16. ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЛА

Портрет персонала любой организации в условиях конкурентной среды отражает его навыки и возможности, которые определяют реальный потенциал развития организации, ее позицию на рынке и рыночные перспективы, успехи или просчеты в управлении ее деятельностью, отношения в коллективе, что также не маловажно при выборе нового места работы в новой организации.


ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЛА включает:

ХАРАКТЕР ТРУДА, который определяется спецификой работы в конкретной организации и зависит: от бизнеса, которым занимается организация; от финансовых и функциональных технологий, обеспечивающих направления ее деятельности. Характеризуя труд персонала организации, важно отметить, что в новых условиях он стал: более интенсивным и напряженным, изнурительным и усложненным за счет универсализации и совмещения смежных участков работы, а иногда и специальностей; с жестким графиком работы, включая переработки и задержки; с ненормированным рабочим днем; с образовавшимся у персонала организации стрессовым чувством по причине беспокойства за возможную потерю рабочего места; с появлением в этой связи индивидуальных и коллективных конфликтов; с проявлением элементов эксплуатации профессионально творческого потенциала различных специалистов; с формированием в организациях разного – рода поветрий в лице неформальных групп специалистов, пытающихся извлечь из работы помимо установленной заработной платы – личную финансовую и иную незаконную выгоду.

ОСОБЕННОСТЬ ТРУДА ПЕРСОНАЛА, которая заключается в необходимости безопасного существования организации на рынке, в ответственности за свои действия перед клиентами и партнерами по бизнесу, поскольку некомпетентные и непрофессиональные действия персонала приводят только к отрицательному результату. Это еще раз подтверждает, что в первооснове любого труда лежит человеческий фактор, который обладает весьма широким диапазоном действий и радикальным влиянием на итоговые результаты деятельности любой организации. Поэтому, факторы доверия и профессиональной компетенции персонала играют все большую и определяющую роль, поскольку их отсутствие или потеря ведут к утрате репутации бизнеса и потерям прибыли и убыткам.

Вместе с тем, к особенностям труда персонала относятся также физические и психологические качества специалистов, которые они вынуждены проявлять при выполнении работы, чтобы соответствовать ее требованиям, которые обычно не учитываются при определении уровня заработной платы и должностных обязанностей. Это: эмоциональные перегрузки в работе с клиентами организации; материальная и финансовая ответственность; нагрузка на зрение, дыхание, движение; психологические перегрузки ввиду ответственности перед коллективом или организацией в целом за принятие решений или выполнение сложной и ответственной работы; постоянная поддержка профессиональной формы; действия в рамках закона; в пользу национальных интересов государства.

МОТИВАЦИЮ ПЕРСОНАЛА, которая чаще сводится к ответам – "работа нравится, лучше ничего нет, устраивает заработная плата, сложно найти иную работу". Реже можно услышать – "возможность работать по специальности и приобрести необходимый опыт работы". Именно, мотивация позволяет определить настроение персонала к выполнению порученной работы – пессимистическое или оптимистическое, а также ее привлекательность – мечта с реальностью или реальность от далекой мечты.

ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА персонала организации, которые отражают неповторимую индивидуальность каждого специалиста и менеджера (руководителя). С возрастом организации говорят о деловых качествах присущих персоналу именно этой и больше никакой другой организации. Деловые качества персонала организации складываются из: четкого и своевременного выполнения поручений, неразглашения информации конфиденциального порядка, сообразительности и осмотрительности, доверия и благонадежности, исполнительности и пунктуальности, оптимизма и общительности, понимания ситуации и умения овладеть ею. Они во многом зависят от показателей психологического комфорта в организации, среди которых можно выделить такие, как: вежливость и бодрость, умеренность в макияже, приветливость и улыбку, деловой этикет и элегантность, манеры поведения и интонация голоса, желание помочь, неприемлемость сплетен и курения.

КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ, которая просматривается через два основных подхода в ее формировании. Первый, основывается на том, что формирование персонала организации, основывается на философии ее бизнеса, ввиду чего, руководящий менеджмент подразделений такой организации преимущественно назначается из своих опытных специалистов, проработавших в организации долгое время. Часто основным источником пополнения персонала в такой организации служат молодые специалисты, пришедшие после окончания учебного заведения. Второй, основывается на том, что организация, как правило, привлекает квалифицированных специалистов и менеджеров преимущественно со стороны, из других организаций, создавая у себя достаточно серьезную службу проверки и адаптации. Кадровая политика в такой организации носит фискальный характер, что выражается в жесткой финансово-материальной ответственности персонала при выполнении должностных обязательств. При этом, руководители (менеджеры) служб и отделов также привлекаются из сторонних организаций и регулярно подвергаются ротации, не для дальнейшего должностного продвижения, а преимущественно в целях сохранения конфиденциальной информации о деятельности организации и для поддержания высокой интенсивности труда. По этой причине, в такой организации миграция персонала составляет обычное явление и, при хорошем уровне контроля обеспечивает существенную экономию затрат с высокой степенью эксплуатации профессионального труда. Безусловно, имеют место и комбинированные варианты подходов в кадровой политике организаций, с учетом их индивидуальных особенностей. Кадровая политика организаций существенным образом влияет на состояние рынка труда, определяя его результаты развития с учетом региональных и сезонных особенностей.

ОБРАЗОВАНИЕ, как фактор профессиональных знаний, который играет определяющую роль в деятельности персонала организации. Если, уровень профессиональной работы персонала, удачно сочетается с повышением его квалификации, то, это, позволяет каждому специалисту умело действовать в конкретной ситуации при исполнении своих должностных обязательств. Учитывать также эмоционально– психологические обстоятельства поведения коллег по работе, прямых руководителей и клиентов организации.

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ТРУДА, который является важным мотивом труда персонала организации. Сравнивая заработную оплату специалистов, исполнительного состава персонала организации, с управленческим составом персонала организации, можно отметить их значительное расхождение. Это создает предпосылки для конфликтных ситуаций, для возникновения кастовости в организации, которая нередко вытесняет иерархию управления, предрекая недалекую перспективу банкротства и разорения.

РОТАЦИЮ КАДРОВ, то есть перевод специалиста или менеджера организации с одного участка работы на другой (в пределах организации), который способствует интеграции персонала в смежные специальности и ведет к серьезному сокращению издержек по заработной плате, что позволяет такой организации успешно выстаивать в конкурентной борьбе. Отсутствие ротации прямо ведет к снижению уровня профессиональной квалификации персонала, к последующей его миграции. Ротация персонала организации прямо связана с вопросами: должностного продвижения, системы материального поощрения и премирования, повышения квалификации. Там, где ротация имеет место, персонал проходит все или основные (ключевые) участки работы для выдвижения его на более высокую должность.

ВНУТРЕННЮЮ МИГРАЦИЮ персонала, которая отличается от ротации инициативой ее осуществления. Если такая инициатива поступает от администрации организации, то это ротация кадров. Если такая инициатива исходит от специалистов персонала, то это внутренняя миграция. Внутренняя миграция трудно уловима и привлекает к себе внимание лишь по той причине, что отражает реальное отношение администрации организации к положению и проблемам ее персонала, то есть, прежде всего, как не желание заниматься вопросами: внутри организационной ориентации персонала, должностного продвижения, повышения его квалификации, сплоченности в рамках подразделения и в целом в организации, корпоративной культуры, квалифицированного развития бизнеса организации. Как правило, владельцы и администрация такой организации обладают слабыми профессиональными знаниями и недалеким менталитетом своего развития.

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПЕРСОНАЛА взаимосвязан со всеми элементами его портрета. В существенной мере, он влияет: на укомплектованность штата организации персоналом, на уровень квалификации персонала, на вопросы оплаты труда и должностное продвижение, на условия труда, на профессиональный потенциал организации и деловые качества ее персонала. Так, например, если в организации наблюдается преимущественно одновозрастной состав персонала соответствующий Вашему возрасту, то, вряд ли в таких условиях Вы добьетесь успешного должностного продвижения или существенной прибавки к заработной плате, вряд ли в таком положении Вы сможете приобрести хороший профессиональный опыт, поскольку большая часть будет учиться на своих ошибках. Если же в организации разновозрастной состав персонала, то это, прежде всего, означает перспективу продвижения в должности за счет выхода на пенсию одних и такого же продвижения других. Главное, что такое положение предоставляет возможность приобрести профессиональный опыт работы от старших по возрасту и более опытных коллег по работе, что серьезно укрепляет Ваше профессиональное положение на работе и создает определенную перспективу на будущее.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх