• Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования
  • Слушатель! Вам необходимо:
  • План написания аутоанамнеза алкоголика
  • План написания аутоанамнеза курильщика
  • Правила ведения дневника
  • Форма, по которой надлежит вести дневник
  • Л.П. Шичко-Дроздова ОТРЕЗВИСЬ (Приложение)


    Приложение написано вдовой ленинградского ученого Геннадия Андреевича Шичко на основе его подлинных материалов и разработок. Она является приложением к книге писателя И. Дроздова «Геннадий Шичко и его метод». Иван Владимирович рассказывает об открытии ученым уникального метода избавления людей от пьянства, курения и других вредных привычек.

    Эта небольшая книжка может стать практическим пособием для тех, кто решил отрезвиться, а также и для желающих самим овладеть методом Г. А. Шичко и помогать другим.

    Эта небольшая книжка вручается слушателю перед началом занятий в группе отрезвления — она поможет тебе выполнять все установленные здесь правила. Но ты сохранишь ее и после занятий, положишь на полку семейного собрания книг, как память о наших беседах, о товарищах, ставших тебе соратниками, об учителе, который помог тебе отрезвиться и начать новую полнокровную жизнь.

    Здесь ты найдешь знания о методе Геннадия Андреевича Шичко — открытии, совершенном ленинградским ученым и позволившим отрезвлять самых глубоких алкоголиков, дарить им вторую жизнь. Тут же мы расскажем о трезвенническом движении в нашей стране, о том, как оно широко и глубоко внедряется ныне в массы людей.

    Итак, мы теперь соратники, товарищи по борьбе за трезвость. С чего же мы начнем эту нашу благородную работу?

    1. Усвоим главные истины.

    2. Выполним основные правила.

    Главные истины. В чем они?

    Давно замечено: нет гения, который бы не осудил пьянство. И чем масштабнее личность, тем он глубже проник в проблему и сильнее выразил свое отношение к ней.

    «Вино мстит пьянице», — говорил Леонардо да Винчи.

    «Люди впускают врага в свои уста, который похищает их мозг», — заметил Вильям Шекспир.

    «Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека», — писал Ф. М. Достоевский.

    В этих словах великих сынов человечества — забота о нас с вами, горячее стремление отвести беду от близких и от тех, кто будет жить после них.

    И когда какой-нибудь бездумный выпивоха, или невежественный обыватель, или мнящий себя мудрецом «культурно» попивающий чиновник станет разглагольствовать о «пользе малых доз спиртного», не помешает напомнить ему о предостережении великанов мысли.

    Люди давно знали о пагубе спиртного. Еще в древности отец медицины Гиппократ заметил главное коварство алкоголя: «Пьянство — причина слабости и болезненности детей».

    Помни об этом, соратник! И мысли эти великие и благородные передай другим.

    Наши соотечественники давно и с глубокой тревогой задумывались о вреде пьянства. Великий писатель Лев Толстой печатал статьи, обращался к царю, призывал народ к трезвости: «Вино губит телесное здоровье людей, — писал он, — губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство...»

    Вот это и есть главная истина: вино — зло и надо бороться с ним. И отныне ты сам вступаешь на этот путь. Вначале победишь зло в себе, а затем станешь помогать другим. Поможешь народу своему и Отечеству. Потому и называем мы тебя «соратник», что ты пришел в наши ряды.

    Победить пьянство! Но как? Люди давно борются с зеленым змием, да совладать с ним не могут. Много напастей одолели они за свою историю — добыли огонь и тем победили мрак и стужу, покорили пространства морей и океанов, изобрели ткацкий станок и паровую машину, разгадали тайну атома и совершили прорыв в космос... Много побед одержали в войнах с силами зла. А вот силу алкоголя побороть не смогли. Между тем, Дарвин, и другие великие ученые утверждали, что привычка к употреблению алкоголя вредит человечеству больше, чем война, голод и чума, вместе взятые. Один из князей церкви сказал: архиереи умеют изгонять из человека разных бесов, но если бы собрались все архиереи земли, они не смогли бы изгнать одного беса пьянства. Вон ведь какой страшный враг! Но если во все века люди не могли его победить, а мы-то где возьмем силы?

    Еще недавно не было на этот вопрос ответа, как не было в природе средств одолеть пьянство. Теперь такое оружие появилось. Нам дал его ленинградский ученый Геннадий Андреевич Шичко. Он разработал и многократно с поразительным успехом применил его на людях — отрезвлял почти всех из обращавшихся к нему алкоголиков. Если официальная наркология излечивает около 5 процентов своих пациентов, то Шичко отрезвлял 90 процентов, а то и больше. И отрезвил несколько сот человек, не имея никаких условий — ни помещения, ни помощников и ни одной копейки не получая за свой труд.

    Тяжек был путь этого человека; ему чинили препятствия, называли чудаком — настолько невероятным, неправдоподобным казался его метод. Помнится, я говорила с начальником отделения милиции в Ленинграде. Это был полковник, с виду серьезный, умный, но когда я стала рассказывать о Шичко и просить содействия в предоставлении для его занятий помещения, он улыбнулся.

    — Извините, — сказал вежливо, — отрезвлять алкоголиков?.. Да их наркология, целая рать врачей не отрезвляет. Милицию подключили, сеть отрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев открыли. Миллиарды тратит государство! ..

    Полковник качал головой. Для него Шичко был прожектером и он пальцем не хотел шевельнуть для ученого.

    Как-то я рассказала о работе мужа двум московским писателям. Они и вовсе не поверили в метод отрезвления. Один не то в шутку, не то всерьез сказал:

    — Хорошо бы еще придумать средство из дураков делать умных, а из старых молодых.

    Перелом во взглядах на Шичко и его метод произойдет после опубликования в «Нашем современнике» отрывков из книги писателя И. Дроздова: «Тайны трезвого человека». А тогда я смотрела на маститых писателей и думала: «Если уж они со своим умом, образованием не могут поверить, то что же остается всем иным? ..»

    Как это грустно сознавать: чем смелее замысел ученого, чем величественнее его подвиг, тем меньше веры в достоверность содеянного. Насколько далеко простирается полет фантазии гения, настолько узок кругозор ума ординарного, и претенциозен, самонадеянно слеп его приговор. Не видит и не хочет видеть он дальше своего носа — упорно, а порой яростно, даже агрессивно отстаивает свое право на истину.

    Вот почему Геннадий Шичко, сделав прорыв в область невероятного, опрокинул на свою голову протест официальных структур и вынужден был вступить в схватку с ними.

    И, конечно, в таком неравном бою долго выдерживать он не мог. Сердце, пылавшее любовью к людям, рано остановилось.

    Но за одно мы можем благодарить судьбу: дело свое он довел до конца и бережно вручил людям, для которых он жил и работал.

    Что же это такое — метод Шичко?

    «Все дело в питейной запрограммированности нашего сознания», — гласит он.

    Отсюда вывод:

    «Измени программу — и люди перестанут пить».

    И второй вывод: раз это так, то и лечить алкоголика нужно не лекарствами, а средствами слова, убеждения.

    В этом заключена революционная сторона открытия Шичко: он переводит процесс отрезвления алкоголиков из сферы медицинской в сферу педагогическую. Открывает новую чудодейственную возможность: формировать еще в школе трезвенническую программу, налаживать профилактику винопития. Начни мы сейчас же дружно внедрять открытие Шичко, мы бы в короткий срок покончили с пьянством, как покончили с оспой, чумой, холерой, многими другими, еще недавно страшными болезнями. Но так уж устроено наше общество: оно яростно оберегает стереотипы мышления.

    Геннадию Шичко не давали хода при жизни. Государственные органы его метод тормозят и ныне.

    Однако уже теперь у метода Шичко появились десятки тысяч последователей. Свой маленький, работавший в темном подвальчике клуб он назвал «Оптималистом». Сейчас создана Всесоюзная ассоциация клубов «Оптималист». В нее входит более четырехсот клубов с таким названием. А всего по стране по методу Шичко избавляют от пьянства, по приблизительным сведениям, более тысячи инструкторов или, как у нас их называют, руководителей групп. В группу они набирают по двадцать человек, занимаются с ними вечерами десять дней. И любопытный, прямо-таки поразительный факт: процент избавления у всех высокий — 80—90%. И это несмотря на то, что знания руководителей групп, степень их культуры, подготовки неодинаковы, от высокого до сравнительно низкого. Но такова уж сила метода!

    Большие обороты набрала в нашем государстве машина спаивания людей. Но и силы охранительные в народе не дремлют. Сейчас вполне реальной и осуществимой стала мечта энтузиастов-трезвенников о том времени, когда рост алкоголиков прекратится и начнется полное отрезвление народа.

    Кстати, в силу этого метода поверили не только многие наши люди, им заинтересовались и за рубежом. Недавно в Ленинграде в клубе «Оптималист» Владимира Михайлова побывала делегация американских борцов за трезвость из общества «Анонимные алкоголики».

    На этот раз нам не придется, как это часто бывает, покупать лицензию за океаном на изобретение нашего соотечественника. Метод Шичко внедрен и успешно действует на всей территории нашей страны — от Сахалина до предгорий Карпат.

    Когда вы отрезвитесь, вы непременно станете пропагандистом этого метода, в беседах с друзьями и близкими, — особенно, страдающими от алкоголизма, — будете горячо убеждать в великой силе учения Шичко.

    Вам скажут:

    — А-а, знаем мы всякие средства, лечились у наркологов, принимали лекарства. По первости не пили, а потом брались за старое.

    Вы должны будете рассказать о том, что же отличает утвержденные наукой приемы наркологов от метода Шичко.

    Как мы уже сказали, разница тут принципиальная. Наркологи лечат, последователи Шичко перепрограммируют сознание, т. е. меняют питейное убеждение на трезвенное.

    Как же понимать? Наркологи применяют целый арсенал средств: лекарства, принуждение, — и слово тоже у них на вооружении. Шичко же применял только слово, а достигал поразительного результата. Он отрезвлял людей и даже превращал вчерашних алкоголиков в борцов за трезвость, а от наркологов большинство пациентов уходят с грустной припевкой: «Каким ты был, таким ты и остался».

    Многие и ныне объясняют этот феномен примерно так: «Что вы хотите? Шичко ученый. Он в Павловском институте занимался проблемой гипноза и внес в эту науку много нового. Он автор замечательной книги "Вторая сигнальная система". Да такой человек любому перевернет мозги».

    Да, Геннадий Андреевич — ученый, смеем даже утверждать — большой ученый. Академик Углов о его книге говорил: «Она даже нам, хирургам, помогает».

    Однако нынешняя практика доказывает, что даже и люди, далекие от медицины, способны отвращать алкоголиков от их пагубной зависимости.

    Заглянем в глубину вопроса, сравним приемы наркологов с курсом бесед по методу Шичко.

    Иван Владимирович Дроздов, изучавший работы ученого, мне рассказал:

    — Я однажды пошел на обман — явился к врачу-наркологу и сказал:

    — Прошу вашей помощи.

    Врач куда-то торопился, что-то писал. Не взглянув на меня, спросил:

    — Что с вами?

    — Обычная история: потребляю алкоголь.

    — Я тоже потребляю — и что же? Вино, как видите, мне не мешает. В божьем писании сказано: вино даже полезно животу нашему, аще пиеши в меру. Или: не реку не пити. Не буде то. А реку не упиваться во пьянство злое.

    Нарколог говорил игриво, но с некоторым нетерпением: дескать, чего шляешься по врачам, если нет к тому особой надобности.

    Делаю вид, что не замечаю его раздражения. Продолжаю:

    — Мне алкоголь мешает. У меня после выпивки сердце болит.

    Поташнивает. И вообще — хотел бы совсем освободиться от алкогольной зависимости.

    Врач отодвинул бумаги, заглянул мне в глаза — пристально, изучающе. Видимо его насторожили слова: алкогольная зависимость. Я выбивался из привычного ряда его пациентов, и он должен был меня раскусить.

    Заговорил мягче:

    — Как я понимаю, вы пьете немного и вам легко будет победить привычку к алкоголю. Бросьте пить и все тут.

    Мы беседовали еще минут пять, и врач все повторял одно и тоже: вы человек культурный, понимающий, пьете немного, бросьте пить и переходите на трезвый образ жизни. Он был самоуверен, говорил так, будто писал рецепт. И явно торопился.

    Мы вежливо расстались. Я с грустью подумал: такой врач мало кому поможет. И потом, когда я изучал метод Шичко, ходил к нему на занятия, говорил о наркологах с пациентами Геннадия Андреевича, спрашивал тех, кто не однажды лечился у них.

    Спортсмен из Эстонии, молодой, красивый парень, забавно рассказывал, как его принимали.

    — Смерит меня взглядом нарколог, скажет: «Докатился, значит, допился до риз. А мог бы рекорды ставить, Родину прославлять».

    Спортсмен обыкновенно молчал, в прения не входил. А врач продолжал: «Так что же ты мне скажешь, добрый молодец? Будем лечиться, таблетки дадим, в ЛТП пошлем, или как?»

    — Да нет уж, не надо. Я как-нибудь сам справлюсь.

    Некоторое время после визита держался, потом снова запивал.

    Иное дело у Шичко. Здесь ненавязчиво, деликатно сообщали необходимую сумму знаний по проблеме алкоголизма, по механизму действия спиртного на организм человека.

    Нравственная высота целителя, масштаб и обаяние его личности создавали климат доверия, ту теплоту отношений, которая необходима для взаимопонимания.

    Спортсмен мне говорил:

    — Я не хотел лечиться, не верил в Шичко, но уступил жене. Сам же думал: «Вот отбуду номер, напьюсь как следует, приеду домой и скажу — получай... вот твоя ленинградская знаменитость!» А тут... присмирел, сидел и слушал.

    На второй день он уже проявлял интерес к занятиям, на третий — еще больше, а уже после шестого занятия понял, что пить больше не будет. Отныне для него началась новая трезвая жизнь.»


    Мы, конечно, сообщили тут самые общие, предварительные сведения о методе Г. А. Шичко. Подробнее вы узнаете о нем и ощутите на себе его благотворное воздействие во время десяти занятий, которые вам надлежит пройти в группе. И непременно десять! Именно такое количество вычислил, а затем закрепил на практике Геннадий Андреевич Шичко. И еще он установил, что успех отрезвления достигается в том случае, если слушатель будет письменно отвечать на вопросы, которые ему предложит руководитель в специально разработанной ученым анкете. И еще одно обязательное условие: слушатель должен вести дневник. Некоторые не хотят, всячески отлынивают, манкируют. Но им труднее избавиться от пьянства и курения. И тот небольшой процент слушателей, которые срываются, вновь запивают, как правило, падает на тех, кто тщательно не заполнял анкеты и не вел дневник.

    Писание анкеты, дневника — не блажь и не каприз руководителя занятий. Во время фиксации мыслей, графического воспроизведения своего состояния — то есть, когда слова не только произносятся, слышатся, зрительно воспринимаются, но еще и воспроизводятся на бумаге, и происходит тот самый чудодейственный процесс перепрограммирования сознания, «вымывания», «выметания» из головы питейно-алкогольного мусора, который затем заменяется трезвенной убежденностью. Психо-физический секрет метода Шичко в том и заключается, что «пьяный мусор» следует полностью вымести из сознания, а затем уже на очищенное место поместить трезвенническую программу.

    Это как раз то, чего не делает наша слабая, «недоразвитая» наука наркология. Но такую тщательную чистку можно сделать только при обоюдных усилиях руководителя и слушателя.

    Хорошо бы перед входом в помещение, где проводятся занятия по избавлению от пьянства и курения, повесить такие плакаты: «Не ленись, делай, что тебе говорят». Или: «Оставь гордыню, внимательно слушай руководителя».

    Ты много положил времени, труда и хлопот на добывание денег, а затем бутылок — потрудись хотя бы немного и здесь, в группе. Там от большого труда были одни беды, здесь от труда малого тебя ждет радость трезвого состояния на всю оставшуюся жизнь.

    На занятия в группу входи, как в церковь: со смирением. Руководителю внимай, веруй и надейся. Ни шума, ни суеты — слушай! Воспринимай. Не только разумом, но и сердцем. В жизни каждого человека бывают великие, торжественные события. Твои занятия в группе — такое событие. Здесь происходит твое второе рождение. И поверь: едва ли не каждое слово руководителя ты помнишь на всю жизнь и будешь, как о чуде, рассказывать другим.


    Но вот ты прошел курс занятий. Сказал руководителю и всем соратникам:

    — Пьянство и курение — это все в прошлом. Отныне я не только рюмку и папиросу не возьму в руки, но мне и думать об этом противно.

    И еще ты подумаешь: а как же другие? Они ведь пьют и курят.

    Теперь они кажутся тебе несчастными. В самом деле: жизнь так прекрасна, зачем же губить ее спиртным и никотином?

    Ты поднялся над ними. Ты выше их! Ну, если не во всем, то в этом — очень важном. И ты с сожалением смотришь на них. А если пьет и курит человек именитый, чиновный, ты удивляешься вдвойне и мысленно восклицаешь: «Господи, какое положение занял в обществе, а такой простой истины понять не может!..»

    Ты прав. Обидно смотреть на заводского рабочего, колхозника, отравляющего свою жизнь вином, — культуры не хватает, знаний нет. Но этот-то!.. Врач, профессор, министр, академик... Да как же это он? .. Тянет водку, сосет папиросу... Какая гадость! И как за него обидно. Досада берет. Хочется подойти и сказать: «Послушай, неужели тебе не ясно, что пить и курить — вредно, что это отравляет жизнь другим, подает дурной пример детям. Опомнись! Прекрати! Ведь тошно на тебя смотреть!»

    Ты так, конечно, никому не скажешь, но подумаешь именно так. Знаю по себе. Когда я «культурненько» попивала и не видела в этом ничего зазорного, я равнодушно смотрела на курящих и пьющих своих знакомых и приятелей. Но как только я стала трезвенником, смотрю на них иными глазами. Про человека простого, обыкновенного скажу: «Бедолага! Не знает, не понимает». И при этом испытываю чувство сожаления. Но если с рюмкой в руке или папиросой в зубах вижу педагога, врача! — тут и чувства удивления, и досады: «Других учат, а сами...»

    Итак, у тебя возникло желание помогать другим. Избавлять от пьянства и курения. А почему бы и нет?.. «Другие могут! Я тоже смогу! Тем более, что метод Г. А. Шичко мне знаком. Я даже вижу, как его применить к другим».

    В Ижевске на конференции руководителей групп отрезвления — а туда поделиться опытом съехались около четырехсот человек — всех интересовал опыт инструкторов-чудодеев Николая Январского, Владимира Жданова, Юрия Морозова, Владимира Михайлова, Нины Емельяновой, Виктора Юмина, Нины Гранцевой, Михаила Баканова и многих других... Там ко мне подошла и поднесла цветы совсем еще юная девушка. Ей восемнадцать лет, но она овладела методом Шичко и уже сама исцеляет пьяниц. Я была поражена подвижничеством этой молодой патриотки.

    У нас в стране теперь много руководителей групп по избавлению от алкоголизма и курения. По моим подсчетам их около тысячи человек. И каждый за год отрезвляет примерно триста человек. А все вместе взятые? .. Нетрудно подсчитать наши результаты.

    Благотворный, чудодейственный процесс начался в народе! Вот уж истинно говорят: народ подобен могучему витязю — если он почувствовал гибельную опасность, то непременно найдет в себе силы, одолеет врага. Плутократическая система, названная фарисеями развитым социализмом, обрушила на наш народ моря спиртного зелья. Народ стал задыхаться, он тяжко заболел, ослаб в труде, стал плодить дефективных детей — казалось, не было просвета, наступала ночь генетического вырождения. И тогда из глубин народа, нежданно и негаданно, появляется ученый и дарит соотечественникам могучее средство борьбы с зеленым змием. Это Геннадий Андреевич Шичко.

    В 1986 году в журнале «Наш современник» напечатаны отрывки из книги о Геннадии Андреевиче. Изучая его жизнь, Иван Владимирович Дроздов столкнулся с удивительным равнодушием власть имущих к судьбе ученого и его открытия. Ему всячески мешали. Академик Бехтерева изгоняет его из института, но он фронтовик, инвалид войны, герой Сталинграда, не сдался и в этой битве — до конца жизни нес людям свой чудодейственный огонь и, падая, вручил его своим ученикам.

    Недавно к нам в Ленинград пришла весть: в городе на Волге Чебоксарах энтузиасты трезвости изготовили бюст Г. А. Шичко, и добились разрешения властей на установление его в городе в знак любви и благодарности патриоту-ученому.

    Организатором выступил Олег Иванович Кириенко. Он проводит интереснейшую работу; не только поднимает падших, но и приобщает к делу в созданных для них трудовых кооперативах.

    Ныне по методу Шичко мы отрезвляем десятки, сотни тысяч людей, завтра будем отрезвлять миллионы. Сейчас мы не поспеваем за дьявольской машиной спаивания народов, но в нашей воле приблизить день, когда машина эта притормозит ход, закашляет, а затем и совсем захлебнется. Наша цель — вырвать из алкогольного плена всех несчастных соотечественников, а затем и внушить всему народу ненависть и отвращение к спиртному!

    И это будет величественным подвигом отряда благороднейших сынов Отечества, которые в черную для Родины годину высоко взметнули знамя трезвости!


    Не каждый из вас станет руководителем групп отрезвления, но каждый должен внести свою лепту в борьбу за трезвость народа. Рассказывайте близким и друзьям о методе Г. А. Шичко, приведите хотя бы одного бедолагу в группу отрезвления.

    Не жалейте сил на переписку. Торопитесь помогать другому.

    Читайте литературу. Есть много замечательных книг, посвященных борьбе за трезвость, — о них вам расскажет руководитель группы.

    Мы же назовем недавно вышедшие книги:

    Т. Дурасова «Слышу, как стучится беда». Много интересного в этой книге, спасибо сердечное Татьяне Борисовне за такой подарок людям.

    В Новосибирске вышла книга «Стратегия отрезвления». Авторы — ученые, одни из инициаторов трезвеннического движения: Ю. Г. Марченко, П. В. Матвеев, А. Н. Насыров, Н. Г. Загоруйко.

    Вы найдете в этой книге много сведений из истории борьбы русской интеллигенции за трезвую жизнь, тут есть анализ и непоследовательных акций нынешнего правительства, в том числе и антинародных решений о прекращении борьбы с пьянством.

    Показана злостная роль средств информации в спаивании народа.


    Дорогой друг! Можем ли мы хранить постыдное равнодушие, дальше сидеть сложа руки и беспечно взирать на то, как исподволь и наверняка без всяких атомных бомб и бинарных химических снарядов выводится из содружества мировых наций советский народ, — и, прежде всего, славянский? Если в нас еще осталась хоть малая доля патриотизма, если мы еще способны реально оценить обстановку и подумать о судьбе своих детей и внуков, о судьбе Родины, мы должны включиться в борьбу за сохранение генофонда славян и малочисленных народов, разделяющих с нами общую судьбу, мы должны включиться в борьбу за трезвость и одолеть алкогольную чуму. Еще вчера большинство из нас пребывали в постыдно благодушном покое и наивно ждали, что счастливую жизнь нам поднесут на тарелочке другие, но сегодня все должны очнуться и занять свое место в рядах активных бойцов — сегодня по стране, как в годы Великой Отечественной войны, вновь заметался тревожный набат, над нами вновь нависла смертельная опасность, и сыновний долг перед Отечеством призывает нас занять боевые рубежи. Мы все как один должны включиться в борьбу за трезвость и одолеть алкогольную чуму.

    В 1985 году в борьбу за трезвость включилось наше правительство, но алкогольная мафия быстро свернула эту борьбу. В этой обстановке на представительной конференции активистов-трезвенников в Новосибирске было провозглашено создание общенародного Союза борьбы за трезвость во главе с признанным лидером трезвеннического движения всемирно известным хирургом академиком Ф. Г. Угловым. Ему верят, за ним идут все, кто желает видеть свой народ трезвым и здоровым. Патриоты взяли на вооружение метод избавления от алкоголизма и курения, открытый и разработанный Г. А. Шичко. С небывалой быстротой распространяется он по стране. Еще недавно, при жизни Геннадия Андреевича, в Ленинграде был один, созданный им клуб «Оптималист», и ютился он в полуподвальном помещении. Сегодня — ассоциация клубов «Оптималист» насчитывает их более четырехсот. Множатся ряды «Союза борьбы за народную трезвость». И всюду ведется работа по избавлению от пьянства и курения. По-разному строят свои занятия эти благородные рыцари пятой волны трезвеннического движения в нашей стране, и результатов они добиваются разных, но те, кто наиболее полно постиг сущность метода Геннадия Андреевича, кто использует все основные педагогические приемы и методические разработки автора метода, тот, как и Шичко, добивается почти стопроцентных результатов.

    Как и во всяком большом деле, так и в среде инструкторов отрезвителей появились лихие новаторы, стремящиеся делать дело быстро, с наименьшей затратой сил. Их соблазняет возможность сокращать время занятий, увеличивать число слушателей, — иные выходят на большие аудитории. Само по себе такое стремление благородно — и Геннадий Андреевич в свое время мечтал о больших аудиториях, говорил, что если бы ему, как Алле Пугачевой, предоставили Дворец спорта, он бы многих отвратил от пьянства и курения. Но вот что следует помнить: большие аудитории подвластны лишь тем, кто глубоко проник в суть метода Г. А. Шичко и с большим искусством овладел основными приемами убеждения. Для этого нужны знания проблемы, умение сконцентрировать внимание слушателей на «шоковых» фактах — много ли найдется у нас таких мастеров?.. Тут важно трезво рассчитывать свои возможности. Действовать по принципу: лучше меньше, да лучше. Ну, а если кто почувствует в себе силы отрезвлять скоро и помногу — пожелаем ему успеха!

    Следует помнить, что питейные установки закладывались в сознание годами и нельзя рассчитывать, что все руководители групп, в том числе и малоопытные, могут избавить от них за несколько часов.

    И еще: в этом деле мало желания, опыта, знаний — необходима нравственная высота.

    Настоящую брошюру следует считать приложением к книге писателя И. В. Дроздова: «Геннадий Шичко и его метод». И книга и брошюра послужат ценным подспорьем руководителям групп, а тем, кто решил избавиться от пьянства и курения, они помогут глубже осознать пагубность пьяной жизни.

    Приведем здесь некоторые разработки Геннадия Андреевича Шичко.

    Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования

    Основная причина низкой эффективности многочисленных противоалкогольных мероприятий — слабая теоретическая разработка алкогольной проблемы. В настоящее время положение начинает меняться.

    Теория психологического программирования, разрабатываемая автором, позволяет научно понять так называемое отклоняющееся поведение. Человек пьет, курит, верит в бога, ворует и т. п. в результате соответственной запрограммированности: питейной, курительной, наркоманной, религиозной, воровской и тому подобное. Питейная запрограммированность — такая искаженность сознания проалкогольными измышлениями, которая побуждает человека совершать объективно неоправданные, противоестественные и многосторонне вредные поступки — пить отравляющие жидкости, содержащие яд и наркотик этанол.

    Питейную или проалкогольную запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить? сколько? где? и т. п.) и проалкогольное убеждение. Человек поступает в соответствии со своими убеждениями, их нельзя уничтожить ни карами, ни лекарствами, ни запугиваниями, они изменяются только под влиянием психологических и идеологических воздействий.

    Согласно теории психологического программирования целью любых противоалкогольных мероприятий должно быть не фантастическое умеренное или культурное питье, а трезвость, причем предпочтительно — сознательная. Сознательные трезвенники из бывших алкоголиков, как показывает моя многолетняя работа, не нуждаются в реабилитации, они гордятся своим положением и добровольно пропагандируют нормальный образ жизни.

    Низкая эффективность наркологического лечения объясняется тем, что оно не избавляет алкоголика от питейной запрограммированности, он становится в лучшем случае воздержанником, но не трезвенником.

    Теория психологического программирования позволила дать правильные определения таким понятиям, как «алкоголизм», «алкоголик», «пьяница», предложить научную классификацию людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам, разработать принципиально новый безлекарственный метод избавления от алкоголизма.

    В зависимости от питейной запрограммированности (ПЗ) и от употребления спиртного (УС) все человечество разделено на четыре группы: трезвенников (—ПЗ, —УС), воздержанников (+ПЗ, —УС), принужденников (—ПЗ, +УС) и алкоголепийц (+ПЗ, +УС). Трезвенники, воздержанники и алкоголепийцы делятся на четыре подгруппы. В докладе классификация будет представлена в развернутом виде.

    Для понимания сути нового метода необходимо дать определение понятию «алкоголик». Алкоголики — питейно запрограммированные люди, имеющие привычку к употреблению спиртного, потребность в нем и поглощающие его. Метод предусматривает угашение психологическим путем потребности и привычки, нейтрализацию идеологическими и педагогическими воздействиями питейной запрограммированности и превращение алкоголика в сознательного трезвенника.

    О научности теории психологического программирования свидетельствуют положительные результаты оказания помощи алкоголикам и курильщикам. С алкоголиками проводятся двухдневные занятия, после которых многие не только перестают пить, но добровольно пропагандируют трезвость.

    Теория психологического программирования открыла реальную возможность для успешного решения алкогольной проблемы, в том числе ее составной части — проблемы алкоголизма.

    12.01.85

    Стадии алкоголизма — степени тяжести алкогольного страдания.

    Специфическая особенность алкоголиков — потребность в этиловом спирте, по мере пьянства она изменяется. В зависимости от ее выраженности различают три стадии алкоголизма, которые имеют порядковые номера или разные названия. Первая стадия характеризуется слабой выраженностью потребности, вторая — средней, третья — сильной. Физиологическими спутниками потребности в этаноле являются: переносимость алкоголя (толерантность), подавленность рвотного рефлекса, утрата количественного и ситуационного самоконтроля, похмельный абстинентный синдром, забывание событий периода опьянения, характер пьянства, психозы и некоторые другие. Потребность в алкоголе может появляться постоянно (при значительном падении его концентрации в крови), периодически и после приема какого-то количества спиртного.

    Стадия алкоголизма — 1. Потребность слабо выражена, но по мере продолжения возлияний усиливается, алкоголик способен ее преодолеть и самостоятельно стать воздержанником; толерантность непрерывно поднимается и превосходит первоначальную раза в три; отсутствует рвотная защитная реакция; утрачивается способность произвольного прерывания выпивки; похмельный абстинентный синдром слабо выражен и не всегда появляется; отмечаются полимпсесты, т. е. отрывочное воспоминание о событиях периода опьянения; пьянство имеет относительно систематический характер.

    Стадия алкоголизма — 2. Потребность настолько значительна, что алкоголик неспособен справиться с нею; толерантность достигает наибольшего значения и далее многие годы держится примерно на этом уровне, затем намечается падение ее; рвотный рефлекс отсутствует; к утрате количественного контроля присоединяется утрата ситуационного; становится выраженным похмельный абстинентный синдром; полимпсесты сменяются забыванием все больших отрезков периода опьянения; пьянство систематическое и запойное; изредка появляются психозы и эпилептиформные припадки.

    Стадия алкоголизма — 3. Потребность в спиртном ярко выражена, она вспыхивает и становится непреодолимой после приема рюмки алкогольного напитка; толерантность значительно снижается; восстанавливается рвотный рефлекс; полностью утрачивается количественный и ситуационный самоконтроль; абстинентный синдром ярко выражен; забывание событий периода опьянения бывает постоянное, полное и происходит даже после приема небольших доз алкоголя; систематическое и запойное пьянство; часто появляются психозы и выраженные эпилептиформные припадки; быстро протекают: деградация личности, резкое снижение профессиональных навыков и трудоспособности, утрата связей с родственниками и трудовым коллективом.

    Слушатель! Вам необходимо:

    1. Считать своей первостепенной задачей полное освобождение от алкоголизма и по возможности все подчинить достижению этой цели.

    2. Внимательно прослушивать и запоминать материал занятий.

    3. Конспектировать важные сведения.

    4. Заучивать основные положения, формулировки и статистические данные.

    5. Не опаздывать и не пропускать занятия.

    6. Регулярно и подробно вести дневник.

    Систематическое ведение дневника в соответствии с формой — важное дезалкоголизмирующее мероприятие, поэтому его выполнение обязательно.

    План написания аутоанамнеза алкоголика

    Аутоанамнез алкоголика — описание собственного привыкания к алкогольным напиткам, последствий их приема, процесса превращения в пьяницу и алкоголика и попыток избавиться от алкоголизма. Аутоанамнез пишется произвольно, но с особо подробным освещением периода пьяной жизни.

    Нужно иметь в виду, что аутоанамнез — важный документ, позволяющий учесть индивидуальные особенности. Помните, что его подготовка оказывает благотворное влияние на автора. Чем подробнее и серьезнее будет готовиться аутоанамнез, тем большим будет его полезное воздействие. Аутоанамнез пишите в двух экземплярах. Копию сохраните.

    1. Основные биографические данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, занятие родителей, семейное положение, состав семьи, образование, специальность, место работы и должность, заработная плата, общий доход семьи) .

    2. Вредные привычки, от которых хотели бы избавиться. Вредные привычки членов семьи.

    3. Курение (стаж, суточная норма, месячные затраты, число попыток прекращения курения, наличие желание стать некурильщиком).

    4. Основные заболевания, перенесенные в прошлом, хронические заболевания в настоящее время.

    5. Заболевания и расстройства, приобретенные в результате а) употребления алкоголя, б) курения.

    6. Лечебные учреждения, в которых состояли и состоите на учете (психоневрологический, туберкулезный диспансер и т. п.) .

    7. Лекарства, которые принимаете в настоящее время а) по рекомендации врача, б) по собственной инициативе. Цель их приема и лечебный эффект.

    8. Ваше отношение к алкоголю и пьющим в период, когда сами не пили.

    9. Возраст, когда впервые появились: а) решение употреблять спиртное, б) признание этого занятия нормальным и оправданным, в) положительное отношение к пьющим.

    10. Возраст, когда получили первое представление об алкоголе, последствиях его употребления и в котором случились первые приемы. Название 3—4—5 спиртных изделий, которые впервые в жизни отведали; оценка их вкусовых качеств, самочувствие во время и после приемов.

    11. Возраст, в котором употребление алкоголя стало доставлять удовольствие.

    12. Время начала систематического употребления спиртного: а) по торжественным случаям, б) при встрече с друзьями, в) после получения зарплаты и случайных денег, г) по выходным. Причины перехода к систематическому потреблению алкоголя.

    13. Время появления привычки к спиртному.

    14. Время появления потребности в спиртном.

    15. Ваше понимание терминов «алкоголепийца», «умеренно пьющий», «культурно пьющий», «пьяница», «алкоголик», «трезвенник», «сухой закон». Оценка сухого закона.

    16. Примерные даты начала: а) случайного алкоголепотребления, б) пьянства, в) алкоголизма.

    17. Особенности употребления спиртного (предпочитаемые изделия, частота потребления, дозы, компании, места, самочувствие до, после и во время выпивки).

    18. Нормальные и предельно переносимые дозы алкоголя в периоды: а) приобщения к спиртному, б) привыкания к нему, в) пьянства, г) алкоголизма, д) в настоящее время.

    19. Периодичность употребления алкоголя: ежедневно, еженедельно, запои. Длительность: а) запоев, б) восстановления удовлетворительного самочувствия, в) нормальной жизни, г) подготовки к следующему запою.

    20. Самочувствие во время запоев. Подробное описание наиболее яркого запоя (подготовка к нему, пьянство, прекращение).

    21. Применяемые способы прерывания запоев.

    22. Употребление суррогатов (название, частота, дозы, причины).

    23. Поведение при опьянении: а) на улице, б) в общественных местах, в) на работе, г) дома.

    24. Самочувствие и поведение при неудовлетворении потребности в спиртном.

    25. Ваше мнение об отрицательных последствиях употребления вами спиртного: а) для вас, б) для вашей семьи, в) для других родственников и близких, г) для вашего предприятия или учреждения, д) для нашего общества.

    26. Положительное, привнесенное вашим алкоголепитием: а) вам, б) вашей семье, в) другим родственникам и близким, г) вашему предприятию или учреждению, д) нашему обществу.

    27. Попытки самостоятельно отказаться от алкоголепития и причины неудач.

    28. Лечение от алкоголизма (время, продолжительность, лечебное учреждение, способы лечения, результаты).

    29. Мотивы обращения за помощью.

    30. Программа вашего отношения к спиртному в течение ближайшего года.

    План написания аутоанамнеза курильщика

    1. Ф.И.О., дата рождения, состав семьи, зарплата, общий доход.

    2. Когда и по какой причине начали курить. Как сейчас оцениваете курение.

    3. Ваши реакции на первые затяжки.

    4. Когда появилась потребность в папиросе.

    5. Что чувствуете, если долго не курите.

    6. Какие перемены произошли в вашем организме (как влияет курение на психику, нравственность, здоровье, работоспособность).

    7. Как относятся родные, друзья к этой вашей привычке.

    8. Как отражается ваше курение на близких, особенно детях.

    9. Появлялось ли раньше желание отказаться от курения (когда, причины, мотивы) .

    10. Если прекращали курить — надолго ли, и как часто.

    11. Лечились ли от курения (сколько раз, где, результаты, когда).

    12. Что курили раньше (в период привыкания) и что курите теперь.

    13. До конца ли докуриваете папиросу, сигарету.

    14. Частота курения — раньше и теперь.

    15. Место курения (на работе, дома). Затрачиваемое время.

    16. Ваше самочувствие в период воздержания.

    17. Как на вас действуют первые затяжки после воздержания.

    18. Взаимодействие алкоголя и курения.

    19. Что хорошего получаете от курения: вы, ваши близкие, друзья, ваше предприятие или учреждение, все наше общество.

    20. Отрицательное, привнесенное вашим курением: вам, ближайшему вашему окружению дома и на работе, всему нашему обществу.

    21. В помещении, в присутствии детей, женщин — курите ли вы.

    22. Сколько времени, денег тратите на приобретение табачных изделий (в течение дня, месяца, года, всего курительного периода).

    23. Ваше понимание терминов: курильщик, некурильщик, прокурительный программист, пассивный курильщик.

    Правила ведения дневника

    Дневник ведется строго по форме, причем сначала указывается порядковый номер вопроса, а затем дается подробный ответ. Вопросы, для ответа на которые нет материала, прочеркиваются после указания их номера. Например: 4 —; 5 —. Писать в двух экземплярах, первый — для инструктора, копию сохраните и периодически перечитывайте.

    Форма, по которой надлежит вести дневник

    1. Фамилия и инициалы.

    2. Дата.

    3. Отношение к спиртному. В случае срыва надлежит подробно описать все связанное с ним: субъективные и объективные причины, побудившие выпить, названия и количество принятых изделий, самочувствие и поведение до, во время и после выпивки, последствия ее, оценка поступка, реакция близких и т. п.

    4. Пребывание в компании пьющих, самочувствие и поведение в этой обстановке.

    5. Отношение к предложениям выпить, к соблазнителям и питейным ситуациям.

    6. Отношение к случайникам, пьяницам и алкоголикам.

    8. Употребление спиртного в сновидениях.

    9. Избавление от установки на употребление спиртного и настроенность на трезвость.

    10. Программа дальнейшего отношения к алкогольным изделиям.

    11. Алкогольные и трезвенные убеждения.

    12. Степень трезвенной проясненности сознания.

    13. Угасание привычки к употреблению спиртного.

    14. Угасание потребности в спиртном.

    15. Абстинентные переживания, вызванные воздержанием от употребления спиртного, их проявление, выраженность и угасание.

    16. Отношение к пьяным, к виду и запаху спиртного, к питейным заведениям.

    17. Физическое самочувствие (недомогание, сон, аппетит и т. п.).

    18. Психическое самочувствие (настроение, раздражительность, чувства, основные мысли, желания и т. п.).

    19. Моральное самочувствие (отношение к собственным поступкам, удовлетворенность своим поведением и взаимоотношениями с другими, угрызения совести и т. п.).

    20. Взаимоотношения с родственниками, друзьями и сослуживцами в связи с переходом к трезвости. Ваша отрезвляющая работа с ними.

    21. Прочитанные противоалкогольные и проалкогольные материалы, их критическая оценка. Другая отрезвляющая работа над собой.

    22. Просмотренные противоалкогольные и проалкогольные фильмы и телепередачи, их критическая оценка.

    23. Собственные новые трезвенные мысли.

    24. Оценка своего поведения за истекшие сутки.

    25. Программа поведения за предстоящие сутки.

    «Чтобы прийти к цели, нужно выбрать верную дорогу, — сказал мудрец. Дорогой соратник! Ты избрал ее, эту верную дорогу. Желаем успешно пройти ее и обрести новую счастливую жизнь!

    Книга издана при содействии Благотворительного фонда «Культура через трезвость» им. Г. А. Шичко, основанного в Ленинграде.

    Автор приносит сердечную благодарность учредителям фонда.

    Благородная деятельность фонда послужит развитию культуры в городе на Неве, утверждению трезвости и здорового образа жизни его жителей.

    Желающим внести посильные средства в дело развития фонда сообщаем его расчетный счет: 13001700052 МФО 131036 в Выборгском отделении Промстройбанка г. Ленинграда. Дом культуры «Оптималист»


    Книга издана при содействии благотворительного фонда «Культура через трезвость» им. Г. А Шичко, основанного в Ленинграде.

    Фонд ставит перед собой задачи:

    1. Распространение творческого наследия Г. А. Шичко.

    2. Разработка методик избавления людей от пьянства, курения и других вредных пристрастий на основе учения Г. А. Шичко.

    3. Благотворительная деятельность фонда.

    4. Создание музея трезвеннического движения России им. Г. А. Шичко.

    Всех желающих принять участие в создании музея просим прислать свои материалы об истории и развитии трезвеннического движения в вашем регионе в адрес Фонда. Сохранность и возврат материалов гарантируем.

    Наш адрес: 194355, Ленинград, ул. Жени Егоровой, дом 1 «Оптималист» Благотворительный фонд «Культура через трезвость» им. Г. А. Шичко.

    Желающим внести посильные средства в дело развития фонда сообщаем его расчетный счет; 13001700052 МФО 131036 в Выборгском отделении Промстройбанка г. Ленинграда










     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх