Тема 49. Банковский маркетинг и его особенности. Специфика банковского продукта и условий его продвижения на рынок

Банковский маркетинг – это поиск использования банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учётом реальных потребностей клиентуры.

Главная задача маркетинга состоит в ориентации производителя на нужды конкретных потребителей (Шевчук Денис, Маркетинг конспект лекций).

Банковский маркетинг – это финансовая деятельность, в результате которой денежный поток и виды услуг направлены от производителя к потребителю, иначе – это деятельность по привлечению денежных ресурсов для конкретных субъектов хозяйствования в нужном месте, в необходимое время, по сбалансированной цене. В условиях создания рыночной экономики, когда деятельность банка становится многосторонней, необходимо учитывать спрос на различные банковские услуги (выполнение банком необходимых действий в интересах клиента). Такие услуги становятся платными, что превращает банк в торгующую организацию. Это не только традиционные услуги по кредитованию, безналичным счетам, выдаче наличных денег, но и такие как факторинговые, лизинговые, трастовые, консультационные, информационные и т. д. Используются различные способы привлечения клиентуры и развития услуг. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на: 1) Активный маркетинг проявляется в широкой рекламе, использовании средств связи и коммуникаций для популяризации банковской деятельности (телемаркетинг, проведение конференций, опрос широких групп населения). Важно при этом чтобы работники банка были заинтересованы в развитии таких услуг (материальная заинтересованность). 2) Пассивный маркетинг – публикации в прессе информации о положении банка, выгодах от определенных его услуг и т. д.

В банковском маркетинге используются рыночная и реальная цена ресурсов. (Реальная цена учитывает тот факт, что банки часть своих ресурсов должны зачислять в резервный фонд ЦБ и поэтому она представляет собой рыночную цену, скорректированную на норму обязательных резервов).

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ РЕШАЕТ СЛЕД. ЗАДАЧИ:

1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

2. Выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика;

3. Установление долго– и краткосрочных целей для развития новых видов услуг;

4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

Для изучения рынков банковских услуг и потенциальных их потребителей банки используют такие приемы, как 1) Типологизация предполагает выявление групп потребителей на основе социально-экономических и демографических факторов. 2) Сегментация предполагает деление рынка на отдельные участки, которые характеризуются спецификой спроса и предложения.

Сегментацию рынка банки могут производить по двум принципам:

– по продуктовому (рынок кредитных, операционных, инвестиционных, траст-услуг)

– по клиентскому (владельцы недвижимости, корпорации, правительственный рынок, клиенты траст-отделов)

Выделяют несколько признаков, по которым можно проводить сегментацию:

– географическая;

– демографичесая сегментация (социальный, профессиональный и возрастной состав населения);

– психологический (поведенческий);

– геодемографический (соединяет демографический и географический).

Цели банковского маркетинга – выявление внутренних резервов и потенциала банка. Факторы, влияющие на цели: требования акционеров и пайщиков, внутренние ресурсы банка, общая культура банка.

Стратегия маркетинга – это выбор наилучших путей достижения целей банка средствами маркетинга. В банке существует иерархическая структура целей:

– перспективные цели банка (максимизация прибыли, выживание и т. д.);

– среднесрочные цели (увеличение рыночной доли рост дохода в расчете

на акцию, расширение клиентуры);

– краткосрочные цели (доходность активов капитала инвестиций, повышение квалификации персонала).





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх