ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И МЫ


Мы ознакомились с научной стороной проблемы поиска внеземных цивилизаций. В большинстве случаев при анализе различных аспектов проблемы мы следовали определенной логике. Нам представлялось вполне логичным передавать сообщения в виде различных сигналов, определенным образом кодирующих ту информацию, которую мы собираемся сообщить. Мы создали уроки для «ликбеза» внеземных цивилизаций, которые, как мы считаем, построены так логично, что позволят любому неучу освоить знания, заложенные в них. Как же иначе! Ведь в противном случае нельзя считать, что мы имеем дело с разумной, достаточно развитой цивилизацией. Но так ли это?

Мы считаем, что именно так, и никак иначе, потому что атрибутами высокого уровня нашей цивилизации считаем космические корабли, большие радиотелескопы, быстродействующие ЭВМ. Но ведь на все можно посмотреть и иначе. Можно спросить: высокоразвитой на Земле является вся цивилизация, охватывающая все население планеты, или, возможно, только та ее часть, которая развила современную науку, создала эти корабли, радиотелескопы и т. д. Видимо, те, кто создает произведения искусства, вряд ли согласятся оказаться вне развитой части цивилизации. И резонно. Они спросят, как же развивалась цивилизация в течение многих тысячелетий, когда наука находилась в зачаточном состоянии. Ведь только примерно последние 400 лет наука стала выделяться как отдельное звено культуры. Наука стала определять лицо нашего производства только в XX веке, а история человечества насчитывает многие тысячелетия.

Ответ на поставленный вопрос очевиден. Наука не может иметь преимущества перед другими составными частями культуры при определении уровня развития цивилизации. Тогда законно задаться вопросом, как стали бы решать проблему поиска внеземных цивилизаций люди, занимающиеся не наукой, а искусством. Можно сразу решить, что это невозможно, поскольку они не могут создавать радиотелескопы, лазерные установки и т. д. Но на самом деле это не так. Для того чтобы перелететь из одного города в другой, вам не обязательно знать устройство самолета или же быть способным его создать.

Можно думать, что в такой ситуации люди искусства стали бы искать возможность общаться с внеземными цивилизациями на языке искусства. Возможно ли это? Целесообразно ли это и достаточно ли информативно? Конечно, ответ на эти вопросы зависит от того, что собой представляют внеземные цивилизации. И дело не только в том, на каком уровне развития они находятся. Это как раз достаточно ясно. Поскольку в нашей Галактике находится примерно миллиард звезд, вокруг которых возможно образование планет с необходимыми для жизни условиями, и эти звезды (по крайней мере, значительная их часть) существуют уже миллиарды лет, то имеется огромное количество старых цивилизаций, уровень развития которых значительно выше нашего. Но, естественно, имеются и цивилизации, возникшие позднее, чем наша, и даже в будущем цивилизации будут продолжать возникать, поскольку процесс звездообразования не прекратился и в наше время. Так что мы, несомненно, имеем таких соседей в Галактике, которые нас опередили в своем развитии, и таких, которые возникли позже и им предстоит пройти свой путь развития. Связь с последними с помощью сигналов очевидно затруднена. Она была бы возможна только путем прямых контактов, что пока что остается весьма проблематичным. Связь с более развитыми цивилизациями возможна в принципе технически. Но возникает вопрос: действительно ли эти цивилизации пользуются той же логикой, тем более математической логикой, на которой мы строим все свои планы? Почему нельзя допустить (это, скорее всего так и есть), что из их общей культуры наука не выделилась или что она слилась снова со всеми остальными составляющими культуры. Такая перспектива естественна и для земной цивилизации. Поэтому очень даже не исключено, что люди искусства могли бы быстрее установить контакт с внеземными цивилизациями, чем люди науки. И дело не только в том, что, обучая инопланетянина (на дому, то есть на расстоянии), мы должны так построить обучение, чтобы были исключены пропуски, поскольку материал пятого урока будет непонятен, если не усвоен материал урока четвертого и т. д. (последнее может произойти по разным причинам, например урок четвертый не будет принят с Земли или ученики в это время будут заняты другим делом ит.д. и т. п.). Дело еще и в том, что, имея отличную от нас культуру, а главное науку и отношение, подход к ней, инопланетяне просто могут не захотеть сидеть за партами и изучать наши курсы, состоящие из множества уроков. Они просто не поймут, зачем это нужно. Если же вместо уроков математики им будут люди искусства передавать произведения изобразительного искусства или симфонии Бетховена, то шансов на понимание и интерес к ним, видимо, будет больше. Во-первых, такие передачи можно слушать и смотреть с любого места, не опасаясь пропусков. Во-вторых, что, видимо, более существенно, произведения искусства дают пищу и уму, и сердцу, причем совершенно разными путями. Они в той или иной мере доходят до каждого. Можно сказать, что они являются многоплановыми и многоуровневыми. На первый взгляд может показаться, что передача информации собеседнику, адресату с помощью научных понятий является наиболее эффективной. Произведение искусства может вроде бы только создать соответствующий настрой, вызвать определенное состояние души, способствовать восприятию этой информации. Но на самом деле это далеко не так. Мало принять информацию, надо принять ее активно, то есть строить свои действия в соответствии с этой информацией. Весь опыт человечества и отдельных людей говорит о том, что это в большинстве случаев не реализуется. Каждый из нас так же, как и все человечество страдает не оттого, что не знает, как надо делать, а оттого, что этого не делает. Видимо, наше представление о роли воздействия науки на человека очень гипертрофировано, тогда как роль остальной части культуры сильно недооценивается. Этому способствовало не только то, что наука стала производительной силой, то есть от нее зависит хлеб наш насущный, но и то, что мы многие годы живем в страхе, что наша жизнь и жизнь всего общества прервется из-за того, что чрезмерные успехи науки будут не так использованы.

Энтузиаст исследования данной проблемы В. Ф. Шварцман на Таллинском симпозиуме представил доклад «Поиск внеземных цивилизаций — проблема астрофизики или культуры в целом?». В докладе, в частности, говорится: «Мне представляется вероятным, что среди десятков тысяч радиоисточников, занесенных в наши радиокаталоги, и десятков миллионов оптических источников, зафиксированных на картах звездного неба, есть немало объектов искусственной природы. Эти источники регистрируются уже сегодня, но остаются как бы «непонятными», потому что проблема опознания ВЦ не является проблемой только научной — это проблема культуры в целом».

Обсуждая проблему внеземных цивилизаций, специалисты каждый раз оглядываются на нашу цивилизацию. В сущности, Вселенная однородна. Нет никаких оснований считать, что наше место во Вселенной своими условиями чем-то принципиально отличается от всех других. Поэтому и мы ни в коем случае не исключение из правил. Значит, мы хоть и не являемся внеземной цивилизацией, но мы являемся космической цивилизацией (в том смысле, что наша планета находится в космосе, а не в том, что мы «вышли» в космос). Таким образом, получается, что для изучения внеземных (космических) цивилизаций не надо ходить очень далеко, так как одна из космических цивилизаций находится на Земле. Значит, надо прежде всего изучить и понять самое себя.

Такая постановка вопроса не столь тривиальна, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы поставить вопрос именно так, надо иметь «космический взгляд на вещи» (по словам В.И. Вернадского). А его-то у нашей космической цивилизации и нет. В наше время каждый школьник знает, что ставить Землю в центре мироздания могли только невежды средних веков, а после революции, сделанной Н. Коперником в астрономии, восторжествовала гелиоцентрическая система, которой придерживались, между прочим, еще древние греки. Но действительно ли мы освободились в своем мировоззрении от пут геоцентризма? Как ни парадоксально это звучит, мы не только не освободились от взгляда, что Земля — пуп космоса, но даже не доросли до истинного гелиоцентризма. Поэтому ученые наш гелиоцентризм называют «грубым обывательским гелиоцентризмом». Мы дорастем до правильного миропонимания тогда, когда осознаем, что абсолютно все на Земле (животные, растения, атмосфера, литосфера и т. д.) находится не только в самой тесной взаимосвязи друг с другом, но имеет одинаковое право на существование, высшее право, учрежденное самой природой. Представления человека о его исключительных правах над природой и безуспешные попытки занять трон царя природы говорят о том, что человек не нашел своего истинного места, не будем говорить во Вселенной, но даже на Земле. Если человек поймет свое место на Земле, а это возможно только тогда, когда он осознает место всего остального и что все это (вместе с ним) представляет единый организм, он может задуматься о том, что не Земля в центре, а Солнце, то есть стать гелиоцентристом. На последующем этапе познания и развития он поймет, что центра во Вселенной вообще нет, как и нет границ. Последние ставит сам человек своим современным познанием.

В заключение хотелось бы привести слова В. Ф. Шварцмана: «Проблема поиска внеземных цивилизаций могла бы служить основой для поиска «универсалий» в земной культуре, для синтеза ее различных пластов (наук, искусств, философии, этики), для возникновения в культуре новых традиций; этот аспект проблемы поиска внеземных цивилизаций, быть может, даже важнее чисто «прагматического» результата: обнаружения сигналов внеземных цивилизаций».

Авторам можно написать по адресу: 142092, г. Троицк Московской области, а/я 26.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх