё лучше – официальное письмо из Общества защиты прав потребителей. В таком случае у чиновника будут все легитимные основания для подписания нужной вам бумаги – ведь этого требует общественность.

    Так, отдел по внешним связям вашей промышленной группы действует по принципу комбайна: он организует письма из общественной организации, распоряжения главы района и поддержку этого распоряжения в местной печати.

    Все материалы по GR, появляющиеся в нашей стране, можно разделить на две антагонистические группы: те, что отражают точку зрения бизнеса, и те, что изготавливают представители власти. Взаимоотношения обоих можно хорошо видеть на любой профессиональной конференции по технологиям лоббизма, какие часто организуются в Москве. Среди выступающих обязательно возникнет сотрудник определённого государственного ведомства в тёмно-сером костюме, который будет удивляться с трибуны «звучащим иногда в наш адрес упрёкам в коррупции».

    – Не верьте тому, кто говорит вам, что в нашей стране вопрос с властью якобы можно решить только за деньги! – воскликнет он под добродушный смех зала.

    После жидких хлопков докладчику на трибуне возникнет усталое лицо профессионального лоббиста, который расскажет о том, какие именно средства коррупции были изобретены в последние один-два квартала. Умудрённая горьким опытом аудитория успокоится и вздохнёт свободно – всё осталось по-прежнему.

    Коррупция во взаимоотношениях бизнеса и власти, впрочем, действительно пошла на убыль – быть может, впервые в отечественной истории. Этому способствовал кризис: компании перестали выделять на «работу с органами» заоблачные суммы, пытаясь экономить на внеоперационных расходах. В то же время государственные чиновники, обеспокоенные поднятым в 2008 году шумом по поводу президентского плана борьбы с коррупцией, напротив, пытаются повышать свои ставки «за риск». В девяностые годы по кулуарам Государственной думы ходила ксерокопия запроса, подписанного лично спикером, который лоббировал выделение бюджетных средств какой-то фабрике пеньковой верёвки в Тамбовской области. Сейчас это уже сложно себе представить: ни спикер, ни один руководитель думского комитета и даже не всякий депутат станет так открыто рисковать своим реноме. Так возникают ножницы, которые не позволяют бизнесу и коррумпированному чиновнику договориться, и предприниматели всё чаще предпочитают решать вопрос официальным путём, даже несмотря на то, что этот путь нередко длиною в жизнь. Изобретаются и новые технологии – на этот раз технологии удешевления работы с государственной бюрократией.

    Целью настоящего пособия не является рассказ об этих технологиях. Безусловно, работа в области взаимоотношений бизнеса и власти не менее увлекательна, чем пиар, но мы прибережём тонкости этой работы для следующей книги. Хотелось бы лишь коснуться некоторых тенденций лоббизма, которые привнёс в нашу жизнь кризис 2008 года и которые, как мне представляется, будут доминировать и в ближайшие годы.

    ,

    Безусловно, следует признать, что роль государственной власти в нашей стране, в течение столетий бывшая определяющей для любого бизнеса, стала ещё важнее в кризисный период.

    От государства стал зависеть не только успех деятельности крупной компании, но и само её существование. Именно государственные банки взяли на себя работу по вызволению российских олигархов из долговых ям, куда они сами себя загнали своей расслабленной кредитной политикой последних «тучных» лет. Именно государство может воспрепятствовать переходу прав собственности на основные российские промышленные активы в руки иностранных корпораций, а также установить правила игры для иностранных инвесторов внутри страны так, чтобы они не слишком мешали отечественному товаропроизводителю. Государство введёт заградительные пошлины на импорт изделий, с которыми сложно соревноваться ОАО «Непецинский шнурок». Оно же в конце концов спасёт от банкротства и голодной смерти «Жилтрестбанк», выкупив за 1 (один) рубль его активы вместе с долгами после полугодового неравного сражения банка с собственными вкладчиками.

    В результате роль лоббистов в нашей экономике существенно возросла. Волна сокращений сотрудников пресс-служб и рекламных отделов, прокатившаяся по крупным и средним корпорациям осенью и зимой 2008 года, не затронула их. Напротив, всё больше компаний интересуются тем, чтобы нанять на работу бывшего заместителя директора департамента Министерства народных ресурсов, который, выслушав из уст олигарха его самую большую проблему, погладит лысину и скажет так:

    – Да это вообще не проблема. С этим нужно заходить к замминистра Глухих Эдуарду Ивановичу, причём лучше всего, чтобы ему заранее позвонил из администрации Скоробогатов Константин Витальевич. Если Глухих подпишет, через две недельки проведём через комиссию, вынесем на комитет и получим все визы. Но там нужно будет ещё занести помощнику председателя…

    Только он один знает, как обращаться с чиновниками. Он точно знает фразы, выверенные поколениями бюрократов, которые можно произносить в стенах ведомств, а также те, что можно произнести за обедом в ресторане. Он знает, что можно подарить чиновнику, а что лучше всего не предлагать. Его опытный глаз всегда найдёт в тексте документа зацепку, позволяющую чиновнику удовлетворить обе стороны конфликта, и он заставит исправить её. Поэтому за его услуги и платят деньги крупные коммерческие компании.

    Пиар-бюджеты, достигавшие семизначных сумм ежегодно в лучшие времена, худеют день ото дня, и столь же быстро за их счёт растут бюджеты профессиональных лоббистов. Сегодня никого уже не впечатлит и не заставит покончить жизнь самоубийством вал публикаций в периодической печати, и шокирующие разоблачения в авторской телепрограмме «Мамонт истины» не заставят дрогнуть сердца целевой аудитории. Сегодня для решения вопроса вполне достаточно прочной связи с Эдуардом Ивановичем Глухих, и для его комфортного тыла вполне можно позволить себе одинокую статейку в «Российской газете», где в завуалированной форме объясняются патриотические мотивы подписанного им документа. Именно поэтому всё больше пиар-агентств в Москве и Санкт-Петербурге используют в своей рекламе термин «GR», нанимая на работу консультантов по связям с органами власти. А службы по работе с госорганами перестали считаться экзотикой в крупных отечественных корпорациях.

    Резко возросло также значение судебных инстанций. В ситуации, когда финансовая система страны потеряла свою стабильность, огромное множество компаний столкнулось с невозможностью выплатить назад полученные когда-то банковские кредиты, а такое же множество банков – с неплатёжеспособностью своих заёмщиков. Претензии субъектов рынка друг к другу за несколько месяцев взлетели до многомиллиардных сумм, и отсутствие возможности договориться приводит и тех, и других в суд.

    Банк-кредитор пытается доказать, что все сроки прошли ещё осенью и что необходимо либо вернуть деньги, либо отдать собственность. Предприятие со своей стороны стремится любыми средствами доказать, что договор займа недействителен и ничтожен. В ход идут уловки в стиле комедии Бомарше.

    – Здесь запятая есть!

    – Её там нет!

    – Здесь запятая была!

    – Её там нет и не было!

    – Значит, она там будет!

    Обе стороны пользуются услугами наёмных убийц-юристов, способных доказать или опровергнуть ничтожность любого документа. Весной 2009 года нередки были иски, подаваемые в суды пострадавшими заёмщиками, которые пытались доказать, что американский ипотечный кризис – это форс-мажорное событие, а значит, его последствия приравниваются к последствиям извержения вулкана Кракатау, – и кредит можно не выплачивать. Потребовалось экстренное вмешательство руководства Высшего арбитражного суда РФ, чтобы подобные иски перестали приниматься российскими судебными инстанциями.

    Впрочем, можно не сомневаться, что юристы смогут найти и другие лазейки в законодательстве. Известны, к примеру, случаи, когда в целях избежать дефолта по кредитам крупные корпорации организуют судебный арест своих активов по иску какого-нибудь невзрачного миноритарного акционера, зарегистрированного в Ингушетии. Суд налагает арест, и актив не может быть передан кредитору в обеспечение долга. Пока этот арест не снят, у корпорации всегда есть шанс найти где-нибудь дополнительные средства или договориться с озадаченным кредитором о реструктуризации задолженности.

    ,

    Однако в России, как известно, хороший юрист – это тот, кто знает законы, а отличный – тот, кто знает судью.

    Работа с судьями, сотрудниками судов и околосудейским сообществом юристов стала занимать львиную долю лоббистской активности многих олигархических корпораций. Борьба идёт не только за формулировки судебных постановлений, но и за то, какой именно судья и в каком районном или территориальном суде будет рассматривать тот или иной «кейс». Связи с правовым сообществом в органах власти становятся всё более важной отраслью GR-коммуникаций, и бывшие помощники депутатов, поднаторевшие в связях с Государственной думой, спешно переориентируются в консультантов по арбитражным баталиям.

    Между тем законодательная власть продолжает стремительно терять свой лоббистский потенциал. Государственная дума и Совет Федерации больше не являются ключевыми инстанциями для проведения инициатив коммерческих компаний, и лоббисты всё реже бродят по ковровым дорожкам думских коридоров.

    Если ещё несколько лет назад депутатский запрос знаменовал собой начало серьёзного обвинительного процесса, а поправки, внесённые Комитетом по собственности, имели шанс действительно изменить закон, то сейчас эти времена можно вспоминать только с грустной улыбкой. Депутатскими запросами перебрасываются, как детскими прибаутками, а поправки в законодательство нужно пробивать в правительстве. Именно там, на Комиссии по законотворчеству, каждый понедельник решаются судьбы десятков лоббистских инициатив, и именно там озвучиваются отзывы министерств и ведомств, которые сыграют определяющую роль в принятии или замыливании вашей поправки. Когда правительство скажет своё слово, законопроект, конечно, будет внесён в Госдуму на рассмотрение, однако и тогда вам не понадобится обивать пороги парламентских кабинетов: рекомендации правительства выполняются здесь беспрекословно и без вашей помощи. Совет Федерации своим финальным голосованием поставит точку в плюрализме мнений по поводу вашего законопроекта.

    Таким образом, депутатов всё реже используют по прямому назначению. Они значительно чаще выступают в качестве инструментов пиар-активности. Например, мэрия города решила снести где-нибудь частные дома, не приносящие чиновникам никакого дохода, и построить на их месте телескопический жилой комплекс с башенкой на крыше. Если вы представляете пиар-службу одного из двух строительных холдингов, борющихся за это место под солнцем, вам впору пригласить на помощь депутата Госдумы или двух. Именно они будут говорить в телекамеры о правах человека и произволе городских чиновников, будут формировать комиссии и выступать с интервью в газетах и на радио. Они же встанут грудью перед экскаватором, пригнанным для уничтожения микрорайона, и экскаватор остановится – хотя будь на месте депутата любой другой человек, водитель только втопил бы в пол педаль газа. В конце концов экскаватор, конечно, сроет район, как и планировал, но вашей компании в качестве компенсации дадут другой участок под застройку, только чтобы отстали со своими депутатами.

    Точно так же и депутатский запрос служит обычно лишь элементом пиар-кампании, направленной против конкурентов. Если у вас есть договорённость с правоохранительными органами о возбуждении уголовного дела против вашего конкурента, отпетого негодяя и мошенника, лучше всего, чтобы инициатива расследования исходила от депутата Госдумы, который отправит свой запрос силовикам. Очень ценятся в этом смысле члены комитетов Госдумы по безопасности и обороне, но подойдёт и сельское хозяйство. Получив запрос, на который они обязаны отреагировать, правоохранители c радостью возьмутся за дело.

    Но если роль законодателей и падает, то значение региональных властей для защиты интересов коммерческих компаний, напротив, растёт. Губернаторский корпус был потрясён рядом показательных отставок в руководстве нескольких регионов в 2008 и 2009 годах, и теперь главы регионов стремятся сделать всё, чтобы не оказаться в лидерах по уровню падения промышленного производства или роста безработицы. Проблемы крупных холдингов, региональных инвесторов, банков и градообразующих предприятий стали их собственными проблемами. Губернатор, в течение десятка последних лет бывший на ножах с олигархом, вдруг стал его главным лоббистом в Москве и главным защитником в регионе. Теперь они вместе ведут неравную борьбу с профсоюзом и трудовым коллективом предприятия, норовящим перекрыть федеральную трассу или написать открытое письмо премьер-министру с требованием отставки всех и вся, кроме самого премьер-министра.

    Мэр тоже присоединится к попыткам сохранить стабильность и перестанет видеть во всех приезжающих к нему бизнесменах потенциальный источник своего благосостояния. Примеры, подобные приведённому ниже, становятся редки. Несколько лет назад один мой приятель, вице-президент промышленного холдинга, решал в регионе вопрос о строительстве нового производства. Когда все визы областной администрации были наконец получены, ему осталось лишь согласовать вопрос с городской властью. Для этого весь пакет документов с сопроводительным письмом был отправлен по факсу в приёмную мэра затерянного в тайге городка. Каково же было удивление моего друга, когда буквально спустя час из факсового аппарата выезжает то самое сопроводительное письмо, отправленное мэром назад с размашистой резолюцией, состоявшей всего из двух слов: «Где я?»

    Наивные московские менеджеры несколько часов ломали голову над этим изречением, пока наконец проходивший мимо местный чиновник не объяснил им: мэр интересуется своей личной выгодой от строительства предприятия…

    Итак, власть на местах наконец-то стала заботиться о предотвращении социальных взрывов, а не пытаться их провоцировать.

    Между тем социальные неурядицы тоже нередко используются в качестве GR-технологии. Например, владелец предприятия едет в Москву с просьбой выделить ему государственный кредит размером в 2,1 миллиарда рублей. С собой он привозит пухлую папку расчётов, которые с неизбежностью приводят читателя именно к этой сумме и делают неизбежным крах производства в случае её отсутствия. А производство конечно же потянет за собой потерю рабочих мест, детсадов и других социальных объектов.

    – За которыми стоят тысячи жизней, – обязательно закончит владелец предприятия.

    И если в каком-нибудь случае выделение кредита затягивается, на предприятии начинается брожение. На улицу выходят энергичные забастовщики в количестве десяти человек, но телевидение так ловко снимает их вопли, что создаётся впечатление огромной массовки. С победным возгласом «Ну вот, что я говорил?» олигарх возвращается в правительство и получает вожделенный кредит на решение социальных проблем. Эта схема, хорошо работавшая в конце 2008 года, сейчас уже впечатляет чиновников значительно меньше, особенно после показательной порки премьер-министром олигархов в Пикалёве, но продолжает оставаться в арсенале технологий антикризисного GR.

    Решение ваших проблем с государственными органами с особой готовностью берут на себя лоббисты-одиночки. Вы обязательно встретите на своём пути этих людей в строгих костюмах, убелённых трудовыми сединами. Это помощники депутатов на общественных началах, советники какого-нибудь захудалого вице-мэра или руководители консультационных советов при том или ином ведомстве, созданных специально как кормушки посредников между бизнесом и властью. Такой человек будет убирать мобильник в портфель «для конфиденциальности», доверительно шептать вам последние новости о неурядицах внутри тандема и всячески создавать впечатление, что ему под силу решить проблему в любом ведомстве под российским флагом.

    Не верьте ему, это мошенник. Связи его состоят из группы таких же депутатских помощников и никогда не идут выше начальника отдела. Он пообещает разобраться, возьмёт у вас деньги и исчезнет навсегда. И даже если вы его случайно отыщете, он обязательно разведёт руками и сообщит, что деньги ушли «на расходы», что вы нечётко сформулировали задачу или что «от вас там бегал ещё кто-то, а я параллельно работать отказываюсь!». В любом случае денег своих вы больше не увидите.

    ,

    При решении проблем с государственными ведомствами всегда требуйте личных встреч с людьми, принимающими решения.

    Наконец, нельзя не отметить повышение важности связей с зарубежными органами власти. Кризис привёл к тому, что отношения между российскими корпорациями и их вчерашними лучшими друзьями в зарубежных инвестиционных банках стали на редкость напряжёнными. Россияне набрали кредитов и не стремятся их отдавать обратно, а у западных кредитных организаций и так хватает своих проблем, чтобы реструктуризировать русские долги. В результате возникают судебные иски в международный арбитраж и проблемы с государственными регуляторами, которые до недавнего времени знали о российских компаниях только по публикациям в периодической печати, то есть самое худшее.

    Необходимость выстраивать долгосрочные отношения с западной политической элитой, судебными властями и государственными учреждениями сейчас понимают всё больше российских компаний. И это вполне вписывается в то направление постепенного выхода в большой мир, которое обозначилось в стратегии российского олигарха в первое десятилетие нового века.

    Об этом мы и поговорим в следующей главе.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх